История возникновения налога в кыргызстане

Опубликовано: 26.04.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

В январе 2004 года в соответствии с распоряжением Президента Кыргызской Республики была образована Комиссия по подготовке проекта новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики, включающей две группы исполнителей: Координаторы исполнения Рабочего плана и Исполнители на уровне экспертов.
Этими группами была разработана структура новой редакции Налогового кодекса. Разработчиками ставились следующие цели:
Упрощение налоговой системы;
Сокращение налоговой нагрузки;
Совершенствование налогового администрирования;
Расширение налоговой базы;

Содержание

Введение 3
1. Этапы становления налоговой системы и налоговой политики Кыргызской Республики 5
2. Налоговая система Кыргызской Республики 12
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 19
Заключение 30
Список использованной литературы. 32

Работа содержит 1 файл

Налоговая система курсовая 2012.docx

1. Этапы становления налоговой системы и налоговой политики Кыргызской Республики 5

2. Налоговая система Кыргызской Республики 12

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 19

Список использованной литературы. 32

Государство на пути реформ столкнулось с такими проблемами, как уклонение от уплаты налогов и сужение налоговой базы за счет ухудшения ряда экономических показателей: снижения объемов производства, простоя, убыточности предприятий, трудностей по взысканию налоговой задолженности, вызванных несовершенством законодательства. Все это привело к пересмотру законодательных актов и введению в 1991-1992гг. новой системы налогообложения, приближенной к действующим в развитых странах.

Однако проблемы налогообложения и формирования госбюджета привели к тому, что в 1996 году был принят новый Налоговый Кодекс, который систематизировал и определил законоположения по всем налогам и их администрированию, действиям налогоплательщиков на территории Кыргызстана.

Основной целью налоговых реформ являлось формирование фискальной системы и госбюджета, контроль доходов и расходов государственных средств, устранение препятствий для развития бизнеса. В целом же налоговая система не стала совершенной, так как разрабатывалась в сжатые сроки и в отсутствие практического опыта, а также в нее вносились многочисленные поправки, которые зачастую повышали роль фискальных органов.

Тем не менее, введение в действие Налогового Кодекса 1996 года позволило адаптировать к налогам предприятия и предпринимателей и проводить системную работу по формированию республиканского бюджета и улучшить собираемость налогов.

В последствии, с целью повышения роли налогов, были внесены изменения и поправки в Конституцию КР (в 1998 году), в Налоговый кодекс КР, другие законодательные акты, регулирующие налоговое законодательство. Все это позволило значительно улучшить законодательную основу государственного бюджета и отношений налогоплательщика с государством.

Однако время выявило и недостатки, имеющиеся в действующем на тот момент Налоговом Кодексе, сдерживающие рост бизнеса. Например: отсутствие полного вычета производственных расходов в виде ограничения по пределам вычета; не освобождалась от налога на прибыль реинвестированная прибыль; ограничена ускоренная амортизация основных средств; сложная и неэффективная система возмещения и зачета по НДС; недостаточное стимулирование развития малого и среднего бизнеса.

Несмотря на некоторые успехи собираемости налогов в налоговой системе особо остро проявляются проблемы коррупции и довольно высокий уровень теневой экономики, что в свою очередь оказывает влияние на ограничение инвестиционной деятельности, сдерживание экспорта продукции, слабое развитие негосударственных страховых, пенсионных и других фондов. Несомненно, действующая налоговая система республики нуждалась в серьезном реформировании с учетом практики налогообложения последних лет.

В январе 2004 года в соответствии с распоряжением Президента Кыргызской Республики была образована Комиссия по подготовке проекта новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики, включающей две группы исполнителей: Координаторы исполнения Рабочего плана и Исполнители на уровне экспертов.

Этими группами была разработана структура новой редакции Налогового кодекса. Разработчиками ставились следующие цели:

  • Упрощение налоговой системы;
  • Сокращение налоговой нагрузки;
  • Совершенствование налогового администрирования;
  • Расширение налоговой базы;
  • Создание стимулов для развития бизнеса;
  • Сокращение прямых контактов с представителями налоговой службы;
  • Сокращение отчетности.

С 1 января 2009 года была введена новая редакция Налогового кодекса.

В настоящее время проводится работа по усовершенствованию налогового законодательства Кыргызской Республики, которое должно учесть все недочеты и ошибки, которые были допущены в новой редакции Налогового кодекса КР.

1. Этапы становления налоговой системы и налоговой политики Кыргызской Республики

Существенные изменения в налоговой политике Кыргызстана, получившие законодательное подтверждение, начали производиться в конце 1991, когда республика избрала курс перехода от административно-хозяйственной системы к рыночной экономике. Основа изменений в налоговой политике государства касалась действовавших в то время налогов, которые были присущи административно- командной системе, но не вполне приемлемы в рыночной экономике.

При централизованном планировании налоговые поступления в основном складывались из трёх источников:

-налог с оборота,

-налог на прибыль и

-налог с заработной платы.

Существовали значительные льготы предприятиям. В ходе ре формирования были введены следующие принципиально новые виды налогов:

    • налог на добавочную стоимость (НДС),
    • акцизный налог,
    • налог на имущество предприятий,
    • налог за пользование автомобильными дорогами,
    • отчисления в фонд ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Были упразднены налог с оборота, налог с фонда оплаты колхозников, затем временно действовавший 5% налог с оборота. В 1993 году Правительство Кыргызской Республики вместе с другими странами — членами СНГ понизило ставку НДС до 20%.

С 1 июля 1996 начал действовать Налоговый кодекс Кыргызской Республики, определяющий:

- основные принципы налоговой системы,

- методологию налогового учёта и налогообложения,

- перечень общегосударственных и местных налогов,

- полномочия центральных органов власти и местных властей по вопросам введения тех или иных налогов,

- правовые основы взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков,

- ответственность налогоплательщиков, а также

- единые методы налогообложения юридических и частных лиц.

Таким образом, принятый в 1996 году Налоговый Кодекс систематизировал и определил законоположения по всем налогам и их администрированию, действиям налогоплательщиков на территории Кыргызской Республики.

Основной целью налоговых реформ являлось формирование фискальной системы и госбюджета, контроль доходов и расходов государственных средств, устранение препятствий для развития бизнеса. В целом же налоговая политика не стала совершенной, так как разрабатывалась в сжатые сроки и в отсутствие практического опыта, а также в нее вносились многочисленные поправки, которые зачастую повышали роль фискальных органов.

Тем не менее, введение в действие Налогового Кодекса 1996 года позволило адаптировать к налогам предприятия и предпринимателей и проводить системную работу по формированию республиканского бюджета и улучшить собираемость налогов.

В последствии, с целью повышения роли налогов, были внесены изменения и поправки в Конституцию КР (в 1998 году), оговоренные в статье 11 п.2 и п.З. В этих статьях закреплено положение о том, что расходы республиканского бюджета формируются за счет устанавливаемых законом налогов, других обязательных платежей и утверждение о том, что на территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система.

Кроме того, в Конституции однозначно сказано: «Право установления налогов принадлежит ЖогоркуКенешу КР. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Все это позволило значительно улучшить законодательную основу налоговой политики и отношений налогоплательщика с государством.

С 2001 года налоговая политика проводилась в рамках Концепции совершенствования налоговой политики и Стратегии фискальной реформы (с 2002 года). Основные изменения налогового законодательства, коренным образом повлиявшие на проведение налоговой реформы, были внесены в 2001-2004 годах.

В области доходов бюджета последние четыре года характеризовались тенденцией устойчивого роста бюджетных поступлений. Доходы консолидированного бюджета за этот период возросли на 2,3 процента ВВП или с 17,0 процента в 2001 г. до 19,3 процента ВВП в 2004 году.

Главным источником, обеспечившим рост бюджетных доходов, явились налоговые поступления. Объем налоговых сборов увеличился за эти годы на 2,5 процентных пункта ВВП с 12,4 процента до 14,9 процента ВВП. Среднегодовой темп роста налоговых доходов в этот период составил 116,2 процента при среднегодовом номинальном росте производства ВВП на 9,6 процента. Более того, в структуре бюджетных доходов доля налоговых сборов возросла практически на 4 процентных пункта, достигнув отметки 77,1 процента от общих доходов, в то время как в 2001 году этот показатель составлял 73,3 процента.

В целях снижения бремени прямых налогов и стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов ставка налога на прибыль юридических лиц в 2002-2003 годах была снижена с 30 до 20 процентов (в 2002 году - для всех предприятий, за исключением субъектов естественных и разрешенных монополий, и в 2003 году - для монополистов).

Несмотря на номинальное сокращение сборов налога (порядка на 2,5 процента - 7,5 процента в сравнении с объемом 2001 года), анализ представленных деклараций по итогам финансовой деятельности предприятий за 2002-2003 годы показал, что снижение ставки позволило увеличить налогооблагаемую базу на 30-35 процентов.

Важным и ощутимым как для физических лиц, так и для бюджета и экономики в целом было изменение в 2002 году шкалы начисления подоходного налога с физических лиц. Для легализации теневых доходов максимальная ставка подоходного налога была снижена с 33 до 20 процентов. В отличие от ранее действующей четырехуровневой шкалы ставок (5 процентов - 33 процента) установлены две ставки в 10 процентов и 20 процентов с одновременным увеличением размера необлагаемого минимума с 400 до 650 сомов минимальной месячной заработной платы, принятым в целях защиты малоимущих слоев населения.

Несмотря на снижение максимальной ставки налога, поступления подоходного налога, удерживаемого работодателями, за два года выросли на 28 процентов, а поступления налога с индивидуальных предпринимателей, декларирующих доходы, увеличились более чем в 1,5 раза.

Стабильность поступлений была обеспечена также расширением патентной системы налогообложения. Перечень видов экономической деятельности, налогообложение которых осуществляется на патентной основе, был расширен до 130 видов. За период 2001-2004 годы количество выданных патентов возросло на 26,8 процента с 477,5 тыс. штук до 605,5 тыс. штук. В результате этого по итогам 2004 года поступления от патентной системы налогообложения в сравнении с уровнем 2003 года возросли на 33,4 процента. По сравнению с 2001 годом поступления от выдачи патентов увеличились более чем в 1,8 раза.

С учетом роста налога от всех источников доля подоходного налога в объеме ВВП в 2004 году возросла на 0,1 процентных пункта ВВП и составила 1,5 процента ВВП.

Признавая необходимость усиления роли косвенного налогообложения, за период 2001-2004 годы принимались меры, направленные на использование потенциальных преимуществ налога на добавленную стоимость как одного из основных источников пополнения доходной части бюджета.

Для повышения уровня налогового администрирования и обеспечения полного учета товаров с мая 2003 года была внедрена система счетов-фактур по НДС как бланков строгой отчетности.

В целях снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов отменен НДС на лекарственные средства. Несмотря на некоторые потери бюджета (при импорте и производстве лекарственных средств), благодаря отмене НДС было достигнуто: 1) увеличение почти в 3 раза объема ввоза лекарственных средств; 2) частичная легализация теневого рынка лекарств; 3) высокое насыщение рынка медикаментами.

В рамках совершенствования законодательной базы, в целях поддержки экспортного потенциала страны и повышения прозрачности процедур возмещения налога на добавленную стоимость в июле 2003 года было разработано и утверждено новое Положение о зачете, возврате и возмещении из бюджета сумм переплат по налогам и платежам. Вследствие этого за последние два года наблюдалось увеличение уровня возмещаемости НДС по экспортным поставкам. Так, если в 2001 году доля возмещения налога от предъявленной хозяйствующими субъектами суммы составляла 69,2 процента, в 2002 году 92,7 процента, то уже по итогам 2003 года предприятиям-экспортерам при фактически предъявленной сумме к возмещению в размере 257,3 млн. сомов было возмещено из бюджета 295,5 млн.сомов с учетом остатка невозмещенной суммы за предыдущие годы. В 2004 году предприятиям-экспортерам было возмещено из бюджета 409,4 млн. сомов НДС, превысив при этом уровень возмещаемости предыдущего года на 38,5 процента.

История налоговой службы Кыргызской Республики

Сила государства — в бюджете. С этим постулатом спорить невозможно. Главная задача налогови-ков — обеспечить государственный бюджет и не допустить его потерь.

Для обеспечения жизнедеятельности любого государства необходимы бюджетные средства. Чем богаче государство, тем лучше живут его граждане. Средства необходимы как для развития экономики, так и для выполнения социальных программ. Любое государство предпринимает все необходимые усилия для развития полноценной и качественной службы по сбору налогов. Не исключением является и наша страна.
Еще на заре становления налоговой службы налоговики объезжали селения на лошадях или шли пешком по дворам, чтобы во время пополнить казну страны за счет налоговых поступлений. А в настоящее время на примере передового мирового опыта налоговые органы оснащаются современным оборудованиям и автоматизированными программами.

Налоговая служба республики, как самостоятельное ведомство, была создана в 1990 году постановлением Правительства Кыргызской Республики, что стало отправной точкой отсчета в истории налоговой службы нашей страны.

Кадровый состав налоговой службы и ее структурных подразделений был сформирован из финансистов, которые уже имели опыт работы по обеспечению поступлений платежей в бюджет и практику контрольной деятельности. Они внесли весомый вклад в формирование базиса налоговой службы, принципов отношений с налогоплательщиками и определения социального статуса инспекторов.

В 1994 году налоговая служба была передана в подчинение Министерства финансов - как Государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов Кыргызской Республики.
А в 2002 году был создан Комитет по доходам при Министерстве финансов, куда вошли Государственная налоговая инспекция и Государственная таможенная инспекция.

В 2005 году Государственная налоговая инспекция была переведена в непосредственное подчине-ние Правительства Кыргызской Республики.

В 2007 году Государственная налоговая инспекция при Правительстве Кыргызской Республики преобразована вГосударственный комитет Кыргызской Республики по налогам и сборам.

В 2009 году Государственный комитет Кыргызской Республики по налогам и сборам был преобразован в Государственную налоговую службу при Правительстве Кыргызской Республики.

Сегодня налоговая служба Кыргызской Республики решает самую важную задачу – пополнение государственного бюджета, создавая условия для справедливого налогообложения. Отрадно, что сбор налогов постоянно растет. Если в 1990 году было собрано 11,3 млн. сомов, в 1995 году 2,4 миллиарда сомов, то в 2000 году 5,5 миллиардов сомов, в 2005 году 8,7 миллиардов сомов. В 2010 году собрано 24,2 миллиардов сомов.

Перед налоговой службой поставлены важные задачи – обеспечение роста поступления доходов в бюджет - с одной стороны, и снижение налогового бремени - с другой. А это возможно только при кардинальных изменениях в системе управления налоговой системы и новых подходах к налоговому администрированию.

С 1 января 2009 года введена новая редакция Налогового кодекса Кыргызской Республики. Соглас-но нового Кодекса количество налогов сокращено с 16 видов до 8. Ставка НДС снижена с 20 до 12 процентов. Ставки налога на прибыль и подоходного налога сохранены в размере 10 процентов. Снижена ставка налога на нерезидентов с 30 до 10 процентов. Введены налог с продаж, налог на специальные средства, налог на недра, налог на имущество. Введены специальные налоговые режимы как «Налоговый контракт», «Свободные экономические зоны».

В настоящее время в целях исключения коррупции в рядах налоговой службы во многих управлениях Государственной налоговой службы действует принцип «единого окна», при котором существенно сокращаются контакты налогоплательщика с сотрудниками налоговой службы.
Также минимизируются прямые контакты путем предоставления налоговой отчетности в электронном виде через Интернет.

Налоговики Кыргызстана с большим уважением относятся к добросовестным налогоплательщикам, которые обеспечивают вклад в пополнение доходной части бюджета и строго соблюдают налоговое законодательство республики.

Сотрудники налоговой службы, понимая и выполняя свою главную задачу – обеспечение поступле-ний в бюджет, вместе с тем стараются жить активной жизнью. Они участвуют в различных мероприятиях, проводимых в рамках социально-экономического развития страны, большое внимание удаляется спортивно-массовым мероприятиям.

Налоговая служба является тем государственным органом, который позволяет динамично разви-ваться стране и повышать экономическое благосостояние народа Кыргызстана за счет поступающих налогов в бюджет государства!

База данных "Законодательство Кыргызской Республики" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Кыргызстана

Общие сведения

Налоговые правоотношения в Кыргызской Республике регулируются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами, принятыми на его основе. К таким актам можно отнести постановления Правительства КР, которые регулируют различные аспекты налоговых отношений, а по некоторым налогам даже устанавливают ставки.

Общей частью Налогового кодекса КР урегулированы общие вопросы налогообложения. Так, подробно регламентирована процессуальная составляющая налоговых правоотношений, например, детально прописаны процедуры исполнения налоговых обязательств, заполнения и подачи налоговых деклараций, налогового контроля, зачета, возврата излишне уплаченных налогов и т.д. Имеются и разделы, посвященные ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию неправомерных, по мнению заявителя, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Особенная часть целиком посвящена отдельным видам налогов и специальным налоговым режимам.

Закон выделяет в Кыргызстане два вида налогов:

  • общегосударственные
  • местные

Общегосударственные налоги

Подоходный налог. Плательщики – физлица. Объект – экономическая (кроме предпринимательской) деятельность, приносящая доход. База – разница между годовым доходом и установленным законодательством вычетом. Налоговая ставка одна из самых низких в мире – десять процентов не зависимо от размера дохода.

Налог на прибыль. Плательщики – юрлица и индивидуальные предприниматели. База – положительная разница между годовыми доходами и расходами. Ставка – десять процентов. С предприятий золотодобывающей отрасли налог не взимается. Для лизинговых компаний ставка составляет пять процентов.

Налог на добавленную стоимость. Косвенный налог, плательщиками которого являются лица, осуществляющие облагаемую налогом деятельность. Налогом облагается реализация (поставка) определенных работ, услуг и товаров, а также импорт. Ставка налога – двенадцать процентов.

Акцизный налог. Косвенный налог. Плательщики –импортеры и производители подакцизных товаров. К подакцизным киргизским законодательством традиционно отнесены: табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты. Ставки варьируются от ста до двух тысяч сомов в зависимости от товара.

Налог за пользование недрами. Различают две разновидности таких налогов – бонусы и роялти. Бонус – единовременный платеж за право недропользования с целью разведки, поиска, разработки месторождений. Его плательщиками являются организации (как отечественные, так и иностранные), предприниматели, имеющие право на пользование недрами. База – количество (в том числе прогнозное) ископаемых в месторождении. Ставка устанавливается Правительством в зависимости от различных факторов, к коим, например, относят ценность ресурсов, площадь месторождения, степень его изученности и т.д. Для ее определения существуют специальные таблицы. Роялти – периодические (текущие) платежи за пользование недрами. Ставка зависит от выручки, полученной от реализации добытых ресурсов, их вида и объемов добычи

Налог с продаж. Косвенный налог. Плательщиками являются организации и предприниматели, реализующие работы, услуги и товары на территории страны. База – выручка от такой реализации. Ставка варьируется от полутора до пяти процентов в зависимости от вида деятельности.

Местные налоги

Налог на имущество. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества или транспортных средств. Облагаемая стоимость определяется, исходя из стоимости квадратного метра и месторасположения объекта. Для транспорта – из его мощности либо балансовой стоимости. Ставка зависит от назначения недвижимого имущества и от объема двигателя (для транспортного средства).

Земельный налог. Плательщики – собственники земельных участков и землепользователи. База – площадь участка. Ставка зависит от района, в котором участок расположен, а также от его назначения.

Также налоговым законодательством Кыргызстана предусмотрен ряд специальных налоговых режимов, таких, как

  • обязательный и добровольный патенты
  • единый налог
  • налоговый контракт

Данные налоговые режимы введены для упрощения налогообложения организаций и предпринимателей в установленных законом сферах деятельности, заменяют собой уплату нескольких налогов, как правило, это НДС, налог на прибыль и налог с продаж (в разных вариациях для разных режимов). Цель введения данных специальных режимов – через упрощение процедуры сбора налогов повысить их собираемость и эффективность системы налогообложения в целом, что, как следствие, благотворно сказывается на пополняемости бюджета.

Особые налоговые режимы предусматривают ряд налоговых преференций для свободных экономических зон (их в стране четыре: "Бишкек", "Каракол", "Маймак" и "Нарын"), а также для Парка высоких технологий. Эти налоговые привилегии призваны стимулировать динамичное развитие подобных зон, способствовать притоку в них капитала.

Заключительные положения

Налоговое законодательство Кыргызстана можно охарактеризовать не только как современное, подробное и доступное для понимания, но и как одно из самых либеральных на пространстве всего бывшего СССР.

Отличительной его чертой являются чрезвычайно низкие налоговые ставки по основным налогам (подоходному, на прибыль, НДС) по сравнению с аналогичными ставками у соседей и партнеров по СНГ.

Количественная составляющая тоже не может не радовать налогоплательщиков: налогов, собираемых на территории государства, немного.

Например, в России граждане и организации уплачивают в бюджеты различных уровней гораздо больше налогов как по количеству наименований, так и в денежном выражении.

Такая мягкость налогового бремени, как правило, является привлекательной для развития бизнеса и иностранных инвестиций.

Разумная налоговая нагрузка, хорошая и современная общая часть налогового законодательства, наличие нескольких вариантов упрощенных налоговых режимов, преференции для особых экономических зон свидетельствуют о заинтересованности государства в повышении эффективности работы налоговой системы, борьбе с уклонениями от уплаты налогов, привлечении в страну иностранного бизнеса.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 15:23, реферат

Краткое описание

Система рыночных отношений является наиболее универсальной моделью хозяйствования, создающей условия для достижения максимального экономического эффекта как на макро-, так и на микроуровне. В Кыргызской Республике формируется многоукладная экономика, основанная на разнообразии и сотрудничестве форм собственности - от государственной до частной. Основным содержанием рыночных преобразований 1991-1998 гг. была комплексная работа по обеспечению материальной предпосылки государственной независимости Кыргызской Республики, созданию эффективной экономики на основе преобразования всех ее отраслей. Начальный период экономических преобразований относится к 1992 году, когда была заложена юридическая база функционирования рыночной экономики, в неимоверно сложных условиях была введена национальная валюта, разработана экономическая, аграрная, социальная и внешнеэкономическая политика переходного периода.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Становление и развитие налоговой системы Кыргызской Республики.docx

Становление и развитие налоговой системы Кыргызской Республики

«. изменения в налоговой политике следует принимать разумно и осмотрительно, с учетом всех возможных последствий для финансов государства»

Президент Кыргызской Республики

Необходимость налоговой системы в переходный период рыночной экономики Кыргызской Республики и ее регулирование

Система рыночных отношений является наиболее универсальной моделью хозяйствования, создающей условия для достижения максимального экономического эффекта как на макро-, так и на микроуровне. В Кыргызской Республике формируется многоукладная экономика, основанная на разнообразии и сотрудничестве форм собственности - от государственной до частной. Основным содержанием рыночных преобразований 1991-1998 гг. была комплексная работа по обеспечению материальной предпосылки государственной независимости Кыргызской Республики, созданию эффективной экономики на основе преобразования всех ее отраслей. Начальный период экономических преобразований относится к 1992 году, когда была заложена юридическая база функционирования рыночной экономики, в неимоверно сложных условиях была введена национальная валюта, разработана экономическая, аграрная, социальная и внешнеэкономическая политика переходного периода.

Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, государственное регулирование экономических процессов теряет всеобщий характер. Во-вторых, происходят изменения форм и методов государственного регулирования.

В существующей экономике бывшего СССР, как известно, через систему директивных государственных органов определялись адресные задания основных хозяйственных связей и параметры дальнейшей деятельности каждого предприятия, объемы и основной ассортимент производимой продукции, цены поставщиков средств производства и потребителей готовой продукции. До предприятий доводились директивные задания по повышению производительности труда, по внедрению новой техники и т.п. За предприятиями сохранялась самостоятельность в решении очень небольшого круга хозяйственных вопросов.

В Кыргызской Республике, как и в других странах СНГ, переход к рыночным отношениям начал осуществляться в условиях глубокого экономического кризиса: отсталости технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала поставок и дисциплины труда, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерности роста эффективности труда и понижения доходов населения, роста цен и снижения уровня удовлетворения платежеспособного спроса населения. Таким образом, в силу объективных и субъективных причин степень готовности республики при переходе к рыночной экономике оказалась недостаточной.

Началом переходной работы является вторая сессия Верховного Совета Кыргызской Республики (22-30 октября 1990 г.), принявшая программу стабилизации народного хозяйства республики и перехода к рыночной экономике. В ней предусматривались обеспечение равноправного

3.2 Реформы налоговой политики Кыргызской Республики

В целях срочной корректировки сложившейся крайне тревожной ситуации и предотвращения подобных коллизий в будущем целесообразно создать при Министерстве экономического развития и торговли, отвечающего за разработку и проведение фискальной политики, Рабочую комиссию (Методологический Совет), который будет работать на постоянной основе в течение всего периода внедрения Налогового кодекса. Комиссия должна состоять из представителей заинтересованных министерств и ведомств, Жогорку Кенеша, ведущих бизнес-ассоциаций, членов Рабочей комиссии по разработке новой редакции Налогового кодекса.

В компетенцию Комиссии должны входить:

1. Разработка и экспертиза проектов подзаконных актов налогового законодательства.

2. Создание банка запросов по сложным и спорным вопросам налогового законодательства и оперативная выработка согласованных решений по ним.

3. Разъяснение вопросов налогового законодательства.

4. Разработка предложений по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Между тем в последние десятилетия как в западных странах, так и в КР появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых неплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользуются практическим режимом иммунитета от всех форм налогообложения.

Понимая неприемлемость подобной ситуации, законодатели ведущих западных стран начали активно разрабатывать и реализовывать меры по упрощению системы налогообложения, ликвидации наиболее явных пробелов в законодательстве, позволяющих состоятельным гражданам вполне легально уклоняться от выполнения своих налоговых обязательств, и по формированию новой атмосферы доверительных, основанных на взаимопонимании, отношений с рядовыми налогоплательщиками. Настало время серьезно заняться этой проблемой и в Кыргызстане.

Развитие налоговой системы Кыргызстана неразрывно связано с развитием Налоговой Службы Кыргызской Республики.

Налоговой службе необходимо реформирование и модернизация налогового администрирования, состоящие из трех компонентов: институциональное укрепление, улучшение материального состояния и повышение квалификации кадров. Эти компоненты могут осуществляться через инвестиционные проекты.

Основные направления деятельности ГКНС будут направлены на реализацию требований нового Налогового кодекса Кыргызской Республики:


            • принятие нормативных актов, инструкций, положений, методических указаний, форм налоговых отчетностей по внедрению новой редакции Налогового кодекса;

            • проведение инвентаризации всех действующих подзаконных, внутриведомственных нормативных правовых актов и приведение в соответствие с положениями новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики.


Внедрение нового Налогового кодекса Кыргызской Республики с 1 января 2009 года позволит значительным образом улучшить налоговое администрирование, так как будет:


            • являться законом максимально прямого действия, направленной на обеспечение устойчивого наполнения бюджета и улучшение условий для ведения бизнеса;

            • являться единым кодифицированным документом, охватывающим все виды налогов и налоговых действий,

            • включать в себя всё налоговое поле республики, позволяющим налогоплательщикам знать свои права и обязанности.


Особый упор по улучшению администрирования изначально будет возложен на Управление по контролю за крупными налогоплательщиками (УККН). УККН существует в течение 5 лет и в настоящее время охватывает 643 налогоплательщиков, в том числе 154 полностью администрируются и работают по принципу самоисчисления. В перспективе с последующим расширением технической базы планируется расширение администрирования крупных налогоплательщиков по всей республике с охватом как минимум 60% налоговых доходов.

Основные меры по повышению собираемости налогов будут направлены на:

– безусловное обеспечение органами Налоговой службы полноценных мер по налоговому администрированию с учетом требований нового Налогового кодекса;

– упрощение исчисления налогов и форм налоговой отчетности.

– совершенствование регистрационной базы налоговых органов;

– расширению перечня обязательного патентирования;

– совершенствование механизма применения ККМ;

– усиление ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства.

– организацию и проведение семинаров с подведомственными органами ГКНС и налогоплательщиками по разъяснению положений новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики;

– разработку механизма по переходу к всеобщему налоговому декларированию;

– внедрение налога на имущество;

– совершенствование механизма администрирования НДС (введение реестра счетов-фактур по приобретенным материальным ресурсам; возмещение переплаты НДС);

– применение унифицированного и упрощенного налогообложения с точки зрения его администрирования, стимулирующего легальный бизнес;

– совершенствование режима патентирования, направленного на качественное администрирование;

– совершенствование учета земельных участков сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения;

– совершенствование механизма взыскания в бюджет суммы налоговой задолженности, признанной хозяйствующим субъектом;

– создание благоприятных условий для налогоплательщиков в части приема налоговыми органами налоговой отчетности и других документов по принципу «единого окна.

Данные меры позволят по прогнозным данным в 2009 году обеспечить поступление налогов в сумме 21318832,8 тыс. сом, или рост по сравнению с прошлым годом составит 3150.2 млн. сом.

Повышение налоговой культуры

Одной из важных задач Налоговой службы является развитие культуры соблюдения налоговых обязательств среди налогоплательщиков – обеспечении осознания налогоплательщиками исполнения своих обязанностей по добровольной уплате налогов. Это потребует создание эффективных программ для обучения налогоплательщиков и услуг для налогоплательщиков.

В рамках добровольного исполнения налоговых обязательств, планируется, что налогоплательщики будут практиковать самоисчисление налогов, при этом они будут рассчитывать свои налоговые обязательства и подавать налоговые декларации с ограниченным участием со стороны налоговых органов, и, главным образом, с помощью предоставленной им информации и услуг. Деятельность ГКНС будет направлена на предоставление более широкого и качественного спектра услуг по правам и обязанностям налогоплательщиков и в целом по налоговому законодательству.

Достижение данной цели будет осуществляться путем решения следующих задач:

– внедрение обучения основам налогообложения в системе среднего образования.

– освещение в СМИ о проводимой налоговой политике государства, ее значимости и приоритетных направлениях для развития общества.

– распространение информации о действующей системе налогообложения посредством буклетов, справочных систем и профессиональных налоговых консультантов.

Увеличение эффективности налогового контроля

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

– усовершенствование и упрощение процедур налогового контроля.

– регламентация процедур налогового контроля.

– повышение эффективности взаимодействия государственных, иных уполномоченных органов с компетентными налоговыми органами зарубежных государств;

– автоматизация процедур налогового контроля с внедрением эффективной системы налоговых проверок с учетом факторов риска (создание системы электронного мониторинга по проверкам налогоплательщиков);

– выявление на системной основе новых способов и схем, использующихся для уклонения от налогообложения и дальнейшее внедрение мер по устранению причин, способствовавших их появлению.

Заключение
При переходе Кыргызстана к рыночным отношениям происходят глубокие экономические преобразования. Республика сталкивается с новыми экономическими явлениями. Понятия, к которым привыкли и пользовались, постоянно отмирают. Происходит переосмысление нашего экономического прошлого, определение горизонтов будущего развития.

В ходе рыночных преобразований в Кыргызской Республике произошли системные преобразования; изменены принципы функционирования экономики; созданы основные институты, определяющие положение существующих в обществе структур и служащие для них ориентирами.

Общество столкнулось с возросшей необходимостью осуществления расходов на социальные нужды и оборонные цели, а также на ликвидацию стихийных бедствий.

Особенность реформы государственных финансов состоит в том, чтобы структурная перестройка бюджета осуществлялось поэтапно, чтобы не прекращались поступления государственных доходов и сохранялись его важнейшие функции.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Государственный бюджет должен стать основным инструментом проведения активной экономической политики государства. При этом основная цель бюджетной политики состоит в содействии макроэкономической стабильности, а особенно целевого показателя по инфляции. В то же время необходимо решать проблему обеспечения расходов на уровне, соответствующим задачам экономического роста.

Бюджет должен стимулировать оживление экономической деятельность частного сектора и содействовать перестройке экономической и административной инфраструктур.

В Кыргызстане осуществляются общие закономерности в развитии государственных финансов, имеющие место во всех странах с переходной экономикой. Это, во-первых, необходимость изменения налоговой системы, во-вторых, реорганизация структуры расходов и существенный рост удельного веса выплат на социальные нужды, и, в-третьих, неизбежность дефицитного финансирования бюджета. Причиной фискального кризиса является резкий рост расходов государства при сокращении доходов бюджета. Сокращение доходов бюджета было вызвано обслуживанием внешнего и внутреннего долга государства и сужением налоговой базы из-за падения производства, внедрением новой системы налогообложения, трудностями в связи с увеличением числа налогоплательщиков и уклонением от уплаты.

Политика в этой сфере направлялась на обеспечение снятия большой напряженности бюджета и достижения финансовой стабилизации. Прежде всего, было осуществлено относительное сокращение расходов бюджета, уровень налоговых поступлений стабилизировался в последнее время, в результате успешной реформы налоговой системы, ввода налогового кодекса.

Дефицит бюджета был резко снижен. Он сократился почти вдвое. Ужесточение налогово-бюджетной политики положительно повлияло на макроэкономическую ситуацию. В целом, в результате бюджетных преобразований, достижения большей степени сбалансированности бюджета наблюдалась некоторая финансовая и макроэкономическая стабилизация и экономический рост.

Стратегия дальнейших бюджетных преобразований в среднесрочной перспективе за 2007–2008 годах будут направлены на достижение устойчивого реального экономического роста на основе развития частного сектора. Также, хочется отметить, что бюджет выражает экономические отношение, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и является основным финансовым планом страны.

Через него мобилизуют средства предприятий различных форм собственности и физических лиц для выполнения общегосударственных задач.

Реализация налогово-бюджетной политики осуществляется исполнительным органом государства – Министерством финансов Кыргызской Республики. В структуре управления Министерства финансов произошли изменения.

Для осуществления своих функций Министерство финансов Кыргызской Республики разработало и осуществляет организационную структуру, построенную на линейно-функциональном принципе управления. Хотя, до этого Министерство финансов осуществляло свою деятельность по принципу функциональной структуры управления. Она имеет как преимущества, так и недостатки.

К преимуществам функциональной структуры управления относятся: высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности. Функциональная структура управления нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своем составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

Ошский государственный университет


ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

налог, поступления в казну, бесконтрольные произвольные виды налогов, вспомогательный налог, система налогообложения, tax revenues to the treasury, uncontrolled arbitrary taxes, operating taxes, tax system

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье проведен анализ историчесиких этапов становления налоговой системы на территории Кыргызстана.

Текст научной статьи

В настоящее время, когда Кыргызская Республика находится на пути строительства собственной государственности. Одним из важнейших условий становления государственности Кыргызстана является правильная налоговая политика. Поэтому, существует необходимость изучения пройденного этапа налоговой системы страны, чтобы учесть уроки истории и перенять опыт от прошедшего. В начале XVIII века в результате разделения Бухарского эмирата образовалась самостоятельное владение с центром в Коканде, в истории получила название - Кокандское ханство. Основателем правящей династии Минг в 1709г. стал узбек Шахрух-бий. Если посмотреть историю налоговой политики средней Азии до Кокандского ханства, то можно увидеть следующее. Социально - экономические отношения Средней Азии времени Монгольского подданства, а также, во времена Тимура и его наследников в специальной литературе совсем не разработаны. Для монгольской эпохи, характерно резкое ухудшение в положении крестьян и ремесленников. Ухудшение положения крестьян шло в сторону прикрепления последних к платимым ими налогам и выполняемым ими повинностям, а через них - и к земле, что ярче всего отразилось в Монголськом Хулагидском государстве в ярлыке 1303году, изданном Газан ханом. С крестьян взимали земельный налог (под разными названиями; харадж, мал), подушную подать (джизью), которые до монголов, согласно мусульманскому праву, взимались только с неверных, подводную повинность (улог), барщинные работы (бегар), и чрезвычайные налоги (аверизат)[7]. Если принять во внимание что эти налоги взимались в средней Азии при Тимуридах Абу -Саиде (1451 -1469гг.) и Султане Ахмеде (1469 - 1494гг.) то можно быть уверенным, что они взимались и при Тимуре, тем более в дальнейшем при Кокандском ханстве. Не смотря на большой отрезок времени больших изменений в налоговой политике на территории современной Кыргызской республики не было. Упоминания о налоговых системах вышеназванных времен в разбросанном виде редко, но встречаются в источниках. Кокандское ханство представляло собой типичный образец феодальной деспотии Востока в форме абсолютной монархии. Все государство подразделялось на области - вилайеты, которые делились на налоговые районы - серкерства, где серкеры выступали в роли налогосборщиков. Небольшими городами управляли беки. В селениях хозяйственной жизнью руководили аксакалы. Крупными родоплеменными подразделениями на севере Кыргызстана, управляли манапы (на юге этот титул отсутствовал), родами-бии. Управление кыргызами Северо-Западного и Центрального Тянь-Шаня осуществлялось ташкентским наместником. Кыргызы Чуйской долины подчинялись ханскому наместнику в Бишкеке. Здесь были сосредоточены основные оккупационные военные силы Коканда, которые периодически совершали объезды кыргызских кочевий для сбора податей [3]. Экономическая политика кокандских правителей не способствовала прогрессу производительных сил кыргызского населения. Напротив, она тормозила его. Отбирая пастбища, конфискуя и перепродавая постоянно земли кыргызов, облагая их непомерно высокими налогами, а зачастую просто грабя качевников, кокандские власти фактически разрушали хозяйственный механизм кыргызского общества. Однако нельзя не отметить и позитивных черт, в экономической жизни кыргызов, появившихся в этот период. В рамках одного государства кыргызы постоянно вступали в контакт с оседлым населением - узбеками, таджиками, перенимали у них полезные хозяйственные навыки в земледелии, развивали торговые контакты. Основную массу кыргызского населения составляла беднота, или, как ее называли, букара (буквально: подданный, простолюдин). Она была бесправна, экономически зависима от богатых. Кыргызская беднота выполняла различные повинности. Существовала развитая терминология для обозначения уровня зависимости и выполнения различных работ бедняками в хозяйстве феодала-кедей, коншу, джатак, егенчи, чайрикер и т. д. [6]. Наиболее ненавистным для кыргызов элементом государственной системы в Кокандском ханстве была налоговая политика, осуществляемая в трех формах: натуральной, трудовой и денежной ренте. Основным налогом, которого выплачивали кыргызы, был зекет со скота. Взимался он сборщиками, назначаемыми ханскими властями. Сборщики налогов, по существу, грабили кыргызские качевья, нередко забирая последнее у бедноты. Возмущенные кочевники часто восставали против налогового произвола. Поэтому ханы ввели в практику передачу функций сборщиков податей кыргызским феодалам - родоправителям, устанавливая при этом определенный размер налогового сбора, который надо было сдать в казну. Он назывался «ульпан». Кокандским ханам такая форма сбора налога была, безусловно, выгодна - она избавляла их от лишних конфликтов с непокорными массами кочевого населения. Натуральный налог сильно подрывал материальное положение кочевников. Большинство хозяйств балансировали на грани разорения. Положение усугублялось тяжестью трудовых повинностей, возложенных на кыргызское население, которое должно было выполнять ирригационные работы в государственных масштабах, возводить крепости, строить различные здания, дороги и т.д. Уклонения от выполнения этих повинностей влекло за собой жестокие наказания. Современники сообщали, что «ослушников ханской воли» живыми закапывали в землю. Денежная рента не являлось преобладающей в налоговой системе Кокандского ханства, но ее постепенное распространение среди кыргызов свидетельствовало об определенных социально-экономических сдвигах в обществе в целом. С переходом части кыргызского населения к оседлой жизни и занятию земледелием среди кыргызов появляется такая форма феодальной эксплуатации, как издольщина. Бедняк - кыргыз был вынужден отдавать часть урожая родоправителю, которому фактически принадлежали родовые земли. Вышеизложенные материалы доказывают, о наличии, хотя неразвитой, существовании налоговой системы которое, пройдя испытания и видоизменяясь, в зависимости от сложившейся ситуации приобрела сегодняшний вид [5]. В настоящее время в Кыргызской республике после вступления в ЕАЗЭС налоговая и тарифная система в большинстве своем пересматривается, от этого зависят многие факторы, которые определяют развитие экономической системы Кыргызской Республики. А от эффективности экономического развития зависят положение граждан страны и в конечном счете место страны среди государств мирового сообщества[1]. Поэтому является актуальной учет пройденного посредством изучения истории возникновения налоговой системы и принятие во внимание, последствий существующих налоговых систем которое, произошло. В поисках ресурсов для экономического развития необходимо учитывать, что самыми надежными и эффективными являются внутренние ресурсы государства.

Читайте также: