Иван грозный налог на бороду

Опубликовано: 14.05.2024

Индекс барбершопов: во сколько обойдется стрижка бороды

«Притом же, знай, к моей беде, в его чудесной бороде таится сила роковая. ».

В последнее время снова начала входить в моду борода, которая не только делает бизнес в сфере мужских парикмахерских сегодня актуальным как никогда, но и превратилась в целый культурный феномен. Так когда же появилась мода на небритость?

Налог на бороду

Бороды в России носили с незапамятных времен. Еще Иван Грозный говорил, что бритье бороды — это грех, который не смоет кровь всех великомучеников. А в эпоху Смуты бритье бороды считалось подражание западным обычаям и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, у Лжедмитрия I не было бороды. И ее отсутствие рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства.

Первым против этой традиции выступил Петр I, который 5 сентября 1698 года ввел специальный налог на бороды. Налог появился после возвращения царя из Европы. 26-летний Петр I собрал бояр, велел принести ему ножницы и принялся собственноручно отрезать им бороды. Затем царь устроил гонения на несогласных — вплоть до смертной казни за отказ брить бороду. По указу 1698 года бороды запрещалось носить в городах всем, кроме духовных лиц и крестьян, а чиновники имели право отрезать бороды всем, кто встретится им на пути.

К. Маковский. «Поцелуйный обряд» . 1895 г.

[object Object],[object Object],[object Object],[object Object],[object Object]

А причина массового отказа от бороды в Европе, как рассказывают историки, связана с тем, что у 15-летнего Людовика XIV, который взошел на престол в середине XVII века, еще не успела вырасти борода. Поэтому придворные, подражая ему, тоже начали бриться, чтобы заслужить расположение короля. Так элементарное желание подражать королю предопределило моду на гладко выбритые мужские лица не только в Европе, но и в России.

Отменила «бородатый» налог, просуществовавший 74 года, Екатерина II. Но с оговоркой: «чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

Борода как символ владения землей

В Древнем Египте было запрещено носить бороду всем, кроме фараона. Причем фараон носил ее вне зависимости от того, был он мужчиной или женщиной. К слову, это была накладная борода, заплетенная в косички и соединенная с париком подвязками.

Кстати, в истории Египта была всего одна женщина-фараон – Хатшепсут. Она носила накладную бороду, которая крепилась с помощью ленточек вокруг головы. Борода фараона считалась символом владения землей. Накладная металлическая борода широко использовалась во время погребения как часть декора мумии. А правящая намного позже Клеопатра считалась всего лишь царицей и была избавлена от ее ношения.

Борода - залог поражения у воинов

В войсках Александра Македонского существовал запрет на бороды. Полководец считал, что растительность на лице делает воина более уязвимым в ближнем бою. По мнению Александра Македонского, при близкой схватке противник мог ухватить рукой бороду воина и тем самым получить преимущество в бою.

В 331 году до нашей эры состоялось одно из ключевых сражений античности – битва при Гавгамелах. Это были последние военные действия между армиями царя Персии Дария III и Александра Македонского. Исходя из опыта предыдущих сражений, когда во время боя персы хватали противника за бороду для получения преимущества, Александр Македонский приказал всем воинам сбрить бороды.

Ян Брейгель Старший. «Битва при Иссе» или «Битва при Арбелах». 1602 г.

[object Object],[object Object],[object Object],[object Object],[object Object]

К слову, тогда Македонский вывел на поле боя около сорока тысяч воинов в то время, как армия Дария III составляла сто тысяч человек. Но, несмотря на это, армия Дария III потерпела сокрушительное поражение. После этой битвы Александру Македонскому сдался Вавилон и другие города Персидской империи. А Дарий III бежал на восток, был захвачен и убит.

Борода как главный атрибут саперов французского иностранного легиона

Борода является обязательным атрибутом у саперов французского Иностранного легиона. Кроме того, в обязательное обмундирование входят топор и фартук. Топор был одним из основных инструментов сапера, с помощью которого разбирались завалы и разрушались препятствия, а фартук служил защитой от огня.

Наличие бороды говорило о зрелости и мужественности сапера. Эта традиция родилась еще в XVIII веке, когда саперы гренадерской роты должны были вскрывать топорами двери, засовы, прорубать стены и расчищать завалы на пути штурмовиков. Поэтому в саперы отбирали только физически крепких мужчин, и зачастую оказывалось, что саперами были как раз те, у кого росла густая борода.

Кому Авраам Линкольн обязан самой заметной деталью своего имиджа

16-й президент Соединенных Штатов Авраам Линкольн стал первым президентом в мире, который постоянно носил бороду. А отращивать он ее начал в далеком 1860 году после президентских выборов. Посоветовала ему это сделать 11-летняя девочка Грейс Бедел из города Вестлэнд (штат Нью-Йорк). Юная американка написала Линкольну письмо, в котором говорила, что с бородой он будет выглядеть более презентабельно и сможет заручиться поддержкой среди женского населения на выборах:

«У меня есть четыре совершеннолетних брата, один из которых без сомнений проголосует на выборах за Вас. Но, в случае если Вы отпустите бороду, я попробую убедить остальных последовать его примеру. С бородой Вы будете выглядеть более презентабельно, так как у Вас очень худое лицо. Всем леди нравятся бороды и поэтому они попытаются уговорить своих мужей и возлюбленных, чтобы они отдали за Вас свои голоса и, таким образом, Вы станете президентом».

Ответ Линкольна не заставил себя долго ждать: «Я никогда раньше не носил бороду. Не думаете ли Вы, что все посчитают меня глупым, если я начну носить бороду сейчас?». Тем не менее, он отрастил бороду, которая не только скрывала недостатки его лица, но и, действительно, придавала ему некой мужественности.

Однако не все одобрили выбор Линкольна, а для бизнесмена Милтона Бредли это событие и вовсе стало личной трагедией. Дело в том, что он напечатал серию фотографий с изображением гладко выбритого Авраама Линкольна, которые вскоре стали неактуальны. Решив, что на них не будет спроса, он сжег тысячи экземпляров не распроданной продукции.

Кстати, много лет спустя, Авраам Линкольн во время очередной рабочей поездки остановился в Вестфилде, чтобы навестить Грейс Бедел и показать ей свою бороду.

Война Петра I с русскими бородачами началась 29 августа 1698 года: тогда царь подписал знаменитый указ о запрете на ношение бород.

Эффектная реформа

До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритьё считалось тяжким грехом, который не сможет смыть кровь всех великомучеников. О правилах ношения бороды говорилось в решениях Стоглавого собора. И позднее, при первых Романовых, выбритое лицо грозило скандалом.

Положение дел изменил Пётр I. Вернувшись из длительной заграничной поездки, 29 августа 1698 года царь подписал указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Документ вводил налог на растительность на лице. Придуманный специальный металлический жетон — так называемый «бородовой знак» — демонстрировал, что владелец уплатил требуемую пошлину.

Бородовой_знак.jpg

Петру приписывают следующие слова: «Ой, бородачи, многому злу корень — старцы да попы. Отец мой имел дело с одним бородачом [патриархом Никоном], а я с тысячами».

Духовенство против

Против нововведений выступали и те, кто указом был освобожден от бритья, — крестьянство и духовенство. Церковь, а по её наущению и простой люд, считала бритьё бороды тяжким грехом.

2.jpg

«Творящий брадобритие ненавидим от бога, создавшего нас по образу своему. Аще кто бороду бреет и преставится тако — не достоит над ним пети, ни просфоры, ни свечи по нём в церковь приносити, с неверными да причтётся», — так, например, говорил византийский богослов Никита Скифит.

Архиепископ Москвы Адриан, которому было как минимум небезопасно осуждать решения царя, писал, что «бог сотворил мир по образу своему и подобию». По мнению патриарха, с помощью бороды всевышний разграничил мужа и жену, дав лишь одному из них «яко начальнику такое благолепие».

Один из староверов, нижегородец Андрей Иванов, публично называл Петра «царственным еретиком». «Государево дело за мною такое: пришёл я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть. А про платье написано: кто будет иноземное платье носить, тот будет проклят, а где про то написано, того не знаю, потому что грамоте не умею», — докладывал после Иванов на допросе главе Преображенского приказа Ивану Ромодановскому.

«Зрите, како мы от завистца и губителя своего диавола древляго нашего супостата здесь живущи на земле от онаго Божественного дара многие отрезаемы и свободной жизни лишаемы, гонимы из дому в дом, оскорбляемы, озлобляемы, издревле установленных законов лишились, обычай свой изменили, слова и звании нашего славянского языка и платья переменили, главы и брады брили, персоны свои ругательски обесчестили», — такую прокламацию отставной дьяк Докунин намеревался прибить к церкви.

6.jpg

Между тем, среди служителей церкви нашлись и те, кто благосклонно отнеслись к петровскому указу. «Образ божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе, ибо бог не имеет тела. Бог есть дух, бесплотен и душу созда разумну, бесплотну, вечности общницу. Брада есть влас нечувствен, излишие человеческаго тела, вещество видимое, осязательное, жизни человеческой ненужное», — отмечает в работе «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце» митрополит Димитрий Ростовский.

Бороды долой!

В 1705 году Пётр I подписал новый указ — «О бритье бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов». На новом этапе реформы Пётр I сам взялся за инструменты — вместе со своими шутами вылавливал бояр, доставал их из саней и обрезал им бороды и кафтаны. Так было в патриархальной Москве — в провинции с бородачами церемонились ещё меньше. «Бороды резали у нас с мясом и русское платье по базарам и по улицам, и по церквам обрезывали, и по слободам учинился от того многой плач», — гласит жалоба астраханцев на действия воеводы Тимофея Ржевского.

Известны случаи самоубийства тех, кто не желал подчиняться новому закону. Однако царя это не усмиряло. По одной из версий, личная неприязнь Петра к бороде вызвана тем, что его собственная расти не желала.

5.jpg

Одни из наиболее интересных воспоминаний о периоде начала царствования Петра I оставил британский инженер на русской службе Джон Перри в своей книге «Состояние Росси при нынешнем царе». «Царь приехал в Воронеж, где я тогда находился на службе и многие из моих работников, носившие всю свою жизнь бороды, были обязаны расстаться с ними; в том числе один из первых, которого я встретил возвращающимся от цирюльника, был старый русский плотник, которого я всегда особенно любил. Я слегка пошутил над ним по этому случаю, уверяя его, что он стал молодым человеком, и спрашивал его, что он сделал со своей бородой. На это он сунул руку за пазуху и, вытащив бороду, показал мне её и сказал, что когда придёт домой, то спрячет её, чтобы впоследствии положили её с ним в гроб и похоронили вместе с ним, для того, чтобы явившись на тот свет, он мог дать отчёт о ней Св. Николаю», — пишет Перри.

Многие потомки остались благодарны Петру за его решительность в вопросе бритья бород. Так, например, Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» отмечает: «Борода принадлежит к состоянию дикого человека; не брить её — то же, что не стричь ногтей. Она закрывает от холоду только малую часть лица: сколько неудобности летом в сильный жар! Сколько неудобности и зимой, носить на лице иней, снег и сосульки! Не лучше ли иметь муфту, которая греет не одну бороду, а всё лицо?»


Public domain; Борис Кустодиев/Нижегородский государственный художественный музей; Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru; Russia beyond

1. Сбор с бани

Русская Венера

Борис Кустодиев/Нижегородский государственный художественный музей

Бояре, согласно указу, должны были платить по три рубля в год, дворяне и купцы, которые получали доход с бань больше 50 рублей в год - по рублю в год. С остальных граждан, у кого при домах были бани, брали по 15 копеек в год. Это много - тогда только за рубль можно было купить порядка сотни кур.

Ломать или сжигать уже построенные бани тоже было затратно - закон за это требовал заплатить пени в размере 5 рублей. Сбор с бань продержался аж полвека, его отменили только в 1755 году.

2. Бородовые деньги


Небольшой медный жетон с изображением бороды и настоящая учетная книга бородачей - стандартные вещи при Царской России после 1705 года. Именно тогда Петр I ввел один из самых крупных налогов для тех, кто отказался сбривать бороды.

Ввести налог на бороды Петр I решил после своего путешествия в Европу - по его мнению, русские должны были быть максимально похожи на европейцев, а те бород в то время уже не носили.

Сбрить бороды и усы должны были все жители городов. Те, кто не хотел менять имидж, платили за волосы на лице. Налог для отдельных особо богатых купцов был выше остальных - аж 100 рублей в год. Служащие при дворе, а также купцы со средним достатком, чиновники и ремесленники с бородами платили 60 рублей за год. Меньше всего платили ямщики и извозчики - по 30 рублей в год.

Налог полагался и бородатым крестьянам - за въезд в город у них забирали 1 копейку. В деревнях они могли бороды не брить. Исключением были попы и дьяконы, на них указ не распространялся.

В городах также велся учет мужчин с бородой, заплативших налоги, - каждого записывали в отдельную книгу, и выдавали небольшой жетон в качестве опознавательного бородового знака.

Налог отменили лишь в 1772 при правлении Екатерины II, но и она сохранила запрет на ношение бород и усов для чиновников, военных и придворных.

3. Штраф за убийство

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Илья Репин/Государственная Третьяковская галерея

В Древней Руси с конца IX существовал денежный штраф за убийство, который назывался «вирой», сообщается в Толковом словаре Ефремовой.

Согласно тогдашнему своду законов, убийца простого свободного человека мог избежать кровной мести, заплатив штраф в пользу князя в размере 40 гривен, сказано в своде древнерусских законов «Русская Правда». Деньги это были немаленькие - на эту сумму можно было купить два десятка коров, пишет «Профиль». Убийство человека, служащего в княжеской администрации, стоило дороже - аж 80 гривен. Убийство жены, пойманной на измене, а также тяжелые увечья стоили дешевле, всего 20 гривен.

Если убийцу не могли найти, то штраф платила местная общинная организация, вервь, которая следила за преступностью на территории, где был найден труп убитого.

В Большой Советской энциклопедии сообщается, что такая традиция сохранялась и в XVI веке, но словарь Ефремовой утверждает, что виру прекратили применять куда раньше, в XIII веке.

4. Налог на зрелища


С 1918 года налогом облагалось любое зрелищное и увеселительное мероприятие, будь то театр, кинотеатр или цирк. Об этом гласит текст письма народного комиссариата Государственного призрения РСФСР - одного из министерств Временного правительства, появившегося во время революции 1917 года.

Налог взимался за каждый проданный билет - от 10 до 80 копеек, если билет был дороже 50 копеек, и 1/3 от стоимости билета, если билет стоил больше 10 рублей. В 20-е годы XX века на 80 копеек можно было купить 1 кг сахара, 1 кг вареной колбасы или 4 кг хлеба. Учитывая, что налог взимался за каждый билет, то в сумме организаторы платили немалые деньги.

На билеты, стоящие меньше 50 копеек, также накладывался «благотворительный сбор» в размере 5 копеек.

Деньги, полученные от налога, шли на помощь инвалидам, старикам, детям, сиротам и другим нуждающимся гражданам, сообщалось в письме.

Начиная с 1942 года, налог стали платить организаторы всех платных мероприятий, включая лекции, концерты, танцевальные вечера, спортивные состязания, скачки и т.д. Для каждого вида мероприятий Президиум Верховного Совета СССР установил свой процент с валовой выручки от продажи билетов - от 5 до 55%, за неуплату организаторам грозил штраф в размере 100 рублей. От налога освобождались лекции по марксистско-ленинскому воспитанию, кружки самодеятельности, а также мероприятия для военнослужащих, для детей до 16 лет (кроме киносеансов) и для инвалидов.

В 1948 году на 100 рублей можно было купить разве что две бутылки водки, однако уже в 1956 году на можно было позволить 3 кг красной икры или 4 бутылки водки, а в 1965 - путевку в лагерь на побережье Черного моря.

Указ о налоге отменили лишь в 1975 году, исключением стали кинотеатры - они продолжили платить 55% от валовой выручки от продажи билетов.

5. Налог на бездетность


Начиная с октября 1941 года, советскому человеку было выгоднее нести военную службу, выйти замуж за военного, получать среднее или высшее образование, быть пенсионером или вовсе быть признанным бездетным - все остальные, женатые и одинокие без детей должны были платить налог на бездетность, гласил Указ президиума Верховного Совета СССР.

Налог удерживал работодатель прямо из зарплаты рабочих и служащих. При зарплате меньше 150 рублей в месяц налог составлял пять рублей, при зарплате больше этой суммы - 5% от зарплаты. Колхозники и владельцы собственных крестьянских хозяйств платили налог в размере 100 рублей в год.

В 1944 году налог повысили до 6% от зарплаты, его платили мужчины от 20 до 50 лет и женщины от 20 и до 45 лет. Даже наличие детей не избавило от налогов - при наличии одного ребенка советские граждане платили 1% от месячного дохода, а при наличии двух 0,5 %.

После Великой Отечественной войны в деревнях почти не осталось мужчин, женщинам не за кого было выходить замуж и поэтому рождалось мало детей. Если же семья все-таки создавалась, но в ней не было детей, то колхозники должны были платить до 150 рублей в год, при рождении первого ребенка плата сокращалась до 50 рублей, после второго до 25, и только, начиная с появления третьего ребенка в семье, она не облагалась налогом. Также налог не применялся к тем, кто по состоянию здоровья не мог иметь детей, к гражданам, чьи дети умерли, числились погибшими или без вести пропали во время Великой Отечественной войны.

При усыновлении детей, налог за бездетность отменялся. В случае смерти ребенка обязанность выплачивать налог возвращалась. Если ребенок рождался в незарегистрированной семье, то от уплаты освобождалась только мать. В 1952 году налог для колхозников и малоимущих семей был отменен.

С 1975 по 1985 года в СССР на пять рублей можно было купить 25 батонов белого хлеба, 50 кг картошки, ну или как минимум 5 раз пообедать в столовой - с супом, горячим блюдом, салатом и компотом с булочкой.

Налог для остальных граждан отменили лишь в 1992 году после распада СССР.

За время действия налога население СССР выросло с 97 млн в 1946 году до 148 млн человек в 1992 году. Деньги, собранные с налогов, входили в союзный и республиканский бюджеты, их тратили на помощь многодетным матерям и строительство детских домов.

Российские общественные организации и представители РПЦ до сих пор предлагают вернуть налог на бездетность, однако в правительстве России такие идеи не поддерживают - по их словам, подобная мера уже давно не помогает росту демографии.

17 апреля 1722 года царь Петр Первый издал последний из бородовых указов, который действовал целых полвека

Петровские реформы кардинально изменили Россию, в течение нескольких десятков лет выведя ее в число европейских государств-лидеров. Как ни удивительно, но в таком большом деле для царя-реформатора почти не было мелочей: все работало на изменение имиджа, а самое главное – сознания подданных царя Петра Алексеевича. Потому не стоит удивляться настоящей войне, которую Петр I еще в конце XVII века объявил бородам и бородачам. Для него это были символы отсталого прежнего быта и прежнего отношения к месту России в мире, а самодержцу нужны были рядом люди, готовые на любые жертвы ради достижения главной цели, — резкого рывка страны в будущее.

17 (6 по ст. ст.) апреля 1722 года Петр Первый издал очередной, последний в череде «бородовых» указов, регламентирующий правила ношения этого мужского украшения, а также особой одежды для тех, кто не соглашался на бритье. С этого дня размер годовой платы за сохранение бороды был установлен единый – 50 рублей, продержался он целых полвека!

«О бритии бород и усов»

Первым петровским указом, касающимся бород, принято считать изданный им 19 (по ст. ст.) августа 1698 года указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Правда, история, связанная с этим документом, больше похожа на легенду. Считается, что этот указ, изданный царем вскоре после возвращения из своего Великого посольства, запрещал с 1 сентября ношение бород. Позднее появился даже апокриф, согласно которому Петр Алексеевич так объяснял свое неприятие буйной растительности на лицах подданных: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов».



Источник: https://pinterest.com

С того дня, как гласит легенда, царь лично начал брить бороды боярам, позднее передав эту трудную работу своему шуту. На эту тему написано несколько картин и сочинено бесчисленное множество анекдотов, но подтвердить достоверность этой истории непросто. Во всяком случае, в монументальном и очень подробном сборнике «Полное собрание законов Российской империи», охватывающем период с 1649 по 1913 годы, указа с подобным названием нет — ни от 19-го, ни от 29 августа, ни от какого-либо другого числа как 1698, так и 1699 года.

Первый широкодоступный документ, который прямо регламентирует ношение бороды, появляется только в 1705 году. Он датирован 16 января (ст.ст.) и называется «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Примечательно, что в тексте указа нет никаких отсылок к прежним документам на эту же тему: в позднейших документах они непременно присутствуют. А этот документ начинается со слов: «На Москве, во всех городах царедворцам, и дворовым, и городовым, и приказным всяких чинов служилым людям, и гостям (купцам — Прим. авт.), и гостиной сотни и черных слобод посадским людям – всем сказать: чтобы впредь с сего его великого государя указа, усы и бороды брили».

С тех же, кто не хотел выполнять это требование, царский указ от 1705 года устанавливал строгие правила взимания платы за такое право. Дороже всего борода обходилась «гостям», то есть купцам первой статьи: они платили по 100 рублей «с бороды». Купцам средней и меньшей статьи и всем более мелким полагалось платить «меньше ста рублей». Следующий порог устанавливался в 60 рублей: такую сумму полагалось брать с бородатых царедворцев, а также «дворовых и городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей». Вдвое меньше – 30 рублей платили, например, ямщики, извозчики и «всяких чинов московские жители». А вот крестьянам было гораздо проще: они обязаны были платить по «2 деньги с бороды», только если въезжали в города и выезжали из них, но зато не раз в год, а при каждом въезде и выезде.



Бородовой знак петровского времени. Картинка на заднем плане — жанровая сценка времен последнего бородового указа 1722 года.
Источник: https://livejournal.com

«О ношении ими особого платья»

Следующие указы, ограничивающие ношение бород, появились уже несколько лет спустя. Причем теперь они регламентировали не только право носить растительность на лице, но и право носить «русское платье»! Первый такой указ был издан 17 (по ст. ст.) декабря 1713 года, а второй — ровно через год, причем он прямо ссылался на предыдущий документ. Оба требовали, чтобы «русским никаким платьем не торговали, и никто такого платья и бород не носил». И на сей раз ограничиться пошлиной никто не мог: например, указ 1714 года прямо говорил, что нарушителям «за такое их преступление учинено им будет жестокое наказанье и сосланы будут на каторгу, а имение их движимое и недвижимое взяты будут на великого государя без всякия пощады».

Но, судя по всему, серьезного влияния на ситуацию с бородами эти грозные меры уже не оказали — и вряд ли могли оказать. К тому времени все подданные Петра Первого, кто оценил усилия самодержца по превращению России в одну из передовых держав Европы, расстались с бородами и, надо думать, сделали это легко и без особого принуждения. Они наверняка хорошо понимали, что отказ от ношения бороды — ничтожная плата за возможность принимать участие в грандиозных событиях, которые обещали всем своим участникам серьезный выигрыш в социальном положении. Фактически борода становилась платой за возможность воспользоваться множеством придуманных Петром I новых социальных лифтов, и «птенцы гнезда Петрова» очень хорошо понимали, насколько она невелика.



«Петр I стрижет бороды боярам». Картина художника Дмитрия Белюкина, 1985 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

Что же касается всех остальных, кто решил сохранить бороду как свидетельство своего самостоятельного взгляда на будущее страны и готов был за это платить, то для них 6 (по ст. ст.) апреля 1722 года был издан последний петровский «бородовой» указ, который назывался «О взыскании особой подати с бородачей и о ношении им особого платья». На сей раз для всех бородачей, кроме давно освобожденных от бородовых налогов священнослужителей и «подлинных пашенных» крестьян, устанавливался единый сбор — 50 рублей в год. Но этим ограничительные меры не обходились: бородатым еще и предписывалось носить особую одежду! Как говорилось в указе, «чтоб оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем (воротником. — Прим. авт.), ферези (верхняя одежда с длинными рукавами без воротника. — Прим. авт.) и однорядку с лежачим ожерельем». При этом в отношении «раскольщиков» действовали дополнительные ограничения: они должны были носит зипуны с красными воротниками, а любая другая одежда красного цвета им запрещалась.

Меры воздействия на тех, кто рисковал не выполнить новый указ, были, конечно, не столь жесткими, как восемью годами ранее, но тоже внушительными. Например, у того, кто приносил в приказ челобитную, будучи при бороде и не в той одежде, полагалось в прошениях отказывать. И не важно было, что проситель уже заплатил годовой бородовой налог — в таком случае его брали повторно! Тех же, кто был застигнут с бородой и в неправильном платье на улице, по указу полагалось приводить «к комендантам или воеводам и приказным», где с них брали штраф, половина которого уходила в казну, а половина доставалась «приводчику» (как и неправильная одежда нарушителя).

Петровский бородовой указ от 17 апреля 1722 года просуществовал полвека: отменила его только Екатерина II в 1772 году. Но и после того еще целый век в России отношение к бородам было более чем прохладное. Ситуацию поменял только император Александр III Миротворец, который не только принялся последовательно отменять всё еще действовавшие «бородовые указы», но и сам носил бороду (как и его сын – последний русский император Николай II). Впрочем, к тому времени уже не было никакой нужды подчеркивать «европейскость» бритым лицом, да и цель, поставленная Петром Великим — вывести Россию в европейские и мировые лидеры — была полностью достигнута.



Лубок «Раскольник и цирюльник», 1770-е годы, накануне отмены последнего «бородового указа».
На рисунке хорошо видно то самое одеяние, которое Петр I приказал носить «раскольщикам», отказывающимся брить бороды.
Источник: https://ru.russianarts.online


Петр I всегда был неординарной личностью. Великий царь обожал власть во всех ее проявлениях, стирая любые грани допустимого.

Несмотря на всю свою жесткость и суровость, а также массу противоречий, эпоха правления Петра I отмечается резким подъемом, преобразовавший Россию. Надо отдать должное — старался царь больше для России, хотел и верил, что не забудет страна всех его достижений. А ведь именно при нем произошли изменения в календаре, появился флот, был построен Петербург, перенос столицы и многое-многое другое.

Не обошлось конечно и без причуд. И самая главная из них — налог на бороду. Его беспощадная борьба с «бородатой Русью» закончилась тем, что 5 сентября 1689 года русский царь ввел пошлину на ношение бороды. Напомню, что на тот момент царю было всего 26 лет и он только-только вернулся из очередного турне по Европе. Молодой, горячий, вспыльчивый царь тут же принялся собственноручно отрезать бороды боярам. Представляю ужас на лицах тех, кто попал под руку обезумевшему фанату гладко выбритого лица и шеи.

Спрашивается — не комплексовал ли 26 летний Петр, находясь постоянно в окружении уверенных в себе «бородатых» бояр. Быть может причиной его бесцеремонной выходки было то, что его редкая щетина не могла конкурировать с неотъемлемой старорусской традицией — всем мужикам носить бороды. Ведь на Руси именно борода придавала значимость в обществе, символ мужества и мужской силы.

Северные славяне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. На Руси считалось, что у каждого мужчины должна быть борода, т.к. она была признаком мужественности, мудрости и силы. Ей придавали очень большое внимание, оберегали ее, ухаживали за ней. Доходило до того, что если у человека была некрасивая оборванная борода, то его считали неполноценным человеком. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду. А еще считалось весьма позорным -сбривать бороду. Знал ли это Петр, что своим неуважением к русской традиции — носить бороду, он одним махом и оскорбит и опозорит всех бородачей на Руси? — ответ вполне очевиден. Знал, предвидел и хотел сделать то, что его всегда смешило и раздражало.

«Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем».

Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород.

САМЫЙ НЕЛЕПЫЙ И АБСУРДНЫЙ НАЛОГ ПРИ ПЕТРЕ I

«Стрижка длинных пол и бород при Петре I» Сергей Ефошкин

Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

КАК ОБСТОЯЛИ ДЕЛА С БОРОДОЙ ДО ПЕТРА I

Обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. Но с Х века Русь принимает Крещение. По примеру византийского духовенства, на Руси принимают апологию бороды, указывая на древних библейских пророков и Христа с апостолами. Т.е. получилось так, что Православная Церковь ещё более утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, вследствие чего борода делается символом одновременно и русской веры и русской национальности.

САМЫЙ НЕЛЕПЫЙ И АБСУРДНЫЙ НАЛОГ ПРИ ПЕТРЕ I

Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду.

Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так:

«Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».

Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик.

В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.

ПЕТР I И ЕГО БОРОДАТАЯ РЕФОРМА

Мы уже выяснили, что сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. Пётр I же устроил гонения несогласных и вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. Нашим предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Были подняты восстания по всей Сибири, которые впоследствии были подавлены войсками. За восстания и неповиновение царю людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кocтpax и сажали на кол.

В итоге, видя такое сопротивление в народе, Пётр I в 1705 году заменил свой закон на другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков», согласно которому с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.

САМЫЙ НЕЛЕПЫЙ И АБСУРДНЫЙ НАЛОГ ПРИ ПЕТРЕ I

Бородовой знак 1705 года, Новодел, фото: rarecoins.ru

Только Екатерина II отменила плату с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.

ПОСЛЕПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД

Вопрос бороды с XVIII века постоянно являлся предметом государственных указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям.

Со времен Петра I, насадившего в России чуждые Православию обычаи, в России настолько укоренилось брадобритие, что сегодня ношение бороды вызывает непонимание и неодобрение. Зачастую человека, сохраняющего христианский образ, могут не принять на работу, требуя, чтобы он сперва побрился. Учитывая это печальное обстоятельство, духовные отцы наставляют христиан не следовать прихотям мира сего, но бояться прогневать Господа.

ЛЮБОПЫТНО, НО ФАКТ…

• Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.

• Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

• Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

• Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».

САМЫЙ НЕЛЕПЫЙ И АБСУРДНЫЙ НАЛОГ ПРИ ПЕТРЕ I
Интересно бы заглянуть в глаза 26 летнему Петру I, если бы его приказа ослушался самый доблестный и бесстрашный бородач — богатырь и защитник земли русской Илья Муромец. Жаль только жили они в разное время…

На заставке: картина Д.Белюкина, Петр I стрижет бороды боярам

Читайте также: