Изменение системы налогообложения относится к факторам

Опубликовано: 03.05.2024

1.2 Принципы налогообложения

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Библиографическая ссылка на статью:
Мотовилова А.И. Факторы, влияющие на размер налоговой нагрузки предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/87125 (дата обращения: 23.04.2021).

Один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы – это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. Вопросы определения сущности, содержания налоговой нагрузки приобретают особую актуальность в периоды реформирования налогообложения [1, с.76]. Но, в большей части, целесообразнее является анализ и научные исследования в вопросе факторов, который влияют на тот самый размер налоговой нагрузки предприятий.

Налоговая нагрузка – это отношение суммы налогов и сборов, начисленной за календарный год, за исключением сумм акцизов, налога на добавленную стоимость и взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации к выручке от продажи продукции и товаров, а также поступлениям, связанным с выполнением работ и оказанием услуг, размер которых определяется в соответствии с правилами бухгалтерского учета за календарный год [2].

На сегодняшний день известны следующие основные факторы, влияющие на размер налоговой нагрузки предприятия в России [3; 4]:

- объем производства готовой продукции на предприятие;

- специфика выпускаемой продукции, что влияет на размер НДС и уплату акцизов;

- используемая система налогообложения, что зависит от той же специфики бизнеса и формы организации предприятия;

- изменение величины налоговых баз;

- фонд оплаты труда;

- планирование налоговых платежей с целью их оптимизации;

- изменения в законодательной базе налоговой политики и системы Российской Федерации и ее регионов.

Кудрявцева Н.Н. и Гребенюк Н.Н. в своей научной работе, сделали классификацию следующих внешних факторов, которые имеют прямое или не прямое влияние на величину налоговой нагрузки [1, с.80]:

- законодательные (юридические и правовые) факторы;

Определить из них наиболее важные изначально затруднительно. Анализируя текущую ситуацию в экономике России, необходимо отметить, что отечественный бизнес адаптировался к тем условиям внешней конъюнктуры, которые произошли в связи с кризисом рынка нефти и введением экономических/политических санкций весною 2014 года. Если говорить о внутренней рыночной конъюнктуре, то наблюдаются следующие положительные тенденции:

- замедляется рост инфляции;

- растет уровень личных доходов населения страны;

- смягчаются условия денежно-кредитного рынка и монетарной политики Банка России.

Но в ближайший год-два могут произойти кардинальные изменения при формировании политических и социальных факторов. Причиной тому является недавний процесс президентских выборов РФ, где поддержку получила текущая власть. Но уже за короткий промежуток времени были предложены изменения в пенсионной политике России с целью увеличения возраста, при котором люди будут выходить на пенсионное обеспечение со стороны государства. Таким образом, могут измениться налоговые нагрузки предприятия в определенную сторону, ведь эти пенсионные накопления падут на плечи бизнес-субъектов.

Таким образом, на сегодняшний день именно внешние факторы имеют максимальное влияние на размер и величину текущей налоговой нагрузки предприятия. Это говорит нам о том, что со стороны коммерческих организаций, они имеют ограниченные инструменты, которые могут способствовать им в процессе налоговой оптимизации.

Библиографический список

  1. Кудрявцева Н.Н., Гребенюк Н.Н. Сущность и содержание налоговой нагрузки //Конкурентоспособность. Инновации. Финансы. – 2012. – №1(7). – С.76-82.
  2. Циндяйкина М.В., Макарова Л.М. Оценка влияния налоговой нагрузки на деятельность промышленного предприятия // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С.288-298.
  3. Понятие и факторы, влияющие на величину налоговой нагрузки. URL: https://studexpo.ru/234204/dengi_finansy_kredit/ponyatie_faktory_vliyayuschie_velichinu_nalogovoy_nagruzki (дата обращения 22.06.2018).
  4. Зарипова Н.Д. Налоговая нагрузка и ее воздействие на хозяйственную активность организаций // Статистика и экономика. – 2014. – №1.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Компании и ИП не всегда работают на одном налоговом режиме долгие годы, иногда его приходится менять. В статье расскажем, какие бывают причины для смены системы налогообложения (СНО), как и в какие сроки сменить налоговый режим.

Зачем менять систему налогообложения

Часто предприниматели меняют налоговый режим добровольно: можно перейти на более выгодный спецрежим и снизить налоговую нагрузку, если в деятельности что-то изменилось. Например, переход с ОСНО на УСН “Доходы минус расходы” сокращает налоги в 1,5-2 раза и уменьшает объем отчетности.

Другой случай смены СНО — вынужденный. Скажем, если бизнес перестал “умещаться” в рамки, установленные для его спецрежима, придется перейти на основную систему.

Когда необходимо изменение системы налогообложения

Необходимость менять СНО возникает, если компания нарушает критерии, установленные для текущего спецрежима. Возможны варианты.

  • Вы прогнозируете, что в будущем нарушите критерии применения спецрежима: например, вы на патенте и собираетесь нанять более 15 сотрудников. В таком случае можно подобрать “мягкий” вариант перехода и выбрать новый выгодный спецрежим с нового налогового периода.
  • Вы внезапно нарушаете критерии и вынуждены перейти на основную систему с начала того периода, в котором произошли нарушения (для разных систем эти периоды отличаются). Например, вы на УСН не уследили за размером дохода, и он превысил 150 млн. за год: вам придется перейти на ОСНО с начала квартала, в котором были допущены нарушения.

Также придется поменять СНО, если федеральные или региональные законы вводят новые ограничения по спецрежимам. Например, местные власти отменяют применение ЕНВД по вашему виду деятельности. Еще один актуальный пример: вы на ЕНВД и продаете кеды, а чиновники вводят ограничение на применение ЕНВД при торговле маркированными товарами, к которым относится обувь, — значит вам придется переходить на другой налоговый режим. Поскольку обычно нововведения вступают в силу с нового календарного года, у предпринимателя есть время для маневров и выбора новой СНО.

Переходите с ЕНВД? Подключите Контур.Бухгалтерию

Скидка 45% в ноябре: 7 590 р. вместо 13 800 р. за год работы





Смена системы налогообложения в добровольном порядке

Если вы добровольно и запланированно меняете систему налогообложения, все зависит от того, с какой СНО вы уходите и какую выбираете взамен. Сперва рассмотрим, как отказаться от текущего спецрежима, если это необходимо, затем — как перейти на новую СНО.

Отказ от УСН. Добровольно отказаться от этого налогового режима удастся только с начала нового календарного года: подайте в ФНС уведомление 26.2-3 не позднее 15 января нового года. Ждать реакции от налоговой не нужно. Если планируете только сменить объект налогообложения («Доходы» или «Доходы минус расходы»), это тоже можно сделать с начала календарного года: подайте в свою ФНС уведомление 26.2-6 до 31 декабря текущего года, чтобы со следующего начать работать по-новому. В этом случае тоже не ждите реакции от налоговой.

Внимание! Отказывайтесь от УСН, только если вы хотите перейти на ОСНО. Если же вас интересуют ЕНВД или патент, их можно совмещать с УСН, не отказываясь от этого режима.

Отказ от ЕНВД возможен в любое время. Отправьте в налоговую заявление о снятии с вмененки по форме ЕНВД-3 (для организаций) или ЕНВД-4 (для ИП). Заявление подайте в течение 5 дней с того момента, как вы начали применять новый налоговый режим. Удобно делать это в начале нового налогового периода. Дата снятия с учета — это дата, которую вы укажете в заявлении. Налоговая обязана в 5-дневный срок уведомить вас о своем решении.

Отказ от патента невозможен, придется ждать окончания его срока действия. С патента нельзя уйти добровольно, но можно «слететь».

Отказ от ОСНО невозможен: эта система считается базовой, а для перехода на другие СНО вы просто подаете соответствующие заявления.

Теперь расскажем, как начать применять новую СНО. Обратите внимание: некоторые налоговые режимы (ОСНО, УСН) распространяются на всю вашу деятельность целиком, а некоторые (ЕНВД, ПСН) применяются только к некоторым видам деятельности. Больше того, они могут работать «поверх» базовой системы налогообложения — тогда это называется совмещением налоговых режимов. Например, вы ведете розничную торговлю на УСН и дополнительно оказываете образовательные услуги на патенте.

Переход на УСН с общей системы возможен только с начала нового календарного года. Упрощенка будет распространяться на все ваши виды деятельности, но для некоторых видов вы сможете дополнительно применять патент или вмененку. Подайте в налоговую по месту регистрации форму 26.2-1 до 31 декабря текущего года. И не ждите от налоговой ответа — вы просто уведомили ее о применении УСН.

Если же вы когда-то перешли на УСН, а затем на патент или ЕНВД, то вашей «базовой системой» считается упрощенка. Тогда вернуться с дополнительных спецрежимов на УСН можно в любое время.

Переход на ЕНВД возможен в любое время. Этот режим распространяется на определенные виды деятельности, которые нужно указать в заявлении. Если вы собираетесь применять вмененку с начала календарного года, подайте заявление о постановке на ЕНВД до 15 января (ЕНВД-1 для организаций и ЕНВД-2 для ИП). Если переходите на вмененку в середине года, подайте заявление в течение 5 дней после начала применения этого режима. Налоговая ответит в течение 5 дней.

Переход на ПСН возможен в любое время: патент выдается на период от 1 до 12 месяцев, но только в пределах календарного года. Патент, как и ЕНВД, затрагивает только конкретные виды деятельности. Предприниматель подает в ФНС форму 26.5-1 за 10 или более дней до начала применения новой СНО. В течение 5 дней налоговая выдаст патент или откажет предпринимателю.

Переход на ОСНО происходит, если вы «слетели» со спецрежима или добровольно отказались от него. Никакого заявления о переходе на ОСНО подавать в налоговую не нужно, этот режим считается базовым, он охватывает всю деятельность компании или ИП (кроме тех видов деятельности, для которых применяют патент или вмененку). Перейти на ОСНО с разных спецрежимов можно в разное время:

  • с УСН — добровольно с начала нового календарного года, вынужденно — с начала квартала, в котором произошло нарушение требований для УСН;
  • с ЕНВД — добровольно в любое время, вынужденно — с начала месяца, в котором произошло нарушение требований для ЕНВД;
  • с ПСН — добровольно только по истечении срока патента, вынужденно — с начала срока применения патента.

Смена системы налогообложения в обязательном порядке

Изменение системы налогообложения

Необходимость менять СНО появляется, если вы нарушаете критерии применения своего спецрежима или прекращаете конкретный вид деятельности, к которому применяется спецрежим. А еще чиновники могут ввести новые ограничения для спецрежима или отменить его.

Если вы слетаете с УСН, придется уведомить налоговую о потере права на упрощенку по форме 26.2-2. Сделайте это в течение 15 дней после квартала, в котором вы нарушили критерии. Но право на УСН вы теряете с начала квартала, в котором допустили нарушение, и применять ОСНО должны тоже с начала квартала. Последним кварталом на упрощенке будет тот, который предшествовал кварталу с нарушением. За деятельность на УСН придется заплатить налог и отчитаться в течение 25 дней после “нарушительного” квартала.

Если вы слетаете с ЕНВД, подайте в налоговую заявление по форме ЕНВД-3 (для организаций) или ЕНВД-4 (для ИП) в течение 5 дней после того месяца, когда были нарушены критерии по ЕНВД или в течение 5 дней после прекращения деятельности, облагаемой ЕНВД. Если до этого вы совмещали УСН и ЕНВД, то ваша бывшая вмененная деятельность автоматически переходит на УСН — если, конечно, не нарушает его критериев. Если до этого вы не переводили деятельность на упрощенку, то у вас есть 30 дней с момента отмены ЕНВД, чтобы подать заявление о переходе на УСН. Это тот редкий случай, когда на упрощенку можно перейти в начале года. Если не подать заявление на упрощенку в течение месяца, вы автоматически окажетесь на ОСНО.

Если вы слетаете с патента, подайте в течение 10 календарных дней с момента нарушения заявление об утрате права на патент. При “слете” с патента считается, что предприниматель находился на своем базовом налоговом режиме с начала действия патента. Если вы переходили на УСН и совмещали упрощенку и патент, то вы будете считаться плательщиком УСН. Если же перехода на упрощенку не было, вы будете считаться плательщиком ОСНО.

Мы указали общие правила перехода с одной системы налогообложения на другую. Возможно, вам потребуются уточнения экспертов: многие вопросы смены СНО имеют разночтения, на этот счет есть письма и разъяснения контролирующих органов и судебная практика, все это поможет сориентироваться в конкретной ситуации.

Инструкция для ООО по смене налогового режима

Организация может применять ОСНО, ЕНВД и УСН, совмещать ЕНВД+ОСНО и ЕНВД+УСН, а значит может столкнуться с такими ситуациями по смене режимов:

Переход с ЕНВД на УСН: в этом случае следуйте нашим рекомендациям выше и изучите вопрос о выгодности применения этих спецрежимов в нашей статье, а также требования для плательщиков УСН.

Переход с ЕНВД на ОСНО: следуйте нашим рекомендациям выше, читайте статьи о переходе со вмененки на общий режим и особенностях ОСНО. А еще помните: если вы подавали заявление о применении УСН, а затем стали работать на ЕНВД, то для перехода на ОСНО вам придется также отказаться от УСН (выше мы писали, как это сделать).

Переход с УСН на ЕНВД: в этом случае вы переводите на ЕНВД конкретные виды деятельности, а УСН остается вашим “базовым” налоговым режимом. Читайте нашу статью о совмещении УСН и ЕНВД.

Переход с УСН на ОСНО: нужен, если организация хочет заключать сделки с крупными контрагентами и работать с НДС или если она слетает с упрощенки. Откажитесь от УСН в конце календарного года добровольно или уведомите ФНС о потере права на УСН согласно нашим рекомендациям выше.

Переход с ОСНО на ЕНВД: вы переводите на ЕНВД часть или все виды деятельности, а ОСНО остается вашим «базовым» налоговым режимом. Читайте наши статьи о совмещении ЕНВД и ОСНО и раздельном учете при совмещении.

Переход с ОСНО на УСН: вы меняете «базовый» налоговый режим для всех ваших видов деятельности, это можно сделать только в начале календарного года. Следуйте нашим рекомендациям выше и читайте статью о переходе с ОСНО на УСН и восстановлении НДС.

Инструкция для ИП по смене налогового режима

ИП может работать на ОСНО, УСН, ЕНВД и патенте, совмещать ЕНВД+УСН, ЕНВД+ОСНО, УСН+патент, УСН+патент+ЕНВД, ОСНО+патент, ОСНО+патент+ЕНВД. Для предпринимателей возможны те же варианты смены режима, что и для организаций (смотрите выше), и еще несколько ситуаций.

Переход с патента на ОСНО: происходит при завершении срока патента или утрате права на патент, если предприниматель не переводил свою деятельность на УСН. Следуйте нашим рекомендациям и читайте статью о совмещении патента и ОСНО.

Переход с патента на УСН: происходит при завершении срока патента или утрате права на патент, если предприниматель перевел свою деятельность на УСН, а потом купил патент. Следуйте нашим рекомендациям выше и читайте статьи о совмещении патента и УСН, а также о выгодности патента или упрощенки.

Переход с патента на ЕНВД: возможен после завершения срока патента или после утраты права на патент, когда ИП начинает применять ЕНВД. Следуйте нашим рекомендациям выше и читайте статьи о совмещении патента, УСН и ЕНВД, а также патента и ЕНВД.

Переход на патент с любой СНО: возможен, если вид деятельности соответствует требованиям ПСН. При этом возможно совмещение патента и других налоговых режимов.

Настройка реквизитов кассы при смене налогового режима

Если вы работаете с онлайн-кассой, при смене СНО вам не придется перерегистрировать ее в ФНС и менять фискальный накопитель. Только при переходе на ОСНО есть нюансы: если у вас фискальный накопитель на 36 месяцев, его придется поменять на более “короткий” накопитель на 15 месяцев, этого требует 54-ФЗ. В остальных случаях придется только сменить налоговый режим в настройках кассы к началу работы на новом режиме. Чтобы сделать это быстро и без ошибок, обратитесь в свой сервисный центр.

Работайте на разных налоговых режимах и совмещайте СНО в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата, отчетность и круглосуточная поддержка специалистов. Мы дарим полгода работы в сервисе всем компаниям и ИП, которые переходят с ЕНВД на УСН или ОСНО в 2019-2020 году

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Конспект урока

    Название предмета и класс: экономика, 11 класс

    Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

    • Налоги.
    • Функции налогов.
    • Элементы налогов.
    • Виды налогов.

    Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

    Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

    Функции налогов

    Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

    1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
    2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
    3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
    4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
    5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

    Элементы налогов

    Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

    Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

    Объект налога – то, с чего взимается налог.

    Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

    Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

    Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

    Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

    Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

    Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

    Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

    Виды налогов

    Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

    1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

    Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

    Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

    2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

    3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

    Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

    Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

    Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

    4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

    Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

    Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

    Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

    Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

    Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

    2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


    1. Налог на землю

    2. Налог на доходы физических лиц

    3. Налог на имущество

    4. Налог на прибыль

    Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

    Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


    1. Налог на землю

    2. Налог на доходы физических лиц

    3. Налог на имущество

    4. Налог на прибыль


    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
    2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
    3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
    4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
    5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

    Открытые электронные ресурсы по теме урока:

    Читайте также: