К обязательным платежам не относятся налоги административные штрафы коммунальные платежи

Опубликовано: 18.09.2024

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Закон об обязательных платежах предпринимателей вряд ли будет принят в этом году
Atstock Productions / Shutterstock.com

Главная причина, по которой пока невозможно даже примерно спрогнозировать дату не только принятия, но и внесения в Госдуму законопроекта 1 , предусматривающего создание единого реестра обязательных платежей, взимаемых с предпринимателей, и не допускающего произвольного введения новых их видов (далее – законопроект), – отсутствие единого мнения о том, необходимо ли распространить на какие-либо из существующих платежей правовой режим налогов и сборов. Представители двух профильных министерств: Минфина России (разработчик документа) и Минэкономразвития России, давшего положительное заключение по итогам оценки регулирующего воздействия проекта, в принципе не отрицают, что ряд платежей, в частности утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, экологический сбор, обладают всеми признаками налогов (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса). Тем не менее они предлагают сначала принять закон об обязательных платежах [согласно данному Владимиром Путиным поручению Правительство РФ должно было обеспечить внесение в Госдуму законопроекта, определяющего единые правила установления, исчисления и взимания неналоговых платежей, уже к 15 декабря 2017 года (подп. "б" п. 1 перечня поручений Президента РФ от 6 октября 2017 г. № Пр-2042). – ГАРАНТ.РУ], а потом – на этапе "инвентаризации" всех установленных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях платежей для юрлиц и ИП и формирования реестров обязательных платежей – выявить те, которые имеют очевидную налоговую природу, и уже отдельно обсудить возможность включения их в НК РФ, определить сроки такого включения и т. д.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ ЗАКОНОПРОЕКТА

  • Обязательные платежи взимаются в связи с осуществлением юридическими лицами и ИП определенных видов предпринимательской деятельности.
  • К обязательным платежам не относятся налоги и сборы, страховые взносы, таможенные платежи, штрафы, платежи, определяемые в ходе конкурсов и аукционов, платежи, необходимые для предоставления госуслуг, платежи по договорам гражданско-правового характера, заключенным в связи с вовлечением в оборот природных ресурсов.
  • Обязательные платежи могут устанавливаться или изменяться только федеральными законами, региональными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, проекты которых подлежат оценке регулирующего воздействия. Соответствующие НПА вступают в силу не чаще двух раз в год – с 1 января или 1 июля (но не ранее чем через шесть месяцев после официального опубликования).
  • Принимающий акт о введении обязательного платежа орган власти обязан определить его предельный размер.
  • Все подлежащие уплате платежи включаются в федеральный, региональный и муниципальный перечни обязательных платежей, которые интегрируются в единый реестр обязательных платежей. Все реестры размещаются в открытом доступе (на портале госуслуг).
  • В случае одобрения законопроекта принятый на его основании закон вступит в силу с 1 января 2019 года. После 1 июля 2020 года взимание платежей, не включенных в перечисленные перечни, будет незаконным.

Как показал проведенный Минэкономразвития России анализ платежей, вызывающих наибольшее количество нареканий со стороны бизнеса в связи с неопределенностью методики расчета тарифов и существенной величиной расходов на их внесение, абсолютное большинство платежей (а общее их количество – более 100: как минимум 80 установлено федеральными нормативными актами, от 30 до 50 – региональными актами субъектов РФ, муниципальные акты пока вообще не подвергались такому анализу) имеют не налоговую и абсолютно разную правовую природу и разные порядки администрирования, отметил директор Департамента оценки регулирующего воздействия министерства Вадим Живулин. Например, платеж, взимаемый за выдачу племенных свидетельств на молочный крупный рогатый скот, платеж за подтверждение соответствия организации требованиям законодательства о противодействии терроризму, портовый сбор, плата за использование радиочастотного спектра и т. д. Поэтому основная цель законопроекта заключается не в какой-либо унификации платежей, а в определении четких правил их установления и взимания. "Сейчас взимается огромное количество платежей, многие из которых не идут в бюджет. Создание полного перечня поможет оценить общий размер уплачиваемых платежей. Более того, в процессе включения платежей в перечни они будут дополнительно обсуждаться, поэтому часть из них будет просто ликвидирована, – добавила директор Департамента доходов Минфина России Елена Лебединская. – Бизнес попросил навести порядок. Принятие законопроекта – самый хороший способ сделать это, не ломая систему и не растягивая этот процесс".

Поддерживает законопроект и Счетная палата РФ – при условии, что при включении платежей в реестр обязательно будет учитываться их экономическая эффективность. В частности, затраты на администрирование, которые должны быть существенно меньше собранной в результате его взимания суммы. Ярким примером неэффективного платежа, по мнению аудитора палаты Сергея Штогрина, является плата за проезд по федеральным автотрассам грузовиков весом более 12 тонн. В 2016 году сумма, выплаченная оператору системы "Платон", и расходы на возврат плательщикам транспортного налога превысили размер поступивших в бюджет в результате взимания платы средств. В 2017 году поступления в бюджет превысили расходы, но незначительно.

Кстати, само бизнес-сообщество, в интересах которого был разработан законопроект, не ожидает одномоментного сокращения количества платежей в случае его принятия, но радуется перспективе законодательного закрепления гарантии защиты от бесконтрольного введения новых видов платы. "Проект предполагает ту самую предсказуемость, которая нам нужна. Поскольку платежи будут вводиться только законодательными органами, мы получаем возможность хоть как-то их обсуждать. Сейчас многие такие документы проходят как документы служебного пользования, и в конце года мы узнаем, что у бизнеса появляется новый платеж", – подчеркнула вице-президент РСПП Мария Глухова.

В то же время представители бизнес-объединений отмечают, что предприниматели опасаются применения в их отношении аналогичных с предусмотренными за неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов санкций: блокировки счетов, значительных штрафов, проведения проверок, а особенно – привлечения к уголовной ответственности (напомним, ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов установлена ст. 198-199 Уголовного кодекса). "Санкционный режим должен соответствовать характеру платежа. Мы прекрасно понимаем, что если речь идет о пошлинах и иных подробных сборах, никакие механизмы камерального контроля, выездных проверок в принципе не применимы", – отметил председатель Комитета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин.

Как показало обсуждение, опасения бизнеса небезосновательны: заместитель Председателя Совета Федерации Евгений Бушмин заявил, что само определение платежей в качестве обязательных предполагает возможность их принудительного взыскания и применения санкций к неплательщикам. Поэтому, раз законопроект предусматривает для плательщиков обязательных платежей гарантии, аналогичные установленным НК РФ для плательщиков налогов и сборов, то и ответственность они должны нести такую же – кроме уголовной. Сенатор, к слову, считает, что уголовные санкции вообще не должны применяться при нарушении положений НК РФ.

Определенные нестыковки в позиции разработчиков законопроекта отметил и полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации Андрей Яцкин. Он напомнил, что необходимость систематизации неналоговых платежей обсуждается с 2011 года, во всех поручениях президента по этому вопросу говорится также о неналоговых платежах, а в законопроекте появился совсем другой термин, и непонятно, относятся ли все неналоговые, то есть не включенные в НК РФ, платежи к обязательным или нет.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что рассмотрение законопроекта точно будет непростым и длительным – даже на этапе подготовки к внесению в Госдуму, тем более что никаких, даже примерных, сроков его рассмотрения разработчики так и не обозначили.

1 С текстом законопроекта "О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/07-17/00069659). Последняя версия проекта имеется в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ.

Что относится к обязательным и необязательным коммунальным платежам. Имеет ли право общее собрание собственников жилья заставить платить за ограждение территории, если мне это не нужно?

В результате Д.Т.П. из заработной платы моего сына (20.000 р.) по исполнительному листу удерживают 25% возмещения морального вреда (535.000 р.). Проживая в квартире, приобретенной по ипотеке (единственное жилье), он ежемесячно в счет погашения кредита,

страховки по кредиту и за коммунальные услуги должен оплачивать 19.000 р. (без учета средств, необходимых для проживания), что превышает его доход, остающийся от зарплаты на 4.000 р. На днях пришел новый исполнительный лист о взыскании из заработной платы еще 15% возмещения материального вреда (180.000 р.) и исполнительского сбора (13.000 р.)

по тому же Д.Т.П. На собеседовании с приставом-исполнителем, на вопрос-почему был взыскан исполнительский сбор (хотя заранее письменно было заявлено о невозможности добровольного исполнения с приложением доказательств) и почему требование четвертой очереди предъявляется к исполнению, если не исполнено требование первой очереди,

исполнение которого уже ставит должника в тяжелейшее материальное положение,

пристав заявил что ипотека не является основанием для не взыскания исполнительского сбора и не препятствует предъявлению дополнительных требований (до 50% удержаний).

Вопрос-относятся ли платежи по погашению ипотечного кредита к обязательным платежам и являются ли они основанием для снижения размера удержаний, предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений,

отмены исполнительского сбора? Какие действия необходимо предпринять для выхода из сложившейся ситуации?

Наш многоквартирный дом относился к управляющей компании РЕП ДСК. Сейчас нам поквартирной раздали новые договора объяснив это тем, что наш дом с аукциона был передан новой управляющей компании Градъ Сервис. Читая данный договор, я обратила внимание на некоторые пункты, которые меня не устраивают. Так согласно пункта 3.3.3. "Собственник обязан соблюдать сл требования" е) не устанавливать кондиционеры, спутниковые антенны без согласия с Управляющей организацией. При нарушении данного пункта собственник обязан за свой счёт устранить нарушения в сроки, установленные Управляющей компанией и возместить убытки, а при не устранении нарушений-оплатить расходы Упр. Организации на их устранение и возместить убытки. ВОПРОС-как быть тем жильцам которые установили кондиционеры и спутник. Антенны до подписания данного договора? Лично у меня кондиционер установлен в 2006 г. Следующий пункт 7. 5. В случае если платежи собственников не покрывают расходы Управляющей организации, понесённые в связи с исполнением Договора, а также инвестиционную составляющую, внесённую Управляющей организацией, она вправе доначислить и взыскать с собственников соответствующие расходы. Этот пункт мне вообще не понятен. И ещё один нюанс-в перечень обязательных работ включена установка и обслуживание системы видеонаблюдения прилегающей территории МК-лично мне это видеонаблюдения вообще не нужно. Вопрос как можно отказаться от п. 7.5 и от платежа за видеонаблюдения?

У нас, в ст.Платнировской Краснодарского края, этот беспредел уже опротивел! Мусорная площадка находится в 10 м от жилых частных домов и 15 м от школы везут музор сюда жители со всей станицы. До 1 января была общая свалка на окраине станицы, по распоряжению администрации ее закрыли. Для того. Чтобы вывозить музор цивилизованно т.е вовремя, не допуская переполнения контейнеров, нужны новые площадки и контейнеры по всем улицам станицы. Тогда не будет такого жуткого безобразия. Региональный оператор предложил жителям станицы заключить договора о вывозе музора на добровольной основе. Заметьте, что если нам завтра предложат платить за газ, свет, воду добровольно-половина населения перестанут платить! Но нас никто не спрашивает мы обязаны платить за ком. услуги! А вот почему-то музор к этим обязательным платежам у нас, в ст.Платнировской, не относится! Как нам объяснили, администрация не имеет возможности заставить платить всех поголовно! В результате получается миссия не выполнима! Хотя все может решить правильная организация труда. А именно: за вывоз музора должны платить все без исключения! Тогда немедленно появятся деньги и на новые площадки, и на новые контейнеры, и на сотрудника, который будет прибирать на площадке остатки музора "под ноль",а не оставлять вывалившиеся из контейнера муз. мешки, растасканные собаками продукты! Разве это уборка?! Конечно, за это нужно отдельно платить сотруднику и все будет в порядке. Можно покачать головой, понимая, что это плохо, если ты живешь от контейнеров за 4-5 улиц, а что делать нам: из окна своего дома я смотрю на свалку музора!. Зимой это отвратительный вид, а летом. это отвратительная вонь разлагающихся в 10 м от твоего дома разлагающихся отходов разного вида! В тоже время во дворе у нас под окнами растут 70 роз! На улице у забора тоже линия из роз, прямо напротив музорки! Вот такой контраст! Мое мнение, что суть проблемы и ее решение лежит на ответственности администрации! Для сравнения, хочу сказать, что в соседних нас. пунктах, например, в ст.Динской, это все хорошо организованно: не раз наблюдали: подъезжает музоровоз, выходит водитель и сотрудник-уборщик музора, водитель загружает баки, уборщик прибирается на площадке-5-6 мин и машина уехала-на площадке порядок. Это другой район-Динской,20 км от нас, но это не Германия, не США, однако там порядок, а тут бардак! Фото от 10.02.19 10 час утра прилагаю, на на снимке белое здание это школа.

Каждый человек имеет определенные права и обязанности. В сфере жилищных правоотношений граждане имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Взамен они должны использовать недвижимостью в соответствии с целевым назначением, не нарушать права других граждан, оплачивать налог и вовремя вносить квартплату. Однако последнее обязательство люди часто не исполняют должным образом. Но за подобные действия лицо привлекается к ответственности. В связи, с чем людям следует точно знать, что грозит за неуплату коммунальных платежей.

Последствия неисполнения обязательства

Законом предусмотрены следующие виды наказания за неисполнение данной обязанности:

  • за каждый день просрочки оплаты начисляется пеня ( статья 155 ЖК[1]);
  • за несвоевременную оплату, производится отключение жилища от сервисов ( Постановление Правительства №354 п.114[2]);
  • когда размер задолженности слишком большой, управляющая компания может взыскать весь долг с дополнением в виде штрафа в судебном порядке по ГПК статья 3[3];
  • также лицо привлекается к административной ответственности поКоАП, статья 3.5[4]за невнесение квартплаты вовремя;
  • кроме всего этого неплательщика могут выселить с квартиры или дома на основании статьи 83 ЖК[5].

Это не все последствия, которые вызывает неуплата услуг ЖКХ. В некоторых случаях собственника жилья могут привлечь и к уголовной ответственности.

Порядок начисления пени

Лицо, которое несвоевременно исполняет обязанность по оплате предоставляемых сервисов, не сразу привлекается к ответственности. Первое чем грозит невнесение комплатежей – это начисление штрафов. Один месяц неплательщик получает письменные предупреждения о необходимости погасить долг. Со 2 месяца начисляется пеня, она является наказанием за невнесение платы и ненадлежащее исполнение возложенных обязательств. Размер пени зависит от размера задолженности.

Отключение

При образовании задолженности, компания-поставщик вправе прекратить предоставлять услуг. Это самое распространенное наказание за неуплату комуслуг. Перед проведением процедуры отключения, сотрудники компании предупредят об этом собственника и дадут ему время для погашения долга. Первое предупреждение присылается за 30 дней до отключения. Перед тем как отрезать неплательщика, компания направит еще одно предупреждение. И если лицо проигнорирует требования поставщика, то ему прекратят предоставлять обслуживание.

Взыскание долга в судебном порядке

Отключение это не самое страшное последствие за неуплату комуслуг. Даже если лицо будет отключено, оно обязано будет выплатить поставщику всю сумму долга вместе с пеней. С этой целью компания обратится в суд. Подобные дела рассматриваются в приказном порядке. Суд выносит судебный приказ, основываясь на предоставленных взыскателем квитанциях, расчетных документах, и отзыве второй стороны, в котором указывается причина просрочки. Стороны в суд не вызываются. Решение выносится в течение 5 рабочих дней. Требования заявителя удовлетворяются, если указанные должником доводы, не являются серьезными. После того как судебный акт обретет юридическую силу, он направляется исполнителям. И тогда, недоплата сервиса ЖКХ, приведет к серьезным результатам.

Также компания может подать иск о выселении должника с жилого дома или квартиры в суд. В такой ситуации судья редко удовлетворяет исковые требования заявителя. Так как подобные меры привели бы к резкому увеличению числу бездомных. Однако это не означает того, что должник останется безнаказанным. Суд либо привлечет должника к иному виду наказания, либо даст время должнику для исполнения обязательства.

Действия приставов направленные на взыскание задолженности

Приставы обладают рядом полномочий, для взыскания просроченной недоплаты.

Порядок действий исполнителей при взыскании задолженности за услуги ЖКХ:

  1. В первую очередь судебники производят сбор всей информации о штрафнике: место работы, размере банковских вкладов, наличии имущества.
  2. После этого они приглашают гражданина и проводят с ним беседу, предупреждая его о возможных последствиях.
  3. Через несколько дней после предупреждения, судебники связываются с работодателем человека и возлагают на него обязательство производить удержания с доходов работника.
  4. Либо приставы могут удержать сумму долга с банковских счетов человека. Однако если приставы арестовали счет за долг по квартплате без вынесения соответствующего акта, держатель счета может обжаловать их действия.
  5. Также исполнители ограничивают право гражданина управлять автомобилем, накладывают ограничение на передвижение лица, объявляют его в розыск.
  6. Правомочны действия приставов по аресту имущества.
  7. Одним из действий законников может быть ограничение должнику выезда из страны.
  8. Неплательщика, у которого нет официального дохода и сбережений, привлекают к административной или уголовной ответственности за невнесение платы за действия ЖКХ. Чаще всего на человека налагается штраф за невнесение коммунальных платежей.

Если ЖКХ инициировало тяжбу, то к какому результату это приведет, зависит от позиции ответчика. Если он пойдет навстречу, то дело не будет передано на исполнение. А это значит то, что сумма долга будет немного меньше. Так как не будет начислена сумма за услуги приставов.

Ещё стороны вправе заключить медиативное соглашения. Тогда неплательщику может быть дан год на оплату долга, кроме этого он будет освобожден от уплаты расходов тяжбы.

Соглашение, заключенное между собственниками квартир (домов, дач) и поставщиком услуг, приводит к появлению взаимных прав и обязанностей у сторон. И в случае если одна из сторон нарушает условия соглашения и требования закона, вторая сторона вправе принять необходимые меры. Поэтому все люди, которые владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, обязаны своевременно исполнять свои договорённости и не просрочивать сроки внесения обязательных платежей. Так как игнорирование внесения коммунальных платежей принесет много проблем для собственника жилья. К ним относятся: штрафы, исключение подачи сервисов и выселение из жилища.

Григорий Арутюнян

Согласно ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

Размер и порядок определения штрафа, указанный в ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, до настоящего времени Правительством РФ не установлены. Поэтому вы вправе выбирать между процентами за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ и неустойкой в 3%, установленной п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей).

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

С учетом положений ст. 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие гл. III Закона о защите прав потребителей, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности, о праве граждан на предоставление информации (ст. 8-12), об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 13), о возмещении вреда (ст. 14), о компенсации морального вреда (ст. 15), об альтернативной подсудности (п. 2 ст. 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17) в соответствии с п. 2 и 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Поскольку специальный закон – ЖК РФ – не содержит размера неустойки (пени, штрафа) за нарушение прав потребителей в сфере ЖКХ, то следует, на мой взгляд, применять соответствующие нормы Закона о защите прав потребителей, иное означало бы освобождение исполнителя от ответственности за нарушение прав потребителя.

Согласно п. 1 ст. 31 Закона о защите прав потребителей требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно п. 3 ст. 31 Закона о защите прав потребителей за нарушение предусмотренных этой статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

Согласно п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании п. 1 этой статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Теперь о госпошлине. Если вы обратитесь в суд по Закону о защите прав потребителей, то платить госпошлину не надо, а если по ст. 395 ГК РФ, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Увеличение платы будет являться нарушением, если такое увеличение было незаконно.

Читайте также: