История развития акцизов в россии

Опубликовано: 15.05.2024

Акцизы — это один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы включаются в цену подакцизной продукции и тем самым перекладываются на конечных потребителей. При этом сумма акцизов во многом определяет уровень цен на облагаемые товары, а также оказывает воздействие на спрос. Специфической особенностью акцизов является то, что данный налог действует только в отношении отдельных товаров, называемых подакцизными.

Многовековая история развития налоговых отношений показывает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов бюджета. Акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой. Принципы, используемые при установлении акцизов и перечня подакцизных товаров, могут быть сформулированы следующим образом:

- во-первых, акцизами не облагаются товары первой необходимости;

- во-вторых, акцизы устанавливаются с целью изъятия в бюджет получаемой сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции (алкогольная продукция, табачные изделия, нефтепродукты);

- в-третьих, облагая акцизом товары, наносящие вред здоровью человека, государство стремится ограничить их потреб­ление (алкогольная и табачная продукция). [1, с. 123]

Первые упоминания о взимании на Руси дани - прямого налога, собиравшегося с населения, относятся к эпохе князя Олега. В Киевской Руси дань взималась по количеству печей и труб в домохозяйстве, по количеству пахотной земли и т.д. Первые упоминания о возникновении косвенного обложения в виде различных пошлин относятся к более позднему периоду - концу Х в., когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимавшаяся за проезд, провоз груза, прогон скота по дорогам, мостам и переправам. Также в источниках Х в. встречаются упоминания о "медовой дани", "бражной пошлине" с солода, хмеля и меда - первой форме косвенного налогообложения алкогольных напитков.

В России неким предшественником акциза можно считать так называемый винный откуп. Развитие откупной системы относится к XV - XVI вв.

Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации (продажи) алкогольных напитков. Основу винных откупов составлял кабак "на откупу", при прекращении откупщиком своей деятельности этот же кабак возглавлял "на вере" выборный либо назначаемый кабацким головой "целовальник". На каждый кабак, приписанный к определенной территории, фискальные органы распределяли доходную разверстку, которую население обязано было выполнять.

Правовой основой деятельности винных откупов был контракт, заключаемый на торгах правительственными органами с откупщиком. Контракт регламентировал порядок реализации (продажи) алкогольных напитков (цену, время, условия и т.д.). Откупщик не являлся частным лицом и именовался "коронным поверенным", т.е. доверенным царя с весьма широкими полномочиями. [15, с. 143]

Доходы, получаемые откупщиком от реализации алкогольных напитков, согласно Уставу о винокурении были собственностью короны, т.е. царя. Откупщики не получали от казны платы за свою деятельность. Легальными источниками их доходов являлись: 1) изготовление и реализация алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда и др.); 2) харчевая продажа (закуски); 3) денежные штрафы с корчемников - лиц, нарушивших закон (изготовлявших и вне кабака продававших спиртные напитки). Однако основные доходы откупщики получали за счет покупателей крепких алкогольных напитков путем обмера, обсчета, фальсификации продукта. В России были нередки случаи поджога и разгрома царских кабаков. Винные откупа порождали взяточничество, коррупцию и должностные преступления среди чиновничества царской России. [1, с. 126]

Долгое время поступление податей в Российской империи контролировала Казенная палата, учрежденная еще в 1775 г. Надзор со стороны этого ведомства за торговлей и промыслами был слаб. Раз в год генеральную проверку проводили чиновники для особых поручений. Постоянный же надзор возлагался на волостных старшин и выборных торговых депутатов.

Откупная система подвергалась резкой критике как со стороны специалистов в сфере государственного управления и государственных финансов (И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, Н.И. Тургенев), так и со стороны многих общественных деятелей.

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами.

В государственном бюджете Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов.

Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. В 1906 г. по этим статьям поступило 394 млн. рублей. Значительная сумма в том же году была получена от акцизов на сахар - 92 млн. рублей, табак - 49 млн. рублей, керосин - 27 млн. рублей. Доход от таможенных пошлин составил около 213 млн. рублей. Для сравнения, прямые налоги были собраны в сумме более 148 млн. рублей, что составляло лишь 7% всего бюджета государства. [2, с. 312]

В конце XIX - начале XX вв. объектами акцизного обложения являлись: 1) свеклосахарное производство; 2) крепкие напитки; 3) табак; 4) осветительные нефтяные масла и 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.

С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война.

В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги.

По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены: 1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов; 2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки; 3) портер, пиво всех родов и мед; 4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах. Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.

Не подлежали обложению: 1) спирт и вино, вывозимые за границу; 2) виноградное вино, уксус и медовый квас; 3) изделия из оплаченного акцизом вина, не принадлежащие к напиткам; 4) осветительный спирт; 5) еврейское изюмное (розенковое) вино. [1, с. 213]

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

Каждый вид подакцизных напитков мог приготовляться только на особых заводах, которые должны были устраиваться отдельно один от другого и не иметь никакой связи как между собой, так и с заводами, выделывающими из спирта и вина другие высших сортов напитки или иные изделия (хлебные водки, лак, политуру и проч.). Право винокурения было предоставлено каждому, но устройство винокуренных заводов должно было соответствовать специальным условиям.

Повсеместно, за исключением губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, до начала винокурения заводчик должен был взять патент и уплатить патентный сбор в размере 6 коп. с каждого ведра емкости действовавших на заводе квасильных чанов. В вышеперечисленных губерниях взимался сбор в размере 7,5 копеек.

Также патентный сбор взимался: с заведений для приготовления прессованных дрожжей; с заводов, выделывающих фруктовый и виноградный спирт; с пивоваренных заводов; с медоваренных заводов; с водочных и спиртоочистительных заводов; с заводов, выделывающих лак, политуру, духи и осветительную жидкость; с заводов, выделывающих пейсаховую водку.

Акциз со спирта, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру (с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90-х гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 руб. с ведра безводного спирта. [15, с. 215]

Акциз с водок из сырых продуктов, пива, портера, меда и браги исчислялся с ведра емкости кубов за день действия завода (от 25 до 41 коп.). Акциз вносился за время действия завода не менее чем за семь дней производства.

Сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входившие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.

В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.

За время использования акцизов неоднократно менялись группы облагаемых товаров и ставки налога. В России в течение XV—XX веков акцизами облагались в основном такие товарные группы, как соль, алкогольная продукция, табак, сахар, нефтепродукты. Поступления акцизного налога в бюджет достигали весомых размеров. После революции 1917 года акцизы были отменены, а с 1921 года — вновь восстановлены, в период финансовой реформы 1930—1932 гг. акцизы были снова ликвидированы. Вновь акцизный налог был введен в России с 1 января 1992 года. В настоящее время акцизы являются вторым по величине косвенным налогом после налога на добавленную стоимость. В 2007 году удельный вес акцизов в консолидированном бюджете со­ставлял 9,3процентов в общей сумме налоговых поступлений. [13, с. 45]

Начиная с 1 января 2001 года взимание акцизов в РФ осуществляется в соответствии с гл. 22 НК. Акцизы относятся к разряду регулирующих налогов, т.е. сумма акцизного налога распределяется в определенных пропорциях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в зависимости от вида подакцизного товара (по некоторым подакцизным товарам налог целиком поступает в федеральный бюджет).

Следует отметить, что состав подакцизных товаров в период 1992—2003 гг. подвергался значительным изменениям. Так, в начале 1990-х гг. была предпринята попытка расширить круг подакцизной продукции за счет изделий из хрусталя, меха, ювелирных изделий и т.п. В течение нескольких лет помимо товаров облагались акцизами и некоторые виды минерального сырья (нефть, природный газ). В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен, он значительно сузился и приближен к перечням подакцизных товаров, применяемым в развитых зарубежных странах. Следует иметь в виду, к числу подакцизных товаров всегда относились и, вероятно, будут относиться и впредь алкогольная продукция и табачные изделия. Это объясняется характерными особенностями, присущими указанным товарным группам: с одной стороны, они не являются обяза­тельными для всех потребителей, с другой — для этих товаров свой­ственны достаточно низкая себестоимость производства и высокая акцизная ставка. [13, с. 49]

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:50, реферат

Краткое описание

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Содержание

Введение
1. История взимания акцизов в России
2. Экономическая природа акцизов
3. Порядок обложения товаров акцизами
4. Плательщики акцизов, объекты налогообложения и определение облагаемого оборота
5. Механизм исчисления и уплаты акцизов в бюджет
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги Осина Н.А.1.doc

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет

Институт заочного образования и повышения квалификации

Кафедра экономики и управления сельскими территориями

по дисциплине налоги и налогообложение

Выполнил: студентка 2 курса заочного

отделения 4241 группы

Осина Наталья Александровна

1. История взимания акцизов в Росси

2. Экономическая природа акцизов

3. Порядок обложения товаров акцизами

4. Плательщики акцизов, объекты налогообложения и определение облагаемого оборота

5. Механизм исчисления и уплаты акцизов в бюджет

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Акцизы по-прежнему остаются причинами дебатов в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения в этой области. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. Если мы заглянем в советский энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз - «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник государственного бюджета капиталистических стран. В экономической литературе развитых капиталистических стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.

1. История взимания акцизов в России

Первые упоминания о взимании на Руси дани - прямого налога, собиравшегося с населения, относятся к эпохе князя Олега. В Киевской Руси дань взималась по количеству печей и труб в домохозяйстве, по количеству пахотной земли и т.д. Первые упоминания о возникновении косвенного обложения в виде различных пошлин относятся к более позднему периоду - концу Х в., когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимавшаяся за проезд, провоз груза, прогон скота по дорогам, мостам и переправам. Также в источниках Х в. встречаются упоминания о "медовой дани", "бражной пошлине" с солода, хмеля и меда - первой форме косвенного налогообложения алкогольных напитков.

В России неким предшественником акциза можно считать так называемый винный откуп. Развитие откупной системы относится к XV - XVI вв. Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации, продажи алкогольных напитков. Доходы, получаемые откупщиком от реализации алкогольных напитков, согласно Уставу о винокурении были собственностью короны, т.е. царя.

Долгое время поступление податей в Российской империи контролировала Казенная палата, учрежденная еще в 1775 г. Надзор со стороны этого ведомства за торговлей и промыслами был слаб. Раз в год генеральную проверку проводили чиновники для особых поручений. Постоянный же надзор возлагался на волостных старшин и выборных торговых депутатов.

Откупная система подвергалась резкой критике как со стороны специалистов в сфере государственного управления и государственных финансов (И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, Н.И. Тургенев), так и со стороны многих общественных деятелей.

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами.

В государственном бюджете Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов. Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию.

В конце XIX - начале XX вв. объектами акцизного обложения являлись: 1) свеклосахарное производство; 2) крепкие напитки; 3) табак; 4) осветительные нефтяные масла и 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли. С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война. В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены: 1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов; 2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки; 3) портер, пиво всех родов и мед; 4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах. Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.

Не подлежали обложению: 1) спирт и вино, вывозимые за границу; 2) виноградное вино, уксус и медовый квас; 3) изделия из оплаченного акцизом вина, не принадлежащие к напиткам; 4) осветительный спирт; 5) еврейское изюмное вино.

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

Сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входившие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.

В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов. В начале XX в. акциз на водку и спирт занимал первое место среди косвенных налогов. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. Акцизы по другим товарам также были выражены в определенных денежных суммах: акциз на сахар уплачивался в размере 1,75 руб. за пуд, на табак - в зависимости от сорта - от 23 коп. до 1,50 руб. за фунт, на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд, на спички - полкопейки с помещений от 75 до 150 спичек и 3/4 копейки с помещений от 150 до 225 спичек.

В России высокую фискальную роль косвенных налогов в формировании бюджета характеризуют следующие данные. В XVII - XVIII вв. государственная казна формировалась за счет косвенных налогов на 40 - 50%, к концу XIX в. доля косвенных налогов в бюджетных доходах превысила 58%, в начале ХХ в. поступления от косвенного обложения превышали доходы от прямого (без учета пошлин) в 5,6 раза, составив 84,8% в структуре государственных доходов.

В России монополия была частичной. Окончательно винная монополия утвердилась "Положением о казенной продаже питей" (1894 - 1909). Винный акциз предполагал две нормы выхода из пуда ржи - 32 и 34 градуса безводного спирта. Производитель сам выбирал норму и при низшей получал без акциза в свое распоряжение половину перекура, т.е. выхода сверх нормы, при высшей - весь перекур. С улучшением техники перекур повышался, и, таким образом, винный акциз отвечал как фискальным интересам государства, так и интересам производителей. В 1880 г. плата за перекур была отменена, а вместо нее введено безакцизное отчисление в пользу заводчика в размере от 1,5% до 2% выкуренного спирта, т.е. обратно пропорциональное количеству выкурки. Безакцизные отчисления выплачивались производителю деньгами непосредственно из государственной казны.

Казна определяла необходимое ей количество спирта на текущий год и затем распределяла 80% этого количества между всеми винокуренными заводами пропорционально их продукции. Разверстанное количество спирта принималось в казну по ценам, устанавливаемым Министерством финансов. Остающиеся 20% спирта приобретались в казну с торгов. Для винокуров были выгоднее твердые цены Министерства финансов, и в 1903 г. все количество закупаемого спирта стало разверстываться по твердым ценам. Винокуренная промышленность превратилась в прибыльную отрасль, практически без коммерческого риска и с гарантированными доходами.

Вплоть до ХХ в. косвенное налогообложение развивалось главным образом по пути расширения перечня подакцизных товаров, в тесной связи с применением казенных монополий на основные подакцизные товары. Постепенно индивидуальное акцизное налогообложение распространилось столь широко, что контроль над уплатой акцизов многочисленными субъектами предпринимательской деятельности стал затруднительным, фискальная эффективность акцизов снижалась вследствие роста расходов на налоговое администрировани

2. Экономическая природа акцизов

Как и большинство налогов, акцизные сборы обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизных сборов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с профита, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизные налоги, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

Наиболее спорным вопросом при введении акцизных налогов является конкретная ставка того или иного акцизного налога. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акцизный сбор и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

В основе налогообложения подакцизных товаров и определении ставок налогов лежат так называемые отрицательные экстерналии (negative externalities) - дополнительные затраты, которые несет общество в виде издержек государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Если правительство не несет таких расходов, то какой бы «греховной» не была бы та или иная продукция, она не являлась бы объектом акцизного обложения.

Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам:

- ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным затратам на медицинское обслуживание, покрываемое за счет бюджета;

- ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным издержкам из бюджета по оплате отпусков по болезни и т.д.;

В то же время не должна облагаться акцизными налогами эротическая продукция по одной простой причине, что потребление последней не приводит к дополнительным бюджетным затратам.

Оптимальной ставкой налогообложения по таким акцизным сборам (налогам) считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия затрат связанных с потреблением того или иного товара или услуги. Кроме того, должны быть покрыты расхода по изъятию акцизного сбора (налога) и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

Очевидно, что экономическая сущность каждого конкретного акцизной пошлины зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.

Алкоголь - необычный продукт. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во всех культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

Обложение акцизными сборами легковых автомобилей носит исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизных налогах»: «Ставки акцизных сборов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и приобретателя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…». Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.

В настоящее время очень тяжело определить, какие налоги появились раньше – прямые или косвенные. По предположениям, более ранняя форма налогообложения – это прямые налоги, которые подлежат взиманию с дохода и имущества налогоплательщика.

По историческим данным, акцизное налогообложение в России ведет свое начало от системы взимания откупов. Наиболее распространенными были откупа на пиво, табак, кофе, соль, вино, спирт и т.п. Откупная система существовала в XV - XVI веках. Особо известным являлся винный откуп. Его правовой основой являлся некий контракт, который заключался на торгах правительственными органами с откупщиком. Этот документ закреплял цену, условия и время реализации алкогольных напитков. Доходы, которые были получены от реализации алкогольных напитков, являлись личной собственностью царя. Однако откуп считается лишь точкой отсчета в развитии акцизного обложения, но все-таки не видом акцизов.

Продолжительное время в Российской империи Казенная палата имела контроль над поступлением податей, однако надзор данного органа был слабым.

Специалисты сферы государственного управления резко критиковали откупную систему, в этом они имели поддержку общественных деятелей.

Во время существования Российской империи акциз считался косвенным налогом только на объекты внутреннего производства. Система взимания акцизов была связана непосредственно с государственными монополиями, а также таможенными пошлинами. До 1917 года не предполагалось обложение акцизами импортируемых товаров, так как они эти товары подлежали обложению таможенными пошлинами.

Очень активно акцизы применялись в конце XIX - начале XX вв. Под акцизное обложение уже попадали следующие товары: [1]

· крепкие алкогольные напитки;

Следует отметить, что до 1881 года еще существовал акциз с соли.

С 1875 по 1898 год в государстве были отменены подушная подать, соляной налог, винный налог и другие откупные платежи, это произошло в связи с проведением налоговой реформы.

Акциз с таких крепких напитков, как спирт, вино и водка исчислялся в зависимости от содержания в них безводного спирта.

В 1863 году Департамент сборов, на который возлагался сбор налогов, был разделен на два обособленных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. На местах была необходимость осуществления постоянного податного надзора, поэтому в 1885 году был создан институт податных инспекторов при Казенной палате. Именно он был ответственным за своевременное и полное поступление налоговых платежей.

В XX веке акциз на водку и спирт стал занимать первые места среди косвенных налогов. Его сумма стала зависеть от содержания спирта в ведре напитка и составляла 11 копеек за один градус. Ниже представлены акцизы по различным товарам, выраженные в денежной форме:

· акциз на сахар - 1,75 руб. за пуд;

· акциз на табак - от 22 коп. до 1,5 руб. за фунт (в зависимости от вида);

· акциз на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд.

Подводя итог, косвенное налогообложение развивалось путем увеличения списка подакцизных товаров, в близкой связи с использованием казенных монополий на основные подакцизные товары. Со временем, контролировать уплату акцизов стало затруднительно, так как индивидуальное акцизное налогообложение расширилось довольно быстро.

В 19 веке политические деятели и ученые подробно изучили сущность акцизного налогообложения и сделали следующий вывод: акцизы ограничивают возможности удовлетворения потребностей, наносящих ущерб здоровью человека. По их мнению, философия акциза состоит в его отрицании. При высокой акцизной ставке, соответственно будет высокой и цена, то есть и меньше объем спроса, а также размер налогового дохода. С.Ю. Витте воплотил данный подход в своей реформе финансов и налогообложения. Витте в своих сочинениях писал: «Реформа должна преследовать народное отрезвление, а после уже интересы фиска». Следует отметить, что для автора интересы фиска доминируют над иными интересами. Однако подробное изучение философии акцизов помогло Витте побороть стереотипность мышления в отношении фискальных интересов.

В его видении они состоят в уменьшении потребления подакцизной продукции. [2]

Еще во времена НЭПа акциз являлся самым высокодоходным налогом. Однако акцизы были социально ориентированы. Политика акцизов проводилась с целью сохранения здоровья человека, так ставки на вина с повышенным содержанием алкоголя превышали в 3 раза ставки на вина с низким уровнем алкоголя.

Подводя итог, нужно сказать, что у акцизов значительное время была лишь фискальная цель, и они абсолютно не отличались от государственной пошлины. Со временем развитие экономики выходило на новый уровень, и акцизная определенность нашла свое отражение в принципах налогообложения и при реализации их на практике.

Акцизный налог реализуется с целью ограничить спрос на некоторые товары и услуги, а также, чтобы обеспечить финансовые меры по ликвидации негативных последствий от потребления подакцизных товаров. По этой причине главная функция акцизов меняется. Она способствует предотвращению негативных последствий, которые являются следствием удовлетворения потребности подакцизной продукцией.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие акциза

Без существования налогов и различного вида сборов невозможно представить себе существование того государственного строя, который мы привыкли видеть на протяжении тысячелетий. В сложившейся системе налогообложения существенную роль играют налоги искусственно повышающие цену товара или услуги. К ним и относится акцизный сбор.

Акцизом считается косвенный (непрямой) налог на высокорентабельный товар.

Он является переложимым налогом, т.к. уплачивает его конечный потребитель, за счёт того, что акциз уже включён в стоимость товара.

Акциз подразумевает повышение цен на предметы роскоши. На данный момент в России, товарами подлежащими акцизными сборами являются:

  • Этиловый спирт, а также продукция содержащая более 9% этилового спирта в объёмной доле;
  • Автомобили легковые;
  • Мотоциклы с высокой развиваемой мощностью двигателя;
  • Бензин и дизельное топливо;
  • Масла моторные;
  • Табак и сигареты.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа История акциза 430 руб.
  • Реферат История акциза 280 руб.
  • Контрольная работа История акциза 200 руб.

История возникновения

Плюсы и минусы непрямого налогообложения описывались уже в 17 веке. Английский экономист У. Пети в своей работе « Трактат о налогах и сборах» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Основы построения налогов и сборов подробнее выделил четыре основных положительных момента:

  • Каждый должен платить в соответствии с объёмом и качеством потребляемой продукции, как того требует справедливость. Следовательно этот налог не навязывается насильно. Его уплачивает тот, кому потребление данного товара необходимо;
  • Этот налог способствует развитию бережливости и через неё является способом обогащения народа;
  • Он не уплачивается дважды за одну и ту же вещь так как её невозможно потребить более одного раза;
  • Этот способ налогообложения даёт государственной власти большой объём знаний о богатстве, промыслах и мощи страны.

Однако при всех плюсах акцизы также не лишены и минусов. Экономисты прошлого не раз замечали о несправедливости обложения акцизным сбором товаров жизненной необходимости, т.к. попадая в расходы этот налог не пропорционален доходам. Например богатый платит за лекарство тот же акциз что и бедный.

Акциз в России

Акцизные сборы в России также играли большую роль. Особенно это касается акцизов на алкогольную продукцию т.к. различного рода хмельные напитки с древнейших времён пользовались популярностью и считались хорошим источником дохода для Государства.

За времена своего существования акцизные сборы неоднократно изменялись. Варьировались как ставка налога, так и группы облагаемых товаров. История акцизного налогообложения в России в основном связана с такими товарами как сахар, соль, табак, алкоголь и нефтепродукты. Доходы от акцизов достигали внушительных показателей и являлись большим подспорьем для системы налогообложения.

Во второй половине 19-го века в стране были созданы специальные акцизные управления в деятельность которых входило обеспечение полноты сбора пительного акциза. Несколько позже в их сферу деятельности так же добавились акцизы и с других товаров. После великой октябрьской революции акцизы были отменены. Однако уже в 1921 году переход к новой экономической политике сначала их реанимировал, а в 1922 и существенно расширил список подакцизных товаров. Однако в период экономической реформы 1930-32 гг. акцизы снова были отменены. Следующий этап восстановления акцизов связан с переходом к рыночной экономике, а также становлением налогового кодекса Российской Федерации.

В современной экономике акцизный сбор выполняет роль не только наполнителя бюджета, но, также, является рычагом влияния, позволяя существенно корректировать объём потребляемой продукции. Например повышение акциза на табачную продукцию ведёт к снижению объема потребления табачных изделий.

Акциз способствует перераспределению доходов от реализации продуктов на которые Государство имеет монополию (например нефть, газ).

Таким образом, акциз являет собой косвенный налог способствующий наполнению бюджета, регулятором потребления определённого вида товара, а также средством перераспределения доходов от определённых товарных групп.

Введение

Данное пособие раскрывает все элементы налогообложения акцизами. В работе рассматривается исторический аспект возникновения акцизов, на конкретных примерах раскрыты особенности налогообложения акцизами алкогольной продукции, денатурированного спирта, нефтепродуктов, прямогонного бензина. В разделе контроль знаний студентов даны вопросы для подготовки к экзаменам по курсу «Федеральные налоги сборы», задачи дл самостоятельного решения.

Данное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности налоги и налогообложение, а также может быть полезно для преподавателей, практиков и всех, кто интересуется вопросами налогообложения акцизами.

Жукова Елена Ивановна

доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета» к.э.н.

История возникновения и применения акцизов в налоговой системе России

Акцизы- вид косвенных налогов на товары, преимущественно массового потребления, включаемые в цену товаров.

В России своеобразным предшественником акцизов можно считать так называемые винные откупа. Уже в Х-ХI веках встречается указание на обложение крепких напитков ( медовая дань, сбор с солода, брашная пошлина)

С давних пор налогами облагались товары, приносящие немалый доход. В ХIХ веке в России действовали акцизы на табак, спички, сахар, керосин, соль и ряд других товаров. Система акцизов имела не только фискальный характер, она обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

В дореволюционной России акцизы были основным доходным источником бюджета; так в 1901 году они обеспечили 60,8% всех государственных доходов. Объектом обложения выступали как предметы первой необходимости( соль, сахар, спички, чай, одежда), так и товары массового потребления ( водка, табак, солод) Акциз на водку и спирт занимал первое место среди косвенных налогов. С 1900 года размер этого акциза стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка, составляя 11 коп за 1 градус.

После революции роль акцизов коренным образом изменилась. В конце 1918 года вводятся прямые начисления к ценам товаров. Натурализация хозяйственных отношений при резком сокращении товарооборота и огромном обесценении денег привели к значительному снижению финансовой эффективности акцизов. В 1917 году акцизы обеспечивали 17% всех доходов государственного бюджета, а в 1919 – всего 8,8%. В феврале 1920 года взимание акцизов было приостановлено.

C переходом к новой экономической политике вновь возникла необходимость в акцизах как доходном источнике бюджета. В 20- ые годы они обеспечили 11-20% всех доходов государственного бюджета. В 1921 году введены акцизы на вино, спички, табачные изделия, гильзы, курительную бумагу, в 1922- на спирт, нефтепродукты, пиво, мед, квас, соль, сахар,

чай, кофе, цикорий, в 1923 году- на текстильные изделия и галоши. Плательщиками акцизов выступали социалистические предприятии.

В конце 1929 года акцизы были слиты с промысловым налогом по текстильными товарам и спирту, а в 1930 налоговая реформа полностью ликвидировала все акцизы.

Новый этап восстановления акцизов в российской экономике связан с переходом к рыночным отношениям и становлением налоговой системы. В декабре 1991 года был принят федеральный закон « Об акцизах», в соответствии с которым объектом обложения акцизами являлись: спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, отдельные виды минерального сырья. В середине 90-х годов произошло увеличение акцизов на алкогольную продукцию на 5%, что вызвало рост цен на отечественную алкогольную продукцию, спрос на нее упал, производители в результате невозможности сбыта алкогольной продукции стали испытывать серьезные финансовые затруднения в том числе и из-за потока дешевых, но недоброкачественных напитков из-за рубежа.

В связи с этим, любое изменение в перечне подакцизных товаров, ставках нуждается в прогнозном анализе, так как акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, поддерживая региональные и местные бюджеты.

В 1997 году в бюджеты субъектов Российской Федерации поступало 18,5% от общей суммы собранных акцизов. Начиная с 1999 года в бюджеты субъектов РФ стало поступать 50% доходов от акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые в России и 100% доходов на остальные производимые на территории России подакцизные товары.( за исключением нефти и газового конденсата, природного газа, бензина автомобильного и легковых автомобилей)

Роль акцизов в формировании доходной части бюджета невелика, так в 2002 году в общей структуре налоговых доходов консолидированного бюджета доля акцизов составила 9,4%.

В 2007 году доля акцизов в поступивших в бюджетную систему РФ налогов и сборов, администрируемых ФНС России составила 3,9%. В 2010-5,7%

Порядок исчисления и взимания акцизов регулируется 22 Главой Налогового Кодекса Российской Федерации, которая вступила в действие с 1 января 2001 года..

Читайте также: