Избыточное налоговое бремя в контексте общего равновесия

Опубликовано: 12.05.2024

Налоговое бремя как экономический показатель. Особенности избыточного налогового бремени и общего равновесия. Мера искаженного действия налога. Специфика проявления последствий налогообложения на разных рынках при налогообложении доходов и накоплений.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.05.2017
Размер файла 63,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государство должно оплачивать большое число расходов. Средства на эти цели поступают в основном за счет налогов, которые являются главным источником дохода для любого бюджета. Устанавливая доходы, правительство определяет, каким образом необходимые ресурсы будут изыматься из предприятий и домашних хозяйств и вливаться коллективное потребление и инвестиции.

Налоговое бремя является одним из экономических показателей, характеризующих налоговую систему государства. В.Г. Пансков Пансков В.Г. «Показатель налогового бремени» // Налоговая политика и практика. - 2009. - №3. - С. 88.. называет этот показатель налоговой нагрузкой, указывая при этом на то, что он является «достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны».

1. Избыточное налоговое бремя и общее равновесие

Под налоговым бременем стоит понимать показатель, отражающий совокупное воздействие налогов на конкретного плательщика и экономику страны в целом. Его можно определить как соотношение доходов, которые были получены в течение определенного промежутка времени, и налогов, подлежащих уплате за этот же период.

Данный процесс является крайне важным экономическим показателем, поэтому стабильно находится под вниманием государства. При этом уровень налогового бремени зависит от таких факторов, как размер ставки и база налогообложения. Опыт многих стран доказал тот факт, что чем выше данный показатель, тем ниже количество средств, поступающих в бюджет. По этой причине западные государства в большинстве своем двигаются в сторону постепенного понижения налоговых ставок.

Одной из основ гармоничного взаимодействия государства и общества является принцип социальной справедливости. При этом стоит отметить, что такая позиция правительства неизбежно подразумевает грамотно реализованное равное налоговое бремя, при котором не будет чрезмерного давления на конкретные социальные группы.

Суть принципа равенства сводится к тому, что обстоятельства налогоплательщиков учитываются без формального равноправия и притом в максимальной степени. Следствием будет являться соблюдение и равенства неформального.

При этом идея социальной справедливости будет реализована посредством применения различных видов налоговых стимулов, например льгот. В нынешнем обществе схема, ведущая к равенству, должна выглядеть следующим образом: одинаковые доходы при аналогичных условиях их получения облагаются равными по своей величине налогами, но при различных условиях генерации прибыли налогообложение также должно отличаться.

Исходя из такого понимания, социально ограниченным группам (студенты, безработные, инвалиды, пенсионеры) должны быть предоставлены льготы, определенные виды преимуществ и разные формы грамотной поддержки, компенсирующей отсутствие возможности иметь стабильный полноценный доход.

2. Мера искаженного действия налога

Налогообложение побуждает индивидов и организации изменять свое аллокационное поведение, если это позволяет уменьшить налоговое бремя, Такая возможность имеется, когда размер налога прямо или косвенно зависит от действий плательщика, а также от результатов этих действий, например от дохода.

Налогообложение приводит к тому, что чистая отдача от некоторых вариантов использования ресурсов, контролируемых субъектом экономических действий, снижается, Соответственно более привлекательными становятся другие варианты, в большей степени свободные от налогообложения (если таких вариантов не существует, это, собственно, и означает неспособность субъекта повлиять на величину налогового бремени, что имеет место при неискажающем обложении). В результате искажений формируется новая структура производственного и потребительского поведения. Отдельные виды деятельности, производимые и потребляемые товары и услуги заменяются иными, которые при отсутствии налога представляли бы меньшую ценность, чем заменяемые. Переход к варианту использования ресурсов, который "сам по себе" менее ценен, чем вариант, от которого приходится отказываться, означает снижение аллокационной эффективности.

Количественной характеристикой искажающего действия налога служит избыточное налоговое бремя (ИНБ), В качестве синонимов этого термина используются термины "чистые потери от налогообложения" или "потери благосостояния от налогообложения".

Ранее, по-видимому, вы уже познакомился со стандартной графической иллюстрацией рассматриваемого понятия. Она относится к ситуации, когда имеет место конкурентный рынок одного товара и этот товар облагается специфическим акцизом (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Мера искажающего действия

Избыточному налоговому бремени соответствует площадь треугольника ES ED E. Его составные части, треугольники . его составные части, треугольники и фиксируют потери излишка потребителя и излишка производителя. Государство получает в виде налога сумму, соответствующую площади прямоугольника PS PD именно таково произведение акциза (Ps-Po) на посленалоговый объем продаж Q1. Между тем на рисунке видно, что уменьшение излишка потребителя соответствует площади трапеции а уменьшение излишка производителя - трапеции . Итак, государство получает от искажающего налога меньше, чем теряют налогоплательщики, и разница представляет собой ИНБ.

Существенно, что подобного рода потерям излишка потребителя свойствен принципиально неденежный характер, хотя им, как и всяким приращениям полезности, можно поставить в соответствие некоторые денежные суммы. В то же время потери излишка производителя представляют собой недополученный денежный доход. Итак, два компонента избыточного налогового бремени имеют несколько разную природу.

Государство получает от искажающего налога меньше, чем теряют налогоплательщики. Между тем почти любой практически применяемый налог является искажающим.

Когда речь идет о сопоставлении искажающего налога с неискажающим, удобнее считать воображаемой первой фазой изменений параллельный сдвиг, а не поворот (эффект дохода, а не эффект замещения), В этом случае первая фаза, по сути, тождественна гипотетическому неискажающему налогообложению, которое привело бы плательщика на ту же кривую безразличия, что и анализируемый реальный налог. Вторая же фаза -- это непосредственно представленное искажающее действие того конкретного налога, который составляет предмет анализа.

Вспомним, что налоги - основной источник доходов общественного сектора. Они требуются, чтобы финансировать производство общественных благ и перераспределительные программы. Последние обосновываются главным образом соображениями справедливости, которые, как не раз отмечалось выше, способны в принципе ограничивать пространство собственно экономических решений. Однако дело не только в этом. С общественными благами, так же как и с частными, связан излишек потребителя.

Допустим, налоговая реформа привела к тому, что индивиды стали платить государству существенно меньше денег, но зато лишились значительной части общественных благ. Очевидно, только с учетом конкретных функций спроса на эти общественные блага можно достоверно судить, выиграли или проиграли индивиды в результате такой реформы, Ведь потери излишка потребителя в связи с недопроизводством общественных благ могут перекрыть не только экономию денег, которые раньше уплачивались в виде налогов, но и сокращение ИНБ. Таким образом, экономическая рациональность не обязательно предполагает сведение избыточного налогового бремени к нулю, хотя несомненно предполагает его минимизацию при прочих равных условиях.

Избыточное налоговое бремя может быть определено как разность между денежным эквивалентом происходящего под влиянием налога уменьшения излишка потребителя и производителя, с одной стороны, и доходом, получаемым государством от данного налога, с другой, Такое определение не требует комментариев, когда речь идет об отдельном налогоплательщике. Однако, строго говоря, характеристика избыточного бремени налогообложения, которое несет общество, должна быть дана с позиций функции общественного благосостояния. Именно по отношению к ней следует в данном случае определять излишек потребителя,

Обычно предполагается простое суммирование индивидуальных излишков потребителя; мы также будем, как правило, подразумевать это удобное допущение. Но такое суммирование оправдано, только если функция общественного благосостояния имеет специфическую форму бентамиана. Если придерживаться иной трактовки функции общественного благосостояния, не меняется смысл понятия избыточного налогового бремени, но измерение потерь благосостояния должно отражать эту конкретную трактовку.

налоговый бремя избыточный равновесие

3. Специфика проявления последствий налогообложения на разных рынках при налогообложении доходов и накоплений

Ряд налогов, играющих ключевую роль в формировании бюджетов различных стран, имеют в своей основе обложение доходов населения. Если значительную часть заработанного дохода приходится отдавать государству, рабочий может, при прочих равных условиях, предпочесть меньшую продолжительность и интенсивность труда, а владелец капитала -- избрать жизнь рантье, довольствующегося гарантированными поступлениями, например от государственных ценных бумаг, вместо активного участия в деловых операциях, способных приносить высокую отдачу. В этих и других подобных случаях происходит замещение экономически активного поведения пассивным.

Выше говорилось, что налогообложение оказывает противоречивое воздействие на предложение труда: с одной стороны, уменьшение дохода побуждает работать больше, с другой -- налог дестимулирует труд. Теперь это можно переформулировать следующим образом. Повышение цены дохода, выраженной в единицах досуга, вызывает эффект замещения, обусловливающий ее смещение влево и эффект дохода, которому соответствует смещение точки равновесия вправо. Таким образом, посленалоговое равновесие может достигаться как при больших, так и при меньших по сравнению с доналоговыми затратах труда.

В тоже время при условии снижении цены труда эффект дохода ведет к увеличению его предложения, а эффект замещения - к его относительному уменьшению.

Можно сделать вывод, что величина избыточного налогового бремени налогообложения дохода определяется радом факторов, а именно: размером налогообложения и эластичностью функции компенсированного предложения труда. Его функция отражает выбор, который должен сделать налогоплательщик (при некотором фиксированном уровне дохода) между увеличением (сокращением) труда (дохода) и увеличением (сокращением) досуга.

Рассмотрим проблему избыточного бремени налогообложения накоплений. Как известно, альтернативой накоплению является текущее потребление. Поэтому доход, который получит налогоплательщик в результате своих трудовых усилий, он может либо израсходовать полностью на текущее потребление, либо сберечь и за счет инвестиций обеспечить более высокий доход в будущем. В этих условиях высокий уровень налогообложения, как сбережений, так и доходов от инвестиций, способствует тому, что (при прочих равных условиях) увеличивается доля дохода, направляемая на текущее потребление и сокращается объем сбережений и инвестиций.

Избыточное налоговое бремя обуславливает потери эффективности общественных доходов и, как следствие, снижение уровня благосостояния общества. Анализ возможностей минимизации избыточного налогового времени (чистых потерь от налогообложения) имеет важное значение при совершенствовании налоговой системы общества, главной задачей которого является обеспечение оптимальной структуры налогообложения.

Таким образом, избыточное бремя налогообложения накоплений может формироваться различным образом, и его анализ технически достаточно сложен. Однако принципиальная схема выявления ИНБ при обложении накоплений вполне может быть представлена с помощью простейшей модели, в которой фигурируют два периода: текущий и будущий.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика. Основные направления применения показателя налогового бремени. Исчисление налогового бремени на макроуровне и микроуровне.

контрольная работа [83,0 K], добавлен 28.06.2015

Налоги как инструмент государственного регулирования социально-экономических отношений; измерители качества налоговой системы. Налоговое бремя: сущность, принципы, классификация, показатели. Расчет налогового бремени на примере ОАО "Регион-Сталь".

курсовая работа [50,8 K], добавлен 12.06.2012

Современные методики оптимизации налогового бремени. Проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных условиях. Недостатки и преимущества применения упрощенной системы налогообложения ООО "Сфинкс". Порядок заполнения декларации по УСН.

дипломная работа [2,0 M], добавлен 12.12.2010

Понятие полной ставки налогообложения. Рекомендации по выбору метода уплаты налога. Совокупность податного обременения населения. Цифровые значения налогового бремени. Сумма фактических фискальных платежей. Основные факторы, влияющие тяжесть обложения.

контрольная работа [28,0 K], добавлен 27.02.2009

Критерии справедливости в распределении налогового бремени в современной системе налогообложения. Принцип социальной справедливости, получаемых выгод, платежеспособности. Принцип справедливости в прогрессивном и пропорциональном налогообложении.

курсовая работа [42,9 K], добавлен 22.01.2015

Избыточное налоговое бремя(определение, характеристика, оценка)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Избыточное налоговое бремя
(определение, характеристика, оценка)

Налогообложение приводит к тому, что чистая отдача от некоторых вариантов использования ресурсов снижается. Соответственно более привлекательными становятся другие варианты, в большей степени свободные от налогообложения.

Избыточное налоговое бремя
Избыточное налоговое бремя характеризует потери эффективности от налогообложения.

Избыточное налоговое бремя
Избыточное налоговое бремя – количественная характеристика искажающего действия налога.

Избыточное налоговое бремя
Введён акциз

Налогоплательщики теряют больше, чем получает государство, и разница представляет собой ИНБ

Избыточное налоговое бремя
Избыточное налоговое бремя - разность между денежным эквивалентом происходящего под влиянием налога уменьшения излишка потребителя и производителя, с одной стороны, и доходом, получаемым государством от данного налога, с другой.

Факторы, влияющие на величину ИНБ
1) начальное (доналоговое) состояние;
2) налог;
3) функция спроса;
4) функции предложения.

При увеличении налога ИНБ растет опережающим темпом по сравнению с доходами государства

ИНБ на монопольном рынке
Потери потребителей

ИНБ на монопольном рынке
Потери производителей

ИНБ на монопольном рынке
Доход государства

ИНБ на монопольном рынке
Налогообложение сокращает прибыль, достающуюся монополисту, в том числе за счет поглощения части доналоговой прибыли избыточным бременем.

В условиях монополии размер, на который, приданной величине налоговых поступлений снижается объем продаж, зависит от формы налогообложения: специфической или стоимостной. Меньшему сокращению объема продаж соответствует и меньшая величина ИНБ.

Исходные ситуации одинаковы.
Посленалоговые значения совпадают.
ИНБ одинаковы.
PSV TU
Специфический налог
Стоимостной налог

В условиях монополии для стоимостного налогообложения по сравнению со специфически характерно, при прочих равны условиях, более благоприятное соотношение собираемых доходов и избыточного налогового бремени

Эффект замещения и ИНБ
Эффект замещения это изменение величины спроса, которое непосредственно обусловлено изменением соотношений цен.

ИНБ обусловлено той частью уменьшения излишка потребителя, которая связана с эффектом замещения.

Эффект замещения и ИНБ
Компенсирующее изменение излишка покупателя

Эффект замещения и ИНБ
Эквивалентное изменение излишка покупателя

Эффект замещения и ИНБ
Налоговый платёж государству

Избыточное бремя налогообложения доходов
Обложение дохода налогом означает повышение цены, которую приходится уплачивать за его единицу.
Повышение цены дохода, выраженной в единицах досуга, вызывает эффект замещения и эффект дохода.
Функция компенсированного предложения труда – зависимость предложения труда от его цены при фиксированном доходе.

Избыточное бремя налогообложения накоплений
Аллокация ресурсов во времени зависит от налогового режима. Значение имеют налоги:
1) на средства, сберегаемые и инвестируемые в данном году (наличие или отсутствие соответствующих освобождений);
2) на накопленный запас (налогообложение имущества и отдельных его видов, а также налоги на наследство);
3) на доходы от инвестиций (налогообложение процентов по депозитам и т. п.).

ИНБ в контексте общего равновесия

Правило Корлетта-Хейга
При налогообложении товаров и услуг те из них, которые представляют субституты досуга, должны облагаться в меньшей степени, чем взаимодополняющие по отношению к досугу.

Px – цена товаров для досуга.
Рy – цена товаров для зарабатывания дохода.
Если налогообложение существенно повышает Px, затрагивая Рy лишь в небольшой степени или не затрагивая вовсе, спрос на досуг, при прочих равных условиях, сокращается. При таком налогообложении полноценное проведение досуга обходится дороже по отношению к доходу, чем если бы все товары облагались по единой ставке. Результат подобен тому, как если бы налогообложению подвергся сам досуг.

Масштабы чистых потерь
Каждый дополнительный доллар, полученный государством, обходится налогоплательщикам фактически примерно в $1,2 - 1,4.




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Ефремова Елизавета ЕвгеньевнаНаписать 128 27.03.2020
  • Другое
  • Презентации
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    27.12.2020 0
    22.12.2020 0
    10.12.2020 0
    09.12.2020 0
    08.12.2020 0
    14.11.2020 0
    20.10.2020 0
    19.09.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сфера действия налога включает совокупность тех индивидуумов, кто фактически несет бремя налога, то есть тех, чье благосостояние изменяется под воздействием налогов при прочих равных условиях.

Аналогично определяется сфера действия любой политики государства.

Те, кто уплачивает налог налоговым органам, как правило, являются не единственными, кто несет бремя налога, более того, в определенных случаях они могут даже не ходить в число лиц, фактически несущих бремя налога.

В принципе возможен непосредственный подход к анализу сферы действия налога: рассчитать общее равновесие в экономике до налогообложения и после. Однако этот подход трудно реализовать технически, кроме того, сего помощью нелегко выявить отдельные составляющие происходящего перемещения, которые могут обладать объясняющей и прогностической силой.

Обычно анализируют, как распределяется налоговое бремя между следующими группами:

покупателями и продавцами (продукции или факторов);

владельцами одних и других факторов;

группами индивидуумов (семей) с разными уровнями доходов;

жителями различных регионов;

Примеры, распределения налогового бремени в случае частичного равновесия хорошо известны из курса микроэкономики.

Из анализа частичного равновесия можно сделать некоторые выводы, которые справедливы и при рассмотрении общего равновесия.

1. Бремя налога не зависит от того, на какую из сторон рыночного взаимодействия возложены налоговые обязательства.

2. Более тяжелое бремя налогов несет та сторона, поведение которой менее гибко (строго говоря, если в точке пересечения кривых спроса и предложения более эластичен спрос, то бремя налога тяжелее ляжет на продавцов, если более эластично предложение, то на покупателей).

В случае монополии также результат зависит от эластичности спроса и от поведения кривой издержек, причем значение может иметь и изменение эластичности с изменением цены товара. Если при постоянных издержках кривая спроса линейна, то цена товара вырастет только на половину величины налога, если же монополия сталкивается с кривой спроса с постоянной эластичностью, то рост цены может превышать рост налога.

Рассмотрим модель, описывающую перемещение налогового бремени налога на доход корпораций в контексте общего равновесия. Впервые подобная модель была предложена Харбергером в 1962 году. Мы рассмотрим упрощенный вариант модели, позволяющий осуществить наглядную графическую иллюстрацию[47]. Упрощение достигается за счет использования конкретного вида функций (все функции в модели имеют вид функций Кобба-Дугласа). Более сложное, но и более информативное изложение модели можно посмотреть в [1].

Предпосылки упрощенной модели следующие:

Суммарный денежный доход всех индивидуумов задан экзогенно и равен I .

В экономике производятся два товара. В корпоративном секторе производится x, а в некорпоративном - y.

Все потребители идентичны, функция полезности каждого из них есть функция полезности Кобба-Дугласа
.

Можно записать выражение для расходов каждого индивидуума на блага x и y, а также суммарные расходы на эти блага.


.


.

Государство, собрав налоги, тратит их на приобретение тех же самых благ, причем в тех же пропорциях, что и индивидуумы. Поэтому суммарные расходы на каждое благо сохраняются неизменными и после налогообложения.

То есть совокупный спрос на блага равен:


,


и имеет единичную эластичность.

В производстве используются два фактора, L и K.

Производственные функции - функции Кобба-Дугласа с постоянной отдачей от масштаба.


,


.

Прибыль в производстве блага x равна:


.

Из условия максимизации прибыли найдем спрос на факторы:


,
,


,
.

То есть спрос на факторы тоже имеет единичную эластичность.

Совокупный объем факторов K и L задан в модели экзогенно, но факторы свободно мобильны между секторами. То есть данная модель не является ни краткосрочной, ни долгосрочной. Она служит вполне определенной задаче: изолировать эффект воздействия налога.


,


.

Можно найти функцию издержек в каждом секторе.[Неизвестн11]


,
.

Отсюда, найдя предельные издержки и приравняв их цене соответствующего блага, можно найти зависимость цены предложения блага от цен факторов.

На рисунке 6.2.1. проиллюстрировано достижение общего равновесия в ситуации до и после налогообложения. В верхней части рисунка изображены кривые спроса производителей на капитал (в разных координатах). Так как суммарный запас капитала постоянен, то ширина этой диаграммы равна этому запасу, а оси капитала, используемого в разных секторах, направлены навстречу друг другу по одной прямой.

В точке 5 кривые, построенные для случая отсутствия налога, пересекаются, проекция этой точки отражает спрос на капитал обоих секторов в отсутствие налогообложения.

Правая диаграмма аналогичным образом изображает спрос на труд.


Средняя диаграмма - ящик Эджворта для производства. Линия, соединяющая два начала координат ящика Эджворта - контрактная кривая.

Естественно предположить, что корпоративный сектор с большей капиталовооруженностью, чем некорпоративный, поэтому выбрана именно такая форма контрактной кривой. В результате в отсутствие налогообложения получен больший спрос на капитал в корпоративном секторе, чем в некорпоративном. То, что спрос на труд получился большим в некорпоративном секторе - результат произвольного построения. Можно получить и обратный результат для труда.

Точка 1 на диаграмме Эджворта отражает как распределение факторов в экономике до налогообложения, так и равновесие каждого из максимизирующих прибыль секторов. Через нее проходит изокоста, соединяющая точки 4 и 3. Изокванты не изображены, чтобы не загромождать изображение, но они должны касаться, поскольку равновесное размещение принадлежит контрактной кривой.

Теперь введем налог на доходы корпораций.

В результате цена капитала r до налогообложения должна быть больше, чем после налогообложения. Это обстоятельство отражено сдвигом вниз кривой спроса на капитал в корпоративном секторе. Новое равновесие достигается в точке 6 - часть капитала перемещается в некорпоративный сектор, в котором отсутствует налогообложение. Цена капитала после уплаты налога (доходность, которую получат собственники фирм) должна быть одинаковой. Но цена капитала до налогообложения (та, которую уплачивают предприятия), различна. В корпоративном секторе она теперь выше. Расстояние по вертикали от точки 6 до исходной кривой спроса на капитал равно налогу, уплачиваемому корпорациями из дохода, произведенного предельной единицей капитала. Объем спроса на капитал в корпоративном секторе сместился влево.




На рынке труда ситуация не изменилась. Причина в том, что совокупные расходы на каждое благо постоянны, то есть в каждый сектор поступает фиксированная сумма выручки, а расходы на труд составляют фиксированную долю поступивших предприятиям доходов. Спрос на труд каждого сектора и цена труда остаются на том же уровне.

Если бы всю выручку, которую получают фирмы, они потратили на труд в новых условиях (мы отвлекаемся здесь от необходимости платить налоги и от того, что запас труда ограничен), то количество нанятого труда не изменилось бы. Это значит, что новые изокосты пересекают оси, на которых откладывается объем используемого труда, в тех же точках 3 и 4, что и раньше.

Построив пересечение линии, отражающей спрос секторов на капитал и линии, отражающей спрос на труд в диаграмме Эджворта, получим новое размещение факторов, точку 2. Она не лежит на контрактной кривой, то есть равновесие неэффективно, возникает избыточное бремя налогообложения. Через точку 2 и точки 3 и 4 проходят изокосты. Они в точке 2 пересекаются. Поскольку новое равновесие является и оптимумом фирм в условиях изменившейся цены капитала, изокванты (не изображенные на рисунке) должны касаться изокост, а, значит, пересекаться.

Отметим, что доходность, которую теперь получают лица, предоставившие капитал некорпоративному сектору стала ниже. То есть они, как и собственники капитала в корпоративном секторе, понесли потери в результате налогообложения, хотя и не являлись юридически плательщиками налога. В то же время цена, которую получают собственники капитала в корпоративном секторе, снизилась не на величину налога, а меньше. Произошло перемещение налогового бремени по горизонтали, от одних владельцев фактора к другим.

Но это еще не окончательный результат. Чтобы выявить все последствия налогообложения, необходимо рассмотреть ситуацию на товарных рынках


На рисунке 6.2.2 изображены кривые спроса на благо x и благо y. Совокупный спрос, изображенный кривыми Dx и Dy, остается неизменным после налогообложения: ту часть спроса, которая больше не предъявляется собственниками капитала в силу падения их доходов, компенсирует спрос правительства на те же блага. Обе кривые спроса собственников капитала сдвигаются влево. Кривые спроса лиц, получающих доходы от труда, неизменны. Цена блага x растет, поскольку предприятиям в этой отрасли приходится больше платить за капитал, растут издержки, следовательно, растет и цена. Происходи перемещение налогового бремени вверх, на потребителей. Соответственно снижается объем выпуска. Обратная ситуация наблюдается на рынке блага y. Обратим внимание, что выручка неизменна - кривые спроса с постоянной эластичностью. Собственники капитала проигрывают. Причем в обоих секторах. А вот для собственников труда результат может быть различным: на рынке блага х их потребительский излишек снижается, а на рынке блага у растет. От того, какое изменение излишка больше, зависит итоговый результат.

Данная модель сильно упрощена: в ней отсутствует перемещение налогового бремени от капитала к труду, не изменяется спрос собственников труда. Более сложную, но позволяющую увидеть более тонкие эффекты модель рассматривается в [1].

Литература: [1], [3], [4], [2].

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Модель, позволяющая анализировать перемещение налогового бремени в контексте общего равновесия, получила название Харбергера. В рамках модели разрешаются две проблемы:

  • найдут ли налогооблагаемые ресурсы эффективное применение на других рынках;
  • какое влияние будет иметь обратное перемещение ресурсов на налогооблагаемый рынок.

Модель Харбергера может использоваться во всех случаях, когда какой-либо из факторов производства дифференцировано облагается налогом в разных секторах экономики.

Обе эти проблемы рассматриваются в контексте общего равновесия, предполагающего акцент на взаимосвязи на различных рынках (рис. 6.13).

Предпосылки модели:

  • модель ограничивается экономикой, в которой имеются две отрасли, каждая из которых производит по одному товару с помощью двух факторов производства;
  • факторы производства, используемые в процессе производства: труд (L) и капитал (K);
  • оба фактора поставляются в фиксированных количествах и полностью заняты в рассматриваемых отраслях;
  • товары А и В полностью потребляются владельцами факторов производства
  • все рынки являются совершенно конкурентными, а размещение ресурсов Парето - оптимальным;
  • производственные функции A = fA(LA,KA), B = fB(LB,KB) имеют форму однородной первой степени функции Кобба - Дугласа. Это означает постоянство долей труда и капитала в доходе отрасли, постоянство отдачи от масштаба и единичную эластичность спроса каждой из отраслей на факторы производства;
  • эластичность спроса как наемных работников, так и владельцев факторов производства, равна единице, что влечет постоянство долей расходов на А и В в доходах работников и капиталистов, т.е. функции полезности также принимают вид Кобба - Дугласа;
  • государство полностью тратит средства, собираемые с помощью налогов, на закупку товаров А и В, причем между отраслями эти средства распределяются в той же пропорции, что и до введения налога;
  • равновесные состояния на рынках труда и капитала, а также на рынках товаров связаны между собой;
  • затраты труда и капитала сопрягаются через производственные функции;
  • контрактная линия фиксирует возможные оптимальные сочетания LA LB KA

Последствия налогообложения прибыли корпорации в модели Харбергера

Пусть в модели представлены две отрасли:

  • корпоративная (А) - более капиталоемкая;
  • некорпоративная (В) - менее капиталоемкая.

В результате введения налога на прибыль:

  • чистая отдача инвестиций в отрасль А уменьшается, а спрос этой отрасли на капитал снижается;
  • капитал перемещается из корпоративного сектора в некорпоративный, т.к. для владельцев мелких предприятий сектора В цена займов снизится;
  • перемещение будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие;
  • основываясь на допущениях, на рынке труда не происходит никаких изменений по сравнению с доналоговой ситуацией;
  • в новой ситуации предприятия обеих отраслей приобретают труд по одной и той же цене, а капитал обходится в отрасли А дороже, чем в отрасли В;
  • при одинаковом посленалоговом значении чистой отдачи для инвестора предприятия отрасли А должны обеспечивать отдачу капитал в производстве на уровне выше первоначальной, иначе они не смогут уплатить налог;
  • новое сочетание факторов не обеспечивают Парето - эффективное состояние экономики;
  • в посленалоговой ситуации прежние по составу ресурсы используются менее эффективно, следовательно, по крайней мере, одна групп индивидов должна понести потери;
  • несмотря на то, что денежный объем продаж в каждой отрасли остается неизменным (в соответствии с допущением), натуральные пропорции производства товаров А и В изменяются;
  • при прежних затратах труда в отрасли В теперь используется больше капитала, чем в А, так что выпуск растет, тогда как в первой отрасли он сокращается;
  • при этом субъективная ценность прироста В и потерь А для индивидов не обязательно уравновешивают друг друга, а учитывая, что в рассматриваемом примере происходит сдвиг контрактной линии, можно утверждать, что потери превышают приобретения;
  • распространение сферы действия налога на вторую из этих групп опосредуется отраслевыми рынками товаров и капиталов;

перемещение налогового бремени возможно на наемных работников; чистый доход от капитала снижается, и часть спроса на товары, который до введения налога предъявляли капиталисты, теперь предъявляется государством;

под воздействием налога положение капиталистов ухудшается; изменение положения работника зависит от соотношения прироста излишка потребителей, связанного с увеличением покупок товара В, и уменьшением излишка потребителей, обусловленного сокращением покупок товара А, что в свою очередь определяется конкретными параметрами функций спроса работников на каждый товар.

Рис.</p>
<p>Рис. 6.13. Графическая интерпретация модели Харбергера</p>
<p>Результаты перемещения налогового бремени в модели Харбергера: <ul>
  <li>рассматриваемый налог оказывает искажающее воздействие на аллокационную эффективность;</li>
  <li>главный результат изменений, происшедших в связи с введением налога - это снижение чистой отдачи капитала. Причем оно касается и тех владельцев капитала, которые в доналоговом периоде инвестировали исключительно в некорпоративный сектор. Они напрямую не несут обязательств по налогу на прибыль, но разделяют бремя, порождаемое этим налогов с владельцами капитала, занятого в корпоративном секторе;</li>
  <li>поскольку перемещение налогового бремени зависит от времени, то можно сделать вывод, что в краткосрочном периоде бремя налогообложения прибыли в корпоративном секторе полностью ложится на владельцев корпоративного капитал, однако в длительном периоде сфера действия налога складывает так, как было показано выше;</li>
  <li>действия, инициируемые налоговым бременем и обеспечивающие его перемещение, обуславливают отклонение равновесного состояния от контрактной линии.</li>
</ul>
</p>
<p>Альтернативные возможности анализа в рамках модели Харбергера</p>
<p>Модель Харбергера в контексте анализа «формальный - неформальный» секторы экономики: <ul>
  <li>к первому сектору относится производство товаров и услуг, а также оказание бесплатных услуг государственными органами на легитимной основе;</li>
  <li>ко второму - деятельность, осуществление и реализация результатов которой регулируется преимущественно традицией и не находи юридического оформления (например, внутрисемейное самообслуживание, взаимопомощь соседей и родственников, а также криминальная деятельность);</li>
  <li>доходы формируются как в формальном, так и не в формальном секторе.</li>
</ul>
</p>
<p>Основываясь на модели Харбергера в контексте «формальный - неформальный» секторы экономики, можно сделать следующие выводы: <ul>
  <li>высокое налогообложение доходов благоприятствует перемещению труда в неформальный сектор, понижению предельной отдачи труда в данном секторе и вовлечению занятых в нем индивидов в сферу действия налога;</li>
  <li>в итоге косвенным образом обеспечивается обложение и тех доходов, с которых налог непосредственно не уплачивается;</li>
  <li>чем большая часть доходов укрывается от налогообложения, тем выше должны быть ставки налога с доходов, которые удается обложить;</li>
  <li>значительная часть сформированного на основе этих ставок налогового бремени в конечном счете переместится на тех, с кого налог непосредственно не взимается;</li>
  <li>проблема заключается в том, что чем больше различия в налогообложении одного и того же фактора производства в двух секторах, тем менее эффективна равновесная аллокация ресурсов.</li>
</ul>
</p>
<p>Модель Харбергера усложняется, если отказаться от некоторых допущений: <ul>
   эластичность замещения труда капиталом не равна единице.</p></ul>

<p>Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемsocsfera.narod.ru </p>
<h3>Похожие презентации</h3>
<h2>Презентация на тему:

1 Избыточное налоговое бремя (определение, характеристика, оценка)

2 Налогообложение приводит к тому, что чистая отдача от некоторых вариантов использования ресурсов снижается. Соответственно более привлекательными становятся другие варианты, в большей степени свободные от налогообложения.

3 Избыточное налоговое бремя Избыточное налоговое бремя характеризует потери эффективности от налогообложения.

4 Избыточное налоговое бремя Избыточное налоговое бремя – количественная характеристика искажающего действия налога.

5 Избыточное налоговое бремя Введён акциз Налогоплательщики теряют больше, чем получает государство, и разница представляет собой ИНБ

6 Избыточное налоговое бремя Избыточное налоговое бремя - разность между денежным эквивалентом происходящего под влиянием налога уменьшения излишка потребителя и производителя, с одной стороны, и доходом, получаемым государством от данного налога, с другой.

7 Факторы, влияющие на величину ИНБ 1) начальное (доналоговое) состояние; 2) налог; 3) функция спроса; 4) функции предложения.

8 При увеличении налога ИНБ растет опережающим темпом по сравнению с доходами государства

9 ИНБ на монопольном рынке Потери потребителей

10 ИНБ на монопольном рынке Потери производителей

11 ИНБ на монопольном рынке Доход государства

12 ИНБ на монопольном рынке Налогообложение сокращает прибыль, достающуюся монополисту, в том числе за счет поглощения части доналоговой прибыли избыточным бременем.

13 В условиях монополии размер, на который, приданной величине налоговых поступлений снижается объем продаж, зависит от формы налогообложения: специфической или стоимостной. Меньшему сокращению объема продаж соответствует и меньшая величина ИНБ.

T U Специфический налог Стоимостной налог" title="Исходные ситуации одинаковы. Посленалоговые значения совпадают. Посленалоговые значения совпадают. ИНБ одинаковы. P S V T U Специфический налог Стоимостной налог" > 14 Исходные ситуации одинаковы. Посленалоговые значения совпадают. Посленалоговые значения совпадают. ИНБ одинаковы. P S V T U Специфический налог Стоимостной налог T U Специфический налог Стоимостной налог"> T U Специфический налог Стоимостной налог"> T U Специфический налог Стоимостной налог" title="Исходные ситуации одинаковы. Посленалоговые значения совпадают. Посленалоговые значения совпадают. ИНБ одинаковы. P S V T U Специфический налог Стоимостной налог">

15 В условиях монополии для стоимостного налогообложения по сравнению со специфически характерно, при прочих равны условиях, более благоприятное соотношение собираемых доходов и избыточного налогового бремени

16 Эффект замещения и ИНБ Эффект замещения это изменение величины спроса, которое непосредственно обусловлено изменением соотношений цен. ИНБ обусловлено той частью уменьшения излишка потребителя, которая связана с эффектом замещения.

17 Эффект замещения и ИНБ Компенсирующее изменение излишка покупателя

18 Эффект замещения и ИНБ Эквивалентное изменение излишка покупателя

19 Эффект замещения и ИНБ Налоговый платёж государству

20 Избыточное бремя налогообложения доходов Обложение дохода налогом означает повышение цены, которую приходится уплачивать за его единицу. Повышение цены дохода, выраженной в единицах досуга, вызывает эффект замещения и эффект дохода. Функция компенсированного предложения труда – зависимость предложения труда от его цены при фиксированном доходе.

21 Избыточное бремя налогообложения накоплений Аллокация ресурсов во времени зависит от налогового режима. Значение имеют налоги: 1) на средства, сберегаемые и инвестируемые в данном году (наличие или отсутствие соответствующих освобождений); 2) на накопленный запас (налогообложение имущества и отдельных его видов, а также налоги на наследство); 3) на доходы от инвестиций (налогообложение процентов по депозитам и т. п.).

22 ИНБ в контексте общего равновесия

23 Правило Корлетта-Хейга При налогообложении товаров и услуг те из них, которые представляют субституты досуга, должны облагаться в меньшей степени, чем взаимодополняющие по отношению к досугу.

24 P x – цена товаров для досуга. Р y – цена товаров для зарабатывания дохода. Если налогообложение существенно повышает P x, затрагивая Р y лишь в небольшой степени или не затрагивая вовсе, спрос на досуг, при прочих равных условиях, сокращается. При таком налогообложении полноценное проведение досуга обходится дороже по отношению к доходу, чем если бы все товары облагались по единой ставке. Результат подобен тому, как если бы налогообложению подвергся сам досуг.

25 Масштабы чистых потерь Каждый дополнительный доллар, полученный государством, обходится налогоплательщикам фактически примерно в $1,2 - 1,4.

Читайте также: