Использование бюджетно налогового механизма для достижения национальных социально

Опубликовано: 29.04.2024

Государство, осуществляя регулирование социально - экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Анализ мирового опыта позволяет гово­рить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандарт­ном наборе методов и инструментов государственного регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на:

· правовые, в том числе административные,

· экономические

1. Правовое регулирование состоит в установлении государством системы законодатель­ных норм и правил, которые определяют формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудо­вых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование включают в себя меры (через запрещение, разрешение, принуждение) по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д.. С их помощью осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной став­кой, валютным курсом. В большинстве случаев сфера действия административных мер огра­ничивается областью охраны окружающей среды и социальной защиты населения.

2. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных свя­зей и расширение рыночных отношений через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование фак­торов экономического роста.

С этой целью используются:

· бюджетная и фискальная политика;

· денежно-кредитная политика;

· программирование, прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и соци­альных целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенно­го воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и, прежде всего, оптимальность денежного обращения.

Высшей формой государственного регулирования являются программирова­ние, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в дос­тижении кратко-, средне- и долгосрочных целей.

Объектами таких целевых про­грамм являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, со­циальные условия, направления научных исследований и т. д.

Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные. Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилиза­ции экономики.

В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики по до­вольно продолжительному горизонту.

Государство воздействует на экономику с помощью определенных, создаваемых для реализации конкретных целей инструментов. Под инструментом государственного воздействия на экономику понимают особое средство работы государства, предназначенное для выполнения его функций.

Методы регулирования могут быть прямыми и косвенными:

1. Прямые методы регулирования сводятся к административному воздействию на функционирование и ре­зультативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преоб­ладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов эко­номики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенаци­онального и регионального уровней, а также льготных кредитов.

Целью таких ме­тодов являются достижение приоритетов развития, защита общественно-необхо­димых секторов экономики и групп населения. Однако, кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реаль­ного соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйств,. которые могут идти по двум направлениям:

Развитие государственного предпринимательства.

Субсидирование социально значимых сфер экономики.

Первое осуществляется либо в капиталоемких и мало­рентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, желез­нодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог; либо в отраслях, определяющих на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований.

Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может привести к отрицательным по­следствиям.

Предпринимательская деятельность по­зволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие соци­альные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т. д.

Второе осуществляется через государственные программы поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развива­лись бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились бы столь высокими, что были бы доступны немногим.

Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов сырья, со­здавая льготное кредитование экспорта либо представляя государственные гаран­тии под внешние кредиты.

Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государ­ственного заказа.

2. К косвенным методам относятся: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; социальная политика.

К инструментам государственного регулирования относятся:

В кредитной политике:

· нормирование банковских резервов;

· варьирование учетной ставки банковского процента;

· проведение операций на валютном рынке.

2. В бюджетной политике:

· регулирование государственных расходов;

· осуществление государственных закупок;

· выпуск государственных внутренних займов;

· поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.

3. В фискальной политике:

· регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц;

· введение муниципальных налогов.

4. В социальной политике:

· регулирование минимальных ставок оплаты труда;

· установление размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.

5. Во внешнеэкономической политике:

· законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных кур­сов валют;

· использования иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Взаимосвязь и обусловленность рын­ков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют комплексного использования методов и инструментов регулирования.

Весь опыт современного экономического развития показывает — рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства.

Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное ди­рективное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.).

Влиять на рынок следу­ет только косвенными, экономическими методами. При­менение административных методов допустимо лишь в отдельных случаях.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно не­пригодных и абсолютно неэффективных, точно также как нет ни одного идеального. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно.

Экономические потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разум­ного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административ­ным методам.

Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда дан­ным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологи­ческого развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда под­держивает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами — здравоохранение, образование, макроэкономическая стабиль­ность, защита неимущих и т. д.

Основные направления государственного регулирования экономики реализуются:

В направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Общепризнаной задачей государства становится разработка политики ново­введений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для нацио­нальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства, дикто­вать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории.

Использование совокупности разных форм в организации сис­темы государственных заказов и закупок, прежде всего контрактной системы, с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, в реализацию государственных про­грамм.

Активизация деятельности государства по расширению воз­можностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования нацио­нальных предпринимателей, стимулирования использования негосударственной поддержки частного бизнеса, конкурентоспособности фирм в тех сферах, где част­ные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегических задач и связаны с высоким риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.

Общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осуществляется разработка долгосрочной экономической стратегии промышлен­ной политики через систему планово-прогнозных институционных структур.

В области социальной стратегии и реализующей ее социальной по­литики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, заня­тость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Этим пре­следуется смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего конценсуса, стимулирование экономической активности раз­личных групп населения

6., Адаптация экономического регулирования к изменяющимся усло­виям хозяйствования, выражающаяся в диверсификации деятельности государства по регулированию экономики.

В современной экономике развитых стран одновременно идут процессы дерегулирования и децентрализации.

Дерегулирова­ние означает сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в процессы общественного воспроизводства. Государственное регулирование до­полняется корпоративным, что дает кумулятивный и компенсационный эффект.

Процесс децентрализациисостоит в переносе решения многих проблем с макро­уровня на мегауровень отдельных регионов и микроуровень отдельных фирм. Ха­рактерно, что субъектами государственного регулирования становятся регио­нальные, муниципальные и коммунальные органы управления. Уменьшается роль прямых форм административного регулирования и повышается значение различ­ных рычагов косвенного воздействия государства.

Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномер­ности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напря­женность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование эко­номического потенциала территории.

Если внимательно посмотреть на результаты вмешательства государства в экономику, то можно заметить, что они весьма противоречивы. Нередко попытки решения какой-либо проблемы означают, что решение других проблем откладывается, что делает их острее, насущнее.

Так возникают дилеммы государственного регулирования экономики: в рамках ограниченных государственных и негосударственных ресурсов решение одной проблемы приводит к потерям альтернативных экономических ресурсов. Наиболее всего известна дилемма "пушки" - "масло".

Некоторые наиболее важные дилеммы государственного регулирования экономики:

«национализация – приватизация», «инфляция - дефляция»,

«потребление - инвестиции», «занятость - безработица»,

«спад - рост», «жесткая экономия - увеличение дефицита бюджета»,

«внешнеэкономическая либерализация - национальный протекционизм».

Обычно выбор той или иной активной стороны в дилемме государственного регулирования зависит от многих принимаемых во внимание институциональных факторов: природного, технологического, исторического, экономического, законодательного, фактора традиций, социального, психологического, политического, международного и др.

Поэтому полностью реализовать цели государственного регулирования практически нереально.

ТЕСТ - Государственное и муниципальное управление 100баллов

МЭСИ. 77 вопросов.

Административные меры обычно представлены в форме
Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе, на осуществление определенных расходов, относятся
В налоговом Кодексе РФ установленные следующие виды налогов и сборов
В России во всех муниципальных образованиях представительные органы:
В России органы местного самоуправления представляют собой
Власть и управление – два понятия
Впервые необходимость создания системы государственного регулирования рыночной экономики обосновал
Высшей формой государственного регулирования являются
муниципального образования по должности
Государственное регулирование экономики направленно на достижение
Дефицит государственного бюджета характеризует
Дискреционная фискальная политика предполагает:
Достижение экономической и социальной стабильности относится к
За счет каких средств финансируется муниципальная служба
Заместители Председателя Правительства РФ назначаются на должность
Заседания Совета Федерации РФ проводятся совместно с заседаниями Государственной Думы РФ в случаях:
Инструментами регулирования долга являются
Интегрированная система управления – механизм посредничества и их моделей характерна для
Использование бюджетно-налогового механизма для достижения национальных социально-экономических целей характерно для
Использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего на оптимальность денежного обращения характерно для
Источниками права местного самоуправления в России являются
Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются
Исходя из конституционной организации власти и принципа разделения властей, местное самоуправление
К какой ветви власти принадлежит Правительство РФ является частью власти
К полномочиям прокуратуры РФ относится
Какая функция государства относится к внешним функциям
Какая функция государства относится к внутренним функциям
Какие факторы определяют организационную структуру местной администрации
Какие финансовые категории объединяет в себе бюджет государства
Какой принцип государственного управления предполагает активное участие населения в принятии решений государственного и местного значений
Консолидированный бюджет Российской Федерации составляют
Местная администрация как социальная система ориентирована на
Местное самоуправление представляет собой
Налоги относятся к
Научно обоснованное предсказание о возможном состоянии в будущем и или об альтернативных путях достижения этих состояний называется
Нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции относятся к
Область контрольных полномочий Минфина РФ распространяется
Объект государственного и муниципального управления это
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более
Органы государственной власти субъектов Федерации в отношении местного самоуправления
Основным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, является
Основным субъектом права на самоуправление признается
Осуществление полномочий органами местного самоуправления происходит
Первым Президентом России был:
Пересматривать решения органов судебной власти вправе:
Планирование включает в себя
Порядок формирования Совета Федерации РФ предполагает
Постоянный союз самостоятельных государств, объединенных для осуществления конкретных совместных целей, характерно для
Правительство РФ не имеет право издавать
Право местного самоуправления реализуется в форм
Президент не имеет право
Президент Российской Федерации избирается на:
Президент Российской Федерации является:
Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия
Президент РФ не имеет право
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации
Преобладание значительного числа относительно автономных органов в высших административных структурах характерно для
При оценке эффективности налоговой системы используются следующие макроэкономические показатели
Процедура принятия закона в Государственной Думе РФ предусматривает:
Процесс принятия управленческих решений, направленных на согласованность экономических процессов, формирование определенных пропорций в национальной экономике в соответствии с целевой направленностью ее развития называется
Прямые методы государственного регулирования экономики
Совокупность организующих и регулирующих воздействий людей и их общественных институтов, в том числе государственных, на сознание, поведение и деятельность других людей для достижения определенной цели это:
Срок полномочий представительного органа местного самоуправления в России в соответствии с Федеральным законом 1995 г.
Структура судебной системы РФ содержит:
Субъектом государственного или муниципального управления является
Судебная власть в соответствии с конституционным устройством РФ:
Судьи в соответствии с судебной системой РФ различаются между собой
Сфера полномочий Счетной палаты РФ охватывает вопросы
Укажите предельный срок погашения для любых долговых обязательств Российской Федерации
Установление государством «правил игры» представляет собой
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет
Формирование общенациональных идей, призванных объединить общество в границах государства – это какая функция государственного управления
Целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов называют
Центральным элементом системы планирования являются
Что обеспечивает высокую результативность финансовой политики
Что является субъектом управления в системе муниципального управления
Экономическая модель, которая предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей называется

17.5. Сущность и задачи фискальной политики

Фискальная, или бюджетно-налоговая, политика— это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она проводится с целью аккумулирования финансовых ресурсов и воздействия на достижение макроэкономической стабильности, перераспределение ресурсов и доходов, обеспечение полной занятости, производство неинфляционного продукта, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики оказывает влияние на чистый экспорт (импорт) товаров и услуг.
Основными инструментами налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения. Бюджетные регуляторы — это уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.
Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.
Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов, воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровни занятости, инфляции и цен.
Автоматическая бюджетно-налоговая политика, обусловленная возможностью автоматических изменений уровня государственных расходов и налоговых поступлений при перемене экономических условий, формируется независимо от решений правительства. Это политика встроенных стабилизаторов — механизмов, работающих в режиме саморегулирования и компенсирующих изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций. Встроенные стабилизаторы могут повышать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для ослабления реакции экономической системы на изменения объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. Ведущая роль здесь принадлежит налогам.
Действие встроенных стабилизаторов объясняется следующим образом. В период спада растет безработица и автоматически увеличиваются расходы бюджета на выплату социальных пособий, следовательно, растут доходы населения и совокупный спрос. В период подъема складывается противоположная ситуация.
Правительства проводят дискреционную, так называемую стабилизационную, фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).
Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.
Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществляется в период спада производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов.
Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.
Мультипликатор государственных расходов МР, равный отношению 1/(1 — МРС), где МРС— предельная склонность к потреблению, показывает приращение ВНП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.
При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения, а в результате — к повышению реального ВВП. Их снижение также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций, что, в свою очередь, способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.
Мультипликатор чистых налогов МРн— это отношение величины смещения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле МРн = МРг — 1.
Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение величины национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению:

Формула

Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление — одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВНП, то при сокращении налогов только одна часть сэкономленных доходов семейных хозяйств идет на потребление, поскольку другая уходитjia сбережения.
Выбор правительством форм и методов осуществления стабилизационной фискальной политики зависит от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной системой выделяются две такие модели — неокейнсианская и неоклассическая.
Дж. Кейнс особое значение придавал недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьируется пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП), следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменыпе- ние) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и излишков (рис. 17.1).
Как показано на рис. 17.1, размер автоматически возникающих бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и встроенная стабильность зависят от восприимчивости изменений в налогах к изменениям величины ЧНП. Если налоговые поступления энергично изменяются вслед за изменением ЧНП, то наклон ли

Рис. 17.1. Встроенная стабильность: Т — налоговые поступления; G— государственные расходы

Рис. 17.1. Встроенная стабильность: Т — налоговые поступления; G— государственные расходы

нии Т будет крутым, а вертикальное расстояние между Т и G, т. е. дефицит государственного бюджета, или его избыток,— большим. При незначительных изменениях налоговых поступлений наклон будет пологим, элементы встроенной стабильности незначительными.
Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге — вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого становится замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию бюджетного излишка.
Таким образом, в кейнсианской теории основным показателем фискальной политики является изменение бюджетной позиции, т. е. величины дефицита или излишка федерального бюджета.
Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории “экономики предложения”, представители которой обосновали вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого они использовали бюджетную концепцию А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, а следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Уменьшение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.
Анализ последствий снижения налогов для государственных финансов осуществляется на основе кривой Лаффера. Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними (рис. 17.2) и пришел к выводу, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает —1, налоговые поступления начинают сокращаться. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 до 100% поступления в государственный бюджет будут расти от 0 до некоторого максимального уровня, а затем вновь начнут снижаться до 0 в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и сокращают налоговую базу.
Кривая Лаффера не устанавливала количественных критериев, они были разработаны позднее. Определено, что все налоговые изъятия из прибыли не должны превышать ее половины, так как в противном случае нарушается действие производственно-стиму- лирующей функции налога и он начинает оказывать дестабилизирующее влияние на экономическую деятельность. Оптимальным считается налоговое изъятие 1/3 прибыли, или 30—40 % ее величины.
Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов (их снижения как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления с целью сдерживания деловой активности), а неоклассики — на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.
Для определения эффективности фискальной политики используются различные показатели.
Уровень (норма) налогообложения выступает общим количественным показателем деятельности государства в сфере налогообложения. Он исчисляется как отношение суммы налоговых поступлений к величине ВВП или национального дохода. Данный показатель не является нормативным и различается в зависимости от специфики государства. Но при его увязке с уровнем душевого дохода норму налогообложения можно использовать для оценки меры жесткости налоговой политики. Так, по результатам корре- ляционно-регрессивного анализа данных по 82 странам, в государствах с уровнем дохода на душу населения менее 1000 дол. США “теоретический” уровень налогового давления должен составлять не более 30 % к ВВП.
Практическая значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства.
Кроме того, для определения уровня налоговой нагрузки на микро- и макроуровнях используются следующие показатели:
• предельная налоговая ставка (отношение абсолютных изменений сумм доходов, поступивших в бюджет, и абсолютного изменения ВВП);
• эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу (коэффициент эластичности, показывающий степень оживления доходов);
• налоговый мультипликатор и индекс концентрации, отражающие степень контроля государства;
• уровень централизации финансовых ресурсов.
Средством достижения целей фискальной политики является бюджетно-налоговый механизм, который включает совокупность различных организационно-правовых форм и методов, используемых государством для реализации стабилизационной политики, а также ее институциональное оформление.
Правительства в зависимости от экономических условий и этапа развития национальной экономики выбирают формы бюджетно-налогового воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные.
Прямая форма регулирования предполагает использование в основном инструментов бюджетного регулирования, среди которых — субсидии, субвенции, дотации отдельным предприятиям и отраслям, регионам; целевые кредиты; государственные закупки товаров и услуг; государственные инвестиции.
Косвенная форма регулирования основывается на сочетании бюджетных и налоговых регуляторов, с помощью которых государство может воздействовать на финансовые возможности производителей, размеры платежеспособного спроса, инвестиции, расходы предприятий, инфляционные процессы, бюджетный дефицит, государственный долг и др. Среди косвенных форм регулирования — налоги и налоговые льготы, взносы в фонды социального страхования, государственные займы и др.
Правительства с целью реализации стабилизационной политики, оказания стимулирующего или сдерживающего воздействия на экономику используют многообразные методы бюджетного регулирования:
• налоги и налоговые льготы;
• прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ (природоохранных, инвестиционных, приватизации, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест, финансирования фундаментальных научных исследований и др.);
• субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий хозяйствования;
• субсидирование цен (льготные тарифы на электроэнергию и воду для отдельных районов и др.);
• выдачу беспроцентных и льготных кредитов в виде займов под низкий процент, долгосрочных займов, дотаций по кредитам, а также гарантий банковских ссуд для фермерских хозяйств, венчурных фирм, предприятий, проводящих конверсию;
• создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предотвращения диспропорций в развитии экономики, поддержания предприятий и др. (стабилизационные фонды, материальные резервы, фонд непредвиденных расходов);
в предоставление государственных инвестиций отсталым регионам, используемым для размещения предприятий национализированных отраслей, строительства производственных зданий широкого назначения;
• введение надбавок за каждое вновь созданное рабочее место с целью поощрения создания новых высокотехнологичных пройз- водств, а также надбавок к инвестициям для поощрения вложений в отсталые регионы;
• социальное регулирование для обеспечения социальных гарантий через распределение бюджетной части национального дохода на развитие социальной сферы, создание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения (пособия, пенсии, индексация доходов);
• экологические сборы, используемые на охрану окружающей среды;
• оказание помощи (технической, в размещении рекламы, реализации продукции, экспорте) частным предприятиям.
Правительства используют также огромный арсенал методов налогового регулирования экономики на микро- и макроуровне, среди которых выделяются:
• в методы, связанные с видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок действующих налогов; манипулирование величиной ставок налогов на определенной территории или в определенный промежуток времени; изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);
• методы, связанные с льготами и скидками, в том числе поощряющими деловую активность, стимулирующими миграцию капитала, развитие экспортного производства, предпринимательства, научных исследований и др. (льготы и скидки на личные доходы налогоплательщиков; система ускоренной амортизации; инвестиционный налоговый кредит; льготы отдельным отраслям и компаниям; скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий; вычеты из налоговой базы расходов на научные исследования; льготы при обложении доходов от прироста капитала; льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции, а также предприятиям, создающим рабочие места, иностранным инвесторам в оффшорных зонах, налоговых гаванях и др.);
• методы, связанные с гармонизацией и унификацией национальных налоговых систем (согласование налоговых законодательств, унификация ставок по ведущим видам налогов, структур налогообложения, механизмов изъятия налогов, состава налогооблагаемых доходов).

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какова роль финансовой системы в рыночной экономике?
2. Каковы функции и структура бюджетной системы?
3. В чем суть понятия “бюджетный федерализм” и каковы формы его проявления?
4. В чем состоит экономическая сущность налогов и каковы их функции?
5. Назовите преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов.
6. В чем отличие между “структурным” и “циклическим” дефицитом государственного бюджета?
7. Объясните взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга.
8. В чем состоит содержание фискальной политики и каковы инструменты ее осуществления?

Основные категории и понятия

1. Финансы.
2. Финансовая система.
3. Бюджет.
4. Бюджетная система.
5. Бюджетная классификация.
6. Бюджетное устройство.
7. Консолидированный бюджет.
8. Бюджетный федерализм.
9. Государственный бюджет.
10. Бюджетный дефицит.
11. Государственный долг.
12. Налоги.
13. Налоговая система.
14. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
15. Бюджетно-налоговый механизм.

Кручинина Евгения Ильинична
Агапова Анна Александровна

1. факультет экономики и права,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
2. к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Kruchinina Evgeniya Ilyinichna
Agapova Anna Alexandrovna

1. Faculty of Economics and Law,
Plekhanov Russian University of Economics
2. Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting and Taxation
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

Аннотация: Для преодоления последствий пандемии многие страны используют различные инструменты поддержки экономики, в том числе бюджетные меры. Это неудивительно, поскольку значительная часть предприятий переживает падение спроса на свои услуги и, как следствие, резкое снижение прибыли. На фоне экономических проблем гибкое управление налоговыми обязательствами становится одной из важнейших задач любой компании. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В частности, если в начале 2020 года, до начала эпидемии COVID-19 в России, ожидался рост экономики на 1,9%, то к 2021 году увеличение должно составить не менее 3,1%. Вместе с тем приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла.

Abstract: To overcome the consequences of the pandemic, many countries use various tools to support the economy, including budgetary measures. This is not surprising, since a significant part of enterprises is experiencing a drop in demand for their services and, consequently, a sharp decline in profits. Against the backdrop of economic problems, the flexible management of tax liabilities becomes one of the most important tasks of any company. Given the macro-forecast prepared by the Ministry of Finance of Russia is fundamental, with great uncertainty due to the unpredictability of the abolition of quarantine measures, but does not take into account the measures currently included in the Economic Recovery Plan. In particular, while at the beginning of 2020, before the beginning of the coronavirus epidemic in Russia, the economy was expected to grow by 1.9%, by 2021 the increase should be at least 3.1%. At the same time, the priority of the national economic recovery plan is to increase citizens' incomes, restore effective employment and restart the investment cycle.

Ключевые слова: налогоплательщики, офшорные государства, инвестиции, налогообложение, государственная политика, налоговое планирование, корпорации

Keywords: taxpayers, offshore states, investment, taxation, government policy, tax planning, corporations

Введение. Необходимость регулирования процедуры налогового аудита сейчас как никогда актуальна. В Налоговом кодексе только 15 статей (статьи 87-101 НК РФ) посвящены налоговым проверкам и, соответственно, различным процессуальным действиям при их проведении. Регулировать все имеющиеся нюансы, появляющиеся при осуществлении налоговых проверок, с помощью пятнадцати статей для налогоплательщиков является очень затруднительно [1, 2]. В связи с этим существует необходимость совершенствования действующего налогового законодательства и определения процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Выездная налоговая проверка — это серьезная проверка для налогоплательщика, которую можно преодолеть, зная, в каких случаях налогоплательщик включен в план проверки, какие полномочия предоставляются налоговым органам, что происходит после завершения проверки [3, 4].

При этом по действующему законодательству налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, и предоставляет контролирующим органам право проводить выездные мероприятия. В этом случае выездная проверка является наиболее «проблемной» для налогоплательщика, так как связана с присутствием должностных лиц налоговой службы на территории налогоплательщика и представлением первичных документов [5, 6].

Целью исследования является изучение сущности налоговой политики РФ с учетом влияния карантинных мер. В качестве объекта исследования является действующая налоговая политика государства. Предметом исследования является сущность и роль налоговой политики государства, с учетом влияния на экономику по причине влияния COVID-19. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность налоговой политики, выявить основные проблемы и сложности ее проведения с учетом влияния на экономику CОVID-19, определить степень влияния пандемии на рабочее население и государство в целом, с учетом сведений статистических данных.

Основная часть. Налоговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики государства, направленной на формирование такой налоговой системы, которая будет способствовать накоплению и рациональному использованию национального богатства страны, способствовать гармонизации экономических и социальных интересов и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Основными целями проводимой налоговой политики являются:

  1. Меры, направленные на снижение уровня инфляции [7].
  2. Факторы, способствующие увеличению национального дохода [8].
  3. Меры, направленные по решению проблем с безработицей в целях выравнивания экономических колебаний [9].

В этой связи целями налоговой политики для снижения инфляции могут достигаться за счет следующих факторов.

  1. Фискальный факторы, с помощью которых для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, осуществляется достижение заданных параметров экономической и социальной политики государства, с учетом управленческих функций государства.
  2. Экономическое взаимодействие, которое способствует более эффективному участию государства в регулировании экономики страны, а также способствует поддержанию заданных параметров экономического роста [10, 11]. При данном подходе в большей степени ликвидируется действующее неравенство в социальном аспекте, а также стимулируется накопление инвестиций, направленных на увеличение капитала.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства в отношении полученных доходов между категориями групп населения. При этом в большей степени направлено на защиту социальных слоев населения.
  4. Экологические — содействие охране окружающей среды и рациональному использованию природных биоресурсов, с учетом порядка сохранения природного наследия.
  5. Международные — контроль за устранением двойного налогообложения, устранить возможность уклoнeния oт уплаты налогов, унификация налоговых систем национальных экономических систем разных стран [12, 13].

Вместе с тем в текущем налоговом периоде из-за ограничительных мер во многих странах мира и, в частности, в России, экономическая сфера терпит значительные убытки (табл. 1).

Ограничительные меры, связанные с CОVID-19 в мировой экономике на август 2020г.


Составлено по данным https://interfax.by/news/policy/raznoe/1273122/

При этом, чтобы понять, необходимо составить список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии: торговля ВЭД, транспорт (воздушный, автомобильный), туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, oфф-лайн услуги и развлечения (парикмахерские, фитнес, спортивные, театральные, кино и т.д.). Однако можно выделить и сферы экономики, в которых наблюдаются положительные тенденции: электронная торговля, продукты питания и готовые блюда, онлайн-развлечения, производство и реализация лекарственных товаров и медикаментов, медицина, особенно дистанционная медицина. При этом особенно примечательна нефтяная промышленность, которая вступила в зону турбулентности после неудачных переговоров в странах ОПЕК, когда влияние CОVID-19 начало распространяться на территории стран ЕС и США. Падение общемирового спроса более, чем на 20% привело к серьезному кризису перепроизводства, заполнив все возможные пробелы складских мощностей и полному использованию всех имеющихся танкеров. Продление этой ситуации на три-шесть месяцев приведет к вынужденному закрытию большого количества скважин, а не только битумных сланцев [14]. Но это также грозит заморозкой инвестиций в новые проекты, приостанавливая существующие, что может вызвать гораздо большие проблемы, чем просто переизбыток поставок нефти. Как следствие, многие малые и средние предприятия могут не выжить в текущем кризисе.

План восстановления экономики. Приоритетом плана восстановления национальной экономики является увеличение доходов и сокращение расходов, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла, по мнению Минфина России. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути цифрoвизации и дистанционной работы. Нет сомнений, что борьба с кoронавирусом — благородная и очень дорогая задача, однако решая ее, государство корректирует правила в экономике. Было установлено, что в какой-то ситуации — это возможно, для того, чтобы сохранить ежедневную работу бизнеса до очень благородных целей, ограничивать свободное передвижение товаров и людей по одним и тем же основаниям, изменить налоговую систему, которая формировалась на протяжении многих лет и расширить почти всю экономическую деятельность, находящуюся в состоянии неизвестности и неустойчивости, не дожидаясь возвращения к нормальной жизни.

В этой связи устойчивая бизнес-модель кризиса будет основана на близости к государству. Можно предположить, что крупнейшая российская компания совместно с ОАО «Газпром» и Сбербанком станет универсальным рынком («государственные услуги» условно), на котором можно будет сконцентрировать большую часть жизненно важных услуг и обеспечить население наиболее востребованными — сначала услугами, а затем и товарами. Выход из кризиса представляет собой комплекс мер, которые должны быть приняты в среднесрочной перспективе. Между тем важно понимать, что на макроэкономическом уровне кризисные явления в экономике 2020 года являются решающей проверкой качества и количества как науки, так и всей инновационной сферы экономики, а также способности государством объединить общие усилия для преодоления сложившейся ситуации. Прежде чем обсуждать необходимость принятия каких-либо мер по смягчению последствий и восстановлению, важно понять, какими ресурсами и инструментами государство располагаем. С начала 2020 года в стране накоплены значительные денежные средства в виде резервов, управляемых Банком России. При этом сбалансированные показатели бюджета страны наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Полным ходом идет работа по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности. Показатель инфляции достиг своего многолетнего минимума. Низкий уровень безработицы и рост реальных доходов населения. Сформирована и развивается независимая от государства информационная среда. Таким образом в стране имеются финансовые и нематериальные ресурсы.

Вместе с тем важно скорректировать для формирования новой структуры – антикризисной политики государства, которая способна скоординировать деятельность всех структур, связанных с эпидемией. При этом сформированная структура должна привлечь, включая сообщество экспертов и использование кадровых резервов для повышения эффективности работы гос структур. Многие эксперты и профессионалы, аналитики и предприниматели, по разным причинам не связанные с государственными органами, откликнутся на призыв и примут участие в борьбе с угрозой, которая нависает над обществом в целом. Таким образом, для снижения отрицательного воздействия на экономику важно в среднесрочной перспективе:

  1. Пересмотреть бюджет на 2020 год и разделить его на периоды, с возможностью немедленного перераспределения финансовых ресурсов., посредством осуществления вливания денежных средств в экономику.
  2. Восстановить в полном объеме величину денежной массы.
  3. Строго контролировать действующие операции, связанные с иностранной валютой и ее регулированием.
  4. Борьба с безработицей — субсидирование работодателей, в период действия антикризисных мер, части налогов, не превышающей один вид льгот, для новых работников, имеющих официальный статус безработного свыше двух месяцев.
  5. Вовлечение трудоспособного населения, получившего статус безработного, в сезонные или иные работы [15].

Следует отметить, что по мнению большинства экономистов безработица в России в 2020 году будет самой высокой с 2011 года и вырастет до 5,7%. В среднесрочной перспективе уровень безработицы начнет снижаться: в 2021 году он составит 5,4%, в 2022 году — 4,9%, в 2023 году — 4,7%. При этом реальные располагаемые доходы уменьшатся на 3,8% в конце этого года, а затем начнут увеличиваться на 2,8% в 2021 году, на 2% в 2022 году и на 2,6% в 2023 году. По данным Росстата, во втором квартале реальные доходы населения сократятся на 6%, без антикризисных мер поддержки населения снижение составит 7,5% (рис. 2).


Рисунок 2. Динамика безработицы в России на рынке труда за 2020 год.

Вместе с тем актуальный макропрoгноз является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, поэтому министерство уточнит его параметры в августе — сентябре. Кроме того, макропрoгноз не учитывает мер, которые закладываются сейчас в план восстановления экономики. В январе, до начала эпидемии корoнавируса в России, МЭР прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 — на 3,1%. По данным Минэкономразвития, российская экономика не вернется на докризисный уровень до первой половины 2022 года. «Ключевым фактором снижения ВВП в этом году является внутреннее ограничение, по сути, второй квартал и постепенный выход из него. К 2021 году мы все еще ожидаем восстановления экономики на уровне 2,8%. Если говорить в годовом исчислении, то выход на докризисный уровень — это все равно первая половина 2022 года», — сказал Решетников журналистам на брифинге, добавив, что министерство ожидает отмены карантинных ограничений в августе-сентябре [16, 17]. По оценкам Минэкономразвития, самое большое падение ВВП в этом году ожидается во втором квартале, когда из-за карантина экономика замедлилась — на 9,5% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в третьем и четвертом кварталах падение замедлится до 6,3% и 5,2% соответственно. Отмечено, что с ослаблением карантинных ограничений активная фаза восстановления начнется в четвертом квартале и продолжится в 2021 году. В последующие годы рост российской экономики составит 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году (табл. 3).

Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации.


Составлено по данным http://news.sarbc.ru/main/2019/07/29/235674.html

Поскольку в первом полугодии 2020 года стало ясно, что обычные способы не работают, на данный момент государство применяет ряд налоговых мер для минимизации уровня безработицы, в частности, к ним отнесены:

  • снижение ставок страховых взносов. Совокупная ставка взносом на социальное страхование малых и средних предприятий снижена с 30 до 15%. Сниженная ставка применяется к той части заработной платы работника, которая превышает минимальную заработную плату за календарный месяц [18, 19].
  • Отдельные категории плательщиков вправе уплачивать ежемесячные авансовые платежи по НДФЛ с апреля до конца 2020 года на основе фактически полученной прибыли. Соответствующий подход должен быть изложен в учетной политике и доведен до сведения налогового органа.
  • Введен особый порядок налогообложения федеральных субсидий для малых и средних предприятий, субсидии, освобождаемых от НДФЛ. Величина расходов, понесенных в связи с субсидиями, не учитываются при расчете налога на прибыль.
  • Поощрительные надбавки к определенным специальным условиям труда и дoпoлнитeльнaя нагрузка для работников медицины, оказывающих квалификационную и качественную помощь в связи с повышенной заболеваемостью СОVID-19, освобождаются от НДФЛ.
  • С апреля 2020 года был разработан третий пакет мер по поддержке экономики и бизнеса в условиях пандемии СОVID-19, в частности, предусмотрены дополнительные условия для таких категорий организаций по получению задержки или выплате [20].

Заключение. В соответствии с поставленной целью в исследовании были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность налоговой политики в том числе в условиях влияния CОVID-19, выявлены основные проблемы в экономике. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, однако не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В январе, до начала эпидемии кoрoнaвируca в России, ожидался рост экономики на 1,9% в 2021 году — 3,1% в 2020 году. Определено, что задачи плана восстановления национальной экономики России в ближайшее время будут представлены правительству сотрудниками министерства экономического развития.

Следовательно, приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути оцифровки и дистанционной работы. Очевидно, что экономика имеет больший запас прочности, чем это может показаться в один из моментов 2020 года.

На горизонте ближайшего десятилетия стране придется столкнуться с рядом вызовов, которые как ограничат ее развитие, так и дадут новые возможности, отмечал первый вице-премьер Андрей Белоусов. Национальные цели развития отвечают на эти вызовы, а единый план определяет конкретные действия, уточнил он.

Фото: Сергей Куксин/РГ

Фото: Сергей Куксин/РГ

Важнейшим фактором станут демографические вызовы. В силу объективных трендов в ближайшие несколько лет население России будет сокращаться. Переломить эту тенденцию планируется за счет стабилизации рождаемости и снижения смертности. Для обеспечения роста продолжительности жизни (до 78 лет к 2030 году) упор сделан на доступность медпомощи, повышение качества диагностики, в том числе за счет телемедицины.

"Продолжительность жизни - один из важнейших индикаторов качества жизни людей. В России продолжит расти доля населения старших возрастов, в том числе за счет увеличения продолжительности жизни. Соответственно, расширится потребность в инфраструктуре, заточенной под потребности населения старших возрастов", - говорится в плане.

Будет создана государственная информационная система обязательного медицинского страхования. Ее планируется интегрировать в Единую государственную информационную систему здравоохранения. Это обеспечит единое информационное взаимодействие и прозрачность финансирования, позволит организовать персонифицированный учет и хранить сведения об оказанной медицинской помощи застрахованным лицам.

Некоторые меры уже запущены в 2020 году, часть заработает в полную силу в 2021-м. В частности, в сфере здравоохранения будет и дальше развиваться отраслевая система оплаты труда, создается единый реестр граждан, имеющих право на льготные лекарства, внедряется система маркировки лекарств и медизделий и их мониторинг. Но проблема не решается только лечением - необходимо продвижение здорового образа жизни, в том числе создание условий и стимулов для занятия спортом людей всех возрастов, полагают в правительстве. В частности, механизма налогового стимулирования занятия спортом.

С учетом общемирового тренда на снижение рождаемости с ростом благосостояния требуется улучшение инфраструктуры для семей с детьми. Помимо традиционной - детские сады, школы, медицина - возрастет спрос на дополнительное образование, поиск и развитие талантов, качественную досуговую и туристическую инфраструктуру. В плане предусмотрены строительство и реконструкция "туристических магнитов" (привлекательных центров городов, пляжей и др.), а также создание и развитие национальных брендовых маршрутов.

Реализация единого плана будет происходить в условиях серьезных структурных изменений, вызванных изменениями потребительских предпочтений, а также новым балансом между глобализацией и регионализацией экономики. Возможное снижение спроса на традиционные товары российского экспорта должно компенсироваться встраиванием в новые цепочки создания добавленной стоимости, выходом на новые экспортные товарные и географические рынки, расширение экспорта услуг (медицинских, образовательных, туристических), подчеркивают в правительстве.

Серьезный вызов дальнейшего развития - технологический. Переход предприятий и организаций на удаленную работу, требования по самоизоляции в 2020 году привели к ускоренной цифровизации как в государственном, так и в частном секторе. Планируется создание и развитие межведомственных цифровых платформ и информационных систем обеспечения деятельности органов власти, в том числе функционирующих на базе единых облачных решений и инфраструктуры, в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления функций (Гостех). Проекты по цифровой трансформации, реализуемые преимущественно на основе отечественных решений в сфере информационных технологий, получат льготное кредитование. На северных территориях и на Дальнем Востоке будут проложены линии волоконно-оптической связи. Радиочастотный спектр ждет конверсия для высвобождения необходимого ресурса для использования сетей 5G/IMT-2020.

"Цифровизация должна стать драйвером улучшения качества жизни каждого человека, технологического прорыва, роста производительности труда в экономике, повышения эффективности государственного сектора, обеспечения сервисного характера государства", - уточняют в пресс-службе правительства.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Фото: Сергей Михеев/РГ

Важным вызовом является повышение требований к комфорту и безопасности среды для жизни. Технологическое развитие, создающее возможности для гибкой и удаленной занятости, общий рост благосостояния формирует новые требования к качеству и комфортности жилья, городской среды, экологии, культурной среде. В рамках развития комфортной и безопасной среды для жизни планируется внедрить единые стандарты оплаты проезда и применения "единого билета" на всех видах городского пассажирского транспорта. Цифровизация ждет также сферы дорожного и жилищного строительства, рынок ипотеки.

Еще один вызов - запрос на социальную справедливость, снижение уровня бедности. Экономический рост должен привести к росту доходов и повышению качества жизни для всех групп населения. Ответом на него станет повышение адресности социальной помощи, в том числе за счет цифровизации. Создается единая цифровая платформа в социальной сфере для оказания мер социальной поддержки - "Социальное казначейство". Она нацелена на защиту интересов граждан, получающих адресную социальную помощь (в том числе семей с детьми). "Это единая цифровая платформа для всех видов социальной поддержки. Ее смысл - помочь именно тем, кто в этом нуждается, объективно. И главное - избавить людей от сбора справок и хождения по инстанциям", - отмечал Михаил Мишустин. Платформа представляет собой один из шагов властей к проактивному формату работы, впервые ее принципы были отработаны при начислении единовременных выплат на детей в размере 10 тыс. рублей.

При реализации единого плана будет решаться как краткосрочная задача возвращения на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития экономики, так и собственно долгосрочная задача движения по этой траектории в условиях "поствирусной" экономики - существенно изменившейся и продолжающей меняться внешней среды.

Для контроля разработана система четких итоговых показателей. Это конкретные объекты инфраструктуры: построенные больницы, школы, отремонтированные дороги, новые дома и производства. В социальной сфере - это качество образования, здравоохранения, экологии и городского благоустройства.

Для нацпроектов установлен особый режим управления и контроля. Создается единая межведомственная информационная аналитическая система мониторинга реализации национальных проектов на всех уровнях власти. "Эта цифровая (SMART)-метрика позволит эффективно оценивать результат работы по реализации нацпроектов. Процесс мониторинга как на федеральном, так и на региональном уровнях будет автоматизирован. Это позволит видеть и общий процесс, и ситуацию в каждом конкретном субъекте РФ. Данные будут достоверны и прозрачны", - рассказали "РГ" в пресс-службе правительства.

Для всех ключевых мер, а также решений с большим объемом финансирования, четко прописано, какой эффект они окажут на жизнь людей. Учитываются конкретные потребности и запросы граждан. "Сейчас идет настройка обратной связи с людьми. Чтобы в режиме, близком к реальному времени, корректировать мероприятия и контролировать достижение целевых показателей нацпроектов в каждом регионе", - сообщили в кабмине.

Читайте также: