Изменения в налоговом кодексе рб на 2015 год

Опубликовано: 13.05.2024

20.01.2015 Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» внесены значительные изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК). Нововведения затрагивают широкий круг плательщиков и касаются как общих вопросов налогового законодательства, так и отдельных режимов налогообложения.

Данное информационное сообщение, посвящено основным изменениям в Общую часть НК. Подготовленная информация послужит ориентиром не только для работников бухгалтерских и экономических служб, но и для тех, кто принимает управленческие решения, занимается формированием и развитием организационной структуры бизнеса.

Взаимозависимые лица

Категория взаимозависимых лиц по критерию «организация и ее учредитель с долей участия не менее 20%» расширена. Дополнено, что учитывается не только прямое, но и косвенное участие в организации. Измененный НК дополнен и правилами определения общей доли участия. Общая доля участия составляет сумму долей прямого и косвенного участия лица в организации. Косвенное участие определяется как произведение долей прямого участия в цепочке «участий». Эти правила используются в нескольких ситуациях, в частности в правилах «тонкой капитализации» (пределы отнесения на затраты отдельных видов контролируемой задолженности).

Обязанности плательщиков и иных лиц

Статья НК, посвящённая обязанностям плательщиков, дополнена двумя новыми пунктами. Так, постоянные представительства иностранных организаций в отношении осуществляемой ими на территории Республики Беларусь деятельности обязаны соблюдать требования законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учёте и отчётности. Напомним, данная обязанность с 25.07.2014 была установлена Указом Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы».

Вторая обязанность касается всех организаций и индивидуальных предпринимателей. В случае возникновения задолженности перед бюджетом, ФСЗН, а также задолженности по административным штрафам (за правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения) им необходимо обеспечивать зачисление выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также внереализационных доходов на свои счета в банках . Данный порядок подлежит применению, начиная со дня образования задолженности до полного её погашения.

Кроме того, закреплены новые обязанности банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг и страховых организаций о сообщении в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь информации, необходимой для обеспечения полноты уплаты налогов , сборов (пошлин), которую в соответствии с международными договорами Республика Беларусь предоставляет налоговым органам иностранных государств.

Также установлена обязанность банков предоставлять сведения о коммерческой организации или индивидуальном предпринимателе в налоговый орган не позднее трёх рабочих дней с даты окончания месяца, в котором сумма денежных средств, поступивших на счета коммерческой организации или индивидуального предпринимателя за месяц, превысила 5 000 базовых величин (сейчас это 900 млн. бел. рублей).

Кроме того, банки теперь обязаны предоставлять налоговым органам сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц. Перечень таких сведений определяется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.

Трансфертное ценообразование

Расширена сфера подконтрольных внешнеторговых сделок. Ранее они включали в себя сделки только по продаже товаров по цене. С 2015 года контролю подлежат внешнеторговые сделки по продаже/приобретению товаров (работ, услуг). Кроме того, годовой лимит сумм сделок с одним лицом, при которых сделки подлежат контролю, снижен с 60 до 1 млрд. бел. рублей. Порог отличия цены сделки от рыночной, при котором сделка подлежит контролю, сохранен и составляет 20%.

Методы контроля дополнены методом сопоставимой рентабельности.

Внесенные изменения свидетельствуют о значительном расширении сферы контроля.

Реализация

К ситуациям, не признаваемым реализацией, отнесены:
- безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав потребителю рекламы, если указанные товары (работы, услуги), имущественные права являются объектами рекламирования и (или) содержат информацию об объектах рекламирования;
- передача товаров (работ, услуг), имущественных прав в виде выигрыша при проведении рекламной игры.

Место реализации товара

Важное дополнение внесено и в ст. 32 НК, которая регулирует понятие «место реализации товара». Так, в НК теперь установлено, что территория Республики Беларусь признаётся местом реализации товара, если товары реализуются плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства — члена Таможенного союза. В случае если перевозка товара начата за пределами таможенной территории Таможенного союза и завершена в другом государстве — члене Таможенного союза и на территории Республики Беларусь товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Дивиденды без исключений

Также произошли существенные изменения, касающиеся дивидендов. Из НК был исключён пункт, устанавливающий, какие выплаты не являются дивидендами. Таковыми, в частности, являлись:
- выплаты участнику (акционеру) организации в размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд при ее ликвидации либо при выходе (исключении) участника (акционера) из состава участников (акционеров) организации, при выкупе доли (акций) самой организацией;
- выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (паев, акций) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты не изменяли процентную долю участия в уставном фонде организации ни одного из участников (акционеров) либо изменяют ее не более чем на 0,01 процента.

Уплата налогов в иностранной валюте

Интересным нововведением является и то, что с 2015 года становится возможной уплата налогов, сборов (пошлин) и пеней в иностранной валюте (ранее это было возможно, только если положения о конкретном налоге предусматривали это). Пересчёт исчисленных в белорусских рублях сумм в иностранную валюту осуществляется по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на день уплаты.

Изменения в порядке учёта доверительных управляющих

С 2015 года расширен перечень ситуаций, при которых доверительный управляющий не обязан информировать налоговый орган о заключении договора доверительного управления. Введенные дополнительные исключения касаются доверительного управления:
- денежными средствами;
- ценными бумагами;
- фондом банковского управления.

Сертификаты налогового резидентства

С 2015 года налоговые органы уже не будут требовать свидетельствования (заверения) нотариусом или Белорусской торгово-промышленной палатой переводов документов, предоставляемых нерезидентами и подтверждающих их постоянное местонахождение в иностранном государстве для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения. При этом продолжают действовать правила о необходимости надлежащей легализации представляемых документов.

Пеня после разъяснения налоговых органов

Напомним, что НК устанавливает, что если плательщик не уплатил налоги на основании полученных им письменных разъяснений налогового органа, то в таком случае на неуплаченные суммы не начисляются пени. С 2015 года предусмотрено, что спустя 10 дней после направления плательщику письменного разъяснения вышестоящим налоговым органом, отличного от первоначального разъяснения по тому же вопросу, начинает начисляться пеня на сумы налогов, сборов (пошлин), недоплаченные исходя из первоначальных разъяснений.


(Комментарий к ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 2014 г. № 224-З)

С 1 января 2015 г. в Налоговом кодексе РБ (далее – НК) установлены новые размеры стандартных и социальных вычетов при исчислении подоходного налога. Какие установлены вычеты с 2015 г. рассмотрим в данной публикации.

Законом РБ от 30 декабря 2014 г. № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый» в НК от 19 декабря 2002 года внесены следующие изменения и дополнения (см. таблицу):

До вступления в силу Закона (2014 г.)

После вступления в силу Закона (2015 г.)

Статья 163. Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц

Освобождаются от подоходного налога с физических лиц следующие доходы:

- стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в пределах 4 800 000 белорусских рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (подпункт 1. 10 1 пункта 1 статьи 163)

-стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в пределах 5 540 000 белорусских рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (подпункт 1. 10 1 пункт 1 статьи 163)

-доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 37 835 000 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода (абз. первый подпункт 1. 18 пункта 1 статьи 163)

-доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 43 660 000 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода (абз. первый подпункт 1.18 пункта 1 статьи 163)

Не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подпункте 1. 10 1 настоящего пункта), получаемые от (подпункт 1. 19 пункта 1 статьи 163):

- организаций, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях, – в размере, не превышающем 11 430 000 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода (абз. 2 подпункт 1. 19 пункта 1 статьи 163)

- иных организаций, за исключением указанных в подпункте 1.26 настоящего пункта, – в размере, не превышающем 755 000 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода (абз. 3 подпункт 1. 19 пункта 1 статьи 163)

- организаций, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях, – в размере, не превышающем 13 190 000 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода (подпункт 1. 19 пункта 1 статьи 163)

- иных организаций, за исключением доходов указанных в подпункте 1.26 настоящего пункта, – в размере, не превышающем 870 000 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода (абз. 3 подпункт 1. 19 пункта 1 статьи 163)

Безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и натуральной формах, получаемая от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь (подпункт 1. 23 пункта 1 статьи 163):

-инвалидами,несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, – в размере, не превышающем 75 610 000 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода (абз. 2 подпункт 1. 21 пункта 1 статьи 163)

-инвалидами,несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, – в размере, не превышающем 87 255 000 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода (абз. 2 подпункт 1. 21 пункта 1 статьи 163)

Не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы (за исключением доходов, указанных в подпункте 1.19 1 настоящего пункта), получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подпункте 1.10 1 настоящего пункта), в размере, не превышающем 2 285 000 белорусских рублей, от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (часть первая подпункта 1.26 пункта 1 статьи 163)

Не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы (за исключением доходов, указанных в подпункте 1.19 1 настоящего пункта), получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подпункте 1.10 1 настоящего пункта), в размере, не превышающем 2 635 000 белорусских рублей, от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (часть первая подпункта 1.26 пункта 1 статьи 163)

Статья 164. Стандартные налоговые вычеты.

При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 156 настоящего Кодекса плательщик имеет право применить следующие стандартные налоговые вычеты (пункт 1 ст. 164 ):

- в размере 630 000 белорусских рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 3 830 000 белорусских рублей в месяц (подп. 1.1 пункта 1 статьи 164 )

-в размере 730 000белорусских рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 4 420 000 белорусских рублей в месяц (подп. 1.1 пункта 1 статьи 164 )

- размере 180 000 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца (часть первая подп. 1.2 пункта 1 статьи 164 )

- размере 210 000 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 пункта 1 статьи 164 )

-вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю установленный в настоящем подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 355 000 белорусских рублей в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенцав (часть пятая абз. первый подп. 1.2 пункта 1 статьи 164)

-вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю установленный в настоящем подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 410 000 белорусских рублей в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенцав (часть пятая абз. первый подп. 1.2 пункта 1 статьи 164)

-родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, установленный в настоящем подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 355 000 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц; (часть часть шестая и седьмая абз. первый подп. 1.2 пункта 1 статьи 164)

-родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, установленный в настоящем подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 410 000 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц; (часть часть шестая и седьмая абз. первый подп. 1.2 пункта 1 статьи 164)

-в размере 890 000 белорусских рублей в месяц для следующих категорий плательщиков (абзац первый подпункт 1.3 пункта 1 статьи 164)

-в размере 1 030 000 белорусских рублей в месяц для следующих категорий плательщиков (абзац первый подпункт 1.3 пункта 1 статьи 164)

Статья 165. Социальные налоговые вычеты

При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 156 настоящего Кодекса плательщик имеет право применить следующие социальные налоговые вычеты (пункт 1 ст. 165):

В сумме, не превышающей 12 000 000 белорусских рублей в течение налогового периода и уплаченной плательщиком страховым организациям Республики Беларусь в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов (часть первая подпункт 1.2 пункта 1 ст. 165)

В сумме, не превышающей 16 000 000 белорусских рублей в течение налогового периода и уплаченной плательщиком страховым организациям Республики Беларусь в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов (часть первая подпункт 1.2 пункта 1 ст. 165)

Маргарита Воронец, юрист.

Воспользуйтесь преимуществами нового формата любимого журнала первыми!

Главная
Инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г.Минску
ИМНС по Минской области
Разъяснения

Основные изменения в налоговом законодательстве, произошедшие с 1 января 2015 г.

Налог на недвижимость и земельный налог

Повышен предельный размер увеличения (уменьшения)местными Советами депутатов ставок налога на недвижимость и земельного налога.

С 2015 года местные Советы депутатов получили право увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость и земельного налога не более чем в два с половиной раза (ч. 3 ст. 188 и ч. 1 ст. 201-1 НК). В 2014 году ставки налога на недвижимость и земельного налога местные Советы депутатов могли увеличивать (уменьшать) не более чем в два раза.

Следует обратить внимание, что ст. 2 Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" предусмотрена норма, согласно которой исчисление и уплата налога на недвижимость и земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, принятыми в связи с внесенными в ч. 3 ст. 188 и ч. 1 ст. 201-1 НК изменениями, производятся начиная с 01.01.2015.

Налог на прибыль

При налогообложении прибыли не учитываются отдельные виды затрат (расходов) сверх предельных величин.

С 1 января 2015 г. белорусские организации, имеющие контролируемую задолженность, отдельные виды затрат (расходов) учитывают при налогообложении прибыли в размере, не превышающем предельные суммы (величины) каждого из отдельных видов затрат (п. 1, 1-3 ст. 131-1 НК).

Указанное ограничение должны применять организации, имеющие контролируемую задолженность перед:

- иностранным учредителем (участником), владеющим более 20% акций (паев, долей) в уставном фонде этой белорусской организации, перед другой белорусской или иностранной организацией, признаваемой в соответствии со ст. 20 НК взаимозависимым лицом этого иностранного учредителя (участника), перед иным лицом, перед которым это взаимозависимое лицо и (или) иностранный учредитель (участник) выступают поручителями, гарантами или иным образом обязуются обеспечить погашение контролируемой задолженности перед иностранным учредителем (участником) и размер такой задолженности в 3 и более раза (для белорусской организации, производящей подакцизные товары, - превышает) превышает собственный капитал;

- белорусским учредителем (участником), владеющим прямо или косвенно более чем 20% акций (паев, облигаций) в уставном фонде организации, перед другой белорусской или иностранной организацией, признаваемой в соответствии со ст. 20 НК взаимозависимым лицом белорусского учредителя (участника), перед иным лицом, перед которым это взаимозависимое лицо и (или) белорусский учредитель (участник) выступает поручителем, гарантом или иным образом обязуется обеспечить погашение контролируемой задолженности перед белорусским учредителем, размер которой превышает собственный капитал.

Состав контролируемой задолженности перед иностранным и белорусским учредителем (участником) определен подп. 1-1.5 и 1-1.6 п. 1-1 ст. 131-1 НК соответственно. К такой задолженности относится задолженность:

по заемным средствам;

по инжиниринговым услугам, маркетинговым услугам, консультационным услугам, услугам по предоставлению информации, управленческим услугам, вознаграждению за передачу (предоставление) имущественных прав в отношении объектов права промышленной собственности;

по неустойкам (штрафам, пеням), суммам, подлежащим уплате в результате применения иных мер ответственности, в том числе в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств.

Следует отметить, что до 1 января 2015 г. ограничение на включение в затраты применялось только к процентам по долговым обязательствам и распространялось на белорусские организации, имеющие контролируемую задолженность перед иностранной организацией, прямо или косвенно (через третьи лица) владеющей более чем 20-процентной долей в уставном фонде (более чем 20 процентами паев, акций) этой белорусской организации; перед другой белорусской организацией, признаваемой в соответствии со ст. 20 НК взаимозависимым лицом вышеуказанной иностранной организации (п. 1 ст. 131-1 НК (в редакции, действовавшей в 2014 году)).

Налог на добавленную стоимость

Произошли некоторые изменения в порядке применения льгот по НДС.

Так, исключена льгота по НДС при реализации с 2015 г. имущественных прав на такие объекты промышленной собственности, как товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, географические указания и другие средства индивидуализации.

Для обеспечения равных условий финансирования приобретения гражданами Республики Беларусь предметов длительного пользования (например, недвижимости, в том числе жилья, а также автомобилей) как

на условиях банковского кредитования, так и на условиях финансового лизинга с 2015 г. установлена льгота по НДС для лизингодателей при реализации предмета лизинга гражданам Республики Беларусь по договорам финансового лизинга, предусматривающим выкуп предмета лизинга. Освобождаются от НДС с 2015 г. вознаграждение (доход) лизингодателя и инвестиционные расходы лизингодателя, возмещаемые не в стоимости предмета лизинга.

В целях упрощения порядка исчисления НДС с 2015 г. исключена особенность определения налоговой базы НДС при реализации строительных (проектных) работ подрядчиками, привлекающими субподрядчиков, исходя из объема строительных (проектных) работ, выполненных подрядчиком собственными силами. Одновременно исключено ограничение налоговых вычетов в отношении сумм «входного» НДС, предъявленных подрядчику субподрядчиками. С 2015 г. налоговая база НДС определяется подрядчиком исходя из всего объема работ, предъявляемого заказчику, с учетом объемов работ, выполненных субподрядчиками, а суммы «входного» НДС по субподрядным работам принимаются к вычету у подрядчика в общеустановленном порядке.

Установлена нулевая ставка НДС при реализации в 2015–2017 гг. авторизованными сервисными центрами работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию грузовых автотранспортных средств нерезидентов Республики Беларусь.

Отменяется ограничение права налоговых органов в проведении проверки по вопросу обоснованности возврата из бюджета сумм налоговых вычетов по НДС в зависимости от размера данной суммы. В 2014 г. проверка проводилась только в случае, если заявленная к возврату из бюджета сумма налоговых вычетов по НДС превышала 3 000 базовых величин. С 2015 г. такие проверки будут проводиться налоговыми органами независимо от размера заявленной к возврату суммы налоговых вычетов по НДС.

Экологический налог

С 2015 года в НК включена норма, обязывающая собственников отходов производства, не перечисливших владельцу объектов захоронения отходов производства экологический налог за захоронение отходов производства в сроки, установленные законодательством, производить его уплату в сумме, соответствующей тройному размеру не перечисленного в срок экологического налога. Такой подход будет стимулировать организации, создающие отходы производства и направляющие их на захоронение, производить в установленные сроки расчеты с владельцами объектов захоронения отходов производства в части сумм экологического налога за захоронение отходов производства, что в свою очередь позволит владельцам объектов захоронения отходов производства перечислять суммы экологического налога в бюджет.

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов

В НК нашли отражение нормы Указа Президента Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 188 «О взимании налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной», устанавливающие:

-методику определения средневзвешенной цены 1 тонны калийных удобрений, учитывающую при ее расчете цену реализации калийных удобрений на внутреннем рынке;

-единую адвалорную ставку налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной в размере 12 % от средневзвешенной цены калийных удобрений на внутреннем рынке и при экспорте.

С 2015 г. в объекты налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов включена добыча (изъятие) длиннопалого (узкопалого) рака.

Упрощенная система налогообложения

С 2015 г. увеличеныпредельные пороги валовой выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) с уплатой НДС (с 12 млрд. руб. до 13,7 млрд. руб.), УСН без уплаты НДС (с 8,2 млрд. руб. до 9,4 млрд. руб.) и перехода с 1 января 2016 г. на УСН (с 9 млрд. руб. до 10,3 млрд. руб.).

Установлен запрет на применение УСН в отношении:

-с 1 января 2015 г. — микрофинансовых организаций;

-с 1 апреля 2015 г. — субъектов хозяйствования, предоставляющих в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления;

- с 1 июля 2015 г. — унитарных предприятий, собственником имущества которых является юридическое лицо, а также коммерческих организаций, более 25 % акций (долей в уставном фонде) которых принадлежат одной или в совокупности нескольким другим коммерческим и (или) некоммерческим организациям.

В НК включены положения, предусматривающие с 1 января 2015 г. обязанность по уплате подоходного налога с физических лиц применяющими УСН индивидуальными предпринимателями, являющимися одновременно участниками, собственниками имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), а также супругами, родителями (усыновителями), детьми (в том числе усыновленными, удочеренными) участников, собственников имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), —

в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций.

В 2015 г. плательщики налога при УСН обязаны уплачивать земельный налог независимо от площади земельных участков (с сохранением освобождения в отношении сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения и земель, предоставленных бюджетным организациям, республиканским государственно-общественным объединениям, а также юридическим лицам —организационным структурам ДОСААФ).

С 1 января 2016 г. упраздняется ставка налога при УСН в размере 3 % без уплаты НДС, применяемая в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров.

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

С 1 января 2015 г. плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее — единый налог) обязаны уплачивать земельный налог за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, а также арендную плату за землю в отношении земельных участков, используемых не по целевому назначению, не используемых в течение сроков, определенных законодательными актами, занятых до оформлении правоудостоверяющих документов.

Из позиций, не включаемых в валовую выручку, исключены:

-средства, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, заготовленной у населения и сданной государству;

-выручка, полученная от реализации произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства, — в течение трех лет со дня их регистрации.

В 2015 г. для целей главы 36 НК при сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (а не в состав внереализационных доходов, как это было в предыдущие годы) включается сумма арендной платы (лизинговых платежей), а также сумма возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж).

Специально для Educational Business Portal сотрудники компании «Юника-Финанс» Максим Додолев и Ирина Ушко, а также сертифицированный аудитор Денис Костян подготовили обзор основных нововведений в налоговом законодательстве 2015.

Ужесточается контроль за трансфертным ценообразованием. Стоимостной порог для контроля снизится с 60 млрд до 1 млрд руб. с одним резидентом в течение года.

Внешнеторговой деятельностью для целей трансфертного ценообразования будет считаться не только продажа (как было в 2014 году), но и приобретение товаров, работ и услуг у иностранных юридических и физических лиц.

Внутриреспубликанские сделки будут подвергаться контролю только в части сделок с недвижимостью. Налоговый орган будет проверять дальше такие сделки, если обнаружится, что

цена отличается от среднерыночной на 20% и более.

Налог на доходы иностранных организаций

Перевод справки, которая предъявлялась в ИМНС для подтверждения резидентства, теперь не нужно заверять нотариально или в БелТПП.

Налог на добавленную стоимость

Вознаграждение (доход) лизингодателя при передаче объектов в лизинг физическим лицам освобождается от НДС, а НДС от приобретенных ИП объектов для личных нужд – не подлежит вычету.

  • Существенно уменьшен состав освобождаемых от НДС оборотов промышленной собственности.
  • Новый вид освобождения – при передаче в лизинг физическим лицам. В пункте 1.51 статьи 94 «Обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемые от налога на добавленную стоимость» оговариваются все необходимые условия и документы, необходимые для освобождения.
  • Добавление абзаца в пункт 2 статьи 97 «Принципы определения налоговой базы налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав» меняет базу для НДС по договорам с авансами в иностранной валюте. Теперь полученные авансы не переоцениваются на конец отчетного периода, а фиксируются в белорусских рублях на дату получения.

Это может быть существенным для организаций, которые заключили договоры в российских рублях: если с момента получения аванса курс изменился, то база для НДС – зафиксирована и не уменьшится.

Нормы налогового законодательства приведены в соответствие с бухгалтерским законодательством, так как с 1 января 2015 года утрачивает силу Декрет Президента РБ «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц». В бухгалтерском учете выданные и полученные авансы в иностранной валюте дооцениваться не будут.

  • Решение о проведении внеплановой проверки теперь не зависит от суммы разницы между возвратным и начисленным НДС: нижний предел в 3000 базовых величин убрали.
  • Теперь уплаченные авансы не переоцениваются на конец отчетного периода, а фиксируются в белорусских рублях на дату получения. Это может быть существенным для организаций, которые заключили договоры в российских рублях: если с момента уплаты аванса курс изменился, то база для вычета НДС – зафиксирована и не уменьшится.
  • Новым пунктом 27 статьи 107 «Налоговые вычеты и порядок их применения» фактически вводится запрет на принятие к вычету у ИП на объекты, приобретенные для личных нужд, а не для осуществления деятельности. Также необходимо будет уменьшить ранее задекларированные налоговые вычеты по этим объектам.

Налог на прибыль

Закрепляется порядок определения прибыли от продажи предприятия как имущественного комплекса.

  • Планируется зафиксировать порядок корректировки базы по налогу на прибыль в случае возврата товара покупателем. Налогооблагаемая сумма уменьшится на сумму выручки за минусом соответствующих затрат и должна быть отражена на дату возврата.
  • Введение пункта 8 статьи 127 «Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав» закрепляет порядок определения прибыли от продажи предприятия как имущественного комплекса. Формула не для унитарных предприятий выглядит так:

Прибыль = (Выручка – налоги) – затраты по реализации – разница между активами и обязательствами по передаточному акту.

Существенным является момент оценки уставного фонда при продаже УП: он пересчитывается в доллары США, что позволяет не завышать налогооблагаемую прибыль. Для унитарных предприятий:

Прибыль = (Выручка – налоги) – затраты по реализации – взнос в УФ, или сумма фактических затрат по приобретению; при этом всес уммы пересчитываются в доллары на момент возникновения.

  • Ужесточение правила отнесения на расходы недостач. Теперь отказ суда о взыскании с виновных лиц – не повод включить такие расходы во внереализационные расходы для целей налогообложения. Для включения необходимо также, чтобы недостачи произошли по независящим от организации причинам.
  • Теперь премии и бонусы покупателям будут отражаться не в момент начисления, а в момент фактического получения
  • Для целей инвестиционного вычета сократился перечень ОС: из него исключены торговые объекты и рынки, предназначенные и (или) используемые для торговли
  • Отменяется пониженная ставка налога на прибыль от продажи долей, паев в уставном фонде.
  • Для организаций, имеющих задолженность перед учредителями и взаимозависимыми лицами: вводятся ограничения по отнесению на затраты для целей налога на прибыль некоторых видов расходов.

Повышается ставка налога. Право на имущественный налоговый вычет получили плательщики, приобретающие жилье в лизинг. А также проиндексированы стандартные налоговые вычеты.

  • Новые «не-объекты» налогообложения: во-первых, оплачиваемые организацией услуги медпунктов для сотрудников; во-вторых (новый подпункт 2.38 вступает в силу с 19.04.15) – возмещения банками похищенных с карточек средств.
  • Все освобождаемые от подоходного налога суммы проиндексированы, а доходы детей 14–18 лет от работы в лагерях отдыха освобождаются от подоходного налога.
  • Проиндексированы стандартные налоговые вычеты.
  • Право на имущественный налоговый вычет получили плательщики, приобретающие жилье в лизинг. Но – только в сумме оплаты предмета лизинга, а не всей суммы лизинговых платежей, и только нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
  • Ставка налога повышается с 12 до 13%.
  • В новой редакции прописана обязанность уведомлять ИМНС о расторжении лизингового договора на покупку квартиры. Уведомление должно исходить от лизингодателя, чтобы у налоговой была информация о плательщике подоходного налога – теперь его платежи по лизингу исключат из неналогооблагаемой базы.

Местные налоги (земельный, экологический, недвижимость)

Основное и ожидаемое – проиндексированы ставки, выраженные в рублях.

По налогу на недвижимость – местным советам теперь предоставлено право менять ставку в 2.5 раза, а не в 2 раза, как было.

Для УСН и других особых режимов уходит нижний порог (0,5га), до которого земельный налог начислять не нужно было до 2015 года. Новые льготы касаются, в основном, газоснабжающих и электроснабжающих организаций.

Остальные изменения, как и по республиканским налогам, призваны привести в соответствие терминологию налогового кодекса с другими нормативными документами, принятыми в2014 году.

Упрощенная система налогообложения

Проиндексированы все ставки, выраженные в рублях, предусмотрен подоходный налог для ИП-руководителей, которые являются собственниками, а также расширен перечень

организаций, которые не в праве применять УСН.

  • Проиндексирован размер валовой выручки, позволяющей применять УСН с 9 до 10,3 млрд. руб. и валовой выручки, позволяющей применять УСН без НДС с 8,2 до 9,4 млрд. руб., а также предел выручки, после которого от УСН нужно отказаться с 12 до 13,7 млрд. руб.
  • Для индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями компаний, теперь нет смысла заключать договоры на оказание услуг по управлению организацией, поскольку доходы по этим договорам теперь будут облагаться подоходным налогом
  • Введен также пункт, признающий плательщиками утилизационного сбора организации, применяющие УСН.
  • Важное изменение – это расширение списка организаций, которые не могут применять УСН. Теперь УСН, независимо от размера выручки и численности, не смогут применять организации, которые занимаются субарендой (с 1 апреля 2015 года), микрофинансовые организации, а также организации, собственниками которых более чем на 25% являются юридические лица (с 1 июля 2015 года). Последнее новшество лишает смысла практику налоговой оптимизации, когда для целей применения УСН компании учреждали дочки и перераспределяли на них свою прибыль путем заключения различных возмездных договоров.

Обзор подготовлен при участии:

  • Максим Додолев, компания «Юника-Финанс», директор
  • Ирина Ушко, компания «Юника-Финанс», руководитель направления бухгалтерского учета
  • Денис Костян, компания «БизнесКоллегия», управляющий партнер, сертифицированный аудитор

При подготовке материала использовался Закон Республики Беларусь № 224-З
«О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики
Беларусь» по состоянию на 30 декабря 2014 года.

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

1. Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь

1 января 2021 года на портале pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь».

Значимыми изменениями на которые следует обратить внимание в первую очередь является:

  • индексация ставок земельного, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходного налога в фиксированных суммах и единого налога с ИП и иных физлиц,
  • сокращение перечня продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10 %,
  • установление ставки НДС в размере 10 % при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий,
  • отмена единого налога на вмененный доход,
  • изменение в части льгот по земельному налогу,
  • отмена льгот в части подоходного налога для резидентов ПВТ и резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» и применение общеустановленной ставки – 13 процентов,
  • ожидаемое ежегодное изменение по подоходному налогу в части размеров доходов физических лиц, освобождаемых от подоходного налога, сумм налоговых вычетов,
  • отменена госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и введение транспортного налога, подлежащего взиманию с организаций и физлиц,
  • увеличение до 1,5 % ставки арендной платы и земельного налога за земельный участок, предоставленный для размещения торговых центров.

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: pravo.by

2. Расширен перечень услуг ЖКХ, освобождаемых от НДС

Обороты по реализации жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам на территории Республики Беларусь, освобождаются от обложения НДС. Перечень этих услуг утвержден Указом от 26.03.2007 №138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость». С 1 января 2021 года данный перечень дополнен. Соответствующие изменения внесены Указом от 10.09.2020 № 342.

С вступлением в силу положений Указа от 10.09.2020 №342 льгота по НДС применяется также в отношении:

  1. работ по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства населенных пунктов, осуществляемых за счет бюджетных средств. Перечень этих работ определяется Совмином;
  2. услуг по приему и контролю за исполнением заявок граждан, а также их претензий на качество жилищно-коммунальных услуг;
  3. услуг по осуществлению функций государственного заказчика в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  4. услуг по осуществлению функций учета, расчета, начисления и взыскания задолженности по: плате за жилищно-коммунальные услуги; плате за пользование жилым помещением; возмещению расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования в многоквартирных жилых домах.

3. Установлен новый размер базовой величины с 1 января 2021 г.

30 декабря 2020 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 783, которым с 1 января 2021 г. установлен размер базовой величины в размере 29 рублей (справочно – ранее 27 руб.).

Соответственно увеличиваются пособия, стипендии, налоги и сборы, штрафы, другие выплаты, в том числе пособия по безработице и стипендии безработным, направляемым службой занятости на учебу.

4. С 1 января 2021 г. в Беларуси повысился размер месячной минимальной заработной платы

Постановлением Совета Министров от 21 декабря 2020 г. № 740 предусмотрено повышение месячной минимальной заработной платы до 400 бел. руб.

5. Отчет по форме 12-торг (товарооборот)

Срок месячной отчетности перенесен с 3-го на 4-е число после отчетного периода. Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28 августа 2020 г. № 80 «Об изменении постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20 июля 2015 г. № 78» вступит в силу 11 января 2021 г. Срок представления отчета за январь–декабрь остался прежним – 6 января.

6. Отчет 1-торг (общепит)

Срок представления отчета по форме 1-торг (общепит) «Отчет об общественном питании» перенесен с 22 января на 22 февраля. Это закреплено постановлением Белстата от 28 августа 2020 г. № 77 «Об изменении постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12 ноября 2014 г. № 196». Изменяется не только срок представления отчета, но и форма 1-торг (общепит), а также порядок ее заполнения.

Документ вступил в силу 1 января 2021 г.

7. Цены на социально-значимые товары

Постановлением МАРТ от 28.12.2020 № 83 в I квартале 2021 г. вводится ценовое регулирование на социально значимые товары на 90 дней путем установления ограничений:

  • производителям — предельного максимального норматива рентабельности в размере фактического уровня рентабельности реализованной продукции за январь — ноябрь 2020 г. (по плодоовощной продукции — в целом за 2019 год) или не более 10 %;
  • оптовой и розничной торговле — предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки).

8. Переоценка не обязательна по состоянию на 1 января 2021 года

По данным Белстата, уровень инфляции в ноябре 2020 г. по сравнению с декабрем 2013 г. составил 76,6 %. С учетом сложившегося уровня инфляции переоценка на 1 января 2021 г. по всем видам переоцениваемого имущества (в т.ч. зданий, сооружений и передаточных устройств) может проводиться по решению организации или собственника ее имущества.

9. Изменение порядка уплаты государственной пошлины при обращении во все суды Республики Беларусь (за исключением плательщиков – нерезидентов Республики Беларусь).

Государственная пошлина с 1 января 2021 года уплачивается в республиканский бюджет (приложение 2 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 3 декабря 2019 г. № 71 «О распределении государственной пошлины и штрафов между республиканским и (или) соответствующими местными бюджетами»).

С реквизитами, необходимыми для уплаты государственной пошлины в республиканский бюджет, можно ознакомиться в разделе www.nalog.gov.by

С 1 января 2021 года также подлежит уплате в республиканский бюджет государственная пошлина на основании исполнительных листов или иных исполнительных документов, выданных судом до указанной даты.

10. Пенсионный возраст

С 1 января в Беларуси пенсионный возраст увеличился на полгода. Белорусские мужчины теперь будут выходить на пенсию с 62,5 года, а женщины — с 57,5. Изменения коснулись и минимального страхового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии. Он составляет 18 лет.

11. Трудовой кодекс переведен на белорусский язык

Официально переведен Трудовой Кодекс на белорусский язык. Подробнее с белорусско-язычной версией можно ознакомиться по ссылке: pravo.by

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

Читайте также: