Изменения налогового законодательства в связи с коронавирусом

Опубликовано: 16.05.2024

Нерабочие дни установлены также и с 6 по 8 мая Указом Президента от 28.04.2020 № 294.

Документ

Постановление Правительства России от 02.04.2020 № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (в ред. постановления Правительства РФ от 30.05.2020 № 792), далее – Постановление.

Комментарий

Следуя тезисам обращения Президента РФ, Правительство России разработало налоговые послабления для бизнеса, которые вступили в силу 06.04.2020. Рассмотрим их подробно.

Уплату налогов отсрочили для наиболее пострадавших субъектов малого и среднего бизнеса

Отсрочка по уплате налогов предусмотрена для организаций (предпринимателей), соответствующих одновременно двум условиям (п. 1 Постановления).

  • Они работают в отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса. Их перечень с кодами ОКВЭД Правительство РФ утвердило ранее. Важно, чтобы основной вид деятельности организации был в этом перечне. По мнению ФНС России, определяется это по данным ЕГРЮЛ/ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020.
  • Они включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020.

1. Продление на 6 месяцев срока уплаты налогов за 2019 год:

  • налога на прибыль организаций (28 сентября),
  • налога при УСН (до 30 сентября – для организаций, до 30 октября – для ИП),
  • ЕСХН (до 30 сентября).

2. Уплата НДФЛ за 2019 год за себя предпринимателями переносится на 3 месяца (то есть налог необходимо заплатить не до 15 июля 2020 года, а до 15 октября).

3. Изменение сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (если региональным законодательством не отменена уплата авансовых платежей):

  • за первый квартал 2020 года нужно заплатить не позднее 30 октября 2020 года,
  • за второй квартал 2020 года – не позднее 30 декабря 2020 года.

4. Перенос срока уплаты остальных налогов и авансовых платежей по ним (кроме НДС, налога на профессиональный доход, а также налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента):

  • за март и первый квартал 2020 года – на 6 месяцев,
  • за апрель – июнь, второй квартал и полугодие 2020 года – на 4 месяца.

5. Перенос срока оплаты патента при применении ПСН, если он пришелся на второй квартал 2020 года, на 4 месяца.

6. Продление срока уплаты страховых взносов (включая взносы "на травматизм"). С 24.04.2020 эта льгота распространяется на все субъекты малого и среднего предпринимательства пострадавших отраслей. До этого она касалась только микропредприятий.

  • На 6 месяцев по выплатам физическим лицам за март – май 2020 г. (то есть за март нужно уплатить не позднее 15 октября, за апрель – не позднее 15 ноября, за май – не позднее 15 декабря).
  • На 4 месяца:
    • взносов с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за период с июня по июль 2020 года (то есть за июнь – не позднее 15 ноября, за июль – не позднее 16 декабря),
    • страховых взносов предпринимателей с дохода свыше 300 тыс. рублей (вместо 1 июля – до 2 ноября 2020 года).

Полагаем, что если субъект малого или среднего предпринимательства, занятый в пострадавшей отрасли, не успел заплатить взносы до 15 апреля 2020 года (т.е. с мартовских выплат физлицам), то не должны начисляться пени и применяться меры ответственности, ведь нормы, отменяющие или освобождающие налогоплательщика от ответственности, имеют обратную силу (п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ).

Обратите внимание, что сроки уплаты НДС не переносятся. Кроме того, отсрочка уплаты налогов (сборов, взносов) не влияет на сроки представления отчетности по ним. Эти меры вводятся автоматически, налогоплательщику не нужно подавать дополнительные заявления.

Аналогичные налоговые льготы предусмотрены для социально ориентированных некоммерческих организаций (см. подробнее).

Что касается переноса сроков уплаты налогов и взносов для других плательщиков, напомним следующее. В соответствии c Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ сроки уплаты налогов и сборов, которые истекают в нерабочие дни, объявленные Указами Президента РФ, переносятся на следующий после них рабочий день (см. п. 7 ст. 6.1 НК РФ в новой редакции).

Нерабочие дни установлены Президентом РФ с 30 марта по 30 апреля (см. Указ от 25.03.2020 № 206 и Указ от 02.04.2020 № 239). Казалось бы, это означает, что платить налоги, сроки уплаты которых попали в этот период, необходимо не позднее 6 мая 2020 года.

Однако есть два нюанса.

Первый – новая редакция п. 7 ст. 6.1 НК РФ действует с 1 апреля, а (например) годовой налог на прибыль нужно было заплатить 30 марта. Несмотря на то что согласно п. 3 ст. 5 НК РФ положения этой нормы в новой редакции должны иметь обратную силу, неуплата налога на прибыль за 2019 год 30 марта, скорее всего, вызовет претензии проверяющих.

Второй нюанс касается перечня организаций, для которых период с 30 марта по 30 апреля объявлен нерабочим. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 31.03.2020 № 03-02-07/2/25589, продление сроков по п. 7 ст. 6.1 НК РФ действует только в отношении тех, кто не должен работать. Если же организация включена в список исключений, то есть продолжает работать, она должна заплатить все налоги без учета переноса сроков.

Несмотря на то что п. 7 ст. 6.1 НК РФ такого условия не содержит, возможны претензии со стороны проверяющих (начисление пеней), если организация, которая продолжает работу, не заплатит налоги в установленные сроки.

Одновременно с этим заинтересованное лицо сможет получить отсрочку (рассрочку) по уплате задолженности на более длительный срок, подав заявление в налоговую. Подробнее читайте в статьях: отсрочка для пострадавших налогоплательщиков, отсрочка для арендодателей торговых площадей.

Уплату перенесенных налогов и взносов растянули на год

Перечисленные выше отсроченные суммы налогов (авансовых платежей), страховых взносов не придется платить одновременно. Законодатели предусмотрели их уплату равными долями (1/12 суммы) ежемесячно с месяца, следующего за тем, в котором истекает новый срок уплаты налога, то есть установлена рассрочка для погашения задолженности. Это правило содержится в п. 1 (1) постановления с 24.04.2020.

Рассмотрим на примере. Организация на УСН с учетом переноса должна заплатить налог по УСН до 30 сентября 2020 года в размере 120 000 рублей и до 15 октября взносы по выплатам работникам за март в сумме 60 000 рублей. По новым правилам она может платить ежемесячно в течение 12 месяцев УСН по 10 000 рублей и взносы по 5 000 рублей. Начинать платить налог по УСН следует с октября 2020 года в размере 10 000 рублей, а с ноября к нему добавятся еще и взносы, в итоге ежемесячный платеж с ноября составит 15 000 рублей. Заплатить можно в любой день месяца. Главное, успеть до окончания месяца. Полагаем, что если последний день месяца приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, то срок переносится на следующий за ним рабочий день с учетом п. 7 ст. 6.1 НК РФ.

Переносятся сроки сдачи отчетности

Для всех налогоплательщиков и налоговых агентов продлеваются сроки сдачи следующих отчетов (п. 3 Постановления):

  • на 3 месяца – срок сдачи деклараций (кроме НДС), расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов по НДФЛ (6-НДФЛ), по авансовым платежам, по бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март – май 2020 г.
  • до 15 мая 2020 г. – срок представления деклараций по НДС, журналов учета счетов-фактур и расчетов по страховым взносам за первый квартал 2020 г. Отметим, что речь идет о журнале учета счетов-фактур, который ведут и представляют в налоговую посредники, экспедиторы или заказчики-застройщики, при этом они не являются налогоплательщиками или налоговыми агентами по НДС (п. 5.2 ст. 174 НК РФ)

Это продление не влияет на продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), даже когда уплата налогов зависит от срока подачи отчета.

Освобождение от ответственности

Освобождаются от ответственности по ст. 126 НК РФ лица (налогоплательщики, агенты, плательщики взносов), не представившие налоговому органу документы в срок с 1 марта по 30 июня 2020 года включительно (например, расчет налогового агента или документы по запросу налоговой). Речь идет о тех отчетах, срок подачи которых истекает в этот период (п. 7 постановления).

Страхователи также освобождаются от ответственности за непредставление или несвоевременное представление документов в срок с 1 марта по 30 июня 2020 года включительно, необходимых для контроля за исчислением и уплатой взносов "на травматизм" (ст. 25.31 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Смотрите также

  • Какие организации должны работать с 30 марта по 30 апреля 2020 года
  • Мораторий на налоговые проверки продлили до 1 июля 2020 года
  • Какие отрасли в качестве "наиболее пострадавших от коронавируса" получат поддержку государства?
  • Как сдавать отчетность в Росстат в связи с Указами Президента РФ № 206 и № 239 о нерабочих днях с 30 марта по 30 апреля
  • Бухгалтерскую отчетность большинство организаций должны сдать не позднее 6 мая 2020 года
  • Утверждены формы, рекомендуемые ФНС России для получения рассрочки (отсрочки) по уплате налогов в связи с коронавирусом
  • ФНС России рассказала, как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов
  • Как получить рассрочку (отсрочку) по уплате налоговой задолженности на длительный срок в связи с коронавирусом?
  • Отсрочка (рассрочка) по налогам для арендодателей торговых площадей

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Приняли Федеральный закон от 22.04.2020 № 121-ФЗ.​ Читайте об изменениях

Изменения в налоговое законодательство в связи с коронавирусом

Основные новации вступают в силу с момента опубликования закона и действуют на правоотношения с 1 января 2020 года.

Цель — поддержать субъекты малого и среднего бизнеса, которые включены в реестр и ведут деятельность в наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции отраслях.

  1. Субсидии, полученные из федерального бюджета, не включаются в доходы по налогу на прибыль. А в расходах, в том числе при УСН, не учитываются осуществленные из этих средств расходы на целевые нужды борьбы с инфекцией. НДС принимается к вычету и восстановлению не подлежит.
  2. По налогу на прибыль медицинские изделия не амортизируют, если приобрели в связи с борьбой с коронавирусной инфекцией. Такие затраты можно включить в прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
  3. В расходы по налогу на прибыль включают затраты на выполнение санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц. А именно: затраты на дезинфекцию помещений, приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты. Эти расходы можно учесть при УСН и ЕСХН.

В прочие расходы по налогу на прибыль включают затраты:

  • на медицинские изделия для диагностики (лечения) по перечню Правительства РФ;
  • на сооружение, изготовление, доставку и доведение таких медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования.
  1. Больше налогоплательщиков смогут уплачивать поквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль. С 1 января 2020 года увеличена максимальная сумма доходов, при которой организация вправе уплачивать авансовые платежи ежеквартально: с 15 млн руб. до 25 млн руб. Налогоплательщики начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Для этого нужно уведомить свою ИФНС не позднее 20-го числа последнего месяца отчетного периода, с которого перешли на платежи из фактической прибыли.
  2. Не облагаются НДФЛ выплаты из федерального бюджета медперсоналу, которые помогают гражданам, больным коронавирусной инфекцией.
  3. Другие изменения.

Комментарий: ввели серьезные привилегии в части уплаты авансовых платежей, которые действуют до конца 2020 года. Внесите изменения в учетную политику, если меняете режим уплаты авансовых платежей. Организациям, которых касаются принятые новации, надо скорректировать свои показатели по доходам и расходам по налогу на прибыль (УСН, ЕСХН) за I квартал 2020 года.

Расчет РСВ: новые коды для пониженных тарифов

Письмо ФНС России от 07.04.2020 № БС-4-11/5850@

Новация: работодатели — субъекты малого и среднего бизнеса получили право с 1 апреля 2020 года начислять страховые взносы на ОПС, ОМС, ВНИМ по пониженным тарифам. Мы рассказывали об этом в дайджесте по налогам № 21 «Начинаем апрель с новых законов». Но было не ясно, как отражать эту привилегию в расчете по страховым взносам, а делать это придется уже в отчетности за полугодие.

Решение: до внесения изменений в Приложение № 5 к Порядку заполнения расчета по страховым взносам, ФНС РФ предлагает временные меры по заполнению РСВ за полугодие:

  • код тарифа «20» указывается в поле 001 «Код тарифа плательщика» Приложения 1 к разд. 1 и в Приложении 2 к разд. 1.

Также ввели новые коды застрахованных лиц для страхователей — субъектов малого и среднего бизнеса. Их надо учесть при заполнении РСВ за полугодие с выплат, превышающих МРОТ, пока не внесут изменения в Приложение 7 к Порядку заполнения расчета по страховым взносам. В подразделе 3.2.1 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лиц» указывают коды:

  • МС — для выплат гражданам РФ;
  • ВЖМС — для выплат временно проживающим иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, которым предоставлено временное убежище;
  • ВПМС — для выплат временно пребывающим иностранным гражданам и лицам без гражданства (кроме ВКС).

Важно: срок сдачи отчетности за полугодие — 30.07.2020, и этот срок не перенесен. Остались прежними тарифы взносов на травматизм.

Комментарий: осталось дождаться новых контрольных соотношений.

Счет-фактура от упрощенца — право на вычет по НДС на ОСНО

Письмо ФНС от 28.01.2020 № КЧ-4-18/1198

Старый спор: упрощенец-продавец выставил счет-фактуру с выделенной суммой НДС. Есть ли право на вычет у лица, применяющего ОСНО? Мнение контролирующих органов было как «качели»:

  • Минфин и ФНС были против такого вычета (Письмо ФНС от 28.01.2020 № КЧ-4-18/1198, Письма Минфина России от 05.10.2015 № 03-07-11/56700, от 16.05.2011 № 03-07-11/126). В результате налоговая снимала вычеты, доначисляла налог и пени.
  • В некоторых разъяснениях вычет считали правомерным (Письма Минфина России от 02.11.2017 № 03-07-07/72269, от 19.05.2016 № 03-07-14/28647).

Казалось бы, точку в этом вопросе поставил КС РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 № 41-П, от 03.06.2014 № 17-П, Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 № 1332-О-О). Но не совсем.

Очередное решение проблемы: упрощенец-продавец вправе продавать товар, работы, услуги без выставления счета-фактуры. При этом продажная цена не будет включать НДС. Однако у упрощенца есть альтернатива: выставить счет-фактуру с выделенной суммой НДС. Тогда цена включает НДС, а у упрощенца появляется обязанность перечислить НДС в бюджет и представить декларацию по НДС в электронном виде. Сделать это надо не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором были такие операции.

ФНС РФ, основываясь на постановлениях КС РФ, согласилась с тем, что покупатели на ОСНО могут принять сумму входящего НДС, которая указана в выставленном упрощенцем-продавцом счете-фактуре, к вычету.

Похоже, что налоговая служба наконец-то смирилась с неизбежным: вычету при ОСНО быть, если продавец применяет УСН и выставил по всем правилам счет-фактуру с выделенным НДС. Мало того, Постановление КС РФ № 41-П разослано во все инспекции и подлежит применению.

Комментарий: полагаем, такое мудрое решение налоговой службы поможет более активному взаимодействию упрощенцев и лиц, применяющих ОСНО. При этом у первых расширится круг деловых контактов, а вторые смогут принять сумму входящего НДС к вычету без опасений доначислений и судебных тяжб.

Возвращаясь к коронавирусу: проверьте, есть ли право на отсрочку по налогам

Налогоплательщики могут проверить на сайте ФНС РФ, вправе ли они претендовать на отсрочку по налогам из-за чрезвычайной экономической ситуации, в которую они попали из-за коронавируса. Для этого достаточно знать свои ИНН или ОГРН. Можно ознакомиться с порядком дальнейших действий в случае, если отсрочка возможна.

В свете происходящих прямо сейчас событий важно успевать следить за налоговыми изменениями и мерами поддержки бизнеса, предпринимаемыми со стороны государства. Мы постарались собрать в нашем алерте ключевые предложения и новости по данной теме.

В тексте вы найдете ссылки на важнейшие на сегодня официальные документы (включая принятый сегодня законопроект о поправках в налоговый кодекс), а также их краткий анализ.

Надеемся, что наш алерт будет полезен в вашей работе! Желаем вам здоровья, спокойствия и экономической устойчивости!


СУТЬ СОБЫТИЯ

В свете складывающейся прямо сейчас сложной экономической ситуации государством предпринимаются беспрецедентные оперативные меры реагирования, прежде всего, в налоговой сфере.

Ряд принципиальных налоговых предложений был озвучен Президентом Российской Федерации 25 марта 2020 года в обращении к гражданам России; во исполнение этих предложений уже предпринят ряд мер. В том числе 31 марта в третьем чтении приняты экстренные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (законопроект № 862653-7);

Правительством Российской Федерации разработан проект Постановления с основными антикризисными мерами, принятие которого ожидается сразу после предоставления Правительству соответствующих полномочий законодателем. ФНС и Минфином России также предложен ряд разъяснений, касающихся налогового администрирования.

Обзор наиболее важных предложений и поправок предлагаем вашему вниманию далее.

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Ключевым предложением в данной сфере, прозвучавшим в речи Президента Российской Федерации, стала идея изменить международные налоговые соглашения России таким образом, чтобы перечисление дивидендов за рубеж облагалось в России по общеустановленной ставке 15% несмотря на льготные положения таких соглашений. В выступлении Президента было обозначено, что отказ договаривающихся государств от внесения таких изменений может повлечь за собой денонсацию Россией этих соглашений.

Минфину России на следующий день было поручено в месячный срок разработать предложения по указанному вопросу. Достоверно известно, что изменения не вступят в силу немедленно и точно не будут применяться к доходам, выплачиваемым в 2020 году.

В то же время, по сообщению Минфина России, изменения коснутся не только дивидендных выплат, но и процентов по долговым обязательствам. Кроме того, налогоплательщикам не стоит забывать об усилившемся в последние годы тренде на переквалификацию многих внутрихолдинговых трансграничных выплат в дивиденды, что не может не оказать влияние на уровень рисков в связи с подобными платежами (см., например, TaxAlert № 110).

Дополнительно следует отметить, что, по заверениям Минфина России, указанные изменения коснутся не всех соглашений об избежании двойного налогообложения, а «только так называемых транзитных юрисдикций», «в первую очередь, к Кипру и ряду других аналогичных юрисдикций».

По информации Минфина России, «указанные изменения не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками».

На сегодня неизвестно точно, каким образом будут осуществлены такие изменения – путем ли непосредственных изменений к действующим соглашениям через подписание дополнительных протоколов, либо через использование жесткого варианта ограничения льгот (LOB) в Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI), которая была ранее ратифицирована и предполагается к вступлению в силу для России с 2021 года.

ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

Упомянутым законопроектом № 862653-7 Правительство Российской Федерации наделяется специальными полномочиями по принятию налоговых нормативных актов на период с 01 января по 31 декабря 2020 года (включительно) в области:

  • сроков проведения мероприятий налогового контроля;
  • сроков уплаты налогов, сборов, взносов, направления требований об уплате;
  • сроков предоставления налоговой, бухгалтерской отчетности и иных документов, ответственности за их непредоставление;
  • сроков, порядка, условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов
  • особенностей применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств.

Схожие полномочия в отношении сроков уплаты местных и региональных налогов даны главам субъектов Российской Федерации. При этом если такие сроки меняются не для всех налогоплательщиков, то при выделении «льготных» категорий должны учитываться основные виды экономической деятельности по состоянию на 01.01.2020, а также некие неконкретизированные в законе данные из реестров ФНС России, налоговой и бухгалтерской отчетности.

Законопроектом прямо предусмотрено правило разрешения возможных коллизий в связи с указанными полномочиями: акты Правительства в соответствующих вопросах будут иметь приоритет перед нормами Кодекса. Поэтому до конца текущего года при применении перечисленных налоговых правил следует сверяться с актами Правительства России и субъектов федерации. Соответствующими оговорками дополнены и статьи НК РФ о сроках исполнения налоговых обязанностей (57, 61, 62, 64, 70).

Перечисленные выше полномочия Правительства Российской Федерации внесены и в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

НЕРАБОЧИЕ ДНИ И НАЛОГОВЫЕ СРОКИ

С учетом того, что Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 с 30 марта по 03 апреля 2020 года были установлены «нерабочие дни», не являющиеся «нерабочими праздничными» или «выходными» днями, о которых идет речь в статье 6.1 НК РФ, возник вопрос о том, признаются ли эти дни рабочими по смыслу НК РФ.

К сожалению с некоторым запозданием, но указанная проблема получила решение в налоговых целях – пункты 6 и 7 статьи 6.1 НК РФ дополнены ссылкой на то, что введенные Указом Президента «нерабочие» дни не признаются рабочими, как и обычные выходные. Следовательно, сроки, истекающие в указанные дни, должны быть перенесены на первый следующий рабочий день – на дату настоящего алерта таковым должно признаваться 06 апреля. Исполнение налоговых обязанностей до этой даты возможно, но не является обязательным. Следует отметить, что ранее Минфин России официальным толкованием позволил перенести и сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности на 06 апреля 2020 года.

Президентом в числе налоговых мер было предложено ввести налогообложение по ставке 13% процентных доходов по банковским вкладам или инвестициям в долговые ценные бумаги, если сума вклада составляет свыше 1 миллиона рублей. В тексте законопроекта реализация этой идеи и не только выглядит несколько иначе, представляя собой фактическое введение прогрессивного налогообложения для физических лиц.

Применительно к банковским вкладам новой редакцией статьи 214.2 НК РФ с 2021 года предложено учитывать в составе доходов сумму процентов по всем вкладам в российских банках, превышающую расчетную величину «вычета». Последняя определяется как 1 млн.руб., умноженный на ключевую ставку ЦБ РФ, установленную на первое число налогового периода. При этом правило о налоговой ставке 35% по вкладам с высокой процентной ставкой отменяется.

Таким образом, ограничение суммы вклада 1 млн. руб. фактически не применяется – если ставка по вкладу окажется выше ключевой ставки, под налогообложение будут попадать и вклады менее 1 млн. руб. Кроме того, предлагается учитывать не каждый вклад в отдельности, а все вклады физического лица в сумме.

Под это правило не будут подпадать процентные доходы по счетам эскроу, а также по счетам, процентная ставка по которым не превышает 1 процента годовых.

По вкладам в иностранной валюте будут действовать те же правила исходя из валютного курса ЦБ РФ на дату получения процентного дохода.

Информация о вкладах будет направляться банками в налоговый орган не позднее 01 февраля года, следующего за налоговым периодом. Исчисление и уплата налога налоговым агентом в данном случае производиться не будет. Напротив, налогоплательщики будут уплачивать НДФЛ самостоятельно на основании налогового уведомления от инспекции до 01 декабря года, следующего за окончанием налогового периода.

Важным нововведением для физических лиц представляется отмена освобождения от налогообложения процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления. Кроме того, отменено освобождение от налогообложения доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года.

Точно так же отменено освобождение от обложения НДФЛ дохода в виде дисконта, получаемого при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года.

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Значимые послабления тем же законопроектом вводятся применительно к страховым взносам для субъектов малого или среднего предпринимательства (МСП). Критерии отнесения бизнеса к таковым установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Среди прочих требований (к составу участников хозяйственных обществ и видам их деятельности) ключевыми являются критерии по среднесписочной численности (как правило, не выше 250 человек) и по годовому доходу (для средних предприятий – до 2 млрд. руб.). При этом закон требует внесения субъектов МСП в соответствующий реестр на начало года, ведение которого осуществляет налоговый орган в автоматическом режиме.

Применительно к субъектам МСП для ежемесячных выплат в пользу сотрудников свыше установленного на начало года размера МРОТ установлены специальные ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10% (в пределах МРОТ указанная ставка составляет 22%).

Тем самым ставки взносов для субъектов МСП при выплатах выше МРОТ, но в до достижения предельной величины базы для исчисления взносов будут аналогичны тем, что применяются сегодня к базе свыше этой предельной величины: 10% на пенсионное обеспечение, 5% - на обязательное медицинское страхование, 0% на обязательное социальной страхование на случай временной нетрудоспособности. Социальное страхование от несчастных случаев изменениями не охватывается.

Новые ставки взносов применяются с 01.04.2020 до конца расчетного периода 2020 года. Однако эти же правила будут действовать и с 2021 года.

ПРЕФЕРЕНЦИИ СУБЪЕКТАМ МСП В ЧАСТИ СРОКОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Указанным выше проектом Постановления Правительства Российской Федерации, которое ожидается к принятию в ближайшие дни, предложен ряд мер и послаблений для субъектов МСП применительно к срокам исполнения ими налоговых обязанностей. Важно, что указанные меры распространяются не на всех, а только на субъектов МСП, включенных в реестр по состоянию на 01.03.2020 и «ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим, в том числе в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации».

На сегодня определен перечень из 22 наиболее пострадавших отраслей, на которые будут распространены указанные меры поддержки. Среди них: перевозки, деятельность в сфере культуры и организации мероприятий, туризм, гостиничный бизнес, общественное питание, бытовые услуги населению, дополнительное образование. Впрочем, указанный перечень наверняка будет еще корректироваться и расширяться.

Среди мер поддержки для попавших в перечень субъектов МСП (организаций и ИП):

  • отсрочка на шесть месяцев по уплате налога на прибыль, единого налога при ЕСХН и УСН;
  • отсрочка на шесть месяцев по уплате авансовых платежей по всем налогам (кроме НДС) за 1 квартал, на 4 месяца – для авансовых платежей за 2 квартал 2020 года;
  • для субъектов МСП, признаваемых микропредприятиями (численность до 15 человек и выручка до 120 млн. руб. в год), отсрочка на полгода по уплате страховых взносов (4 месяца – по взносам, начисленным на вознаграждения физическим лицам за июнь и июль 2020 года).

Примечательно, что одновременно ФНС России соответствующим Письмом приостановила мероприятия, направленные на принудительное взыскание задолженности с субъектов МСП, а также организаций, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей. Первоначально указанный срок действия данных мер (01.05.2020) в настоящее время отсутствует.

ИНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

В числе прочего названным проектом Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрены следующие важные для налогообложения меры:

  • приостановление до 01.06.2020 вынесения решений о назначении выездных налоговых проверок и проверок в области контроля за ТЦО, а также приостановление до указанной даты проведение начатых проверок;
  • приостановление до 01.06.2020 течения сроков, предусмотренных НК РФ, в отношении указанных проверок, а также процедур, предусмотренных статьями 100, 101, 101.4 НК РФ (иными словами, на период «моратория» будут продлены все процедурные сроки проведения проверок и рассмотрения их материалов с вынесением решений по их итогам);
  • приостановление до 01.06.2020 проверок в области валютного контроля, если до указанной даты не истекают сроки давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения;
  • продление на три месяца срока предоставления налоговой отчетности (кроме деклараций по НДС), срок предоставления которой приходится на март-май 2020 года, а также приостановление до 01.06.2020 вынесения решений о приостановлении операций по счетам в связи с непредоставлением деклараций или ненаправлением квитанций о приеме документов по ТКС;
  • продление на 20 рабочих дней сроков предоставления информации (документов) по требованиям налоговых органов, если срок их предоставления приходится на март-май 2020 года; освобождение от ответственности по статье 126 НК РФ за непредоставление документов в этот период;
  • продление на три месяца срока подачи заявлений о переходе на налоговый мониторинг с 2021 года;
  • увеличение на 6 месяцев предельных сроков направления требования об уплате и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов

Следует отметить, что часть этих мер в части приостановления проверок (в области законодательства о налогообложении, о ККТ и о валютном регулировании) до 01.05.2020 и обеспечения именно дистанционного взаимодействия с налогоплательщиками была уже реализована Приказом ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@. В числе прочего Приказом предложено обеспечить проведение процедур рассмотрения материалов налоговых проверок с использованием систем ТКС. Однако, если будут реализованы предложенные Правительством меры, вероятно, потребность в таких действиях отпадет ввиду продления всех процедурных сроков.

Кроме того, Правительством предлагаются к утверждению новые правила предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, при которых предлагается не начислять пени за период с марта по май 2020 года по налогам, сроки уплаты которых наступили в 2020 году.

Указанные правила будут действовать для налогоплательщиков («заинтересованных лиц»), ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики по упомянутому выше перечню, который, однако, здесь уже охватывает не только субъектов МСП. Отдельно Правительством для применения этих правил определен перечень стратегических, системообразующих либо градообразующих организаций, ведущих деятельность в отраслях российской экономики по соответствующим распоряжениям (Правилами предусмотрены особенности рассрочки и отсрочки для этих компаний).

Ключевые условия для предоставления отсрочки или рассрочки (достаточно одного):

  • снижение доходов более чем на 10% (год к году);
  • снижение более чем на 10% доходов от реализации по операциям, облагаемым по ставке НДС 0%;
  • получение убытка в отчетных периодах 2020 года при условии, что в 2019 году убыток отсутствовал;

Для субъектов МСП, применяющих налоговые спецрежимы, отсрочка может быть предоставлена автоматически, без заявления и вынесения специального решения, по налогам, срок уплаты которых наступит после вступления правил в силу.

При обращении за рассрочкой (отсрочкой) сокращен перечень прилагаемых к заявлению документов, а предоставление банковской гарантии требуется при предоставлении отсрочки или рассрочки на срок свыше 6 месяцев (альтернатива в виде залога недвижимости или поручительства сохраняется). За нарушение условий отсрочки предусмотрены пени в размере 1/100 ставки рефинансирования.

Отсрочка по уплате составляет от 3 до 12 месяцев в зависимости от показателей компании. Например, для организаций, не относящихся к стратегическим, системообразующим, градообразующим, отсрочка на 6 месяцев может быть предоставлена при условии снижения выручки более чем на 20%.

Максимальный период рассрочки составляет от 3 до 5 лет в зависимости от снижения показателей организации и ее статуса. В частности, для крупнейших налогоплательщиков при снижении выручки свыше 50% рассрочка в виде ежемесячных платежей предоставляется по графику на срок до 5 лет.

Специалисты Taxology готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков и возможностей, связанных с изменениями налогового законодательства и его разъяснений/ Оставьте свою заявку:

В период пандемии коронавируса государством осуществлялась различного рода финансовая поддержка: субсидии бизнесу, пособия, "льготные" кредиты и вообще кредитные каникулы. Это не могло не отразиться на налоговом законодательстве. Как нынче платить налоги — узнайте из еженедельной подборке статей.

Что изменилось в бухгалтерском и налоговом законодательстве с 1 июня 2020 года?

Июнь 2020 года не самый богатый месяц на изменения законодательства в налоговом и бухгалтерском учете. Всего несколько изменений вступают в силу с 1 июня 2020 года.


КАК КОРОНАВИРУС ДОБАВИЛ РАБОТЫ БУХГАЛТЕРАМ

Самое полное издание по ведению бухгалтерии во время эпидемии коронавируса. Аналогов изданию нет. Издание в формате PDF бесплатно получают все пользователи бератора. Узнайте больше

Какие налоги спишут за II квартал 2020 года? Смотрите таблицу!

Субъектам МСП, работающим в отраслях, наиболее пострадавших из-за коронавируса, и социально ориентированным НКО не придется платить налоги, за исключением НДС, и страховые взносы за II квартал 2020 года, за исключением взносов на травматизм. Закон об изменениях в Налоговый кодекс Госдума приняла в третьем чтении 22 мая. Ждем официального опубликования закона, когда он вступит в силу.

Налоговые проверки после пандемии: хоррор как предчувствие

Бизнес ждет выхода из режима самоизоляции, а с ним и новых налоговых проверок. Пока все сидели по домам, ФНС не прекращала работу. Разберемся, какие перемены будут в налоговых проверках во втором полугодии и к чему готовиться бизнесменам. Но уже сейчас ясно: расслабляться не стоит, а за любые льготы придется платить.

3 ситуации с НДФЛ при тестировании на коронавирус

Тестирование на коронавирус сейчас стало очень востребованной платной процедурой. Проводят ее фирмы, которых обязали это делать. Некоторые компании проводят тестирование сотрудников, чтобы обеспечить им безопасные условия труда. Некоторые компенсируют работникам стоимость анализов, которые те прошли по своей инициативе. Ну а бухгалтеру приходится во всех этих ситуациях решать вопрос с расходами и НДФЛ. Поможем разобраться.

ЕНВД: кто поможет не переплачивать налог?

Несмотря на предстоящую отмену ЕНВД, многие, находясь в сложной финансовой ситуации и пытаясь выжить, пытаются еще хоть ненадолго получить возможность платить поменьше налогов и переходят на вмененку. Только вот воспользоваться преимуществами этого спецрежима в полной мере получается не всегда. На чью помощь можно рассчитывать?

Как уменьшить УСН-налог на сумму страховых взносов?

Упрощенная система налогообложения (УСН) – специальный налоговый режим, удобный для малого бизнеса. Заострим внимание на уменьшении налога при УСН на сумму страховых взносов.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Федеральный закон № 102-ФЗ от 1 апреля 2020 года (далее – «Закон») вводит ряд дополнительных мер налоговой поддержки для налогоплательщиков, действующих в наиболее пострадавших секторах экономики. Закон также делегирует российскому правительству определенные законодательные полномочия в сфере налогообложения.

В соответствии с Законом, 2 апреля 2020 года российское правительство приняло план устойчивого экономического развития, уточняя и расширяя меры налоговой поддержки, объявленные ранее президентом России.

Также Закон вводит новый режим налогообложения доходов физических лиц в виде процентов по банковским депозитам. Эта налоговая мера была объявлена президентом России в целях пополнения российского бюджета для финансирования иных мер налоговой и социальной поддержки.

Налоговые меры, направленные на поддержку бизнеса

Налоговые меры, установленные Законом

Расширение полномочий государственных исполнительных органов

До конца 2020 года российское правительство уполномочено издавать правовые акты в области налогового законодательства, в частности по следующим вопросам:

  • приостановление, отмена или отсрочка мер налогового контроля (включая меры в области трансфертного ценообразования);
  • продление сроков предоставления налоговой отчетности и уплаты налогов; и
  • введение оснований и процедур получения дополнительных мер налоговой поддержки.

Эти поправки позволяют российскому правительству оперативно реагировать на быстро меняющуюся налоговую конъюнктуру и незамедлительно вводить временные налоговые меры.

Согласно Закону, если положения Налогового кодекса и правительственных актов, принятых в соответствии с Законом, противоречат друг другу, до конца 2020 года положения правительственных актов будут превалировать.

Аналогичные полномочия предоставляются региональным государственным органам в отношении вопросов налогообложения, регулируемых региональным законодательством.

Введение пониженных социальных взносов для малого и среднего бизнеса

Уже с 1 апреля 2020 года МСП могут применять пониженные ставки социальных взносов. Совокупная ставка социальных взносов для МСП составит 15 % (вместо обычных 30 %) и должна применяться ко всем зарплатным выплатам, превышающим минимальный размер оплаты труда.

Нерабочие дни приравнены к выходным и праздничным дням в налоговых целях

Закон уточняет, что введенные в России нерабочие дни приравниваются к официальным выходным и праздничным дням, что приводит к переносу сроков предоставления отчетности и уплаты налогов, как указано в нашем предыдущем информационном обзоре.

В свою очередь, на основании вновь полученных полномочий российское правительство дополнительно продлило сроки предоставления налоговой отчетности и уплаты налогов, как более подробно указано далее.

Налоговые меры, принятые Правительством РФ для обеспечения устойчивого экономического развития

2 апреля 2020 года российское правительство приняло Постановление № 409* (далее – «Постановление»), которым вводится пакет дополнительных налоговых мер для обеспечения устойчивого экономического развития в России.

Меры, предусмотренные Постановлением, в основном направлены на поддержку МСП и компаний, действующих в наиболее пострадавших отраслях экономики. Однако отдельные меры относятся ко всем налогоплательщикам.

Продление сроков предоставления отчетности

Все российские налогоплательщики смогут воспользоваться следующими отсрочками по предоставлению налоговой отчетности в России:

  • Сроки предоставления налоговой отчетности по большинству налогов, приходящиеся на второй квартал 2020 года, продлены на три месяца (за исключением отчетности по НДС и социальным взносам).
  • Это будет означать, например, что срок предоставления годовой декларации по налогу на прибыль организаций переносится с конца марта на конец июня 2020 года.
  • Крайний срок предоставления налоговых деклараций по НДС за первый квартал 2020 года истекает 15 мая 2020 года, а не 27 апреля 2020 года (аналогично для расчетов по социальным взносам, которые обычно представляются к концу апреля).

В то же время перенос сроков налоговой отчетности не влечет автоматически переноса сроков налоговых платежей (кроме особых случаев, перечисленных ниже). То есть в некоторых случаях, согласно новым правилам, крайний срок уплаты налогов может наступить раньше срока предоставления отчетности по тому же налогу.

Приостановка налоговых проверок

Согласно Постановлению вынесение решений о назначении новых выездных налоговых проверок и проведение текущих выездных налоговых проверок приостанавливается до 1 июня 2020 года. Аналогичные меры применяются к проверкам в областях трансфертного ценообразования и валютного контроля.

Налогоплательщики также смогут воспользоваться продлением сроков представления документов и информации по запросам налоговых органов. Штрафы за несвоевременное предоставление налоговой отчетности или другой информации и документов в налоговые органы за этот период не начисляются.

Отсрочка по уплате налоговых платежей для МСП

МСП, действующие в наиболее пострадавших сферах экономики, воспользуются отсрочками по уплате налогов и социальных взносов в 2020 году (за исключением НДС и налогов, удерживаемых в качестве налогового агента) на срок от трех до шести месяцев, в зависимости от вида налога.

Возможность запросить дополнительные меры налоговой поддержки

Постановление позволяет налогоплательщикам (в том числе, не признаваемым МСП), действующим в наиболее пострадавших секторах российской экономики, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим предприятиям, запрашивать дополнительные отсрочки по уплате налогов и устанавливает правила предоставления таких отсрочек.

Основания для обращения за налоговой отсрочкой связаны прежде всего с уменьшением доходов налогоплательщика в России.

Налогоплательщики должны подать заявление об отсрочке по уплате налогов в региональные налоговые органы вместе с графиком погашения задолженности до 1 декабря 2020 года.

Период предоставления налоговых отсрочек (начиная от трех месяцев) и дополнительные требования, применимые в каждом конкретном случае, будут согласовываться налогоплательщиком и компетентными региональными властями.

Разъяснения налоговых органов

Кроме того, Федеральная налоговая служба запустила специальный онлайн сервис, позволяющий налогоплательщикам проверить, какие меры налоговой поддержки к ним применимы на основании их индивидуального номера налогоплательщика (ИНН).

Комментарии

Описанные меры налоговой поддержки в первую очередь применяются к МСП и иным компаниям, действующим в наиболее пострадавших отраслях российской экономики. Эти компании столкнулись с резким сокращением доходов из-за приостановки или существенного сокращения объема деятельности, в том числе ввиду действия различных ограничений, введенных для борьбы с распространением COVID-19 в России.

При этом государственные органы учитывают, что и иные компании могут испытывать затруднения со своевременным исполнением обязательств по сдаче налоговой отчетности, в частности из-за продления нерабочих дней в России и технических особенностей режима удаленной работы. Соответственно, сроки налоговой отчетности были продлены, чтобы налогоплательщикам не пришлось возвращать сотрудников бухгалтерских служб на свои рабочие места.

В то же время, учитывая, что сроки уплаты налогов сдвигаются не для всех налогоплательщиков, на практике российские компании могут по-прежнему столкнуться с необходимостью рассчитать свои налоговые обязательства и уплатить налог до крайнего срока сдачи налоговой отчетности.

Кроме того, введенные меры не в полной мере могут нейтрализовать расходы, понесенные на уплату налогов, не связанных напрямую с доходами компании (например, социальные взносы и налог на имущество) или рассчитываемых на основе финансовых результатов за предыдущий год.

Как уже сообщалось ранее, отечественный бизнес обратился к российским властям с призывом расширить меры налоговой поддержки, дальнейшие переговоры в данной сфере продолжаются.

Налогообложение доходов в виде процентов по банковским вкладам физических лиц

Новые правила

Закон вводит налогообложение доходов физических лиц в виде процентов по банковским вкладам в российских банках, номинированным в рублях или в иностранной валюте.

Этот же Закон отменяет ранее применявшееся освобождение от уплаты налогов для процентных доходов, полученных физическими лицами от определенных видов долговых ценных бумаг.

Расчет налога

Налоговая база, в соответствии с новыми правилами, будет определяться как положительная разница между процентным доходом, фактически полученным налогоплательщиком, и произведением одного миллиона рублей (необлагаемого минимума, объявленного президентом России) и действующей ключевой ставки, определяемой Банком России (на данный момент действующая ключевая ставка составляет 6 %).

Доход в виде процентов в иностранной валюте конвертируется в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату фактического получения доходов в виде процентов.

Сумма налога к уплате определяется с применением налоговой ставки 13 %, независимо от налогового резидентства получателя дохода. По общим правилам доход, полученный нерезидентами в России, облагается по повышенной ставке 30 % с учетом определенных исключений.

Министерство финансов России уже выпустило дополнительные разъяснения по применению новых правил налогообложения, включая арифметический пример расчета налоговой базы, доступные на официальном сайте.

Администрирование и уплата налога

Банки, выплачивающие проценты физическим лицам, не будут действовать в качестве налоговых агентов. Таким образом, обязательства по уплате налогов напрямую возлагаются на налогоплательщиков – физических лиц.

Уплата налога будет производиться на основании уведомления, направляемого налоговыми органами, не позднее 1 декабря года, следующего за годом, когда доход был получен налогоплательщиком. То есть уплата налога за 2021 год должна быть произведена не позднее 1 декабря 2022 года.

Освобождения

В соответствии с новыми правилами, доходы, получаемые со счетов эскроу, а также с банковских депозитов в рублях с годовой ставкой менее 1 %, освобождаются от налогообложения.

Обмен информацией и дополнительные обязательства российских банков

Российские банки будут обязаны предоставлять российским налоговым органам информацию о доходах в виде процентов, выплачиваемых каждому физическому лицу в соответствующем календарном году. Такая информация должна быть предоставлена до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по установленной форме, которая будет дополнительно утверждена российскими налоговыми органами.

Если у вас возникли вопросы в связи с настоящим информационным бюллетенем, просим вас связаться с экспертами CMS Russia Домиником Тиссо, Марией Кабановой или с вашим постоянным контактным лицом в CMS Russia.

Авторы


Доминик Тиссо
Партнер
Глава практики налогообложения
E dominique.tissot@cmslegal.ru

Мария Кабанова
Старший юрист
Практика налогообложения
E maria.kabanova@cmslegal.ru

Международная команда CMS создала специальный портал для отслеживания изменений, связанных с COVID-19. На этом портале вы найдете актуальные материалы по теме, подготовленные юристами CMS Russia и экспертами из других офисов CMS. Информация на портале регулярно обновляется.

Читайте также: