Как изменилась система налогообложения крестьян в годы правления петра 1

Опубликовано: 16.05.2024

Предпосылки финансовой реформы Петра 1

Как известно, государство нуждается в деньгах для развития, а также для защиты от внутренних и внешних угроз. Не стал исключением и Петр 1. Основными причинами финансовых реформ для Петра 1 стали:

  • создание в кратчайшие сроки регулярной армии и флота,
  • модернизация государства.

Правившие до него цари использовали подворное налогообложение, а это не удовлетворяло финансовым запросам Петра 1, поэтому в казне стали появляться недоимки или, по-просту говоря, — дыры.

Все это сподвигло его на проведение финансовых реформ, хотя в первые годы они были не совсем удачные.

Денежная реформа Петра 1

Уже в 1703-1706 годах стали часто появляться недоимки из-за Ратушей — эти недоимки могли дорого стоить, так как подрывали безопасность страны. Нет денег — нет армии и флота.

В то время неплохой доход страна получала от продажи товаров за границу.

Но просто перечеканивать монеты было не выгодно. Чтобы как то решить это Петр 1 ввел новые монеты.

Раньше копейка не было основной денежной единицей и равнялась 2 деньгам. После чеканки новых монет копейка являлась основной денежной единицей.

Правда, при чеканке новых монет Петр 1 не раз снижал вес и пробу этих монет, а это в свою очередь вызвало рост подделок.

Эта мера по перечеканке монет действительно помогла на первых этапах, но имела ужасные последствия в будущем — русская монета обесценилась, цены поднялись практически на 100 процентов.

Расходы страны продолжали увеличиваться, а доходы не стремились подниматься.

Чтобы содрать с населения побольше денег Петр 1 обложил налогом почти всю хозяйственную деятельность.

Он ввел до 30 разных налогов для населения, основные из них:

  • налог на рыболовство,
  • налог на ношение бороды для старообрядцев,
  • даже дубовые колоды, которые использовались в изготовление гробов, так как знал, что народу мрет много и постоянно, соответственно доход приличный,
  • еще много других налогов, которые усложняли и так не легкую жизнь населения.

В 1705 году проходило переустройство армии и флота, а это значит, что расходы на переформирование армии и флота выросли.

Только введением новых налогов и перечеканкой монет эти расходы не покрыть, поэтому Петр 1 решил монополизировать торговлю частью товарами.

Обретая единственные права на торговлю определенным товаром Петр 1 обеспечил неплохой финансовый приток в казну, а это было крайне необходимо в виду проведения военных реформ.

Также были созданы должности специальных агентов, которые продавали определенный казенный товар в крупных европейских городах.

Так как все принятые меры все равно не давали должного результата, то Петр 1 опять не пренебрег использовать перечеканку монет.

Так с 1711 года он приказал запретить чеканить мелкую серебряную монету, а заменить ее медной.

Через несколько лет эта мера привела практически к полному выходу мелких серебряных монет.

Если раньше при попытке замены серебра медью это заканчивалось бунтом (Медные бунты), то теперь, имея сильную власть, население было более сдержанно при проведение денежной реформы Петром 1.

Подушная подать

Петра 1 не на шутку волновали вопросы уменьшения населения страны.

Но как оказалось на самом деле, причина не была столь серьезной. Чтобы избежать налогообложения население старалось всячески укрыться от уплат налогов. Так обычный крестьянин мог убежать и скрыться от переписи, а помещики существенно занижали количество трудоспособных налогоплательщиков.

Чтобы найти более эффективный способ пополнения казны Петр 1 пришел к коренным изменениям в налоговой системе.

Раньше налог брался с двора, а это ущемляло те дворы, где работоспособных людей было меньше. Например, налог был одинаков для двора с 30 и 10 людьми соответственно. Для этого некоторые хитрые помещики специально огораживали одной плетью несколько дворов и делали одни общие ворота, и при подсчете это считалось за 1 двор.

При введении подушной подати налог взимался с мужского населения любого возраста, кроме духовенства, солдат и дворян.

Сумма налога зависела от количества платежного населения и от суммы нужд армии и флота. Обычно эта сумма делилась на количество налогоплательщиков после последней переписи.

Введение подушной подати значительно увеличила доход государства от налогов по сравнению с подворной податью.

Большую часть времени правления Петра I Россия воевала. Военные расходы становились все больше, а государева казна все пустее. Такая ситуация требовала от Петра I и его соратников решительных действий, которые были бы способны восполнить образовавшиеся в бюджете страны бреши.

Система налогообложения населения при Петре I несколько раз менялась. Петр I проводил налоговую реформу исходя из положения дел в стране.

Налоговая реформа Петра I подразумевала под собой увеличение как прямых, так и косвенных налогов.

Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, налог на бороду, на дубовые гробы, на государственные бумаги, и другие. Расширилось число и косвенных налогов: рыбные, медные, медовые, конские, банные. К 1724 году, в России насчитывалось около 40 различных налогов. В 1718 году государство заинтересовалось в увеличение налоговых сборов.

Реформы Петра I. Цели реформ Петра I

Для этого была проведена перепись населения.

Перепись населения предоставляла право изымать налог, не с крестьянского двора, а с каждой мужской души от младенцев до стариков. Такая условно счетная единица заносилась в «Ревизские сказки», которые обновлялись только через несколько лет.

Закончились налоговые реформы Петра I с введения подушной подати. После «ревизской переписи» множество различных налогов было заменено подушной податью. Подушная подать с помещичьего крестьянина составляла 74 копейки в год, а с посадского 1рубль 14 копеек. Прошедшая перепись поставила вне закона вольных крестьян и не состоящих на службе. Сильно ужесточилось наказание за сокрытие беглых крестьян.

С введением подушной подати налоговое бремя для населения выросло в три раза, это приводило к разорению и массовому бегству крестьян.

Налоговая реформа Петра I была требованием военного времени, России очень были нужны выходы к незамерзающим морям для развития внешнеполитических связей. Однако такая налоговая реформа, отражалась на благосостоянии населения России.

Налоговые реформы Петра I и ее значение для России

1. Причины возникновения реформ

2. Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

2.2 Реформа прямых налогов

2.3 Реформа финансового аппарата

3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России

Список использованной литературы

Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.

Страна не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю.

Не имела Россия также и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения.

Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.

К этой теме я обратилась, потому что период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России.

Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства, потому что то, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него, знала немало реформ, однако, главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Естественно коренное переустройство влечет за собой как положительные стороны, так и противоречия.

Цель моей работы — изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3.

Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.

Причины возникновения реформ

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн.

рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.[1]

Из таблицы мы видим, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.[2]

Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства.

Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс.

рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна.

Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности — ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам.

Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды.

Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.[3]

Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.

Налоговая реформа Петра I

Реформа косвенных налогов

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки.

Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну.

Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д.

Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.[4]

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г.

вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно.

Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян — налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.[5]

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых.

Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.

Налоговая реформа Петра І. Ее значение для России.

Роль Петра І в истории России велика и неоднозначна. Будучи великим реформатором, он расширил географические, экономические и культурные границы государства, создал великую империю. Но для простого народа эти же реформы стали тяжелым бременем.

Причины проведения реформы

Во время восхождения на престол Петра І, Россия переживала не лучшие времена.
• Промышленная отрасль была недостаточно развита, чтобы обеспечивать страну всем необходимым.
• В социальном и культурном плане государство заметно отставало от Запада.
• Россия не могла развивать внешнеэкономическую деятельность, так как не имела выхода к морю и своего флота.
• Внутри страны между боярами и дворянами постоянно возникали конфликты.
• Армия не имела хорошего вооружения и достаточной подготовки. Россия могла стать легкой добычей для внешних врагов, которые постоянно посягали на ее независимость.
Все это привело к необходимости масштабного реформирования во всех сферах деятельности государства.
Петром была проведена реформа органов управления государством, церковная реформа, преобразования коснулись культуры, быта, образования, была реорганизована армия.
Однако укрепления армии, участие в Северной войне (с целью получить выход к морю), создание флота, привело к огромным денежным затратам. Старая финансовая система не соответствовала потребностям развивающегося государства. Расходы стали превышать доходную статью бюджета. Налоговая система не справлялась со своей функцией.
Царь-реформатор не мог ждать, когда развитие экономики станет приносить прибыль в государственную казну. Военная кампания требовала постоянных финансовых вливаний.
Налоговая реформа должна была стать выходом из финансового кризиса.

Этапы проведения налоговой реформы

Налоговая реформа Петра І проводилась поэтапно, а также имела два основных направления: это прямое налогообложение (налог зависит от дохода) и косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).
Специально была учреждена новая финансовая должность – прибыльщик. Их обязанностью было изыскивать новые источники наполнения казны.
В 1698 году указом Петра І подтверждено право российских городов собирать деньги с городского населения (стрелецкие) и оброчные деньги, обходя при этом воевод и приказных людей. Чтобы те не злоупотребляли своим положением. При этом население городов, согласившихся на это, должно было оплачивать государству окладной сбор в двойном размере. Со временем эта реформа стала обязательной для всех городов, хотя уплату двойного оклада отменили.
С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей, налоги с плавучих судов, с постоялых дворов, с продажи съедобного, ледокольный налог, налог на бани, на соль и другие. Налогами облагалось даже вероисповедание. В 1705 году стараниями прибыльщиков ввели налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города. Всего с людей бралось около 30 различных налогов.
Кроме этого, была введена монополия на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.
Налоговая реформа должна была наполнить государственную казну, но несмотря на такую жесткую систему налогообложения, денег в бюджете не хватало. В 1710 году дефицит бюджета составлял одну седьмую от части государственных доходов.
В 1719 году был введен горный налог. Его налоговая ставка - одна десятая доли всей добычи ископаемых, уплачивалась натурой.
В 1718 году был издан Указ о переписи населения (ревизии), целью которой была подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога). С 1720 года по распоряжению Петра І перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.
В 1724 году взамен подворного налога была введена подушная подать. Налог стали брать не со двора, а с души. Таким налогом облагалось все мужское население, кроме дворян и духовенства. Для сбора подушной подати, в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.
Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население.
Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов.
Трудности подушной подати были в том, что между проведениями ревизий, из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.

Историческое значение реформы

Несмотря на то, что налоговая реформа Петра І была не совершенна, и легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения, она стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие. В результате реформирования, налоговая система существенно изменилась.
Введенный единый налог – подушная подать, заменил множество мелких сборов, увеличил число налогоплательщиков, и действовал в России на протяжении 150 лет.
Новая налоговая система дала возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Появление постоянного налога позволило правительству более точно формировать бюджет.
Во второй половине пребывания Петра І на Российском престоле, несмотря на огромные затраты на содержание армии, государство смогло обходится собственными доходами.
Петр І занимался проведением реформ всю свою жизнь и некоторые из них так и не смог завершить.


Налоговая реформа.

Налоговая реформа Петра I — комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати.

Причины и предпосылки реформы.

  • Создание и поддержание регулярной армии.
  • Строительство флота.
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик за казённый счет

Цель:

пополнение государственной казны.

Два направления реформы:

  • прямое налогообложение (налог зависит от дохода)
  • косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).
    Кто собирал налоги?
  • Учреждена новая финансовая должность – прибыльщик. Прибыльщики должны были изыскивать новые источники наполнения казны.
  • Указом от 30 января 1699 г. торгово -промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право управляться своими выборными бурмистрами. Они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги.
  • В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей.

С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей,

налоги с плавучих судов,

с постоялых дворов,

с продажи съедобного,

с 1705 году – налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города,

с 1719 году – горный налог (одна десятая доли всей добычи ископаемых).

Введение монополии на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.

1718 г. - Указ о переписи населения (ревизии).

Цель: подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога).

С 1720 года перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.


Введение подушной подати.

1724 г.- введение подушной подати (с каждого лица мужского пола, кроме дворян и духовенства) вместо подворной (с одного двора).

Суть подушной подати.

Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население. Крестьяне должны были содержать армию, посадские люди – флот.

Требуемую сумму делили на лиц мужского пола. В итоге крестьяне в год платили 74 коп., посадские – 1 рубль 14 коп.

Для сбора подушной подати в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.

Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов Между проведениями ревизий из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.

Из истории.

  • До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор.
  • Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем.

Реформа финансового аппарата.

  • 1699 г. - в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.
  • 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.
  • Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат — в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.
  • В 1717—1722 гг были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия - надзор за государственными доходами за окладными и неокладными поступлениями. Окладные доходы – размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладные были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

Берг-коллегия - сбор доходов от монетной и горной регалий.

Коммерц-коллегия - таможенные сборы и таможенные тарифы.

Ревизион-коллегия - ревизия и контроль финансового управления, то есть контроль расходования денежных средств.

  • В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет.

Итоги и значение реформы.

ПЛЮСЫ.

  • Реформа стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие.
  • Введенный единый налог – подушная подать заменил множество мелких сборов.
  • Значительно увеличилось число налогоплательщиков.
  • Стабилизировалась финансовая ситуация в стране.
  • Правительство могло более точно формировать бюджет.
  • Организовано снабжение армии и флота.
  • Получены дополнительные средства для финансирования промышленности.

МИНУСЫ.

  • Реформа легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения.
  • Значительно ухудшилось материальное положение большей части населения.
  • Введение большого количества косвенных налогов вызвало рост социальной напряжённости.
  • Произошло закрепощение ранее свободных категорий крестьян.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

1)Введение крепостного рабства

Крепостные крестьяне при Петре I изменили свой статус с «почти свободных» до «почти рабов» (Была разрешена и стала обычной практикой купля-продажа крепостных .

Особую роль в этом сыграл указ Петра I от 7 апреля 1690 г., разрешивший куплю-продажу поместных крестьян. Ранее была разрешена только купля-продажа вотчинных крестьян (поместья считались государственной собственностью и их было в несколько раз больше чем вотчин - Блюм, pp. 177-178). После этого указа Петра I объемы торговли крепостными крестьянами уже в 1690-е гг. выросли в 10-20 раз; до этого были единичные сделки с беглыми и вотчинными крестьянами .

Кроме этого: - хозяевам фабрик и мануфактур было разрешено покупать крестьян для работы на фабрике;

- было разрешено покупать крестьян – рекрутов для зачисления в армию;

- широко применялась практика «приписывания» крестьян к фабрикам и мануфактурам (посессионные крестьяне)

личное навечное закрепление крестьян за помещиками и уничтожение грани между крестьянами и холопами (1719 г.) – «поставило крестьянина на грань помещичьей собственности»

2)Лишение крестьян свободы передвижения

«Каждый крестьянин, не имевший паспорта или отпускного свидетельства от помещика, объявлялся беглым, если его обнаруживали на территории, отдаленной от постоянного места жительства более чем на 30 верст».

Для многих крестьян не существовало даже физической возможности получить паспорт – чиновник, выдававший паспорта, нередко находился от них на расстоянии 100-200 верст, а человека уже за 30 верст от дома могли схватить как беглого.

3)Ужесточение законов о беглых

Беглым теперь считался любой, кого поймали за 30 верст от дома, и его ждало жестокое наказание. Штраф за сокрытие беглого увеличен в 10 раз; грандиозный сыск беглых по всей стране. В 1704 г. введена смертная казнь за укрывательство беглых

4) Дарение крестьян

Пётр I ввел практику дарения государственных крестьян частным лицам, что автоматически превращало их в крепостных. Только за 11 лет (1700-1711 гг.) он подарил, в основном своим фаворитам и вельможам, 340 тысяч десятин пахотных земель и 27,5 тысяч крестьянских дворов.

5) Вольные и гулящие люди»

После введения подушного налога всем «вольным и гулящим людям», т.е. свободному населению, было приказано либо идти в рекруты, либо отыскивать себе господ, которые согласились бы принять их к себе „во двор“. «Подушная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые все еще считались свободными (гулящие люди).

Причины введения «крепостного рабства» и торговли людьми и его результат (усиление эксплуатации крестьян помещиками)

Указ 7 апреля 1690 г. о разрешении купли-продажи поместных крестьян (с которого началась массовая торговля крестьянами) шел «навстречу стремлениям помещиков.

В 1690 г. у 18-летнего Петра I еще не было никакого плана реформ или государственных преобразований (которые начались лишь спустя 8-10 лет), поэтому санкционирование купли-продажи поместных крестьян никак не было связано с «государственными нуждами», а могло объясняться лишь интересами помещиков.

2.Реформы Петра I в отношении дворян.

Образование «двух наций.

Петр расколол русское общество на «две нации» - дворянство и остальное население, которые практически перестали понимать друг друга.

Возведение барьера между сословиями

До Петра I служилое сословие не было отгорожено непреодолимым барьером от крестьян и горожан, из числа которых и вербовались служилые; при Петре же такой барьер был возведен – между дворянством и остальным населением.

(В частности, в конце царствования Петра недворянам было запрещено занимать сколько-либо значимые чиновничьи посты Такую же роль, как эти запреты, сыграла подушная подать, которую дворяне не уплачивали:

«Внесение человека в подушный оклад автоматически означало закрепление его в непривилегированном сословии, делало фактически невозможным смену им социального статуса»

Именно эпоха Петра положила начало формированию дворянства как самостоятельного сословия, обособленного от остального населения.

Миф о том, что благодаря Петру дворяне стали служить государству

Раньше дворяне (служилые), не проявлявшие рвения на службе, могли лишиться своих поместий с крепостными, что являлось залогом их честного служения государству. Как писал Ключевский о переписи 1678 г., "Значительно больше половины всего тяглого населения отдано было служилым людям за их обязанность оборонять страну от внешних врагов"Указа о единонаследии 1714 г. все государственные поместья с крестьянами были бесплатно дарованы в собственность дворянам – приравнены к боярским вотчинам.

Устранив материальный стимул, обеспечивавший службу дворян на государство (поместья), Петр пытался вместо него внедрить принудительные меры: обязал всех дворян служить, вывешивал списки «уклонистов», подвергал их штрафам и телесным наказаниям. Однако эти меры были малоуспешными и не имели большого практического результата как ввиду массовых уклонений дворян, так и ввиду широко распространившегося формального подхода к отбытию службы.

После смерти Петра и эти малоэффективные меры перестали применяться: «служба стала легче, землевладение свободнее, сверх того, часть дворян могла жить по закону, вне службы и хозяйничать, тогда как ранее все дворяне поголовно и бессрочно были привязаны к службе»

Дворянство, освободившись от обязательной службы, почувствовало себя без настоящего, серьезного дела. Это дворянское безделье, политическое и хозяйственное, и было чрезвычайно важным моментом в истории нашего образованного общества… Оно, это безделье, послужило урожайной почвой, из которой выросло во второй половине века уродливое общежитие со странными понятиями, вкусами и отношениями»

)Бездумное насаждение иностранной культуры среди дворян в противовес другим сословиям

Ношение иностранной одежды дворянами стало обязательным, равно как и бритье бороды и усов; ни то, ни другое не было обязательным для крестьян и большинства горожан.

Насаждение в среде дворянства использования иностранных слов (при Петре в русский язык внедрено 4,5 тыс. иностранных слов), массовая отправка дворянских детей на обучение за границу.

Табель о рангах.

Указом 16 января 1721 года Пётр объявляет служебную заслугу, выраженную в чине, источником шляхетского благородства. Новая организация штатской службы и приравнение её к военной в смысле обязательности для шляхетства создавала потребность нового чиновного устройства и в этой сфере государственной службы. Это было достигнуто установлением 24 января 1722 года «Табеля о рангах». В этом табеле все должности были распределены по три параллельных ряда: сухопутные и морские воинские, штатские и придворные. Каждый из этих рядов делился на 14 рангов, или классов. Ряд воинских должностей начинается, идя сверху, генерал-фельдмаршалом и оканчивается фендриком. Этим сухопутным должностям соответствуют во флоте генерал-адмирал во главе ряда и корабельный комиссар в конце. Во главе штатских рангов стоит канцлер, за ним — действительный тайный советник, а внизу — провинциальные секретари (13 класс) и коллежские регистраторы (14 класс). «Табель о рангах» создавал переворот не только в служебной иерархии, но и в основах самого шляхетства. Поставив в основу деления на чины должность, замещавшуюся путём заслуги по личным качествам и по личной годности лица, в неё вступающего, Табель о рангах упразднил совершенно старинное деление на основе родовитости и происхождения и искореняла всякое значение аристократизма в русском государственном строе. Теперь всякий, достигнув личными заслугами известного чина, становился в соответствующую должность, и, не пройдя служебной лестницы с нижних чинов, никто не мог достичь высших. Служба, личная заслуга становятся источником шляхетства. В пунктах, которыми сопровождался Табель о рангах, это было выражено очень определённо. Там сказано, что все служащие первых восьми рангов (не ниже майора и коллежского асессора) с потомством своим причисляются к лучшему старшему дворянству. В пункте 8-мь отмечается, что, хотя сыновьям российского знатнейшего дворянства и открывается для знатной их породы свободный доступ ко двору, и желательно, чтобы они от других во всяких случаях по достоинству отличались, однако за это никому из них никакого ранга не даётся, пока они государю и отечеству услуг не покажут и за оные характера (то есть государственного положения, выраженного в чине и соответствующей должности) не получат. Табель о рангах открывал далее широкий путь к дворянству для людей всех классов, раз эти люди попадали на военную и гражданскую службу и личными заслугами выдвигались вперёд. В силу всего этого конечным результатом действия Табеля о рангах и была окончательная замена старинной аристократической иерархии породы новой бюрократической иерархией заслуги и выслуги.

Налоговая реформа Петра I – это комплекс преобразований системы сбора налогов, главным результатом которых стало введение основного налога, получившего название – подушная подать.

Реформа городского обложения

Еще до прихода к власти Петра I была проведена финансовая реформа, предпосылкой для проведения стало желание правительства поручить сбор налогов гостям и людям гостиной и суконной сотен, которые могли в случае чего ответить за недобор собственным имуществом.

В 1698 году Пётр переименовывает земских старост в земских бурмистров, в Москве была образована Бурмистерская палата, через год она была переименована в Ратушу.

Ратуша состояла из выборных от московских купцов и полностью подчинялась казне, ратуше, в свою очередь, были подчинены земские городские бурмистры. В обязанности бурмистров входило наблюдение за сборами в городах и уездах, они также посылали подвластных им таможенных и кабацких бурмистров для отчётов в Москву.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая реформа Петра I 430 руб.
  • Реферат Налоговая реформа Петра I 240 руб.
  • Контрольная работа Налоговая реформа Петра I 240 руб.

Все эти преобразования, несмотря на свои масштабы, не сделали новые источники дохода, а это и являлось главной причиной проведения реформ в сфере городского обложения. Плюсы все же были, правительство заручилось гарантиями поступления прямых налогов, причём их пополнение уже не требовало значительных затрат. Постепенно Ратуша, в руках которой были сосредоточены основные сборы – таможенный и кабацкий, оказалась больше не в состоянии полностью содержать армию и флот, численность которых увеличивалась каждый год.

По-прежнему не была полностью решена проблема, связанная с дополнительными сборами с населения, так как раньше этим занимались воеводы и приказные люди, то использовались они в основном в личных целях, то теперь ими стали распоряжаться земские бурмистры, даже после введения прибыльщиков, которые должны были контролировать все сборы в городе, отдельные поборы все равно сохранялись.

Финансовая реформа

В 1704 году Петр проводит финансовую или как её еще называют денежную реформу. в итоге главной денежной единицей становится копейка, была введена новая система налогов, подушная подать, заменила подворное обложение.

В итоге государственная казна значительно увеличилась, но при этом население заметно обнищало, а доходы, предназначенные для казны, часто разворовывались.

С 1704 году друг за другом в России вводились различные налоги – поземельный, ледокольный, на покос сена, с варки пива и т.п., так появилось около 40 разных налогов.

Налог на бороду

Петр решил бороться с бескультурьем дворянства и ввел налог на ношение бороды, носить бороду могли лишь представители духовенства. В 1705 году вышел указ «О бритии бород», с тех, кто отказывался брить бороду должен был платить ежегодно в зависимости от своего чина, этим не ограничились и сбор данного налога брали с крестьян – в крупных городах за въезд просили по 2 копейки с каждой бороды.

Облагались налогом в это время и религиозные верования. Раскольники вынуждены были платить все налоги в двойном размере. Налоги брали за совершение обрядов по таким случаям, как брак, рождение детей, смерть.

Раскольниками при Петре называли старообрядцев.

Внутри страны было организовано множество частных и государственных монополий – аптечных, винных, солевых, табачных, хлебных и др., при этом государственные монополии создавались для пополнения государственной казны с продажи популярной продукции, а частные были созданы для того чтобы ускорить развитие конкретных отраслей торговли и производства.

Еще одним налогом, который был введен указом Петра в январе 1699 года, был так называемый Гербовый сбор, согласно которому все официальные документы – купля-продажа, денежные займы нужно было оформлять на гербовой бумаге, монополистом по выпуску этой бумаги было государство.

В 1724 году был принят общий таможенный сбор, целью его была защита местных товаров, которые не могли конкурировать с зарубежными товарами из-за качества. Тариф был откровенно варварским – пошлины были очень высокие, многие торговцы стали отказываться привозить товар для продажи.

Подушная подать

Подушную подать ввели в 1724 году, этим налогом облагались мужчины всех возрастов, принадлежащих к податному сословию, ставки налога были разными, так государственные крестьяне вынуждены были платить больше, чем крепостные. Похожий сбор существовал еще в Древнем Риме и назывался «capitatio», во многих странах потерял распространение еще к началу XX века в связи с появлением подоходного налога.

Подушная подать – такая форма налога, при которой он взимался в одинаковом размере с каждого подлежащего налогообложению человека, по результатам переписи.

Самая первая ставка составляла 80 копеек с каждой души раз в год и в дальнейшем снижалась до 74 копеек, а после до 70 копеек в год в связи с улучшением охвата населения с помощью переписи. Изначально купцы также должны были платить, но в 1775 году подать для купцов была заменена процентным сбором с объявленного капитала.

В последующие годы инфляция и увеличение расходов государства привели к увеличению подушной подати в 1794 году до 1 рубля.

В XVIII веке подушная подать составляла 50 % всего государственного дохода, в 1866 году, кроме Бессарабии и Сибири, подать перестали взимать с мещан и цеховых. В 1867 году размер подати зависел от местности – от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки, такие сложности со сбором подушной подати привели к тому, что вскоре это налог перестал существовать, единственным местом в России, где налог взимали до 1897 года - была Сибирь.

Итоги налоговой реформы

Основные итоги реформы:

  1. Введен налог «Подушная подать».
  2. С помощью налогов была полностью обеспечена армия и флот.
  3. Ведение новых налогов привело к социальной напряженности в стране.
  4. Ранее свободные крестьяне были закрепощены.

Начало 1722 года принесло жителям России множество перемен, они не только впервые праздновали праздник Новый год, но и ожидали ранее неизвестных преобразований, прошло почти три столетия, а вот принципы финансовой политики государства остались все те же – петровские.

Читайте также: