К основной задачи статистики налогов относят

Опубликовано: 14.05.2024

1. В статистике государственных финансов метод, при котором потоки отражаются на момент получения или выплаты денежных средств, называется …

кассовым
методом учета на основе поступления срока платежа
методом начисления
методом учета на основе обязательств

2. Формула доли расходов сектора государственного управления имеет вид …





3. К основной задаче статистики налогов относят …

создание информационной базы для принятия управленческих решений
анализ налогового бремени
анализ системы социальной защиты
анализ тарифного протекционизма

4. Основным источником дохода единиц сектора «Государственное управление» является(-ются) …

налоги и другие обязательные трансферты
прибыль от реализации товаров и услуг
оплата труда
страховая премия

5. Уровень налогоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) определяется как …

отношение величины налоговых поступлений к уровню ВВП
отношение величины прямых налогов к косвенным
отношение среднедушевой налоговой квоты к уровню ВВП на душу населения
величина налоговых поступлений

6. В информационную базу статистики государственных финансов не включается …

баланс страховой организации
отчет об операциях органов государственного управления
отчет об источниках и использовании денежных средств
отчет об экономических потоках

7. К основным задачам статистического исследования государственных финансов не относят …

статистический анализ деятельности эмитентов
анализ налогового бремени
анализ системы социальной защиты
анализ тарифного протекционизма

8. Классификация функций органов государственного управления (КФОГУ) является функциональной классификацией и включает в себя расходы …

на оборону, образование, охрану окружающей среды и т.д.
на оплату труда работников, субсидии, гранты и т.д.
министерств в соответствии со сметой
капитальные и текущие

9. Абсолютное изменение объема налоговых поступлений (НП) за счет изменения величины налоговой ставки (НС) рассчитывается по формуле …





10. К основной задаче статистики налогов относят …

создание информационной базы для принятия управленческих решений
анализ налогового бремени
анализ системы социальной защиты
анализ тарифного протекционизма

11. В состав доходов бюджета в соответствии с системой международной статистики государственных финансов входит(-ят) …

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Динамичное развитие налоговой системы предопределяет необходи­мость сбора, обработки и анализа статистической информации об эко­номических процессах в налоговой сфере, выявления закономернос­тей, изучения взаимосвязи факторов, влияющих на формирование до­ходов бюджетов всех уровней.

Статистика налогов — отрасль социально-экономической статисти­ки, основными задачами которой являются:

• обеспечение сбора полной и адекватной информации для характе­
ристики выполняемых налоговой системой функций, основной из
которых является контроль за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей;

• создание информационно-аналитической базы для принятия уп­
равленческих решений как внутренними, так и внешними пользо­
вателями при формировании доходов бюджетной системы и раа-
работке мер по обеспечению поступлений налогов и сборов в бюд­
жетную систему Российской Федерации.

Внутренним пользователем прежде всего является руководство налоговой службы, которое нуждается в аналитической информации при принятии управленческих решений, касающихся планиро­вания заданий по мобилизации налогов и сборов в бюджет и конт­роля за их исполнением. К внешним пользователям комплексной статистической информацией относятся Правительство РФ и заин­тересованные федеральные органы исполнительной власти, прини­мающие решения по формированию доходов бюджета и вырабаты­вающие меры по увеличению поступлений налогов и сборов в бюд­жетную систему Российской Федерации;

• формирование информационного обеспечения для статистичес­
кого анализа и управления социально-экономическими процес­
сами в той мере, в какой они отражаются или формируются в на­
логовой сфере;

• совершенствование методологии статистического наблюдения за
процессами, происходящими в налоговой сфере, выявление скла­
дывающихся закономерностей.

Объектом статистического наблюдения в налоговой сфере является совокупность деятельности налоговых органов.

Субъектом статистического наблюдения (или отчетной единицей) выступают налоговые органы, а также налогоплательщики — организа­ции и физические лица.

Информационная база статистики налогов опирается на совокуп­ность отчетности налоговых органов, включающую сведения о по­ступлении налогов и сборов в консолидированный и федеральный бюджеты и платежей в государственные внебюджетные фонды по ви­дам налогов и сборов.

Эта информация разрабатывается в оперативном режиме, с пятид­невной или ежедневной периодичностью, и содержится в следующих формах налоговой отчетности:

«Отчет о поступлении в федеральный бюджет налогов и сборов, ад-министрируемых ФНС России» — форма № 1-ЕМ (ежедневная-пятид­невная);

«Отчет о поступлении платежей в государственные внебюджетные фонды» — форма № 1-ЕСН (ежедневная-пятидневная);

«Отчет о поступлении в федеральный бюджет налогов и сборов, ад-министрируемых ФНС России, по видам налогов и сборов» — форма № 2-ЕМ (ежедневная-пятидневная).

Более полная информация о поступлении и начислении налогов и сборов, а также задолженности по ним во все уровни бюджетной си­стемы, по отраслям экономики, по группам и видам налогов, о по­ступлении налогов, сборов и неналоговых доходов при реализации соглашений о разделе продукции, о результатах работы налоговых ор­ганов по субъектам РФ по взысканию задолженности по налоговым

платежам, прохождении реструктуризации налоговой задолженности в соответствии с постановлениями Правительства РФ, о структуре за­долженности по срокам образования, о суммах начислений к уплате в бюджет и суммах возмещения (зачета, возврата) налога на добавлен­ную стоимость, а также о результатах контрольной работы содержит­ся в ежемесячных и ежеквартальных формах налоговой отчетности -таких как:

«Отчет о поступлении налогов, сборов и иных обязательных плате­жей в бюджетную систему Российской Федерации» — форма № 1-НМ (месячная);

«Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» — форма № 1-НОМ (месячная);

«Отчет о поступлении платежей по основным видам налогов по их назначению» — форма № 1-НН (месячная);

«Отчет о поступлении налогов, сборов и неналоговых доходов в бюд­жетную систему Российской Федерации при реализации соглашений о разделе продукции» — форма № 1-СМ (месячная);

«Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации» — форма № 4-НМ (месячная);

«Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» — форма № 4-НОМ (квартальная);

«Отчет о результатах работы управлений ФНС России по субъек­там Российской Федерации (инспекциям ФНС России) по взыска­нию задолженности по налоговым платежам» — форма № 4-ОР (ме­сячная);

«Отчет о прохождении реструктуризации налоговой задолженности в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федера­ции» — форма № 4-РЕС (квартальная);

«Отчет о структуре задолженности по срокам образования» — форма № 4-Т (месячная);

«Отчет о суммах начислений к уплате в бюджет и суммах возмещения (зачета, возврата) налога на добавленную стоимость» — форма № 1-НДС (месячная)и др.

Источником статистических сведений о суммах начисленных к уп­лате налогоплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей (по их видам) служат также налоговые декларации, пред­ставляемые ими в налоговые органы по месту своей регистрации.

Требования к составу информации содержатся в Методических указаниях по порядку формирования форм налоговой отчетности.

Как известно, финансы – это система денежных распределительных отношений, по поводу образования и использования фондов денежных средств, доходов и накоплений у участников общественного воспроизводства. Финансы являются неотъемлемой частью рыночных отношений с одной стороны и инструментом государственного регулирования – с другой.

«Статистика финансов» является одним из основных разделов экономической статистики и включает в себя статистику государственных финансов и финансов предприятий, статистику денежного обращения, цен и инфляции, статистику банковской деятельности, страхования и ценных бумаг.

Государственные финансы – важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения, возникающие по поводу формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства.

Статистика государственных финансов изучает процесс формирования доходов и расходов государственного бюджета и внебюджетных фондов. Поскольку в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета – налоговые поступления, то в данном разделе следует также рассматривать статистику налогов и налогообложения.

Рассмотрим применение статистических показателей состояния и динамики государственных финансов, а также анализ влияния факторов на финансовые показатели при решении задач.

Примеры решения задач по теме «Статистика государственных финансов, налогов и налогообложения»

Задача 1. Изменение ставки по налогу на прибыль составило в отчетном периоде по сравнению с базисным +5%, а размер налогооблагаемой прибыли предприятия увеличился в отчетном периоде в 1,3 раза. Налогооблагаемая прибыль в базисном периоде составила 1800 тысяч рублей. Ставка налога на прибыль в базисном периоде – 20%. Определить изменение налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным в целом и по факторам.

Решение

Для решения составим таблицу:

Показатель Обозначение (формула) Базисный период Отчетный период
Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб. НБ 1800 1800*1,3 =2340
Ставка по налогу на прибыль, % С 20 20+5=25
Налоговые отчисления, тыс. руб. НО=НБ*С/100 1800*0,2 =360 2340*0,25 =585

Абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде найдем по формуле:
∆НО = НО1-НО0 = 585-360 = 225 тыс. руб. - произошло увеличение объема налоговых отчислений.

Изменение объема налоговых отчислений по факторам найдем по формулам:
∆ С НО = (С10)НБ1 = (0,25-0,20)*2340 = 117 тыс. руб. – увеличение за счет изменения ставки налога;
∆ НБ НО = (НБ1-НБ00 = (2340-1800)*0,2 = 108 тыс. руб. - увеличение за счет изменения налогооблагаемой прибыли.

Задача 2. Имеется информация о налоговых сборах по двум группам налогоплательщиков:

№ группы Число налогоплательщиков (n) Средняя налоговая база (Б), млн. р. Ставка налога (с), %
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
1 80 90 1,6 1,9 30 32
2 150 160 2,4 2,5 34 36

Проанализировать динамику (в абсолютном и относительном виде) общей суммы налоговых отчислений и под влиянием отдельных факторов.

Решение

1) На изменение объема налоговых доходов влияет изменение количества налогоплательщиков (n), величины налоговой базы (Б) и налоговых ставок (с): Н=n*Б*с.
Найдем общую сумму налоговых отчислений (доходов) в базисном периоде:
∑Н0 = ∑n0*Б0*с0 =80*1,6*0,30+150*2,4*0,34 =160,8 млн. р.
Найдем общую сумму налоговых отчислений (доходов) в отчетном периоде:
∑Н1 = ∑n1*Б1*с1 = 90*1,9*0,32+160*2,5*0,36 = 198,72 млн. р.

2) Найдем абсолютное изменение общей суммы налоговых отчислений (доходов):
∆Н = ∑Н1-∑Н0=198,72-160,8=37,92млн. р.
Найдем относительное изменение общей суммы налоговых отчислений (доходов):
IН = ∑Н1/∑Н0 = 198,72/160,8 = 1,2358 = 123,58%.
Как видим сумма налоговых отчислений (доходов) в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 23,58%, что в абсолютном выражении составляет 37,92 млн. р.

3) Найдем изменение суммы налоговых отчислений (доходов) по факторам:

- за счет изменения числа налогоплательщиков:
∆Нn=∑n1*Б0*с0-∑n0*Б0*с0= (90*1,6*0,30+160*2,4*0,34)-160,8= 173,76-160,8=12,96 млн. р.
IНn==∑n1*Б0*с0/∑n0*Б0*с0 = 173,76/160,8=1,0806=108,06%
Увеличение суммы налоговых отчислений за счет изменения числа налогоплательщиков произошло на 8,06%, что соответствует 12,96 млн. р.

- за счет изменения налоговой базы:
∆НБ=∑n1*Б1*с0-∑n1*Б0*с0= (90*1,9*0,30+160*2,5*0,34)-(90*1,6*0,30+160*2,4*0,34)=187,3-173,76 =13,54млн. р.
IНБ==∑n1*Б1*с0/∑n1*Б0*с0 = 187,3/173,76=1,0780=107,80%
Увеличение суммы налоговых отчислений за счет увеличения налоговой базы произошло на 7,8%, что соответствует 13,54 млн. р.

- за счет изменения налоговой ставки:
∆Нс=∑n1*Б1*с1-∑n1*Б1*с0= 198,72-(90*1,9*0,30+160*2,5*0,34)=198,72-187,3=11,42 млн. р.
IНс=∑n1*Б1*с1/∑n1*Б1*с0= 198,72/187,3=1,0610=106,10%
Увеличение суммы налоговых отчислений за счет изменения налоговой ставки произошло на 6,1%, что соответствует 11,42 млн. р.

4) Взаимосвязь абсолютных и относительных изменений налоговых доходов:
IН= IНn *IНБ* IНс = 1,0806*1,078*1,061=1,2359
∆Н=∆Нn+∆НБ+∆Нс=12,96+13,54+11,42=37,92 млн. р.
Данные значения совпадают со значениями, полученными в п.2, следовательно расчеты выполнены верно.

Другие статьи по данной теме:

  • назад:Статистика рынка труда и занятости населения: примеры решения задач
  • далее:Статисика финансов предприятия (организации)
  • Бюджет как основное звено системы финансов государства
  • Налоги в системе финансовых отношений. Основные принципы налогообложения. Функции и элементы налога

Список использованных источников

Единственно верный ответ отмечен +

1 К общегосударственным налогам относят:

А) налог из рекламы;

В) коммунальный налог;

Г) гостиничный сбор.

2 Совокупность налогов, что взимаются в государстве, а также форм и методов их построения – это:

А) налоговая политика;

+ Б) налоговая система;

В) фискальная функция;

Г) принцип стабильности

3 Акцизный сбор – это налог:

+ А) косвенный – индивидуальный;

Б) прямой – реальный;

В) прямой – личный;

Г) косвенный – универсальный.

4 Налоги возникли в результате:

А) развития торговли;

+ Б) появления государства;

В) становление промышленности;

Г) формирование товарно-денежных отношений.

5 Налоги – это:

А) денежные содержания из каждого работающего человека;

Б) денежные и натуральные платежи, что выплачиваются из госбюджета;

В) денежные изъятия государства из прибыли и зарплаты;

+ Г) обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет в размерах и в сроки, установленные законом.

6 Недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации – обеспечение одинакового подхода к субъектам ведения хозяйства – это принцип:

Г) равномерности уплаты.

7 К местным налогам и сборам относят:

А) рыночный сбор;

Б) налог на землю;

В) налог из владельцев транспортных средств;

Г) коммунальный налог;

8. Источником уплаты налога является:

А) заработная плата;

+ Г) все ответы верны.

9 Перераспределение доходов юридических и физических лиц осуществляется путем реализации:

А) стимулирующей функции налогов;

Б) регулирующей функции налогов;

+ В) распределительной функции налогов;

Г) контрольной функции налогов.

10 К личностным налогам относятся:

+ А) подоходный налог;

Б) налог на землю;

11 Налог с владельцев транспортных средств - это налог:

12 Пополнение средств государственной казны осуществляется путем реализации функции налогов:

13 К реальным налогам относятся:

А) подоходный налог;

+ В) налог на землю;

14 Налог с рекламы - это налог:

15 По способу взимания налоги подразделяются:

+ А) прямые и косвенные;

Б) на прибыль (доход), на прибавленную стоимость, ресурсные, на имущество, на действии;

В) общегосударственные и местные;

Г) кадастровые, декларационные и предыдущие.

16. Налоговым периодом по акцизам признается:

+ А) календарный месяц

В) календарный год

17. К коммерческим организациям относятся организации:

А) получающие прибыль, накапливающие ее и не распределяющие ее между участниками

+ Б) получающие прибыль и распределяющие ее между участниками

В) не получающие прибыль

18. Финансовой практикой выработаны виды прогрессии:

- Полная и смешанная

+ Простая и сложная

- Линейная и каскадная

19. К прямым налогам относятся:

+ Подоходный налог, налог на имущество

- Водный налог, акцизы

- Транспортный налог, подоходный налог

20. К целевым налогам относятся:

+ Земельный налог, налог на восстановление минерально-сырьевой базы

- Налог на транспортные перевозки, налог на недвижимость

- Таможенная пошлина, водный налог

21. К специальным налоговым режимам не относится:

- Система налогообложения, опирающаяся на патенты

- Система налогообложения для товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции

+ Единый социальный налог

22. К косвенным налогам относятся:

- Налог на прибыль, налог на наследство

- Налог на имущество, земельный налог

23. Какие организации не являются плательщиками налога на прибыль?

- Коммерческие банки различных видов; страховые компании, получившие лицензию на обслуживание страховой деятельности; профессиональные работники рынка ценных бумаг

- Некоммерческие и благотворительные организации и фонды

+ Платящие единый налог на вмененный доход; применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности; уплачивающие налог на игорный бизнес; платящие единый сельскохозяйственный налог

24. Функции налогов заключаются в:

+ Финансовом обеспечении расходов, которые несет государство; регулировании экономики со стороны государства; поддержании равенства между различными слоями населения; стимулировании экономики

- Концентрации денежных средств в государственном бюджете; осуществлении контроля за расходованием государственных денежных средств; поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними

- Равномерном распределении финансовых ресурсов государства; государственном регулировании экономики; обеспечении финансирования государственных расходов; осуществлении контроля за процессом использования государственных денежных средств

25. К какой группе налогов относятся акцизы?

26. Классифицировать налоги можно по следующим признакам:

- Способ изъятия; объект налогообложения; целевое назначение налога; субъект налогообложения; уровень бюджета, в который зачисляется налог; срок уплаты

- Отношение к бюджету; иерархические уровни утверждения; отношение к бюджету; субъект налогообложения; объект налогообложения; способ отражения в бухучете

+ Способ взимания; орган, устанавливающий налог; целевая направленность введения; субъект-налогоплательщик; уровень бюджета, в который зачисляется налог; способ отражения в бухучете; срок уплаты

тест 27. К местным налогам относятся:

+ Земельный налог; налог на имущество физических лиц

- Транспортный налог; налог за пользование воздушным пространством

- Налог на богатство; налог на добычу полезных ископаемых

28. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между:

- Субъектами хозяйствования в связи с перераспределением излишка доходов

+ Гражданами, субъектами хозяйствования и государством в связи с формированием государственных доходов

- Гражданами и государством через механизмы перераспределения доходов и расходов

29. Какой налог является федеральным?

+ Налог на добычу полезных ископаемых

- Налог на имущество организаций

30. К налогам регионального уровня относятся:

- Налог на недра земли, сбор за пользование объектами растительного мира

+ Налог на игорный бизнес, транспортный налог

- Налог на имущество физических лиц, налог на прибыль организаций

31. Снижение налогов ведет к:

- Падению благосостояния населения

- Росту благосостояния населения

+ Росту деловой активности и объемов выпуска продукции

32. Плательщиками налога на имущество являются …, имеющие по владении имущество, признанное объектом налогообложения.

- Российские компании и частные лица

+ Российские и иностранные компании

33. При росте налогов наблюдается:

- Рост совокупного спроса

+ Сокращение совокупного предложения

- Сокращение совокупного спроса

34. Сущность налога – это:

- Удержание и перераспределение излишка доходов граждан и субъектов хозяйствования на нужды государства

- Поддержание работоспособности государственных служб и ведомств

+ Удержание государством в пользу общества некоторой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса

35. Прямые налоги характеризуются тем, что они:

- Взимаются лишь в том случае, если обнаружен дефицит госбюджета

- Взимаются только с субъектов хозяйствования

+ Носят обязательный характер

36. Принцип универсализации налогообложения заключается в том, что:

- Уплата налогов должна быть удобной

- Размер налогов для граждан должен быть соразмерен с их доходами

+ Дифференциация налогов по территориальному, национальному и другим признакам не должна существовать

тест_37. Кто является плательщиком налога на доходы физических лиц?

- Только граждане РФ

+ Физические лица-налоговые резиденты РФ, а также физические лица, получающие доходы из источников в РФ

- Граждане РФ, прожившие на ее территории 183 дня и более в отчетном налоговом периоде

38. Сколько частей имеет налоговый кодекс РФ?

39. Налоговая ставка 0% действует при:

+ Реализации товаров на экспорт

- Перевозке граждан всеми видами общественного транспорта

- Реализации детских товаров

40. Что из перечисленного не облагают акцизом?

+ Парфюмерно-косметическую продукцию, которая прошла государственную регистрацию в уполномоченном органе исполнительной власти федерального уровня

41. Транспортный налог по уровню установления относится к … налогам.

42. Чему посвящена первая часть налогового кодекса РФ?

- Описанию и регламентации принципов исчисления и уплаты каждого вида налогов и сборов

- Специальному налоговому режиму

+ Общим принципам налогообложения и уплаты налогов в РФ

Цель: ознакомить с системой показателей финансовой деятельности сектора государственного управления.

Задачи: рассмотреть методы информационного обеспечения и анализа финансовых аспектов деятельности органов государственного управления, классификации и показатели статистики государственного бюджета, международные стандарты в области статистики государственных финансов.

Оглавление

16.1. Международные стандарты статистики государственных финансов: статистика финансов сектора государственного управления и статистика финансов государственного сектора в целом

В соответствии с международными стандартами статистика государственных финансов (СГФ) – это статистическая система, в рамках которой определяются понятия, правила учета и классификации, рекомендуемые для систематизации сбора данных об операциях отдельно органов государственного управления и государственного сектора в целом. Понятие сектора государственного управления в СГФ соответствует определению, данному в СНС–93. Государственный сектор – это производное понятие, которое отражает перегруппировку институциональных единиц секторов в СНС–93 путем объединения подсекторов сектора органов государственного управления с подсекторами государственных нефинансовых и финансовых корпораций. Статистика государственных финансов ведет учет и обеспечивает анализ доходов и расходов прежде всего сектора государственного управления. Международные стандарты отчетности сектора государственного управления изложены в документах МВФ по статистике государственных финансов. Переход на эти стандарты предполагает существенное изменение содержания доходов и расходов бюджета как экономических категорий. Эти изменения связаны, прежде всего с различиями в принципах учета по кассовому методу и методу начислений. Кассовый метод предполагает использование следующих понятий: признание операций в момент получения или выплаты денежных средств; доходы – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления; расходы – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства; финансовый результат: превышение кассовых поступлений над кассовым выбытием.

Содержание этих понятий по методу начислений следующее: признание операций в момент возникновения либо изменения экономической стоимости активов или обязательств; доходы – это операции, увеличивающие чистую стоимость активов; расходы - это операции, уменьшающие чистую стоимость активов; финансовый результат: разница активов и обязательств, т. е. чистая стоимость активов.Таким образом, переход с кассового метода учета к учету по месту начислений вызывает следующие изменения в основных категориях статистики бюджета: возникает понятие "запаса" (остатков) нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств; содержание доходов и расходов определяет только те текущие операции, которые влияют на изменение чистой стоимости активов: доходы приводят к увеличению, а расходы – к уменьшению чистой стоимости активов. При таком определении в доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов, например, продажа земли, оборудования, в связи с тем, что подобные операции связаны лишь с видоизменением активов: из нефинансовых (основные средства) активы переходят в финансовые (средства на счетах). Аналогично, к расходам не относится ни приобретение основных средств, ни создание активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами. Сальдо доходов (за вычетом расходов) является величиной, эквивалентной изменению чистой стоимости активов под влиянием операций с нефинансовыми и финансовыми активами и обязательствами. Очевидно, внедрение указанных изменений предполагает реорганизацию всей системы бюджетного учета. Предусмотренные Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов РФ меры по совершенствованию Плана счетов позволят на основе кодов классификации активов и обязательств на начало отчетного периода произвести учет потоков, которые (в процессе исполнения бюджета) изменяют соответствующие активы и обязательства, и определить объем активов и обязательств на конец отчетного периода.

Назначение системы отчетности в формате СГФ – обеспечить формирование информационной базы, позволяющей не только следить за правильностью расходования бюджетных средств и облегчить идентификацию и оценку воздействия на экономику мер государственной экономической политики, а также выявить долгосрочную устойчивость этих мер. Например, меры государственной политики не будут устойчивыми в долгосрочном плане, если они приведут к значительному снижению чистой стоимости государственных активов. С точки зрения внешних пользователей важно то, что данные СГФ, во-первых, тесно связаны с другими макроэкономическими статистическими системами (национальными счетами, платежным балансом, денежно-кредитной и финансовой статистикой), а, во-вторых, позволяют оценивать финансовую надежность сектора государственного управления теми же методами, какие обычно применяются в отношении других организаций в экономике данной страны. Государственные корпорации (организации) могут проводить опера¬ции органов государственного управления по распоряжению государственных единиц, которым они принадлежат. Такая деятельность может осуществляться в различных формах. Непосредственно, государственная корпорация (организация) может проводить конкретные операции для выполнения тех или иных функций органов государственного управления, например, предоставлять кредиты определенным сторонам по ставкам ниже рыночных или отпускать электроэнергию отдельным потребителям по сниженным тарифам. Однако в более общем случае государственная корпорация (организация) может проводить налогово-бюджетную политику посредством найма большего числа работников, чем требуется, приобретения избыточных производственных ресурсов, оплаты производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные, или продажи значительной доли своей продукции по ценам ниже того уровня, на котором находилась бы рыночная цена в том случае, если в этой деятельности участвовали бы только частные производители. Для целей повышения эффективности налогово-бюджетного анализа наряду со статистикой сектора государственного управления в Руководстве МВФ рекомендуется вести статистику государственного сектора. Формирование системы показателей государственного сектора в целом представляет собой особый этап перехода в российской СГФ к международному стандарту. В Руководстве МВФ подчеркивается, что статистическая основа СГФ может применяться к обоим секторам, независимо от выбранного охвата институциональных единиц.

16.2. Показатели статистики государственного бюджета

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Задачи статистики государственного бюджета состоят в следующем: характеристика структуры и соотношения доходов и расходов; анализ сбалансированности бюджетов; учет по операциям со средствами Стабилизационного фонда; отражение поступлений средств от заимствований и расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга; изучение связи доходов госбюджета с важнейшими макроэкономическими показателями; прогнозирование доходов и расходов госбюджета.

Информационное обеспечение статистики государственного бюджета регламентирует Бюджетный Кодекс РФ.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, который базируется на едином плане счетов. Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством Российской Федерации. Отчетность об исполнении бюджета по срокам предоставления может быть: оперативной; ежеквартальной; полугодовой; годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ. Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контролирующий орган, а также в Федеральное казначейство. Муниципальные образования представляют сведения об исполнении местных бюджетов в учреждения Федеральной службы государственной статистики. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства.

Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

В целях составления проекта бюджета на очередной финансовый год должны быть подготовлены следующие документы и материалы: прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогноз сводного финансового баланса развития соответствующей территории на очередной финансовый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год; темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего). Статистика государственного бюджета охватывает все уровни бюджетной системы: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Консолидированный бюджет- свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет РФ составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджет любого уровня состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным, налоговым и таможенным законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений; обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. В настоящее время в составе отдельных категорий доходов бюджета выделяют: налоговые поступления – налог на прибыль организаций, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налог на добавочную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами, налог на добычу полезных ископаемых и др.; неналоговые поступления: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы. На основе этой классификации изучается структура доходной части бюджета, и формируется система макроэкономических показателей. Показатели доходов государственного бюджета:

Показатели

Аналитическое значение

1. Отношение доходов бюджета к ВВП

Характеризует перераспределительные процессы в стране посредством государственного вмешательства

2. Доля доходов разных уровней в консолидированном бюджете

Характеризует развитие межбюджетных отношений

Читайте также: