Внештатный сотрудник налоговой инспекции

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговая вызывает на допрос, когда ищет доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы, чтобы не платить налоги.

Еще о налоговой:

Кира Гин

Налоговая может вызвать на допрос любого

Налоговая вместе со Следственным комитетом разработали методичку для допросов. В ней 80 рекомендуемых вопросов. Эта методичка придумана, чтобы налоговая и Следственный комитет работали в одном направлении: доказывали, что компания недоплатила налоги умышленно.

Обычно налоговики вызывают на допрос, когда ищут доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы ухода от уплаты налогов.

Что проверить у контрагента

Повестку на допрос налоговая вправе вручить любому человеку, если считает, что у него есть информация, которая поможет в налоговой проверке. Вызывают нынешних и бывших сотрудников компании, директора, основных поставщиков.


Есть заблуждение: допрашивать будут директора, руководителя или главного бухгалтера, а остальных допросы не касаются. Это не так. Поиск доказательств налоговая начинает с допроса рядовых, а иногда уже уволенных сотрудников, которые как-то общались с подозрительным контрагентом.

Например, по документам компания закупила товар, а по факту сделка фиктивная. Налоговая вызвала на допрос кладовщика и спрашивала: «Доставляло ли ООО «Лосось» товар на склад?», «Как вы его принимали и списывали в производство?», «Какой объем расходных материалов поступает на склад ежемесячно?»

В моей практике была история. Во время проверки налоговая не смогла доказать, что компания работала с неблагонадежным контрагентом, и решила допросить водителя. Директор компании предупредил водителя: на допрос лучше прийти с налоговым юристом или адвокатом.

Инспектор приехал к водителю домой в субботу в десять вечера. Сказал, что отказаться от допроса водитель не может, якобы за это его ждет уголовная ответственность. Водитель растерялся, и инспектор допросил его в ближайшем кафе. Показания были не в пользу компании.

Протокол допроса водителя налоговая использовала в суде, на нём было построено всё доказательство. В итоге компания проиграла дело.

В другой компании налоговая допрашивала кладовщика. Так часто делают, потому что рядовым сотрудникам нет выгоды выгораживать компанию и они расскажут, как всё было на самом деле.

Вызовом на допрос считается только повестка

Вызывать на допрос могут только повесткой. Если налоговая звонит по телефону и просит прийти на допрос, ей можно отказать: «Пришлите, пожалуйста, повестку». То же самое, если инспектор пришел домой к сотруднику или директору компании.


Мне встречались случаи, когда повестку налоговая просто бросала в почтовый ящик по прописке сотрудника. Ходить на допрос по такой повестке или нет, зависит от тактики, которую выбрала компания. И от того, готов ли сам сотрудник идти на допрос.

Но когда налоговики оставляют повестку в почтовом ящике, у них нет доказательств, что человек ее получил.

Допрос проходит в налоговой инспекции. Это может быть та инспекция, что проводит проверку, или инспекция по прописке свидетеля. Второй вариант — допрос в офисе компании, если об этом попросила компания.

Инспектор не вправе допрашивать свидетеля в кафе, у него дома или в подъезде. Но в налоговом кодексе есть исключения, когда допрос разрешается провести по месту жительства свидетеля:

  • свидетель из-за возраста, болезни или инвалидности не может прийти в налоговую;
  • в других случаях на усмотрение налогового инспектора.

Списка других случаев из второго пункта в законе нет, но даже если инспектор считает, что сейчас другой случай, все равно можно отказаться от допроса по двум основаниям: право не свидетельствовать против себя и право на юридическую помощь.

Штраф 1000 рублей, если не пойти на допрос

С допросами налоговой есть два штрафа, их размер зависит от причины:

  • 1000 рублей за неявку или уклонение от допроса без уважительной причины. Уважительными причинами считаются, например болезнь или командировка;
  • 3000 рублей за ложные показания и неправомерный отказ от показаний. Например, неправомерным отказом будет, если человек получил повестку, пришел в инспекцию и сказал: «Я не буду давать показания!»

Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы.

У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России.

80 вопросов налоговой для допроса

Налоговая обычно использует методичку Следственного комитета, когда у компании есть недоимка по налогам в крупном или особо крупном размере. В законе прописан критерий крупности:


В методичке 80 вопросов, которые рекомендуется задавать налогоплательщику. Но налоговики необязательно будут допрашивать по методичке, могут задавать и другие вопросы.

По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Cледственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе.


Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват. Разберем часть вопросов.

1. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?

Этот вопрос налоговая задает, чтобы понять, кого еще нужно допросить. Подбором поставщиков в компании может заниматься один человек, а может целый отдел. Во втором случае допросят всех сотрудников отдела, чтобы найти противоречия.

2. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь?

Цель вопроса — понять, проявляла ли компания должную осмотрительность. Если ответить: «Да в Яндексе поискал, позвонил первому попавшемуся, и начали работать», налоговая посчитает, что должной осмотрительности компания не проявила.

Как правильно отвечать, мы рассказывали в статье о должной осмотрительности. Если кратко: проверили контрагента на сайте налоговой, в системе «За честный бизнес» и в архиве судебных дел. Изучили его сайт, прочитали отзывы и спросили у коллег. Были уверены, что у контрагента есть все ресурсы, чтобы выполнить свою часть договора.


Проявить должную осмотрительность

3. Вам попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали?

Провокационный вопрос. Налоговая не конкретизирует, что значит недобросовестный поставщик. Вы можете думать, что это тот, кто привозит испорченные арбузы или хамит кладовщику. И скажете: да, попадались! А налоговая посчитает, что вы признаетесь в работе с недобросовестными поставщиками.

На этот вопрос лучше не отвечать или ответить так: смысл вопроса мне неясен; нет, мне неизвестно; нет, и точка.

4. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Подвох здесь в том, что налоговая ищет всех сотрудников, которые взаимодействовали с контрагентами. И пытается понять, кто за что отвечает. Чем четче обязанности у сотрудников, тем меньше противоречий в показаниях.

Когда речь о настоящих поставщиках, опасности нет. Отвечаете: маркетолог инициировал, маркетолог говорит то же самое. Налоговая проверяет поставщика, и сходится: поставщик подтверждает, что так всё и было. Проблемы будут, если договор с фирмой-однодневкой, а ее директор говорит: «Я вообще не директор, дал только паспорт, чтобы зарегистрировали фирму, а мне за это заплатили».

5. Что входит в ваши должностные обязанности? Кем и когда вы работали?

На этот вопрос важно ответить. Если в начале допроса сотрудник говорит, что в его обязанности не входил поиск поставщиков и согласование сделок, тогда на все вопросы о поставщиках можно отвечать: «Не знаю, потому что это не входит в мои обязанности».

Бывает наоборот. Менеджер по закупкам говорит: «В мои обязанности входит поиск поставщиков». А оказывается, что генеральный директор какого-нибудь поставщика нашел сам и не сказал менеджеру. Менеджера спрашивают: «А вот ООО «Лосось» вы подбирали?», он говорит: «Нет!»

Потом при допросе директора налоговая будет спрашивать: «А вот в допросе менеджер по закупкам сказал, что в его обязанности входит поиск поставщиков, а он «Лосось» не искал. Как так? Всех остальных искал, а «Лосось» нет. Так кто его искал тогда?»

Все вопросы налоговой из методички

В методичке для допросов налоговой две части: вопросы для сотрудников и для руководителей. Некоторые вопросы одинаковые, поэтому на самом деле их не 80, а 68.

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем вы работали до ООО «Компания»?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «Компания»?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента — это ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения — дружеские, деловые — вас объединяют?

14. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае если контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых товаров, услуг, работ?

26. Назовите программу, которая используется для учета товаров.

27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в ООО «Компания» отвечает за сохранность товаров, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание товаров для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров, работ, услуг?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и инженерно-технических работников на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед заказчиком, перед ООО «Компания»?

36. Есть ли в ООО «Компания» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите имя, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые вы оформляете.

38. Перечислите наименования документов, которые вы оформляете.

39. Кем, в какой должности вы работаете в ООО «Компания»?

40. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

Я прошла допрос в налоговой

41. Кто назначил вас на эту должность?

42. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «Компания» — это новые профессиональные навыки?

43. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания»?

44. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания», то каким образом это происходит?

45. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания» учредителям?

46. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

47. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

48. Как происходит поиск контрагентов?

49. Какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

50. Сколько человек в вашем отделе занимается поиском поставщиков?

51. Как обычно происходит общение с поставщиком: по почте, лично, через посредника?

52. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

53. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

54. Если решение принимается единолично, вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

55. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

56. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

57. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

58. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

59. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

60. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

61. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

62. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

63. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

64. Кто принимает первичные документы от поставщика: ТН, ТН, ТОРГ-12, акты, кто расписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?

65. Кто должен присутствовать при принятии товаров в обязательном порядке?

66. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

67. Кто составляет претензии от ООО «Компания» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

68. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Инспектор обязан вручить копию протокола

С сентября 2018 года налоговый инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола после допроса. Раньше этого можно было не делать.

Копию выдают сразу же после допроса под расписку. Если инспектор не выдал копию, можно написать жалобу на незаконные действия должностных лиц и потребовать ее выдать.

Протокол — доказательство, и если получится найти в нем нарушения, есть шанс оспорить допрос в суде. Но сейчас налоговая редко заполняет протоколы с нарушениями.

ЗАО «Капитал-лизинг» купило башенные краны, чтобы сдавать в аренду. Компания оформила все документы и получила вычет по НДС. Но налоговая решила, что компания работала с фирмой-однодневкой, и по итогам проверки доначислила 2,5 миллиона рублей НДС, штраф и пени.

Компания не согласилась и обратилась в суд. Основным доказательством налоговой был протокол допроса свидетеля, но компания смогла его оспорить, потому что:

  • протокол был заполнен без проведения мероприятий налогового контроля;
  • свидетелю не рассказали о его праве не давать показания против себя и праве на юридическую помощь;
  • протоколы оформлены не по форме;
  • нет пометки «с моих слов записано верно».

Суд посчитал, что такой протокол допроса не может считаться доказательством.

Мой совет: не ходите на допрос в налоговую без адвоката или налогового юриста. Протокол допроса — ключевое доказательство налоговой, поэтому лучше не давать показания без юриста.

Короче

Допросить могут всех, кроме:

аудиторов, адвокатов и нотариусов, если допрос касается их клиентов;

детей до 14 лет;

Что запомнить:

ходите на допрос в налоговую с адвокатом;

пользуйтесь правом не давать показания против себя — статья 51 Конституции России;

игнорируйте вызовы по телефону: налоговая должна вызвать на допрос повесткой

Внештатный персонал требуется довольно часто. Каждая организация имеет определенный порядок и свое штатное расписание: в документе значится, какую должность занимает тот или иной сотрудник и каково общее количество сотрудников, также в расписании есть сведения об окладах. Внештатные работники имеют почти такие же права, как штатный персонал, однако, должности первых не значатся в штатном расписании (в данном случае человек может быть принят на постоянной или временной основе). Приведем пример: работница уходит в декретный отпуск, соответственно, она не работает, и на ее место необходимо принять человека, который будет выполнять ее обязанности.

Внештатные сотрудники предприятия

Права внештатного персонала

Если у организации появляется необходимость ввести новую должность, ее необходимо отметить в штатном расписании, но бывают случаи, когда руководство забывает вписать должность в данный документ.

В связи с этим, кадровики часто задаются вопросом, как оформлять человека на работу, если его должность не значится в данном расписании. Документ нужен для того, чтобы соответствующие сотрудники имели возможность вести бухгалтерскую и налоговую отчетность. Расписание предоставляется в налоговые органы, его должна иметь каждая организация, вместе с ним подаются ведомости о заработной плате. Этот документ является необходимым: он отражает систему подчиненности и структуру организации.

Внесение изменений в штатное расписание

Если нет данного плана, как предлагать людям освободившиеся вакантные должности? Отсутствие этого документа в организации является примером нарушения трудового законодательства. Однако стоит подчеркнуть, что положения трудового законодательства не запрещают работодателю устанавливать деловые отношения с работниками, чьей должности нет в расписании.

Приведем пример: в штатном расписании не было определенной должности, и организация была вынуждена принять на работу каменщика, был оформлен наряд на работу. Через некоторое время каменщик обращается в суд для того, чтобы организация оплатила ему долг по заработной плате. В ходе рассмотрения дела было обнаружено, что должность этого сотрудника не была обозначена в штатном расписании.

В итоге задолженность по выплате зарплаты со стороны организации была погашена. Соответственно, отсутствие должности в документе не избавляет организацию от выполнения прямых обязанностей по отношению к работнику. Организация, в которой работал внештатный работник, пыталась оспорить трудовой договор, который был с ним заключен. Основанием было то, что в штатном расписании не было должности работника, и ему не был предусмотрен оклад, который он получал. Доводы оказались невыигрышными. Практически в каждом подобном случае, суд признает, что это не основание для отрицания трудовых отношений с конкретным гражданином.

Замещение одного сотрудника другим

Аутстаффинг - одна из схем кадрового делопроизводства

В некоторых ситуациях работника нанимают как внештатного для того, чтобы в дальнейшем перевести его на должность сотрудника, который собирается уволиться. Согласно трудовому законодательству, если работник принят на определенную должность, но она не значится в штатном расписании, необходимо включить ее в этот документ.

Включение новой должности необходимо для упорядочения кадрового оборота документов, данная мера также нужна во избежание штрафных санкций при проверке. Иногда можно наблюдать ситуации, когда штатное расписание имеет должность, наименование которой отличается от той, которая указана в трудовом договоре. В данном случае, на основании ст. 72.1 ТК РФ, необходимо произвести перевод сотрудника в связи с изменением наименования его должности. Данное действие должно быть отражено в соглашении, которое прилагается к трудовому договору.

Понятия “Аутстаффинг” и “Аутсерфинг”

В современном мире существует термин «Аутстаффинг», подразумевающий вывод персонала из штата компании и оформление в штат провайдера, который берет на себя обязательства в отношении этого персонала. Что касается сотрудников, для них все остается неизменным, помимо записи в трудовой книжке.

Услуги кадрового агентства

Организация, которая заказывает аутстаффинг, платит провайдеру оговоренную сумму за предоставление таких услуг, также она оплачивает все необходимые расходы на работу провайдера связанную с содержанием работников. Аутстаффинг является широко распространенным, поскольку облегчает управляемость бизнеса и снижает рабочую нагрузку для организации. Налоговая оптимизация происходит законно, аутстаффинг – удобный для руководства метод.

Услуги аутстаффинга часто предоставляют кадровые агентства, занимающиеся подбором персонала. В частых ситуациях они сталкиваются с уволенными сотрудниками: агентство без проблем может трудоустроить их в любой другой организации, которая находится у них в качестве клиента. Аутсерфинг предполагает поиск агентством сотрудников для временной работы в определенной организации. В данном случае работники предоставляют свои услуги на оговоренный срок.

Нештатный персонал нужен многим организациям. Временный персонал зачастую необходим для сезонной работы, например, в сфере гостиничного бизнеса, торговли, строительства. Что касается медицинской отрасли, работодатели не уверены, что провайдер сможет предоставить сотрудников, чье качество работы будет на высшем уровне.

Какой временный персонал наиболее востребован?

Временный рабочий персонал

Временный персонал требуется в различных сферах, в том числе и в промышленности. Временный персонал часто требуется для составления и продвижения новых проектов, связанных с сезонным увеличением объема работ. Чтобы получить надежный и ответственный персонал, организации необходимо выбрать хорошего провайдера. Провайдер обычно выбирается, исходя из опыта других компаний: руководство обращает внимание на стоимость услуг, репутацию и агентства. Существуют некоторые трудности, с которыми могут столкнуться руководители при сотрудничестве с провайдером.

Агентства бывают разные, одни предоставляют честных, добросовестных работников, другие могут предоставить персонал, не соответствующий требованиям организации. Некоторые компании жалуются на то, что провайдер предоставляет услуги сотрудников не в срок. Еще одна проблема, с которой может столкнуться руководство – частая смена сотрудников (в таком случае необходимо тратить дополнительное время на обучение нового персонала).

Клиенты агентств иногда жалуются на то, что провайдер предоставляет «не тех специалистов». Однако стоит помнить: лучшие специалисты в своей сфере без дела не сидят, они давно уже нашли свое место в той или иной фирме и работают как штатные сотрудники.

Что касается направленности работы агентств по аутсерфингу, как правило, они предоставляют временный персонал без квалификации (сюда можно отнести уборщиков, работников цеха, склада, операторов колл-центра, водителей и т. д). Подбором руководителей, IT-специалистов, врачей провайдеры не занимаются.


В гостях у журнала Reconomica — налоговый инспектор с 20-летним стажем из Владивостока, Оксана. Она рассказала о своей профессии, трудностях работы и ее преимуществах, а также, как получить эту важную специальность.

Профессия налогового инспектора

Налоговый инспектор — это очень специфичная профессия. В основном, эта работа связана с проведением проверок, ведением документации, анализом оплат налогоплательщиков и, конечно же, применением санкций в случае нарушений.

Данная работа довольно монотонная и однообразная, часто приходится засиживаться допоздна, чтобы успеть выполнить все поставленные задачи. В основном, я работаю с предприятиями и организациями, а вот мои коллеги чаще сталкиваются с обычными гражданами.

Налоговики распределяются по чинам. Существует 1, 2 и 3 ранг. Чем выше ранг, тем серьезнее и солиднее занимаемая должность. У меня 2 ранг, например. Ранг (или класс, как мы его называем) зависит от длительности работы в этой сфере и успешности. Если у человека есть лидерские качества, то он имеет больше шансов для повышения по карьерной лестнице. Некоторые начинают карьеру в небольшом городе, а уже через 10-15 лет становятся налоговиками в краевом центре.

Плюсы и минусы работы в налоговой

Основным плюсом моей профессии считаю ее важность для общества.

Минусов в этой работе тоже немало:

1. Часто работа распределяется неравномерно. В обычные дни обязанностей много, но до конца рабочего дня можно успеть, а в периоды сдачи налоговой отчетности начинается коллапс, потому что работы просто очень много и ты ничего не успеваешь.

2. Никто не любит платить налоги, поэтому люди, приезжающие в налоговую, часто бывают не в духе и грубят. Это оставляет осадок на весь день.

3. От такой работы сложно абстрагироваться и дома. В голове постоянно крутятся отчеты и документация, а со временем работа становится большей частью твоей жизни.

4. Большой минус для здоровья приносит работа в офисе. Ты постоянно сидишь перед компьютером, мало двигаешься, напрягаешь глаза, смотря на экран. У меня уже испортилось зрение и фигура. Часто времени нет даже на обеденный перерыв, желудок тоже не в восторге.

Что касается заработной платы, то с ней все в порядке. Конечно, всегда хочется больше, но все-таки я довольна тем, что есть. На данный момент я зарабатываю 25 тысяч рублей.

Обязанности налогового инспектора

В мои обязанности входит множество различных задач:

1. Нужно следить за соблюдением налогового законодательства, проводить разъяснительные работы.

2. Необходимо проверять всю финансовую документацию предприятий, дела которых я веду, и консультировать всех обратившихся ко мне граждан по вопросам налогов.

3. Больше всего рабочего времени занимает ведение налоговой отчетности — приходится анализировать и собирать гигантский объем информации.

4. Редко, но все же приходится выезжать на проверки. Такие проверки проводятся в случае подозрений о махинациях или если мы уже знаем, что предприятие не выплачивает налоги и нам необходимо определить сумму штрафов.

В общем, я считаю, что налоговый инспектор должен хорошо разбираться в законах, знать Конституцию и другие государственные важные документы. Очень важно быть юридически и финансово подкованным, быть уверенным даже в самых мелких деталях и знать ответы на все вопросы, касающиеся налогообложения.

Уникальность профессии

Поэтому любой налоговый инспектор, в первую очередь, должен обладать такими личностными качествами, как: аналитические способности, кропотливость, внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, дотошность, педантичность.

Поскольку налоговый инспектор работает с людьми, одна часть из которых честно платит налоги, понимая свою ответственность перед государством, а другие — не очень, пытаясь государство обмануть, специалист должен знать тонкости психологии, и в соответствии с психологическими особенностями налогоплательщика выбирать тактику общения с ним.

Еще одно качество, которое необходимо специалисту по налогам — высокий порог «неконфликтности». Налоговый инспектор как дипломат должен достигать своих целей не военным путем, а с помощью мирных переговоров. При этом быть готовым к тому, что не всегда консенсус будет достигнут без обид и оскорблений.

Вообще, очень многое в работе налоговика автоматизировано. К примеру, есть АСК НДС. Он позволяет налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами. Иными словами, мы можем увидеть, как деньги с 1 счета попадают на пятый. Как правило, отмывание денег ловят именно таким образом. Раньше эту систему использовали как инструмент для работы, однако сейчас одних подозрений от программы достаточно, чтобы возбудить дело.

Человек, занимающийся сбором налогов, может помочь не только своим клиентам, но и себе. Знание права и финансов — одно из самых востребованных в жизни любого современного человека.

Знание всех нюансов налогообложения развивает человека: специалист все время должен «держать в форме» свой интеллект.

Если вспомнить этимологию названия профессии, то можно убедиться в том, что мудрый язык просто выделил важнейшую проблему в профессии: налоговых инспекторов по определению не любят. Надо быть готовым к тому, что встретят человека, который пришел изъять кровно заработанное, хотя бы и его часть, неласково. Быть готовым к таким ситуациям нужно всегда, а это предполагает определенное психологическое напряжение.

И еще одно: профессия достаточно монотонна, поэтому говорить о каком-либо разнообразии не приходится.

Как стать налоговым инспектором

Сегодня же получить профессию налогового инспектора можно в любом экономическим ВУЗе, где имеется специальность «налоги и налогообложение» или «экономическая безопасность».

Сколько платят за информацию о схемах в Кемерово

Почему «сливать» информацию выгоднее налоговикам, а не ОВД

Как вычислить информатора среди сотрудников

  • Выявление налоговых схем
  • Серая зарплата

Обсуждение вопросов выплаты теневой заработной платы в той или иной компании налоговики долгое время выносили на комиссии по легализации объектов налогообложения, а если поступали сведения от граждан, то и на выездную налоговую проверку. Но в 2014 году Кемеровская область пошла еще дальше, издав региональный закон от 04.04.14 № 23-ОЗ «О денежном вознаграждении гражданам, предоставившим информацию о нарушениях в области налогообложения, связанных с оплатой труда».

Согласно постановлению Коллегии администрации Кемеровской области от 23.06.14 № 248, денежное вознаграждение выплачивается информатору при одновременном соблюдении следующих условий:

  • достоверность информации о нарушениях в области налогообложения, связанных с оплатой труда, признана работодателем или установлена налоговым органом или судом;
  • в результате того, что факт нарушения был признан (установлен), произошло начисление (доначисление) соответствующих сумм налогов;
  • начисленные (доначисленные) суммы налогов фактически поступили в областной бюджет.

Размер денежного вознаграждения информатора составляет 10 процентов от сумм, поступивших в кемеровский бюджет в связи с предоставлением информации о нарушениях. А в случае если по одному и тому же факту нарушения информация поступила от нескольких граждан, то размер денежного вознаграждения рассчитывается пропорционально их количеству.

Редакции «ПНП» удалось получить комментарий Жанны Силоновой, начальника отдела налогообложения физлиц, УФНС по Кемеровской области. По ее словам, все обращения от информаторов поступают в департамент труда и занятости Кемеровской области, а потом направляются в налоговые органы для проверки. Пока такие сообщения принимаются только по НДФЛ, другие налоги подключать еще не планируется.

Жанна Силонова рассказала, что на текущий момент сообщений от информаторов мало и еще не подтвердился ни один сообщенный ими факт. Соответственно, вознаграждения еще не выплачены. Причина тут в том, что для выплаты вознаграждения нужны документальные подтверждения, налоговые доначисления и взыскания. А чаще всего информаторы просто обращаются в устной форме, подтверждающих нарушение документов никаких не прилагают. Нет ничего, за что можно было бы зацепиться при налоговой проверке. Тем не менее в настоящее время кемеровские налоговики ведут работу по одному обращению о выплате «серой» зарплаты, но пока конкретных результатов нет.

В ФНС кемеровский опыт для нашего журнала прокомментировал Кирилл Котов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса. Он согласился с кемеровской коллегой, что такие сложные условия для выплаты вознаграждения, как обязательное доначисление и поступление налогов в бюджет, могут оказать дестимулирующее влияние на потенциальных информаторов. К тому же, по его личному мнению, платное «стукачество» вряд ли должно быть в почете в принципе, тем более в России. Что же касается перспектив распространения кемеровского опыта на всю Россию, Кирилл Котов считает, что без выделения ФНС должного финансирования на оплату услуг информаторов это в принципе невозможно.

Стучать выгоднее налоговикам, а не правоохранителям

Российские налоговики, в отличие сотрудников налоговых служб большого числа иностранных государств (США, Великобритания, Германия, Канада, Сингапур), не наделены правом на оперативно-розыскную деятельность. Поэтому в настоящий момент для агрессивных методов расследования им приходится использовать промежуточное звено – правоохранительные органы. Полиция и следственный комитет могут помочь налоговикам собрать такие доказательства налогового правонарушения, которые самостоятельно инспекторы собрать не способны.

Однако информаторам гораздо выгоднее обращаться напрямую к налоговикам (пока только к кемеровским, а в перспективе – к любым), а не к правоохранителям. Ведь в соответствии с приказом МВД России от 10.01.12 № 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» сотрудничество с такими лицами осуществляется на безвозмездной основе. То есть налоговой инспекции информатор может продать свою информацию, а ОВД – только подарить.

Тактика в инструктировании информаторов правоохранительными органами будет зависеть от того, работает ли в компании человек или нет. Однако и в том и в другом случае возможно проведение оперативного эксперимента, в ходе которого применяются аудиовидеозаписи, другие технических средств для негласной технической фиксации его контактов с подозреваемыми лицами. При этом ахиллесовой пятой работы с агентами остается запрет подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация). Уголовное дело в суде развалится, если будет установлено, что была провокация со стороны агента, которая может выражаться в его настойчивости или в побудительных оборотах речи. В этом случае такие действия уже не являются деятельностью тайного агента и представляют собой подстрекательство к совершению преступления.

Отметим также, что Федеральный закон от 28.06.13 № 134-ФЗ дал зеленый свет направлению результатов оперативно-розыскной деятельности налоговикам. А благодаря пункту 45 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Осведомителем часто бывает обиженный сотрудник

В международной практике информаторы используются в налоговых целях давно и достаточно широко. В Канаде, например, такие люди получают вознаграждение за раскрытие информации не только по налогам физических, но и юридических лиц. В частности, в плане экономического развития Канады на 2013 год указано, что действует программа «Офшорные налоговые информаторы», которая предусматривает выплату премий лицам за сообщение информации о случаях несоблюдения налогового законодательства на международном уровне.

Практика работы иностранных налоговых служб с информаторами значительно расширяет возможные способы взаимодействия. Например, в Австралии информаторы могут направлять налоговикам не только письмо с информацией, но обратиться в инспекцию онлайн с использованием специального портала (аналог нашего кабинета налогоплательщика). А в некоторых случаях – сообщив информацию по телефону и указав личную информацию, позволяющую его идентифицировать. А в Сингапуре достаточно заполнить форму на сайте налогового ведомства и приложить отсканированные образцы документов, если они имеются.

В мировой практике характер взаимодействия налоговиков с информаторами не сильно различается. Если институт платных информаторов приживется в России, вполне можно ожидать появления специальной телефонной линии, с помощью которой можно будет не просто анонимно сообщить оператору под запись какие-то свои подозрения, но и побеседовать с компетентным по обсуждаемым вопросам налоговым инспектором. С тем чтобы тот сразу же пояснил, интересна ли налоговикам информация, которой владеет осведомитель. И какие дополнительные сведения по данному нарушению налоговому органу хотелось бы иметь.

В частности, вот какая информация интересует кемеровских налоговиков уже сегодня:

  • название компании или ИП, выплачивающей зарплату в конвертах;
  • время выплат и количество лиц, которым выплачивается «серая» зарплата, с какого периода это происходит, а также метод выплаты (например, на банковскую карту, наличными, с помощью притворных выплат и т.п.);
  • осведомлен ли информатор, где могут находиться подтверждающие документы (например, неофициальные зарплатные ведомости в бумажном или электронном виде), или у него имеется только конверт с фамилией, который никак нельзя будет использовать в качестве доказательства;
  • все возможные источники получения информации (от слухов и сообщений в СМИ до сведений, подтвержденных документами и электронной перепиской).

При этом в группе риска оказываются прежде всего те компании, которые выплачивают «серые» зарплаты не всем работникам. Так как тот человек, кто давно и на регулярной основе получает от работодателя неофициальные выплаты, вряд ли станет свидетельствовать против себя же самого. Так как такому работнику в результате «слива» информации придется доплатить НДФЛ из собственного кармана, ведь плательщиком НДФЛ является именно физлицо, а работодатель – лишь налоговый агент.

Кроме того, рискуют компании, увольняющие сотрудников со скандалом. Имеющие неурегулированные трудовые споры внутри коллектива (например, об индексации или повышении зарплаты, неправильном начислении премиальных и компенсаций, необеспечении нормальных условий труда и т.п.), стажеров и лиц на испытательном сроке, не принятых впоследствии на работу.

Как показывает практика, обиженные сотрудники часто готовы отомстить за свою боль работодателю даже ценой доначисления им НДФЛ. Такие сотрудники обычно готовы как самостоятельно свидетельствовать против компании, так и приводить иных свидетелей, содействовать налоговикам в рамках своих должностных обязанностей, например производить аудиозапись рабочих совещаний, копировать деловую переписку, табеля, ведомости. Кроме того, сдавая работодателя, сотрудник может не только указать, что имеются факты выплат неофициального характера, но и вскрыть для налоговой другие «секреты компании», пусть даже за эту «лишнюю» информацию он и не получит никакого вознаграждения.

Следует учитывать, что информаторами могут выступать разные люди. И в международной практике были случаи, когда осведомителем выступал, например, сотрудник банка. Так, бывший сотрудник крупнейшего швейцарского банка UBS Брэдли Биркефелд выступил осведомителем, получив 104 млн долларов за предоставление США сведений в отношении 4000 физических лиц, уклонявшихся от уплаты налогов.

В России этот вариант тоже возможен. Например, при раскрытии схемы оптимизации страховых взносов, когда все средства для выплаты «серой» зарплаты сначала зачисляются на счет руководителя, чтобы в сумме превысить облагаемый лимит. А впоследствии обналичиваются и распределяются сотрудникам «в конвертах». Работники банка вполне могут быть в курсе таких манипуляций компании.

Как вычислить информатора

Региональный закон Кемеровской области не только относит сведения о гражданине, предоставившем сведения, к конфиденциальной информации, но и, в отличие от сложившейся международной практики, не предъявляет каких-то особых требований к личности осведомителя. Это сильно затрудняет для компании идентификацию человека, передающего налоговикам нежелательные сведения.

В международной практике к личности платного информатора предъявляются определенные требования. Они позволяют руководству компании более-менее сузить круг подозреваемых. Например, в США это необходимость иметь постоянный доход, который должен превышать 200 тыс. долларов за год, отсутствие судимости за уклонение от уплаты налогов. Кроме того, не допускается, чтобы платный информатор лично принимал активное участие в разработке и внедрении схем уклонения от налогов. Также не может стать информатором должностное лицо правоохранительных или налоговых органов, в чьи обязанности и так входит раскрытие подобных правонарушений.

Кроме того, иностранные налоговики при получении информации от осведомителя действуют строго по регламенту. В частности, опрашивают третьих лиц (соседей, сотрудников банка, коллег по работе) для получения дополнительной информации о налогоплательщике и подтверждения полученных сведений. При этом налогоплательщик имеет право затребовать список всех тех лиц, к которым обращались налоговики. Что также поможет сузить круг подозреваемых.

Поэтому, в случае предъявления компании таких налоговых претензий, которые с высокой вероятностью указывают на наличие у инспекторов информатора из числа сотрудников, основной совет будет сводиться к анализу имеющихся у налогового органа сведений и сути их дополнительных запросов. Часто это позволяет найти слабое звено в персонале компании.

И все-таки в ряде случаев информация об осведомителе может быть получена лишь на последнем этапе, когда сложно что-либо кардинально поменять и выстроить защиту. Например, при проведении допроса, выемки (по результатам которой анализируются факты, а именно кто мог знать местонахождение определенных документов и иметь интерес) или в суде при хорошем юридическом сопровождении, когда информатор будет выступать важным свидетелем и его придется налоговой службе рассекретить.

Следует учитывать, что потенциальный осведомитель не обязательно кто-то один, кого подозревает компания. Дело в том, что сообщить одну и ту же информацию могли не один, а несколько сотрудников. И если в международной практике не предусмотрено выплаты вознаграждения опоздавшим, то кемеровский региональный закон допускает раздел суммы вознаграждения между несколькими информаторами.

Что касается самого размера выплат (10% согласно региональному закону Кемеровской области), то он в принципе соответствует международной практике. Однако за рубежом чаще размер вознаграждения осведомителя зависит от ценности предоставленной им информации. Например, в Канаде оно колеблется в пределах от 5 до 15 процентов доначисленного федерального налога (без учета процентов и штрафа), в Сингапуре составляет 15 процентов, в США – от 10 до 30 процентов (с учетом пеней, штрафа) и облагается у информатора налогом на доходы.

Сторонние источники информации о теневых зарплатах

С 90-х годов в налоговых инспекциях работает система информирования о налоговых нарушениях – «горячая линия». На особый номер телефона может позвонить любой аноним и сообщить о своих подозрениях.

Как показывает практика текущего года, в ходе налоговых проверок и иных мероприятий контроля проверяющие весьма часто прибегают к такому эффективному, по их мнению, инструменту, как вызов представителей компании «на ковер» для дачи показаний, объяснений по фактам, которые не понравились инспекции. Расскажем, как в таких ситуациях не навредить бизнесу и себе.

компании «Правовест Аудит»


Вызов на допрос

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Как правило, в первую очередь на допрос вызывают должностных лиц проверяемой компании (генерального директора и главного бухгалтера), руководителей контрагентов проверяемого налогоплательщика. Но кроме генерального директора и главного бухгалтера налоговый орган может допрашивать любых сотрудников проверяемой компании (как ранее работавших, так и действующих).

Важно понимать, что зачастую основной целью налоговиков при допросе тех или иных свидетелей (в том числе генерального директора и главного бухгалтера организации) является получения весомых, с точки зрения инспекции, доказательств совершения проверяемой компанией тех или иных нарушений налогового законодательства.

Материалы допроса, среди прочего, будут положены в основу доначислений налогов (отказа в возмещении НДС из бюджета) по итогам выездной/камеральной налоговой проверки. С другой стороны, информация, полученная во время допроса, может, наоборот, помочь инспекции установить правомерность действий организации и снять предъявляемые претензии.

Рассмотрим основные моменты, которые необходимо знать, если получена повестка о вызове на допрос.

Не игнорируйте вызов на допрос!

Многие полагают, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос и сообщить лишнее налоговому инспектору. Но это ошибочное мнение. Как показывает практика, зачастую неявка на допрос генерального директора либо главного бухгалтера в ходе камеральной проверки возмещения НДС может послужить одним из «формальных» оснований для отказа компании в возврате либо зачете налога. Налоговая инспекция наряду с иными обстоятельствами может сделать вывод об отсутствии у проверяемой компании признаков ведения реальной предпринимательской деятельности.

Неявка на допрос без уважительных причин, как и уклонение от допроса, наказывается штрафом в размере 1000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за неправомерный отказ от дачи показаний и заведомо ложные показания – 3000 руб. (ст. 128 НК РФ).

О тонкостях процедуры допроса, ответственности и пр. важных моментах читайте в нашей статье.

Подготовьтесь к вопросам инспекции

Как было отмечено выше, вызывая на допрос должностных лиц организации, инспекция нацелена на получение доказательств совершения налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах. Наиболее часто задаваемыми вопросами являются вопросы по сделкам и операциям компании с так называемыми «проблемными» контрагентами.

Вот примеры таких вопросов:

  1. Каким образом и когда нашли данного поставщика (откуда брали информацию)?
  2. Почему выбрали именно его?
  3. Каким образом и кто контактировал с контрагентом?
  4. Кто подписывал договоры и прочие документы?
  5. Имеются ли контактные данные контрагента?
  6. Какой товар поставлялся, какие оказывались услуги?
  7. Каким образом происходила передача товара, как доставлялся и где хранился?
  8. Что входит в ваши обязанности как руководителя компании?
  9. Подписывали ли вы (руководитель) договоры и другие документы от имени компании?

Кстати!

Примерный перечень вопросов, задаваемых руководителям и иным работникам компаний, приведен в приложениях к Методическим рекомендациям от ФНС и Следственного комитета РФ (Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Очень рекомендуем ознакомиться с этим документом.

Не торопитесь с ответами, отвечайте коротко и четко!

Хорошо, когда вы идете на допрос в налоговой инспекции с четко сформулированной версией событий. Но, к сожалению, все вопросы налоговиков предугадать невозможно. К тому же часто налоговики хитрят и задают одни и те же вопросы, но с разных сторон, пытаясь тем самым запутать свидетеля. Если заданный вопрос ставит вас в тупик или кажется подозрительным – не спешите, продумайте ответ. Лучше ответить обобщенно, чем дать противоречивый ответ.

Как свидетелю формулировать свои ответы?

Если в ходе допроса генеральному директору инспекторы задают какие-либо неудобные вопросы, то можно дать наиболее обобщенные ответы.

Например, на вопрос инспектора о том, как был найдено ООО «Альфа», контактировали ли Вы с генеральным директором ООО «Альфа», получали ли учредительные и иные документы данного поставщика и т.п., можно ответить примерно следующим образом: «Поиском данного поставщика и проверкой пакета документов по ней занимались определенные сотрудники нашего отдела закупок».

На просьбу назвать основных поставщиков компании можно ответить примерно следующим образом: «Главными поставщиками являются ООО «Омега 1», ООО «Омега 2», более мелких не могу сейчас вспомнить…».

Также допустимо и оправданно, если на заданные проверяющим уточняющие вопросы (тем более, когда речь идет о просьбе инспектора указать на какие-либо документы, привести цифры, назвать даты и т. п.) генеральный директор предоставит неопределенные ответы (в частности, «не располагаю подобными сведениями», «необходимо смотреть документы»).

Например, на вопрос, кто из сотрудников отдела закупок (отдела продаж) лично присутствовал при подписании договора с ООО «Альфа», можно ответить фразами «не помню», «затрудняюсь ответить», и др..

Проверяйте протокол допроса в налоговой инспекции

Перед подписанием протокола обязательно очень внимательно прочитайте его, чтобы убедиться, что все ваши слова записаны верно, без каких-либо искажений и дополнений. Это важно.

Инспекторы могут нечетко формулировать подлежащие занесению в протокол вопросы и соответствующие ответы свидетеля. В последующем это предоставляет налоговому органу широкие возможности интерпретировать полученные показания в свою пользу, и они в искаженном виде находят свое отражение в принятом по результатам налоговой проверки решении. Будьте бдительны!

История из практики

В ходе допроса в налоговой в качестве свидетеля генерального директора ООО «Альфа», выступавшего основным поставщиком проверяемой компании, на один из вопросов свидетель ответил следующим образом: «…документы приносили мне подписанными». При этом, отвечая так, директор имел в виду, что такие документы были уже оформлены со стороны компании-контрагента. Между тем налоговая инспекция в решении по итогам выездной проверки сделала вывод о не подписании первичных документов генеральным директором ООО «Альфа». Вот такая история вышла.

Вызов на комиссию

Минфином России и ФНС пять лет назад выпущено письмо «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы», в котором описаны ключевые аспекты деятельности комиссий (письмо от 17.07.2013 года №АС-4-2/12722). С тех пор вызов на комиссию активно используется налоговыми органами в целях выяснения информации о хозяйственной деятельности организации, которая привела к тем или иным налоговым последствиям (как правило, связанным с уменьшением налоговых обязательств компаний).

Основная цель проведения комиссий - увеличение поступлений в бюджет и пресечение случаев уклонения от уплаты налогов.

В «зоне риска» для вызова на комиссию находятся компании со следующими признаками:

► показывающие убыток в налоговой отчётности;

► выявлен предельный размер вычетов по НДС или НДС заявлен к возмещению из бюджета;

► низкая налоговая нагрузка по налогам (в частности, налогу на прибыль, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН);

► есть непогашенные долги по налогам;

► заработная плата сотрудников налогоплательщика находится на уровне МРОТ или значительно ниже рыночной;

И это далеко не полный перечень возможных причин. Так, например, инспекция может вызвать руководителя компании на комиссию, если у нее возникли сомнения в достоверности и корректности представленной отчётности.

Перед вызовом на комиссию налогоплательщик получает информационное письмо, в котором инспекция отражает выявленные ей обстоятельства, свидетельствующие о занижении налоговых обязательств, и рекомендации по устранению таких обстоятельств (посредством подачи уточненных деклараций, уплаты недоимки по налогам и пр.).

Такое информационное письмо направляется налогоплательщику ориентировочно за месяц до потенциального вызова на комиссию. Если компания не предпринимает никаких действий по устранению выявленных инспекцией противоречий, ей направляется уведомление о вызове на комиссию. Как правило, в налоговый орган приглашается именно руководитель организации.

Вот несколько рекомендаций, как вести себя, если получен вызов на комиссию:

Не игнорируйте вызов на комиссию

Если руководителя компании пригласили на комиссию, значит, у сотрудников инспекции есть вопросы, на которые лучше дать ответ. Если вызов будет проигнорирован, это может навести проверяющих на мысль о том, что в деятельности компании не всё в порядке.

Важно дать понять инспекции, что компании нечего скрывать и она открыта к взаимодействию.

Заранее подготовьтесь к комиссии

В полученном информационном письме и последующем уведомлении инспекция обозначает причину вызова на комиссию, просит предоставить определенные документы и сведения. К примеру, если причиной вызова на комиссию стал низкий уровень заработной платы сотрудников, инспекция попросит представить штатное расписание, трудовые договоры, приказы о приеме на работу, а также пояснить причины установления заработной платы ниже рынка.

При подготовке к комиссии продумайте, какие могут быть вопросы у инспекции, что вы будете отвечать на них, подготовьте необходимые документы. На заседание комиссии руководитель может взять с собой главного бухгалтера, который обладает полной информацией и сможет ответить на вопросы инспекции относительно учёта.

Например, если вызывают на комиссию, поскольку в декларации заявлена слишком большая сумма вычетов, в результате чего образовалась сумма НДС к возмещению. Наверняка инспекцию заинтересуют причины образования большой суммы вычетов. На комиссии руководитель/бухгалтер компании может пояснить, например, что причиной образования вычетов является вложение компанией денежных средства в строительство здания, которое в текущем периоде только увеличивает долю расходов, зато в будущем будет приносить значительный доход компании. Конечно, в каждом случае свои аргументы, которые желательно еще и документально подтвердить.

Чем больше аргументов и доказательств представит на комиссии руководитель, тем больше шансов убедить инспекцию в том, что компания не уклоняется от уплаты налогов.

Проанализируйте результаты комиссии и сделайте выводы

Как уже было сказано выше, на комиссию налоговый орган без причины не вызывает. Если руководителя вызвали на комиссию, значит, у инспекции возникли подозрения в том, что компания уклоняется от уплаты налогов.

Проанализировав задаваемые на комиссии вопросы, можно выявить «слабые места» своей компании и по возможности устранить недостатки. Следует помнить, что после проведения комиссии инспекция наблюдает за тем, какие шаги будут предприняты налогоплательщиком для исправления ситуации.

Если никаких действия налогоплательщик не предпримет, риск назначения выездной налоговой проверки значительно увеличивается. А выездная проверка - это гарантированные многомиллионные доначисления для компании.

Вызов в инспекцию для разговора об «уточненках» по НДС

Во втором полугодии 2018 года отмечена тенденция роста количества вызовов в инспекцию с предложением уточнить обязательства по НДС в связи с тем, что, по мнению налогового органа, контрагенты компании якобы имеют признаки «фирм-однодневок», не ведут реальную предпринимательскую деятельность и вообще «не совсем благонадежные в налоговом плане».

При этом такой вызов может быть и в рамках комиссии по легализации налоговой базы и как самостоятельное основание для проведения «профилактической работы в целях повышения эффективности контрольной работы, направленной на повышение налоговой культуры налогоплательщиков». Именно так формулируют цель вызова налоговые органы в своих протоколах.

В ходе беседы руководителю компании представители инспекции указывают на наличие признаков нарушения компанией пределов в части завышения налоговых вычетов по НДС по сделкам с конкретными компаниями-контрагентами, которые по тем или иным причинам «не понравились» проверяющим. И конечно же руководителю добровольно предлагают «сдаться», а именно - уточнить налоговые обязательства компании по таким «сомнительным» сделкам.

А если это не будет добровольно сделано, то инспекция грозит назначением выездной налоговой проверки, которая всенепременно будет результативной и по ее результатам по «сомнительным сделкам» можно будет распрощаться не только с вычетами по НДС, но, возможно, и с расходами по налогу на прибыль.

Пугающая для многих перспектива выездного контроля в совокупности с психологическим «нажимом» со стороны налогового органа не редко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных деклараций по налогу и доплатой в бюджет немалых сумм. «Откупились малой кровью»…так говорят некоторые руководители компаний в такой ситуации.

Но надо понимать, что факт подачи «уточненок» и уплаты соответствующих сумм налогов и пени все же на 100 % не исключает вероятность назначения выездной проверки, а иногда может косвенно подтвердить, что действительно сделки с указанными налоговым органом контрагентами «не совсем чисты в налоговом плане». Так что, «добровольное уточнение» далеко не панацея от выездной проверки.

Не следует на эмоциях сразу исполнять пожелания инспекции, надо понять реальные налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение. Возможно, что не так уж все плохо в Вашей ситуации, как представляют инспекторы и сделки вполне реальны и контрагенты абсолютно чисты и поэтому не стоит радовать проверяющих «легкими» поступлениями в бюджет.

Ситуация из практики

Компания получила уведомление о вызове руководителя в инспекцию, в котором было указана общая формулировка - по вопросам финансово-хозяйственных операций за III квартал 2018 года. В ходе беседы начальником инспекции устно были озвучены претензии к нескольким контрагентам компании, причем было недовольство по сделкам с некоторыми контрагентами за предыдущий квартал.

Контрагенты компании, по мнению инспекции, являются «техническими», поэтому руководителю настоятельно рекомендовали подать по сделкам с ними в течение 10 дней уточненные декларации и заплатить в бюджет чуть меньше миллиона рублей.

Однако, руководитель компании был готов к такому разговору, он заранее с помощью юриста подготовился к походу в инспекцию, поэтому спокойно и аргументировано, как в устном, так и в письменном виде пояснил, что оснований для представления «уточненок» у компании нет, поскольку сделки все реальны и компании-контрагенты вполне «живые», ведут предпринимательскую деятельность, имеют необходимые для этого ресурсы, прекрасно зарекомендовали себя на рынке, не обладают признаками «технических» компаний и все необходимые доказательства имеются. В итоге, компания не пошла на поводу у инспекции и сберегла деньги. Но здесь, несомненно, важно быть уверенным в своих прямых контрагентах.

На практике не редки случаи, когда в рассматриваемой ситуации простая беседа с начальником (заместителем начальника) инспекции может перерасти в допрос. А здесь, как говорится, смотри пункт 1 данной статьи. На допросе желательно присутствие юриста, который поможет менее «болезненно» его пройти и при необходимости пресечь «лишнее» со стороны должностных лиц налогового органа.

Итак, при вызове в налоговый орган на разговор об «уточненках», важно заблаговременно подготовиться к визиту в инспекцию, разобраться в ситуации, оценить возможные риски и перспективы разрешения спора с налоговым органом и на основе анализа всех важных моментов принять решение - уточнять налоговые обязательства либо нет.

«Юриста желательно подключать с самого начала, как только получено уведомление о вызове в инспекцию (с требованием о представлении документов либо без такового), а не в день визита и общения руководителя с инспекцией. В этом случае, будет больше времени для анализа ситуации, оценки серьезности намерений налогового органа и определения тактики и стратегии поведения компании».

Читайте также: