Изменения в налоговом законодательстве с 2001 года

Опубликовано: 07.05.2024

Федеральный закон от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ
"О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"

С изменениями и дополнениями от:

24 июля 2002 г., 29 июня, 20, 29 июля 2004 г., 27 июля 2006 г., 24 июля 2009 г.

Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 159-О положения настоящего Федерального закона, которыми были изменены объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, в отношении налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат применению по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования настоящего Федерального закона, т.е. не ранее чем с 1 февраля 2002 г.

См. письмо Фонда социального страхования РФ от 21 января 2002 г. N 02-18/05-433 "Об изменениях в порядке социального страхования, происшедших с 1 января 2002 года"

Президент Российской Федерации

31 декабря 2001 г.

Вносятся значительные изменения в главу 24 НК РФ "Единый социальный налог". Изменяются формулировки объекта налогообложения и налоговой базы, условия применения регрессивной шкалы ставок ЕСН и др. Взносы в Пенсионный фонд заменяются взносами в федеральный бюджет. При этом устанавливается, что сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Кроме того, вносятся изменения в порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль (глава 25 НК РФ), в отдельные положения главы 26 НК РФ ("Налог на добычу полезных ископаемых"). Изменяется порядок зачисления в бюджеты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (для организаций - 30% в федеральный бюджет, 70% - в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; для предпринимателей - 100% в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты). Уточняются отдельные положения Федерального закона от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г, за исключением некоторых положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Федеральный закон от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года, за исключением абзаца 9 пункта 11 статьи 1, который вступает в силу с 1 января 2003 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2001 г. N 256, в "Парламентской газете" от 4-10 января 2002 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (Часть I) ст. 4

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ

В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НАЛОГАХ И СБОРАХ

21 декабря 2001 года

26 декабря 2001 года

Статья 1. Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 33, ст. 3413) следующие дополнения и изменения:

1. Утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ.

3 - 13. Утратили силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

14. В абзаце втором пункта 2 статьи 286:

дополнить предложениями следующего содержания: "Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере одной трети подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей. При этом размер ежемесячных авансовых платежей, причитающихся к уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равным размеру ежемесячного авансового платежа, причитающегося к уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.".

15. В абзаце четвертом пункта 1 статьи 287 слова "за отчетным периодом" заменить словами "за истекшим месяцем".

16. Абзац пятый подпункта 3 пункта 2 статьи 337 изложить в следующей редакции:

"газ горючий природный и попутный нефтяной газ из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений;".

17. В статье 342:

подпункт 2 пункта 1 изложить в следующей редакции:

"2) газа горючего природного из нефтяных месторождений и попутного нефтяного газа из нефтяных месторождений;";

в таблице налоговых ставок пункта 2 слова "Газ горючий природный из газовых месторождений и газовый конденсат из газоконденсатных месторождений" заменить словами "Газ горючий природный из газовых, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений, газовый конденсат из газоконденсатных месторождений".

Статья 2. Утратила силу. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ.

Статья 3. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

Статья 4. Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3429) следующие дополнения:

1. Утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 151-ФЗ.

часть первую после слов "за исключением нефти" дополнить словами "и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений";

часть вторую после слов "добыче нефти" дополнить словами "и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений".

Статья 5. Внести в Федеральный закон от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3413) следующие изменения и дополнения:

абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"К определенной таким образом налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма исчисленного налога подлежит уплате начиная со второго отчетного периода 2002 года.";

в абзаце четырнадцатом предложение "При этом налог на прибыль, исчисленный от суммы такого превышения, уплачивается равными долями в сроки, установленные настоящей главой для уплаты авансовых платежей (налога) по итогам каждого отчетного (налогового) периода." исключить.

2. Дополнить статьей 10.1 следующего содержания:

"Статья 10.1. Налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций в течение отчетного периода, в первом квартале 2002 года исчисляют сумму ежемесячных авансовых платежей, исходя из одной трети суммы налога, подлежавшей уплате в бюджет за третий квартал 2001 года.

Налогоплательщики вправе перейти в 2002 году на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 20 января 2002 года. При этом авансовый платеж в январе исчисляется такими налогоплательщиками исходя из фактической прибыли за декабрь 2001 года.".

Статья 6. Утратила силу. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ.

Статья 7. Страховые взносы, поступившие на накопительную часть трудовой пенсии, учитываются Пенсионным фондом Российской Федерации отдельно от других поступлений.

На период до вступления в силу федерального закона, определяющего порядок инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев Правительством Российской Федерации устанавливается временный порядок размещения средств страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии.

Статья 8. Положения пункта 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации утрачивают силу с 1 января 2003 года.

Статья 9. В случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога. Положение настоящей статьи утрачивает силу с 1 января 2003 года.

Статья 10. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года, за исключением абзаца 9 пункта 11 статьи 1, который вступает в силу с 1 января 2003 года.

Статья 11. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

31 декабря 2001 года

Судебная практика и законодательство — 198-ФЗ О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах

Арбитражный суд Нижегородской области обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности пункта 2 в системной связи с пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2001 года "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах") в связи с рассмотрением в апелляционной инстанции этого суда заявления ОАО "Борское грузовое автопредприятие" о признании недействительным требования налоговой инспекции о доначислении единого социального налога за 2002 год вследствие отказа в применении регрессивной шкалы налоговых ставок.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2002 года Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" приказываю:

1. Гражданка А.И. Севастьянова обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, основанного на нормах статьи 10 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", примененных в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 8 апреля 2003 года по запросу Арбитражного суда Владимирской области. Отказывая в удовлетворении заявления, Арбитражный суд Челябинской области в определении, оставленном без изменения апелляционной инстанцией, указал на отсутствие предусмотренных пунктом 6 статьи 311 АПК Российской Федерации оснований для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку А.И. Севастьянова в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующей жалобой не обращалась и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2003 года принято не по ее делу.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин П.К. Фофонов просит проверить конституционность положений Федеральных законов от 31 декабря 2001 года "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (пункт 11 статьи 1) и от 31 декабря 2002 года "О внесении изменения в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации", которыми статья 243 Налогового кодекса Российской Федерации излагается в новой редакции, определяющей порядок исчисления единого социального налога с учетом обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

2.1. С принятием Федеральных законов от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 31 декабря 2001 года "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" единый социальный налог был модифицирован, и та доля налога, которая ранее уплачивалась в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, с начала 2002 года стала полностью направляться на бюджетное финансирование выплат базовой части трудовой пенсии. Одновременно с изменениями единого социального налога в Российской Федерации была введена система обязательного пенсионного страхования, предусматривающая уплату в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации специальных страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии застрахованных лиц.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации общественная организация Тверской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Заволжского района города Твери просит проверить конституционность статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой она определяет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как возмездные платежи, а также статьи 34 того же Федерального закона и статьи 10 Федерального закона от 31 декабря 2001 года "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в части установления ими порядка вступления в силу названных Федеральных законов.

В соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 7 статьи 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" ("Российская газета", N 256, 31.12.2001), Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("Российская газета", N 97, 31.05.2002), Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3021) и в целях обеспечения поступлений единого социального налога приказываю:

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, главой 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", с учетом дополнений и изменений, внесенных Федеральными законами от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 4 статьи 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" ("Российская газета", N 256, 2001) и в целях обеспечения учета налогоплательщиками сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм единого социального налога, относящегося к ним, а также сумм налогового вычета по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, приказываю:

Федеральный закон "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" впервые официально опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2001 года, т.е. до начала очередного налогового периода по единому социальному налогу, составляющего один календарный год (статья 240 Налогового кодекса Российской Федерации), а потому его положения, предусматривающие изменение объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежали введению в действие по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. с 1 февраля 2002 года.

Материал из Documentation.

В 2001 году налоговые доходы федерального бюджета России составили 16,2 % ВВП. [1]

Содержание

С 1 января 2001 года были введены четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог на добавленную стоимость» (глава 21), «Акцизы» (глава 22), «Налог на доходы физических лиц» (глава 23), «Единый социальный налог» (глава 24). Согласно положению новой главы 23, была введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 %. Эта ставка объединила в себе существовавшую ранее прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц (при уплате подоходного налога, ставка зависела от доходов и колебалась в пределах от 12 до 45 %) и 1 %, перечисляемого работниками со своей заработной платы в Пенсионный фонд РФ. Введенный Единый социальный налог (ЕСН) заменил существовавшие ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд — 28 %; Фонд социального страхования — 5,4 %; Фонд занятости населения — 1,5 %; Фонд медицинского страхования — 3,6 %). Это позволило установить для плательщиков унифицированный порядок исчисления налоговой базы в виде выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников. Глава 21 НК РФ определила новый порядок исчисления НДС. [2]

С 1 января 2001 года был отменён налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ). [3]

С 1 января 2001 года был отменён налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. [4] [5]

24 января 2001 г. в ходе встречи с представителями российских деловых кругов в Кремле Путин обратил особое внимание на конкретную сферу взаимодействия власти и бизнеса — законодательство о налоге на доходы организаций. По словам В.Путина, позитивным в законопроекте о налоге на доходы организаций является значительное расширение списка необлагаемой налогом деятельности. Но предлагаемый режим ускоренной амортизации встречает опасение у некоторых предприятий в связи с тем, что на многих крупных фирмах оборудование в значительной степени изношено, основные фонды в плачевном состоянии, и эти предприятия могут попасть в сложное положение. Президент призвал доработать нюансы законопроекта в течение одного-полутора месяцев. Дополнения в первую и вторую части Налогового кодекса предполагают отмену ресурсных платежей и введение роялти — важной составляющей деятельности энергетики и совершенствования системы трансфертного ценообразования. [6]

13 февраля 2001 г. Путин на Всероссийском совещании руководителей налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции заявил, что налоговая политика государства — один из ключевых инструментов стратегии экономического развития. Первая и главная задача налоговой реформы — создать эффективную систему государственного финансового контроля, сделать ее более действенной и работоспособной. Для этого надо не только ясно представлять, но и откровенно обсуждать фундаментальные вопросы налоговой политики, ее принципы и перспективы. Глава государства назвал современную ситуацию в налоговой системе «общим кризисом». Люди стали смотреть на налоги, как на наипервейшее зло. Надо менять сами подходы, принципы налоговой системы, устанавливать простые, ясные и стабильные условия налогообложения. Такие действия начались. Приняты важнейшие законодательные акты, и с 1 января 2001 года они вступили в силу. На их основе принят бюджет 2001 года. Это — начало масштабной, многоэтапной работы, рассчитанной на несколько лет. По мнению Президента, логика действий в налоговой сфере должна быть следующей. Первое — достижение стабильности и предсказуемости налоговой политики. Без этого нельзя говорить о стратегическом развитии экономики и каких-либо долгосрочных инвестициях. Второе — последовательное и просчитанное снижение налогового бремени. Изменения в налоговой сфере не должны ухудшать положения налогоплательщика. Третье — упрощение и дебюрократизация налоговой системы. Анализ ситуации показывает, что именно в административные барьеры упираются очень многие, годами не решаемые проблемы. Исходя из этих принципов, следует выстраивать и приоритеты в работе. Надо преодолевать психологию ведомственности, совершенствовать механизмы кооперации и сотрудничества. Четче координировать деятельность органов финансового контроля и правоохранительной сферы. Существует множество схем ухода от уплаты налогов государству. При этом налоговой службе не хватает аналитической работы. Законы, в особенности налоговые, должны иметь характер прямого действия, не должны нуждаться в отсылках и разного рода толкованиях. Следует отходить от практики преимущественного регулирования налоговых отношений ведомственными инструкциями. [7]

3 апреля 2001 года в послании к Федеральному Собранию Путин напомнил, что кардинальная налоговая реформа была одним из пунктов его предвыборной программы. «Сделаны первые шаги, и нужно, конечно, двигаться дальше», — отметил он. В.Путин обозначил как стратегический приоритет «рациональное, справедливое обложение природных ресурсов — основного богатства России, недвижимости, последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота». [8] [9] Путин подчеркнул, что налоговая реформа должна продолжаться. [10] [11]

16 апреля 2001 г. Путин на расширенном заседании коллегии Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам заявил, что цель реформирования налоговой сферы — хорошо просчитанное последовательное снижение налогового бремени. Президент обратил внимание на необходимость повышения качества готовящихся в налоговой сфере документов, прежде всего законопроектов. [12]

31 мая 2001 г. Путин на встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) заявил, что одна из проблем в сфере налогообложения — налог на добычу полезных ископаемых. Две соответствующие главы Налогового кодекса, которые регулируют данную сферу отношений, в целом бизнес-сообществом поддерживаются. По этому поводу есть определенная обеспокоенность в отдельных регионах, прежде всего, в добывающих. Совместно с экспертами РСПП Правительство формулирует ряд предложений, суть которых — выйти на определенную пропорцию разделения этих налогов: что должно оставаться в регионе, а что — идти в федеральный бюджет (со значительным перевесом в пользу федерального бюджета). [13]

29 июня 2001 г. Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон „О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“», принятый Госдумой 27 июня и одобренный Советом Федерации 29 июня 2001. [14]

18 июля 2001 г. в ходе пресс-конференции в Кремле Путин назвал преобразования в налоговой сфере революционными. [15]

6 августа 2001 Путиным был подписан закон № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (Налог на прибыль организаций), который дополнил часть вторую Налогового кодекса главой 25 «Налог на прибыль организаций». Ставка налога на прибыль была снижена с 35 % до 24 %, при этом было принято решение отказаться от всех льгот (включая инвестиционную). [16]

26 ноября 2001 года Путин подписал Федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 20 Закона РФ „Об основах налоговой системы в РФ“». [17]

В декабре 2001 года Путин настолько очаровал налоговыми планами Всемирный экономический форум, что буквально во время форума инвесторы решили озвучить намерение инвестировать в проект «Сахалин-1» дополнительно 30 млрд долл. [18]

5 декабря 2001 г. На встрече с представителями Объединения предпринимательских организаций России Путин заявил о необходимости ввести так называемый единый налог на результаты хозяйственной деятельности, который заменил бы более пяти действующих статей налогообложения. Президент сообщил предпринимателям о мерах в области налогового администрирования, которые прорабатываются во властных структурах. В частности, обсуждается возможность упрощения самой процедуры уплаты налогов. Прежде всего, это касается единого социального налога. [19]

В 2001 году произошло резкое сокращение льгот по НДС, упорядочены правила налогообложения. [20]

С 2001 года ЕСН заменил существовавшие ранее взносы во государственные социальные внебюджетные фонды. [21]

В 2001 г. была проведена реформа подоходного налога, в результате которой была введена плоская шкала налогообложения со ставкой налога в 13 %. [22]

По итогам 2001 г. был зафиксирован рост налоговых поступлений по подоходному налогу. Одним из факторов роста является то, что до реформирования налог уплачивался по ставке 12 %, поэтому ее увеличение на 1 процентный пункт при предположении о неизменности налоговой базы или ее расширении привело к заметному росту поступлений (по различным оценкам, приблизительно на 0,1 % ВВП) даже несмотря на снижение предельной ставки налога для той части населения, которая платила налог по более высокой ставке (снижение поступлений приблизительно на 0,05 % ВВП). Кроме того, по оценкам, около 0,2 % ВВП роста поступлений подоходного налога был обусловлено расширением налоговой базы. [23]

На прошедшей 19 июня 2001 года в Госдуме конференции по проблемам местного самоуправления председатель Госдумы Геннадий Селезнёв предложил повторно внести в Думу законопроект, согласно которому подоходный налог с физических лиц должен зачисляться строго по их месту жительства. В прошлый раз правительство дало на этот законопроект отрицательное заключение. Но Селезнёв заявил, что с введением ИНН все практические препятствия на пути реализации законопроекта устранены, и Дума вполне могла бы вернуться к повторному рассмотрению.

С 2001 года была снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 % до 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). [24]

29 июня 2001 года Путин подписал указ о меняющий состав и структуру руководства ФСНП. [25]

Обзор изменений в налогообложении с 01 января 2001 года.

С 01.01.2001г. вступил в действие Федеральный закон РФ от 5 августа 2000 года №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». Законом вводится часть вторая НК РФ, состоящая из четырех глав: «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц», «Единый социальный налог (взнос)», а также следующие изменения в налоговую систему России:

С 01.01.2001г. отменяются следующие налоги:

  • Налог на отдельные виды транспортных средств.
  • Налог на реализацию горюче-смазочных материалов.
  • Налог на приобретение автотранспортных средств.
  • Налог с биржевой деятельности.
  • Гербовый сбор.
  • Сбор за пограничное оформление.
  • Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
  • Изменяются ставки по следующим налогам:
  • Налог на пользователей автомобильных дорог – ставка снижается до 1%.
  • Налог на прибыль предприятий и организаций – ставка увеличивается на 5%.

Наиболее существенные изменения, вводимые частью второй НК РФ в систему налогообложения:

  1. Статьей 145 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика для организаций и индивидуальных предпринимателей, если в течение предшествующих трех месяцев их налоговая база (выручка от реализации без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) не превысила 1 млн. рублей. Это положение не распространяется на организации, признаваемые налогоплательщиками акцизов. Освобождение не применяется также в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Лица, претендующие на данное освобождение, должны представить письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа того налогового периода (месяца), начиная с которого они претендуют на освобождение. Освобождение производится на срок, равный двенадцати последовательным налоговым периодам (месяцам). По истечении указанного срока лица, претендующие на продление освобождения, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие, что сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) за истекший период не превысила 4 млн. рублей, они не являлись плательщиками акцизов и импортерами товаров. В случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиками за период, в течение которого они были освобождены от обязанностей налогоплательщика, а также в случае непредставления налогоплательщиком документов, о том, что он не является плательщиком акцизов и не ввозил товары на таможенную территорию РФ, сумма налога за весь период подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени.
  2. Статьей 224 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» предусмотрено три вида ставок этого налога: Общая ставка в размере 13 процентов, специальная ставка в размере 35 процентов, по которой облагаются: выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр; стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров 2000 руб.; страховые выплаты по договорам добровольного страхования жизни в части превышения размеров сумм, внесенных за страхование, увеличенных на ставку рефинансирования ЦБ РФ; процентных доходов по вкладам в банках и суммам экономии на процентах при получении заемных средств в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте, специальная налоговая ставка в размере 30 процентов, по которой облагаются: дивиденды и доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
  3. В соответствии с главой 24 «Единый социальный налог (взнос)», вместо отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения) вводится единый социальный налог (сбор), ставка которого устанавливается в размере не более 35,6%, при этом социальный взнос в Пенсионный фонд в размере 1%, удерживавшийся ранее из заработной платы работников отменяется. Размеры налоговой ставки исчисляются на основании данных о доходе каждого работника предприятий. Налоговая ставка снижается, до 20% в случае превышения доходов работника в календарном году 100000руб., до 10% в случае превышения доходов 300000 руб., до 5% в случае превышения доходов 600000 руб. Право на снижение налоговой стави предоставляется организациям, при условии, что в 2000 году величина налоговой базы в среднем на одного работника превышала 25 000 рублей. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) – 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Общее влияние, вызванное введением в действие части второй НК РФ:

  • Снижение налоговых платежей по налогам, объектом которых является выручка от реализации с 4% до 1%.
  • Возможность получения освобождения от НДС.
  • Снижение налоговых платежей по налогам, объектом которых является начисленные работникам доходы с 38,5% до 35,6%.
  • Увеличение налоговых платежей по налогу на прибыль на 5%.

Данный обзор предоставлен Консалтинговой компанией «Эдвайзер»

Цели и принципы

Формирование налогового законодательства Российской Федерации началось с принятием Закона РФ от 27.12.1991г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельных законов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов и сборов (о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц и другие).

Дальнейшее развитие налогового законодательства проходило как по пути физического возрастания объемов нормативной информации, так и накопления качественно иного материала, требующего принципиального изменения в механизме правового регулирования - проведения масштабной налоговой реформы.

Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов;

основные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

С 1 января 2001 года введены в действие главы части второй Кодекса о налоге на добавленную стоимость (ставки - 0 процентов, 10 процентов и 20 процентов), акцизах, налоге на доходы физических лиц (плоская ставка - 13 процентов) и едином социальном налоге (регрессивные ставки). Одновременно с введением их в действие практически полностью отменены налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, существенно снижено налогообложение фонда оплаты труда.

С 1 января 2001 года отменены: налог на отдельные виды транспортных средств; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств.

С 1 января 2002 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и ресурсных платежей.

Основные изменения законодательства о налогах и сборах, произошедшие в 2003 году, заключаются в следующем.

- налог на пользователей автомобильных дорог, являющийся оборотным налогом;

-налог с владельцев транспортных средств.

Введен транспортный налог, заменяющий налог с владельцев транспортных средств и налог на водно- воздушные транспортные средства, предусмотренный Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц".

В дополнение к ранее предусмотренному специальному налоговому режиму для сельскохозяйственных товаропроизводителей введены в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса).

С 10 июня 2003 года вступила в силу новая глава Налогового кодекса "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

Согласно положениям данной главы организации, перешедшие на данный режим налогообложения, освобождаются от уплаты всех федеральных и региональных налогов и сборов (за исключением налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, платежей за пользование природными ресурсами, включая платежи за загрязнение окружающей среды, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акцизов, за исключением акцизов на подакцизное минеральное сырье), а также от местных налогов и сборов установленных в соответствии с Кодексом.

С 27 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 22.05.2003 г. N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", регламентирующий ведение денежных операций не только с населением, но и между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также устанавливающий сферу применения контрольно-кассовой техники (ККТ). При этом вместо ККТ возможно применение бланков строгой отчетности, утвержденных Минфином России. В текст закона включен перечень организаций, освобожденных от применения ККТ.

Законом также предусмотрено, что через шесть месяцев после вступления его в силу при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

В 2003 году сделан важный шаг в направлении ослабления налогового бремени: принят Федеральный закон от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2004 года:

1) снижена ставка налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов;

2) отменены 20 региональных и местных налогов и сборов, в том числе налог с продаж (региональный налог);

3) введен единый подход к налогообложению газового конденсата - установлена налоговая ставка 17,5 процента при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующих ставок - 340 рублей за 1 тонну газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений и 16,5 процента при добыче газового конденсата из других видов месторождений);

4) установлена специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче горючего природного газа в размере 107 рублей за 1000 кубических метров газа при добыче из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующей налоговой ставки 16,5 процента).

Налоговая ставка при добыче нефти на период до 31 декабря 2006 года установлена в размере 347 рублей за 1 тонну (вместо действовавшей ставки в размере 340 рублей за 1 тонну);

5) отменен акциз на природный газ.

С 1 января 2004 года вступила в силу принятая в 2003 году глава "Налог на имущество организаций".

С 1 января 2004 вступила в силу глава 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях совершенствования порядка налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей подготовлена новая редакция главы 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, которая также вступила в силу с 1 января 2004 года.

Читайте также: