Изменения в учетной политике на 2021 год для осно

Опубликовано: 16.05.2024

С 2021 года в бухгалтерском и налоговом учёте произошли изменения. Некоторые из них нужно отразить в учётной политике. Разбираемся, в каких случаях нужно изменить или дополнить учётную политику и что меняется в учёте с 2021 года.

Что такое учётная политика и зачем она нужна

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Когда надо менять учётную политику

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Бухгалтерский учёт

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Налоговый учёт

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

  • Электронная сдача отчётности

Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

  • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

  • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

Учётная политика для налогового учёта: что изменилось с 2021 года

Налог на прибыль

  • Обособленные подразделения

С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

  • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

  • Инвестиционный вычет по НИОКР

С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

  • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

Страховые взносы

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

Имущественные налоги

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

Как изменить положения в учётной политике

Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:

  1. Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
  2. Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
  3. Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.

Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.

Лайфхаки при составлении учётной политики

  • Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
  • Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
  • Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.

Санкции за отсутствие учётной политики

Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ. Штрафы не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.


  • Принципы государственного регулирования учета в РФ
  • Изменения последних лет, влияющие на учетную политику 2021 года
  • Что изменилось в 2019-2020 годах
  • Изменения с 2021 года
  • Анализ тенденций, что ждать дальше
  • Итоги

Принципы государственного регулирования учета в РФ

Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.

Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.

Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.

Изменения последних лет, влияющие на учетную политику 2021 года

Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:

  • увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
  • увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
  • введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
  • принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
  • уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
  • введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.

Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:

  • появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
  • ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
  • изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
  • обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
  • увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
  • регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
  • страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
  • определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
  • шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.

В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:

  • скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
  • с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС;
  • дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
  • на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
  • изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
  • покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
  • ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.

О других изменениях 2018 года мы рассказывали здесь.

Что изменилось в 2019-2020 годах

Изменения, вступившие в силу с 2019 года, оказались не менее значимыми, чем предшествовавшие этому году.

В части бухучета изменений не произошло. Исключение — бюджетные учреждения, которые с января 2019 года обязаны публиковать учетную политику на своих сайтах и подробно раскрывать ее положения в отчетности.

А в сфере налогового законодательства новшества есть. Среди значимых обновлений:

  • увеличение ставки НДС с 18% до 20% — подробности см. здесь;
  • спецрежимники на ЕСХН стали плательщиками НДС — подробности в этом материале;
  • установлен норматив в 700 руб. по НДФЛ с полевого довольствия;
  • отменен налог на движимое имущество — о нюансах читайте здесь.

О наиболее значимых налоговых обновлениях-2019 читайте здесь.

Работая над учетной политикой на 2020 год помимо вышеперечисленных нужно было учитывать также нововведения 2019 года, в т.ч.:

  • введение нового ограничения на изменение метода амортизации ОС: переходить с линейного метода на нелинейный теперь тоже можно не чаще раза в 5 лет;
  • продление действия 50%-ного ограничения на перенос убытков до 31.12.2021 включительно;
  • возможность применять инвествычет к ОС восьмой — десятой амортизационных групп, кроме зданий, сооружений, передаточных устройств;
  • многочисленные изменения по имущественным налогам и др.

Подробнее о налоговых изменениях с 2020 года мы рассказали в этой статье.

Изменения с 2021 года

  • С 2021 года отменен режим ЕНВД на территории всей страны.
  • С 01.01.2021 отменено ПБУ 5/01. Вместо него вступило в действие ФСБУ 5/2019 «Запасы».

Некоторые учетные правила по МПЗ изменены существенно. Узнать об изменениях в учете вам поможет аналитический Обзор от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.

  • Для предприятий IT-отрасли предусмотрены льготы по налогу на прибыль.
  • Для СМП с 01.04.2020 года снизили ставки в 2 раза по страховым взносам.
  • Изменились лимиты по доходам УСН.
  • Транспортный и земельный налог для юрлиц ФНС будет рассчитывать самостоятельно. Декларировать налоги больше не нужно. Подробности см. здесь.

Все эти нововведения следует учесть при составлении учетной политики на 2021 год. Примеры учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета (для различных систем налогообложения) можно скачать в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • С 01.01.2022 утратит силу ПБУ 6/01, а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 и 26/2020. Подробнее о них читайте здесь.

Анализ тенденций, что ждать дальше

Если посмотреть в комплексе на такие изменения, как:

  • тотальное введение системы электронной передачи данных по наличным расчетам в ФНС через онлайн-кассы;
  • передача ФНС всего комплекса зарплатных налогов и сборов;
  • приведение в определенный формат плана счетов и строк отчетов;

Приоритетный с точки зрения госрегулирования налоговый учет переводится под полный контроль налоговых органов. Более того, скорее всего, будет сделана попытка выведения налоговых расчетов из компетенции самого предприятия. Все вычисления попробуют производить силами ФНС на основе поступающих сведений и отчетов самих плательщиков для контрольной сверки. Недаром в СКБ «Контур», который собирается стать оператором фискальных данных, разработку соответствующего ПО ведет отдел, занимающийся, кроме этого, системой ЕГАИС. В ЕГАИС видна вся цепочка движения товаров от продавцов до конечной реализации потребителям. Теперь того же стараются добиться по всем остальным (неалкогольным) товарам.

Исходя из этого, возможно, что в дальнейшем следует ожидать:

  • Обособления налогового учета от бухгалтерского с переходом многих функций по налоговым расчетам и контролю в ФНС.
  • Упрощения способов и методов учета для тех предприятий, чья отчетность не подлежит аудиту. Для этого будет сразу несколько резонов:
    • Единообразие учетных политик поможет ФНС упростить обработку поступающих данных по деятельности этих фирм.
    • Унифицикация порядка учета доходов и расходов позволит лучше контролировать, а также автоматизировать расчет налогов к уплате на основе этого порядка. Возможно, что будут внесены дополнительные изменения в законы, исключающие варианты выбора метода учета по инициативе предприятия, — наподобие закрытого перечня принимаемых в уменьшение налога расходов по УСН.
  • Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов. Если же и дальше будут отдельно «совершенствовать» РСБУ, то такое выделение бухучета и финансовой отчетности в отдельную категорию вообще может утратить смысл. Крупные игроки в экономике и финансах все равно захотят видеть отчеты в международных стандартах (и аудированные по международным же стандартам), а мелкие акционеры и инвесторы на внутреннем рынке не имеют достаточного практического опыта и соответствующих традиций, чтобы вникать в нюансы отчетности в РСБУ. То есть у финансовой отчетности по РСБУ не будет пользователей (может быть, кроме проверяющих инспекторов ФНС, если сохранятся штрафы за некорректное ведение бухучета).

Подробнее о международных стандартах читайте в рубрике МСФО.

  • Услуги бухгалтеров также по-прежнему будут нужны налогоплательщикам для ведения управленческого учета, необходимого для принятия менеджерских решений и планирования деятельности (в том числе в сфере налоговых вопросов, например, выбора системы налогообложения).

Больше об управленческом учете читайте в рубрике «Управленческий учет».

Таковы тенденции. Будет ли реформация в учетной сфере идти по этому пути — покажет практика.

Итоги

Нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета. При этом то, что связано с исчислением налогов, сборов, страховых взносов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков. Бухгалтерский учет и подготовленная на его основе информация отходят в сферу предоставления информации заинтересованным лицам: руководству и акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам.

Положения учетной политики — ориентир компании, закрепленные правила ведения бухгалтерского и налогового учета в рамках, оговоренных законодательством.

Расскажем, из чего должна состоять учетная политика на 2021 год и убедимся, что все новшества «нормативки» по бухгалтерскому учету зафиксированы в учетной политике на 2020 год.

Почему учетная политика не может быть неизменной и что в ней должно содержаться

Бухгалтерский учет предполагает наличие Учетной политики. Этот документ актуализируется и утверждается ежегодно. Зачастую корректировка прошлогодней УП неизбежна и обусловлена (п. 10 ПБУ 1/2008):

  • переменами в нормативной базе;

Еще с 2019 года наметилась модификация в бухгалтерском учете, вытекающая из постепенного внедрения норм МСФО в систему бухгалтерского учета РФ. Уже изданы ФСБУ, которые компании вправе брать на вооружение с 2021 года добровольно, а ФСБУ 5/2019 вообще неизбежен. Помимо этого, с 1 января 2021 года стали действовать многочисленные корректировки в НК РФ.

  • внедрением компанией ранее не используемых способов бухучета;
  • значительным преобразованием условий хозяйствования (реорганизация, изменение вида деятельности организации и т.п.).

Обособленного раскрытия в бухгалтерской отчетности требуют существенные корректировки в УП.

Что требуется отобразить в учетной политике?

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, которые используются для осуществления полного и своевременного бухгалтерского учета + для оформления надлежащей с точки зрения законодательства отчетности;
  • бланки «первички», регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности;
  • процедуру осуществления инвентаризации активов и обязательств компании;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • график оборота документов;
  • процедуру надзора за хозяйственными операциями;
  • ответы на другие вопросы, которые нужны для функционирования бухгалтерского учета.

Перечисленное — «костяк» учетной политики, но это — только база. Помимо нее нужны правила, регламентирующие операции, осуществляемые определенной компанией.

Чем необходимо руководствоваться?

При формулировании положений УП для заданного объекта бухучета следует выбирать из ряда способов, предлагаемых ФСБУ. В ситуациях, когда есть нехватка нормативного регулирования в ФСБУ — нужно самостоятельно разработать способ, учитывая действующую «нормативку» о бухгалтерском учете.

Важно не забыть про последовательность (приоритетность) актов:

  • МСФО;
  • положения федеральных/отраслевых стандартов бухучета по аналогичным и связанным вопросам;
  • рекомендации в области бухучета.

Проверяем учетную политику 2020

Учетной политике нужно придать надлежащий вид, тем более, если предстоит аудиторская проверка. Не редкость, когда фирмы забывают оформить юридически (закрепить в учетной политике) то, что активно применяют в практике бухучета. Напомним о важнейших вопросах, которые нужно было оговорить в УП на 2020 год.

1. ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»

Изменения УП 2020 обусловлены поправками в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Учетная политика в 2020 году должна содержать:

  • выбор свернутого или развернутого порядка раскрытия информации о доходах, связанных с пришедшими бюджетными средствами на оплату капитальных и текущих трат;
  • способ представления в бухгалтерском балансе доходов будущих периодов, которые признаны в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат:
    • в качестве обособленной статьи в составе долгосрочных обязательств;
    • в качестве регулирующей величины, снижающую балансовую стоимость внеоборотных активов.

Это не потеряло своей актуальности для учетной политики на 2021 год.

2. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

Корректировки в ПБУ 16/02 (Приказ Минфина России от 5 апреля 2019 г. № 54н) нужно иметь в виду при составлении УП на 2020 год. Перенести их придется и в учетную политику этого года.

Суть перемен: возник вид активов компании — долгосрочные активы к продаже (ДАП):

  • объекты основных средств или прочих внеоборотных активов (кроме финансовых вложений), которыми не пользуются (их решили продать) и снова с ними работать не будут (последнее должно подтверждаться);
  • материальные ценности для продажи, которые образовались от выбытия внеоборотных активов или появились при текущем содержании, ремонте, модернизации, реконструкции внеоборотных активов. Кроме ситуаций, в которых ценности стали материалами, запасными частями или другими запасами, которые в дальнейшем будут пущены в производство продукции, выполнение работ, оказание услуг.

Корректировки потребовались для того, чтобы раскрытие информации о прекращаемой деятельности в бухотчетности не противоречило Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

В учетной политике с 1 января 2020 года обязана присутствовать процедура отображения ДАП в учете и отчетности. Это обеспечит унификацию учетных процедур и систематизацию действий специалиста, который ведет операции с ДАП.

3. Новая редакция ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Поправки в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (Приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н), надлежало применить в учетной политике на 2020 год. Если это сделано, то в учетной политике на 2021 год по данному вопросу корректировать ничего не придется. Новшества ПБУ 18/02, которые неизбежны с 2020 года:

метод учета разниц:

  • метод отсрочки (пооперационный);

  • порядок учета постоянных разниц;
  • порядок учета временных разниц и регистр временных разниц.

Для корректного учета налога на прибыль юридическому лицу надлежит создать и провести утверждение в учетной политике формы регистра налогового учета «регистр учета временных разниц». Это список признаваемых в бухгалтерском балансе активов и обязательств и объектов налогового учета.

Чтобы надлежащим образом соблюсти нормы свежей редакции ПБУ 18/02 необходимо определить подходы к квалификации разниц и соотнести методику расчета отложенных налогов с применяемой в компании. Выбранные подходы следует включить в учетную политику.

В учетной политике уже на 2020 год требовалось отобразить все используемые корреспонденции счетов при использовании свежего ПБУ 18/02: — учет ОНА, ОНО, учет операций при переоценке основных средств и т.д.

До начала нового года необходимо утвердить учётную политику на следующий. Но в реальности руки главбуха часто доходят до этого только после сдачи годового отчёта. Рассматриваем правила составления учётной политики и рассказываем, что нужно поменять в 2021 году. В конце статьи — примеры учётных политик для разных отраслей.


Каждая коммерческая организация должна разработать и утвердить правила ведения бухгалтерского и налогового учёта под свои особенности деятельности. За разработку учётной политики (УП) обычно отвечает тот, кто ведет бухгалтерию: главбух или внешний аутсорсер. Утверждает УП руководитель организации:

  • для бухгалтерского учёта — не позднее 90 дней со дня государственной регистрации организации;
  • для налогового учёта — не позднее срока окончания первого налогового периода.

Что нужно утвердить в учётной политике

Для бухгалтерского учёта

Положением о бухгалтерском учёте ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» определено, что в УП необходимо утвердить следующие составляющие.

  1. Рабочий план счетов бухгалтерского учёта — выбранный из общего Плана счетов перечень синтетических и аналитических счетов, которыми организация действительно планирует пользоваться. Неиспользуемые счета и субсчета стоит исключить. Если организация относится к субъектам малого предпринимательства и имеет право на применение упрощённых способов бухгалтерского учёта, синтетические счета можно объединять. Подробнее об этом читайте в нашей статье .
  2. Формы первичных учётных документов, регистров бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Если планируете пользоваться только унифицированными формами первички — укажите это. Если в соответствии со статьей 9 закона «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ разрабатываете свои формы — приведите их в приложениях к УП. Если будете сдавать бухгалтерскую отчётность по упрощённым формам — не забудьте упомянуть об этом.
  3. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Определите перечень имущества и обязательств, которые вы будете проверять, установите ситуации, в которых проводится инвентаризация и сроки проверки, утвердите перечень первичных документов, которые будете использовать для оформления инвентаризации, и распишите процедуру проведения инвентаризации от приказа руководителя и создания инвентаризационной комиссии до утверждения инвентаризационных описей.
  4. Способы оценки активов и обязательств. Если бухгалтерские стандарты допускают выбор из альтернативных методов оценки или самостоятельную разработку метода, в УП нужно закрепить этот выбор. Определите какой способ оценки вы будете применять для запасов при их списании в производство или реализации: ФИФО, по средней стоимости или по стоимости единицы запасов. Выберите методы амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный, уменьшаемого остатка или пропорционально объему выпуска. И так по всем видам активов и обязательств.
  5. Правила документооборота и технологию обработки учётной информации : кто и какие первичные документы составляет и подписывает, количество составляемых экземпляров, порядок и сроки передачи документов между исполнителями , какие документы составляются в бумажном виде, а какие в электронном.
  6. Порядок контроля за хозяйственными операциями. Здесь нужно предусмотреть, какие контрольные мероприятия будет проводиться и кто отвечает за них. В крупном бизнесе это может быть служба внутреннего аудита, на малом предприятии — руководитель и главный бухгалтер. В УП утверждается порядок формирования комиссии по приёму и списанию основных средств, перечень лиц, ответственных за бланки строгой отчётности, список материально-ответственных работников и сотрудников, которые могут подписывать доверенности от имени организации.
  7. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта. Это любая информация, которая имеет значение для организации учёта, но не раскрыта в предыдущих пунктах. Например, периодичность составления бухгалтерской отчётности или применяемые программные продукты.

Для налогового учёта

Формировать УП для целей налогообложения обязаны налогоплательщики, которые применяют ОСНО. Упрощенцам этот документ важен, когда нужно выбирать способ учёта конкретных операций при применении УСН или ЕСХН.

УП для целей налогообложения предполагает выбор из возможных вариантов налогового учёта, предложенных законом, например:

  • метод определения доходов и расходов (кассовый или начисления);
  • способы признания, оценки и распределения доходов и расходов;
  • выбор других показателей, без которых учёт будет неполным или неверным. Например, показателя для расчёта доли прибыли по обособленному подразделению.

Пример 1.

Организация в бухучёте применяет унифицированные бланки документов, а налоговый учёт ведет в самостоятельно разработанных регистрах. Поэтому в её УП будет записано: «Налоговый учёт ведётся обособленно от бухгалтерского в аналитических регистрах налогового учёта, разработанных организацией самостоятельно. Перечень регистров налогового учёта и их формы приведены в приложении № 1 к Учётной политике для целей налогообложения».

Также в УП для целей налогообложения определяется порядок налогового учёта в тех случаях, когда Налоговый кодекс отдаёт его «на откуп» налогоплательщику. Например:

  • состав прямых расходов, уменьшающих выручку от реализации;
  • порядок формирования стоимости незавершенного производства;
  • организация раздельного учёта при исчислении НДС.

Обязан ли ИП формировать учётную политику

Предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учёт и не обязаны формировать учётную политику для бухгалтерского учёта. В налоговом учёте таких исключений нет ни для кого. Если ИП платит налоги в рамках ОСНО, он обязан формировать учётную политику.

И только если деятельность ИП не предполагает использования разных вариантов учёта и ведения раздельного учёта, предприниматель вправе не утверждать учётную политику для целей налогообложения. Например, такое может быть при применении УСН (доходы) или патентной системы налогообложения (ПСН).

Лайфхаки при составлении учётной политики

  1. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется. Исключите неприменяемые документы из перечня обязательных для составления. Помните: аудиторы и налоговые инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые в УП документы.
  2. Не детализируйте рабочий план счетов подробнее субсчетов. Аналитические счета часто меняются в течение года. В этом случае реальный учёт не будет соответствовать рабочему плану счетов.
  3. Не нужно составлять новую учётную политику каждый год. Достаточно при необходимости редактировать пункты, которые действительно изменились.
  4. Не описывайте методы учёта, однозначно определенные законодательством. Нет смысла описывать ставки налогов или расписывать как работает линейный способ амортизации.
  5. Не описывайте правила учёта гипотетически возможных направлений бизнеса, которых нет на начало года. При открытии новых направлений всегда можно внести изменения в УП с даты начала деятельности по ним.

Когда нужно вносить изменения в учётную политику

Для бухгалтерского учёта

Правилам внесения изменений в УП в целях бухгалтерского учёта посвящён третий раздел ПБУ 1/2008. Корректировать учётную политику нужно, если:

  • изменилось законодательство или бухгалтерская нормативка. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
  • существенно изменились условия хозяйствования организации, например, произошла реорганизация или изменились виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента изменения условий хозяйствования;
  • организация разработала новый способ учёта, который повышает качество бухгалтерской информации. Изменения в УП действуют с начала следующего года.

Пример 2.

C 1 января 2021 года вступил в силу ФСБУ 5/2019 «Запасы». Этот факт нужно отразить в УП организации следующим образом.

  1. Исключить упоминание нормативных актов, которые утратили силу: ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов (приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические указания по бухгалтерскому учёту специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (приказ Минфина от 26.12.2002 № 135н).
  2. Выбрать метод перехода на новый стандарт. Пунктом 47 ФСБУ 5/2019 предусмотрен ретроспективный ( корректировка входящих остатков по новым правилам как если бы новый стандарт применялся всегда) и перспективный (новые правила применять только к новым фактам хозяйственной деятельности) варианты перехода.
  3. Указать какие отступления от требований стандарта будут использоваться, если организация имеет право на такие отступления. Например, пункт 2 ФСБУ 5/2019 разрешает не применять стандарт для запасов, которые предназначены для управленческих нужд, и списывать их стоимость на расходы периода. Если такое решение принято, нужно отразить его в учётной политике.
  4. Скорректировать правила признания и оценки запасов в соответствии с новым стандартом. Например, если незавершенное производство в 2020 году оценивалось по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, нужно выбрать другой метод, так как в ФСБУ 5/2019 этот способ отсутствует. То же относится к списанию общехозяйственных расходов на себестоимость выпуска.

Для налогового учёта

В соответствии со ст. 313 НК РФ, корректировать учётную политику для налогового учёта нужно, если:

  • изменилось законодательство о налогах и сборах. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
  • появились новые виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента появления новых видов деятельности;
  • изменились методы учёта. Изменения в УП действуют с начала следующего года.

Пример 3.

С 1 января 2021 года действует дополнение к ст. 288 НК РФ о том, что если налогоплательщик применяет пониженные ставки налога на прибыль и у него есть обособленные подразделения, нужно определять долю прибыли каждой обособки для каждой налоговой базы отдельно. Поэтому в УП необходимо внести дополнительный пункт о выборе показателя для расчёта:

  • среднесписочная численность;
  • расходы на оплату труда.

Как внести изменения в учётную политику

Вот что нужно сделать для изменения учётной политики на 2021 год.

  1. Проверить, были ли в деятельности организации изменения, которые требуют правки учётной политики.
  2. Проанализировать изменения законодательства и определить, какие из них имеют отношение к организации.
  3. Сформулировать текст изменений и дополнений со ссылкой на пункт нормативного документа.
  4. Установить с какой даты изменения начинают действовать в организации.
  5. Утвердить изменения и дополнения приказом руководителя организации. Приказ можно составить в произвольной форме, например так . Если изменений много, можно утвердить не отдельные пункты учётной политики, а учётную политику в новой редакции.

Как оформить изменения в учётной политике

Изменения необходимо закрепить приказом или распоряжением руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008). Примеры приказов и вариантов учётной политики доступны по ссылкам:

Кстати, в сервис «Моё дело Профбухгалтер» встроен конструктор учётной политики, который помогает сформировать УП для бухгалтерского и налогового учёта, подходящую для вашего налогового режима. Готовую УП можно скачать, распечатать, утвердить у руководителя и хранить в организации.

Перед наступлением нового финансового года организация должна проверить свою действующую учетную политику. В связи с изменениями в законодательстве, потребуется внести изменения и в нее.

Чем руководствоваться при составлении учетной политики

Организация формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Под учетной политикой понимается принятая субъектом совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ).

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения учета из допускаемых ФСБУ.

При этом нужно последовательно использовать следующие документы:

  • положения МСФО;
  • положения федеральных или отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным или связанным вопросам;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета.

В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация сама разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными или отраслевыми стандартами.

При этом до утверждения ФСБУ таковыми признаются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 года.

Поэтому, в числе прочих, организация продолжает руководствоваться ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Что утвердить в учетной политике

Учетной политикой утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Указанное следует из пункта 4 ПБУ 1/2008.

Изменение учетной политики в связи с изменениями бухгалтерского учета

Изменение учетной политики может производиться в случаях:

  • изменения требований, установленных законодательством о бухучете, федеральными или отраслевыми стандартами;
  • разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.

При составлении или изменении учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2021 года в первую очередь, следует обратить на применение ФСБУ 5/2019 «Запасы».

Он обязателен к применению, начиная с бухгалтерской отчетности за 2021 год.

В связи с обязательностью его применения, с 1 января 2021 года утрачивают силу:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н.

Последствия изменений в учетной политике при переходе на применение ФСБУ 5/2019 «Запасы» отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по выбору организации:

  • ретроспективно, как если бы этот Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни;
  • либо перспективно, – только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета

Информацию о выбранном способе надо раскрыть в первой после перехода бухгалтерской отчетности.

Кроме того, в 2021 году организации также вправе принять решение о досрочном применении:

  • ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»;
  • ФСБУ 6/2020 «Основные средства»;
  • ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Для этого необходимо не только внести соответствующие изменения в учетную политику, но и в последующем отразить свое решение в бухгалтерской отчетности.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Читайте также: