Согласие налогоплательщика на признание сведений составляющих налоговую тайну общедоступными

Опубликовано: 21.09.2024

Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

Налоговая тайна и отечественный закон

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Почему тайна?

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Какие данные относят к налоговой тайне

Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

  • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
  • налоговые декларации;
  • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
  • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
  • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
  • личная информация;
  • патенты, ноу-хау, разработки организации;
  • сведения уровня коммерческой тайны.

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

  • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
  • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
  • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
  • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

Составить такой запрос имеют право:

  • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
  • следственные органы;
  • суд;
  • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

Понятие и принципы налоговой тайны

Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Разглашение налоговой тайны

Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Особенности налоговой тайны

Содержание, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо ООО и сообщает следующее.

Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 163-ФЗ) часть первая Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена статьей 54.1, определяющей конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

При этом статья 54.1 Кодекса не является кодификацией правил, сформулированных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.

Данная статья не содержит положений о расширении полномочий налоговых органов по сбору доказательственной базы. Следовательно, сохраняет силу принципа презумпции добросовестности налогоплательщика.

Рекомендации по применению положений статьи 54.1 Кодекса изложены в письмах ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@, и от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@, размещённых в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Для целей самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе оценки рисков при выборе контрагентов, могут учитываться критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утверждённые приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

В соответствии с 12-м критерием оценки рисков "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском" при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС России рекомендует налогоплательщику исследовать определённые признаки, свидетельствующие о высокой степени вероятности отнесения контрагента налоговыми органами к категории проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершённые с таким контрагентом, - сомнительными.

Кроме того, согласно приказу ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ сведения о среднесписочной численности работников; об уплаченных организацией суммах налогов и сборов; о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам при их наличии; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности размещаются в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России www.№ alog.ru.

Такое положение в целом может рассматриваться как предоставление дополнительной возможности налогоплательщикам заранее оценить риски при выборе контрагента.

В отношении получения информации об убытках в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации вся информация, имеющаяся в налоговом органе, и сведения, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков, являются налоговой тайной и не могут быть предоставлены третьим лицам, за исключением сведений, перечисленных в пункте 1 статьи 102 Кодекса. При этом сведения из налоговых деклараций в указанном перечне отсутствуют.

Вместе с тем, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 102 Кодекса сведения, полученные налоговым органом, становятся общедоступными с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

С учётом изложенного, налоговый орган вправе сообщить сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, в случае, если налогоплательщик дал согласие на признание таких сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными по форме, утверждённой приказом ФНС России от 15.11.2016 №ММВ-7-17/615@.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Сведения о налогоплательщике (с 01.01.2017 – о плательщике страховых взносов) с момента постановки его на учет в налоговой инспекции являются налоговой тайной. Налоговые инспекции и их должностные лица обязаны обеспечивать и сохранять налоговую тайну организации, индивидуального предпринимателя или физического лица, не зарегистрированного в качестве предпринимателя (подп. 13 п. 1 ст. 21, подп. 8 п. 1 ст. 32, п. 9 ст. 84 НК РФ).

Согласие на общедоступность

При определенных условиях сведения о налогоплательщике или плательщике взносов, полученные налоговой инспекцией, могут быть выведены из-под налоговой тайны и стать общедоступными. К таким сведениям относится, в частности, информация:

об организации – о ее обособленных подразделениях, лицензиях (разрешениях) на право пользования недрами;

из бухгалтерской (финансовой) отчетности;

о счетах в банках и лицевых счетах, движениях денежных средств по счетам в банках;

полученная по результатам налогового контроля;

об объектах налогообложения; о сумме налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, исчисленных организации или предпринимателю; о сумме налога, подлежащей возмещению из бюджета;

из налоговых деклараций (расчетов);

из форм 2-НДФЛ, 3-НДФЛ, 4-НДФЛ и 6-НДФЛ и т.д.

Один из вариантов, когда тайные сведения становятся общедоступными - наличие письменного согласия на это от налогоплательщика или плательщика страховых взносов (подп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ). Комментируемым приказом утверждена форма такого согласия, а также порядок его заполнения и представления в налоговую инспекцию.

Как подать согласие

или в письменной форме - лично либо через своего представителя;

или в электронной форме - по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;

или через личный кабинет налогоплательщика.

При направлении согласия в письменной форме датой его представления считается дата отметки о получении согласия, проставленная должностным лицом налоговой инспекции. А при подаче согласия в электронной форме – это дата, указанная в электронном подтверждении даты отправки.

Налоговая инспекция может не принять согласие налогоплательщика или плательщика взносов в случаях, перечисленных в пункте 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@.


Приказ Федеральной налоговой службы
№ММВ-7-17/615@ от 15.11.2016

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ, ФОРМАТА СОГЛАСИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (ПЛАТЕЛЬЩИКА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ) НА ПРИЗНАНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВУЮ ТАЙНУ, ОБЩЕДОСТУПНЫМИ, ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 27, ст. 4177) приказываю:

форму согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

формат представления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в электронной форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

порядок представления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в налоговые органы согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 01.04.2017.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего и контролирующего деятельность Управления стандартов и международного сотрудничества.


Можно ли не предоставлять в налоговую согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, форма которых утверждена Приказом ФНС России от 15 ноября 2016 г. N ММВ-7-17/615@?
Что влечет за собой предоставление такого согласия?

Сообщаю Вам следующее:

Такое согласие дает доступ третьим лицам к данным налоговой отчетности налогоплательщика. Раскрытие некоторых сведений необходимо для актуализации данных на электронных сервисах и получения сведений о налогоплательщике каким-либо третьим лицом (государственным органом, кредитной организацией, организациями для проверки контрагентов на добросовестность).

Такое согласие может оказаться преимуществом, например, при участии в торгах, получении займа, при заключении договора вызовет больше доверия со стороны контрагентов.

Считаем, что можно предоставить отказ на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. Так как раскрывать сведения, составляющие налоговую тайну, — это ваше право, а не обязанность Такой вывод следует из анализа пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 6 Закона об информации.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1

Вопрос: В согласии на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, которое в определенных случаях налогоплательщик должен представить в налоговый орган, есть справочник кодов сведений, на которые налогоплательщик может дать свое согласие, сделав их общедоступными.

Для каких целей введена процедура получения указанного согласия налоговыми органами и где после получения согласия размещаются сведения в открытом доступе?

Что включается в сведения по коду 1400 «Иное» в Сведениях, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов.

Одно из исключений указано в пп. 1 названного пункта: не могут быть отнесены к налоговой тайне сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя-налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

Такое согласие предоставляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Указанное согласие подается в налоговый орган по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@. В этом же нормативном документе приведен порядок заполнения согласия.

Необходимость такого согласия может быть вызвана разными причинами. Например, согласно информации ФНС, опубликованной на сайте nalog.ru, в целях ускорения предоставления налогоплательщикам вычетов по НДС налоговая служба разработала для них систему открытого информирования о налогоплательщиках, имеющих по данным «АСК НДС-2» несформированный источник по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету НДС.

В Письме ФНС России от 12.12.2019 N ЕД-4-2/25672@ отмечается, что по нормам ст. 102 НК РФ сведения в ПК «АСК НДС-2» о несформированных источниках для принятия к вычету сумм НДС, возникающих в связанной цепочке организаций и договорных взаимоотношений между ними от момента производства сырья или продукции (выполнения работы, оказания услуги) до момента потребления результата выполненных работ, оказанных услуг, реализации товара на экспорт либо на внутренний рынок для переработки, являются налоговой тайной.

При этом, по сообщению налоговиков, сведения о хозяйственных связях между налогоплательщиками, данные из налоговых деклараций и иная информация, содержащая сведения коммерческой или налоговой тайны, не подлежат раскрытию третьим лицам. Общедоступными являются только сведения о факте наличия либо урегулирования или неурегулирования несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.

Соответственно, дача указанного согласия является для налогоплательщика добровольным делом. Такое согласие может оказаться преимуществом, например, при участии в торгах. Налогоплательщику следует самому оценить необходимость представления такого согласия и объем общедоступной информации.

Признание информации общедоступной не означает ее обязательное размещение на общедоступном ресурсе. Но согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 149-ФЗ общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

В пункте 1.1 ст. 102 НК РФ перечисляются сведения из списка в п. 1 данной статьи, в отношении которых прямо указано, что они размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в Интернете.

Общедоступные сведения, обозначенные в пп. 1 п. 1 ст. 102, к таковым не отнесены. Однако налоговые органы могут использовать их в своей деятельности, как и любую информацию о налогоплательщике, ставшую им известной, в интересах как данного налогоплательщика, так и иных лиц.

При заполнении формы о согласии налогоплательщик по коду 1400 указывает любые сведения, относящиеся к налоговой тайне в соответствии со ст. 102, на которые не распространяются исключения, предусмотренные п. 1 данной статьи, и которые по умолчанию представляют собой налоговую тайну налогоплательщика.

Документ 2

…Раскрытие некоторых сведений необходимо для актуализации данных на электронных сервисах и получения сведений о налогоплательщике каким-либо третьим лицом (государственным органом, кредитной организацией, организациями для проверки контрагентов на добросовестность).

Согласно внесенным изменениям в подп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения о налогоплательщике могут стать общедоступными с согласия их обладателя, то есть на добровольной основе. Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений, составляющих в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну, или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым ФНС России.

Форма Согласия утверждена Приказом ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы» (далее — Порядок).

В случае если сведения раскрываются частично, то в согласии указываются коды сведений, которые налогоплательщик делает общедоступными (п. 16 Порядка). Соответствующие коды приведены в приложении N 3 к Порядку.

Предоставление согласия по коду 1100 делает доступными все сведения, содержащиеся в налоговых декларациях (расчетах), представляемых по окончании каждого налогового (отчетного) периода.

Предоставление согласия по коду 1400 в соответствии с п. 26 Порядка означает, что налогоплательщик соглашается с общедоступностью иных сведений, относящихся в соответствии со ст. 102 НК РФ к налоговой тайне, для которых не утвержден отдельный код. Поскольку налоговой тайной являются любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, то формально проставление кода 1400 делает общедоступной в том числе и имеющуюся у налогового органа информацию о контрагентах (поставщиках и покупателях) налогоплательщика.

В этой связи отметим следующее.

С 2017 года начался поэтапный процесс по представлению в общий доступ сведений из АСК НДС-2. В программном комплексе АСК НДС-2 данные книг покупок и книг продаж проходят контроль на предмет соответствия вычетов у одних налогоплательщиков данным книг продаж их контрагентов. АСК НДС-2 использует обязательный принцип зеркального отражения сведений по конкретному счету-фактуре при покупках у покупателя и связанных с ними продажах у продавца, то есть по «цепочке».

АСК НДС-2 выявляет расхождения вида «разрыв» и расхождения вида «НДС». Расхождения вида «разрыв» возникают в случаях:

— непредставления налоговой декларации организациями;

— представления организациями декларации с «нулевым показателем»;

— отсутствия операций в налоговой декларации контрагента;

— значительного искажения данных декларации.

…Таким образом, если данные об одной и той же операции не совпадают, то система АСК НДС-2 в автоматическом режиме формирует автотребования в адрес продавца и покупателя по «разрыву». Ответ на требования инспекция запрашивает в формализованном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ, Приказ ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@).

— ошибка в реквизитах счета-фактуры (дата, номер, ИНН, КПП или других). Вносятся исправления в ответ на требование;

— ошибка в сумме налога. В этом случае необходимо представить в налоговый орган уточненную декларацию;

— не сдана налоговая декларация по НДС. Представить декларацию или пояснения, если нет обязанности ее представлять.

Посредством указанных мероприятий устраняются расхождения вида «разрыв» и «НДС».

С учетом полученных от налогоплательщиков разъяснений (и покупателя и продавца) налоговыми органами проводятся мероприятия налогового контроля в рамках камеральных проверок.

Кроме того, с целью урегулирования налоговых разрывов Ассоциацией добросовестных участников рынка Агропромышленного комплекса (которые первыми приняли участие в данном эксперименте) совместно с ФНС России запущен информационный ресурс со сведениями о налогоплательщиках, имеющих несформированные источники по цепочке поставщиков для принятия к вычету НДС, на сайте: хартия-апк.рф.

Целью проекта было обозначено определение недобросовестных контрагентов и сокращение цепочки между производителем и конечным покупателем. Основная задача открытого информирования о налоговых разрывах — давать добросовестным участникам рынка возможность оперативно урегулировать сомнительную ситуацию по НДС, если она возникает.

Участвовать в таком информировании могут только те налогоплательщики, которыми в налоговые органы представлены Согласия на разглашение налоговой тайны в части сведений о несформированных источниках для применения вычетов по НДС.

При работе в информационном ресурсе для налогоплательщиков становится доступным получение:

1) сведений о предоставлении контрагентом Согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в части несформированного источника для принятия к вычету сумм НДС;

2) сведений о наличии неурегулированных налоговых разрывов.

Информационный ресурс безоценочно сообщает о выявленном с использованием системы АСК НДС-2 признаке «разрыва» по НДС в цепи операций, но не указывает на факт совершения налогового правонарушения конкретным лицом.

На сайте ФНС по данному инфоресурсу размещена информация:

«Возможность оперативного получения сведений из Информационного ресурса, его самостоятельное наполнение в случае получения от налогового органа письма о неурегулировании тем или иным контрагентом несформированных источников для принятия к вычету сумм НДС ускорит процесс проверки контрагентов, а также будет способствовать формированию надежной системы внутреннего контроля и профилактики налоговых правонарушений с целью минимизации налоговых рисков…».

Осуществляется это следующим образом: налоговый орган по истечении квартала (налогового периода по НДС) проверяет, есть ли за участниками налоговые разрывы, и направляет соответствующую информацию всем, кто дал Согласия, по связанной цепочке контрагентов.

В свою очередь, организации, проверив на сайте, имеются ли у предполагаемого контрагента налоговые разрывы и за какой период, самостоятельно оценивают риски и принимают решение о заключении с ним договорных отношений.

Резюмируя изложенное, организация, представляя согласие с кодами 1100 и 1400, делает общедоступной имеющуюся у налогового органа информацию о данных налоговых деклараций (расчетов), в том числе и сведений из АСК НДС-2 о своих контрагентах (поставщиках и покупателях) и об имеющихся «разрывах» по НДС в цепочке операций.

После получения согласия налогоплательщика сведения, которые становятся общедоступными, на открытых информационных ресурсах не размещаются, а предоставляются любым заинтересованным третьим лицам на основании письменного запроса на предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, признанных общедоступными в соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации по форме КНД 1110070. Либо заинтересованные организации проходят процедуру регистрации и становятся участниками информационного ресурса «хартия-апк.рф» и получают доступ к сведениям из АСК НДС-2 для проверки своих контрагентов.

Таким образом, представление организацией Согласия с кодами 1100 и 1400 влечет раскрытие имеющейся у налогового органа информации о данных налоговой отчетности налогоплательщика, в том числе и сведений из АСК НДС-2 заинтересованным третьим лицам.

При этом отметим, что представление такого согласия организацией (поскольку это является правом) не влечет обязанности представлять в общий доступ сведения о себе ее контрагентам (поставщикам и покупателям).

Документ 3

Во-первых, должны быть основания полагать, что представленные финансовые документы недостоверны. Данное положение не конкретизируется, но всем известно, что в каждом банке есть собственная служба безопасности, которая и призвана отслеживать эту информацию.

Во-вторых, обязательно согласие налогоплательщика на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну. Конечно, заемщик может не дать такого согласия, но в этом случае шансы на получение кредитных ресурсов сводятся к минимуму.

Документ 4

  1. Можно ли отозвать согласие на раскрытие налоговой тайны

Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможность отозвать такое согласие, но и не запрещает это.

На наш взгляд, отозвать согласие можно, ведь раскрывать сведения, составляющие налоговую тайну, — это ваше право, а не обязанность. А раз так, то вы как обладатель таких сведений можете вновь ограничить к ним доступ. Такой вывод следует из анализа пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 6 Закона об информации.

Ни в Налоговом кодексе РФ, ни в Приказе ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@ не говорится о том, каким образом отозвать согласие на раскрытие налоговой тайны, которое вы давали ранее.

За разъяснениями о том, как правильно это сделать, рекомендуем обратиться в вашу инспекцию.

Ответ подготовил эксперт Регионального информационного центра

сети КонсультантПлюс ООО «ТелекомПлюс»

Гадисламова Ирина Мидхатовна

Читайте также: