К методам косвенного государственного регулирования не относят систему налогообложения

Опубликовано: 16.05.2024

9.3. Методы государственного регулирования

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учётная ставка, операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.
Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.
Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению всё большая доля ВВП перетекает от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.
Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учётной ставки являются методами, направленными на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Предприниматели увеличивают инвестиции и объём производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учётной ставки делает рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.
Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через неё - косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объём предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночного механизма.
Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоёмкость сравнительно высоки. Это - энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства. Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.
Наблюдается рост государственного сектора в экономике, причинами которого являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей среды и т.п.
По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства свои основные задачи на определённые временные этапы стали формировать в виде государственных программ. Для их реализации создаются экономические центры с привлечением учёных, специалистов, представителей центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчёты о ходе их выполнения.
Экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, - это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития. Опыт программирования экономики имеют многие страны. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, противоречие между установкой на полную занятость и установкой на отсутствие инфляции).
Всё многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение в:
- бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);
- кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учётной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);
- фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц);
- социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).
Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений).
С развитием мирохозяйственных связей и углублением страны в мировую экономику всё большую значимость приобретает регулирование экспортно-импортных операций. Например, если государство заинтересовано в продвижении за рубеж товарной массы, оно применяет разнообразные экономические методы, стимулирующие экспорт: предоставляет экспортёрам налоговые льготы, берёт на себя гарантии экспортных кредитов, использует торгово-экономические соглашения. Сильными средствами поощрения экспорта являются регулирование валютного курса и вывоз капитала.
Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придаёт её развитию новое качество. Известно, что мировой рынок является полигоном проверки потребительных свойств товаров, структуры и эффективности производства.
Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.
К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, примой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).
Административное регулирование необходимо при разработке жёстких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экономической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.
Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путём государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путём строительства казённых предприятий или национализации предприятий путём скупки акций.
В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивидов, предприятий, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила «экономической игры» для производителей и потребителей, создаёт необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.
Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. В данном случае любые экономические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных процессов. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических методов. Тем не менее, разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.
Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводит на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.
Хозяйственная практика знает немало комбинаций использования различных методов государственного регулирования. Одни методы прямо направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.
Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.
Так как рынки (рынок товаров и услуг, денежный рынок, рынок труда, рынок капиталов и другие) взаимосвязаны, то применять методы государственного регулирования необходимо комплексно. Применение односторонних методов воздействия на макроэкономическое равновесие не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Приоритеты отдельных видов экономической политики в условиях плавающего обменного курса:
денежная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании внешнего баланса
фискальная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании как внутреннего, так и внешнего баланса страны
денежная политика, имеющая сравнительное преимущество в регулировании внутреннего равновесия, а фискальная – в поддержании внешнего баланса
поддержание устойчивости курса национальной валюты и конкурентоспособности национальной экономики

2. К числу финансовых инструментов государственного макроэкономического управления относятся:
тарифное регулирование
объем и структура денежной массы, параметры денежного обращения
бюджетное регулирование

3. Потребление – это …
часть дохода экономических агентов, предназначенная на приобретение товаров и услуг в будущем периоде
накапливаемый на банковских счетах остаток дохода
часть дохода субъектов хозяйственной деятельности, израсходованная в текущем периоде на потребительские товары и услуги
приобретение краткосрочных государственных облигаций

4. Социальные группы людей, более всего нуждающиеся в государственной поддержке в условиях быстрой инфляции:
лица, у которых рост номинальных доходов отстает от роста цен
лица с фиксированными номинальными доходами
предприниматели, производящие потребительские товары
участники «теневой» экономики

5. Реальное ежегодное увеличение ВНП или других макроэкономических показателей, которые периодически публикуются статистическими органами – это:
потенциальный рост
фактический рост
среднесрочный рост
долгосрочный рост

6. Сбережения – это …
имущество товаропроизводителей и сбережения населения
фактические кассовые остатки всех субъектов хозяйственной деятельности
часть дохода экономических агентов, не израсходованная в данный период времени
часть дохода, вложенная в ценные бумаги

7. Законодательные органы в России на федеральном уровне представлены парламентом, именуемым в России:
Правительством
Федеральным Собранием
Федеральным Правительством

8. Парламент страны принимает:
постановления и распоряжения
кодексы законов и федеральные законы
приказы и распоряжения

9. Правительство реализует экономические функции и полномочия через систему федеральных государственных органов управления в лице:
представителей Совета Федерации
отраслевых и функциональных федеральных министерств и федеральных служб, агентств
профильных комитетов Государственной Думы

10. По признаку истоков, оснований своего действия институты управления делятся на два класса:
государственные и негосударственные
нормативно-правовые (формальные) институты и социально-культурные институты
государственные и общественные

11. Фискальная политика, проводимая государством влияет …
только на предприятия теневого сектора
только на коммерческие фирмы
на все макроэкономические субъекты
только на предприятия государственного сектора экономики

12. Подсистема целей госрегулирования переходной экономики на глобальном уровне не включает в себя:
активизация местных администраций и органов самоуправления в реформировании экономики
расширение экспортного потенциала
устойчивый рост внешнеторгового оборота и активное сальдо внешней торговли
защита национального товаропроизводителя

13. Подсистема целей госрегулирования переходной экономики на макроуровне не включает в себя:
выход из трансформационного спада, переход к оживлению, подъему и экономической стабилизации
приватизацию малых и средних предприятий
умеренная инфляция и денежная реформа, стабилизирующая национальную валюту и финансы
ускорение рыночных преобразований

14. Принцип распределения налогового бремени используется при анализе налогообложения …
транснациональных корпораций, действующих на территории РФ
отдельных экономических районов в пределах одного государства
российских и иностранных юридических лиц
субъектов хозяйственной деятельности (физических и юридических лиц)

15. Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как:
таможенные пошлины, экспортно-импортные тарифы
субсидии, субвенции
налоги, государственные расходы, трансферты

16. Что из ниже перечисленных не относится к так называемым общественным товарам, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного механизма, поскольку требуют слишком крупных вложений
коммуникационные сооружения
маркетинговые исследования
фундаментальная наука
национальная оборона

17. К методам прямого государственного воздействия на экономику не относится:
нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции
таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют
государственная поддержка программ, заказов и контрактов
определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах

18. Главная целевая установка социально-экономического развития страны:
борьба с инфляцией монетаристскими методами
рост благосостояния народа
повышение уровня благосостояния правящего класса
повышение уровня денежных доходов населения

19. Государственный долг – это сумма предшествующих …
будущих выплат иностранным заемщикам
государственных расходов
бюджетных дефицитов
расходов на оборону

20. Подсистема целей госрегулирования переходной экономики на макроуровне не включает в себя:
выход из трансформационного спада, переход к оживлению, подъему и экономической стабилизации
приватизацию малых и средних предприятий
умеренная инфляция и денежная реформа, стабилизирующая национальную валюту и финансы
ускорение рыночных преобразований

21. К функциям бюджетного управления (регулирования) не относится:
фискальная функция
контрольная функция
распределительная функция
ревизионная функция

22. Среднесрочные планы государственного развития разрабатываются на период:
свыше трех лет
свыше одного года и до пяти лет
свыше пяти лет

23. К методам косвенного государственного регулирования экономических процессов не относится:
правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции
регулирование цен, их уровня и соотношений
платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы
налогообложение, уровень обложения и систему налоговых льгот

24. Цели вывода экономики из нежелаемого состояния заключаются в:
подавлении наступившего спада, преодолении кризисных явлений
благоприятном изменении, улучшении, повышении состояния и качества функционирования экономики

25. Акцизами облагаются товары массового потребления по … ставкам
пропорциональным
твердым
регрессионным
прогрессивным

26. К косвенным налогам относятся:
подоходный налог
акцизы
налог на недвижимость
налог на прибыль

27. Инвестиции — это …
доход, не израсходованный в данном периоде
доход, использованный для приобретения потребительских товаров
вложения во все виды производственных ресурсов
приобретение жилой недвижимости

28. Государственно поддерживаемой главной целью экономики является:
достижение и поддержание максимально возможного текущего и потенциального уровня удовлетворения общественных и рациональных индивидуальных, семейных, групповых потребностей населения, народа страны
достижение и поддержание максимально возможного текущего и потенциального уровня доходов населения
проведение структурной политики в масштабе экономики страны, осуществление мер по совершенствованию отраслевой, региональной, воспроизводственной, технологической структуры производства, рациональному сочетанию форм собственности, развитию научно-технического потенциала.

29. В структуру банковской системы России не входит(ят) …
Центральный банк России
региональные коммерческие банки
фондовые биржи
Сбербанк Российской федерации

30. Потенциальный рост – это:
реальное ежегодное увеличение ВНП
скорость, с которой экономика могла бы расти
реальное ежегодное увеличение всех макроэкономических показателей
реальное ежегодное увеличение ВНП на душу населения

31. Основная функция антимонопольных органов:
развитие конкурентных отношений
контроль за использованием экономических ресурсов
регулирование продовольственных цен
снижение издержек производства

32. К документальным формам воплощения инструментов государственного управления не относятся:
договоры, контракты, обязательства юридических лиц
законодательные акты
государственные дипломы, аттестаты, удостоверения

33. Макроэкономические инструменты государственного управления принято разделять на:
инструменты локального и государственного управления
инструменты непосредственного и косвенного государственного управления

34. Налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу — … налоги
Прямые
Косвенные
Антидемпинговые
Импортные

35. Среди инструментов денежно-кредитной политики государства нет …
рефинансирования банков
операций на открытом рынке
депозитных операций
изменений в налоговой базе

36. В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать:
пятилетнюю и десятилетнюю экономическую политику
краткосрочную и долгосрочную экономическую политику
оперативную и стратегическую экономическую политику

37. Основная область применения макроэкономического прогнозирования:
определение прогнозов развития государственных институтов управления
предварительное установление потенциально возможных вариантов развития экономики и социальной сферы

38. Подсистема целей госрегулирования переходной экономики на микроуровне не включает в себя:
государственное стимулирование предпринимательства и особенно малого бизнеса
ускорение приватизации средних и крупных государственных предприятий
активизация местных администраций и органов самоуправления в реформировании экономики
выход из трансформационного спада, переход к оживлению, подъему и экономической стабилизации

39. Причина появления институтов в рыночном хозяйстве — … издержки
высокие трансакционные
низкие трансакционные
низкие производственные
высокие трансформационные

40. Планы разрабатываются на определенный период, именуемый:
планово-прогнозным периодом
плановым периодом
перспективным периодом

41. Какой из нижеуказанных целей не входит в группу 4 прикладных целей государственного регулирования:
экономический рост
внешнеэкономическое равновесие
максимальное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах
стабильность уровня цен и устойчивости национальной валюты

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:


Основы рыночной экономики

Для рыночной экономики характерны такие виды цен:

  • Фиксированные – устанавливаются государством и не подлежат коррекции;
  • Регулированные – формируются в зависимости от имеющегося спроса и предложения и могут корректироваться государством;
  • Свободные – не подлежат государственному регулированию и зависят исключительно от спроса и предложения.

Рыночная экономика способствует формированию здоровой конкуренции. Конкуренция – это своего рода соревнования, призом в которых является получение экономических выгод, а точнее: выгодные условия проведения купли-продажи, лучшие рынки сбыта, получение лучших производителей сырья.

Идеальная та конкуренция, в условиях которой много продавцов представляют на рынке одинаковые товары (услуги) и продают каждый понемногу. При этом не существует препятствий для продвижения бизнеса.
Олигополия – это наличие в рыночных отношениях продавцов, выпускающих как одинаковый, так и разный товар.

Конкуренция монополий – большое количество продавцов, торгующих разными группами товаров.
Чистая монополия – присутствие на рынке единого продавца.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Отличительными чертами современной рыночной экономики выступают:

  • разные виды собственности предприятий и компаний;
  • использование наработок научно-технического прогресса, с целью построения масштабной инфраструктуры;
  • благотворное влияние государства на экономические процессы.

Методы регулирования рыночной экономики государством

На государство положено выполнение таких функций: экономической и административно-правовой.

К первым относятся:

  • гарантия наличия общественных благ массового использования;
  • меры, которые сопоставляются с экстерналиями.
  • ко вторым относятся:
  • законодательная функция (написание законов и других подзаконных актов);
  • функция контроля (контроль придержания принятых законов);
  • к государственным компаниям возможно применение принудительных мер;4
  • функция арбитража (помощь в разрешении возникающих между субъектами хозяйствования конфликтов).

Методы госрегулирования процессов рыночной экономики можно разделить на группы, зависимо от характера функционирования и способа применения.

Зависимо от характера действия бывают экономические методы и административные.
Первые регулируют отношения между субъектами хозяйствования и обществом.

Фундаментом административных выступает государственный авторитет: законодательное регулирование (цены, квоты, экспорт), нормирование функционирования всех хозяйствующих субъектов (установление минимума в зарплате и т.д.).

Методы государственного регулирования экономических отношений в рыночной экономике могут быть прямые и косвенные.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Прямые – это действия государства, направленные на организацию гармоничных отношений с использованием наличных ресурсов. Косвенные – это организация базы для успешного функционирования субъектов хозяйствования для реализации целей государственной экономической политики. Это все происходит благодаря политике государства в фискальной сфере и кредитно-денежной, а также эффективной ценовой политике и внешней деятельности государства.

Классификация рынков

Рыночная экономика – это модель построения отношений между субъектами хозяйствования. Эта модель не выстраивается по стандарту, она имеет множество видов и много компонентов.

Типы рынков бывают такие:

  1. В зависимости от объекта обмена: товарный рынок, рынок услуг, рынок капитала и ценных бумаг, рынок информации, валютный рынок и т.д.;
  2. От уровня ориентации на законодательство: легальный рынок и нелегальный;
  3. По географическому положению: мировой рынок, региональный, местный, национальный;
  4. Зависимо от способа деятельности: монополия, регулированный и свободный;
  5. Зависимо от вида конкуренции: монополистическая конкуренция, чистая монополия и олигополия;
  6. Зависимо от уровня насыщенности: избыточный рынок (предложение в несколько раз выше спроса), рынок равновесия (спрос и предложение равны), дефицитный рынок (спрос выше предложения).

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

417 719 оценок star
star
star
star
star

Вы будете перенаправлены на Автор24

Прямое экономическое регулирование

Любое государство осуществляет регулирование экономики – различается лишь степень и методы вмешательства. Методы делятся на:

  • прямые (жесткие, дирижистские),
  • косвенные.

Сущность прямого регулирования заключается в воздействии на происходящие в экономике процессы непосредственно, путем использования административных рычагов, в частности, установления запретов и ограничений, бюджетного инвестирования.

Основу прямого регулирования составляет сила государственной власти, санкции за неподчинение, а не мотивация и стимулирование.

Методы прямого воздействия заставляют хозяйствующих субъектов ориентироваться на государственные указания, а не на самостоятельный выбор. Наиболее ярко прямые методы воздействия проявляются в административно-командной экономике, когда государство четко определяет планы для каждого региона, отрасли, предприятия. Но и в рыночной экономике прямые методы находят применение. Так, государство может устанавливать:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Прямое и косвенное экономическое регулирование 480 руб.
  • Реферат Прямое и косвенное экономическое регулирование 250 руб.
  • Контрольная работа Прямое и косвенное экономическое регулирование 220 руб.
  • квоты,
  • дотации,
  • субсидии,
  • субвенции,
  • штрафы.

Помио того государство может:

  • лицензировать определенные виды деятельности,
  • осуществлять поддержку конкретных предприятий, целевое финансирование,
  • формировать государственные заказы на продукцию или услуги.

К мерам прямого регулирования относится и контроль над монополиями (антимонопольная, антитрастовая политика).

Прямые методы позволяют государству быстро получить результат. Основным недостатком прямых методов является то, что они могут нарушать рыночное равновесие, складывающееся между взаимосвязанными субъектами рынка.

Прямое вмешательство оказывает влияние не только непосредственно на предприятия, на которые оно нацелено, но и на его контрагентов, сотрудников и т.д. Оценить такое вторичное воздействие до введения мер достаточно сложно, и его негативный эффект может быть более значителен, чем положительный результат самого регулирования.

Косвенное экономическое регулирование

Косвенное регулирование отличается тем, что государство не вмешивается напрямую в принятие решения хозяйствующим субъектом, а лишь создает предпосылки для принятия им желаемого (соответствующего направлениям экономической политики) решения.

Достоинством косвенного регулирования является более мягкое воздействие, позволяющее не нарушать баланса рыночных отношений. Недостаток косвенного регулирования – значительный временной лаг (время, проходящее от принятия мер до возникновения желаемого эффекта).

Целями косвенного регулирования может быть перераспределение доходов, стимулирование инвестиционной активности, стимулирование экспорта, влияние на уровень цен.

Важным отличием косвенного воздействия является тот факт, что оно не является столь «адресным», как прямое.

К методам косвенного регулирования относится применение таких инструментов денежно-кредитной политики, как осуществляемое Центральным банком манипулирование ключевой ставкой, нормативами резервов, а также эмиссия и погашение государственных ценных бумаг. Косвенное регулирование может проявляться и через инструменты фискальной политики, в частности, в виде систем налогообложения и налоговых льгот.

Было бы некорректно утверждать, что косвенные методы лучше прямых (или наоборот) – в разных ситуациях для достижения разных целей государство должно применять как одни, так и другие инструменты. Следует отметить, что для повышения эффективности косвенных методов требуется прозрачность экономической системы, доступность информации о принимаемых решениях для экономических субъектов.

Читайте также: