К внутренним функциям государства не относится налогообложение

Опубликовано: 20.09.2024

кучина мария ивановна

ВложениеРазмер
gosudarstvo_i_ego_funkcii.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государство и его функции.

  1. Политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка, называется
  1. политическим движением
  2. профсоюзом.
  3. государством.
  4. политической партией.

2. к внутренним функциям государства не относится

1. интеграция в мировую экономику

3. охрана прав и свобод граждан

4. охрана правопорядка.

3.к внешним функциям государства не относится

1. оборона страны

2. обеспечение мира и поддержка мирового порядка.

3. обеспечение правопорядка.

4. сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

4.функцией государства не является

1. охрана всех форм собственности

2. разделение властей

3. оборона страны.

4. интеграция в мировую экономику.

  1. обязательным признаком государства не является
  1. суверенитет государственной власти
  2. деление на классы
  3. публичный характер власти
  4. государственный аппарат управления.

6.совокупность внешних признаков, характеризующих государство, называется

1. формой правления

2.формой территориально-государственного устройства

3. формой государства

4. типом политического режима.

7.К государственным органам, осуществляющим внутренние функции, относится

2. органы межгосударственных отношений

8. к внешним функциям государства относится

1.установление правовых норм и принятие законов

2.участие в решении глобальных проблем.

3. регулирование общественных отношений

4. правильного ответа нет.

9. к внутренним функциям государства не относится

1. интеграция в мировую экономику

3. охрана прав и свобод граждан

4. охрана правопорядка.

10. к политическим функциям государства относится

1. выработка программных целей и задач развития общества

2. создание условий для удовлетворения культурных запросов людей

3. осуществление социальной защиты людей

4. удовлетворение потребности людей в работе.

11. к правовой функции государства относится

1. установление отношений с компетентными партиями, общественными институтами

2. регулирование общественных отношений и поведения граждан

3. использование долгосрочного планирования и программирования

4. адаптация сферы образования к требованиям современности.

12. к внешним функциям государства относится

1. регулирование национальных отношений

2. использование рычагов управления для осуществления властных полномочий

3. обеспечение национальной безопасности.

4. обеспечение политической стабильности

13. Функцией государства является

1. наличие государственного аппарата

2. поддержание общественного порядка

4. разделение властей.

14. Что свойственно любому государству?

1. многопартийная система

2. наличие представительных органов власти

3. правоохранительная деятельность

4. высшая ценность прав и свобод человека.

15. Что отличает государство от других институтов политической системы?

1. разработка политических программ

2. узаконенное право на принуждение граждан

3. представление интересов определенных групп

4. объединение людей для совместной деятельности.

  1. Только государство может использовать силу для принуждения граждан к исполнению закона.
  2. государство является единственным институтом политической системы.

В1. вставьте пропуски в схему.


В1. Вставьте пропуски в схему.


В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.


В2. ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «государство».

Гражданство; власть; гимн; традиция; герб; армия.

В4. найдите в приведенном ниже списке основные признаки государства и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. принудительный характер власти
  2. право на взимание налогов и сборов с населения
  3. язык как средство общения на территории государства.
  4. единая оборонная и внешняя политика
  5. публичный характер власти
  6. единая транспортная система.

В4. найдите в приведенном ниже списке внешние функции государства

  1. обеспечение национальной безопасности
  2. воспитание членов общества
  3. регулирование экономических отношений
  4. участие в решении глобальных проблем.
  5. отстаивание государственных интересов.
  6. обеспечение условий деятельности политических институтов.

С6. Приведите три примера выполнения государством своих внешнеполитических функций.

С6. Назовите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания к разделу Социальная сфера.

Данный тест включает следующие темы: Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции Потребности и способности человека Деятельность человека, ее основные виды.


Тест по обществознанию "Выборы в демократическом государстве".

Данный тест был составлен к уроку обществознания в 11 классе. Проводился после изучения темы " Избирательное право Российской Федерации".


Итоговый тест по обществознанию тема "Духовная жизнь общества"

Тест в формате ЕГЭ может быть использован для итогового контроля по обществознанию в 10 классе по теме "Духовная сфера жизни общества".


Тесты по обществознанию. 10 класс

Предлагаются тематические тесты по курсу "Обществознание" (базовый уровень, 10 класс. Представлены тесты по темам: "Общество", "Познание", "Научное знание","Культура" и др.


Тесты по обществознанию 10 класс

ТЕСТЫ к темам Человек,Общество,Деятельность,Познание и др.

Итоговые тесты по обществознанию,состоящие из заданий частей "А" и "В" формата ЕГЭ с ответами.

Налоги являются атрибутом любого государства и выполняют ряд генетически связанных функций: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контролирующую, поощрительную.

Фискальная функция является главной функцией налогообложения и направлена на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства и аккумулирование их в бюджете в интересах финансирования общегосударственных и целевых государственных программ. Однако цели фискальной функции подчинены целям других функций налогобложения, прежде всего целям распределения и регулирования, и служат средством достижения последних.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в распределении общественных доходов между различными категориями населения. С помощью налогов происходит передача определенной части налоговых поступлений в пользу менее обеспеченных и незащищенных слоев населения. С одной стороны, за счет собранных налогов финансируются образование, медицинское обслуживание, дошкольное воспитание детей и ряд других сфер социальной жизни. Эти блага распределяются более или менее бесплатно и равномерно между членами общества. С другой стороны, налоговая система предусматривает снижение налогового гнета по мере снижения дохода граждан, способствуя этим уменьшению в какой-то степени имущественного неравенства.

В некоторых социально ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения в пользу менее доходной за социальную стабильность в обществе. Введение единой ставки подоходного налога существенно ослабляет распределительную (социальную) функцию налогов.

Регулирующая функция налогообложения направлена на достижение с помощью налоговых механизмов, имеющих экономическую природу, тех или иных целей социально-экономического развития страны. В условиях рыночной экономики налоги представляют собой один из немногих рычагов, с помощью которого государство может регулировать экономические процессы, происходящие в обществе.

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В некоторых российских изданиях по налогам регулирующая роль налогов считается преувеличенной, так как налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать: он лишь претендует на часть заработанного.

Тем не менее следует признать, что посредством налогов государство может в существенной мере регулировать общественное производство, определяя, какую часть заработанного необходимо уплатить той или иной категории налогоплательщиков в качестве налога, создавая тем самым более благоприятные условия для расширения одних видов деятельности путем ослабления налогового бремени (предоставления налоговых льгот) и понуждая к ограничению других видов деятельности за счет усиления налогового бремени (введения акцизов, специальных таможенных пошлин и налогов).

Можно выделить три подфункции регулирующей функции: стимулирующую, дестимулирующую, воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему налоговых льгот и освобождений. Стимулируются капитальные вложения из прибыли в развитие производства, деятельность малых предприятий, сельскохозяйственное производство и ряд других видов и направлений деятельности. Налоговое стимулирование способствует самоокупаемости производственно-хозяйственной деятельности предприятий и самофинансированию их производственного и научно-технического развития. Так, льготы по налогу на добавленную стоимость позволяют снизить рыночную цену товара, что способствует увеличению сбыта и выручки от продаж; освобождение от налога на прибыль части прибыли, направленной на инвестиции в производство, способствует обновлению технологии и производимой продукции и повышению за счет этого конкурентоспособности производимых товаров.

Дестимулирующая подфункция, наоборот, направлена на ограничение тех или иных экономических процессов, расширение которых противоречит целям социально-экономического развития общества. Так, например, для предотвращения существенного ущерба, наносимого той или иной отрасли российской экономики в результате возросшего ввоза аналогичного или конкурирующего товара, демпингового импорта товара, импорта товара, субсидируемого иностранным государством, могут вводиться защитные пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная пошлины).

Для предотвращения неблагоприятных социальных последствий от расширения производства алкогольной и табачной продукции вводятся (повышаются) акцизы.

Следует иметь ввиду фискальное значение дестабилизирующей функции, так как повышение налогового бремени до некоторых пределов ведет к повышению суммы налоговых поступлений в бюджет. Это, в частности, позволяет компенсировать потери бюджета от введения налоговых льгот.

Воспроизводственная подфункция направлена на аккумуляцию средств на восстановление используемых ресурсов. Эту функцию выполняет, в частности, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Контролирующая функция налогообложения - осуществление контроля через налоги за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов.

Надлежащая реализация функции контроля позволит избежать криминализации экономики, поскольку предусматривает систематический контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Поощрительная функция налогообложения позволяет использовать налоговые механизмы для реализации социальной политики государства путем предоставления налоговых льгот за особые заслуги граждан перед обществом (льготы участникам Великой Отечественной войны, героям Советского Союза, героям России и др.).


Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

Кликните по вопросу, чтобы узнать ответ
  • Рабочим документом предприятия, в котором оно ставит свои цели и детально прорабатывает пути их достижения, является:
  • Какое из утверждений верно: «Коммерческие предприятия и организации…
  • Что не относится к внешнему источнику финансовых ресурсов предприятия:
  • Капитал может выступать в двух формах:
  • К факторам роста издержек, зависящим от предприятия, относится:
  • К функциям оптового товарооборота не относится:
  • К системам оплаты труда не относится:
  • Розничная цена велосипеда НЕ включает:
  • Назовите основные виды предпринимательства:
  • В чем сущность постоянных затрат предприятия:
  • Что не входит в состав основных фондов предприятия:
  • К внешним факторам, влияющим на объем полученной прибыли, относятся:
  • Механизм минимальной социальной защиты государства не включает:
  • Предприятие прибегает к лизингу оборудования, если:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • Самостоятельная, инициативная деятельность граждан или юридических лиц, не запрещенная законом, направленная на получение прибыли, это:
  • В чем сущность переменных затрат предприятия:
  • Какое из утверждений неверно:
  • Какой из перечисленных видов цен не относится к классификации цен по стадиям ценообразования :
  • Какая организационно-правовая форма не относится к коммерческим предприятиям:
  • В состав финансов организаций, предприятий, учреждений не входят:
  • Показателем, характеризующем стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника, является:
  • Какие факторы наиболее влияют на покупательский спрос:
  • В каком разделе бизнес-плана анализируется ценовая политика и методы стимулирования продаж:
  • От каких факторов не зависит эффективность использования основных фондов:
  • Методом финансового планирования является:
  • Одежда продается населению:
  • Если темп прироста реализации равен +5%, темп роста прибыли равен 105%, то рентабельность:
  • Какой из разделов бизнес-плана в сжатой форме представляет основные идеи бизнес-проекта:
  • Как называется долгосрочная аренда имущества с правом последующего выкупа:
  • Что относится к внутреннему источнику финансовых ресурсов предприятия:
  • Что понимается под товарооборотом торгового предприятия:
  • Прибыль торгового предприятия это:
  • Фондовооруженность рабочего это:
  • Какие факторы влияют на формирование цены:
  • Факторами роста производительности труда являются:
  • Основные фонды учитываются:
  • Выручка предприятия выросла на 6%, прирост стоимости основных фондов составил +4%, штат предприятия увеличился на 10%. Это свидетельствует о том, что.
  • Условием стабильности предприятия является:
  • Прирост стоимости основных фондов составил + 4%. Численность штата предприятия возросла на 6%, а производительность труда в среднем увеличилась на 0,5%. Заключение какого экономиста Вы считаете справедливым:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • Какие основные элементы включает в себя цена:
  • Как называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль:
  • Под распределением прибыли понимается:
  • В состав внереализационных расходов не включают:
  • В тарифную систему не входит следующий элемент:
  • К ненормируемым оборотным средствам относятся:
  • К относительным показателям деятельности предприятия не относится показатель:
  • Через цены осуществляется связь между производством и потреблением. Цена в этом случае выполняет функцию:
  • Назовите два основных метода ценообразования:
  • Какое из перечисленных понятий отражает абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени:
  • К какой категории персонала предприятия относится бухгалтер:
  • Какие цены (тарифы) являются регулируемыми в РФ:
  • Рентабельность капитала показывает:
  • Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует о:
  • Назовите основные формы собственности:
  • Что является «имущественным комплексом, предназначенным для достижения какой-либо хозяйственной цели»:
  • Что не относится к основным фондам предприятия:
  • Какие из перечисленных ниже затрат можно отнести к переменным:
  • Какие из представленных видов оборотных средств являются ненормируемыми:
  • Норма численности работников – это показатель…
  • Какая организационно-правовая форма не относится к некоммерческим организациям:
  • Внереализационными расходами являются:
  • Чистая прибыль это:
  • Темп роста продаж составляет 106%. Уровень нетто-валового дохода возрос на 2%,а Уровень издержек обращения возрос на 1%. Мнение какого экономиста Вы считаете неверным:
  • Какой показатель не характеризует уровень использования основных производственных фондов:
  • К внешним факторам, влияющим на объем полученной прибыли
  • Оплата денежных подарков, социо-культурных мероприятий осуществляется предприятием за счет средств:
  • Среднесписочная численность работников – это показатель…
  • Что не является сферой государственного регулирования экономики
  • Явочная численность работников – это показатель…
  • Что характеризует показатель фондоотдачи:
  • Длительность одного коммерческого цикла характеризуется показателем
  • К переменным затратам не относятся:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • К какой категории персонала предприятия относится экономист
  • Факторами роста производительности труда не являются:
  • Производственная структура предприятия включает в себя:
  • Материальные затраты включают в себя расходы на:
  • Помимо оклада, работник может также получать:
  • Основной капитал предприятия включает в себя:
  • К внутренним факторам, влияющим на объем полученной прибыли, относятся:
  • Что относится к имуществу организации:
  • Длительность коммерческого цикла называется:
  • Процесс перенесения стоимости изношенной части основных фондов на созданную продукцию называется:
  • В состав основных фондов не включаются:
  • Что не относится к основным фондам предприятия:
  • Средства фонда потребления могут быть направлены на:
  • Какого вида логистики не существует:
  • К оборотным производственным фондам НЕ относится:
  • Факторами роста производительности труда не являются:
  • Прирост выручки торгового предприятия составил +7%. Одновременно произошел рост издержек обращения на 6% (в т.ч. прирост расходов на повременную оплату труда - +8%, прирост расходов на рекламу (размещение рекламы в журнале) - +0,4%). Мнение какого экономиста неверное
  • Издержки, сумма которых растет пропорционально объему товарооборота, называются:
  • На ускорение товарооборачиваемости не влияет:
  • Показатель фондоемкости является обратным показателем…
  • Какое из определений розничного товарооборота является верным
  • Какая из перечисленных не является функцией цен:
  • На размер торговой наценки влияет:
  • Выручка(нетто) торгового предприятия составила 20 млн.руб. При этом Уровень валового дохода составил 25%, а Уровень издержек обращения составил 15%. Прибыль торгового предприятия будет равна:
  • К нематериальным активам не относятся:

Рабочим документом предприятия, в котором оно ставит свои цели и детально прорабатывает пути их достижения, является:

Какое из утверждений верно: «Коммерческие предприятия и организации…

имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Тест по обществознанию Роль государства в экономике для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.

    1. Органы государственной власти в структуре экономики выполняют функции

    1) производства
    2) распределения
    3) обмена
    4) потребления

    2. Верны ли следующие суждения о государственном долге?

    А. К способам решения проблемы государственного долга можно отнести сокращение бюджетных расходов.
    Б. К способам решения проблемы государственного долга можно отнести одалживание денег у иностранных го­сударств.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    3. Ситуация, при которой необходимые расходы государства оказываются больше возможных доходов, называется

    1) профицитом бюджета
    2) дефицитом бюджета
    3) инфляцией
    4) конкуренцией

    4. Ситуация, при которой доходы государственного бюджета меньше предполагаемых расходов, называется

    1) положительным сальдо
    2) профицитом бюджета
    3) дефицитом бюджета
    4) сбалансированным бюджетом

    5. В бюджетную систему Российской Федерации не входят(-ит)

    1) федеральный бюджет РФ
    2) бюджеты субъектов РФ
    3) бюджеты муниципальных образований
    4) бюджеты акционерных предприятий

    6. Государственный бюджет Российской Федерации прини­мается

    1) Президентом РФ
    2) Правительством РФ
    3) Федеральным Собранием РФ
    4) министром финансов

    7. Какой налог из перечисленных относится к косвенным налогам?

    1) подоходный налог
    2) налог на прибыль
    3) транспортный налог
    4) налог на добавленную стоимость

    8. Верны ли следующие суждения о воздействии государства на экономику?

    А. Государство воздействует на экономические отношения с помощью налогообложения.
    В. Государство воздействует на экономические отношения через кредитно-денежную систему.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    9. Государство воздействует на экономические отношения с помощью

    1) правового регулирования
    2) налогообложения
    3) кредитно-денежной системы
    4) всего вышеперечисленного

    10. Какой налог из перечисленных относится к прямым налогам?

    1) таможенная пошлина
    2) налог на добавленную стоимость
    3) подоходный налог
    4) экологический налог

    1. Найдите в приведённом списке методы прямого регулиро­вания государством экономической сферы и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) налогообложение
    2) принятие законов
    3) расширение государственных заказов
    4) бюджетная политика
    5) развитие государственного сектора

    2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «ценные бумаги».
    Акции, облигации, деньги, вексель, приватизационный чек.
    Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

    3. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется __________ политикой.

    4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

    «К важнейшим экономическим функциям государства как основного института политической системы общества относятся:
    1) формирование эффективной экономической __________(1) государства, воздействие на ход эко­номических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономиче­ских кризисов;
    2) регулирование кредитно-денежной системы страны;
    3) развитие и защита механизма __________(2) и предотвращение негативных последствий __________(3);
    4) защита и охрана всех видов __________(4);
    5) регулирование в стране __________(5);
    6) охрана интересов __________(6) и контроль за качеством товаров и услуг;
    7) контроль за сферой внешней торговли, защита эко­номических интересов страны в международных от­ношениях, обеспечение успешной интеграции стра­ны в мировую экономику и т.д.».

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    А) монополизм
    Б) конкуренция
    В) политика
    Г) собственность
    Д) трудовые отношения
    Е) потребитель
    Ж) предприниматель

    1. Прочитайте отрывок из статьи С. Миронова «Государство не ночной сторож» и выполните задания.

    В январе 2004 года Дж. Буш объявил, что в 2015-2020 годах США намерены построить постоянную базу на Лу­не и совершить пилотируемый полёт на Марс. Это вызвало массу самых разнообразных комментариев из области науки, техники и политики. Но одна очень важная сторона дела ос­талась в тени. Американцы планируют свою космическую программу как минимум на 16 лет вперёд. А значит, плани­руют и технологическое развитие, и освоение его результатов в производстве, и выделение финансирования.
    Если судить о зарубежной экономике только по нашим СМИ, то такой поворот темы выглядит неожиданным. Потому что с начала 90-х годов и по сей день проводится мысль, будто государственное регулирование, тем более планирование, — синоним отсталости, а передовые страны давно отказались от этого пережитка и успешно развиваются благодаря чудесным свойствам свободного рынка.
    На самом деле «невидимая рука» рынка не в состоянии заменить собой активную промышленную политику государ­ства. Мировая практика подтверждает эту истину тысячами разнообразных способов. Ни прорывы в космос, ни опере­жающее развитие перспективных высокотехнологичных от­раслей, ни структурные сдвиги в экономике какой-либо стра­ны не могли быть реализованы без той или иной формы государственной поддержки, государственного регулирования, заинтересованного участия государства .
    …Ещё более широкие масштабы [чем в США] имеет государ­ственное регулирование в странах Западной Европы и в Японии. Здесь доля государства в экономике достигает 50-60 процентов. А Франция, скажем, дала миру классический пример успешного решения экономических и социальных проблем на основе обще­национальных индикативных планов, которые не подавляют бизнес, а создают для него заинтересованность в решении при­оритетных для страны задач. Китай — ещё одно подтверждение того, что в современном мире мощнейший государственный сек­тор и долгосрочное планирование вполне способны быть не поме­хой, а залогом успешного экономического развития.

    1) Напишите фамилию автора афоризма о «невидимой руке рынка» и дайте определение связанной с ним экономиче­ской теории.

    2) В 90-е годы в России государство отказалось от советской практики пятилетнего планирования экономики и пере­шло на утверждение бюджета на один год. Но в 2007 году Государственная Дума утвердила трёхлетний бюджет государства, тем самым пытаясь планировать развитие эко­номики на более длительный период. Является ли это от­казом от рыночной экономики и переходом к командно­-административной системе? Используя текст и свои зна­ния общественной жизни, напишите не менее двух поло­жений в защиту своей точки зрения.

    2. Приведите названия не менее трёх государств, в которых за последние двадцать лет произошел переход от централизо­ванной экономики к рыночной, и напишите не менее двух причин столь резкого изменения экономической системы.

    3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных
    аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и
    собственный жизненный опыт.

    1. «Благосостояние государства обеспечивают не те день­ги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» (И. Этвеш).

    2. «Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают вер­ную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном» (Ф. Ла­рошфуко).

    3. «Когда в Поднебесной много запретов, народ беднеет» (Лао-цзы).

    Ответы на тест обществознанию Роль государства в экономике
    Часть 1
    1-2, 2-1, 3-2, 4-3, 5-4, 6-3, 7-4, 8-3, 9-4, 10-3
    Часть 2
    1. 134
    2. деньги
    3. бюджетно-налоговой
    4. ВБАГДЕ

    Читайте также: