Уильям петти трактат о налогах и сборах анализ

Опубликовано: 12.05.2024

Мы весьма кратко рассказали о шести статьях государственных расходов и показали (хотя и несовершенно и поспешно), что повело бы к увеличению и что к сокращению их.

Мы переходим теперь к вопросу об устранении некоторых общих причин, вызывающих недовольство при уплате налогов и сборов. А именно:

2.1.[Нумерация дается здесь и в дальнейшем по подлиннику.] Население полагает, что государь требует больше, чем ему нужно. На это я отвечаю: если бы государь был уверен, что он вовремя получит то, в чем нуждается, то он причинил бы себе большой вред, извлекши деньги из рук своих подданных, которые при помощи разных промыслов приумножают их, и припрятав их в своих собственных сундуках, где они не только не приносят даже ему самому никакой пользы, но и подвергаются опасности, что их раздарят на подачки или без толку растратят.

3. 2. Как бы ни был велик налог, но если он ложится на всех пропорционально, никто не теряет из-за него какого-либо Богатства. Ибо люди (как мы уже говорили) останутся одинаково Богатыми, сократят ли у них всех имущество наполовину или удвоят его так как каждый сохранит свое прежнее положение, сан и звание. Кроме того, поскольку собранные деньги не уходят из страны, последняя остается одинаково Богата по сравнению с другими странами; только Богатство государя и Богатство народа будут отличаться друг от друга на протяжении некоторого небольшого времени, а именно до тех пор, пока взимаемые у кого-либо в виде налога деньги не вернутся снова к нему же или к другим налогоплательщикам. В этом случае каждый также будет иметь шансы и возможность выиграть или потерять при новом распределении; и если он потеряет в одном, то может выиграть в другом.

4. 3. Больше всего раздражает людей обложение их более высоким налогом, чем их соседей. На это я отвечаю, что эти подозрения во многих случаях неверны, часто это случайность, которая при следующем обложении может повернуться более благоприятно. Если же это сделано преднамеренно, то все же нельзя предполагать, чтобы это было намерением государя; скорее это является результатом действий временного распределения податей, который, возможно, будет в свою очередь наказан при ближайшем распределении налога тем самым лицом, которое он обидел.

5. 4. Люди приходят в негодование при мысли, что собранные деньги будут растрачены на увеселения, великолепные зрелища, триумфальные арки и т.п. На это я отвечаю, что такая трата означает возвращение этих денег промысловым людям, занятым в производстве этих вещей. Промыслы эти хотя и кажутся бесполезными и создающими только украшения, однако работники их немедленно же передают полученные деньги людям, занятым в наиболее полезных промыслах, а именно: пивоварам, булочникам, портным, сапожникам и т.д. Кроме того, государь от этих зрелищ и увеселений имеет не больше удовольствия, чем получают 100 тыс. его самых заурядных подданных, которые, несмотря на свое ворчание, не ленятся, как мы видим, пройти много миль, чтобы иметь возможность лицезреть эти осуждаемые и вызывающие неудовольствия бесполезные занятия.

6.5. Люди часто сетуют на то, что король раздает собранные с населения деньги своим фаворитам. На это мы отвечаем: то, что дается фаворитам, может в следующий момент или при ближайшем перемещении попасть в наши собственные руки или в руки тех, которым мы желаем добра и кого мы считаем заслуживающими этого.

7. Во-вторых, подобно тому как данный человек является фаворитом сегодня, так другой или даже мы сами можем стать им завтра. Благосклонность весьма непостоянна и изменчива и не является такой вещью, которая должна возбуждать в нас сильную зависть, ибо та самая дорога, которая ведет к вершине холма, ведет также и к подножью его. Помимо этого, в законах и обычаях Англии нет ничего, что запрещало бы детям самого простого человека занять самые высокие должности в королевстве и тем более добиваться личной благосклонности своего короля.

8. Все эти фантазии, которым подвержены вульгарные умы, вызывают нежелание платить, а это заставляет государя применять суровые меры. Когда же эти меры падут на какого-нибудь бедняка, хотя и упрямого и упорного неплательщика, обремененного женой и детьми, то это дает легковерным людям удобный повод жаловаться на притеснения, сеет семена раздражения во всех других делах и раздувает недовольство, которое уже имеется.

9.6. Незнание количества населения, промыслов и Богатств народа является часто причиной того, что население терпит излишние беспокойства, подвергаясь двойному обложению и неудобствам двух или многих налогов там, где можно было бы обойтись одним. Примеры этого наблюдались при взимании недавнего подушного налога. Были допущены крупные ошибки (вследствие незнания положения населения, а именно: незнания числа лиц, относящихся к каждой налоговой группе, отсутствия ясных признаков, на основании которых надо облагать людей, а также смешения имущества с титулами и должностями).

10. Кроме того, не зная Богатства жителей, государь остается в неведении, какую сумму налога они могут вынести, а не зная промыслов населения, он не может судить о том, в какое время года ему лучше всего требовать свою долю.

11. 7. Неясности и сомнения относительно права обложения налогами были причиной крупных и достойных порицания враждебных выступлений со стороны населения и вынужденных строгостей со стороны государя: отличным примером этого была корабельная пошлина — немалая причина двадцатилетних бедствий для всего королевства.

12. 8. Редкое население — подлинный источник бедности. Страна, имеющая 8 млн. жителей, более чем вдвое Богаче страны, где на такой же территории живет только 4 млн. Ведь те же самые правители, которые так дорого обходятся, могут почти так же хорошо обслужить большее, как и меньшее число, жителей.

13. Во-вторых, если число жителей так незначительно, что они могут существовать за счет даров природы или затрачивая лишь небольшое количество труда, как, например, при пастбищном скотоводстве и т.п., у них не развиваются никакие ремесла и искусства. Ибо ни один человек, не желающий упражнять свои руки, не способен перенести мучения ума, вызываемые большими размышлениями.

14. 9. Недостаток денег — другая причина плохого платежа налогов. Ибо если мы учтем, что из всего Богатства нашей страны, т.е. земель, домов, кораблей, товаров, домашней обстановки, драгоценных металлов и денег, монета составляет едва сотую часть и что в настоящее время в Англии имеется, вероятно, не больше 6 млн. ф. ст., что составляет лишь 20 шилл. на душу населения, то можем легко понять, как трудно бывает людям с большим достатком уплатить сразу известную сумму денег. Если же они не сумеют ее уплатить, следуют строгие меры и штрафы, совершенно справедливо налагаемые, хотя и весьма неприятные, ибо более терпимо нанести ущерб отдельному лицу, чем подвергать опасности все общество, хотя, несомненно, отдельному лицу было бы легче потерпеть ущерб вместе со всеми, чем одному.

15. 10. Кажется отчасти затруднительным, что все налоги должны вноситься в виде денег, что жирный скот и хлеб, например, не могут быть приняты в натуре (когда королю надобно снабдить провиантом свои корабли в Портсмуте), фермеры же должны предварительно везти свой хлеб (может быть, на расстояние десяти миль) для продажи и превращения его в деньги; последние же после их уплаты королю снова превращаются в хлеб, который приходится доставлять издалека.

16. Кроме того, фермер из-за спешки вынужден продавать свой хлеб по более низкой цене, а король из-за спешки также вынужден переплачивать за свой провиант, тогда как уплата натурой, pro hie et nunc [соответственной натурой и своевременно], сократила бы значительные лишения, которые терпит бедный народ.

17. Ближайшим вопросом, подлежащим обсуждению, является вопрос о последствиях и результатах слишком большого налога не в отношении отдельных людей, о чем мы говорили раньше, а в отношении всего населения в целом. В связи с этим я утверждаю, что существует определенная мера или пропорция денег, необходимых для ведения торговли страны (излишек или недостаток их против этой меры принесет ей вред), подобно тому как в розничной торговле необходимо наличие в известной пропорции фартингов для размена серебряных денег и для урегулирования таких расчетов, которые не могут быть произведены с помощью даже самой мелкой серебряной монеты. Ибо деньги (сделанные из золота и серебра) будут в отношении (т.е. материи, составляющей нашу пищу и одежду) лишь тем, чем фартинги и Другая, не имеющая внутренней стоимости (extrinsick) местная монета — в отношении золотых и серебряных денег.

18. Подобно тому как количество фартингов, требуемое для торговли, определяется численностью населения, частотой совершаемых им меновых сделок и главным образом стоимостью наименьшей серебряной монеты, так и количество денег, необходимое для нашей торговли, должно аналогично определяться частотой меновых сделок и размером платежей, совершаемых по закону или обычаю иным образом. Отсюда следует, что там, где ведется регистрация земель, на основании которой можно хорошо знать действительную стоимость земельных владений каждого человека, где имеются склады потребительных благ, как то: металлов, сукна, полотна, кожи и других полезных вещей, и где существуют также денежные банки, там для ведения торговли требуется меньше денег. Ибо если все наиболее крупные платежи будут производиться земельными участками, другие же, скажем, вплоть до 10 или до 20 ф. ст., путем кредита в ломбардах или в денежных банках, то отсюда следует, что там деньги необходимы лишь для уплаты сумм, меньше вышеуказанных; подобно тому как для размена требуется меньшее количество фартингов там, где имеется много серебряных двухпенсовиков, чем там, где самой мелкой серебряной монетой является шестипенсовик.

19. На основании всего сказанного я утверждаю, что если в стране имеется слишком много денег, то для нее, равно как и для короля, было бы выгодно и не принесло бы вреда и частным лицам, если бы весь излишек находился в королевских сундуках. Это означало бы то же самое, как если бы людям позволили уплачивать причитающиеся с них налоги любой вещью, без которой им легче всего обойтись.

20. С другой стороны, если бы размеры государственных изъятий были таковы, что денег остается меньше, чем необходимо для ведения национальной торговли, то вредные последствия этого выразились бы в сокращении производимой работы, что означало бы то же, что и сокращение числа жителей или их творчества и усердия. Ибо 100 ф. ст., пройдя через 100 рук в виде их заработной платы, дают толчок производству товаров на 10 тыс. ф. ст.; эти же руки оставались бы праздными и бесполезными, если бы не было этого постоянного стимула к их использованию.

21. Если налоги фактически расходуются на наши собственные отечественные товары, они, как мне кажется, мало причиняют вреда населению в целом, — они лишь производят изменения в Богатстве и состояниях отдельных людей; в частности они переносят их от землевладельцев и лентяев к знающим и деятельным людям. Если, например, дворянин сдал свою землю в аренду за 100 ф. ст. в год на несколько лет или несколько поколений и будет обложен налогом, идущим на содержание флота, в размере 20 ф. ст. в год, то результатом этого будет то, что 20 ф. ст. этого дворянина будут ежегодно распределяться между моряками, корабельными плотниками и другими промыслами, относящимися к морскому делу. Но если дворянин сохраняет землю в своих собственных руках, он, будучи обложен в размере одной пятой своего дохода, повысит приблизительно в той же пропорции арендную плату, получаемую со своих арендаторов, или будет продавать свой скот, зерно и шерсть на одну пятую дороже; то же сделают и все прочие зависящие от него лица и тем вернут в некоторой степени то что он уплатил. Наконец, если бы все взысканные в виде налога деньги выбросить в море, то конечным результатом этого было бы лишь то, что каждому пришлось бы работать на одну пятую больше или сократить на одну пятую свое потребление: первое — в том случае, если иностранная торговля способна к развитию, последнее — если этого нельзя ожидать.

Родоначальником классической буржуазной политической экономии в Англии был Уильям (Вильям) Петти (1623-1687). К. Маркс очень высоко ценил его заслуги в развитии экономической науки, называя его гениальнейшим и оригинальнейшим исследователем-экономистом * .

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 243.)

Формирование и развитие экономических воззрений У. Петти проходило в условиях быстрого расширения капиталистических отношений в Англии, более быстрого роста торговли, денежного обращения, чем во Франции. Именно этим объясняется живучесть идей меркантилизма у Петти. Но вместе с тем Англия обогнала по уровню промышленного производства другие европейские страны, что создавало благоприятные условия для теоретического анализа экономики капитализма. Это позволило У. Петти стать родоначальником новой науки.

Уильям Петти был выходцем из семьи ремесленника-сукнодела, прошел путь от моряка до основателя богатого рода английских лендлордов. Маркс образно охарактеризовал сложность, гениальность и противоречивость У. Петти, когда писал о нем, что это "смелый мыслитель, но совершенно фривольный армейский хирург, который одинаково был способен грабить Ирландию под эгидой Кромвеля, как и, пресмыкаясь, вымаливать у Карла II титул баронета за этот грабеж" * . Перу Петти принадлежит целый ряд работ:"Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1664), "Политическая анатомия Ирландии" (1672), "Политическая арифметика" (1676) и "Разное о деньгах" (1682). В последней работе Петти, по словам Маркса, окончательно порвал с меркантилизмом.

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 40.)

Первые его работы были посвящены главным образом обоснованию экономической политики. В них он развивал идею активного торгового баланса. В работах "Слово мудрым" и "Политическая арифметика" У. Петти характеризовал богатство с меркантилистских позиций, утверждая, что богатство каждой страны заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле, а "производство таких товаров и ведение такой торговли, которые способствуют накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т. п., являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли" * .

* ( Петти В. Экономические и статистические работы / Пер. с франц. М., 1940. С. 165.)

Как меркантилист У. Петти был сторонником государственного вмешательства в экономику, но добавлял, что это вмешательство должно способствовать развитию производства.

Естественно, что особенно отчетливо классовая сущность и историческая обусловленность взглядов У. Петти проявились в трактовке противоположности богатства и бедности. Он заявлял, что это вечный и неумолимый закон жизни, если "одни люди более бедны, чем другие, это всегда было и всегда будет". Однако Петти предостерегал против излишней роскоши, предупреждая, что контраст между голодом и роскошью может привести к гражданской войне.

Решая практические, конкретные задачи с позиций меркантилизма, У. Петти в своих работах отводил значительное место описанию экономических процессов. Но когда он исследовал их, то использовал новый метод - стремился проникать в глубь явлений, пытался перейти от описания явлений к анализу их сущности. Он акцентировал внимание на том, что все зависящее от мнений, желаний и страстей отдельных людей следует игнорировать, стремился показать причинную зависимость экономических явлений. Тем самым Петти положил начало разработке научного абстрактного метода в политической экономии.

Уильям Петти ставил проблему экономического закона, доказывая необходимость точного количественного анализа экономических явлений. Но, понимая, что нельзя ограничиться исследованием только сферы обращения, основой хозяйства считал производство. Богатство создается в сфере материального производства, а сфера обращения обеспечивает его распределение. Купцы "не доставляют никакого продукта, - писал Петти, - а играют лишь роль вен и артерий, распределяющих туда и назад кровь и питательные соки государственного тела, а именно продукцию сельского хозяйства и промышленности" * .

* ( Петти В. Экономические и статистические работы / Пер. с франц. М., 1940. С. 156, 22.)

Петти, исследуя возникающее капиталистическое производство, не мог создать цельной научной системы политической экономии, однако по многим ее проблемам он делал очень важные теоретические обобщения. Он стал основателем трудовой теории стоимости. Петти первым в Европе пришел к выводу, что источником стоимости является труд. Обоснованию этого положения посвящено его учение о "естественной цене". Отдавая дань меркантилизму, самым важным Петти считал вопрос о цене товара. Однако он исследовал не случайные рыночные цены, а среднюю или "естественную цену", под которой понимал стоимость, считая, что если бушель хлеба обменивается на унцию серебра, то последняя является "естественной ценой" такого количества хлеба. В "Трактате о налогах и сборах" Петти объяснял это тем, что на производство данного количества хлеба и серебра затрачено одно и то же количество труда. Далее следовал вывод, что товары равны друг другу, так как в них содержится одинаковое количество труда * . Различие видов труда не имеет значения, стоимость товара измеряется рабочим временем, затраченным на их производство.

* ( Петти В. Экономические и статистические работы / Пер. с франц. М., 1940. С. 40.)

Как видим, У. Петти сделал открытие в политической экономии. Он заложил основы трудовой теории стоимости, но в этой его концепции содержится ряд заблуждений. Рассматривая капиталистическое производство как вечное, в котором царит якобы "естественный" порядок, Петти не смог понять природы стоимости труда, создающего ее. Он не приблизился к пониманию той специфической общественной формы, в которой труд становится источником стоимости. Более того, он смешивал меновую и потребительную стоимость, абстрактный и конкретный труд. Стоимость Петти не выделял как внутреннее свойство товара, отождествляя ее с количеством денег, получаемых за товар, а затем приходил к выводу, что стоимость создает не всякий труд, а только тот, который затрачен на производство золота и серебра (т. е. денежного материала). Стоимость продуктов труда в других отраслях производства определялась, по его мнению, лишь в результате их обмена на благородные металлы. В этом варианте его учения о стоимости отчетливо обнаруживается серьезное влияние меркантилизма. Поэтому Маркс подчеркивал, что Петти, "опутанный представлениями монетарной системы. объявляет тот особенный вид реального труда, которым добывается золото и серебро, трудом, создающим меновую стоимость. В сущности он полагает, что буржуазный труд должен производить не непосредственную потребительную стоимость, а товар, - потребительную стоимость, которая способна путем своего отчуждения в процессе обмена представляться в виде золота и серебра, т. е. как деньги, т. е. как меновая стоимость, т. е. как овеществленный всеобщий труд" * .

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 40.)

В поисках правильного толкования закона стоимости и его применения к реальной экономической жизни Петти выдвинул известную формулу "Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля - его мать" * , которую можно считать еще одним вариантом его учения об источнике стоимости. В этой концепции, которую К. Маркс характеризовал как гениальное заблуждение, подмечено участие природного фактора в создании потребительных стоимостей. Но поскольку Петти, как уже отмечалось, не видел различия между потребительной стоимостью и стоимостью, между конкретным и абстрактным трудом, то в его формуле земля выступает наряду с трудом источником стоимости. Сказывалось явное непонимание как двойственной природы самого товара, так и двойственного характера труда.

* ( Петти В. Указ. соч. С. 55.)

К. Маркс, анализируя различные варианты учения Уильяма Петти о стоимости, замечал, что "у Петти беспорядочно переплетаются троякого рода определения:

a) Величина стоимости, которая определяется равным рабочим временем, причем труд рассматривается как источник стоимости.

b) Стоимость как форма общественного труда. Поэтому деньги выступают как истинная форма стоимости, хотя в других местах Петти опрокидывает все иллюзии монетарной системы. Здесь у него, стало быть, намечается определение понятия.

c) Смешение труда как источника меновой стоимости с трудом как источником потребительной стоимости, где труд предполагает вещество природы (землю)" * .

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1. С. 364.)

Однако, несмотря на ограниченность, противоречия и ошибки, гениальные догадки У. Петти приобрели важное значение в истории классической буржуазной политэкономии для поисков решения проблемы стоимости.

Заработную плату он определял как цену труда. Не зная категории рабочей силы, Петти не смог раскрыть сущности заработной платы, поскольку не понял, что труд, являясь источником стоимости, сам не имеет стоимости и цены. Ведь труд - это процесс, и его нельзя продать. Рабочий же продает капиталисту не труд, а способность к труду, т. е. рабочую силу.

Решая вопрос о том, чему же должна равняться стоимость труда, или заработная плата, У. Петти делал важное открытие, утверждая, что уровень заработной платы определяется объективными факторами, а не субъективным решением законодателя. ". Закон должен был бы обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем он мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда" * .

* ( Петти В. Указ. соч. С. 70-71.)

Рассматривая это положение, Маркс в "Теориях прибавочной стоимости" приходил к выводу, что Петти правильно определял заработную плату необходимыми средствами к жизни работника. Ошибочным было мнение, будто бы уровень заработной платы должен обеспечивать только физиологический прожиточный минимум. Из определения заработной платы минимумом средств существования Петти делает вывод о том, что рабочий в виде заработной платы получает лишь часть стоимости, которую он создает. Вторую часть стоимости присваивает собственник.

У. Петти высказывал мысль, что прибавочная стоимость - это та часть продукта, которая остается после вычета издержек производства, куда он включал затраты на семена. Маркс отмечал, что у него "можно увидеть догадку о природе прибавочной стоимости, хотя он рассматривает ее только в форме земельной ренты" * . Петти утверждал, что если "какой-нибудь человек своими собственными руками возделывает под зерновой хлеб собственный участок земли", то "этот человек вычтет из полученного им урожая свои семена", и то, что нужно "в обмен на одежду и другие предметы, необходимые для удовлетворения насущных потребностей". Тогда "остаток хлеба составляет естественную и истинную ренту этого года" ** . В отличие от меркантилистов Петти показал, что рост богатства реализуется за счет прибавочного труда, который овеществляется в прибавочном продукте, в данном случае совпадающем с земельной рентой. Петти трактует ренту и как всеобщую форму прибавочной стоимости, и как собственно земельную ренту.

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. I. С. 164.)

** ( Петти В. Указ. соч. С. 33-34.)

По мнению Маркса, Петти дал первое понятие дифференциальной ренты, утверждая, что она возникает в сельском хозяйстве в связи с различным плодородием участков и различным местоположением их по отношению к рынку. Он считал ренту не даром земли как таковой, а созданием труда, поскольку труд на разных участках обладает разной производительностью.

После того как Петти определил ренту как чистый доход с земли, он ставит вопрос о цене земли. По его мнению, стоимость, или цена, земли представляет собой сумму определенного числа годичных рент. Обосновывается это правильное определение цены земли довольно оригинально. Если цена земли, рассуждал Петти, равна сумме годичных рент, следовательно, можно допустить, что число этих рент должно равняться обычной продолжительности совместной жизни трех поколений (деда, отца, сына), т. е. 21 году. Однако такое количество годичных рент, определяющих стоимость земли, может изменяться. К. Маркс, отмечая заслуги Петти в решении проблемы ренты и цены земли, писал: "Во-первых, рента, как выражение совокупной сельскохозяйственной прибавочной стоимости, выводится не из земли, а из труда и определяется как созданный трудом избыток над тем, что необходимо для поддержания жизни работника. во-вторых, стоимость земли оказывается не чем иным, как наперед закупленной на определенное число лет рентой, такой превращенной формой самой ренты, в которой прибавочная стоимость (или прибавочный труд) стольких-то лет (например, 21 года) выступает как стоимость земли; короче говоря, стоимость земли оказывается не чем иным, как капитализированной рентой" * .

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. I. С. 361.)

В тесной связи с теорией ренты у Петти находится вопрос о ссудном проценте, который он называл "денежной рентой" и заявлял, что процент является доходом, производным от земельной ренты. В работе "Разное о деньгах" процент он приравнивал к арендной плате и отвергал законодательное его регулирование. Такая трактовка процента, даваемая Петти, имеет свою логику, поскольку ренту он считал всеобщей формой капиталистического дохода, а источник процента соответственно искал в ней. Он, в силу неразвитости капиталистических отношений в Англии того времени, не смог противопоставить ссудный процент предпринимательскому доходу и рассмотреть его как обособившуюся часть прибыли.

Анализ экономических взглядов У. Петти позволяет сделать вывод о том, что наряду с научными положениями в его работах соседствуют ошибочные концепции, причем анализ экономических категорий растворяется в проблемах экономической политики, экономической статистики. Эти категории трактовались им внеисторически, как естественные, капитализм же считался вечным строем. В этом ярко проявилась буржуазная ограниченность Петти.

Однако, несмотря на незрелость и противоречивость экономического учения Петти, оно занимает видное место в истории экономической мысли. У. Петти заложил основы трудовой теории стоимости, искал единый источник капиталистических доходов, поставил проблему экономического закона. Научные идеи, выдвинутые им, были восприняты и развиты представителями классической школы буржуазной политической экономии.

Трактат о налогах и сборах (англ. Treatise of Taxes & Contributions , 1662) — произведение английского экономиста Уильяма Петти.

Содержание

Содержание

Книга включает Предисловие и 15 глав:

  1. О различных видах государственных расходов;
  2. О причинах, которые увеличивают и делают более тягостными различные виды государственных расходов;
  3. Каким образом можно ослабить причины недовольства налогоплательщиков;
  4. О разных способах взимания налогов, в первую очередь путем выделения из всей территории соответственной части для государственных надобностей в виде коронных земель, во-вторых же, путем обложения, или поземельного налога;
  5. О проценте;
  6. О таможенных пошлинах и вольных гаванях;
  7. О подушном налоге;
  8. О лотереях;
  9. О добровольных взносах;
  10. О наказаниях;
  11. О монополиях и должностях;
  12. О десятине;
  13. О различных менее значительных способах взимания денег;
  14. О повышении и снижении достоинства монет и об их порче;
  15. Об акцизе.

Для ученого свойственно перенесение анализа образования богатства в сферу производства. Крылатым стало его высказывание из этой книги: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля его мать». У. Петти анализировал различия между стоимостью, которую он называет «естественной ценой», и рыночной ценой — в его терминологии «политической ценой». По мнению английского ученого, одинаковое количество труда, затраченного на производство одного бушеля хлеба и одной унции серебра, лежат в основе сопоставления их стоимостей.

Переводы

Книга трижды выходила на русском языке в сборниках:

  • в книге У. Петти «Экономические и статистические работы» (М.: Соцэкгиз, 1940);
  • в книге «Антология экономической мысли» (М.: Эконов, 1993. Т.1);
  • в книге У. Петти «Трактат о налогах и сборах. Verbum sapienti — слово мудрым. Разное о деньгах» (М.: Ось-89, 1997).

Ссылки

  • Текст книги на языке оригинала
  • Текст книги на русском языке

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Пыль (фильм)
  • REALbasic

Смотреть что такое "Трактат о налогах и сборах" в других словарях:

Петти, Уильям — Уильям Петти William Petty Дата рождения … Википедия

Петти Уильям — Петти (Petty) Уильям (26.5.1623, Рамси, Хэмпшир, ‒ 16.12.1687, Лондон), английский экономист, родоначальник буржуазной классической политической экономии. Родился в семье мелкого ремесленника. Получил медицинское образование в университетах… … Большая советская энциклопедия

Петти — (Petty) Уильям (26.5.1623, Рамси, Хэмпшир, 16.12.1687, Лондон), английский экономист, родоначальник буржуазной классической политической экономии. Родился в семье мелкого ремесленника. Получил медицинское образование в университетах… … Большая советская энциклопедия

Петти, Вильям — Уильям Петти Уильям Петти (Вильям Петти; англ. William Petty; 1623 1687) английский статистик и экономист; занимался торговлей, служил в королевском флоте, изучал медицинские науки, читал физику и анатомию в Оксфорде; в 1658 г. состоял членом… … Википедия

Петти Уильям — Уильям Петти Уильям Петти (Вильям Петти; англ. William Petty; 1623 1687) английский статистик и экономист; занимался торговлей, служил в королевском флоте, изучал медицинские науки, читал физику и анатомию в Оксфорде; в 1658 г. состоял членом… … Википедия

Уильям Петти — (Вильям Петти; англ. William Petty; 1623 1687) английский статистик и экономист; занимался торговлей, служил в королевском флоте, изучал медицинские науки, читал физику и анатомию в Оксфорде; в 1658 г. состоял членом парламента. В 1647 г. Петти… … Википедия

ПЕТТИ (PETTY), Уильям (1623-1687) — английский экономист, один из зачинателей классического направления экономической мысли. Расширяя границы меркантилизма, Петти не только исследовал сферу обращения, но и обратился к процессу производства как к основе экономической жизни.… … Большой экономический словарь

ПЕТТИ — Уильям (1623–87) – основатель классической английской политической экономии. Родился в семье ремесленника, трудовую деятельность начал корабельным юнгой, затем работал моряком. В дальнейшем П. – врач, ученый, политический деятель Англии. К. Маркс … Экономика от А до Я: Тематический справочник

Прибыль — (Profit) Прибыль это превышение всех доходов фирмы над её затратами Расчет прибыли предприятия с учетом доходов и расходов, формула налогооблагаемой прибыли и распределение чистой прибыли Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Экономическое учение У.Петти

Уильям Петти (1623—1687) — основоположник классической политической экономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в произведениях, опубликованных в 60—80-е гг. XVII в. По словам К.Маркса, У.Петти — «отец политической экономии. гениальнейший и оригинальнейший исследователь — экономист».
У.Петти родился в г. Ромси, что на юге Англии, в семье суконщика..
В 1650 г. в 27 лет У.Петти получил степень доктора физики, стал профессором анатомии одного из английских колледжей. Но через год неожиданно для многих принял предложение занять должность врача при главнокомандующем английской армией в Ирландии, и с этого времени жизнь скромного медика кардинально изменилась. Проявив завидную предприимчивость, по подсчетам самого У.Петти, ему удалось «заработать» 9 тыс. фунтов стерлингов за обычный, казалось бы, правительственный подряд по подготовке им лично планов земельных участков для последующих замеров и составления карты покоренной Ирландии. Как выяснилось, У.Петти оформил на свое имя скупку земли на разных концах острова за всех тех офицеров и солдат, кто не мог или не хотел дождаться получения своего земельного надела.
Всего через 10 лет, в 1661 г., 38-летний интеллигент-разночинец был возведен в рыцарское звание, заслужил право именоваться сэром У.Петти, В дальнейшем положение состоятельного и практичного землевладельца в сочетании с пытливым умом и острой интуицией отразилось на новых занятиях У.Петти, связанных с описанием собственного видения экономической жизни общества и государства. В результате появились такие его произведения, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682) и другие, в которых красной нитью прослеживается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилистов. В частности, в предисловии «Трактата о налогах и сборах» он писал: «Я хорошо знаю, что. дела (что бы я ни хотел или мог сказать) будут идти своим путем, и природу не обманешь».

Предмет изучения

Судя по трудам У.Петти, предметом изучения экономической науки (политической экономии), на его взгляд, является прежде всего анализ проблем сферы производства. Это, в частности, очевидно из убежденности данного ученого в том, что создание и приумножение богатства происходит якобы исключительно в сфере материального производства, причем без какого-либо участия в этом процессе торговли и торгового капитала.

Метод изучения

Методологические позиции У.Петти хотя и не лишены некоторых, присущих меркантилизму, элементов эмпиризма (например, в части толкования им цены земли) и государственного вмешательства в хозяйственную жизнь (когда он, к примеру, рекомендует сократить численность купцов в стране), но в основном он придерживался принципов laissez faire, настаивая, в отличие от меркантилистов, на либерализации денежного обращения и торговли. Одновременно присущий его творчеству экономический либерализм обусловил такие методические упрощения, как:

- отрицание обратного влияния сферы обращения на сферу производства;
- приверженность ортодоксальной версии количественной теории денег, уводящей от признания взаимозависимости денежного и товарного рынков;
- затратная (на каузальной основе) характеристика природы происхождения стоимости (ценности) товаров и услуг;
- трактовка заработной платы как цены труда рабочего, размер которой в условиях свободной конкуренции всегда минимален, и др.

Теория богатства и денег

В отличие от меркантилистов, богатство, по мнению У.Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка. В рассуждениях по данному поводу он высказал весьма популярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его жать».
Для увеличения богатства страны У.Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», заставлять трудиться. Это, в противовес меркантилистам, означало, что богатство создается прежде всего трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял У.Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестие положения государя, измену общественному доверию к деньгам.
В развитие данной мысли У.Петти обращает внимание на бессмысленность и невозможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных товаров, В этих и других суждениях У.Петти проявляет себя как сторонник количественной теории денег, демонстрируя понимание закономерности о количестве денег, необходимом для обращения. Однако в то же время очевидна и его упрощенческая позиция по поводу роли денег в экономике. С одной стороны, количественная теория денег действительно показала, что «деньги сами по себе не конституируют богатства», с другой же. У.Петти, а затем другие авторы классической политической экономии не поняли, говоря словами М.Блауга, главного; «. фокусируя внимание исключительно на роли денег как средства обращения, она вела к игнорированию взаимосвязи между товарным и денежными рынками, проистекающей от функции денег как средства сохранения ценности»4. Вот почему справедливая во многом критика меркантилизма сопровождается в трудах У.Петти и некоторыми тенденциозными соображениями. Он, например, совершенно предвзято отрицает участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства, настаивая даже на сокращении значительной части купцов. Последних У.Петти сравнивает с «игроками», занятыми распределением «крови» и «питательных соков» государства, под которыми имел в виду продукцию сельского хозяйства и промышленности.

Теория стоимости

Неприятие меркантилистских идей отразилось в творчестве У.Петти не только в связи с характеристикой сущности богатства и путей его приумножения, но и в попытках выявить природу происхождения стоимости товаров, а также причины, влияющие на уровень их ценности на рынке. Трактовки, предложенные им в данной связи, впоследствии позволили признать его первым автором трудовой теории стоимости, ставшей одним из главных признаков классической политической экономии в целом.
В одной из них говорится, что стоимость товара создается трудом по добыче серебра и является его «естественной ценой»; стоимость же товаров, выясненная приравниванием к стоимости серебра, является их «истинной рыночной ценой». Другая гласит, что стоимость товара обусловлена участием в ее создании труда и земли, или, как выразился сам У.Петти, «нам следовало бы говорить: стоимость корабля или сюртука равна стоимости такого-то и такого-то количества земли, такого-то и такого-то количества труда, потому что ведь оба — и корабль, и сюртук — произведены землей и человеческим трудом»5. Как видим, у У.Петти в основе цены товара в каждой из трактовок ее сущности лежит затратный, т.е. тупиковый, подход.

Теория доходов

Положения, высказанные У.Петти по поводу доходов рабочих и собственников денежного капитала и землевладельцев, послужили основой для теоретических изысканий многих последующих представителей «классической школы». Например, следуя, можно сказать, У.Петти, заработная плата характеризовалась и Д.Рикардо, и Т.Мальтусом как цена труда рабочего, представляющая минимум средств для его существования и его семьи. У.Петти, в частности, утверждал: «Закон должен был бы обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда»6. Однако здесь представляется уместным привести замечание В.Леонтьева, а именно: «Ссылка на то, что ни один рабочий не торговался из-за реальной заработной платы — даже если это и так, — совершенно ничего не доказывает, так как, торгуясь за свою заработную плату в денежном выражении, работник может в действительности руководствоваться в своих действиях реальной покупательной способностью дохода»7.
Доходы предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы У.Петти посредством унифицированного им по существу понятия «рента». В частности, называя рентой с земли разницу между стоимостью хлеба и издержками на его производство, он подменял ею такое понятие, как прибыль фермера. В другом примере, рассматривая суть происхождения ссудного процента, У.Петти вновь прибегает к упрощению, заявив, что этот показатель должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности»8.
Еще в одном примере У.Петти ведет речь об одной из форм проявления земельной ренты, обусловленной местоположением земельных участков и рынка. При этом он делает вывод: «Таким образом, поблизости населенных мест, для пропитания населения которых нужны большие районы, земли не только приносят на этом основании более высокую ренту, но и стоят большей суммы годичных рент, чем земли совершенно такого же качества, но находящиеся в более отдаленных местностях»9, Тем самым У.Петти затронул еще одну проблему, связанную с определением цены земли. Однако и здесь ученый довольствуется только поверхностной характеристикой, утверждая следующее: «Почти всегда одновременно живут только три члена непрерывного ряда нисходящих потомков. Поэтому я принимаю, что сумма годичных рент, составляющая стоимость данного участка земли, равна естественной продолжительности жизни трех таких лиц. У нас в Англии эта продолжительность считается равной двадцати одному году. Поэтому и стоимость земли равна приблизительно такой же сумме годичных рент»10. В то же время подход У.Петти к определению цены земли имеет отдельные достоинства, заложенные в его идее о взаимосвязи ссудного процента и ренты с земли за год.

1. Государственными расходами являются расходы на оборону государства на суше и на море, расходы по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее, а также расходы на достойный отпор оскорблениям со стороны других государств. Все это мы можем назвать военными расходами (Charge of the Militia), которые при обыкновенных условиях, как правило, не уступают по своим размерам никакой другой статье расходов, но в чрезвычайных условиях (т.е. во время войны или при угрозе войны) намного превосходят все остальные расходы.

2. Другой статьей государственных расходов является содержание правителей, главных и подчиненных. Я подразумеваю не только таких людей, которые тратят все свое время на выполнение своих соответствующих обязанностей по службе, но и таких, что тратят много времени как на то, чтобы сделать себя способными выполнить эту работу, так и на то, чтобы создать у своих начальников убеждение в том, что они обладают такими способностями и заслуживают доверия.

3. Содержание правителей должно быть изобильно и пышно в такой степени, какой редко-редко достигают частные усилия и профессии. Это необходимо для-того, чтобы предоставить правителям возможность пользоваться не только природными, но и искусственными источниками могущества.

4. Ведь если большое количество людей назовет одного из их числа королем, а этот облеченный властью государя человек не выказывает большего, чем у других, видимого великолепия и не может вознаградить лиц, послушных и угодных ему, и поступить противоположным образом с другими, то его облечение властью имеет мало значения, если даже он обладает большими физическими и духовными способностями, чем кто-либо другой из их числа.

5. Имеются должности, которые являются лишь napepya [побочными занятиями], каковы, например, должности шерифа, мирового судьи, констебля, церковного старосты и т.д.; эти должности люди могут занимать без большого ущерба для их обычных способов существования, и достаточным вознаграждением за отправление их считается честь пользоваться доверием и удовольствие внушать страх.

6. В эту же графу могут быть отнесены расходы по отправлению правосудия как в делах частных лиц друг с другом, так и между государством или обществом в целом и отдельными членами его, а также как по исправлению и наказанию уже содеянных несправедливостей и преступлений, так и по предупреждению их на будущее время.

7. Третьей статьей государственных расходов являются расходы на содержание пастырей человеческих душ и руководителей их совести. Можно было бы подумать (так как это касается иного мира и лишь частных интересов каждого человека в нем), что это не должно совершаться за счет государственных расходов в этом мире. Тем не менее, если мы учтем, как легко обходить людские законы, совершать недоказуемые преступления, подкупать свидетелей и опровергать свидетельские показания, искажать дух и значение законов и т.д., то поймем необходимость ввести в государственные расходы средства на обучение людей законам Бога; он ведь замечает злые помыслы и намерения и еще больше тайные дела и налагает в ином мире на вечные времена наказания за такие проступки, за которые люди в этом мире могут присудить только к легкой каре.

8. Работающие на такой государственной службе должны тоже содержаться с соответствующей пышностью и иметь средства, чтобы привлекать людей известным вознаграждением даже на этом свете, поскольку многие некогда следовали за самим Христом только ради хлеба, который он давал им.

9. Следующей статьей являются расходы на школы и университеты в особенности, поскольку они учат больше чем чтению, письму и арифметике; последние приносят особую пользу каждому человеку, являясь опорой и заменой памяти и рассудка, причем счет выполняет эту роль для рассудка, а письмо и чтение — для памяти. Должно ли обучение Богословию и т.д. стать частным делом, является для меня вопросом.

10. Школы и колледжи существуют, правда, в настоящее время большей частью лишь на пожертвования частных лиц или являются местами, где частные лица тратят свои деньги и время за свой собственный частный счет. Но было бы несомненно отнюдь не плохо, если бы они задались целью оказать всякую мыслимую помощь людям, наделенным от природы самым выдающимся и острым умом, направленным на изучение природы во всех ее проявлениях. В этом случае они должны были бы содержаться за счет государства. Эти выдающиеся люди должны были бы отбираться для этой цели не в соответствии с мнением любящих родителей и друзей (вороны, считающие своих собственных птенцов самыми красивыми), но скорее в порядке одобрения другими, более беспристрастными лицами, такими, например, как те, которые в Турции отбирают из христианских детей наиболее способных стать орудием и поддержкой турецкого правительства. Об этих отборах мы скажем более подробно в дальнейшем.

11. Следующей статьей является содержание сирот, найденных и подкинутых детей, которые также являются сиротами, а также всякого рода немощных людей и, кроме того, таких, которые нуждаются в получении работы.

12. Ведь разрешение кому-либо нищенствовать — это более дорогостоящий способ содержания тех людей, которым закон природы не разрешает умереть с год оду, когда возможно найти пропитание. Помимо того, несправедливо допускать, чтобы ктонибудь умирал с голоду в то время, как мы считаем правильным ограничивать заработную плату бедняков, так что они ничего не могут отложить на время своей инвалидности и отсутствия работы.

13. Последней статьей расходов могут явиться расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие пред- меты, нужные для блага пользования всех.

Читайте также: