Исковое заявление от имени налогового органа о взыскании сумм неуплаченных налогов пени штрафов

Опубликовано: 18.09.2024

В [наименование арбитражного суда,
в который подается заявление]

Истец: [Ф. И. О. индивидуального предпринимателя]
адрес: [вписать нужное]

Ответчик: [наименование налогового органа]
адрес: [вписать нужное]

Цена иска: [общая сумма исковых требований]

[Ф. И. О. истца] зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя [число, месяц, год] за основным государственным регистрационным номером [значение].
[Число, месяц, год] налоговым органом мне была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на [число, месяц, год], в которой отражена задолженность по [указать вид налога] в общей сумме [цифрами и прописью] рублей, из которых [цифрами и прописью] рублей - недоимка по [указать вид налога], образовавшаяся до [число, месяц, год], а также задолженность по пеням в сумме [цифрами и прописью] рублей, по штрафам в сумме [цифрами и прописью] рублей, процентам в сумме [цифрами и прописью] рублей.
Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога: на основании самостоятельно исчисленного к уплате налога в налоговой декларации (расчете) за соответствующий налоговый или отчетный период (ст. 52, 58 НК РФ) либо на основании принятого по результатам налоговой проверки (выездной или камеральной) решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, по итогам которого налогоплательщику начислен налог за определенный налоговый (отчетный) период (статья 101 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ определено, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу статей 69, 70 и 46 НК РФ является первым этапом процедуры принудительного взыскания налоговым органом недоимки.
Под недоимкой в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в том числе начисленная по результатам проведенной в отношении налогоплательщика налоговой проверке. Пеней на основании п. 1 ст. 75 НК РФ признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Данные, отраженные в акте сверки расчетов и в справке о состоянии расчетов, в силу статей 11, 32, 44, 45, 46, 69, 70, 101 НК РФ должны быть достоверны и соответствовать действительной (объективной) обязанности налогоплательщика по уплате налогов наличию у него недоимки, задолженности по пеням и штрафам, начисленным в том числе и по результатам проведенных в отношении него налоговым проверкам.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.09.2009 г. N 4381/09, отражение в справке о состоянии расчетов недостоверных сведений о наличии у налогоплательщика недоимки, пеней или штрафов по налогам, не соответствующим действительной обязанности по уплате либо без указания на невозможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с пропуском установленного статьями 46, 70 НК РФ пресекательного срока на взыскание в бесспорном или судебном порядке является неправомерным и такие действия, в том числе по выдаче справки с недостоверными сведениями могут быть оспорены в арбитражном суде. Аналогичные достоверные сведения о недоимке, пенях и штрафах должны содержаться в совместном акте сверки, составляемом на основании пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ.
В соответствии с положениями статей 46, 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ, действующей до 02.09.2010 г.) с учетом позиции, изложенной в пунктах 21, 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.03.2008 г. N 13746/07, срок на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогу и начисленных на сумму неуплаченного налога пеней является пресекательным и составляет совокупность сроков, установленных статьями 46, 48, 70 НК РФ, отсчет которых начинается с даты уплаты налога установленной налоговым законодательством, далее три месяца - на направление требования об уплате налога, десять дней - на добровольную уплату налога по требованию, два месяца (шестьдесят дней) - на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банках, шесть месяцев - на взыскание налога в судебном порядке.
Налоговый орган при наличии недоимки и пеней, взыскание которых невозможно в виду пропуска установленного налоговым законодательством пресекательного срока с даты возникновения недоимки, не вправе осуществлять принудительное взыскание этой недоимки путем включения ее в требование об уплате налога с последующим бесспорным взысканием по решению о взыскании налогов за счет денежных средств инкассовыми поручениями или по решению о взыскании налогов за счет имущества судебными приставами; производить самостоятельно на основании п. 5 ст. 78 НК РФ зачет этой недоимки и начисленных на нее пеней в счет возникшей по итогам деятельности за иные периоды переплаты по этому или иным налогам; данная недоимка и пени не должны участвовать в расчетах налогоплательщика, а также не могут являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога, право на возврат которого возникло после периода начисления недоимки и пеней или основанием для уменьшения суммы возврата на зачет в счет такой недоимки (постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 г. N 6544/09).
Таким образом, поскольку спорная сумма недоимки по [указать вид налога] в общем размере [цифрами и прописью] рублей образовалась до [число, месяц, год], то срок на принудительное взыскание спорной суммы истек. Ответчик в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, следовательно, отраженная в лицевом счете налогоплательщика, а также в справке о состоянии расчетов от [число, месяц, год] задолженность по [указать вид налога] в общей сумме [цифрами и прописью] рублей, по пени в сумме [цифрами и прописью] рублей, по штрафам в сумме [цифрами и прописью] рублей, процентам в сумме [цифрами и прописью] рублей является безнадежной ко взысканию.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 59 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ, действующей с 02.09.2010 г.) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в силу пункта 2 названной статьи принимается налоговым органом по месту учета налогоплательщика в порядке и на основании документов, утвержденных ФНС России.
Порядок признания безнадежной ко взысканию недоимки, пеней и штрафов и ее списанию установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 г. N ЯК-7-8/393@, действующим с 19.10.2010 г., которым в качестве документа, являющегося основанием для списания недоимки в случаях, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, предусмотрено представление копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, заверенного гербовой печатью соответствующего суда.
Соответственно, учитывая, что пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ и приказ ФНС России от 19.08.2010 г. N ЯК-7-8/393@ требует для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными ко взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных ст. 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных ст. ст. 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.
Таким образом, считаю, что налоговым органом утрачена возможность к взысканию спорной суммы задолженности в связи с истечением установленных НК РФ сроков ее взыскания, поскольку:
- недоимка по [указать вид налога] в размере [цифрами и прописью] рублей образовалась до [число, месяц, год];
- пени в размере [цифрами и прописью] рублей начислены на спорные суммы недоимки;
- [указать основание наложения и размер штрафа/размер процентов];
- документы, датированные ранее [значение] года, истцом утрачены в связи с истечением сроков, предусмотренных пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, что делает невозможным проверку правильности исчисления налоговым органом задолженности истца перед бюджетом;
- ответчик не обращался в суд с иском о взыскании с истца причитающейся к уплате суммы налога, пеней, штрафов, процентов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 59 НК РФ, ст. ст. 125, 126 АПК РФ, прошу:
1) Признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку истца по [указать вид налога] в сумме [цифрами и прописью] рублей, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную сумму недоимки, в размере [цифрами и прописью] рублей, штрафам в размере [цифрами и прописью] рублей, процентам в сумме [цифрами и прописью] рублей в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, предусмотренных ст. ст. 45, 46, 47, 70 НК РФ.
2) Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

Приложение:
1) копия документа, подтверждающего факт направления стороне по делу копии заявления;
2) квитанция об уплате государственной пошлины;
3) копия справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на [число, месяц, год];
4) [документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в исковом заявлении].

[подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]

В этом случае пени не учитываются на определенный срок.

Заявление о взыскании имущества плательщика-должника

Налоговым законодательством на плательщиков, к которым в рамках законодательства были выдвинуты требования по уплате налогов и сборов, обязаны своевременно и добровольно вносить установленные к ним суммы в пользу государственного бюджета.

В том числе это касается физических лиц, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, не являются ИП.

Согласно нормам действующего налогового законодательства физическое лицо – не предприниматель может быть подвержено взысканию задолженностей по уплате налогов и сборов, штрафов и пени исключительно при обращении налогового органа в суд с соответствующим заявлением.

При недостатке средств на имеющихся счетах такого плательщика может быть выдвинуто заявление со стороны налогового органа о взыскании в имущественной форме.

Судебные приставы, являющиеся уполномоченными лицами для исполнения решения суда, вправе наложить арест на все имущество физического лица – не предпринимателя, суммы которого при продаже будет достаточно для уплаты задолженности.

При этом сумма задолженности должна превышать 3000 рублей, в противном случае налоговый орган направлять заявление в суд не вправе.

Кроме того в рамках действия статьи 48 Налогового кодекса РФ, предусмотрен факт не превышения суммы задолженности должника – не предпринимателя. Так, законом установлен срок для таких задолженностей.

Если в течение трех лет сумма долга физического лица перед государственным бюджетом так и не превысит лимит в 3000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании долга, независимо от его размера.

Более того статья 48 Налогового кодекса предусматривает, что срок уплаты долга, независимо от того, превышает сумма долга 3000 рублей или нет, составляет полгода (шесть календарных месяцев).

При этом обязательным условием является уведомление и требование налогового органа об уплате в срок накопившейся задолженности, которое направляется плательщику – не предпринимателю до подачи заявления в суд.

Порядок действий при взыскании задолженности с плательщика – не предпринимателя

В случае взыскания налога за счет имущества должника – физического лица, которое не является предпринимателем, пени не учитываются на определенный срок. Этим сроком является период времени, в течение которого имущество плательщика-должника находится на реализации.

Существует определенный порядок действий по взысканию задолженности, состоящий из нескольких этапов:

  • выявление задолженности у конкретного плательщика;
  • определение размера задолженности перед бюджетом;
  • направление уведомления должнику;
  • направление уведомления в организации, являющиеся местом работы должника;
  • направление заявления в суд в случае истечения срока для уплаты задолженности;
  • направление копии заявления плательщику, в отношении которого начато административное разбирательство;
  • исполнение судебного решения приставами.

Работодатель (руководитель организации) не вправе игнорировать обращения со стороны налоговых органов или судебных приставов, однако обязан уведомить сотрудника о поступившем уведомлении.

За счет какого имущества не может происходить взыскание

Существует определенная категория имущества, на которое не может быть возложен арест с последующей реализацией в счет государственного бюджета.

К ним относятся:

  • земля, приобретенная в счет невыплаченной ипотеки;
  • любое личное имущество (вещи, одежда, техника и прочее), не относящееся к роскоши или драгоценностям;
  • любые призы и награды должника;
  • топливо;
  • продукты питания;
  • имущество, которое используется гражданином для осуществления деятельности;
  • транспортные средства, которыми пользуется должник-инвалид;
  • домашние сельскохозяйственные животные и птицы, которые не используются для осуществления деятельности предпринимателя (личное подсобное хозяйство).

Все остальное имущество может быть взыскано в судебном порядке для уплаты задолженности физического лица. Так, к примеру, имеет место практика ареста породистых домашних животных, которые не отнесены к категории домашнего скота или птицы в счет уплаты задолженности. Как правило, должник находит средства для уплаты налогов и сборов достаточно быстро для выкупа домашнего животного обратно.

В случаях если должник ведет подсобное хозяйство, с которого не получает предпринимательского дохода, арест на такое хозяйство не накладывается. В том числе на постройки и строения, необходимые для содержания домашнего скота, а также земли, используемые под посадки сельскохозяйственных и садовых растений.

Если же установлено, что плательщик-должник осуществляет незаконную деятельность предпринимателя с своего подсобного хозяйства, то к нему применяются нормы не только налогового, но и административного/уголовного права.

За счет какого имущества взыскивают задолженности по налогам

Согласно статье 48 Налогового кодекса, подлежит последовательному взысканию имущество должника – не предпринимателя, в следующем порядке:

  • средства на лицевых счетах;
  • электронные средства;
  • любые личные наличные средства самого должника;
  • имущество, которое было передано должнику на основе договора дарения или передачи в пользование и владение, без права собственности, в случаях если это имущество необходимо для уплаты задолженности перед государственным бюджетом, а договора были расторгнуты или отозваны;
  • любое другое имущество, которое не попадает под описанные ранее категории.

Так, имеет место судебная практика, когда на имущество должника в виде личной техники, купленной за счет самого должника, не являющееся совместно нажитым с супругой/супругом имуществом, накладывается арест.

Чаще всего, в зависимости от размера задолженности, такой техникой являются телевизоры, холодильники, стиральные машины и прочие бытовые технические приборы.

При аресте имущества, стоимость реализации которой превышает необходимую для уплаты задолженности сумму, разница от реализации передается плательщику путем перечисления на расчетный счет в банке. Плательщик имеет право забрать эту разницу в любой удобный для него момент.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Автор: Оксана Грикевич, адвокат

Эта статья раскроет все хитрости взыскания налогов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Список налогов, которые взыскиваются с физических лиц:

  • налог на доходы физических лиц
  • налог на имущество физических лиц
  • транспортный налог
  • земельный налог
Сначала налоговый орган направляет налогоплательщику — физическому лицу налоговое уведомление.

Налоговое уведомление должно передаваться не менее, чем за 30 дней до срока оплаты и может передаваться физическому лицу, или его представителю:

  • лично под расписку
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
  • направлено по почте заказным письмом (в большинстве случаев)
Согласно изменениям в Налоговом кодексе, внесенным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, для физических лиц отменены авансовые платежи и изменены сроки уплаты земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество. Теперь указанные налоги уплачиваются гражданами один раз в год в сроки, установленные представительными органами местного самоуправления в пределах с 1 ноября по 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В связи с этим Федеральная налоговая служба утвердила форму единого налогового уведомления. И налогоплательщики уже в этом году начали получать письма в новом формате. В нем указаны исчисленные суммы налога на имущество, земельного и транспортного налогов (при наличии данных объектов у физического лица).

Таким образом, имущественные налоги (земельный, транспортный и на налог на имущество) за 2011 год граждане должны уплатить к концу 2012 года. Платежные документы с указанием исчисленных сумм налогов будут приложены к единому налоговому уведомлению, где найдут отражение также сроки оплаты по каждому из трех имущественных налогов для физических лиц.

Если налогоплательщик не получил налоговое уведомление, он не считается обязанным платить налог (часть 4 статья 57 Налогового кодекса РФ: в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления).

Данная позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 28 июля 2010 г. № 4-В10-16: «поскольку налоговый орган не вручил налогоплательщику уведомление об уплате налогов, у заявителя не возникло публично-правовой обязанности уплатить налог».

Электронные уведомления можно получить и оплатить через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика», размещенном на сайте ФНС России по адресу: www.nalog.ru. Запуск этого сервиса активно освещался в СМИ, и надо сказать, что это действительно удобный ресурс. Для получения информации необходимо знать свой номер ИНН. Проверка информации в личном кабинете может помочь предотвратить возможное появление проблем, связанных, например, с адмистративными ошибками – формально за вами может числиться облагаемое налогом имущество, которое вам уже не принадлежит.

Все уведомления и необходимые платежные документы поступают в электронном формате PDF в ваш «Личный кабинет», датой получения уведомления будет считаться дата электронного подтверждения от вас. Если же до 1 сентября каждого года гражданин не отреагирует на электронное послание, то, как и прежде, получит уведомление по почте, заказным письмом, в бумажной форме, не позднее 30 рабочих дней до наступления установленных сроков уплаты.

При почтовой отправке уведомление направляется заказным письмом на адрес налогоплательщика. Важно учитывать, что независимо от того, получил налогоплательщик письмо фактически или нет, по истечении шести дней будет поставлена отметка «получил». Факт получения уведомления по почте заказным письмом на шестой день после отправки может быть опровергнут в суде.

Если налогоплательщик на налоговое уведомление не отреагировал, и налог своевременно не уплачен, налоговый орган направляет требование о его оплате.

Требование об уплате налога (сбора, пени,штрафа) должно быть направлено в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если налогоплательщик не выполнил требование об оплате налога в срок и сумма задолженности превышает 1500 рублей, налоговый орган обращается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей.

Копия заявления о взыскании должна быть направлена физическому лицу не позднее дня подачи заявления в суд.

Если после первого требования об уплате налога, или штрафа прошло три года, и его сумма не превысила 1500 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании суммы в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Если срок подачи заявления о взыскании пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен судом.

Недоимка по налогам, сборам и другим обязательным платежам взыскивается с граждан в порядке приказного производства (ст. 122 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Судебный приказ выносится мировым судьей единолично и имеет силу исполнительного документа. Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений.

Судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения. Если гражданин направит свои возражения в срок (независимо от их обоснованности), мировой судья отменяет судебный приказ.

В случае отмены судебного приказа, налоговый орган вправе обратиться в районный суд с иском о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ). Таким образом, фактически срок для взыскания задолженности увеличивается до 1 года, если гражданин возражает против приказа (ранее действовавшей редакцией п. 2 ст. 48 НК РФ был установлен срок шесть месяцев).

В порядке обеспечения требования к заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика.

С того момента, когда был наложен арест на имущество, пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются (пункт 6 статьи 48 Кодекса).

Согласно ст. 154 ГПК РФ районный суд должен рассмотреть делодо истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. По итогам рассмотрения дела районный суд выносит решение.

До 01 января 2012 г. решение районного суда может быть обжаловано в кассационном порядке.

После указанной даты вступает в силу Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» и процедура обжалования решения суда измениться. Решение суда, не вступившее в законную силу будет обжаловаться в апелляционном порядке в верховный суд субъекта. А затем, судебные постановления, вступившие в законную силу, будут обжаловаться в кассационном порядке.

При этом кассационное обжалование судебных постановлений будет возможно только при условии, что лица, обратившиеся с кассационной жалобой, ранее обжаловали судебное решение в апелляционном порядке.

На основании решения, вступившего в законную силу, выдается только исполнительный лист.

Взыскание на имущество гражданина по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.

Если у должника нет денежных средств, или их не хватает для покрытия долга, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, кроме:

  • имущества, изъятого из оборота
  • имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.
Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь, но окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.

Согласно ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

  • жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
  • земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
  • предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
  • имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
  • используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;
  • семена, необходимые для очередного посева;
  • продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
  • топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
  • средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
  • призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.

О возможностях приставов-исполнителей мы наслышаны: это и ограничение права на выезд за границу, и арест транспортных средств, например, личного автомобиля должника, арест и продажа другого имущества.

Обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Подведем итоги: первоначально налоговый орган высылает налогоплательщику- физическому лицу уведомление об уплате налога с расчетом и приложением квитанций, если налогоплательщик не уплачивает налог в установленный срок, налоговый орган направляет требование, в котором к сумме налога добавляются штрафные санкции за несвоевременную уплату.

Если налогоплательщик глух ко всем обращениям налоговиков, они обращаются в суд. Сначала это мировой суд, который выносит судебный приказ. Отменить судебный приказ можно просто направив возражения на него в 10-дневный срок. Если возражений от налогоплательщика не последовало, судебный приказ поступает в службу судебных приставов, и они взыскивают с должника сумму задолженности.

Если налогоплательщик направил в срок возражения, мировой суд отменяет судебный приказ, а налоговый орган обращается с требованием о взыскании недоимки в районный суд. Решение районного суда до нового 2012 года может быть обжаловано в кассационном порядке, а после 01 января 2012 г. сначала в апелляционном, а потом в кассационном порядке. После вступления решения в законную силу выдается исполнительный лист, который служба судебных приставов приводит в исполнение.

В случае, если в указанный в требовании срок налогоплательщик не погасил недоимку, налоговые органы вправе в течение двух месяцев после указанного срока принять решение о взыскании суммы задолженности с банковского счета налогоплательщика. Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств, принимается налоговым органом в порядке статьи 46 НК РФ. Налоговый орган направляет такое решение на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Форма такого решения в настоящее время установлена приказом ФНС России от 14 мая 2007 г. N ММ-3-19/293@. В Банк направляется и поручение налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п.2 ст. 46 НК РФ).

Согласно позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 17.11.2009 N 8580/09, взыскание может быть обращено на средства, находящиеся на расчетном счете, даже если указанные средства получены из бюджета на конкретные цели по государственным контрактам.Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение 6 дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма. Необходимо обратить внимание на то, что решение, вынесенное с пропуском указанного срока, является недействительным и, следовательно, исполнению работниками кредитных организаций не подлежит.Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджет направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, а также при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Указанное взыскание производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю (ст. 47 НК РФ). Налоговое законодательство не содержит правовых норм, обязывающих налоговый орган уведомлять налогоплательщика о принятии в отношении него решения и постановления о взыскании налога за счет имущества. Налогоплательщик при этом будет поставлен в известность судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Указанная точка зрения находит подтверждение в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25. Решение о взыскании должно быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. При этом остается неурегулированным вопрос о том, имеет ли законную силу решение о взыскании налога за счет имущества, если инспекция не направляла налогоплательщику решение о взыскании налога за счет средств на счетах в банке. В случае возникновения подобной ситуации организация имеет право оспорить правомерность действий налогового органа. Сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.2009 N Ф04-1029/2009(1032-А45-49) суд установил нарушение закона в действиях налогового органа. Однако в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 31.07.2008 N Ф08-4387/2008 суд определил, что при соблюдении прочих требований налогового законодательства указанное обстоятельство само по себе не может быть основанием для отмены решения о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика.Необходимо обратить внимание на то, что законность решения о взыскании не ставится судебными органами в зависимость от следующих обстоятельств:
- налоговый орган не отозвал ранее выставленное инкассовое поручение о погашении недоимки за счет денежных средств организации в банке (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2005 N 853/05);
- налогоплательщик не получал высланного ему решения налогового органа о взыскании недоимки за счет денежных средств организации в банке (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2008 N А33-6337/07-03АП-1556/07-Ф02-1863/08).

Исполнительные действия должны быть совершены в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления. Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения его задолженности перед бюджетом. Решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ) или за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ) могут быть оспорены в судебном порядке, как ненормативные акты налогового органа (в порядке главы 24 АПК РФ).

Пропуск налоговым органом срока взыскания является одним из наиболее распространенных оснований для признания решения налогового органа недействительным или действий по бесспорному взысканию налога незаконными. При этом суды руководствуются следующими нормами законодательства о налогах и сборах: В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ. Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Несоблюдение срока выставления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, но и не влечет изменения порядка их исчисления, исходя из совокупности сроков, установленных статьями 70 и 46 НК РФ (пункт 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). В случае направления налоговым органом налогоплательщику уточненного требования, которое в силу статьи 71 НК РФ оформляется при изменении обязанности налогоплательщика по уплате налога после направления первоначального требования, течение срока взыскания налога, предусмотренного статьей 46 НК РФ, начинается с момента направления налогоплательщику уточненного требования об уплате налога.

Изменение обязанности по уплате налога, равно как и ее возникновение и прекращение, связано исключительно с наличием оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным законодательным актом о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ). Так, в силу положений пунктов 2 - 3 статьи 44, а также пунктов 2 - 3 статьи 78 НК РФ изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании принятия нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу, либо на основании зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования, либо на основании предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога. Таким образом, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации изменение обязанности по уплате налогов, служащее основанием для выставления уточненного требования, означает, что под воздействием определенных обстоятельств изменились либо сроки уплаты налога, либо его размеры.

В некоторых случаях вместо предусмотренного статьей 71 НК РФ уточненного требования налоговые органы направляют налогоплательщику повторное требование с целью искусственного продления срока бесспорного взыскания налога, что является нарушением Закона. Неправомерность повторного выставления требования об уплате налогов подтверждается судебной практикой, в частности, Постановлениями ФАС СЗО от 02.07.2007 по делу N А42-5273/2005, от 25.05.2007 по делу N А42-14913/04. По смыслу пункта 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании налога за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. При недостаточности или отсутствии денежных средств на банковских счетах налогоплательщика или отсутствии информации о таких счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ (пункт 7 статьи 46 НК РФ).

Согласно абз. 3 п.1 Статьи 47 НК РФ Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Статьей 47 НК РФ, так же как и статьей 46 НК РФ, устанавливаются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

По вопросу взыскания пеней, следует отметить, что пени, которые являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (пункт 1 статьи 72 и пункт 1 статьи 75 НК РФ), уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ) и взыскиваются в том же порядке, что и недоимка (пункт 6 статьи 75 НК РФ и пункт 9 статьи 46 НК РФ).

С учетом перечисленных норм в Постановлениях ФАС СЗО от 10.05.2007 по делу N А05-10387/2006-26, от 25.05.2007 по делу N А42-14913/04, от 11.07.2007 по делу N А05-13401/2006-18 суд делает правомерный вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика по отношению к обязанности по уплате налога, поэтому с истечением срока бесспорного взыскания задолженности по основному обязательству истекает и срок взыскания по дополнительному обязательству. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Такой же вывод содержится и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 N 8241/07.

Также одним из распространенных основания разрешения споров рассматриваемой категории в пользу налогоплательщиков является недоказанность налоговым органом размера взыскиваемых с налогоплательщика недоимки и пеней. Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней. Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме должен внести обязательные платежи.

Между тем несоответствие требования об уплате налога форме и содержанию, установленным статьей 69 НК РФ, не является безусловным основанием для признания его судом недействительным (пункт 13 информационного письма от 11.08.2004 N 79 ВАС РФ).
Требование об уплате налога и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате. В силу статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) налоговый орган должен доказать правомерность направления налогоплательщику требования и подтвердить размер пеней соответствующими расчетами, а в случае недоказанности указанных обстоятельств требование и принятые на его основании ненормативные акты о взыскании налога подлежат признанию недействительными, соответствующие действия налоговых органов - незаконными.

Следует подчеркнуть, что налоговым законодательством установлен не только предельный срок для осуществления налоговыми органами внесудебного взыскания с налогоплательщиков недоимок и пеней, но и детально регламентирована сама процедура такого взыскания, начинающаяся с направления требования об уплате налога и заключающаяся в последовательном обращении взыскания на денежные средства и имущество налогоплательщиков. В связи с этим суды, выявив допущенные налоговыми органами нарушения порядка осуществления процедуры взыскания, признают недействительными принятые в ходе этой процедуры ненормативные акты налоговых органов.
Ввиду вышеизложенного в рамках ведения данной категории дел (о признании недействительными решений о взыскании сумм налога) для налогоплательщика важно проанализировать соответствие действий налогового органа по взысканию налога, установленной законом процедуре. Учитывая сложность и неоднозначность связанных с этим вопросов, в частности, возможность отнесения тех или иных нарушений к основаниям признания решений недействительными, необходимо учитывать то толкование норм НК РФ, которое складывается в судебной практике. Все это говорит о достаточно высокой степени сложности данной категории дел.

На вопросы читателей отвечает ООО «НК Ваш налоговый представитель»
Телефоны в Екатеринбурге: 378-33-29, 378-33-56, 213-59-35

Нашей организации были начислены пени за неуплату налогов в срок и штрафы по акту проверки в 1996 году. С того времени они не оплачены. Никаких отсрочек платежа по данным начислениями не представлялось.

Существует ли срок исковой давности по таким начислениям, и имеет ли ИМНС право снять их с организации в бесспорном порядке в настоящее время?

Порядок принудительного взыскания налоговым органом сумм налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика — организации определен ст. 46 НК РФ.

Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании может быть принято не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ допускает в отношении организаций бесспорное взыскание недоимки по налогам, но только в пределах указанного срока.

Решение о взыскании, принятое после истечения 60-дневного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговому органу предоставляется право обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся суммы налога, то есть устанавливается судебный порядок взыскания.

В то же время п. 3 ст. 46 НК РФ не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 12) разъяснено, что судам при рассмотрении таких дел следует исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

Таким образом, исковое заявление о взыскании недоимки с юридического лица может быть подано налоговым органом в Арбитражный суд в течение шести месяцев с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

При этом судом было указано, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению.

В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Что касается штрафных санкций, то ст. 115 НК РФ установлен 6-месячный срок давности для обращения налоговым органом с иском в суд о их взыскании, исчисляемый со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Исходя из вышеизложенного, налоговый орган лишен права взыскать недоимку по налогу и сумму штрафных санкций по акту проверки 1996 года.

Следует отметить, что несмотря на невозможность взыскания налоговым органом образовавшейся в 1996 г. недоимки, основания для ее списания у налогового органа также отсутствуют.

Так, ст. 59 НК РФ установлено, что недоимка, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

– по федеральным налогам и сборам – Правительством РФ;

– по региональным и местным налогам и сборам – соответственно исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Правительство РФ своим постановлением от 12.02.2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам» определило исчерпывающий перечень оснований для списания, а именно такие, как:

– признание банкротом индивидуального предпринимателя;

– смерть или объявление умершим физического лица.

Арбитражная практика, в основном, исходит из позиции, что признание недоимки безнадежной к взысканию не является обязанностью налоговых органов, так как не перечислена в качестве таковой в ст. 32 НК РФ (постановление ФАС УО от 25.11.2003 г. № Ф09-4021/03-АК, от 07.06.2004 г. № Ф09-2233/04АК).

Более того, в ряде случаев суды вообще отказываются признавать право налогоплательщиков требовать признания налоговым органом недоимки безнадежной и списания ее, поскольку ст. 24 НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах такое право не предусмотрено (постановление ФАС УО от 18.09.2003 г. № Ф09-3010/03-АК, от 18.09.2003 г. № Ф09-3042/03АК).

Но следует учитывать, что если на сегодняшний день отменен налог, по которому налоговый орган в 1996 г. произвел доначисление, и соответствующий акт законодательства о налогах и сборах, отменивший этот налог, имеет обратную силу, то согласно п. 4 ст. 5 НК РФ у организации отсутствует обязанность по уплате этого налога.

Указанные, а также иные обстоятельства, влияющие на правомерность факта отражения на лицевом счете налогоплательщика суммы недоимки по налогам (сборам), могут явиться основаниями для признания судом незаконным бездействия налогового органа, выраженном в отказе налогоплательщику в ее списании (постановление ФАС УО от 18.06.2003 г. № Ф09-1712/03-АК).

В отношении списания задолженности по налоговым санкциям, начисленным до 01.01.1999 г., необходимо отметить, что согласно ст. 32.2 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российкой Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в ред. от 23.12.2003 г.) в случае невозможности взыскания сумм налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса РФ взимались в бесспорном порядке, и по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999 г., такие суммы признаются безнадежными к взысканию и списываются в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 59 НК РФ.

Зам. директора ООО «НК Ваш налоговый представитель» Д.В. Меркушев

© ООО «НК Ваш налоговый представитель»

Читайте также: