Краевой бюджет налоги и инвестиции

Опубликовано: 06.05.2024

Урок технологии в 8 классе

Тема урока: «Краевой бюджет, налоги, инвестиции.

- формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся;

- формировать активную позицию, направленную на участие молодежи в экономической и социально-политической жизни своей страны, региона, населенного пункта.

-сформулировать понятие «бюджет», рассмотреть составляющие части бюджета;

- рассмотреть условия инвестиций на территории Краснодарского края.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация учеников.

Тип урока: изучение нового материала.

1 Организационный момент . Девочки, сегодня у нас на уроке присутствуют гости – это учителя кубановедения Абинского района. Мы проделали большую предварительную работу по его подготовке и первое что мы сделали - разделились на группы, это нам поможет провести урок интересно и необычно.

2 Домашнее задание . Вам было дано опережающее домашнее задание. Мы не зря разделились на группы. Каждая группа заранее получила определенную тему для представления.

3 Объяснение нового материала . По ходу презентации дети знакомятся с материалом, записывают в тетради определения, отвечают на поставленные вопросы.

Слайд 1 Тема урока: краевой бюджет, налоги, инвестиции .

- формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся;

- формировать активную позицию, направленную на участие молодежи в экономической и социально-политической жизни своей страны, региона, населенного пункта.

-сформулировать понятие «бюджет», рассмотреть составляющие части бюджета;

- рассмотреть условия инвестиций на территории Краснодарского края.


Слайд 3 План урока:
1. структура и порядок формирования бюджета края 2. Налоги

3. Инвестиционный климат в Краснодарском крае

Слайд 4 Бюджет - схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

Слайд 5
Бюджет Краснодарского края – смета доходов и расходов края на определенный период времени, составленная с указанием источников поступлений доходов и направлений расходования денег. Составляет бюджет администрация края, а утверждает краевое Законодательное собрание.

Работа с учебником стр 52. Ответьте на вопросы: Назовите основные источники доходов и основные направления расходования средств.

Слайд 6 . Существуют различные варианты соотношения между доходной и расходной частями бюджета: сбалансированный бюджет (расходы равны доходам), бюджетный дефицит (расходы больше, чем доходы), и профицит бюджета (доходы превышают расходы).

Слайд 7
Консолидированный бюджет-свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет КК (бюджет субъекта РФ) Бюджеты районов. Бюджеты городов районный городские. Внутригородских районов: сельский, поселковый. Местные бюджеты.

Давайте сформулируем с вами вместе вывод. Ответы учеников.

Слайд 8 вывод Мы пришли к выводу, что бюджет края формируется из доходной и расчётной части.


Слайд 9 2. Налоги

Налог – это сбор, взимаемый исключительно государством и в пользу государства для обеспечения его функционирования (финансирования общественных благ).

Налоги- обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

Скажите, а какие налоги платят ваши родители? Ответы учеников: земельный налог, налог на имущество с физических лиц, транспортный.

Так вот транспортный налог идет в региональный и федеральный бюджет,

земельный налог, налог на имущество с физических лиц идет в местный бюджет села полностью. Местный бюджет состоит из наших налогов и 30% дотаций из краевого бюджета, а на 2017 год дотации сокращают до 10 %.

Так какой вывод отсюда следует. Ответы учеников.

Слайд 10
вывод Уплата налогов – конституционная обязанность гражданина России.

Слайд 11
3. Инвестиционный климат в Краснодарском крае

Инвестиция- это долгосрочное вложение средств в различные отрасли экономики.

-Наличие природных ресурсов

-Наличие рабочей силы

-Покупательная способность населения

-Инвестиционные риски (уровень политической стабильности, социальной напряженности, криминогенная обстановка и т.п)

Кубань входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками.

Направления инвестиций: транспорт и связь, обрабатывающие производства, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг.

Проверка домашнего задания . А вот сейчас вы станете моими помощниками и представите подобранный вами материал. Ученики подготовили презентацию и мини доклады на тему: «Объекты сочинской зимней олимпиады 2014 года». Как строились объекты? Это 1 группа. «Ожидания и реальность» это 2 группа. Выступления учеников.

Учитель: Сочи- это все хорошо. Каков инвестиционный климат в нашем селе. Давайте посмотрим, какие предприятия, а как они появились?

Ответы учеников. В 90 годах развалился колхоз. Пришли новые люди с капиталом и появились новые сельхозпредприятия. Начинали с посевных площадей, выращивали рис, пшеницу- получали прибыль, а теперь развиваются и расширяются. Выращивают овощи, посадили сады, разводят птиц, рыбу в прудах, открыли пробный цех сыродельни. Развивают предприятия, увеличивают рабочие места, увеличивая возможности, увеличивают прибыль. Платят налог с сельхоз предприятия, НДФЛ 13 % налог на доходы физических лиц. Помимо официальных выплат, постоянно идет помощь селу в проведении праздников, мероприятий, расчистка дорог, помощь техникой.

4 Подведение итога урока .

Слайд 12 вывод Инвестиция - это вложение денег сегодня и сейчас, чтобы получать их в будущем в большем количестве. Да дети актуально вложить здесь и сейчас вложить деньги, чтоб потом получать прибыль.

Наш урок подходит к концу. Я считаю, что все вы молодцы, хорошо подготовились к нашему уроку всем ставлю 5.

5. Домашнее задание .

Слайд 13
Параграф 8 ,

Создайте социальную рекламу «Не забудь заплатить налоги!»

Развитие регионов России – инвестиции, доходы, долги

При более стабильном росте промышленного производства, чем годом ранее, инвестиции в 2018 году сократились более чем в 40% субъектов РФ и по-прежнему концентрируются в столичной агломерации и нефтегазодобывающих регионах. Продолжался спад жилищного строительства более чем в половине регионов и доходов населения почти в 3/4 территорий. Значительный рост доходов региональных бюджетов был обеспечен не только за счет роста налоговых поступлений, но и трансфертов на 22%. Это привело к снижению в 3 раза числа регионов с дефицитом бюджета и уменьшению долговой нагрузки, хотя размер долга сократился только на 4%.

Наиболее интенсивно в регионах РФ в 2018 г. росла промышленность. Двигателем роста были добывающие отрасли (4,1%), которые в 1,5 раза опережали динамику обрабатывающих секторов (2,6%). Среди лидеров – регионы со специализацией на добыче газа и нефти и их первичной переработке (Ямало-Ненецкий АО – 17% прироста, Астраханская область – 16%, Тюменская область – 10% и Республика Якутия – 9%). Кроме того, среди лидеров промышленного роста крупнейшая агломерация страны (Московская область – 10%, Москва – 9%), а также ряд других регионов (Тамбовская и Тверская области – 13–14%, Ростовская, Свердловская области и Республика Мордовия – 9–10%). Спад промышленности наблюдался только в 17 регионах, среди них весь юг Дальнего Востока, Ивановская (-2,4%) и Омская (-2,1%) области.

В 2018 г. рост инвестиций по полному кругу предприятий и организаций (4,3%) был вдвое выше, чем по крупным и средним предприятиям, эти данные Росстата трудно объяснить.

В региональном разрезе можно выделить две тенденции. Во-первых, сохранение значительного числа регионов со спадом инвестиций: в 2017 г. их было 32, в 2018 г. – 37. Сильный спад в Севастополе (-23%), Ненецком АО (-16%) и Ростовской области (-24%), что обусловлено эффектом высокой базы предыдущего года. Однако этот фактор неактуален для других регионов со значительным снижением: Тамбовской (-21%), Новгородской областях и Республике Мордовии (-19%), Калужской, Рязанской, Липецкой, Архангельской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской областях (-11–13%). Среди регионов со значительным объемом инвестиций быстрее других росли Республика Крым (34%), внешние зоны крупнейших агломераций (Московская и Ленинградская области – 23–27%), а также Тюменская и Челябинская области (21–26%).

Во-вторых, устойчива концентрация инвестиций в двух крупнейших агломерациях страны, прежде всего в Московской, а также в ведущих и новых нефтегазодобывающих регионах (рис. 1). Доля Московской столичной агломерации в 2018 г. достигла 20% всех инвестиций в стране. Доля Санкт-Петербурга с Ленинградской областью почти в 3 раза меньше (7%). В 2018 г. к регионам-лидерам по объему инвестиций добавился Крым: вместе с Севастополем он получил 2% всех инвестиций в стране при доле в населении 1,5%.

Рис. 1. Территориальная структура инвестиций в 2018 г., % от всех инвестиций (суммы по федеральным округам)


Источник: расчеты автора по данным Росстата.

При этом 69% инвестиций в Крым – бюджетные (в среднем по РФ – 15%). Дальний Восток остается не слишком привлекательным для инвестиций, его доля составляет 8% в новых границах федерального округа.

Трехлетний спад в жилищном строительстве (2016-2018 гг.) привел к сокращению ввода жилья на 12%, в том числе в 2018 г. – на 5%, спад наблюдался в 47 регионах. Наиболее показательно сопоставление ввода жилья в расчете на душу населения в 2015 г. (последний год роста) и 2018 г. Превысили докризисные показатели Ленинградская область (1,5 кв.м на чел., рост на 13%) и Санкт-Петербург (0,75 кв. м на чел., рост на 29%), восстановили их Московская область (1,2 кв. м на чел.) и некоторые другие (Калужская, Тамбовская, Воронежская, Ульяновская области – 0,8 кв.м на чел.). Рост ввода жилья в Севастополе в 2,7 раза обусловлен завершением недостроя предыдущих лет. Самые слабые показатели в Тюменской (-38%), Новосибирской (-33%), Калининградской (-25%) и Белгородской (-22%) областях. В результате спрос на жилье концентрируется во внешних зонах двух столичных агломераций и Санкт-Петербурге, а Москва не восстановила докризисные объемы жилищного строительства (-9%).

Рынок труда в 2018 г. оставался стабильным, уровень безработицы – на историческом минимуме (4,8% в октябре-декабре 2018 г.). Региональные различия также стабильны: от максимальных показателей в слаборазвитых республиках (Ингушетия – 27%, Чечня, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Тыва, Алтай – 13%) до минимума в федеральных городах (1,2–1,5%) и Московской области (2,6%). К зоне минимума в 2018 г. добавились автономные округа Тюменской области (2,2–2,5%).

Снижение доходов населения в 2018 г. замедлилось. В отличие от общероссийской статистики, измеряющей реальные располагаемые доходы (за вычетом обязательных платежей), в региональной статистике измеряются реальные доходы населения. Они выросли за 2018 г. на 0,9% (с учетом ежемесячной денежной выплаты 2017 г.). Региональную динамику объяснять непросто, поскольку существуют вопросы к достоверности данных. Реальные доходы населения сократились в 62 регионах, наиболее сильно – в Ивановской, Ярославской, Костромской областях и Ямало-Ненецком АО (на 7–9%).

Снижались они и в федеральных городах– на 2% в Санкт-Петербурге и на 3% в Москве. Рост доходов в Республике Адыгея (9%) объясняется дооценкой доходов на оборот розничной торговли: гипермаркеты, обслуживающие г. Краснодар, размещены на территории Адыгеи. Рост доходов населения в Республике Крым и Севастополе на 7–8% выглядит вполне достоверным, поскольку эти регионы получают особую поддержку федеральных властей.

Таблица 1. Доходы и расходы консолидированных бюджетов регионов в 2018 г.

Муниципальных финансов в крае, можно сказать, и нет. Есть подменяющая их трехуровневая система межбюджетных отношений, в которой бюджетные потоки циркулируют преимущественно на региональном и федеральном уровнях. \n

Алгоритм функционирования этой системы устроен таким образом, что львиная доля налогов, которые собираются на местах, уходит в региональные и федеральный бюджеты, а уже оттуда перераспределяется вниз через трансферты в рамках целевых программ или же же субсидии для бюджетного выравнивания. В местных бюджетах остаются мизерные средства: на 100% земельный налог и налог на имущество физлиц, а также базовая ставка по НДФЛ.

Без смысла нет мотивации

«Субсидии муниципалитетам выделяются из расчета на душу населения — всем по одинаковой ставке. И неважно, сколько денег тот или иной муниципалитет заработал и принес краевой казне. До этой методики мы были самодостаточным образованием. А сейчас стали такими же убыточными, как большинство других районов края, — посетовал корр. «К» один из глав районов Приморья. — К примеру, 20 лет назад 100% налога на доход физических лиц оставалось в нашем бюджете. Сегодня же мы отдаем в краевой бюджет 80%. По ряду налогов, собираемых на территории, мы вообще ничего не получаем — это НДС, транспортный налог, на имущество организаций, налог на добычу полезных ископаемых. Хотя раньше значительная часть от этих доходов оставалась в местном бюджете. Сегодня же мы не только лишились их, но и не имеем права устанавливать местные налоги и сборы».

Гиперцентрализованная система взаимоотношений позволяет федералам и регионалам не только контролировать денежные потоки, но и с их помощью управлять политическими рисками — так называемые местные элиты вынуждены выбирать между политическими амбициями и бюджетными трансфертами. Однако в таком формате муниципалитеты лишены каких-либо стимулов и мотивации для развития территорий. Ведь чем у муниципалитета хуже дела, тем на больший объем дотаций могут рассчитывать местные чиновники. «МО не контролируют торговые точки — штрафы и сборы не идут в местный бюджет. Так какой нам смысл держать работников, платить им зарплату, дергать предпринимателей? Чтобы потом все кому-то отдать?!» — негодует глава.

Али Ибадов, заместитель директора Приморского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ: «По материалам комитета по местному управлению Совета Федерации, до 98% МО в РФ являются дотационными, и только 2% МО самодостаточны — Москва, Санкт-Петербург и еще несколько ресурсодобывающих городов в субъектах РФ. В Приморском крае практически все муниципалитеты дотационны, что подтверждает очень сильную финансовую зависимость МО от региональной власти. А там, где есть сильная финансовая зависимость, нет подлинной свободы местного самоуправления и не может быть творческой свободы для экономического и технологического прорыва».

По мнению экспертов, необходимо изменить существующую систему межбюджетных отношений. Создать условия, при которых бюджетные средства будут не только использоваться в рамках подрядных схем, но и служить рычагом для привлечения частного капитала. Павел Минакир, директор Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН: «В общем-то, рецепт решения финансовых проблем МО весьма прост. Нужно найти оптимальную для каждого субъекта Федерации формулу распределения консолидированных доходов (суммарные бюджетные доходы регионального и муниципального уровней) между регионом и муниципалитетами. Если оставлять муниципалитетам только те доходы, которые по Бюджетному кодексу являются муниципальными, а затем дотировать из регионального бюджета защищенные статьи в пределах «остатка от региональных нужд», то от дефицита не избавиться никогда. Можно иначе: согласовать с каждым муниципалитетом его квоту в региональных доходах с учетом собственной доходной базы муниципалитета, эффективности расходов, особенностей социальной сферы и инфраструктуры».

Дефектные продукты

Еще одним способом выхода из ситуации могут стать инвестиции из регионального бюджета в программу генерирования муниципальных доходов, т.е. создания условий для увеличения доходной базы муниципалитета по принципу «лучше больше зарабатывать, чем меньше тратить». Но тут есть два принципиальных условия. Во-первых, достигнутое увеличение дохода не должно становиться поводом для урезания нормативной поддержки муниципалитета. Во-вторых, это можно и нужно делать не параллельно, а последовательно, иначе никаких денег в региональном бюджете не хватит.

Али Ибадов: «Власть производит продукт решения. Эти решения оформлены в виде нормативных документов, законов, постановлений, методик и т.д. При этом сама власть и население понимают, что многие решения дефектны. Все происходит по умолчанию — паушально. В японском производственном менеджменте есть три правила (правила Дзидоки): не принимать дефекты, не воспроизводить дефекты, не передавать дефекты. А чем отличаемся мы? Мы производим и воспроизводим дефектные продукты, услуги и решения! Дефектный бюджетный кодекс, дефектный налоговый кодекс, противоречия в ФЗ-131, который отражается также и на методике выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Фактически это привело и приводит к тому, что огромные территории страны безлюдны, в них нет предпринимательских инициатив, нет стремления корпоративного (муниципального сообщества) изменить жизнь в лучшую сторону.

Народ «закис». А сегодняшняя методика бюджетного выравнивания напоминает народное выражение «латать Тришкин кафтан». Складывается ощущение, что власть все делает для того, чтобы все были одинаково бедными. Но не предлагает механизмы и реально не способна сделать все для того, чтобы все граждане страны были богатыми. И пока между властью, обществом и бизнесом не будет нормальных, реальных партнерских отношений и диалога, которые приведут к улучшению и бездефектности нормативных документов, ничего в лучшую сторону, соответствующую ожиданиям населения, не изменится».

Депутат ЗС ПК Петр Савчук уверен, что с муниципальными образованиями необходимо «делиться» налогами. Уже разработан законопроект, который предусматривает нормативы отчислений в бюджеты муниципалитетов и городских округов: от налога на прибыль организаций 2%, налога на имущество — 5% и налога, взимаемого в связи с применением упрощенных систем налогообложения, — 10%. «Если создать механизм мотиваций муниципальных образований к развитию экономики в городах и районах края, получится увеличить и доходы края в целом. Мы знаем, кое-где до сих пор в конвертах зарплаты выдаются и налоги не платятся, — отметил Савчук. — Предложенная система должна заинтересовать глав территорий Приморского края на местах работать с предприятиями, создавать привлекательные условия для привлечения бизнеса. Т.к. при повышении налоговых доходов часть от них будет оставаться на территории, а не уходить в бюджет региона».

«С подобными предложениями по всей стране выходят депутаты разных уровней, чтобы хоть какую-то часть налоговых доходов оставить в местном бюджете, — рассказал корр. «К» глава одного из района края. — Однако администрация Приморского края высказалась против этой идеи, мотивируя тем, что тогда значительные суммы появятся в бюджетах городов, а районам это ничего не даст. Но знаете, наш район, к примеру, получил бы дополнительно около 20 млн руб. Какая-никакая помощь. А вообще, чтобы быть самодостаточным, нашему району надо дополнительно около 150 млн руб. в год.

Сегодня мы ничего не можем сделать. А вот на краевом уровне определенные изменения можно внести — в части налогов, которые идут исключительно в бюджет субъекта. Это налог на имущество организаций, транспортный налог. Кроме того, край мог бы оставить муниципалитетам часть налогов от своей доли налоговых сборов, которые также идут в федеральный бюджет (например, НДФЛ). Но здесь нужно желание администрации Приморского края, которого пока что нет».

Не гражданин, а чиновник

Впрочем, сделать все муниципалитеты финансово независимыми — это все равно из разряда чудес. Есть слишком много ограничений, которые даже при таком раскладе почти наверняка не позволят использовать бюджетные средства вне стандартных схем госзаказа в качестве инвестиционного рычага. А главное, надо улучшать качество муниципального управления.

Али Ибадов: «Муниципальное управление должно отойти от программного метода и перейти к модели управления проектами — бизнес-планов (хотя это тоже уже старо), а в краткосрочном будущем подготовить площадку на муниципальном уровне к формированию модели управления в форме стартапов и форсайтов и инклюзивности корпоративного сообщества в управленческие процессы. К сожалению, в муниципалитетах мало внимания уделяют обучению управленцев — публичных администраторов. Но непрерывное образование, особенно в сфере муниципального управления, сегодня тоже жизненная необходимость! При рассмотрении поведенческой модели осуществляющих государственное и муниципальное управление замечено, что часто у многих государственных и муниципальных служащих сработатывает закон формальной тождественности. Некоторые ведут себя так, как будто они уже родились чиновниками и такими останутся навсегда. И такой управленец смотрит на окружающий мир не как гражданин, а как чиновник. А это совсем другая, не нужная населению психология».

Бюджет развития регионов: чем заинтересовать инвесторов и как привлечь новые инвестиции

Пандемия коронавируса значительно ударила по бюджетам субъектов России, вынудив региональные власти искать новые способы привлечения финансирования. Несмотря на это, за счет "тонких настроек" в каждом регионе в целом показатели исполнения бюджета остались достаточно высокими. Как изменились условия и возможности для формирования бюджетов развития проектов, как сделать территорию привлекательной для инвесторов и где искать альтернативные источники финансирования обсудили участники дискуссии "Как перейти к бюджету развития регионов", состоявшейся в рамках второго дня Гайдаровского форума-2021.

Участниками дискуссии стали первый заместитель министра финансов России
Леонид Горнин, первый заместитель министра экономического развития России Андрей Иванов, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Модератором сессии выступил губернатор Новгородской области Андрей Никитин.

Говоря об общих результатах минувшего года, первый замминистра финансов России Леонид Горнин отметил, что при формировании бюджета ведомство прогнозировало выпадающие доходы региональных бюджетов на уровне 800-850 млрд. руб., но по факту субъекты продемонстрировали более устойчивые показатели. Эксперт также отметил темп роста расходов региональных бюджетов капитального и инвестиционного характера, который сохранился на уровне 10%, несмотря на все неопределенности в налоговых поступлениях. Сюда вошли поддержка малого и среднего бизнеса, капитальные затраты, формирование инвестпрограмм, которые предполагают строительство дорог, развязок, расходы по новым социальным объектам.

Одним из ключевых вопросов в рамках дискуссии стал процесс привлечения инвестиций в регионы. В частности, первый замминистра экономического развития Андрей Иванов заявил, что ведомство намерено в 2021 году предложить создание единого универсального стандарта. «Считаем, что главная наша задача 2021 года – эти стандарты сформулировать, сделать очень понятные пошаговые методические рекомендации их внедрения», – сказал Иванов.

Он добавил, что должен появиться некий «свод правил» для инвесторов, который будет включать в себя сроки и стоимость подключения к коммунальной, транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуре. «Главная задача 2021 года – сформулировать эти стандарты, сделать пошаговые методические рекомендации по их внедрению. Мы полагаем, что такого рода документ может появиться у каждого региона», – добавил заместитель Министра экономического развития. При этом он подчеркнул, что все субъекты федерации должны иметь возможность воспользоваться инструментами поддержки инвесторов, вне зависимости от уровня закредитованности региона.

«Разного уровня закредитованность у разных субъектов, не все регионы будут иметь возможность привлекать средства, чтобы проекты состоялись. Нам предстоит диалог с Минфином – чтобы установить, что делать с теми регионами, которые не могут взять эти средства из-за значительного объема заемных средств. Надо найти решение, как им помочь и согласовывать таким бюджетам их политику по привлечению ресурсов на реализацию проектов», – резюмировал Иванов.

По словам губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, в минувшем году регион, чья экономика связана с добычей полезных ископаемых, сильно пострадал от недополучения налога на прибыль – здесь обычно добывают 16 млн. тонн нефти и 10 млн. тонн калийных удобрений. Из-за пандемии объем выпадающих доходов в регионе составил 26 млрд. рублей.

Вместе с тем, на сегодня в регионе реализуется порядка 20 проектов, общий объем инвестиций которых оценивается в 1,6 трлн. руб., и никто из инвесторов от них не отказался. Здесь намерены развивать проекты в области нефтегазохимии, механизмов глубокого передела, а также в сфере сельского хозяйства: так, к поддержке сельхозтоваропроизводителей руководство региона концептуально изменило подход, добавив субсидирование переработки продуктов. В частности, это позволило в минувшем году открыть в регионе самое крупное хранилище сыров.

В этом году в регионе планируется запуск первого индустриального парка, а в планах до 2026 года – строительство еще пяти. Вместе с тем, говоря о взаимодействии региона и правительства, Дмитрий Махонин отметил, что хотелось бы иметь больше возможностей для участия в дискуссиях при принятии тех или иных решений – особенно тех, которые потребуют от регионов дополнительных бюджетных расходов. «Нам, в частности, хотелось бы иметь больше возможностей дискутировать по налоговому маневру в сфере IT, который реализован за счет выпадающих доходов по региональным налогам», – привел пример спикер.

Эту же идею поддержали губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Вместе Моор добавил, что в вопросах инвестиционной политики каждый регион должен использовать свои инструменты, которые могут быть не так эффективны для другой области или округа. В случае Тюменской области, регион всегда ориентировался на запрос инвесторов и создавал те проекты, на которые был конкретный запрос.

Например, в последние годы в Тюменской области отмечается высокий спрос на индустриальные парки, которых в регионе всего два. «Есть запрос на готовые помещения, которые можно было бы арендовать и оперативно развернуть производство. Работаем в этом направлении», – сказал Моор.

Подобного рода идеологии – идти от запроса инвестора – придерживается и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. «Наша идеология состоит в том, чтобы идти от потребности инвестора и давать не то, что мы можем, а то, что он хочет. У нас в регионе есть индустриальные парки, подписан СЗПК с крупным инвестором», – сказал Смекалин.

Вместе с тем он подчеркнул, что регион нуждается в совершенствовании использования ряда существующих механизмов. «В перечень возможных направлений региональных затрат не вошли важные и эффективные направления – к примеру, в инженерной инфраструктуре нет телекоммуникаций, а без них нет ни одного предприятия», – сказал Смекалин.

В свою очередь губернатор Новосибирской области Андрей Травников поделился опытом привлечения инвестиций в регион с диверсифицированной экономикой, где основными источниками налоговых поступлений в бюджет региона являются добыча, транспорт, торговля, наука, образовательные и медицинские услуги.

По его словам, руководство области делает упор на три главных направления: во-первых, торговлю, так как Сибирь – это экспортные ворота в Азию; во-вторых, на развитую инфраструктуру и логистику, а также на развитие научно-образовательного комплекса. «Стараемся поддерживать развитие этих ключевых элементов», – добавил он.

Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии» проходит 14 и 15 января в Президентской академии. По традиции форум открывает деловую повестку года в России. В 2021 году масштабное мероприятие проходит в гибридном формате – онлайн и офлайн.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (АО).

Стратегические партнеры – ОАО «РЖД», Johnson & Johnson, ГК «АКИГ», Novartis.

Партнеры: Mastercard, Российский фонд прямых инвестиций.

Партнеры дискуссии –PepsiCo, Huawei, Coca-Cola, AstraZeneca, Магнит, Takeda, EY.

Стратегические информационные партнеры: «Интерфакс», «Российская газета», ИД «Коммерсантъ», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». Главные информационные партнеры: Anews, News.ru, lenta.ru.

Международные информационные партнеры: Russia Today.

Информационные партнеры: телеканал «ПРО Бизнес», АЭИ «ПРАЙМ», «Полит.ру», журнал «Стратегия», журнал «Государственная служба», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», Финам, журнал «Банковское обозрение», «Парламентская газета», медиапроект «Сноб», радиостанция «Эхо Москвы», телеграм-канал «Научно-образовательная политика».

Бочарова Ольга Федоровна, Гарибян Лиана Вазгеновна, Дзебисова Виктория Владимировна

1. канд.экон.наук, доцент кафедры финансов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
2. магистр 2 курса, направления подготовки 38.04.01 «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
3. бакалавр 4 курса, направления подготовки 38.03.01 Экономика профиль «Финансы и кредит». ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

Bocharova Olga Fedorovna, Garibyan Liana Vazgenovna, Dziebisova Victoria Vladimirovna

1. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance. FGBOU VO "The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina »
2. Master of 2 course, directions of training 38.04.01 "Finance and credit". FGBOU VO "The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina »
3. Bachelor 4 courses, directions of training 38.03.01 Economics profile «Finance and credit». FGBOU VO "The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina

Аннотация: В статье проведена оценка динамика и структуры налоговых доходов, акку-мулируемых на территории Краснодарского края. Внесены рекомендации по повышению уровня налоговых поступлений.

Abstract: The article assesses the dynamics and structure of tax revenues accumulated in the Krasnodar Territory. The recommendations on raising the level of tax revenues were made.

Ключевые слова: бюджет, доход, налоги, уровни бюджетной системы.

Keywords: budget, income, taxes, levels of the budget system.

В современных условиях модернизации национального хозяйства РФ, с ориентацией на интенсивные направления экономического роста все более актуальным становится задача эффективности управления государственными финансами, посредствам механизма исполнения бюджетов всех уровней.

Как отмечает Ю.Г. Швецов: «Выполнение этой задачи невозможно без переосмысления сущности бюджета как экономической категории и выработки принципиально новых подходов к совершенствованию бюджетных отношений, способствующих развитию национальной экономики и повышению жизненного уровня населения» [1].

Бюджет государства представляет собой разновидность финансового плана, в котором закрепляются основные источники поступления доходов и основные направления расходования бюджетных средств.

Так доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [2].

Бюджет каждого уровня стремится к самообеспеченности, то есть обеспечению расходов за счет собственных налоговых и неналоговых доходов.

Краснодарский край является территорией с достаточным экономическим, ресурсным, производственным и кадровым потенциалом, следовательно, имеет все предпосылки для признания его самообеспеченным субъектом (когда бюджет формируется из собственных источников доходов на 80 и более процентов).

Проведем оценку обеспеченности бюджета Краснодарского края собственными доходами (налоговыми и неналоговыми) [3], а данные представим в виде таблицы 1.

Оценка обеспеченности бюджета Краснодарского края собственными доходами, млн руб.

По всем показателям исполнения бюджета наблюдается стабильный рост. Однако темпы роста расходов, исполненных по итогам 2017 г. ниже темпов роста доходов.

Оценивая динамику увеличения налоговых и неналоговых доходов можно отметить опережающие темпы увеличения налоговых доходов по сравнению с неналоговыми.

Доля собственных доходов в обеспечении расходов в 2017 г. составляет 88,4%, что на 13% больше чем в 2015 г. и на 4% больше чем в 2016 г.

Таким образом в 2016 и 2017 гг. Краснодарский край можно назвать самообеспеченным.

Проведем оценку структуры доходов бюджета Краснодарского края, а данные представим в виде рисунка 1.


Рисунок 1. Структура доходной части бюджета Краснодарского края

На рисунке 1 наглядно прослеживается тенденция преобладания доли налоговых доходов в доходной части бюджета Краснодарского края.

Следующим шагам целесообразно провести оценку состава и структуры налоговых доходов, поступающих в бюджетную системы РФ на территории Краснодарского края.

Динамика федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 2.


Рисунок 2. Динамика федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края, млн руб.

Оценивая динамику поступления основных федеральных налогов можно отметить стабильный рост по всем налогам.

Динамика региональных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 3.


Рисунок 3. Динамика региональных налогов, аккумулированных на Территории Краснодарского края, млн руб.

Значительный рост из региональных налогов наблюдается по налогу на имущество организаций, что может свидетельствовать о наращивании материальной базы (налоговой базы) организациями, осуществляющими деятельность на территории Краснодарского края, так как ставка налога сохраняется на прежнем уровне 2,2%.

Динамика местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 4.


Рисунок 4. Динамика местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края, млн руб.

Из состава местных налогов большая динамика роста наблюдается по налогу на имущество физических лиц, что объясняется увеличением налогооблагаемой базы в результате проведения переоценки недвижимых объектов.

Динамика поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 5.


Рисунок 5. Динамика поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края, млн руб.

В динамике поступлений от специальных режимов налогообложения можно отметить значительный рост поступлений от УСН, что может быть опосредовано сменой обязательного порядка применения ЕНВД на добровольно-заявительный.

Структура налоговых поступлений в бюджетную систему РФ на территории Краснодарского края сгруппированных по уровням бюджетной системы представлена в таблице 2.

Структура налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, %

Структура налоговых сборов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена преобладанием доли федеральных налогов, что является объяснимым большим их количеством.

Доля федеральных налогов на протяжении анализируемого периода находится в приделах 78-80% от общего объема поступлений.

Структура федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 6.


Рисунок 6. Структура федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края

Оценивая структуру федеральных налогов можно отметить преобладающую долю НДФЛ на все протяжении анализируемого периода от 32-36%. Вторым по доле можно назвать НДС – 21-24%. Следовательно четко прослеживается тенденции переложения налоговой нагрузки на физических лиц, которые являются плательщиками НДФЛ и носителями косвенного налога — НДС.

Доля региональных налогов на протяжении анализируемого периода находится в приделах 11% от общего объема поступлений.

Структура региональных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 7.

В структуре региональных налогов 80% приходится на налог на имущество организаций, следовательно, региональные бюджеты ориентированы на расширение налоговой базы за счет инвестиционной активности на региональном уровне.


Рисунок 7. Структура региональных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края

Доля местных налогов на протяжении анализируемого периода находится в приделах 3-3,5% от общего объема поступлений. Структура местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 8.


Рисунок 8. Структура местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края

В структуре местных налогов 80% приходится на земельный налог организаций и физических лиц, следовательно, местные бюджеты ориентированы на неизменный природный ресурс — землю. Вариации с суммой земельного налога возможны только путем увеличения кадастровой стоимости земельных участков (что весьма трудоемко и финансово затратно) или увеличения уровня налоговых ставок.

Доля налога на имущество физических увеличивается, что обусловлено проведением процесс доведения инвентаризационной стоимости имущества до уровня рыночной цены.

Структура поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 9.


Рисунок 9. Структура поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края

В структуре специальных режимов налогообложения 70-75% приходится на налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что объясняется переводом ЕНВД на добровольный порядок перехода и сменой части субъектов малого бизнеса режима ЕНВД на УСН. Данный факт подтверждается уменьшением доли ЕНВД с 23% в 2015 г. до 17% в 2017 г.

Оценив динамику и структуры налоговых доходов аккумулируемых на территории Краснодарского края можно внести ряд рекомендаций позволяющих увеличить налоговые поступления:

— с целью повышения собираемости местных налогов представительным и исполнительным органам местного самоуправления необходимо провести инвентаризацию и переоценку налогооблагаемого имущества физических лиц;

— увеличивать экономического потенциала Краснодарского края повышая уровень инвестиционной привлекательности используя инновационные факторы, ресурсно-сырьевой и производственный потенциал края. Следствием роста экономического потенциала должен стать рост числа налогоплательщиков, а значит, и увеличение налоговых платежей;

— принять меры по внедрению современных технологий налогового администрирования, что позволит сократить не только время, но и уменьшить затраты по сбору налогов. В основном это касается муниципальных и поселковых налоговых органов, осуществляющих администрирование налогов, с их устаревшей материальной базой и не отвечающими современным требованиям методами сбора и обработки информации.

Внедрение предложенных мероприятий позволит не только сократить дотационность региональных и местных бюджетов, но и стимулировать региональные и местные органы власти к наращиванию экономического и доходного потенциала.

Читайте также: