Мероприятиями налогового контроля которые необходимо проводить в отношении фирм однодневок являются

Опубликовано: 13.05.2024

Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям. Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет. Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.

Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.

Что такое мероприятия по налоговому контролю

Налоги – сфера государственных интересов. Именно государство устанавливает законы и правила налогообложения, и оно же контролирует их выполнение.

В Российской Федерации принят и действует Налоговый кодекс, а также некоторые другие положения, касающиеся уплаты налогов и сборов, обязательные для выполнения предпринимателями и организациями.

Мероприятия налогового контроля – комплекс действий налоговиков, регламентируемый НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ), который производится с целью проверки соблюдения налогового законодательства и международных положений о налогообложении в отношении:

  • налоговых агентов;
  • индивидуальных плательщиков налогов и сборов;
  • плательщиков страховых и социальных взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сфера осуществления мероприятий налогового контроля – выездные налоговые проверки и рассмотрение их материалов. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, некоторые мероприятия могут быть произведены и вне проверок налоговых органов.

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.

Что может быть выявлено в результате

По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:

  • факты нарушений Налогового кодекса РФ;
  • недоимки, то есть неполные или отсутствующие начисления по налоговым сборам;
  • несвоевременность уплаты необходимых сборов;
  • неправильность исчисления необходимых выплат;
  • несоответствие доходов и расходов проверяемого;
  • ненадлежащее документальное оформление налоговых выплат (деклараций).

Основные мероприятия налогового контроля

Сотрудники ФНС Российской Федерации, опираясь на Налоговый Кодекс, в рамках проверок могут осуществлять ряд регламентированных законодательством мероприятий:

  1. Инвентаризация (проводится в соответствии с п. 13 ст. 89 НК РФ) – сверка данных в документации с их реальным основанием (активами).
  2. Осмотр (регламентирован ст. 91, 92 НК РФ) – ему могут подвергнуться любые территории или помещения, которые проверяемый предприниматель или организация использует для получения дохода (офисы, цеха, мастерские, склады, магазины и др.).
  3. Истребование документов и/или информации (ст. 93, 93.1 НК РФ) – бумаги, необходимые для проверки, могут быть официально запрошены у проверяемой фирмы или лица.
  4. Выемка предметов, документов (на основе ст. 94 НК РФ) – осуществляется тогда, когда нужны доказательства, подтверждающие налоговое правонарушение.
  5. Экспертиза (по ст. 95 НК РФ) – производится только в необходимых случаях, по договору приглашается компетентный специалист. Если он установил факты, важные для результатов налогового контроля, их оформляют в официальное экспертное заключение, получение которого является самостоятельным мероприятием налогового контроля. В него могут быть включены и собственные выводы эксперта, даже они если не входили в запрос по экспертизе.
  6. Вызов в качестве свидетеля (основан на положениях ст. 90 НК РФ) любого физического лица может быть произведен налоговиками, когда понадобятся показания, существенные для налогового контроля. За этой мерой обязательно наступает следующая – допрос.
  7. Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ) разрешается в случаях, когда это необходимо для решения насущных задач налогового контроля. Осуществляется на договорной основе.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У лиц, производящих налоговый контроль, есть утвержденное законодательством право применять различные технические средства для фиксации фактов, выявленных в результате проверки: фотосъемку, кино- или видеозапись, аудиозапись, копировальную технику и др. Применение технического обеспечения контроля должно быть отражено в ее документальном сопровождении (протоколах проверки).

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.

ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.

Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:

  • допрос;
  • экспертиза;
  • истребование документации.

Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.

Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:

  • обоснование – что вызвало необходимость в дополнительных мерах контроля;
  • избранные допмероприятия (перечисление форм);
  • сроки проведения (финальная дата).

Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Анализ материалов допмероприятий

Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.

Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.

image_pdf
image_print

Налоговая служба продолжает борьбу с фирмами-«однодневками» — фиктивно зарегистрированными компаниями с номинальным руководством. Они используются для незаконного обналичивания денежных средств и участвуют в различных схемах ухода от налогов. В письме № ЕД-4-15/13247 от 10.07.2018 Центральный аппарат ФНС поручает территориальным органам провести мероприятия налогового контроля, направленные на выявление подобных субъектов бизнеса.

Проверяя налоговые декларации, инспекторы по поручению ФНС должны обращать внимание на ряд факторов. Они могут говорить о том, что указанный в отчете субъект не ведет самостоятельной деятельности. Возможно, декларации за него подписывают неуполномоченные лица. В письме перечислено довольно много подозрительных признаков. О некоторых из них мы расскажем поподробнее.

Неверный номер корректировки в «уточненке»

Одним из факторов, которые должны вызвать подозрение налоговиков, ФНС называет подачу уточненных деклараций с ошибочными номерами корректировки. «Уточненка» подается в случае, если налогоплательщик обнаружил в первичной декларации ошибки, которые приводят к уменьшению налоговых платежей (пункт 1 статьи 81 НК РФ).

Первой уточненной декларации присваивается номер корректировки 1, второй — 2 и так далее, то есть соблюдается хронологическая последовательность. При этом первая «уточненка» отменяет первоначальную, а каждая последующая отменяет предыдущую.

Если компания ведет реальную деятельность, ошибки периодически случаются. И практикующие бухгалтеры прекрасно знают правила нумерации уточненных деклараций. Поэтому когда субъект бизнеса подает корректирующие формы, пронумерованные в хаотичном порядке, это должно стать сигналом для налоговых инспекторов.

Неявка на допрос

Если руководитель либо индивидуальный предприниматель 2 и более раза уклонится от явки на допрос, то его структура может попасть в разряд подозрительных.

Нормы Налогового кодекса допускают в рамках контрольных мероприятий проводить допрос (подпункт 12 пункта 1 статьи 31 НК РФ). В ИФНС могут вызвать свидетелей, обладающих какой-либо информацией для контрольных мероприятий. Участие физлиц в допросе регламентировано статьей 90 НК РФ. В ней сказано, что на дачу показаний могут вызвать любого за исключением тех лиц, кто получил информацию в рамках своей профессиональной деятельности и обязан хранить тайну (например, адвокаты). Также не должны вызывать на допрос тех, кто не способен правильно воспринимать обстоятельства (детей, людей с психическими отклонениями и так далее).

В остальном никаких ограничений нет. То есть на допрос могут вызвать работника проверяемой компании или ИП, учредителя, представителей взаимозависимых структур и контрагентов. Если пригласят самого директора или индивидуального предпринимателя, а тот не придет, то налоговики направят вызов повторно. Если неявка последует еще раз, компания может быть отнесена к подозрительным.

Вместе с тем отметим, что допросы проводят нечасто. Обычно инспекторы удовлетворяются письменными пояснениями. Если выявленные нарушения будут уж слишком серьезными, тогда могут вызвать на допрос.

Важный момент! ФНС говорит именно об уклонении, то есть отказе от явки на допрос без явной причины. Если директор, например, был на больничном, то это объяснимо.

На допрос с адвокатом

Ощутимый резонанс вызвало положение письма, относящее к подозрительным признакам присутствие на допросе директора его адвоката. По этому поводу даже было направлено обращение к руководителю ФНС Михаилу Мишустину. Его автором стал президент Федеральной палаты адвокатов Пилипенко Ю. С.

В обращении представитель адвокатского сообщества просит скорректировать рассматриваемое письмо, поскольку упомянутое положение может привести к попранию права налогоплательщика на юридическую помощь. Письмо ФНС, отмечает господин Пилипенко, направлено чиновникам для дальнейшего применения, поэтому оно приобретает свойства нормативного акта. А посему он опасается, что контролеры будут подозрительно относиться к налогоплательщикам, которые пользуются помощью адвокатов, а то и вовсе станут препятствовать участию последних в допросе.

Поясним, что хоть пункт 1 статьи 26 НК РФ и дает налогоплательщику право действовать через своего представителя, на допрос это не распространяется. Он предполагает самостоятельную дачу показаний, и передоверить это адвокату нельзя. Вместе с тем у любого лица есть право воспользоваться юридической помощью в ходе допроса. Поэтому в общем случае присутствие на допросе адвоката не должно расцениваться налоговиками в качестве признака недобросовестности.

Другое дело, если явившийся с адвокатом директор в процессе дачи показаний молчит и не желает (или не может, поскольку не владеет информацией) отвечать ни на один вопрос. Даже на самый простой — о местонахождении организации, не говоря уже о размере выручки или сумме НДС. Такого директора налоговики наверняка сочтут номинальным.

Неразбериха с расчетными счетами

В части расчетных счетов подозрение вызовут такие обстоятельства:

  • отсутствие счета в течение трех месяцев с даты создания организации;
  • закрытие счета;
  • открытие и закрытие более десятка счетов;
  • деньги через счет проходят транзитом — пришли и через 1-2 дня ушли.

Информация о бизнес-счетах налогоплательщиков передается в ФНС банками. Сами они, к слову, также оценивают клиентов на предмет благонадежности.

Активно работающая организация вполне может периодически открывать и закрывать расчетные счета, иметь их несколько, при этом одними пользоваться часто, другими — изредка. В этом нет ничего особенного. Если же так делает компания, которая не показывает доходы и не уплачивает налоги, то это подозрительно.

Директор не проживает по адресу регистрации

В ФНС считают, что если директор организации поменял адрес, ему следует уведомить об этом налоговый орган. Ведь инспекторы должны иметь возможность с ним связаться. Вместе с тем само по себе непроживание по адресу регистрации не является сколь-нибудь подозрительным.

А вот если директор проживает в одном регионе, возглавляет организацию в другом, передал полномочия распоряжаться расчетным счетом и подписывать налоговые декларации третьим лицам и при этом не отвечает на вопросы, то это не может не вызывать подозрений.

Организация не располагается по адресу регистрации

Минфин в своем письме от 26.06.2018 № 03‑12‑13/43960 пояснил, что по закону 129-ФЗ регистрирующий орган спустя полгода может исключить из ЕГРЮЛ юридическое лицо, если о нем в реестре указаны недостоверные данные. В том числе и адрес.

В теории налоговиков не должны интересовать «нормальные» компании, местонахождение которых известно, пусть даже оно и не совпадает с юридическим адресом. Они взаимодействуют с инспекторами, отвечают на запросы, отчитываются и платят налоги. Вопросы должны возникнуть к тем, кто всего этого не делает. На практике же из-за упомянутой нормы закона немало налогоплательщиков уже успели столкнулись с неприятностями.

Другие признаки

Понятно, что каждый случай индивидуален, и должны быть учтены все обстоятельства. В идеале делать выводы о том, что фирма является «однодневкой», по одному-двум параметрам инспекторы не должны. Далее перечислим, какие еще признаки могут стать теми камушками, которые перевесят чашу весов в пользу неблагонадежности налогоплательщика. Вот они:

  1. Представитель налогоплательщика прибыл из другого региона, где и получил доверенность. Часто в схемах применяются «однодневки», зарегистрированные в других субъектах РФ на массовые адреса.
  2. Нет договора аренды с собственником. Если компания реально работает, она должна где-то размещаться. А значит, должен быть договор аренды. «Однодневки» обычно покупают юридические адреса.
  3. Мало сотрудников при больших оборотах. Некоторые фирмы вполне обходятся несколькими или даже одним сотрудником — директором. Само по себе это не должно вызывать подозрений, ведь бизнес у всех разные. Другое дело если при этом через счета организации проходят миллионы. При наличии иных подозрительных признаков фирма может быть отнесена к «обнальщикам».
  4. Частая миграция, смена руководства. Компания периодически меняет место регистрации и директора (особенно перед сдачей отчетности). Закон этого не запрещает, но при определенных обстоятельствах этот факт вызовет подозрение. Потому что так поступают «обнальщики» — сдают «нулевки» в одной инспекции, затем переезжают в другую.
  5. Молодые организации. Если компания зарегистрирована в 2017 году и позже, к ней повышенное внимание. Ведь всегда есть шанс, что она является однодневкой. Естественно, сам по себе молодой возраст фирмы — не повод брать ее на карандаш. Но если будут присутствовать какие-то из прочих признаков, компанией обязательно заинтересуются.
  6. Нет облагаемого налогом дохода. Если от отчета к отчету доходы равны расходам, а начисленный НДС — вычтенному, для налоговиков это станет поводом для подозрений. То же самое будет, если компания или ИП все время подает нулевые декларации.

Если подозревают в недобросовестности

Итак, есть основания полагать, что компания может быть причислена к подозрительным. Что делать? В первую очередь нужно помнить, что наличие какого-либо одного из выше приведенных признаков не является поводом для паники. Если же их несколько, то стоит подготовиться к мероприятиям налогового контроля.

Руководителя могут вызвать на допрос с целью подтверждения полномочий и установления его причастности к деятельности компании. Другими словами, инспекторы должны выяснить, реально ли руководитель ею управляет — подписывает ли декларации, участвует ли в обсуждении сделок, выдает ли доверенности и так далее.

Обратите внимание! Если физическое лицо учредило / возглавляет несколько компаний, то налоговики будут выявлять факт реальности его участия в хозяйственной деятельности каждой из них.

Помимо допроса, могут быть проведены другие мероприятия налогового контроля:

  • осмотр помещения;
  • истребование документов у банков для проверки полномочий лиц, которые распоряжаются денежными средствами, а также указанных в карточке подписи;
  • истребование документов у удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа электронной подписи (цель та же — подтверждение полномочий);
  • экспертиза документов, включая хранящиеся на компьютере, чтобы проверить достоверность подписи.

Что дальше?

Итак, налоговым органам удалось собрать доказательства того, что отчет подписало неуполномоченное лицо. На этом основании ФНС может аннулировать декларацию. При этом указанные в ней расходы и вычеты признаны не будут. Соответственно, последуют доначисления, штрафы и пени.

Может быть принято решение о блокировке расчетного счета, ведь отчетность будет считаться неподанной. Кроме того, в информационных системах ФНС будет отмечено, что декларация аннулирована. Это может вызвать неприятности у контрагентов, поскольку в таком случае контролеры стараются проверить всю подозрительную цепочку.

Марина Крицкая

Налоговики периодически выпускают письма, в которых обращают внимание на важность проверки партнеров по бизнесу и дают советы, как проявить должную осмотрительность и вовремя распознать ненадежных контрагентов.

В 2017 году почти в три раза снизилось число компаний, прекративших работу из-за реорганизации. А годом ранее из ЕГРЮЛ убыли более 780 000 компаний. Таков результат зачистки ЕГРЮЛ от фирм-однодневок, которую затеяла ФНС. Налоговики начали проверять достоверность данных в реестре, и под подозрение стали попадать прежде всего компании, участвующие в реорганизации в период проверки.

По данным ФНС, доля компаний с признаками фиктивности за 2017 год снизилась на 45% по сравнению с 2016 годом. Однако до конца проблема фирм-однодневок не решена. Поэтому добросовестным организациям по-прежнему следует проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента и исключать случаи сотрудничества с подозрительными компаниями.

Что такое фирма-однодневка?

Фирма-однодневка — это юрлицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. Такое определение приводится в Письме ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84.

Суть схемы с участием фирм-однодневок довольно проста: они просто искусственно включаются в цепочку хозяйственных связей, при этом налогоплательщик и фирма-однодневка совершают согласованные противоправные действия для достижения определенной цели.

«Регистрирующий (налоговый) орган до сих пор не наделен ни полномочиями, ни обязанностями по проверке достоверности представляемых на регистрацию юридического лица документов», — говорится в письме ФНС. Следовательно, ни один налогоплательщик не застрахован от того, что при проведении проверки налоговые органы не найдут в числе его контрагентов фирмы-однодневки.

Признаки фирмы-однодневки

В Письме ФНС РФ от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@, сообщая о проведении работы в отношении юрлиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности, налоговики приводят перечень признаков, которые могут свидетельствовать о недостоверности указанных сведений в ЕГРЮЛ:

  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юрлица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых в значительном количестве иных юридических лиц;
  • участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;
  • адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц;
  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
  • в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, имеется информация о его смерти.

В Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ налоговики приводят 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, часть которых может сигнализировать именно о фирме-однодневке:

  1. налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;
  2. в бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов;
  3. в налоговой отчетности отражены значительные суммы налоговых вычетов за определенный период;
  4. опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  5. среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по рынку;
  6. неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы;
  7. отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  8. построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
  9. непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
  10. неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
  11. значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности;
  12. ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

В Письме ФНС РФ от 24.06.2016 N ЕД-19-15/104 рекомендует при оценке налоговых рисков обращать внимание на следующие признаки:

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора;
  • наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Кроме того, признаки фирм-однодневок постоянно вскрываются в процессе судебной практики:

  • минимальный размер уставного капитала (в совокупности с другими признаками может указывать на фирму-однодневку, однако сам по себе не является фактором риска);
  • массовый адрес регистрации, по которому зарегистрировано много налогоплательщиков;
  • отчетность не сдается либо сдается с нулевыми показателями;
  • отсутствие штата персонала (в зависимости от сферы деятельности может действительно свидетельствовать о неблагонадежности контрагента);
  • отсутствие материальных и административных ресурсов;
  • подозрительные хозяйственные операции;
  • должностные лица, не имеющие отношения к деятельности организаций;
  • подписание документов неустановленными лицами;
  • дата регистрации организации близка к дате совершения сомнительной сделки;
  • невыполнение требований налоговых органов о представлении документов;
  • отсутствие упоминаний

Как не пострадать от фирмы-однодневки

Прежде всего, перед заключением сделки необходимо запросить у контрагента копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, необходимые лицензии, приказы, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности.

Также существует ряд сервисов, которые позволяют отследить тревожные признаки. Большую работу в этом направлении ведет ФНС, предоставляя добросовестным налогоплательщикам различные онлайн-продукты, с помощью которых можно проверять контрагентов:

Однако контрагента важно проверять не только на стадии заключения договора, но и в дальнейшем. В сервисе Контур.Фокус есть опция «Наблюдение», которая позволяет отслеживать до 1000 компаний. В компании в любой момент могут измениться данные, например, поменяться руководитель, учредители, адрес, появиться сообщение о банкротстве, исполнительном производстве, арбитраже. Узнав об этим изменениях, Контур.Фокус вышлет уведомление на электронную почту.


Получайте все данные о контрагенте в один клик

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


Главное налоговое ведомство страны опубликовало критерии для выявления компаний и индивидуальных предпринимателей, бизнес которых оформлен лишь на бумаге (то есть фактически не существует), а их отчетные документы (декларации) подписывают подставные лица. Такой схемой пользуются «обнальщики». Контролерам поручено организовать мероприятия налогового контроля, направленные на превентивное исключение подобных фактов в отношении налогоплательщиков.

Итак, речь идет о письме ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства». Полагаем, читателям небезынтересны основные моменты этого послания.

К ведению финансово-хозяйственной деятельности, возможно, непричастен

  • представление уточненных налоговых деклараций с ошибочным порядковым номером корректировки;
  • уклонение от явки на проведение допросов (более двух раз) руководителей юридического лица, индивидуальных предпринимателей;
  • присутствие представителей (адвокатов) при проводимых допросах;
  • непроживание руководителя компании, индивидуальных предпринимателей по месту регистрации;
  • ненахождение организации по месту ее регистрации;
  • представление интересов налогоплательщика доверенным лицом, зарегистрированным (проживающим) в другом субъекте РФ;
  • вновь созданные организации (созданы или зарегистрированы в 2017 году);
  • представление на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов «нулевой» отчетности;
  • приближение суммы доходов, отражаемой в налоговых декларациях, к сумме расходов;
  • удельный вес вычетов по НДС более 98 %;
  • отсутствие договоров аренды с собственниками помещений;
  • среднесписочная численность один человек (либо отсутствие работников);
  • отсутствие доходов у руководителей организации, в том числе от организации, руководителями которой они являются;
  • смена места постановки на учет;
  • смена руководителя организации с внесением соответствующих сведений незадолго до представления отчетности;
  • отсутствие расчетного счета в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации;
  • закрытые расчетные счета;
  • открытие (закрытие) множества расчетных счетов (более десяти);
  • транзитный характер движения денежных средств по расчетным счетам;
  • расчетные счета в банках не по месту регистрации организации;
  • установленное обналичивание денежных средств, неустранение расхождений предыдущих периодов;
  • наличие в ЕГРЮЛ информации о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации, руководитель (учредитель) – нерезидент РФ и т. д.

А теперь пробежимся по названным признакам и рассмотрим их немного подробнее (для простоты будем упоминать лишь юридических лиц).

Представлена «уточненка» с некорректным номером

Все «уточненки» нумеруют в хронологической последовательности: 1, 2, 3 и т. д., каждая последующая скорректированная декларация отменяет предыдущую. Как правило, бухгалтер (в реальных компаниях) легко ориентируется, какая корректировка произведена. Иначе могут обстоять дела в сомнительных фирмах, а хаотичная нумерация деклараций обязательно вызовет подозрения у контролеров.

На допрос не пришел

Но это мероприятие проводится не всегда (в большинстве случаев контролеры запрашивают письменные пояснения по какому‑либо вопросу), а только при серьезных расхождениях. Тогда‑то налоговый орган и может вызвать на допрос директора компании, а если тот не придет, его вызовут повторно (и не раз, если потребуется).

Подчеркнем, причины неявки на допрос могут быть разные, уважительные в том числе (например, нахождение на больничном), – их легко пояснить. Подозрения у проверяющих вызовет именно уклонение от допроса.

Адвокат под запретом?

Вместе с тем присутствие адвоката само по себе никакой беды предвещать не должно (данный признак был воспринят неодобрительно, о чем свидетельствует, среди прочего, обращение президента Федеральной палаты адвокатов Ю. С. Пилипенко к руководителю ФНС М. В. Мишустину с просьбой скорректировать письмо).

К сведению

В обращении отмечается, что, поскольку письмо ФНС предназначено широкому кругу госорганов и их должностных лиц, носит инструктивный характер и направлено на неоднократное применение, оно приобретает нормативные свойства (Постановление КС РФ от 31.03.2015 № 6‑П), а его положение в части признания факта получения квалифицированной юридической помощи представителя (адвоката) признаком недобросовестности налогоплательщиков становится поводом для обращения с жалобами в суд неограниченного круга лиц, чье конституционное право на квалифицированную юридическую помощь попирается подобным образом, так как может привести к массовому нарушению прав налогоплательщиков и допрашиваемых лиц, а также к воспрепятствованию участию адвокатов в допросе.

Доверенность выдана представителю в другом регионе

По месту регистрации не проживаем

Другое дело, если директор прописан по одному адресу, проживает по другому (скорее даже в другом регионе), кто‑то сдает за него декларации и распоряжается счетом, а на запросы инспекторов директор при этом не отвечает. Не подозрительно? Конечно, подозрительно.

По адресу регистрации компания отсутствует

К сведению

С 01.09.2017 юридическое лицо, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений, если с момента внесения таких сведений истекли шесть месяцев, может быть исключено из ЕГРЮЛ на основании решения регистрирующего органа (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Письмо Минфина России от 26.06.2018 № 03‑12‑13/43960).

Молодая организация – еще не повод для особого контроля

Понятно, что злоумышленников это не останавливает, они вновь создают лжекомпании. Именно поэтому организация, только начавшая работу, у контролеров может оказаться на особом счету. Но (!) только в том случае, если будут присутствовать и другие признаки (сама по себе «молодость» юридического лица подозрений вызывать не должна).

«Нулевая» отчетность, доход = расход, весь НДС – к вычету

Повышенно бдительны налоговики будут и в ситуации, когда у компании доходы почти равны расходам, а весь НДС она принимает к вычету.

Договор аренды с собственником отсутствует

Если сотрудников немного

Но если в компании один сотрудник (а то их и вовсе нет), при этом у нее миллионные обороты (причем с НДС), у контролеров появится повод для размышлений.

Расчетные счета и транзитные операции

Налоговики также располагают информацией о движении средств по счету (благодаря проверке деклараций, запросам «камеральщиков» в банк о предоставлении выписки). Порой им кажется подозрительным, что у компании спустя несколько месяцев со дня регистрации так и отсутствует расчетный счет, или закрыты все счета, или их несколько десятков – то закрывающихся, то открывающихся.

Подобные обстоятельства (если компания платит налоги, взносы и вовремя сдает отчетность) сами по себе к неприятностям не приведут. А вот в противном случае есть о чем волноваться. Как и при транзитных операциях по счету.

Так, если приходящие на счет деньги буквально сразу (в течение одного-двух дней) выводятся оттуда, причем эти операции постоянные, ждите повышенного внимания – не только налоговиков, но и банка.

Изменилось место постановки на учет, компанию возглавил новый директор

Но так иногда делают фирмы-однодневки: в одной инспекции они сдают нулевые декларации, затем меняют ее, назначают (перед сдачей отчетности) другого директора (чтобы повесить на него долги и штрафы). А ведь это схема «обнальщиков», и она хорошо знакома налоговикам, которые пытаются с ней бороться.

Бизнес под подозрением: что делать?

Допрос

Перед налоговиками будут стоять задачи:

– проверить полномочия лиц (в том числе выдавших доверенности);

– установить причастность (непричастность) лиц к ведению финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, подписанию налоговых деклараций, выдаче соответствующих доверенностей, получению сертификатов ключей электронных подписей.

При этом в ходе допроса они будут устанавливать указанные выше обстоятельства в отношении всех организаций, в которых лицо является руководителем (учредителем).

Другие мероприятия

  • осмотр помещений по адресу юридического лица в пределах места нахождения юридического лица в целях проверки достоверности сведений об адресе, внесенном в ЕГРЮЛ;
  • истребование в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ у банков документов (информации) в целях установления и проверки полномочий лиц, обратившихся для открытия счета, а также проверки полномочий лиц, указанных в карточке, на распоряжение средствами, находящимися на счете, при заключении договора банковского счета;
  • истребование на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ документов (информации) у удостоверяющего центра с целью установления и проверки полномочий лиц, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также получения информации о результатах проверки удостоверяющим центром исполнения лицом положений, установленных Федеральным законом от 06.04.2011 №63‑ФЗ «Об электронной подписи»;
  • экспертизу документов, а также информации на машинных носителях (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая) в соответствии с п. 1 ст. 95 НК РФ в целях исключения фактов представления фиктивных документов, проверки достоверности подписей лиц (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, иных лиц).

Что и требовалось доказать

После представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС и по налогу на прибыль организаций при установлении по результатам мероприятий налогового контроля совокупности фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком требований, установленных п. 5 ст. 80 НК РФ, территориальный налоговый орган может инициировать процедуру аннулирования таких налоговых деклараций.

Поскольку будет считаться, что декларации вообще не было, через некоторое время заблокируют все счета в банках. А еще в дереве связей между разными фирмами (налоговая составляет его в специальной программе и видит, кто с кем работает) появится отметка, что в цепочке есть аннулированная налоговая декларация. Соответственно, возникнет и повод присмотреться ко всей цепочке, чтобы найти в ней не только «обнальщиков», но и тех, кто пользуется такими услугами.

Мы рассмотрели письмо ФНС России № ЕД-4-15/13247, в котором перечислены случаи, когда налоговые декларации можно считать недостоверными, а компании – нарушителями. Исходя из текста письма для аннулирования налоговых деклараций инспекторам нужно наличие ряда признаков, а отзыву налоговых деклараций должна предшествовать прописанная в законе юридическая процедура, состоящая из нескольких мероприятий.

Отметим также: перечень оснований для аннулирования налоговых деклараций открытый, а это значит, что на практике найдутся и иные критерии.

И еще один момент. Положения рассматриваемого письма не подлежат применению в отношении налоговых деклараций, по которым срок камеральной налоговой проверки завершен.

По информации налоговиков, данной в документах «для служебного пользования», большинство российских компаний, применяющих «серые» схемы, используют в качестве контрагентов фирмы-«однодневки», зарегистрированные в Москве. Как указывают чиновники ФНС, около 60 процентов созданных в столице предприятий или вообще не сдают отчетность, или представляют в налоговые инспекции нулевые декларации.

Именно поэтому ФНС ориентирует на противодействие деятельности фирм-«однодневок» прежде всего московских налоговиков. Так, по указанию федеральных чиновников в УФНС по г. Москве была сформирована база данных по компаниям, которые относятся к группе риска. На текущий момент база постоянно пополняется, и все московские инспекции имеют возможность использовать этот информационный ресурс при проведении проверок. Аналогичная база, по планам ФНС, должна быть создана до конца 2007 года и на федеральном уровне.

ИНСПЕКТОР одной из московских налоговых инспекций:
- На сегодняшний день фирм-«однодневок» существует очень много. И борьба с ними в первую очередь должна осуществляться на стадии государственной регистрации юридического лица. За 2006 год практика проведения выездных налоговых проверок показала, что все 100 процентов проверенных организаций используют для уменьшения НДС фирмы-«однодневки». Их используют как небольшие компании, так и крупнейшие налогоплательщики.

Причем доля «однодневок», которые являются контрагентами проверяемой организации, обычно от 5 до 50 процентов. Выявление организаторов схем с использованием фирм-«однодневок» на сегодня является приоритетным направлением в борьбе с ними.

Для выявления «хозяев» «однодневок» московские налоговики разработали методику по установлению маршрута движения денежных средств.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ - РЕАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Как указывает ФНС в документах «для служебного пользования», фирмы-«однодневки» - это лишь инструмент реализации схем ухода от налогообложения. Поэтому задача инспекторов - пройти по всей цепочке контрагентов и установить реальный источник денежных средств. Как правило, это действующая компания, которая уплачивает налоги, но использует фирмы-«однодневки», чтобы не платить НДС (или незаконно возмещать его из бюджета) и налог на прибыль.

Для выявления таких «хозяев» «однодневок» московские налоговики разработали методику по установлению маршрута движения денежных средств через «однодневки». В частности, будут выявляться компании, которые перечисляют или получают денежные средства от фирм, имеющих признаки «однодневок». Информация о компаниях, связанных денежными отношениями с фирмами-«однодневками», будет использоваться УФНС по г. Москве для составления плана выездных налоговых проверок.

При этом налоговики особо оговорили: контрольные мероприятия, направленные на выявление источников (получателей) денежных средств, проводятся только по контрагентам (за некоторыми исключениями, о которых - ниже), которым (от которых) фирмой-«однодневкой» (фирме-«однодневке») перечислены денежные средства в сумме, равной или превышающей 10 млн руб. за период с даты открытия банковского счета по дату получения справки (выписки) из банка налоговиками по их запросу. Этот же критерий применяется в отношении взаимоотношений каждой последующей компании, выявляемой налоговым органом по цепочке контрагентов.

Исключением из этого порядка является проведение контрольных мероприятий по справке (выписке) банка по счету получателя денежных средств, а также компаний, выявленных (с учетом вышеуказанного критерия) в цепочке первыми после компании-источника. В этом случае контрольные мероприятия проводятся по всем контрагентам, указанным в данных справках (выписках), независимо от величины перечисляемых сумм. Для проверок «неблагонадежных» компаний ФНС установила свой порядок: как только инспекция выявляет источник денежных средств, она обязана проинформировать региональное налоговое управление и одновременно передать информацию во все налоговые органы, в которых состоят на учете компании, участвующие в выявленных налоговиками цепочках (включая компанию - источник денежных средств). Но выездная проверка по таким компаниям будет проведена только после того, как получено согласование регионального управления. До этого момента проверки в отношении таких компаний на очередной квартал не планируются, а если вдруг эти компании оказались уже в плане до того, как по ним была направлена информация в управление, выездная проверка по ним должна быть проведена в последнюю очередь.

ЧТО ТАКОЕ «ОДНОДНЕВКИ» ДЛЯ НАЛОГОВИКОВ

Какие компании московские налоговики считают «однодневками»? Ведь чтобы включить фирму в базу данных «однодневок», проверяющие должны выявить характерные признаки подобной компании*.

Вот что говорит об этом московский документ «для служебного пользования»: «Фирма-"однодневка" - юридическое лицо, создаваемое под конкретную операцию или на конкретный срок, как правило на квартал. Названные юридические лица не имеют целью вести какую-либо реальную деятельность, не представляют отчетность (или представляют «нулевую») налоговым органам». Налоговики указывают, что, как правило, «однодневки» регистрируются по «массовым» адресам, «массовыми» заявителями с «массовым» директором и учредителем. Причем «массовым» считается тот адрес, руководитель, учредитель или заявитель, который упоминается в регистрационных данных 10 и более компаний.

Первый «рубеж обороны» налоговиков - государственная регистрация. Так, при проверке документов сотрудник юридического отдела должен вынести решение об отказе в государственной регистрации при выявлении:

• совпадений по адресу «массовой» регистрации и наличии у регистрирующего органа заявления (письма) собственника адреса «массовой» о недопущении регистрации юридического лица без его письменного согласия;
• недостоверности нотариальных действий при заверении заявлений на государственную регистрацию;
• недостоверности платежных документов при государственной регистрации юридического лица; • в документах данных недействительного либо «старого» паспорта.

Одновременно с принятием решения об отказе в государственной регистрации сотрудник, ответственный за проведение контрольных мероприятий, готовит документы для возбуждения дела об административном правонарушении. И в случае подтверждения ГУВД Москвы информации о нарушениях документы передаются сотруднику, ответственному за проведение контрольных мероприятий для п

ринятия соответствующих мер (например, привлечения к административной ответственности по ч. 3, ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Следующий этап - проверка личности директора. Если при вводе сведений с заявления о государственной регистрации в БД ЕГРЮЛ обнаруживается, что генеральный директор вновь регистрируемой компании является таковым в ряде уже созданных юридических лиц, документы передаются для проведения последующих контрольных мероприятий и возможной дисквалификации директора. Кроме того, информация поступает также к уполномоченному сотруднику ГУВД Москвы.

Если же, несмотря на предыдущие этапы контроля, фирму, имеющую признаки «однодневки», все же пришлось зарегистрировать, она попадает в специальную базу данных «Однодневка». За компаниями, включенными в данный список, устанавливается специальный контроль. Так, отдел государственной регистрации и учета налогоплательщиков проводит осмотр (обследование) помещения по адресу (местонахождению) юридического лица, указанного в учредительных документах, чтобы установить, действительно ли компания находится по указанному адресу. Если компания отсутствует, составляется соответствующий акт, на основании которого регистрирующий орган принимает меры по привлечению должностного лица компании к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ) за предоставление недостоверной информации о местонахождении юридического лица.

Отдел камеральных проверок контролирует представление отчетности фирмой, включенной в «черный» список. Если она подаст нулевую отчетность, отдел камеральных проверок инспекции по истечении отчетного периода направит запрос в банк, в котором у компании открыт счет, о движении денежных средств по счету. И если операции по счету проводились, проверочные мероприятия должны начаться уже в отношении контрагентов.

Контрольные мероприятия проводятся только по контрагентам, которым перечислено более 10 млн руб.

КАК ВЫЯВЯТ «ХОЗЯЕВ» «ОДНОДНЕВКИ»

Между тем проводить налоговую проверку самой «однодневки», по мнению московских налоговиков, смысла нет. Поэтому следующим этапом для них станет выявление компаний (получателей необоснованной налоговой выгоды), связанных с «однодневкой».

Компании, связанные с «однодневками», должны, по мысли чиновников УФНС по г. Москве, попасть в план проверок в первую очередь. «Дсп»-методичка предлагает выявлять такие компании в три этапа.

Этап первый. Налоговый орган запрашивает банк об операциях по расчетному счету фирмы, сдающей нулевую отчетность (или не сдающей отчетность вовсе). Эту фирму налоговики признают «однодневкой».

Этап второй. Отбираются компании, перечислившие или получившие от «однодневки» за период существования ее расчетного счета сумму от 10 млн руб. и больше.

Этап третий. Налоговый орган запрашивает справку (выписку) банка по счетам компаний, отобранных на предыдущем этапе, - крупных контрагентов «однодневки». Здесь применяется аналогичный критерий - обороты по расчетному счету должны быть от 10 млн руб. То же самое проводится и в части взаимоотношений каждой последующей компании, выявляемой налоговым органом по цепочке контрагентов, пока не будет выявлена конечная компания - владелец средств, прошедших через расчетный счет «однодневки».

Эта компания, по мнению московских методологов, должна иметь собственное имущество и собственные денежные средства, нанимать персонал и заниматься реальной хозяйственной деятельностью, имея значительные обороты по реализации. Такая организация регулярно сдает налоговую отчетность, но платит налоги в минимальном размере, снижая свои налоговые обязательства путем увеличения расходов через фиктивные договоры или схемы уклонения от налогообложения.

Чтобы выявить именно такие компании, отделить их от звеньев цепочки, не ведущих реальную деятельность, - самих «однодневок» и так называемых «прокладок», московские налоговики будут анализировать следующие показатели компании:

1. Вид деятельности, осуществляемый налогоплательщиком. Деятельность должна носить реальный характер.
2. Руководитель, учредители компании. Среди них не должно быть «массовых» руководителей и учредителей из соответствующего «черного» списка.
3. Сведения по имуществу, находящемуся в собственности компании: недвижимое (направляются запросы в Учреждение по регистрации прав собственности на недвижимое имущество), транспортные средства (сведения берутся из базы данных, представляемой ГИБДД). Компания-организатор схемы должна иметь собственное имущество.
4. Сведения о размере уставного капитала (доля государства), увеличение уставного капитала, дата регистрации увеличения уставного капитала. Уставный капитал не должен быть минимальным, а факты увеличения уставного капитала говорят о реальности деятельности.
5. Количество зарегистрированных ККТ, адреса регистрации ККТ. «Однодневки» и «прокладки» чаще всего не имеют зарегистрированных ККТ.
6. Сведения о начисленных и выплаченных дивидендах. Обычно дивиденды выплачивают лишь компании, ведущие реальную деятельность.

Также проанализируют налоги, которые исчисляет компания, при этом особое внимание будет уделено НДС (какие суммы начислены в бюджет, какие - возмещены). Уделят внимание выручке, показанной в форме № 2 Бухгалтерского баланса, финансовому результату деятельности (прибыль, незначительная прибыль, убыток), заявленным льготам, убыткам предыдущего налогового периода, уменьшающим базу текущего периода. Еще налоговики воспользуются результатами камеральной проверки отчетности компании, поднимут справки о наличии недоимки (переплаты) и сведения о проведенных (проводимых) выездных проверках.

В отношении контрагентов фирмы-«однодневки», не состоящих на налоговом учете в Москве, недостающие сведения (по вышеуказанным вопросам) запрашиваются у региональных налоговых органов. Результаты исследования, на основании которого налоговики сделают вывод о наличии «схемы» и выявят ее организатора, аналитический отдел налогового органа должен будет оформить в виде блок-схемы, подготовленной по каждой цепочке отдельно. Она будет передана инспекторам, которые будут проводить выездную налоговую проверку.

В ней по каждому перечислению денежных средств между участвующими в схеме компаниями должно быть указано основание платежа (например, возврат займа, взнос в уставный капитал, плата за поставленные товары, оказанные услуги). А также следующие признаки самих компаний:

• «организатор схемы» (присваивается источнику денежных средств);
• «звено цепочки» (присваивается вспомогательным организациям - посредникам в цепочке движения денег от источника к «однодневке»);
• «однодневка».

Компания, которую на основании совокупности признаков налоговики сочтут «организатором схемы», будет включена в план выездных налоговых проверок и проверена с особой тщательностью.

Компании, связанные с «однодневками», попадут в план проверок в первую очередь.

Читайте также: