К налогам вносимым за счет выручки относятся

Опубликовано: 25.04.2024

date image
2014-02-02 views image
9305

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоги, включаемые в себестоимость продукции

Налоги, включаемые в отпускную цену предприятия

Сущность налогов. Налоговая система РБ

Тема 11 Налогообложение организации

1. Налоги - как экономическая категория представляет собой денежные отношения государства с ЮП и ФЛ по поводу формирования основного централизованного фонда.

Система налогов - совокупность платежей в государственный бюджет.

  • прямые - устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика;
  • косвенные - устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу (акциз, НДС).

  • государственные (республиканские) - их разрабатывает правительство, утверждает или отменяет главный законодательный орган страны, зачисляются эти налоги как в центральный, так и в местные бюджеты;
  • местные - устанавливаются как правительством, так и местными органами власти, но вводятся в действие местными органами власти. Эти налоги всегда поступают в местный бюджет (налог на рекламу, сборы за услуги, сборы с пользователей и т.д.).

3. Исходя из роли налогов в процессе бюджетного регулирования:

  • закреплённые - те налоги, которые на длительный срок закреплены в качестве доходного источника конкретного вида бюджета. Они поступают либо только республиканский, либо только в местный бюджет;
  • регулирующие - они могут поступать как в республиканский, так и в местные бюджеты. Они ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней. Целью введения регулирующих налогов является балансирование нижестоящих бюджетов, государственное воздействие на местные бюджеты и местное хозяйство через налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль и др.).

4. По видам налогоплательщиков:

  • налог с ФЛ;
  • налог с ЮП.

5. В зависимости от порядка использования

  • общие - почти все;
  • специальные - чрезвычайный (для ликвидации последствий на ЧАЭС).

6. В зависимости от источника уплаты

  • в себестоимость;
  • от прибыли;
  • от з/п (подоходный налог);
  • надбавка к цене или тарифу (акциз, НДС).

1. Акциз - организации являются плательщиками акцизов, если они производят подакцизные товары, ввозят подакцизные товары на таможенную территорию РБ и (или) реализуют ввезённые подакцизные товары. В настоящее время акцизами облагаются такие товары, как алкогольная продукция, табачная, бензин, ювелирные изделия, нефть сырая, дизельное топливо т.е имеющие устойчивый спрос со стороны потребителей.

Методикой исчисления акциза предусмотрены 2 вида ставок:

  1. Специфические - они устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизного товара;
  2. Адвалорные - устанавливаются в % от стоимости товаров.

Объект обложения акцизами определяется в зависимости от вида ставок, установленных в отношении подакцизных товаров. В качестве объекта обложения акцизами признаются:

Льготы по товарам, которые:

  • используются организациями республики в качестве сырья (спирт, виноматериалы, ввозимая нефть сырая и т.д.);
  • вывозятся за пределы РБ (кроме экспорта в государства - участники СНГ);
  • приобретаются за пределами РБ за счёт иностранных кредитов, выданных под гарантии правительства РБ и предназначаются для производственных целей;
  • автомобили легковые для инвалидов.

Сумма акциза по товарам, на которые установлены адвалорные ставки определяются: А = Н · С

  • С - ставка
  • Н - стоимость товара без учёта акциза (налоговая база)

Уплата производится не позднее 22 числа месяца, следующего за отчётным.




Отчёт предоставляется до 22 числа.

Объектом обложения являются обороты по реализации товаров на территории РБ и за её пределы, товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.

сумма НДС определяется: НДС = С · Н

Основная ставка 18%

Льготы. Не подлежат налогообложению имущество, вносимое в качестве вклада в УФ организации, обороты по реализации на территории РБ лекарств, медтехники, услуг в сфере культуры, искусства, образования, инвалидами, престарелыми и т.д.

Практически освобождаются от всех налогов или по некоторым льготы организации, имеющие среднесписочную численность инвалидов 50%, и выше. Не только от НДС, но и по всем

3. Единый платёж (3,9%) уплачивается единым платежом и включает:

  • сбор на формирование местных целевых бюджетных, жилищно-инвестиционных фондов по ставке 0,4% от выручки, получаемой от реализации товаров;
  • сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда по ставке 0,5% от выручки;
  • отчисление в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции 2% от выручки;
  • налог с пользователей автодорог в дорожные фонды по ставке 1% от выручки от реализации.

Объект - выручка от реализации, кроме выручки от нереализованных операций.

Срок уплаты 22 число месяца, следующего за отчётным нарастающим итогом с начала года. Отчёты до 22 числа.

1. Взносы в фонд защиты населения (36%, из них 35% в фонд соц. защиты, а 1% в пенсионный фонд).

Плательщики: все организации независимо от форм собственности.

Объектом исчисления является з/п рабочих и доплаты в выходные и праздничные дни.

  • выходное пособие (т.е при увольнении);
  • надбавки к пенсии;
  • оплата командировочных;
  • стоимость спец. одежды;
  • оплата путёвок детям на лечение, отдых;
  • стоимость проезда детям на лечение и отдых;
  • доходы от акции и т.д.

Срок уплаты: одновременно с получением (перечислением) в банках средств на выплаты работникам, но не позднее 15 числа следующего месяца.

2. Платежи в дорожные фонды - за проезд по автодорогам общего пользования РБ тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, Плата производится за превышение допустимых параметров т.с. Тарифы устанавливаются в $ за 1 км.

3. Платежи за землю - включают в себя земельный налог и арендную плату за землю.

Плательщики: организации, которые имеют во владении, пользования им собственности земельные участки.

Объект обложения - сам земельный участок.

Ставка устанавливается за гектар земельной площади в виде ежегодных фиксированных платежей. Расчёт от исчисленной сумме налога на текущий год предоставляется не позднее 1 марта. Уплачивается налог поквартально равными частями 15.04, 15.07, 15.10, 15.01

Ставка налога - это установленная норма платежей за 1 гектар земли и зависит от факторов (качество земли, место расположения и т.д.).

4. Экологический (налог за пользование природными ресурсами).

Плательщики: организации, добывающие природные ресурсы, перерабатывающие нефть и нефтепродукты, производящие в окружающую среду выбросы загрязняющих веществ

Экологический налог состоит из следующих платежей:

  • за добычу природных ресурсов в пределах установленных лимитов;
  • за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах, установленных лимитов;
  • за переработку нефти и нефтепродуктов.

Налог исчисляется ежемесячно исходя из фактического объёма: добычи природных ресурсов, выбросов, переработанной нефти, а также исходя из установленной ставки налога.

4. Налоги, уплачиваемые из прибыли:

Объекты обложения: остаточная стоимость ОПФ и основных непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков. Ставка 1% к объекту обложения.

Налогообложению не подлежат:

  • объекты социально-культурного назначения;
  • ОПФ, законсервированные в установленном порядке, находящихся на реконструкции;
  • если инвалидов 50% и больше работает;
  • сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки и др.

Налог определяется ежеквартально как (остаточная стоимость ОПФ + непроизводственные фонды) · 1/4 ставки.

Уплата не позднее 22 каждого месяца равными долями в размере 1/3 части квартальной суммы.

Налог определяется исходя из общей прибыли. Важное значение для правильного исчисления налога на прибыль имеет определение затрат, относимых на себестоимость

Не включается в себестоимость:

  • материальная помощь
  • надбавки к пенсиям
  • доплаты к гос. пенсиям и т. д.

Сумма налога = облагаемая прибыль · ставку. Основная ставка 24%

Налог на приобретение автотранспортных средств.

Плательщики ЮЛ и ФЛ, приобретающие автотранспортное средство, подлежащие обязательной регистрации в органах ГАИ МВД РБ.

Не являются плательщиками: граждане, приобретающие легковые автомобили и прицепные устройства к ним в частную собственность и бюджетные организации.

Целевые сборы в местный бюджет.

Целевой транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов, троллейбусов, Целевой сбор на содержание и развитие города.

Базой для начисления является:

  • для плательщиков - организации - прибыль, остающаяся в распоряжении организации;
  • для ИП - сумма дохода, остающаяся в распоряжении после налогообложения.

2.6. Финансы предприятия

2.6.4. Налогообложение предприятия

Каждое предприятие должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налогообложение ─ это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Налог ─ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор ─ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

На предприятие не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), который является основным нормативным документом в области налогообложения.

Все налоги и сборы могут быть классифицированы по различным признакам, наиболее существенными для предприятия являются следующие:

1.) по способу изъятия – прямые и косвенные;

2.) по принадлежности к уровню власти и управления – федеральные, региональные, местные;

3.) по характеру налоговых ставок ‑ твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Прямые налоги – это налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в виде надбавки в цену товара или услуги. Собственник предприятия, производящего товары или услуги, подлежащие налогообложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. является сборщиком налога. Конечным плательщиком выступает потребитель, который приобретает товары и услуги по ценам, включающим косвенные налоги, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Федеральные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными актами представительных органов местного самоуправления и являющимися обязательными к уплате на территории соответствующих местных образований. К местным налогам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог.

При установлении налогов и сборов должны быть определены все элементы налогообложения. К элементам налогообложения относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты.

Объектом налогообложения является любое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. К числу объектов налогообложения относятся также пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоговая база ─ стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период ─ месяц, квартал, календарный год.

Единица обложения ─ единица измерения налоговой базы

Налоговая ставка (норма налогового обложения) ─ величина налоговых начислений на единицу базы (денежная единица дохода, единица измерения товара и т.д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Пропорциональные ─ это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе. Прогрессивные ставки ─ это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы. Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.

Порядок исчисления налога – последовательность действий, приводящая к исчислению суммы налога, подлежащей к уплате в бюджет, правила заполнения соответствующей декларации или расчета.

Порядок и сроки уплаты – срок предоставления декларации или расчета, установленный срок оплаты налога или сбора.

Кроме того, есть достаточно существенные понятия, связанные с налогообложением, такие как источник уплаты налога ‑ различные элементы стоимости реализованной продукции (себестоимость, балансовая прибыль, чистая прибыль, ценовые надбавки) или денежные доходы граждан, а также налоговые льготы – представляемые и предусмотренные законодательством преимущества отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Промышленное предприятие в обязательном порядке будет являться плательщиком следующих основных налогов и сборов:

· налог на прибыль организаций;

· налог на добавленную стоимость;

· единый социальный налог;

· налог на имущество организаций.

При наличие соответствующих объектов налогообложения появляется следующая группа налогов:

· налог на добычу полезных ископаемых и т.д.

Рассмотрим особенности исчисления и уплаты основных налогов.

Налог на прибыль организаций

Налогообложение прибыли представляет собой форму распределения прибыли между товаропроизводителями и государством, является одним из основных каналов формирования доходов бюджетов различных уровней. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, итак прибылью признается:

· для российских организаций ‑ полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав согласно ст. 249 НК ─ это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

2) прочие доходы, такие как доходы от долевого участия в других организациях; положительные (отрицательные) курсовые и суммовые разницы; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, промышленные образцы и т.д.); доходы в виде процентов, полученных по долговым обязательствам (займы, кредиты, и т.п.); в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были ранее приняты в составе расходов; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав; в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде и др.

Плательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты или убытки, совершенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и прочие расходы.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Плательщики самостоятельно исчисляют суммы налога нарастающим итогом с начала года. Сроки уплаты налога производятся по одному из двух вариантов: ежеквартально или ежемесячно.

Ежеквартально без авансовых платежей платят организации, чьи доходы от реализации менее 3000000 рублей в квартал, для остальных обязательна уплата авансовых платежей, или по фактически полученной прибыли за месяц, или в размере 1/3 квартальной суммы налога за предыдущий квартал.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на товары и услуги. Впервые понятие «налог на добавленную стоимость» сформулировал в 1954 г. французский экономист Морис Лоре. НДС получил широкое распространение в странах Европейского союза. В разных государствах ставка налога на добавленную стоимость своя, в среднем она варьирует от 6 до 25 процентов от стоимости товара, однако сущность налога одинакова.

Взимание НДС осуществляется на каждой стадии от добычи сырья, производства товаров и до их конечного потребления. Объектом налогообложения является добавленная стоимость – разница между стоимостью реализованных товаров (услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и потребления.

Россия имеет достаточно уникальный опыт применения НДС по самым разным ставкам, так в разное время были установлены ставки в размере 28%, 20%, 23% (с учетом спецналога), 21,5%, в настоящее время ‑ 18%.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе безвозмездная;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговый период ─ календарный месяц.

Налоговые ставки дифференцированные:

Иллюстрация применения 18% ставки НДС приведена на рис. 2.7.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей в месяц, то предприятие вправе уплачивать налог и предоставлять в налоговые органы декларацию не ежемесячно, а ежеквартально. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей за любые три последовательных месяца, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.


Рис. 2.7. Порядок применения НДС

Единый социальный налог (ЕСН) введен с 01.01.2001 г. главой 24 НК РФ, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды ‑ Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ (далее ‑ фонды) ‑ и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Объектом налогообложения для исчисления налога работодателями признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Налоговая база налогоплательщиков-работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

ЕСН имеет регрессивную шкалу налогообложения (табл. 2.1)

Ставки ЕСН для налогоплательщиков – работодателей

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования

• налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия;

• налог на прибыль предприятий и организаций;

• налоги, относимые на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий после уплаты налога на прибыль.

В первую группу входят:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• сбор за уборку территорий населенных пунктов.

Вторая группа включает налог на прибыль и на доходы предприятий и организаций.

В состав третьей группы входят:

• сбор за использование наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на операции с ценными бумагами;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

Налог на имущество предприятий относится к группе региональных налогов.

Налог уплачивают предприятия, учреждения, организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Филиалы и другие аналогичные подразделения организации, если они имеют отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, они могут исполнять обязанности организации по уплате налога в порядке, предусмотренном для уплаты налога на имущество предприятий по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.

Не является плательщиком налога:

- Центральный банк Российской Федерации и его учреждения;

- организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

- организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

По налогу на имущество предприятий объект обложения - основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. При этом основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Амортизация может начисляться на основные средства несколькими методами:

- метод уменьшаемого остатка;

- метод по сумме чисел лет срока полезного использования;

- метод списания стоимости пропорционального объему произве-

Поэтому при исчислении суммы налога на имущество предприятий организации учитывают сумму начисленной амортизации в соответствии с тем методом, который определен в учетной политике.

Остаточная стоимость основных фондов исчисляется налогоплательщиками исходя из первоначальной стоимости, а если производилась переоценка основных средств, то исходя из восстановительной стоимости. Порядок проведения переоценок приведен в ПБУ 6/97.

Сумма налога на имущество за каждый отчетный период определяется организациями нарастающим итогом с начала года.

Отчетным периодом являются:

• девять месяцев года;

Для определения суммы налога следует сначала рассчитать стоимость имущества на первое число каждого квартала года.

01 "Основные средства"

03 "Доходные вложения в материальные ценности"

04 "Нематериальные активы"

08 "Капитальные вложения" (за исключением субсчетов: 08-1 «Приобретение земельных участков», 08-2 «Приобретение объектов природопользования», 08-5 «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств», 08-7 «Перевод молодняка животных в основное стадо», 08-8 «Приобретение взрослых животных», 08-9 «Доставка животных, полученных безвозмездно»)

11 "Животные на выращивании и откорме"

12 "Малоценные и быстро изнашивающиеся предметы"

15 "Заготовление и приобретение материалов"

16 "Отклонение в стоимости материалов"

20 "Основное производство"

21 "Полуфабрикаты собственного производства" 23 "Вспомогательное производство"

29 "Обслуживающие производства и хозяйства"

30 "Некапитальные работы"

31 "Расходы будущих периодов"

36 "Выполненные этапы по незавершенным работам"

40 "Готовая продукция"

44 "Издержки обращения"

45 "Товары отгруженные"

Из полученной суммы необходимо вычесть остатки по счетам: 02 "Износ основных средств"

05 "Амортизация нематериальных активов"

13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов",

и прибавить запасы и затраты, отражаемые по статье "Прочие запасы и затраты" раздела II актива баланса.

Пример 29. В таблице 21 приведен пример расчета стоимости имущества предприятия на 1 января, 1 апреля, 1 июля.

Расчет стоимости имущества предприятия _тыс. руб. Счет бухгалтерского учета Код Отчетные данные на строки 1.01 1.04 1.07 1 2 3 4 Основные средства по оста- 00100 21253 37394 50665 точной стоимости (01+03- 02) *

01 ) «Основные средства» 00101 22347 39174 53131 02 ) «Износ» 00102 1094 1780 2466 Нематериальные активы по 00200 13472 15479 остаточной стоимости (04-05) 04) «Нематериальные акти- 00204 13670 16059 вы» 05) «Амортизация нематери- 00205 198 580 альных активов» 10 «Материалы» 00310 1145 Малоценные и быстроизна- 00500 5037 5037 5037 шивающиеся предметы (12-13) *

12 ) «Малоценные и быст- 00512 19486 22603 3112 роизнашивающиеся предме- ты» 13 ) «Износ» 00513 14449 17566 26092 20 «Основное производство» 00720 1040856 1472944 1130457 30 «Некапитальные работы» 01130 31 «Расходы будущих пе- 01231 22255 39417 38550 риодов» Всего 01900 1090546 1568264 1240188 На основе данных о стоимости имущества организации на первое число квартала определяется показатель, который в инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 08.06.95 №33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» называется «среднегодовая стоимость имущества предприятия».

Этот показатель за отчетный период определяется по следующей формуле:

стоимость имущества на 1 число месяца, следующего за отчетным

Стоимость имущества на

сумма стоимости имущества на 1 число всех остальных кварталов отчетного периода

где Х - среднегодовая стоимость имущества за отчетный период.

Сумма налога на имущество за отчетный период исчисляется следующим образом:

U = i Х Х : 100, (13)

где U - сумма налога на имущество за отчетный период; i - ставка налога на имущество.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятий не может превышать 2% от налоговой базы. Конкретные ставки налога устанавливаются законодательными органами власти субъектов Российской Федерации.

Сумма налога на имущество, подлежащая внесению в бюджет, исчисляется так:

где U - сумма налога, подлежащая внесению в бюджет по окончании отчетного периода;

иВ - сумма налога, фактически начисленная в бюджет в отчетном

Дата ства, тыс. руб. 01.01.XX 71000 01.04.XX 80000 01.07.XX 75000 01.10.XX 65000 01.01.XXI 60000 Определить сумму налога на имущество, подлежащую внесению в бюджет, если ставка налога равна 2%. Расчет представлен в таблице 22.

Таблица 22 Отчетный период Среднегодовая стоимость имущества, тыс. руб. Сумма налога за отчетный период, тыс. руб. Сумма налога, начисленная в бюджет в отчетном году, тыс. руб. Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, тыс. руб. А 1 2 -гр. 1x2 : 100 3 4 - гр. 2 - гр. 3 I квартал 271000 + 280000

Х - 2 2 = 18875 4 377,5 0 377,5 I полугодие 271000 + 275000 + 80000 Х - 2 2 = 38250

4 765 377,5 387,5 9 месяцев 2 71000 + 265000 + 80000 + 75000 Х - 2 2 = 55750

4 1115 765 350 год 1 1

_ - 71000 + - 60000 + 80000 + 75000 + 65000

4 1427,5 1115 312,5 72

Расчет суммы налога на имущество предприятий

На практике может возникнуть ситуация, когда предприятие является плательщиком налога не с начала года. Если предприятие создано с начала какого-либо квартала, кроме первого, то среднегодовая стоимость имущества исчисляется по формуле:

Стоимость имущества на начало квартала создания

стоимость имущества на 1 число месяца, следующего за отчетным периодом сумма стоимости имущества на 1 + число всех остальных кварталов отчетного периода

Если предприятие создано в первой половине квартала (до 15 числа второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества период создания принимается за полный квартал.

Если предприятие создано во второй половине квартала, среднегодовая стоимость имущества рассчитывается, начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом создания.

Сумма налога на имущество вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке.

По налогу на имущество предприятий установлены льготы, которые условно можно разделить на две группы.

К первой группе относятся льготы для отдельных субъектов, которые не уплачивают налог. К ним, например, относятся:

• бюджетные учреждения и организации, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, три внебюджетные социальные фонда;

• предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов, если выручка от этих видов деятельности составляет 70 и более процентов от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

• предприятия народных художественных промыслов;

• религиозные объединения и организации;

• общественные организации инвалидов, а также предприятия, учреждения и организации, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.

Вторая группа льгот освобождает налогоплательщиков от уплаты налога за отдельные объекты, находящиеся на их балансе. К таким объектам относятся:

• объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы;

• объекты, используемые для охраны природы, пожарной безопасности;

• имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, ловли и переработки рыбы.

Сумма налога на имущество предприятий зачисляется равными долями в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет по месту нахождения предприятия-плательщика.

Предприятия, в состав которых входят территориально-обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, определяют сумму налога, которая должна быть уплачена в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, на территории которых находятся такие подразделения. Эта сумма налога исчисляется исходя из налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, где расположены эти подразделения, и стоимости основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. В бюджет по месту нахождения головного предприятия налог платится с учетом сумм, уплаченных за филиал.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    2.2 Классификация налогов

    В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

    Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

    • федеральные:
    • региональные;
    • местные.

    Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

    Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

    Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

    При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

    В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

    • прямые;
    • косвенные.

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

    • налог на доходы физических лиц;
    • налог на прибыль организаций;
    • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

    Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • таможенные пошлины и др.

    Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

    Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

    Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

    • общие;
    • специальные.

    К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

    В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

    • транспортный налог;
    • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

    В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

    • твердыми;
    • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

    В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

    • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
    • относимые на издержки обращения и затраты производства;
    • относимые на финансовые результаты;
    • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

    В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

    • закрепленные;
    • регулирующие.

    Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

    Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

    Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

    Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

    Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

    Налоги, уплачиваемые физическими лицами

    Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
    • упрощенная система налогообложения;
    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

    Читайте также: