Изменение результативности налоговых проверок проведенных фнс

Опубликовано: 02.05.2024

Пока рано подводить итоги работы налоговых органов за 2020 год. Но на основании данных за 9 месяцев текущего года уже сейчас можно на «языке цифр» обрисовать истинную картину налогового контроля — 2020.

1. Камеральные проверки

По стране

За 9 месяцев 2020 года по России в целом проведено 46,1 млн. проверок, из них результативных — 1, 7 млн. проверок с доначислениями на общую сумму (налог, пени, штраф) 26, 1 млрд.руб. (в т.ч. налоги — 15, 5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года налоговыми органами было проведено — 47, 2 млн. проверок, из них результативных — 1,8 млн. с доначислениями (налог, пени, штраф) 27,3 млрд. руб. (налоги — 15,7 млрд. руб.).


По России в целом доначисления на 1 камеральную проверку (за 9 мес.2020 года) составили 15,3 тыс.руб. (налог, пени, штраф). За аналогичный период 2019 года на 1 камеральную проверку по РФ приходилось — 15,4 тыс. руб. (налог, пени, штраф).


Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего 5,7 млн. проверок, из которых результативных — 0,2 млн. руб. проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 4,6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 2,5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года по Москве было проведено 5, 7 млн. проверок всего, результативных — 0,2 млн. руб. проверки с доначислениями (налог, пени, штраф) в сумме почти 6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 3, 5 млрд. руб.).

Общее количество проверок, а также результативных в 2019 и 2020 году совпадает:


Что касается суммы доначислений по Москве на 1 камеральную проверку за 9 мес.2020 года, то ее размер — 22,9 тыс.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 году (за 9 мес.) этот показатель составлял — 30.7 тыс. руб. на 1 проверку.

Результативность 1 камеральной проверки в 2020 году, по сравнению с 2019 годом снизилась на 7,8 тыс. руб. (на 9,5%).


2. Выездные проверки

По РФ в целом

За 9 месяцев 2020 года проведено по России всего 4 017 проверок, из них результативных — 3 878 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 126,3 млрд. руб. (из них налогов — 87,7 млрд. руб.), или в среднем 32,6 млн.руб. (в т.ч. налогов — 22,6 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.

В 2019 году за 9 месяцев проведено 6 949 проверок, из них результативных — 6 728 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 249,7 млрд. руб. (из них налогов — 176 млрд. руб.), или в среднем 37,1 млн. руб. (в т.ч. налогов — 26,2 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.


В 2019 году доначислений на 1 выездную проверку было больше на 4,5 млн. руб. Снижение количества выездных проверок и общих доначислений вполне объяснимо, т.к. во II квартале 2020 года действовал мораторий на выездной контроль (постановления Правительства от 02.04.2020 года № 409, от 30.05.2020 года № 792).

Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего — 736 проверок, из них результативных — 698 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 29,8 млрд. руб. (из них налогов — 20,5 млрд. руб.).

В 2019 году за 9 месяцев в Москве проведено 1 155 проверок, из них результативных — 1 086 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 36,3 млрд. руб. (из них налогов — 25, 8 млрд. руб.)


По Москве средние доначисления на 1 выездную проверку за 9 мес. 2020 года составили 42,7 млн.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 — 33,4 млн.руб.

Таким образом, за 9 месяцев 2020 года средняя сумма доначислений по московским выездным проверкам увеличилась с 33,4 млн. руб. до 42,7 млн. руб., т.е. на 28%. Мораторий и пандемия не мешают инспекторам ставить свои рекорды по доначислениям.


3. Споры по ст. 54.1 НК РФ

ФНС России не один год констатирует свой успех в судебных делах. Так, в 2019 году 85,4 % дел по налоговым спорам рассмотрены судами в пользу налоговых органов (в 2018 году — 82,6%.). Итогов 2020 года пока нет, но с учетом практики можно смело предположить, что они будут мало отличаться от предыдущих лет.

Наметившиеся еще в 2019 году рост количества решений с применением знаменитой статьи 54.1 НК РФ и расхождение в подходах судов и налоговой службы к ее применению способствуют увеличению количества обращений налогоплательщиков за судебной защитой от налоговых претензий. Так, по состоянию на 06.11.2020 года было вынесено 862 решения с применением ст. 54.1 НК РФ, из них 683 налогоплательщики оспаривали в судебном порядке, т.е почти 80% решений. Итоги обжалований решений инспекций неутешительны: только 2,5% требований удовлетворено в полном объеме (24 решения) и 6,4% — удовлетворены частично (44 решения).


Тем не менее, хочется радоваться этим победам и надеяться на изменение картины на более радужную для налогоплательщиков. Тем более, что в текущем году отмечены новые подходы судов к некоторым нюансам применения ст. 54.1 НК РФ. Например, суды соглашаются с возможностью налоговой реконструкции действительных обязательств компании, когда реальность расходов не оспаривается, но сделки не соответствуют положениям ст.54.1 НК РФ, наметились правила оценки судами проявления налогоплательщиками коммерческой осмотрительности при выборе контрагентов (например, Определение ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, Определение ВС РФ от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064, Постановления АС Западно — Сибирского округа от 02.07.2020 Ф04-611/2020, от 22.10.2020 по делу № А27-14675/2019, АС Московского округа от 11.09.2020 № А76-25957/2018).

Кстати, ФНС скоро выпустит в свет Обзор судебной практики с рекомендациями для налоговых органов по применению положений столь «скользкой» статьи Налогового кодекса и хочется верить, что некоторые правила игры станут более понятными для компаний и возможно, формализма и перегибов «на местах» будет гораздо меньше.

4. «Добровольное» уточнение налоговых обязательств

Приоритетной в деятельности налоговых органов становится именно аналитическая, превентивная работа.

Курс ФНС на развитее и совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств явно дает неплохие результаты, так:

за 8 месяцев 2020 года поступления по аналитической работе достигли 64 млрд.руб., из них 48 % были уплачены вне рамок налоговых проверок — плательщики уточнились добровольно;

в Московской области за 9 месяцев 2020 года сумма поступивших в бюджет платежей по результатам контрольно-аналитической работы составила 5,9 млрд. руб., что на 23,3% выше аналогичного показателя прошлого года. Налогоплательщики увеличили свои налоговые обязательства на 7,1 млрд. руб., уменьшили сумму убытка, заявленного в целях налогообложения, на 4,2 млрд. руб. и уменьшили сумму заявленного к возмещению НДС на 1,2 млрд. руб.;

в Санкт-Петербурге сумма дополнительных поступлений по результатам контрольно-аналитической работы за 9 месяцев 2020 года составила 8 млрд. руб., что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года.

5. Послаблений в сборе налогов не будет!

В июле был опубликован проект Плана деятельности Минфина РФ на 2020-2025 годы: собрать налогов не менее 99 %.

К такому показателю обещают идти плавно. Так, в 2020 году план собираемости — 98,72%, в 2021 — 98,79%, 2022 — 98,86% и в 2023 — 98,93%.


Похоже, это еще один «звонок», свидетельствующий об усилении налогового контроля, а значит, бизнесу пора всерьез задуматься о порядке в учете и отчетности в своих компаниях и принять срочные меры по снижению налоговых рисков.

6. Налоговые преступления

За 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях. За время следствия по ним возмещено недоимки на сумму почти 20 млрд.руб. Такие данные озвучил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на оперативном совещании с руководителями подразделений центрального аппарата и региональных отделений ведомства (Xисточник — Российская газета — Федеральный выпуск. 2020. № 239 (8293)).

В 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Даже не имея данных за весь 2020 год, вполне можно предположить, что количество дел по налоговым преступлениям будет не ниже уровня прошлого года.

Цифры говорят сами за себя, не требуя излишних комментарий. Они дают «пищу» для размышлений о серьезности последствий налоговых «оптимизаций» и ошибок, поскольку «на кону» может оказаться весь бизнес и личная свобода.

Чтобы не стать участниками налоговой статистики по доначислениям рекомендуем постоянно держать под контролем налоговый учет компании. В этом может помочь проведение системного комплексного аудита в компании «Правовест Аудит», предоставляющего поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов, а также дополнительную страховку в случае доначисления налогов за проверенный аудиторами период.

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.


    Налоговая в зените, предприниматели боятся службу как огня. Руководитель Даниил Егоров отмечал, что законопослушание важнее взыскания налогов. Обсудим, как в скором времени начнут стимулировать добросовестное соблюдение обязательных требований.

    1 июля означает вступление в силу N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Цель закона — устранение недостатков действующих норм сферы проверок и снижение количества проверок бизнеса. По задумке авторов, запрет на оценку количества проверок и количества нарушений должны избавить от палочной системы и штрафов.

    Малый бизнес вздохнул с облегчением, узнав о моратории на налоговые проверки. СМИ разнесли новость, что на смену грядут инспекционные визиты с использованием средств дистанционного взаимодействия (могут или будут). И не все сказали, что инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица .

    Мы всегда рады верить в светлое будущее. Но дьявол, как известно, скрывается в мелочах. Предлагаем совместно заглянуть в первоисточник .

    Интригующее начало

    Проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

    Профилактические мероприятия — информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит.

    С 1 июля по 31 декабря 2021 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

    Презумпция невиновности не актуальна

    Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).

    Обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба)

    Объекты контроля могут иметь:

    1. чрезвычайно высокий риск;
    2. высокий риск;
    3. значительный риск;
    4. средний риск;
    5. умеренный риск;
    6. низкий риск.

    Контролируемое лицо вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении категории риска.

    Чёрная Бухгалтерия — честный сервис для предпринимателей. Доверив нам налоговый учет, вы получаете безлимитные консультации в мессенджере. Мы всегда будем рядом.

    Показатели налоговой и разнообразие контроля

    Не допускается установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве проведенных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере штрафов.

    • ключевые показатели видов контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба)
    • межведомственные ключевые показатели вида контроля
    • уровень устранения риска причинения вреда (ущерба)
    • индикативные показатели видов контроля, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности

    Комплекс мер вместо проверки

    Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

    1. контрольная закупка;
    2. мониторинговая закупка;
    3. выборочный контроль;
    4. инспекционный визит;
    5. рейдовый осмотр;
    6. документарная проверка;
    7. выездная проверка.

    Чёрная Бухгалтерия учитывает российские реалии на 100%. Доверив нам налоговый учет, вы забудете про ошибки. Работаем по договору под финансовую ответственность.

    На радость проверяющим

    Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

    1. наблюдение за соблюдением обязательных требований;
    2. выездное обследование

    Шах и мат оптимистам

    Сведения о причинении ущерба или об угрозе причинения ущерба контрольный орган получает:

    1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;

    2) при проведении контрольных мероприятий, включая контрольные мероприятия без взаимодействия, специальных режимов государственного контроля , в том числе в отношении иных контролируемых лиц.

    Выводы

    Время покажет повороты судьбы 248-ФЗ. Авторами предполагается, что новые виды контроля вызовут меньше издержек бизнеса.

    Новые ключевые показатели инспектора мотивируют к разнообразию контроля. Ясно одно — пресекать нарушения инспектора идут подготовленными. Сделаны ставки на автоматизацию ФНС, внезапность контрольных мер и сотрудничество ведомств. Доброжелательные профилактические мероприятия не означают отсутствие дополнительных взысканий.

    Чёрная Бухгалтерия — предпринимателям от предпринимателей. Забираем на себя отношения с налоговой и банком. Вас обрадует наша оперативность, стабильность и забота о ваших расходах.

    Если хотите быть в курсе важных новостей и изменений, подписывайтесь на нас в соцсетях:

    "Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки."

    Комментарий к Решению Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2020 по делу N А40-211149/18-115-4949 (Дело ООО "Артек")

    Фабула

    Налоговая запросила у ООО "Артек" документы за три последних года. При этом в отношении ООО "Артек" не проводилась налоговая проверка. То есть формально проверки нет, но фактически налоговая запрашивает информацию за три налоговых периода. Налоговая обосновывает запрос информации проведением "предпроверочного анализа".

    Вопрос

    Какой объем информации может запрашивать налоговый орган при предпроверочном анализе?

    Применимая норма НК РФ

    В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. (п. 2 статьи 93.1. НК РФ)

    Суды первой и апелляционной инстанций

    Признали требование налогового органа соответствующим законодательству.

    Суд кассационной инстанции

    Направил дело на новое рассмотрение, указав, что при новом рассмотрении необходимо дать оценку доводам относительно наличия (отсутствия) обоснованной необходимости у налогового органа истребовать документы.

    Позиция Арбитражного суда г. Москвы

    1. Статус предпроверочного анализа

    Суд подробно описал происхождение предпроверочного анализа, дал оценку внутренним актам ФНС, на основании которых такой анализ проводится.

    Ключевые выводы суда:

    "Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".

    "Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки".

    "Истребование у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности за несколько налоговых периодов без назначения выездной (камеральной) налоговой проверки в рамках мероприятий "предпроверочного анализа" не соответствует Налоговому кодексу РФ, поэтому оспариваемое требования не может быть признано законным."

    Суд аргументировал, почему предпроверочный анализ за несколько налоговых периодов нарушает права налогоплательщика.

    1) гласность

    Налогоплательщик вправе знать, что в его отношении ведется проверка;

    Нормативные акты ФНС России, регулирующие предпроверочный анализ, не доступны для налогоплательщиков и не опубликованы в порядке, установленном законом.

    2) законность

    Налоговый орган не вправе применять по отношению к налогоплательщику формы и методы налогового контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

    3) срочность налоговой проверки

    Налогоплательщик вправе рассчитывать, что административная нагрузка на него в связи с налоговой проверкой не будет бесконечной и ограничена конкретными сроками. Предпроверочный анализ не имеет установленных законом сроков и может проводиться инспекцией непрерывно

    4) невозможность проведения двух и более налоговых проверок одного и того же налогового периода

    Поскольку налоговый орган проводит предпроверочный анализ налога и налогового периода, не уведомляя об этом налогоплательщика, то это позволяет обойти запрет на проведение двух проверок одного и того же налога и налогового периода.

    5) полнота и объективность проверки

    целью камеральной или выездной проверок является проверка правильности исчисления налогов, что подразумевает полное и объективное изучение хозяйственной деятельности налогоплательщика и выявление не только недоплаты налога, но и излишней уплаты налогов; недопустимость одностороннего подхода к проверке, когда не выявляются или не принимаются во внимание выявленные факты переплаты налогов.

    6) право на защиту своих прав и законных интересов от незаконных действий проверяющих должностных лиц, а также право на обжалование результатов проверки

    Отсутствие доступа к тексту внутриведомственных актов, регулирующих порядок проведения предпроверочного анализа, а также документов, касающихся проводимого в отношении налогоплательщика предпроверочного анализа, нарушает права налогоплательщика на обжалование как самих актов, так и действий должных лиц налоговых органов, определяемых таким актом.

    Рекомендую ознакомиться с текстом решения и цитировать его при ответе на требования налогового органа.

    2. Границы запроса налогового органа вне рамок налоговой проверки

    Суд четко обозначил границы запроса налогового органа.

    "Cогласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ полномочия налоговых органов об истребовании у налогоплательщика документов (информации) вне рамок налоговой проверки не абсолютны. Требование о представлении документов (информации), направленное вне рамок налоговой проверки, должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, по какой конкретно сделке и в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) у налогоплательщика"

    Таким образом, без назначения налоговой проверки, законным является требование налогового органа, в котором:

    - указаны реквизиты конкретной сделки;

    - наименование контрагента, с которым была заключена сделка;

    - указано мероприятие налогового контроля, в ходе которого потребовалось истребовать указанные документы.

    Смею предположить, что указывать "предпроверочный анализ" в качестве мероприятия налогового контроля, налоговые органы не будут. Ведь суд однозначно высказался "Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".

    Интересно дойдет ли дело до Верховного Суда?

    Отдельно хочу поздравить юристов, представлявших ООО "Артек", с победой.

    За последние 5 лет в России число выездных налоговых проверок сократилось почти в 2,5 раза, но только две из ста проверок обходятся без штрафов. При этом число выездных проверок малых предприятий составляет менее одной проверки на 4000 хозяйствующих субъектов. Средние и крупные предприятия проверяются намного чаще, так как размеры доначислений по ним могут быть гораздо выше.

    Казалось бы, быстрыми темпами снижается число выездных налоговых проверок, но количество камеральных проверок также стремительно растет, а их в 5,8 тыс. раз больше. Получается, что налоговики предпочитают сократить число выездов для проверок на местах и все чаще вызывают налогоплательщиков на проведение камеральных проверок в налоговую инспекцию.

    В планах налоговых служб на 2019 год провести 15 тыс. налоговых проверок и повысить эффективность каждой из них до 25 млн. руб., что означает дальнейшее ужесточение налогового контроля за деятельностью крупных и средних предприятий.

    2018 год продемонстрировал рекордный за последние годы прирост налоговых поступлений, сравнимый с показателями посткризисного 2011 года. За прошлый год в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн. руб., что на 23% выше показателей 2017 года.

    Всего за период с 2014 года рост поступлений налогов составил 68,3%, в то же время номинальный ВВП (в действующих ценах) увеличился всего на 31,4%. Понятно, что данный прирост налоговых платежей нельзя объяснить лишь положительными сдвигами в экономике.

    Как часто проводятся налоговые проверки в действительности?

    С 2010 года налоговые поступления возросли почти в 2,8 раза, в том числе на 68,3% только за прошедшие пять лет. Количество выездных налоговых проверок за последние 10 лет, в свою очередь, сократилось почти в 4 раза.

    Число выездных проверок физических лиц, индивидуальных предпринимателей с 2010 года также существенно сократилось.

    Основываясь на приведенных выше данных, ФНС заявляет о сокращении числа выездных налоговых проверок, как продолжающейся тенденции на снижение административного давления на налогоплательщиков, при также этом отмечается, что выездной налоговой проверкой охвачено всего 0,18% организаций и индивидуальных предпринимателей. То есть лишь 2 из 1 тысячи налогоплательщиков сталкиваются с выездной налоговой проверкой.

    Означает ли это, что налоговое администрирование налогоплательщиков действительно снизилось, и в России стало комфортней вести бизнес?

    Общее количество зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) превышает 8,5 млн. единиц. Поэтому охват всех налогоплательщиков выездным налоговым контролем практически невозможен. Для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки используется риск-ориентированный подход. Например, в качестве сигнального критерия для проведения выездной налоговой проверки может быть уровень налоговой нагрузки ниже среднерыночного для предприятий данной отрасли. Предполагается, что уже в 2020 году риск-ориентированный подход будет определять до 90% всех выездных налоговых проверок.

    Если в 2010 году 11,5 предприятий из тысячи подпадали под выездную налоговую проверку, то в 2018 году - всего 3 предприятия из 1000. Охват индивидуальных предпринимателей выездными проверками намного ниже, так в 2014 году проводилось 2 проверки на 1000 предпринимателей, то в 2018 году проводится уже 3 проверки на 10 000 предпринимателей.

    С учетом огромного числа индивидуальных предпринимателей среднее число налоговых проверок на бизнес составляет 1,8 на 1000 хозяйствующих субъектов.

    Наименьшее число выездных налоговых проверок приходится на субъекты предпринимательства, использующие специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСНО, ЕСХН, патентную систему). Например, по итогам 2018 года было проведено всего 1303 выездные налоговые проверки среди этой категории, что на 48% меньше, чем в 2017 году, когда было проведено 2,5 тысячи выездных налоговых проверок.

    Получается, что если в 2017 году проверялся один из 2000 налогоплательщиков, использующих специальный режим налогообложения, то в 2018 году – всего один из 4000 субъектов малого предпринимательства этой категории.

    Помимо выездных налоговых проверок налоговая инспекция широко применяет и камеральные проверки, для которых налогоплательщика вызывают в местную налоговую инспекцию с требованием предоставить документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов за тот налоговый период, который охватывает декларация.

    Как показывают данные, представленные на рисунке выше, число камеральный проверок уменьшалось лишь до 2015 года. С 2016 года количество камеральных проверок неуклонно растет, что на практике в значительной степени компенсирует сокращение числа выездных налоговых проверок. Всего за 2018 год было проведено 67,9 млн. камеральных налоговых проверок, что на 21,5% больше показателя 2017 года.

    Охват камеральными налоговыми проверками организаций и индивидуальных предпринимателей с 2016 года непрерывно увеличивается и в 2018 году 12,6 хозяйствующих субъектов из 100 привлекаются для проведения камеральной налоговой проверки.

    Проведенный анализ показывает, что налоговые инспекторы стали гораздо чаще вызывать предпринимателей для проверки, чем выезжать и проверять их деятельность на месте. Проведение выездной проверки означает, что с вероятностью 98% по ее результатам будут доначислены налоги, штрафы и пени. Поэтому говорить, о смягчении налогового администрирования бизнеса пока не приходится.

    Насколько повысилась эффективности налоговых проверок?

    Практика показывает, что результативность выездных налоговых проверок остается очень высокой, и в среднем лишь две проверки из ста заканчиваются без доначислений и штрафов. У предпринимателей создается вполне оправданное впечатление, что инспекторы выискивают любые малейшие неточности, чтобы применить санкции и «оправдать» проводимую выездную проверку. Хотя большинство действующих в России организаций и индивидуальных предпринимателей стараются быть добросовестными налогоплательщиками и рассчитывают на справедливость налоговых претензий.

    Некоторые крупные налогоплательщики, стремясь избавиться от налоговых проверок, предоставляют онлайн-доступ к своим информационным системам, а налоговая служба получает возможность непрерывного мониторинга полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. К налоговому мониторингу сегодня уже присоединились 44 организации, которые обеспечивают 12,5% поступлений федерального бюджета.

    Часть налогоплательщиков пытается снизить налоговые риски, привлекая независимых аудиторов и самостоятельно выявляя ошибки в налоговых расчетах. Так, через подачу уточняющих деклараций налогоплательщиками в 2018 году было внесено всего 80 млрд. рублей, что составляет около трети всех доначислений налогов.

    По результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему РФ было начислено 363 млрд. руб., что на 7,9 млрд. руб. (или на 2,1%) меньше, чем в 2017 году. В эту сумму входят как доначисления налогов, штрафы и пени, а также другие платежи с которыми сталкивается налогоплательщик в случае нарушения валютного законодательства, правил осуществления наличных расчетов или порядка использования ККМ, При этом, 84,7% всех доначислений, включая пени, штрафы (т.е. 308 млрд. руб.), приходится на результат выездных налоговых проверок.

    Несмотря на то, что за период с 2010 года сумма доначислений налогов сократилась более чем на 30%, снижение количества выездных налоговых проверок повысило эффективность отдельной налоговой проверки.

    Эффективность камеральных налоговых проверок намного ниже и составляет чуть более 5%, хотя при их проведении инспектор имеет возможность выявить основные способы ухода от налогов, необоснованные вычеты и другие нарушения. Но все равно 95% камеральных налоговых проверок проводятся безрезультатно, а их количество постоянно увеличивается, что приводит к росту трат времени налогоплательщиков на их прохождение. Размеры доначислений по камеральным налоговым проверкам также сокращаются, и к 2018 году они упали до 600 руб. с 1 камеральной налоговой проверки в среднем.

    Снижение среднего размера доначислений по результатам одной камеральной налоговой проверки обусловлено, прежде всего ростом числа таких проверок бизнеса.

    Таким образом, тенденцией текущего реформирования системы налогового контроля является максимальное сокращение количества выездных налоговых проверок наряду с увеличением камеральных, а также организацией прямого онлайн-мониторинга налогоплательщиков.

    Например, с 2020 года ФНС планирует отменить сдачу налоговых деклараций субъектами малого предпринимательства, использующими УСН и уплачивающими налог по ставке 6% от выручки, при условии подключения налогоплательщика к онлайн-кассе для мониторинга поступающей выручки.

    Какое влияние оказывают суммы налоговых доначислений ФНС на уровень налоговой нагрузки на российский бизнес?

    За период с 2018 года поступления по налогу на прибыль увеличились в 2,31 раза, а по НДС - в 2,72 раза. Наибольший прирост поступлений показали налог на добычу полезных ископаемых и акцизы, которые за 2010-2018 гг. выросли в 4,36 и в 3,38 раза соответственно.

    Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за последние 5 лет также существенно изменилась.

    Увеличилась доля НДПИ в налоговых поступлениях благодаря росту налоговой нагрузки на добывающие компании, которые обеспечивают почти 37% всех налоговых поступлений. Доля налога на прибыль в консолидированном бюджете РФ занимает чуть меньше 20%, однако доначисления существенно возросли, благодаря качественному анализу экономической обоснованности и целесообразности расходов, который проводится налоговыми органами.

    Важнейшими бюджетообразующими налогами также являются косвенные налоги: НДС и акцизы, поступления по которым составляют почти 35% налоговых доходов консолидированного бюджета.

    Тенденция роста налоговых поступлений продолжается и в текущем году, так за 1 квартал 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило 5,2 трлн. руб., из них:

    • 1,1 трлн (прирост на 14,1%) - налог на прибыль;
    • 1,1 трлн (увеличение на 11%) – НДС;
    • 1,48 трлн (рост на 15,8%) – НДПИ;
    • 0,81 трлн (рост 7,8%) – НДФЛ.

    Общая величина налоговой нагрузки на бизнес определяется отношением суммы налоговых начислений к ВВП (в текущих ценах).

    Текущий уровень налоговой нагрузки на российских бизнес составляет 19,9% к ВВП, это достаточно высокий показатель при этом следует отметить, что из года в год уровень налоговой нагрузки существенно возрастает. Наиболее налогоемкой является добыча полезных ископаемых. Уровень налоговой нагрузки предприятий, добывающих углеводородное сырье, достигает 45%. Проводимый налоговый маневр способен повысить этот уровень до 50%. Высоким уровнем налоговой нагрузки, составляющим более 28%, обладает производство пищевых продуктов (включая напитки и табак). В структуре налоговых расходов этой отрасли наибольший удельный вес занимают акцизы и НДС.

    Операции с недвижимым имуществом, аренда и риэлторские услуги имеют уровень налоговой нагрузки более 21%.

    Налоговые доначисления в структуре ВВП снижаются, благодаря росту собираемости налогов, выходу бизнеса из серых схем. Налоговая нагрузка бизнеса 2018 года за счет доначислений увеличилась лишь на 0,2 процентных пункта и составила 20,1%.

    Как часто обжалуются результаты налоговых проверок и произведенные доначисления налогов?

    Налоговые споры стали сложнее, ФНС, которая раньше расследовала лишь банальные схемы вывода денег через фирмы-однодневки, сегодня больше уделяет внимания экономическому смыслу операций, деловым целям сделки и поиску новых схем ухода от налогов. Лазеек становится меньше, бизнес все больше выходит из тени и легализуется, а использование фирм-однодневок уходит в прошлое, их сегодня меньше 5% от числа действующих предприятий.

    Наиболее частыми причинами налоговых споров является получение необоснованной налоговой выгоды, вывод доходов из-под налогообложения через использование трансграничных сделок, дробление бизнеса, а также по порядок исчисления НДПИ и другие. В 2018 году от налоговых органов в арбитражные суды поступило 4 338 исков.

    В рамках досудебного урегулирования налоговых споров в 2018 году количество поступивших жалоб сократилось на 16% по сравнению с 2017 годом, а оспариваемая в них сумма снизилась на 6%. При этом 30% поступивших жалоб были удовлетворены на основании обоснованных претензий налогоплательщиков. Досудебное урегулирование налоговых споров позволило сократить количество обращений налогоплательщиков в суды.

    В 2018 году количество проверок, результаты которых были признаны недействительными, составило 448 единиц, что составляет 0,67% выездных проверок, в т.ч.:

    • по решению суда – 258 проверок, что меньше показателя 2017 года на 38,4%, когда были признаны недействительными итоги 419 проверок;
    • в рамках досудебного урегулирования налоговых споров недействительными признаны 190 проверок, в то время как в 2017 году – 419.

    Основными причинами признания результатов налоговых проверок недействительными являются различия в толкованиях отдельных норм налогового законодательства судом и налоговым органом. По этой причине недействительными были признаны 57,6% от общего числа.

    Таким образом, даже ужесточение налогового администрирования путем увеличения числа камеральных налоговых проверок и наложения взысканий на налогоплательщиков через суд не способно обеспечить существенный рост количества доначислений. Для руководителей предприятий, нарушающих налоговое законодательство и обязательные требования, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусматриваются меры административного воздействия.

    Насколько ужесточились административные меры воздействия на налогоплательщиков?

    Помимо налоговых доначислений, ФНС по результатам проведенных проверок было выявлено 98,3 тыс. правонарушений. Дела об административных правонарушениях были возбуждены по результатам 43 тыс. налоговых проверок, административные наказания были наложены по результатам 46,7 тыс. проверок.

    Сумма наложенных за 2018 год административных штрафов составила 1,9 млрд. руб., что на 35% выше показателя 2017 года (1,4 млрд. рублей), в том числе:

    • на должностных лиц – 87 млн. руб.;
    • на ИП – 232,2 млн. руб;
    • на юридических лиц – 1,6 млрд. руб.

    Средняя сумма наложенного административного штрафа в 2018 году составила 29,9 тыс. руб., в том числе:

    • на должностных лиц – 4,6 тыс. руб.;
    • на ИП – 20,3 млн. руб;
    • на юридических лиц – 47,4 млрд. руб.

    ФНС, используя имеющиеся в распоряжении приемы налогового администрирования, пытается обеспечить выход бизнеса из тени и рост налоговых поступлений. Но эффект от замораживания ставок основных налогов, расширения налоговых льгот существенно нивелируется усилением налогового администрирования. Проведенный анализ показал, что 98% выездных проверок оканчиваются наложением санкций на налогоплательщиков, которые могут отстоять в суде лишь 0,67% от общего количества накладываемых взысканий.

    Читайте также: