К способам охраны окружающей среды относится увеличение налогов с юридических и физических лиц

Опубликовано: 14.05.2024

Тест по обществознанию Экологическое право для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Экологическое право — это

1) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов
2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
3) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по сохранению , восстановлению, изучению окружающей человека среды и её частей
4) совокупность правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на благо человечества

2. К способам защиты права на благоприятную окружающую среду не относится

1) сужение рамок уголовных наказаний за совершение экологических правонарушений
2) совершенствование экологического законодательства в целях исключения возможности неоднозначного толкования его правоприменителями
3) осуществление реальной борьбы с коррупционерами от экологии независимо от занимаемой должности
4) расширение системы природоохранных прокуратур в рамках единой системы органов Прокуратуры РФ

3. К экологическим правам человека и гражданина относится(-ятся)

1) право на благоприятную окружающую среду
2) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
3) право на возмещение ущерба, причинённого имуществу экологическим правонарушением
4) все перечисленные

4. Укажите, какое действие граждан по защите своего права на благоприятную окружающую среду не является правовым

1) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы
2) оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды
3) угрожать расправой гражданину, совершившему экологическое правонарушение
4) создавать общественные объединения, фонды, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды

5. Верны ли следующие суждения о праве на благоприятную окружающую среду?

А. Право на благоприятную окружающую среду является естественным правом человека.
Б. Реализация права на благоприятную окружающую среду связана с финансовыми, материальными, организационными и иными возможностями органов государственной власти.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о способах охраны окружающей среды?

А. К способам охраны окружающей среды относится увеличение налогов с юридических и физических лиц при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
Б. К способам охраны окружающей среды относится установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о праве на достоверную информацию о состоянии окружающей среды?

А. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды заключается в обязанности государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовить доклад о её состоянии в субъектах РФ.
Б. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды заключается в возможности человека обращаться с запросом в государственные органы по охране окружающей среды.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Сельские жители Ноздринского района обратились с заявлением в областной комитет природных ресурсов. Из заявления следовало, что гражданин Ф., назвавший себя предпринимателем, в водоохранной зоне возвёл трёхэтажный кирпичный коттедж и отгородил его высокой кирпичной стеной. Какой способ защиты права граждан на благоприятную окружающую среду иллюстрирует этот пример?

1) создавать общественные объединения в области охраны окружающей среды
2) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениям и по вопросам, касающимся охраны окружающей среды
3) предъявлять иск в суд о возмещении вреда окружающей среде
4) направлять обращения в органы государственной власти о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды

9. Прорвав дамбу отстойника химического завода «П.», сточные воды аммиачного производства хлынули на поля агропромышленного комплекса «С». В общей сложности вылилось более 50 тыс. т химически загрязнённой сточной воды. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что имело место экологическое правонарушение?

1) приводит только к дисциплинарной ответственности
2) является виновным действием
3) всегда представляет собой нарушение земельного законодательства
4) наносит вред исключительно имуществу человека

10. В одном из регионов социологической службой был проведён опрос группы граждан. Им задавали вопрос: «Какой способ защиты своих экологических прав Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в процентах от числа ответивших) представлены в диаграмме.

Диаграмма

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Меньшинство опрошенных в качестве наиболее эффективного способа защиты своих экологических прав считает выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз.
2) Более трети опрошенных высказалось за обращение в государственные органы власти по вопросам охраны окружающей среды в качестве наиболее эффективной меры защиты своих экологических прав.
3) Выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз среди опрошенных в качестве способа защиты своих экологических прав оказалось менее популярным, чем участие в собраниях, митингах, демонстрациях по вопросам охраны окружающей среды.
4) На третье место по популярности среди способов защиты своих экологических прав опрошенные поставили выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз.

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Схема экологических нормативов

2. Установите соответствие между компонентами окружающей среды и её объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Компоненты окружающей среды

A) инженерные сети
Б) сад
B) шоссейная дорога
Г) животный мир
Д) почва

Объекты окружающей среды

1) природные
2) природно-антропогенные
3) антропогенные

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Природопользование, с точки зрения законодателя, должно осуществляться таким образом, чтобы не создавать угрозу для жизни людей, не причинять вреда их здоровью. (Б) Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности имеют своей целью сохранение благоприятной для человека среды обитания. (В) Представляется, что на защиту объектов окружающей среды должна быть направлена реализация принципа разумного сочетания экономических потребностей и экологических интересов в процессе взаимодействия человека и природы. (Г) Смысл этого принципа, по мнению специалистов, заключается в том, что человечество, будучи вынужденным заниматься постоянным воспроизводством материальных объектов, обречено на потребление природных ресурсов.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответы на тест по обществознанию Экологическое право для 11 класса
Задания с выбором ответа
1-2
2-1
3-4
4-3
5-3
6-2
7-3
8-2
9-2
10-4
Задания с кратким ответом
1. Качества
2. 32311
3. 2122

Конспект урока

Урок №16. Экологическое право

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Каковы экологические права граждан?

2. На каких принципах основано экологическое право?

3. Какие способы защиты окружающей среды предусматривает закон?

Глоссарий по теме:

Экологическое право – совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде.

Природоохранные нормы – юридические правила об охране окружающей среды.

Природоресурсные нормы – юридические правила об использовании природных ресурсов – земли, недр, воды, воздуха, животного мира.

Экологические правонарушения – виновные противоправные поступки, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.

Экоцид – массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы,

Ключевые слова: Экологическое право; природоохранные нормы; природоресурсные нормы; экологические правоотношения; экологический контроль; экологическая экспертиза; экологические правонарушения; экологическая ответственность.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.107-119.

На уроке мы узнаем, каковы экологические права граждан

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов экологического права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права:

  1. земельное;
  2. водное;
  3. горное;
  4. воздухоохранительное;
  5. лесное;
  6. фаунистическое.

Под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, и конкретных правоотношений в данных сферах.

Относительного охраны окружающей среды принципы отрасли экологического права определены в ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". К ним относятся:

  1. соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  2. обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  3. научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  4. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  5. ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  6. платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  7. независимость государственного экологического надзора;
  8. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  9. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  10. сохранение биологического разнообразия;
  11. ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  12. некоторые другие принципы.

Экологические права и обязанности граждан — это установленные нормативными правовыми актами возможности или ограничения, определяющие меру допустимого поведения индивида при взаимодействии с окружающей средой.

Право на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни.

Каждый гражданин имеет право на:

  1. благоприятную окружающую среду;
  2. защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
  3. достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  4. возмещение вреда окружающей среде.
  5. создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  6. направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране

В соответствии с нормативными предписаниями Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны:

  1. сохранять природу и окружающую среду;
  2. бережно относиться к природе и природным богатствам;
  3. соблюдать иные требования законодательства.

Экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое право-дееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Глава 26 УК РФ включает в себя нормы об ответственности за следующие экологические преступления:

  1. нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  2. нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  3. нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248);
  4. нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);
  5. загрязнение вод (ст. 250);
  6. загрязнение атмосферы (ст. 251);
  7. загрязнение морской среды (ст. 252);
  8. нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);
  9. порчу земли (ст. 254);
  10. нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
  11. незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256);
  12. нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257);
  13. незаконную охоту (ст. 258);
  14. уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259);
  15. незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260);
  16. уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261);

нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохраняющие свои природные свойства.

Природные ресурсы более узкое понятие с природными объектами это компоненты природной среды, природный объект и природный антропогенный объект, который использовался или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Природный комплекс – это комплекс функционально и естественно связывающих между собой природных объектов, объединённых географическими и иными соответствующими признаками. К ним относятся: - особо охраняемые природные территории, - морская среда, - экологически неблагополучные территории, - континентальные шельф.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.


По горизонтали:

2. охота (а также промышленное рыболовство, любительская рыбная ловля, вырубка леса, сбор растений и т. д.), нарушающая законодательство об охране окружающей среды.

3. участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.

По вертикали:

1. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастроф

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите природные объекты, ресурсы и комплексы.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экологические платежи
Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

Экологические сборы уплачиваются за негативное воздействие на окружающую среду, так как согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», такое воздействие является платным.

Сбор должны уплачивать природопользователи:

  • предприятия,
  • учреждения,
  • организации,
  • иностранные юридические и физические лица,
осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Обратите внимание:Уплата экологического сбора не освобождает природопользователей от осуществления мероприятий по охране окружающей среды, а так же - по возмещению причиненного вреда.

Не смотря на то, что экологический сбор не предусмотрен положениями Налогового кодекса, он является обязательным.

При этом, не имеет значения, какую систему налогообложения применяет природопользователь. То есть, ИП и организации, применяющие особые налоговые режимы (например – УСНО) должны уплачивать экологический сбор наравне с организациями, применяющими общую систему налогообложения.

В соответствии с положениями ст.8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.
Кроме своевременной уплаты экологического сбора, необходимо так же отчитаться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору), иначе и за это могут оштрафовать.

На основании ст.8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации:

  • о состоянии окружающей среды и природных ресурсов,
  • об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы,
  • о радиационной обстановке,
  • о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды
лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.
При этом, срок исковой давности составляет 1 год со дня совершения нарушения и отсчитывается со следующего дня, следующего за днем, когда нужно было сдать Расчет и заплатить сбор.

Регистрироваться в Росприроднадзоре плательщикам сбора не нужно – такого требования в действующем законодательстве нет.

Природопользователи рассчитывают сумму сбора и составляют Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам каждого истекшего квартала.

Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. В этот же срок нужно перечислить данный сбор в бюджет. Соответственно, с 21 числа начинает течь срок исковой давности.

Из нашей статьи вы узнаете порядок расчета суммы экологического сбора для владельцев и арендаторов транспортных средств, а так же порядок предоставления отчетности в Росприроднадзор.

В каких случаях организация должна рассчитывать и уплачивать экологический сбор

  • Выброс в атмосферу загрязняющих и иных веществ от стационарных и передвижных источников.
Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005г. №867 утвержден Порядок ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п.2 этого Порядка, объект негативного воздействия - это территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной промышленной площадки).

Объекты негативного воздействия подразделяются на стационарные и передвижные.

Стационарным считается объект:

  • от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ и который прочно связанный с землей (то есть - перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно),
  • размещения отходов производства и потребления, а также взрыв.
Местом нахождения стационарного объекта считается:

  • территория соответствующего административно-территориального образования, на котором фактически находится стационарный объект.
Такими объектами признаются, например – котельные, заводские цеха и т.п.

Передвижными объектами считаются:

  • транспортные средства,
  • воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания,
оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

Местом регистрации передвижных объектов считается место (порт) приписки или место государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового - место регистрации на территории РФ владельца передвижного объекта.

Соответственно, к таким объектам относятся автомашины, строительная и сельскохозяйственная техника, дизельные генераторы и т.п.

Необходимо отметить, что плату за негативное воздействие платит та организация, которая использует вышеперечисленную технику и при этом не важно, принадлежит ли она компании или берется в аренду.

  • Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
В соответствии с положениями Водного кодекса РФ, к поверхностным водным объектам относятся:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
  • водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • болота;
  • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • ледники, снежники.
Обратите внимание:Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (п.3 ст.5 Водного кодекса).

Соответственно, сбор необходимо уплачивать при осуществлении сбросов в вышеуказанные водные объекты.

Согласно п.11 ст.23 Закон РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах», не допускается размещение отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей:

  • питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
  • или промышленного водоснабжения,
  • либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
  • Размещение отходов производства и потребления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления,
  • а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
К таким отходам относятся бытовой мусор, вышедшая из строя оргтехника и ее отходы, старые шины и аккумуляторы, люминесцентные лампы и другие ОС и МПЗ.

  • Другие виды вредного воздействия:
  • шум,
  • тепло,
  • вибрация,
  • электромагнитные, ионизирующие и другие виды физических воздействий,
  • радиационные воздействия,
  • и т.п.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

  • должны разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010г. №50.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет* в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п.4 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

*При условии ежегодного подтверждения ИП и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011г. №КТ-08-03-36/6068).

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в Росприроднадзор отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Соответственно, ИП и организации - субъекты малого и среднего предпринимательства не нужно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а необходимо лишь представить отчет в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010г. №30.

Утвержденный этим Приказом Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предназначен:

  • для юридических лиц и ИП в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства,
  • и для территориальных органов Росприроднадзора.
При этом, согласно Письму Ростехнадзора от 22.06.2010г. №00-07-12/3116

«Об отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства»:

«…плата за размещение отходов в пределах показателей, представленных в отчетности, будет исчисляться как за размещение отходов в пределах лимитов.»

Соответственно, для ИП и организаций субъектов малого и среднего предпринимательства, лимитами на размещение отходов будет являться:

  • количество отходов, фактически направленныхна размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Такую отчетность нужно представлять до 15 января (т.е. 14 января – последний день предоставления) года, следующего за отчетным периодом*.

*Отчетный период составляет один календарный год.

Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;

2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;

3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;

Общие сведения включают:

а) для юридических лиц:

  • полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование,
  • организационно-правовая форма юридического лица,
  • место его нахождения,
  • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
  • телефон, факс, электронная почта;
  • код места нахождения по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
б) для ИП:

Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Расчет экологического сбора

Согласно п.2 вышеуказанного Порядка устанавливается два вида базовых нормативов платы:

  • За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов.
Сумма платежа за загрязнения в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы, рассчитывается следующим образом:

  • Сначала определяется сумма сбора по каждому виду загрязнений, как произведение установленных нормативов платы за соответствующие загрязнения и их величины.
  • Затем полученные результаты суммируются по всем видам загрязнения.
  • За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Плата за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми загрязнениями.

Полученные результаты суммируются по всем видам загрязнения.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды рассчитывается, как пятикратный размер ставок в пределах установленных лимитов.

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками,
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты,
  • размещение отходов производства и потребления,
утверждены Постановление Правительства РФ от 12.06.2003г. №344.

Таблица 1.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива).

Вид топлива

Единица измерения

Нормативы платы за 1 единицу измерения (руб.)

Подготовить и сдать отчет природопользователя

Получить лицензию или разрешение

Рассчитать категорию риска объекта ОНВ

Поставить объект ОНВ на учёт

Получить паспорт отхода

Общественная приемная
  • График приема граждан и общественных объединений
  • Порядок приема и рассмотрения обращений граждан
  • Опросы
  • Обзор обращений
  • Нормативно-правовая база
  • Часто задаваемые вопросы

Подготовить и сдать отчет природопользователя

Получить лицензию или разрешение

Рассчитать категорию риска объекта ОНВ

Поставить объект ОНВ на учёт

Получить паспорт отхода

Ваш регион - г. Москва?

Сообщить о коррупции 8 925 400-22-61

Разъяснения о порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Январь 28, 2021

Разъяснения о порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям доводит до сведения природопользователей информацию о порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Исключение составляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты НВОС, НВОС), IV категории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учёт объекты НВОС (находящиеся в собственности или арендуемые), на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают НВОС.

При постановке на учёт объекту НВОС присваивается категория, подтверждаемая свидетельством.

Обращаем внимание, что с 01.01.2021 применяются Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, которые, в том числе учитывают вопросы постановки на государственный учёт объектов строительства.

Постановка на государственный учёт объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учёт, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 (№ 554 (далее — заявка).

Заявка подлежит направлению в территориальный орган Росприроднадзора (по объектам НВОС, подлежащим федеральному государственному надзору согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903) или в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (по объектам НВОС, подлежащим региональному государственному экологическому надзору) по месту нахождения объекта НВОС.

В зависимости от полученной категории объекта НВОС юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, представляется отчётность, осуществляется получение разрешительной документации, а также осуществляется исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Исчисление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с Правилами исчисления платы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «О6 исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

В силу пункта 6 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ коэффициент 0,3 применяется при исчислении платы за размещение отходов, образованных в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями.

Из указанной нормы следует, что коэффициент 0,3 применяется при соблюдении следующих условий:

размещаемые отходы образованы в собственном производстве;

размещение осуществляется в пределах установленных лимитов;

объект размещения отходов принадлежит лицу, обязанному вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду;

объект размещения отходов оборудован в соответствии с установленными требованиями, статьёй 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ).

При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий применение коэффициента 0,3 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду невозможно.

При этом согласно статье 18 Закона № 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию о6 объёме или о массе образовавшихся и размещённых отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Для объектов НВОС III категории в соответствии с Законом № 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не разрабатываются и не утверждаются, однако такие объекты должны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчётность о6 образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах НВОС IV категории разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчётности о6 образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Экологические права граждан принадлежат к естественным и неотчуждаемым правам, которые возникают с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют поведение человека в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В настоящей статье рассматриваются особенности защиты экологических прав граждан.

Виды экологических прав

Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.

Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов.

К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:

  • право на благоприятное состояние природной среды;
  • право на достоверную информацию о состоянии природы;
  • право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.

Защита экологических прав

Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. В целях защиты личных экологических прав индивиды могут:

  • организовывать общественные союзы по охране окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
  • участвовать в митингах, демонстрациях, референдумах и иных мероприятиях, касающихся охраны природы;
  • вносить предложения о проведении экологических экспертиз;
  • подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
  • обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда
  • реализовывать иные права, предусмотренные законодательством.

Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определена правовая система соответствующих мер:

  1. Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию их прав в области охраны окружающей среды;
  2. При размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается при учете мнения населения или итогов референдума.
  3. Должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав привлекаются к ответственности.

Защита экологических прав граждан и организацией обеспечивается также и возложением на них определенных обязанностей. Они обязаны сохранять окружающую среду, относиться бережно к природе в целом и соблюдать законодательство в данной области.

Способы защиты экологических прав

Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.

Лицо, чьи права нарушены может отстаивать интересы сам (самозащита) либо обратиться в государственные органы за защитой (государственная защита).

Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.

Способы защиты экологических прав:

  • судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
  • административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
  • приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
  • прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
  • контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».

Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Гражданам гарантируется право на обращение с жалобой в государственные органы или органы местного самоуправления касательно нарушенных экологических прав, включая жалобы на незаконные действия/бездействия государственных структур, которые повлекли данные нарушения. Поданная жалоба рассматривается в течении 30 дней с момента регистрации, на которую законодатель отводит 3 дня. Государственный орган/орган местного самоуправления обязан

  • всесторонне и объективно изучить обращение,
  • при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
  • принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
  • дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
  • уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.

Если гражданин получил отказ в удовлетворении жалобы в административном порядке либо не получил ответа по истечении срока, предусмотренного законодательством, он имеет право обратиться в суд.

Судебный порядок рассмотрения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ.

В данном законе регламентируется оспаривание нормативно - правовых актов, решений, а также действий/бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Суд рассматривает жалобу, если она обоснована, то он признает действие или решение, повлекшее нарушение прав гражданина, незаконным, восстанавливает нарушенные права и свободы, отменяет примененные к нему ранее меры ответственности.

Суд может вынести решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением недостоверной информации.

Читайте также: