Исследовательская работа на тему налоговая система рф

Опубликовано: 15.05.2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Остерская средняя школа»

Исследовательская работа

«Эволюция системы налогообложения в России»

Направление: «История и обществознание»

с. Остер, 2019 год

Зачем мы только платим налоги? Этот вопрос задаёт друг другу сегодня большинство россиян. Кто-то уверен, что налоги необходимы для успешного функционирования государства. Другие возражают, обвиняя власть в непомерном выкачивании средств из населения.

В своём исследовании мы поставили цель проследить, как менялась налоговая система России с течением истории, а также сформировать представление школьников о важности выплаты налогов в их будущей жизни.

Основными исследовательскими задачами работы являются:

1) описание системы налогообложения в разные периоды истории России;

2) формирование представления школьников о налогах;

3) анализ результатов опроса обучающихся 9-11 классов на тему «Зачем нужно платить налоги?».

Объект исследования – налоговая система.

Предмет: значимость налогов для развития государства.

Методологической основой исследования с учётом поставленных задач послужили следующие методы :

а также ряд общенаучных методов: анализа, синтеза, систематизации и т.д.

Глава 1. Из истории вопроса.

Раздел 1. Понятие налогов и их виды.

Чтобы определить, что же представляют собой налоги, мы обратились за помощью к законодательству Российской Федерации. Так, в соответствии со статьёй 8 Налогового кодекса РФ, «налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов.

Виды налогов по объекту:

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Кроме того, налоги делятся ещё и по субъекту на центральные и местные соответственно.

В России существует трехуровневая система распределения налогов:

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Таким образом, налоги в России существуют в виде обязательных денежных выплат с граждан либо организаций и призваны обеспечить нормальное функционирование государства.

Раздел 2. Налоги Древней Руси.

При работе над темой, мы задумались над вопросом: когда же впервые в России заговорили о налогах?

Выяснилось, что налоговая система в нашей стране начала складываться на Руси с конца IX века, с периода образования Древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны того времени являлась дань. Первые упоминания о взимании дани относятся к периоду правления князя Олега (879-912 гг.). В Древнерусских летописных сводах дань упоминается в смысле военной контрибуции, которую побеждённые славянские народы платили своим победителям варягам и хазарам. Первые русские князья также облагали данью покорённые племена.

По мере усиления Киевского феодального государства дань все более превращалась в прямой налог, т.е. регулярную подать, которую платило население. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью служили «дым» - т.е. количество печей и труб в каждом домохозяйстве или рало (примитивный плуг). Поскольку в этот период хозяйство носило натуральный характер, большая часть дани собиралась в натуральной форме, например, мехами. Но даже в этих условиях некоторая часть дани уплачивалась деньгами. Дань как регулярный прямой налог применялась на протяжении XI , XII и первой половины XIII веков.

Во времена правления княгини Ольги на Руси впервые стали применяться точно фиксированные размеры дани (уроки), а также места сбора подати населением (погосты).

Со второй половины XIII века в годы татаро-монгольского ига (1243-1480) основным налогом на Руси был «выход» («выход ордынский»), который платили Золотой Орде. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Вначале «выход» собирался баскаками – уполномоченными чиновниками Золотой орды. В конце XIII века начались протесты и восстания против действий баскаков. В первой половине 14 века русские князья получили право самим собирать «выход» для отправки в Золотую Орду. Первым добился такого права Иван I (Калита), который стал собирать «выход» не только со своего княжества, но и от других удельных князей и отвозил его в Орду. Кроме этого существовала ещё такая форма налогообложения, как «ям» - обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам.

В 1480 г. Иван III (1505-1533) прекратил уплату «выхода». Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей.

Существовали на Руси и косвенные налоги, в основном в виде различных торговых и судебных пошлин.

В число торговых пошлин входили:

- «мыт» - за провоз товаров через городские заставы. Первоначально «мыт» означал место, где останавливались возы и лодки, затем стал применяться только в значении проезжей (дорожной) пошлины.

- гостиная пошлина - за право иметь склады;

- торговая пошлина – за право устраивать рынки;

- «вес» и «мера» - за взвешивание и измерение товаров.

К судебным пошлинам относились «вира» - взималась за убийство- и «продажа» - взималась за прочие преступления.

Таким образом, система сбора налогов начала складываться в период образования единого государства на Руси и выражалась в основном в натуральной форма. Кстати, уже тогда идёт речь о разделении налогов на прямые и косвенные.

Раздел 3. Налогообложение петровской эпохи.

Время правления Петра I (1682-1725), безусловно, является временем расцвета российского государства. Всем известны те преобразования в области государственного управления, которые проводил Пётр. Коснулись они, разумеется, и налоговой системы.

К налоговой политике Петра I относятся следующие мероприятия:

- введение большого количества новых налогов;

- замена приказов коллегиями;

- замена подворного налогообложения подушным.

Ведение войн, большое строительство и крупномасштабные государственные преобразования, проводимые Петром I, требовали увеличения государственных расходов. Для покрытия дополнительных расходов были введены чрезвычайные налоги: драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей.

Для того, чтобы изыскивать средства пополнения казны Петр I учредил особую должность прибыльщиков, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», то есть находить новые источники доходов. «Находками прибыльщиков» стали гербовый сбор, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды, а также удвоение подати для раскольников – староверов.

Основным организационным преобразованием в области налогообложения стала замена приказов коллегиями. В 1717 году создаются финансовые коллегии – центральные правительственные учреждения, управлявшие государственными доходами и расходами, в том числе Камерколлегия, Штатс-контор-коллегия и др.

Главным налогом по-прежнему оставалась подушная подать. Однако у неё были свои недостатки. Во-первых, подушная подать налагалась не на реально существующих людей, а на условную единицу - ревизскую душу. Во-вторых, совпадение реального количества людей и ревизских душ возможно только на момент составления ревизских сказок. Впоследствии в результате рождений и смертей реальные данные начинали расходиться со списками, в которые не включались новорожденные и из которых не исключались умершие. Всем хорошо известно произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души», главный герой которого Чичиков Павел Иванович покупал умерших, но еще не исключённых из ревизских списков крестьян, планируя в дальнейшем заложить их для получения денег.

В 18 веке налоговая система сохранялась в основном в том виде, в каком она сложилась при Петре I, претерпев лишь небольшие изменения.

Раздел 4. Налоги в Советской России.

При рассмотрении данных положений темы мы решили обратиться к одному из самых сложных и противоречивых периодов в истории России начала XX века – периоду нэпа (новой экономической политики).

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы. Характерной чертой налоговой системы периода нэпа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях.

Систему налогов и сборов при нэпе составляли следующие виды:

1) прямые налоги - основной налоговый источник доходов государства. Доля поступлений в бюджет в 1922 г. составило 43%, в 1924 г., а к 1926 достигала 83% всего бюджета.

Они включали в себя:

а) промысловый налог (1917), который состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твёрдым ставкам в зависимости от разряда (торговые 5, промышленные - 12) предприятия, а также пояса местности (5 поясов) и уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота.

б) денежный подворный налог (1922), являвшийся основным видом налогообложения в сельском хозяйстве. Его взимание было прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога.

в) единый натуральный налог (1922) представлял собой вид обложения сельского населения в период Гражданской войны, заменивший систему продразверстки.

г) военный налог (1925), которым облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию.

д) квартирный налог (середина 20-х), который взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов.

2) косвенные налоги в период нэпа взимались в форме акцизов на потребительские товары и обеспечивали 11-20% всех доходов государства. К косвенным налогам относились:

а) акцизы (1921), уплачиваемые с некоторых товаров (вино, спички, табачные изделия, гильзы, спирт, мед, соль, сахар, кофе, галоши) предприятиями-производителями.

б) налог от демонстрации кинофильмов (1922), уплачивавшийся с валового сбора (оборота) от продажи билетов на киносеансы.

Таким образом, в советское время в нашей стране сохранились элементы прямого и косвенного налогообложения, дополненные при этом налогами, соответствующими нуждам государства того периода.

Раздел 5. Современная система налогообложения в России.

Так, мы бы могли подробно остановиться на характеристике налогообложения на каждом этапе российской истории. Но для этого потребуется слишком много времени и отдельное исследование. Мы же постарались представить на ваш суд краткую характеристику по наиболее значимым эпохам истории нашей страны. Теперь поговорим о современной ситуации в налогообложении.

Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. С понятием «налогов» и их видами мы уже знакомились в предыдущих разделах работы. Остановимся более подробно на том, зачем нужны налоги, т.е. какие функции они выполняют сегодня.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Исходя из анализа вышесказанного, отметим, что современное налогообложение в России сохраняет своё социальное назначение, т.е. она призвана помочь обеспечить достойное существование всем её гражданам. Кроме того по-прежнему остается деление налогов на прямые и косвенные, которое идёт ещё из глубины веков. Но и немало важным становится тот факт, что особую роль в налоговой системе выполняет государственное регулирование экономики.

Раздел 6. Необычные налоги.

Итак, мы уже давно ведём речь о налогах и могли убедиться, что во все времена они были стандартными и их смысл можно объяснить. Например, хочешь владеть имуществом, плати за это. Но мы задумались, а были ли в истории какие-то редкие налоги, которые даже язык не поворачивается назвать?

Для этого мы обратились к сети Интернет (как же без него) и выяснили, что, оказывается, такие налоги существовали. Например, налог на туалеты. Ввел его римский император Веспасиан, правивший в 70-х годах нашей эры, за что его упрекал собственный сын, который был против подобного налога. Но Веспасиан взял деньги, которые были «заработаны» этим налогом, и поднес их к носу сына. Как думаете, что он произнес при этом? Да-да, «деньги не пахнут». И действительно, римляне настолько привыкли к мраморным общественным туалетам, что продолжали туда ходить и платить за это деньги.

Или другой пример. Османская империя славилась разгулом всевластного чиновничества, которое постоянно повышало собственный уровень жизни, нисколько не заботясь о простом народе. В частности, местные бюрократы были не очень довольны питанием в столовых своих ведомств, поскольку мясо было жестким и не проваренным, а на десерт подавали слишком уж много сладостей. Это приводило к проблемам с зубами, чиновники мучились от кариеса, а услуги османских дантистов стоили очень дорого. Поэтому все тяготы переложили на население, приказав платить налог на износ зубов государственных мужей.

Ну что ж, это действительно необычно. Но в ряде случаев подобное можно объяснить тем, что государство заботится о своих гражданах, как, например, в случае с татуировками в штатах (об их здоровье).

Глава 2. Зачем мы платим налоги?

Для решения одной из поставленных задач мы обратились за помощью к обучающимся 9-11 классов нашей школы. Им было предложено анонимно ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 1). Результаты опроса представлены в таблице (см. Приложение 2).

По его итогам мы пришли к следующим выводам:

1) большинство опрошенных (90%) знает, что такое налоги;

2) более половины опрошенных (70%) считают, что государство достаточно хорошо заботится о своих гражданах;

3) все опрошенные знают о том, что их семьи платят налоги;

4) все опрошенные знают, что за неуплату налогов может наступить ответственность;

5) 80% опрошенных уверены, что если государство найдет другой источник формирования доходов, мы продолжим платить налоги.

Итак, в своей работе мы попытались представить, каким образом происходили изменения в налоговой системе России с древности до наших дней. Кроме того, мы хотели узнать отношение современных старшеклассников к налогам, а также показать значимость налогов для их дальнейшей жизни. Результаты опроса показали, что практически все имеют представление о том, что такое налоги, а также об их значимости в жизни государства и о возникающей ответственности в случае нарушения налогового законодательства. Также исследование подтвердило тот факт, что налоги во все времена являлись главным источником «жизни» государства и его граждан.

Нам известно, что в каждой школе нашей страны с недавнего времени преподаётся предмет под названием «Финансовая грамотность». Есть он и у нас. Соответственно на ответы школьников наверняка повлияли знания по данному предмету, а также по обществознанию.

Но мы уверены, что есть те, кто не знаком с налогами и их важность для населения и страны в целом. В связи с этим мы предлагает ввести в образовательных организациях дополнительный курс, который будет посвящён вопросам налогов и налогообложения. Это позволит повысить уровень правовой грамотности школьников в области налогов и финансов в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.

1) Брокгауз Ф.А. «Энциклопедия налогового развития». 2000 г.

2) Барулин С.В. «Теория и история налогов». 2006 г.

3) Виряскин С. История налогов в России // «Bankir.Ru»: Аналитика. Финансы. Экономика, от 19 декабря 2005

4) Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Учебное пособие / И.Н. Данилевский. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 400 с.

5) Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М. 2006.

6) Качур, О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / О.В. Качур. – М.: Изд. «КноРус», 2007. – 384 с.
7) Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: «Финансы и статистика», 1999. – 542 с.

8) Налоговый кодекс Российской Федерации. Интернет-ресурс. URL: http://www.garant.ru/doc/main/?yclid=1284820422853166228

9) Толкушкин А.В. «История налогов в России». 2001 г.

Анкета «Зачем нужно платить налоги?».

1. Вы знаете, что такое налог?

Обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Не обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Это возмездный платеж, который люди платят по своей воле

2. Как Вы считаете, достаточно ли хорошо заботиться о нас государство? ( обеспечение обороноспособности, борьба с преступностью, строительство новых школ, больниц, содержание музей, библиотек)

(Этот вопрос не является обязательным)

3. Вы или Ваша семья платите налоги? Если Вы работаете -пишите про себя. Если еще не работаете, то пишите про свою семью в целом. Спросите у родителей или старших братьев и сестер, платят ли они налоги

4. Знаете ли Вы, что если не платить налог, то это является правонарушением?

5. Как Вы думаете, если государство найдет другой источник формирования доходов, продолжим ли мы платить налоги?

Как Вы считаете, достаточно ли хорошо заботиться о нас государство? (Этот вопрос не является обязательным)

Вы или Ваша семья платите налоги?

Знаете ли Вы, что если не платить налог, то это является правонарушением?

Как Вы думаете, если государство найдет другой источник формирования доходов, продолжим ли мы платить налоги?

Конституция Российской Федерации / принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. М., БЕК, 1993. 61с. Налоговый кодекс Российской Федерации -

Налоговая система РФ

Другие курсовые по предмету

министерство образования и науки РФ

московский гуманитарно экономический институт

чебоксарский филиал

Юридический факультет

Кафедра гражданско правовых дисциплин

курсовая работа

по предмету : налоговое право

на тему : налоговая система рф

Выполнил: студентка гр 22ЮС

Чебоксары

2005содержание

1.Сущность, виды и функции налогов…………………….……4

2.основные аспекты налоговой системы…………….……22

Список использованной литературы………………………. 31

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой доходов государства.

Налоги представляют собой обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взымаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

По действующей налоговой системе налоги впервые разделены на три вида в соответствии с федеративным устройством России. Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом законодательной власти и взимаются на всей её территории.

1.Сущность, виды и функции налогов

Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания . публичной власти . ". В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что " Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами".

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: " Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги". В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона. "Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами".

"По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

- освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

- прочие налоговые льготы"

Виды налогов

Налоги бывают двух видов, прямые и косвенные:

Прямые - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны четко определятся для того, чтобы удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его исчисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае, эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами дохода плательщика.

В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги бывают трех видов:

Акцизами облагаются товары массового производства (алкогольные напитки, соль, сахар, табак, спички и другое), а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты).

  1. фискальные монопольные налоги

Фискальные монопольные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством (еще с петровских времен существует монополия на производство спиртных напитков, практически всегда объектом монополии было производство и продажа изделий из мехов и золота).

  1. таможенные пошлины

Это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т.е. пересекающие границы страны. Уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. Таможенные пошлины подразделяются на:

  • фискальные таможенные пошлины - для роста бюджетных фондов
  • протекционные - защищают внутренний рынок от проникновения импортных товаров
  • антидемпинговые - защищают внутренний рынок от "бросового" экспорта
  • преференциальные - устанавливаются на какой-либо определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована

Правительствам приходится применять различные по воздействию налоги, так как средства, изъятые в виде налогов у бедных, у которых доходы и так невелики, являются большей жертвой чем те, что изъяты у богатых. При этом это вовсе не означает, что богатые с удовольствием, без ропота платят в бюджет больше. Эти налоги можно условно разделить на три группы:

Прогрессивный - это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается в тех случаях, когда имеется н


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.11.2019 2019-11-17

Статья просмотрена: 3397 раз

Библиографическое описание:

Дубровская, Т. Н. Налоговая система России и перспективы ее развития / Т. Н. Дубровская, А. Р. Леденева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64068/ (дата обращения: 19.05.2021).

В современном мире у каждого на слуху словосочетание налоговая система, но если спросить у гражданина нашей страны что же это такое, то далеко не каждый даст четкий ответ на поставленный вопрос. Давайте попробуем разобраться что же такое Налоговая система на примере нашей страны.

Ключевые слова: налоговая система, налог, НДФЛ, НДС, Налоговый кодекс РФ.

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством.

Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах. А именно после распада СССР в 1991 году, когда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В течение 7 лет велись разработки материалов для создания Налогового Кодекса. И вот в 1998 году была издана 1 часть. А на разработку второй части НК РФ потребовалось еще 3 года, и наконец в 2001 году она была опубликована. Так, в России появился самый главный документ по регулированию отношений между налогоплательщиком и государством.

Итак, познакомимся поближе с главным налоговым законом России — Налоговым Кодексом Российской Федерации. НК РФ состоит из двух частей. 1-ая часть регулирует общие вопросы по налогообложению. В ней раскрываются понятия основных налогов и других платежей, расписан порядок исполнения обязательств, права и обязанности, ответственность участников налоговых отношений и другие аспекты.

2-ая часть отражает ставки, порядок и сроки уплаты всех налогов, которые есть и действуют на территории России.


Налоговая система РФ состоит из трех уровней. Как правило устанавливаются фиксированные ставки, исключения составляют акцизы (их ставки зависят от видов подакцизных товаров), водный налог зависит от способа водопользования, также от вида запрашиваемого действия зависит размер государственной пошлины, налог на добычу полезных ископаемых устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении.

Важно отметить, что с 1 января 2019 года повысился налог на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов. Это вызвало массу неудобств, так как уже за первый квартал организации обязаны были отчитаться по новой форме. Но так как система не была отлажена, многие предприятия очень понервничали при сдаче отчетности за 1 квартал.

Что же касается местных налогов и сборов, то здесь ставки плавающие, имеют место быть и прогрессивные. В основном это зависит от вида объекта [1].

Прежде чем начать открывать свой бизнес на территории Российской Федерации, необходимо изучить какие налоговые режимы действуют на территории нашей страны. С 2019 года их количество увеличилось до 6. Рассмотрим их в таблице 1.

Режимы налоговой системы РФ

Основная система налогообложения

Такой режим присваивается сразу после регистрации в ИФНС, его могут использовать и ООО, и ИП

Упрощенная система налогообложения

Здесь есть некоторые условия, такие как:

—среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;

—остаточная стоимость амортизируемых осн.ср-тв не более 150 млн руб.;

—доходы за 9 мес не превышают 112,5 млн руб..

Единый налог на вмененный доход

В п.2 ст. 346.2 НК РФ отражены те виды предпринимательской деятельности, которые могут применять этот спец режим, но при условии, что их среднечисленность не превышает 100 человек

Единый сельскохозяйственный налог

Данный режим имеют право использовать только сельскохозяйственные производители

Его вправе применять только индивидуальные предприниматели, смысл в том, что комерсант выкупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев

Налог на профессиональный доход или налог для самозанятых

Касается тех, кто работает не на работодателя, а на себя. Это могут быть как физ лица, так и ИП. Одним из условий является то, что не должны иметь нанятых работников. Кроме того, воспользоваться новой схемой могут только те, чей доход за год не превышает 2,4 млн руб (или 200 тысруб с мес).

Налоговые ставки: 4 % — если оказывают услуги физ лицам; 6 % — если деньги поступают от юр лиц

Ни для кого не секрет, что в нашей стране существует очень много минусов и недочетов в налоговой политике государства. Так, например, ежегодно в казну поступает всего лишь около 60 % из 100 %, остальные 40 % не доходят, так как имеет место быть теневому рынку и многие продолжают уходить от уплаты налогов. Все это негативно влияет на развития нашей страны и общество в целом. Ведь налоговые поступления формируют Федеральный бюджет нашей страны. Еще одним минусом является отсутствие стабильности, это вызвано большим количеством налогов. Люди путаются и ошибаются, так как правительство регулярно вносит поправки. Это несет за собой ошибки, за которые начисляются пени, из-за этого граждане несут убытки, а вместе с тем негатив относительно налоговой системы нашей страны [2].

В планах на 2019–2020 годы у правительства появилось много идей по изменению налоговой политики государства. Это стало связано с тем, что обещание, данное В. В. Путиным, истекло и с 01.01.2019 года развязались руки всем тех, кто давно хотел внести свои коррективы. Так одним из самых волнующий вопросов особенно для населения России стал об изменении ставки НДФЛ. На рассмотрение было представлен проект о смене регрессивной ставки на прогрессивную со следующими показателями [5]:

Изменение ставки НДФЛ сучетом разницы суммы годового дохода физлица

НДФЛ

Годовой доход

менее 100 тыс.руб.

100 тыс.руб-1 млн руб.

1 млн руб-5 млн руб.

свыше 5 млн руб

Рассмотрим на примере: «Сотрудник Иванова работает лаборантом в государственном образовательном учреждении, в связи с небольшой загруженностью занятость ее составляет пол дня, соответственно занимает она пол ставки. Оклад 1 ставки составляет 7100 руб в мес, соответственно 0,5 ставки 3550 руб в месяц. Но необходимо взять во внимание, что сумма заработной платы не должна быть ниже установленного в регионе МРОТа. Так минимальный размер оплаты труда по Воронежской области с 01.01.2019 года составляет 11 280 руб, соответственно за 0,5 ставки — 5 640 руб в месяц. Работодатель обязан доплачивать до минимального размера оплаты труда.

Рассчитаем размер заработной платы за год, чтобы узнать по какой ставке будет взиматься НДФЛ.

5 640 руб. x 12 месяцев = 67 680 руб за год

Таким образом, заработная плата за год менее 100 тысруб и соответственно ежемесячный доход будет облагаться по ставке в размере 5 % подоходного налога.

Проанализируем еще один пример. Бухгалтер одной логистической компании работает ежедневно по график 5/2, и имеет заработную плату в размере 29 300 руб. Как мы видим, размер заработной платы превышает МРОТ, поэтому производим расчет таким образом: 29 300 руб x 12 = 351 600 руб в год. Так, заработная плата бухгалтера попадает в промежуток от 100 тыс. руб — до 3 млн руб, соответственно заработная плата сотрудника будет облагаться ставкой в размере 13 %.

Рассмотрев два наглядных примера, я считаю, что прогрессивная шкала имеет свои плюсы и минусы. Конечно, такое решение могло бы наладить справедливые взимания подоходного налога с граждан. Действительно, у граждан, получающих больший доход — возможностей производить более высокие отчисления больше. Но как отмечалось раньше в России имеет место быть теневой рынок и заработные платы в конвертах. Такое введение сподвигнет работодателей вести еще большую теневую экономику. Они перестанут показывать реальный уровень продаж, начнут экономить на сотрудниках и производстве. Обороты и покупательная способность спадет и экономическое развитие страны остановится.

Я считаю, наиболее правильное решение — это рассмотреть законопроект о предоставлении льгот определенным гражданам, таким как, например, инвалиды, многодетные семьи и гражданам, имеющим доход ниже среднего.

Возвращаясь к примерам о повышении налоговых ставок, невозможно не согласиться с Алексеем Кудриным, который высказался, что позорно говорить о бедности в стране, имея такой уровень ВВП на душу населения, а именно, этот показатель на 2019 год составляет 1 935 147,6 руб.

Для развития налоговой системы необходимо:

1) Сделать налоговую систему простой и доступной, для этого нужно упростить систему налогообложения так, чтобы простым гражданам стало понятно за что с них взимается тот или иной налог;

2) Как отмечалось выше, продолжать борьбу с теневым рынком, ведь если государство будет получать налоговые вычеты в соответствии с установленными требованиями, то ему не придется создавать новые налоговые вычеты для пополнения Федерального бюджета;

3) Усилить контроль за взимание налогов в коммерческих и негосударственных организациях, чтобы бизнес был построен на законных основаниях;

4) Увеличить акцизы на алкогольную и табачную продукцию, тем самым мы поддержим проект «Здоровая нация», а также урегулируем правовые отношения между государством и производителями данной продукции;

5) Ввести льготы, о которых говорилось выше.

Таким образом, Налоговая система РФ требует еще много доработок. Наше правительство старается улучшить эту сферу экономики как может. Главное продолжать уделять должное внимание данному вопросу, а также прислушиваться к населению.

  1. Васильева О. Ю. Проблемы на пути реализации основных направлений налоговой политики в 2018–2020 годах // Инновации в науке и практике. — 2018. — с.83–89.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
  3. Нововведения в бухгалтерском учете, налогообложении и аудите Дубровская Т.Н, Чугунов А. В. Серебрякова И. А. Научный Вестник Воронежского государственного технического университета. Серия «Экономика и предпринимательство» — Воронеж: ВГТУ, 2018 г. — Выпуск 13 — с.71–77
  4. Consultant.ru
  5. garant.ru
  6. nalog.ru
  7. nalogovaya-politika-rossii-na-2019–2020-gody

vubaz / Depositphotos.com

Налоговая система государства должна выполнять ряд функций. Фискальная, то есть функция обеспечения поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов, не является единственной. Какие функции реализуются налоговой системой России на практике, является ли система на сегодняшний день оптимальной, и какие существуют возможности ее совершенствования, обсудили эксперты на панельной дискуссии "Налоговая политика как фактор конкурентоспособности российского бизнеса" в рамках X Гайдаровского форума.

Мифы о налоговой системе

"Российская налоговая система достаточно устойчива, проверена временем. Даже в условиях кризисных ситуаций, снижение доходов, как нефтегазовых, так и иных, было в пределах 1,5-4% ВВП", – отметил директор по научной работе Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара Сергей Дробышевский. По словам эксперта, даже в "шоковых" с экономической точки зрения условиях дефицит бюджета не выходит за рамки 3-4% ВВП, что можно считать показателем адекватности сложившейся системы. Существует, как подчеркнул Сергей Дробышевский, устойчивый набор мифов о состоянии российской системы налогообложения, из которых вытекают различные предложения по ее реформированию. В качестве ключевых мифов эксперт обозначил следующие:

  • непомерно высокая налоговая нагрузка препятствует инвестированию;
  • экспортные пошлины обеспечивают низкие внутренние цены на энергоносители, что способствует конкурентоспособности российской экономики;
  • НДС угнетает отрасли, производящие продукцию с высокой долей добавленной стоимости;
  • подоходный налог несправедлив, и его ставку следует сделать прогрессивной;
  • проблемы бюджетного федерализма легко решить с помощью перераспределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы.

Налоговая нагрузка, как заметил эксперт, сказывается на инвестиционной активности бизнеса. При этом уровень такой нагрузки на хозяйствующего субъекта определяется рядом факторов, среди которых номинальные ставки налогов, правила определения налоговой базы, доступные льготы и вычеты, структура налогов (прямые или косвенные), эластичность спроса на товар и предложения. "Корректный расчет того, как налоговая нагрузка влияет на реализацию инвестиционного проекта – это очень трудный вопрос и с теоретической, и с практической точек зрения, поскольку необходимо исходить не только из номинальных ставок налогов, правил определения налоговой базы и т. д., но и учитывать то, на каком рынке действует производитель, фирма", – пояснил Сергей Дробышевский. Он заметил, что существует две основных методики сопоставления налоговой нагрузки с возможностями инвестирования – расчет предельной эффективной налоговой ставки и средней эффективной налоговой ставки. В России, по данным Центра налогообложения бизнеса Оксфордского университета, в 2017 году средняя эффективная ставка составила 16,7%, а предельная – 7,9%. В среднем среди стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) аналогичные показатели составили 21,6 % и 13,9 % соответственно. Это значит, по мнению эксперта, что условия для реализации инвестиционных проектов в России как минимум не хуже, чем в большинстве стран ОЭСР.

Сергей Дробышевский обратил внимание на то, что налоговое бремя распределяется между продавцом и покупателем в зависимости от эластичности спроса и предложения. Соотношение уплаченного НДС к прибыли различается между компаниями в зависимости от доли прибыли в добавленной стоимости. Чем эта доля больше, тем меньше соотношение уплаченного НДС к прибыли. Таким образом, как пояснил эксперт, рентабельные компании, использующие современные технологии в производстве, в меньшей степени подвержены влиянию НДС, чем организации, применяющие устаревшие технологии.

"Экономическая теория говорит о том, что подоходное налогообложение с прогрессивной шкалой является более эффектным [по сравнению с налогообложением по плоской (единой) шкале. – ГАРАНТ.РУ] и позволяет решить многие проблемы диспропорций, существующих в экономике и социальной сфере", – отметил представитель Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара. Однако на текущем этапе развития России, по словам эксперта, переход к прогрессивной шкале обернулся бы, скорее всего, отрицательными последствиями. Ключевая проблема состоит в том, что в стране лишь небольшая доля населения (около 5%) получает достаточно высокие доходы.

Налоговая система устроена так, заметил эксперт, что более половины всех налоговых поступлений идет в федеральный бюджет. Среди возможных вариантов перераспределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы чаще всего фигурируют предложения о подушевом распределении части поступлений по НДС или повышении ставки НДФЛ, полной передаче поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) и водного налога в бюджеты субъектов РФ. Напомним, что сейчас указанные поступления от НДПИ зачисляются в бюджеты регионов по нормативу 60%, а от водного налога 100% доходов поступает в федеральный бюджет (п. 2 ст. 56, ст. 50 Бюджетного кодекса). Однако, по словам Сергея Дробышевского, "подобные меры бюджетного выравнивания не будут более эффективными, чем перераспределение, осуществляемое сейчас через систему субсидий и дотаций".

Развенчание некоторых из обозначенных экспертом мифов о налоговой системе России позволяет говорить в целом об адекватности существующего регулирования. Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин, например, полагает, "что сформировавшаяся налоговая система выполняет свои задачи". Представитель ФАС России при этом отметил, что не исключается так называемая "донастройка" налоговый системы исходя из запросов общества и уровня развития технологий. Между тем, и сейчас выявляются некоторые проблемы. Ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев назвал существующую налоговую систему "неким компромиссом между тем, что говорит экономическая теория, и диктуют реально действующие институты".

О проблеме стабильности налоговой нагрузки

Для того, чтобы бизнес и граждане могли уверенно планировать свою деятельность и инвестировать, налоговая система должна быть стабильной, налоговое законодательство – достаточно статичным, а перемены – предсказуемыми. Однако нельзя гарантировать, по словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, что тезис о стабильности налоговой фискальной системы будет реализовываться на протяжении всего экономического цикла до 2024 года. Так, наряду с повышением ставки НДС собирались снизить тарифы страховых взносов, чтобы стабилизировать налоговую нагрузку на бизнес. А в итоге, заметил эксперт, тарифы страховых взносов остались на прежнем уровне. Их снизили в совокупности до 30% вместо 34%, что ранее относилось к пониженным тарифам (ст. 425 НК РФ). Но ст. 426 НК РФ, которая с 1 января 2019 года утратила силу, на период с 2017 года по 2020 год и так устанавливала тарифы на уровне 30%. То есть изменений, направленных на выравнивание налоговой нагрузки на бизнес, фактически не произошло.

"Нужна не финансовая поддержка бизнесу, а именно стабильность налоговой нагрузки, которая должна выражаться в том, что базовые налоги не меняются, а если идет перераспределение нагрузки, то при этом не страдают главные принципы налоговой системы, в том числе стимулирования экономического роста и обеспечения социальной справедливости", – подчеркнул Александр Шохин. Между тем Минфин России в конце ноября 2018 года представил доработанный проект закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработанный в целях привлечение инвестиций в экономику России путем создания для инвесторов дополнительных правовых гарантий прогнозируемости условий ведения производственной и иной хозяйственной деятельности при реализации инвестиционных проектов. А наряду с этим существуют, как отметил Александр Шохин, перспективы внедрения новых обязательных платежей. Так, не исключается возможность введения так называемого "углеродного налога", предполагаемого на данный момент в качестве неналогового платежа в виде сбора в федеральный бюджет за выбросы парниковых газов. Речь идет о подготовленном Минэкономразвития России в декабре 2018 года проекте закона "О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Напомним, что идея установления такого платежа обсуждалась еще в 2016 году. Законопроектом определяются понятия "изменения климата", "парниковых газов", "источников выбросов парниковых газов" и т. д. Согласно документу предполагается, что хозяйствующие субъекты должны будут уплачивать сбор в случае превышения установленных разрешений на выбросы парниковых газов.

"Если углеродный "налог" вводить, то это нужно делать в рамках всех экологических платежей", – считает эксперт. Тем более, что Минфин России разработал в августе 2018 года законопроект о замене различных экологических платежей экологическим налогом. Налогоплательщиками согласно этому проекту признаются организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие на территории России, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды негативное на нее воздействие. Идеологическое возражение бизнес-сообщества против введения экологического налога связано, по словам Александра Шохина, с тем, что он может быть обнулен при надлежащем осуществлении хозяйствующим субъектом своей деятельности, а налог по существу – это то, за что соответствующие органы власти должны "бороться". "Получается, что окружающая среда не обязательно должна быть благоприятной, иначе, не будет налогов", – пояснил проблему эксперт.

Возможный вектор развития системы, или как обеспечить реализацию функции стимулирования экономического роста?

Уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов считает, что налоговая система на сегодняшний день не выполняет функцию стимулирования экономического роста. "Система не ориентирована на увеличение налоговой нагрузки там, где есть сверхприбыль", – считает омбудсмен. При этом налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России, по его словам, – одна из самых высоких в мире. Россия занимает из 190 стран 182 место по показателю такой нагрузки. Напомним также, что с 1 января 2019 года началась реализация эксперимента по взиманию налога на профессиональный доход с самозанятых граждан в четырех субъектах РФ (Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан). Новый налоговый режим рассчитан на физлиц и ИП, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, не используют наемный труд и доход которых не превышает 2,4 млн руб. в год или 200 тыс. руб. в месяц.

Наиболее высокой налоговая нагрузка на прибыль является в сельском хозяйстве, секторах оказания коммунальных и социальных услуг, обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых. При этом в торговле, на финансовом рынке и в сфере операций с недвижимостью она, наоборот, низкая. Получается, что "система не стимулирует рост в тех отраслях, которые являются перспективными с точки зрения развития экономики в целом", – отметил Борис Титов. Более того, эксперт указал, что если "вычесть" НДПИ [воспринимая его как изъятие природной ренты. – ГАРАНТ.РУ], то соответствующий рынок тоже можно будет отнести к сферам с низкой налоговой нагрузкой. Кроме того, менее высокую нагрузку по отношению к прибыли, по словам уполномоченного по правам предпринимателей, несут крупные предприятия, а не субъекты МСП. С макроэкономической точки зрения повышение ставки НДС на фоне профицита бюджета эксперт считает "уникальной" ситуацией.

Какие ставки налога на прибыль установлены для доходов, полученных в виде дивидендов? Узнайте ответ в материале "Налог на прибыль с доходов от долевого участия в организации (дивидендов)" "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

"Не может быть капитализма без финансовой самостоятельности [как регионов, так и хозяйствующих субъектов. – ГАРАНТ.РУ]", – полагает Борис Титов. Он не согласен с позицией о том, что в механизме бюджетного распределения доходов от налогов не требуется изменений. Омбудсмен подчеркнул, что, например, муниципальные бюджеты формируются в основном за счет трансфертов, а не налоговых поступлений, а в таких условиях муниципальные власти не мотивированы к развитию малого и среднего бизнеса.

Эксперт исходит из того, что налоговую систему необходимо менять, причем достаточно радикальным образом. А ключевым вектором ее развития должна стать диверсификация налогообложения по отраслям экономики. Приоритетом должно стать, как указал эксперт, стимулирование развития несырьевых отраслей: легкой промышленности, индустрии гостеприимства, переработки природных ресурсов, цифровой сферы, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, фармацевтического и медицинского рынков, транспортной отрасли и приборостроения. Основная фискальная нагрузка, по мнению омбудсмена, должна быть перенесена с производства на потребление. Налоговая система, заметил Борис Титов, должна основываться на анализе big data (больших данных). Необходимо, по его мнению, выстраивать так называемую "умную" налоговую систему (smart tax system), которая будет функционировать на базе современных технологий.

Из экспертного обсуждения видно, что состоянием российской налоговой системы удовлетворены не все. Однако многие согласны с тем, что система справляется с ключевыми задачами. Цифровые технологии активно применяются, например, ФНС России. Работают личный кабинет налогоплательщика, мобильное приложение "Мой налог", онлайн-кассы, автоматизированная система контроля за НДС (АСК НДС-2).Однако, как подчеркнул заместитель министра финансов России Илья Трунин, – "нельзя останавливаться и консервировать то, что есть, на долгие годы".

Налоговая система – это структура регулирования отношений между государством и субъектами национального хозяйства в части уплаты обязательных взносов в бюджет.

Исторически сложилось так, что государственная власть не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. При этом она осуществляет значимые общественные функции – оборона, обеспечение продовольственной и экономической безопасности, решение социально-экономических проблем.

Структура налоговой системы состоит из сборов и налогов.

Налоги – это безвозмездные обязательные платежи в пользу государственного бюджета. Сборы предполагают оказание в ответ определенной услуги со стороны государства. Уплата сбора может быть обусловлена необходимостью получения лицензии или выполнения других обязательных требований. Регулирование налоговой системы осуществляется через систему налогового права. Она состоит из 4 уровней, а именно, общая теория права, международное налоговое право, национальное право и региональное. В них закрепляются общие принципы построения системы, формирование законодательства, основные методы и принципы деятельности, черты правового положения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Современная налоговая система России 470 руб.
  • Реферат Современная налоговая система России 250 руб.
  • Контрольная работа Современная налоговая система России 210 руб.

Налоговая система в структуре национального хозяйства выполняет следующие функции:

  • Фискальная. С ее помощью производится сбор налоговых взносов в бюджет через систему государственных институтов.
  • Распределительная. Собранные налоги аккумулируются в бюджете страны, а затем, распределяются в зависимости от целей социально-экономической политики.
  • Регулирующая. Налоговая система является одним из средств косвенного влияния государства на рыночный механизм.
  • Контрольная. Через налоговую систему государство может собирать информацию о результатах проведенных мероприятий в рамках экономической политики.

Исчисление налогов должно быть простым и доступным для всех плательщиков. Они обязательных для всех, справедливы и заранее определены. Сумма налога должна быть пропорциональна доходам субъекта. Она не должна быть увеличена за счет перекрестного налогообложения. Система налогообложения должна быть единой для всех участников национального хозяйства.

Особенности налоговой системы РФ

Каждая страна выстраивает свою систему налогообложения в зависимости от исторических, политических, экономических и социальных особенностей развития. Она является основой выполнения государством своих функций. Российская налоговая система начала формироваться после распада Советского Союза с 1991 года. В этот период был принят новый закон на налоговой системе страны. Он ввел новые налоги, например, акцизы, подоходный налог и НДС. К 2000 году были утверждены обе части действующего Налогового Кодекса.

Параллельно проводилось формирование государственных органов, ответственных за управление налоговой системой. Появилась Государственная налоговая служба, к началу 2000х было создано Министерство по налогам и сборам. С 2004 года оно входит в состав Минфина РФ. Так же начала действовать Федеральная налоговая служба.

Структура налоговой системы РФ состоит из трех уровней, а именно, федерального, регионального и местного. Элементами российской системы налогообложения являются налоги, страховые взносы, сборы, нормативно-правовая основа, государственные органы и другое. Главными функциями государственных налоговых органов считаются:

  1. Учет плательщиков.
  2. Контроль над выполнением требований закона.
  3. Проверка правильности начислений.

В категорию налогов входят и системы, которые применяются для разных налогоплательщиков. Налоги всех уровней регулируются и утверждаются Налоговым Кодексом. Их так же делят на прямые и косвенные. Первые начисляются непосредственно на определенную налоговую базу. Косвенные включаются в состав цены. К последней группе налогов относятся акцизы и НДС. Реальным плательщиком оказывается покупатель.

Налоговая система России постоянно дорабатывается и совершенствуется. Основная проблема России, как инвестиционно-привлекательной страны, заключается в отсутствии прозрачной системы налогообложения, что отталкивает потенциальных инвесторов.

Первым этапом новой налоговой реформы стало совершенствование налогового администрирования. Сюда относят развитие мониторинга через уменьшение требований к налогоплательщикам. Еще одним важным изменением стала часть о кассовых аппаратах. Предполагается перевести контроль над кассовыми операциями в сферу налогового законодательства. Продолжается работа над введением института единого платежа для индивидуальных предпринимателей и предприятий. Теперь налоговые органы будут заранее предупреждать плательщиков об предстоящем приостановлении операций по счетам, если не была своевременно предоставлена налоговая декларация.

Сегодня проводится поэтапный перевод системы налогообложения в электронный документооборот. Это сформирует информационную прозрачность, а так же сделает уплату более удобной и доступной.

Ожидается снижение налогового контроля на добросовестных плательщиков. Продолжится упрощение налоговой системы, повышение ее доступности. Чтобы продолжить борьбу с ростом теневого сектора, со стороны государства проводятся мероприятия по повышению информированности населения. Так же предполагается усилить контроль за взимание налогов, увеличить акцизы, ввести льготы, которые были предусмотрены ранее.

Особое внимание уделяется развитию налогового законодательства на региональном уровне. В системе налогообложения существуют элементы, которые тормозят ее эффективное развитие. Сегодня она проходит этап становления, так как переход к рынку в исторических ретроспективе произошел не так давно. Структурные изменения, постепенная замена одних институтов другими составляют объективную основу медленного развития системы налогообложения в стране.

Читайте также: