Исполнение бюджета по налоговым доходам

Опубликовано: 18.05.2024

СТ 218 БК РФ

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации;

уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 218 Бюджетного кодекса РФ

1. При рассмотрении вопроса о доходах бюджета следует сразу подчеркнуть четкое разграничение в Бюджетном кодексе понятий "налог" и "доход бюджета". При этом налог, то есть в соответствии со статьей 8 Налогового кодекса обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, является предметом регулирования налогового законодательства. Бюджетное законодательство, в частности Бюджетный кодекс, оперирует уже понятием "доход бюджета", имеющего в том числе и налоговые источники (см. статью 41 Бюджетного кодекса).

Спор о том, с какого момента налог считается уплаченным, имеет свою историю. С одной стороны, существует позиция, что налог можно считать уплаченным только с момента его зачисления в доход соответствующего бюджета, с другой - с момента списания денежных средств со счета налогоплательщика. Иначе говоря, между моментом списания со счета денежных средств со счета плательщика налога или сбора до момента их поступления (зачисления) в доход федерального бюджета существует зазор, влекущий за собой ситуацию бесконтрольности. Точку в данном споре ставит пункт 2 статьи 45 Налогового кодекса, в соответствии с которым обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Аналогично, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 N 24-П, обязанность юридического лица по уплате налога считается исполненной со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета налогоплательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет по учету доходов бюджета.

Поскольку нормы Налогового кодекса сформулированы ясно, то можно считать установленным то, что налоговые отношения существуют до момента взимания налога, то есть до момента отчуждения соответствующих денежных средств со счета налогоплательщика. Проблемной является ситуация, когда денежные средства, будучи списанными со счета плательщика налога или сбора, не сразу попадают на счета по учету доходов соответствующего бюджета, а остаются "замороженными" на корреспондентском счете банка, обслуживающего счет плательщика.

Данные денежные средства по определению уже являются доходом бюджета, так как налог трансформировался в налоговый доход. Здесь существует коллизия, вытекающая из содержания норм статьи 40 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством, и денежные средства являются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет.

Итак, предмет регулирования налогового законодательства, в соответствии с налоговым законодательством, заканчивается на моменте исполнения плательщиком обязанности по уплате налога, после чего начинают действовать нормы бюджетного права, которые отсылают нас опять к налоговому законодательству. В качестве единственного выхода здесь можно рассматривать нормы статьи 24 Налогового кодекса РФ, которая содержит определение налогового агента. В качестве налогового агента, исполняя обязанности по правильному перечислению в соответствующий бюджет налогов, в данном случае может выступать банк, обслуживающий счет налогоплательщика. Налоговые органы, имея достаточные полномочия, могут осуществлять проверки в отношении налогового агента и применять к нему установленные законом санкции. К сожалению, отсутствует какая-либо систематическая судебная практика по рассмотрению банков, осуществляющих перечисление в бюджет налоговых доходов, в качестве налоговых агентов, но, исходя из монографической литературы и многочисленных комментариев к Налоговому кодексу, большинство специалистов имеют однозначную позицию по данному вопросу.

Необходимо оговориться, что здесь речь идет уже не о налогах, а о налоговых доходах, пока не зачисленных в доход бюджета, и нормы налогового законодательства применяются лишь постольку, поскольку на это прямо указано Бюджетным кодексом. При этом Бюджетный кодекс вводит новую категорию "уплаченные доходы", которая является конечным пунктом трансформации денежных средств, уплачиваемых налогоплательщиком. Уплаченные доходы - это те доходы бюджетов, которые являются зачисленными на счета органа, исполняющего бюджет. В случае федерального бюджета, например, это счета по учету доходов федерального бюджета, открытые органам федерального казначейства.

2. Положение Бюджетного кодекса о перечислении и зачислении доходов на единый счет бюджета реализовано частично только в отношении федерального бюджета путем поэтапной реализации Концепции функционирования единого счета федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета (см. комментарий к статье 245). Что касается бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, то при их исполнении зачисления доходов на единый счет, как правило, не существует.

3. В соответствии со статьей 7 Бюджетного кодекса распределение доходов от федеральных налогов, иных доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Распределение регулирующих доходов бюджетов может существовать только на уровнях федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. В том случае, когда исполнение бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется соответствующим органом федерального казначейства, распределение регулирующих доходов осуществляется путем перечисления соответствующих сумм со счетов по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства. Учитывая, что в системе налогового учета налоговые органы ведут лицевой счет налогоплательщика с отражением на нем всех совершаемых операций без разделения на несколько обязательств в зависимости от нормативов распределения, установленных бюджетным законодательством, такой порядок является оптимальным как с точки зрения учета, так и с точки зрения налогоплательщика, которому не требуется по одному налоговому обязательству составлять несколько платежных документов на перечисление долей в бюджеты разных уровней. В любом случае доходы от регулирующих налогов первоначально в полном объеме должны зачисляться налоговыми органами на вышеуказанные счета органов федерального казначейства, после чего производится перечисление соответствующих сумм в доходы нижестоящих бюджетов. В том случае, когда речь идет о неналоговых доходах бюджетов, порядок может быть нарушен. Средства, например, от административных штрафов, налагаемых органами местного самоуправления, могут первоначально зачисляться на счет местного бюджета, и лишь затем происходит их перераспределение в соответствующих долях в доход бюджета субъекта Российской Федерации и в Фонд борьбы с преступностью, консолидированный в федеральном бюджете.

4. Возврат излишне уплаченных сумм доходов из федерального бюджета производится органами федерального казначейства в порядке, установленном Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 14 декабря 1999 г. N 91н, на основании решений, принимаемых налоговыми органами по установленной форме (см. комментарий к статье 245).

Практически для всех субъектов Российской Федерации существует аналогичный порядок, при котором орган, исполняющий бюджет, осуществляет перечисление излишне уплаченных или излишне взысканных сумм на основании заключения, выдаваемого налоговым органом по месту открытия лицевого счета налогоплательщика. Например, в соответствии с Положением о Московском городском казначействе, утвержденном распоряжением мэра от 2 февраля 2000 г. N 126-РМ, городское казначейство осуществляет по представлению Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве и его территориальных инспекций, а также других органов, ведущих учет платежей в разрезе плательщиков, возврат из бюджета города Москвы излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей.

В целом порядок возврата излишне уплаченных сумм доходов из федерального бюджета соответствует статьям 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации о возврате излишне уплаченных налогов и сборов.

Дополнительно можно отметить, что с 1 января 2001 г. доходы от уплаты налога на добавленную стоимость (наиболее возвращаемого налога) полностью поступают на счета по учету доходов федерального бюджета. При этом в соответствии со статьей 176 НК РФ возврат сумм налога на добавленную стоимость осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель, считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

5. Учет доходов бюджетов и составление отчетности осуществляются по формам и в порядке, установленным Минфином России в соответствии с Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации.

Правилами проставления в платежных документах идентификационного номера налогового органа, кода причины постановки на учет и кода бюджетной классификации Российской Федерации при осуществлении операций по счетам по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 29 февраля 2000 г. N 21н, введена новая форма платежного поручения. В соответствии с данной формой при перечислении платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней указываются идентификационный номер налогового органа (ИНН), осуществляющего контроль за поступлением платежа; наименование органа федерального казначейства и код доходов бюджетов Российской Федерации или источников финансирования дефицита бюджетов классификации Российской Федерации на основании Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 38н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Отчетность об исполнении бюджетов по доходам, точно так же, как иные формы отчетности по исполнению бюджетов всех уровней, является единой и устанавливается Минфином России. При этом отчетность об исполнении местных бюджетов предоставляется органу, исполняющему бюджет субъекта Российской Федерации для формирования им консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, отчетность об исполнении которого сдается в Минфин России для формирования консолидированного бюджета уже Российской Федерации. Порядок составления и утверждения данных отчетов регламентирован Приказом Минфина России от 15 марта 2001 г. N 23н "О годовом отчете об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации за 2000 г. и годовом отчете об исполнении бюджета закрытого административно - территориального образования за 2000 г."

Азбука бюджета

Слово «бюджет» происходит от старонормандского «bougette» – кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами. В настоящее время термин утратил своё первоначальное значение, поскольку «бюджет» в современном понимании уже не обозначает копилку» - физическую или счёт в банке, в которой хранятся средства. Сегодня бюджет необходимо рассматривать как оформленный документально план поступлений и выплат. Так, например, государственный бюджет Республики Саха (Якутия), ежегодно принимаемый Государственным Собранием (Ил Тумэн), в самом простом понимании представляет собой перечень источников поступлений (доходная часть бюджета), перечень направлений расходования поступающих средств (расходная часть бюджета), а также их ожидаемые годовые значения.

Виды бюджетов

В состав бюджетной системы входят:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
-- бюджеты муниципальных районов;
-- бюджеты городских округов;
-- бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность бюджетов различных уровней образует консолидированный бюджет. Так, например, свод государственного бюджета и местных бюджетов образует консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия). Свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации образует консолидированный бюджет Российской Федерации.


Исполнение бюджета

Общий объём бюджета не означает, что указанная сумма собрана за счет налогов и иных поступлений и по состоянию на начало года хранится на каком-либо счёте, а в течение года расходуется. В действительности поступление и расходование средств «растянуто» в течение года и осуществляется приблизительно равномерно. Этот процесс называется «исполнением бюджета». Так, различают исполнение бюджета по доходам (поступление в течение времени средств от уплаты налогов и сборов, безвозмездных поступлений на единый счёт бюджета) и исполнение бюджета по расходам (выплаты в течение времени средств с единого счёта бюджета).

Например, бюджет семьи состоит из зарплаты родителей по 25000 рублей в месяц, таким образом годовый доход семейного бюджета составит 600 000 рублей. С получением зарплаты каждым из родителей раз в месяц исполнение бюджета по доходам будет исполняться на 25000 рублей. Годовые расходы бюджета будут включать в себя помимо коммунальных платежей также затраты на еду, одежду, сотовую связь и другие расходы, исполнение бюджета по расходам будет осуществляться в течении всего года каждый день в зависимости от потребностей.

Доходы бюджета

Остальная доля доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – налоговые и неналоговые доходы (обычно именуются «собственными доходами» 1 ).

В укрупнённой группировке налоговые и неналоговые доходы можно представить в следующем виде:

1. Налоговые доходы:
- налоги на прибыль и налоги на доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц);
- налоги на товары, работы, услуги (акцизы: на бензин, алкоголь, пиво, табак и пр.);
- налоги на совокупный доход (налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог);
- налоги на имущество (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на имущество физических лиц);
- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов);
- государственная пошлина (средства, взимаемые за совершение юридически значимых действий: за государственную регистрацию, выдачу разрешений и пр.);

2. Неналоговые доходы:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий и пр.);
- платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за использование лесов, недр и пр.);
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов (доходы от приватизации государственного и муниципального имущества);
- административные платежи и сборы;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба;
- доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства.

Все источники формирования налоговых и неналоговых доходов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены за соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Безвозмездные поступления

Безвозмездные поступления в бюджет – межбюджетные трансферты (средства), предоставляемые одним бюджетом другому. Межбюджетные трансферты формируют значительную часть бюджетов всех уровней. Так, доля безвозмездных поступлений в бюджет Республики Саха (Якутия) составляет около 25%-30% общего объёма доходов. Минимальную долю финансовой помощи в общем объёме доходов среди регионов Российской Федерации имеет Ямало-Ненецкий автономный округ (1,1% по состоянию на 1 июля 2014 года), максимальную долю – республика Ингушетия (85,5%).

Межбюджетные трансферты подразделяются на дотации, субсидии, субвенции.

Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования, т.е. направляются на цели, определяемые получателем самостоятельно. Дотации обычно называют «нецелевыми межбюджетными трансфертами».

Субсидии предоставляются на поддержку реализации полномочий, исполнение которых закреплено за получателем субсидий. Так, например, за субъектами Российской Федерации закреплены полномочия по реализации программ поддержки сельского хозяйства. На поддержку реализации указанных полномочий в течение ежегодно субъектам предоставлялись целевые субсидии (субсидии на поддержку племенного животноводства, субсидии на приобретение элитных семян и другие). Субсидии обычно предоставляются на условиях софинансирования – это означает, что получатель субсидии должен за счёт собственных средств предусмотреть определенную долю финансирования (обычно от 5% до 50%) на те же цели.

Субвенции предоставляются на осуществление переданных полномочий, то есть полномочий, которые не закреплены за получателем субвенции. Например, полномочия по регистрации записи актов гражданского состояния относятся к полномочиям Российской Федерации и в обычной ситуации должны исполняться федеральными органами государственной власти. Указанные полномочия были переданы для исполнения субъектам Российской Федерации. Для исполнения данных полномочий регионам предоставляются субвенции. Состав полномочий, закрепленных для постоянного исполнения за субъектами федерации, или переданных для исполнения субъектам вместе с субвенциями, периодически меняется. Так, с 2015 года для исполнения субъектам федерации передаются полномочия по предоставлению мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации.

На примере семьи, если мама даёт сыну деньги на карманные расходы, которые он тратит по своему усмотрению, это дотация. Если сын хочет купить игрушку, которая стоит 500 рублей, а у него есть только 200, то мама добавляет ему 300 рублей на покупку этой игрушки и это получается субсидия. Если мама отправляет сына за покупками в магазин и даёт ему денег на них, то это субвенция.

Профицит и дефицит бюджета

Если доходы бюджета превышают расходы, это значит, что бюджет сформирован с профицитом, если же наоборот – расходы превышают доходы, значит бюджет дефицитный. Наличие дефицита бюджета не означает, что какие-либо из запланированных расходов не будут оплачены. Все принятые в бюджете обязательства должны быть исполнены, однако оплата некоторых расходов будет осуществлена не за счёт доходов, а за счёт источников финансирования дефицита бюджета. К таковым относятся: банковские кредиты, бюджетные кредиты (кредиты, полученные от других бюджетов), остатки на счете бюджета (неиспользованные средства прошлого года) и иные источники. Само по себе наличие дефицита бюджета также не свидетельствует о проблемах в финансовой системе.

Принципиально важно иметь представление об источниках финансирования дефицита бюджета. Так, поступления от продажи акций или долей в уставных капиталах, принадлежащих государству, в соответствии с Бюджетным кодексом «по определению» относятся не к доходам бюджета, а к источникам финансирования дефицита. Неиспользованные остатки бюджетных средств прошлого года, которые обычно включаются в бюджет уже после его утверждения (при уточнении бюджета), также являются источниками финанси рования дефицита. Дефицит, финансирование которого осуществляется за счет таких источников, иногда называют «техническим».

Размер дефицита бюджета жёстко ограничен Бюджетным кодексом. Пре дельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15% общего объема доходов без учёта безвозмездных поступлений, дефицита местных бюджетов – 10% общего объёма доходов без учёта безвоз мездных поступлений.

Например, ребенку каждый месяц на карманные расходы выдаётся по 1000 рублей. В течении всего года ребёнок копит эти деньги и на Новый год планирует купить телефон за 15000 рублей, из них 12000 рублей идут за счёт "собственных" доходов за весь год, таким образом дефицит составляет 3000 рублей, источниками финансирования выступают остатки бюджетных средств в размере 1000 рублей, которые ребёнок оставил с прошлого года, и межбюджетный трансферт на покупку телефона в размере 2000 рублей из "федерального" семейного бюджета от родителей.

1 При интерпретации термина «собственные доходы» необходимо проявлять осторожность. В повседневном употреблении под «собственными доходами» обычно понимают налоговые и неналоговые доходы (то есть доходы бюджета, которые формируются на территории конкретного субъекта, а не поступают из федерального бюджета). Вместе с тем в соответствии с Бюджетным кодексом понятие «собственные доходы» кроме налоговых и неналоговых доходов включает все безвозмездные поступления за исключением субвенций (ст.47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.



Необходимо оценить весь перечень работы всех органов государственной власти, которые имеют расположение от государственного аппарата при дальнейшем осмотре и одобрении.

Вопросы, которые решаются в процессе реализации бюджета


В процессе реализации бюджета можно решить определенное количество вопросов:

  • как обеспечить своевременное накопление запланированных доходов в бюджет;
  • как определить и по максимуму мобилизовать запасы бюджетных средств;
  • как должным образом и в полной мере обеспечить финансирование государственного бюджета;
  • как сориентировать бюджетные корпорации более экономно расходовать деньги, ранее выданные им от государства;
  • как на регулярной основе вести контроль за исполнением должностных обязанностей перед государственным бюджетом;
  • как обеспечить своевременный и качественный надзор за денежной организацией.

Стоит сказать, что государственный бюджет проходит несколько этапов в процессе распределения. На начальных этапах бюджетирования ключевой деятельностью занимаются исключительно органы государственной власти, а вот заключительным этапом распоряжаются существующие организации, которые каким-либо образом связаны с передвижением государственных денег.

Ответственность за исполнение бюджета

Ответственность за исполнение данной работы несут исполнительные органы государства, а также административные органы субъектов Российской Федерации и местные административные учреждения. Вся работа осуществляется посредством Конституции Российской Федерации и всех существующих законодательных актов, призванных решать вопрос с распределением бюджетных денег. Помимо этого работа бюджетирования основана на соблюдении и подчинении правилам Гражданского, Бюджетного, Налогового и Уголовного кодексам, где указаны все существующие права, обязательства и требования к исполнению бюджета.


Исполнение бюджета выполняется благодаря трем главным пунктам:

  • процесс исполнения одной части бюджета, которая приносит доход;
  • процесс исполнения второй части бюджета, которая распределяет убытки;
  • процесс исполнения третьей части бюджета, которая контролирует доход и убытки бюджета.

Процесс исполнения бюджета реализуется под покровительством заранее одобренных планов, где должны быть одобрены процедуры по доходам и убыткам, указаны все временные интервалы, в которые должно произойти бюджетирование, и должны быть согласованы все органы, несущие полную ответственность за данные мероприятия.

Казначейское исполнение бюджета

Российская Федерация поддерживает политику казначейского исполнения бюджета. Это говорит о том, что все существующие бюджеты России должны выполняться как единая кассовая система, благодаря которой исполнительная власть выступает в роли кассиров перед распорядителями и получателями государственных денег. Именно они будут выполнять операции по реализации платежей при помощи денег из бюджета от лица организаций бюджетного характера.


Принципом единой кассовой системы будет являться перечисление прибыли бюджета, привлечение и уменьшение (с последующим искоренением) всех финансовых потоков, которые вызывают дефицит денежных средств, а также реализация расходной части с общего бюджетного счета.

Как было сказано чуть выше, пути поступления бюджета составляются из четырех составляющих: физические лица, предприятия негосударственного характера, предприятия государственного характера и зарубежные субъекты. Общее число плательщиков должны лично проводить положенные перечисления и точно в срок вносить их в государственную казну.

Нарушение времени перечисления или несоответствующая сумма приравнивается к нарушению государственного денежного регулирования, которое необходимо сразу же выявить и устранить.

Ответственность по операциям с бюджетом

Всю ответственность по операциям с бюджетом берут на себя Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Министерство по экономическому развитию и торговле Российской Федерации, которые обязаны работать в общей слаженной группе совместно с остальными государственными органами власти. Все виды лиц должны перечислять налоги в виде наличных или безналичных денег.

Процесс получения денег осуществляется банковскими и кредитными организациями, а также кассовыми терминалами, которые должны все поступающие денежные средства в определенный период времени перечислять на конкретные счета бюджетов и фондов внебюджетной направленности.

Бюджет по доходам

Исполнение бюджета по доходам характеризуется:

  • внесением и перечислением прибыли на общий счет бюджета;
  • согласно одобренному бюджетом разделением регулирующей прибыли;
  • возвращением переплаченных денег в казну;
  • учетом прибыли бюджета и созданием отчетных документов о прибыли конкретного бюджета.

Все существующие перечисления поступают в прибыль определенных бюджетов посредством законов и нормативов. Правильно рассчитанные показатели и вовремя уплаченные величины регулируются уполномоченными службами. Прибыль, которая не была внесена у конкретное время или была уплачена не в должном количестве, придается изыманию в обязательном порядке.

Временной период для физических лиц равняется трем годам с момента недостачи, а для юридических лиц – это шесть лет. При поиске подобных недостач, а также при раскрытии преступлений налогового характера ключевую роль играет Федеральная налоговая полиция.

Лишние переведенные в бюджет денежные средства учитываются как оплата иных платежных операций или же переводятся обратно отправителю. При несвоевременной оплате или некорректном составлении налоговой величины не редок факт применения взысканий, штрафов и т.д.


Процесс выполнения бюджета реализуется соответствующими органами власти посредством бюджетной росписи – определенного документального акта, который создается на основе показаний прибыли и убытков государственной казны. Помимо всего прочего, данный документ регулирует перенаправление выделений у всех получателей денег из бюджета. Бюджетная роспись создается ключевыми распорядителями денег из казны, и впоследствии передается в соответствующее министерство не позднее десяти дней с момента подтверждения информации о бюджете.

Основываясь на данном документе, министерство не позднее пятнадцати дней с момента подтверждения бюджета создает сводную бюджетную роспись. Далее она должна быть подписана главой министерства в течение семнадцати дней с момента подтверждения информации о бюджете и должна быть оправлена в орган власти, который поддерживает данные о бюджете. Помимо этого, сводная бюджетная роспись должна быть отправлена в органы представительной и контролирующей власти.

Бюджет по расходам

Бюджет по расходам должен выполняться при помощи введения санкций и дополнительных финансовых взысканий с недобросовестных налогоплательщиков.


В период введения санкций необходимо:

  • составлять и утверждать бюджетную роспись;
  • утверждать и доводить уведомления о выделениях средств из бюджета, а также о границах бюджетных средств до распорядителей или их представительных лиц;
  • утверждать сметы прибыли и убытки распорядителей денег из бюджета, а также из предприятий бюджетного характера;
  • принимать деньги от получателей бюджетной направленности;
  • подтверждать и сверять правильность исполнения денежных обязанностей.

Порядок процесса бюджетного регулирования

Бюджетирование характеризуется путем расходов денег из бюджета. Не позднее десяти дней с момента подписания сводной бюджетной росписи, орган исполнительной власти обязан «выровнять» все величины как реальные уведомления о выделениях из бюджета до всех действующих распорядителей и лиц, получающих деньги из казны.

Не позднее десяти дней с момента подтверждения уведомления о выданных деньгах предприятие должно предоставить доходную смету для последующего утверждения вышестоящими органами, которые обязаны утвердить ее не позднее пяти дней после предоставления.

Доходная и расходная смета бюджетной организации, которая является основным распорядителем средств из бюджета, должна утверждаться руководителем. Одобренная смета должна передаться в исполнительный орган власти не позднее, чем один день с момента одобрения (в этот же день).

Все деньги из бюджета, финансовые запасы, расходная часть бюджета и т.д. должны учитываться в документах, которые создаются на фоне единой системы счетов. Подобная документация создается при помощи органа, занимающимся исполнением бюджета. Единая система счетов государственного бюджета регламентируется государственным аппаратом Российской Федерации.

Отчетные документы по бюджету

Отчетные документы по бюджету бывают оперативными, квартальными, полугодовыми и годовыми. Все данные, которые заносятся в эти документы, реализуются главным органом власти, имеющим полномочия на соответствующую деятельность. Этот орган в конкретные сроки обязан предоставить все отчетные документы о передвижении бюджета в контролирующие органы, а также в Федеральное казначейство.

Исполняющий обязательства орган обязуется включительно до 31 декабря оплатить все имеющиеся задолженности перед государственным бюджетом, иначе будут наложены штрафные санкции. Деньги, которые используются для покрытия задолженностей из бюджета, также переводятся на счета не позднее 31 декабря.

В конце стоит сказать, что исполнение бюджета – это конкретное цельное распределение имеющихся денежных средств. В качестве основных задач исполнения бюджета выделяют предмет государственного аппарата, соответствие воинской стратегии государства, областям народной составляющей, которые имеют ключевое значение в развитии страны.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 25 процентов;

налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

абзацы шестой - восьмой утратили силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 62-ФЗ;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 20 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 04.10.2014 N 283-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2009 года. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 310-ФЗ;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 12 процентов;

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 50 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5 и 61.6 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 374-ФЗ;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 50 процентов;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 75 процентов;

акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на темное судовое топливо, производимое на территории Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья - по нормативу 100 процентов;

налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства - по нормативу 100 процентов;

налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 13 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, - по нормативу 83 процента.

Комментируемая статья посвящена определению перечня налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, а также нормативов соответствующего зачисления.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ю.М. Лермонтов, 2015

Кроме того, согласно положениям статьи 13 Кодекса, статей 50, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации НДС является федеральным налогом и подлежит зачислению в федеральный бюджет, в то время как доходы от использования, приватизации, продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, зачисляются в местные бюджеты.

Кроме того, инспекция указывает, что согласно положениям статьи 13 Кодекса, статей 50, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации НДС является федеральным налогом и подлежит зачислению в федеральный бюджет, в то время как доходы от использования, приватизации, продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, зачисляются в местные бюджеты.

Фактически подателем жалобы допущено смешение оплаты госпошлины в федеральный бюджет и внесения обеспечения на депозитный счет суда в пользу последнего, тогда как надлежащим доказательством при подаче жалобы является первая. Учитывая, что в нарушение статьи 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации податель жалобы уплатил государственную пошлину не в бюджет и в установленный судом срок не исправил это нарушение, жалоба правомерно сначала оставлена без движения, а затем – возвращена.

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Бюджетная система - это:

  • деятельность органов власти по составлению проекта, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета;
  • организационные принципы построения бюджетной системы;
  • совокупность действующих на территории страны бюджетов;
  • совокупность юридических норм, определяющих бюджетный процесс.

Вопрос 2. Бюджетная система РФ состоит из:

  • двух уровней;
  • одного уровня;
  • трех уровней;
  • четырех уровней.

Вопрос 3. Бюджетная система ФРГ является:

  • конфедеративной;
  • унитарной;
  • федеративной.

Вопрос 4. Бюджетное устройство - это:

  • деятельность органов власти по составлению проекта, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета;
  • организация и принципы построения бюджетной системы;
  • совокупность действующих на территории страны бюджетов и внебюджетных фондов;
  • совокупность юридических норм, определяющих бюджетный процесс.

Вопрос 5. Бюджетный процесс в развитых странах имеет:

  • две стадии – рассмотрение и утверждение бюджета;
  • одну стадию - утверждение;
  • три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета;
  • четыре стадии – составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

Вопрос 6. В какой внебюджетный фонд предприятия должны выплачивать два страховых взноса рассчитанных по различным ставкам?

  • социального страхования;
  • такого фонда здесь не указано;
  • территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
  • федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Вопрос 7. В какой форме может формироваться и использоваться страховой фонд?

  • пенсионный фонд;
  • резервный фонд страховщика;
  • фонд материального стимулирования;
  • фонд накопления предприятия.

Вопрос 8. В каком документе определены предельные размеры внутреннего долга РФ на текущий год?

  • в законе о федеральном бюджете на текущий год;
  • в инструкции Минфина;
  • в постановлении правительства;
  • в Указе Президента.

Вопрос 9. В функции Министерства финансов входит:

  • исчисление, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей;
  • контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью осуществление организационной, методической и практической работы по составлению и исполнению бюджета;
  • рассмотрение и утверждение бюджета;
  • утверждение отчета об исполнении бюджета.

Вопрос 10. Внебюджетные фонды развитых стран – это:

  • амортизационные фонды предприятий;
  • благотворительные фонды;
  • общегосударственные и территориальные специальные целевые фонды;
  • фонды малых и средних предприятий;

Вопрос 11. Военные расходы развитые страны финансируют:

  • из благотворительных фондов;
  • из госбюджета;
  • из фондов социального обеспечения.

Вопрос 12. Государственная Дума рассматривает и утверждает:

  • консолидированный бюджет;
  • местные бюджеты;
  • региональные бюджеты;
  • федеральный бюджет.

Вопрос 13. Доходы федерального бюджета являются частью:

  • внебюджетных фондов;
  • децентрализованных финансов;
  • территориальных бюджетов;
  • централизованных финансов.

Вопрос 14. Единая бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении:

  • бюджетов всех уровней;
  • только местных бюджетов;
  • только региональных бюджетов;
  • только федерального бюджета.

Вопрос 15. За счет чего мобилизуются заемные средства РФ на внутреннем рынке в настоящее время?

  • получения кредитов ЦБ РФ;
  • получения налоговых кредитов;
  • размещения акций;
  • размещения долговых ценных бумаг.

Вопрос 16. Из какого бюджета осуществляются расходы на национальную оборону?

  • из всех бюджетов;
  • из местных бюджетов;
  • из региональных бюджетов;
  • из федерального бюджета.

Вопрос 17. К какой из классификаций федерального бюджета относится раздел "национальная оборона" и "национальная безопасность и правоохранительная деятельность"?

  • ведомственная;
  • воспроизводственная;
  • функциональная;
  • экономическая.

Вопрос 18. К какой системе внебюджетные фонды отнесены в Бюджетном кодексе?

  • к бюджетной;
  • к денежной;
  • к кредитной;
  • к распределительной.

Вопрос 19. Какая организация составляет проект бюджета внебюджетных фондов?

  • Министерство экономического развития и торговли;
  • Минфин;
  • Органы управления этих фондов;
  • Правительство.

Вопрос 20. Какие функциональные расходы преобладают в Федеральном бюджете РФ?

  • расходы на культуру, искусство, СМИ;
  • расходы на национальную оборону;
  • расходы на образование;
  • расходы на охрану окружающей среды.

Вопрос 21. Какие вопросы решаются при рассмотрении в Государственной Думе проекта федерального бюджета в первом чтении?

  • основные характеристики федерального бюджета;
  • принятие закона о федеральном бюджете в целом;
  • распределение расходов по министерствам и ведомствам;
  • распределение расходов по подразделам функциональной классификации.

Вопрос 22. Какие задачи позволяет решить рынок государственных ценных бумаг?

  • привлечение инвестиций в промышленность;
  • развитие фондового рынка;
  • размещение свободных денежных средств государства;
  • финансирование бюджетного дефицита.

Вопрос 23. Какие из ниже названных средств могут предоставляться из бюджета на возвратной основе?

  • бюджетные кредиты;
  • дотации;
  • субвенции;
  • субсидии.

Вопрос 24. Какие из перечисленных функций выполняют внебюджетные фонды?

  • распределительную;
  • создание кредитных орудий обращения;
  • статистическую;
  • учетную.

Вопрос 25. Какие из перечисленных функций выполняет государственный кредит?

  • поощрительную;
  • распределительную;
  • стабилизационную;
  • формирования доходов бюджета.

Вопрос 26. Какие методы финансирования дефицита бюджета являются внешними?

  • выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке;
  • доходы от приватизации государственного имущества;
  • кредиты международных финансово-кредитных институтов;
  • эмиссия денег.

Вопрос 27. Какие поступления преобладают в доходах федерального бюджета?

  • займы населения;
  • кредиты международных финансово-кредитных организаций;
  • налоговые поступления;
  • неналоговые доходы.

Вопрос 28. Какие поступления преобладают в доходах федерального бюджета РФ?

  • займы населения;
  • кредиты международных финансовых организаций;
  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы.

Вопрос 29. Какие расходы обеспечивают сбалансированное функционирование бюджетной системы?

  • расходы на культуру, искусство, СМИ;
  • расходы на охрану окружающей среды;
  • расходы на сельское хозяйство;
  • финансовая помощь бюджетам других уровней.

Вопрос 30. Какие расходы финансируются из Пенсионного фонда?

  • выплата трудовых пенсий;
  • пособия в связи с болезнью;
  • пособия в связи с рождением ребенка;
  • пособия лицам, потерявшим работу.

Вопрос 31. Какие функции выполняет бюджет государства?

  • наблюдательную функцию
  • перераспределение национального дохода;
  • предупредительную функцию;
  • статистическую функцию.

Вопрос 32. Каким документом регулируется размер дефицита федерального бюджета?

  • Бюджетным кодексом;
  • Гражданским кодексом;
  • Налоговым кодексом;
  • Таможенным кодексом.

Читайте также: