Аис налог 3 что это такое

Опубликовано: 17.09.2024

Автоматизированная информационная система «Налог-3» (АИС Налог-3) постоянно следит за налогоплательщиками

В АИС Налог-3 уже сейчас есть практически все данные о компаниях и физических лицах с момента регистрации: от информации об уплате налогов контрагентами до сведений о банковских счетах. При этом в систему постоянно добавляют новые сервисы. Скоро даже свадьба или развод станет частью фискальной истории налогоплательщика.

Налоговый контроль полностью автоматизировали

В эксплуатацию АИС Налог-3 ввели с 2015 года. В систему регулярно подгружают новые сервисы, которые отслеживают деятельность всех категорий налогоплательщиков. Количество проверок за 2018 год снизилось на 30 процентов, а поступления в консолидированный бюджет выросли на 23 процента. Это цифровое свидетельство того, насколько эффективнее стала работа проверяющих при модернизации программного комплекса АИС Налог-3.

Практически весь контроль автоматизирован. Инспекторы получают актуальные сведения о налогоплательщиках в режиме реального времени. Многие незаконные налоговые схемы теперь обнаруживает компьютер.

АИС Налог-3 анализирует всех налогоплательщиков

С помощью программного комплекса налоговики администрируют как физических, так и юридических лиц. По первым АИС Налог-3 дает информацию об имущественных налогах по экстерриториальному принципу. Кроме того, система позволяет администрировать декларации физических лиц.

Большинство организаций и ИП, применяющих спецрежимы, также перевели на администрирование в АИС Налог-3. Полный перевод всех юридических лиц состоится в ближайшие пару месяцев. Параллельно в систему подгружают данные обо всех видах обязательных платежей. Помимо администрирования с помощью программного комплекса осуществляют постановку на учет, учет контрольно-кассовой техники и т. д.

Возможности программного комплекса позволяют налоговикам в режиме реального времени получать доступ:

  • к сведениям об учредителях и директорах компаний;
  • данным о численности;
  • данным о наличии обособленных подразделений;
  • скан-образам регистрационных дел;
  • информации о банковских счетах, остатках и выписках по ним;
  • налоговой и бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов (в том числе данным книг покупок и продаж как самого налогоплательщика, так и его контрагентов по всей цепочке поставщиков);
  • суммам исчисленных и уплаченных налогов;
  • сведениям о наличии критериев рисков, утвержденных ФНС;
  • информации о наличии номинального или «отказного» директора.

Любой инспектор вправе получить любые сведения из АИС Налог-3 вне зависимости от места постановки налогоплательщиков на учет.

НДС под контролем

Одна из самых известных у налогоплательщиков и самых удобных для инспекторов — подсистема «Контроль НДС» (второе название — АСК НДС-2). При разрывах в цепочках уплаты НДС подсистема автоматически формирует требование устранить их. Программа одновременно высвечивает потенциально проблемную компанию в компьютере сотрудника контрольно-аналитического отдела. Его задача — выявить и пресечь схему уклонения от уплаты НДС и «побудить» налогоплательщика добровольно уточнить налоговые обязательства.

«Контроль НДС» автоматически администрирует 15 млрд операций в год по НДС и налогу на прибыль (ведь при корректировке обязательств по НДС налогоплательщики автоматически меняют данные о выручке и расходах).

Налоговики используют подсистему при проведении налоговых проверок по НДС. Она позволяет строить «дерево связей» — цепочку принятия к вычету НДС, при анализе которого инспектор сразу видит так называемую СУР (степень управления рисками). Ее система автоматически присваивает налогоплательщику по уникальному алгоритму. У проверяющего высвечиваются суммы исчисленного и принятого к вычету НДС, размер налоговых разрывов, сформированных по цепочке контрагентов.

У налоговиков есть доступ к информации по счетам

Еще одна подсистема АИС Налог-3 — «Анализ банковских документов».

Подсистема содержит информацию обо всех счетах налогоплательщиков, сведения о которых есть в российских налоговых органах. Инспектор может получить любые данные по интересующей компании вне зависимости от места постановки на учет.

Также в подсистеме есть сведения обо всех банковских выписках налогоплательщиков, которые инспекторы запрашивали с 2015 года. В подсистему сконвертировали все данные с момента запуска в промышленную эксплуатацию.

База данных о движениях денежных средств огромна, в ней есть информация почти по всем налогоплательщикам. Скорее всего, в ближайшее время ФНС интегрирует подпрограмму с «Контролем НДС» (АСК НДС-2).

Налоговики в одном программном комплексе могут сопоставить цепочку движения товаров по счетам-фактурам с цепочкой движения денежных средств. Однако пока делать это приходится в ручном режиме.

Важная особенность подсистемы — не только встроенная возможность формирования сведений по движению средств на счете в виде выписки по операциям, но и возможность автоматически формировать общий оборот с отдельно взятым контрагентом или всеми контрагентами. Можно даже задавать фильтр по определенным контрагентам и операциям. Это значительно упрощает работу инспектора, который раньше был вынужден самостоятельно проводить такую аналитику.

Система предпроверочного анализа

В АИС Налог-3 есть система предпроверочного анализа на основе риск-ориентированного подхода к отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

В настоящее время система не функционирует в полностью автоматическом режиме. Однако с ее помощью инспектор уже может посмотреть список лиц, включенных в отбор для более углубленного анализа.

Также в подсистеме хранятся индивидуальные карточки всех налогоплательщиков. В них указаны сведения из налоговой и бухгалтерской отчетности, информация о численности организации по данным отчетности.

В программе содержатся критерии рисков, которые присвоены налогоплательщику. Например, статус технической организации, наличие «отказного» директора или учредителя, которого ранее допрашивали инспекторы. Причем вне зависимости от территориального признака.

О чем скажет регистрация

В АИС Налог-3 есть подсистемы «централизованной регистрации налогоплательщиков» и «централизованного учета налогоплательщиков».

Подсистемы помогают налоговикам накладывать ограничения на ликвидацию налогоплательщиков во время проведения выездных проверок. Кроме того, инспекторы получают доступ к сведениям обо всех налогоплательщиках и к их регистрационным делам на территории России по экстерриториальному признаку.

Налоговики при анализе регистрационных дел компании могут увидеть, что представителем в регистрирующем органе было одно и то же лицо. Это свидетельство аффилированности юридических лиц. Кроме того, информация динамична, налоговики оперативно узнают о смене юридического адреса или учредителей.

Налоговики могут регистрировать юридические лица, вести ЕГРЮЛ и ЕГРН в подсистемах. В них содержатся сведения об учете налогоплательщика в качестве арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и т. д., а также сведения об имуществе физических лиц.

Претензионная работа — новинка от АИС Налог-3

Претензионную и судебную работу налоговиков перевели в АИС Налог-3 совсем недавно.

Теперь в АИС Налог-3 есть данные дел о банкротствах, а также все сведения о жалобах и судебных разбирательствах.

В одном месте налоговики собирают весь массив информации по спорам и аргументацию к ним. Там же они найдут информацию о налогоплательщиках, ранее замешанных в судебных разбирательствах.

Проверяющим стало легче проводить аналитическую работу и готовиться к спорам.

Программа администрирования физических лиц

Полномасштабное введение этого программного комплекса в АИС Налог-3 позволило ФНС сделать администрирование имущественных налогов физических лиц более комфортным. Например, заявление на предоставление льготы можно подать в любой налоговый орган. Гражданам, не проживающим по адресу регистрации, не нужно ехать за много километров, чтобы подать документы.

Налоговики по месту постановки на учет физического лица имеют полные сведения обо всех объектах налогообложения (квартиры, жилые дома, дачи, гаражи, земельные участки, транспортные средства и т. д.).

Подсистема опасна только для недобросовестных налогоплательщиков. Налоговики видят информацию в динамике, сведения постоянно обновляются.

Программа позволяет формировать общее уведомление на уплату налогов, даже если объекты находятся на территории других инспекций.

Я вам уже рассказывал про «План деятельности ФНС России на 2021 год». И я рассказывал о том, какие цифровые системы и платформы налоговики введут в этом году, чтобы всех нас поставить под контроль. И в комментариях меня спросили: «Туров, откуда у тебя информация про АИС «Налог-3»? Это же, типа, секретная информация». На самом деле, эта информация не секретная, и сегодня я расскажу вам об этой системе.

Когда появилась АИС «Налог-3»

Итак, еще 4 года назад Мишустин Михаил Владимирович, нынешний премьер-министр, издал Приказ ФНС России от 14.03.2016 №ММВ-7-12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»)». Еще в 2016 году налоговики выпустили, скажем так, «центральный блок» этой АИС «Налог-3». А сейчас к этому «центральному блоку» они подмонтируют дополнительные платформы и информационные системы, чтобы все это работало качественнее.

Что нужно знать про АИС «Налог-3»

«АИС “Налог-3” представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее – Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям».

Для чего создана «АИС Налог-3»

«АИС “Налог-3” направлена на решение следующих задач:

а) обеспечение “открытости” налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику (“досье” налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов».

Понимаете, когда я весь прошлый год твердил , что на вас ведется досье, кто-то мог бы там повертеть у виска и сказать, что я вас просто запугиваю и т.д. Я всего-навсего это прочитал в официальных правительственных документах. Это не я придумал! Просто напомню, что по каждому конкретному налогоплательщику собирается информация. В том числе в это досье собираются сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов.

«Пользователями информации и сведений АИС “Налог-3” также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее – внешние пользователи)».

То есть у вас есть небольшое право доступа. Потому что в АИС «Налог-3» есть открытая часть информации. А есть еще так называемая «информация ограниченного доступа». Что в ней про вас написано вы, конечно же, никогда не узнаете.

Все государевы органы могут получать информацию из АИС «Налог-3». Другое дело, что доступ к ним прослеживается. Видно, кто куда заходил, кто что копировал. По этому документу должна быть обеспечена защита информации. Мы сейчас не говорим о том, что информация из АИС «Налог-3» должна утечь на Митинский рынок и продаваться в даркнете. Мы исходим из того, что государственные органы – честные люди, и когда они получают эту информацию о вас, они ее не разглашают и не будут использовать против нас для организации рейдерских захватов и иных неправомерных действий.

Но вот что интересно, «открытость для интеграции АИС “Налог-3” с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия».

Вывод

Когда заработают те платформы, о которых я говорил, они будут подстыкованы все к АИС «Налог-3». На самом деле, мы получим Большого Брата. Реального Большого Брата, которого можно будет использовать как во вред гражданам нашей страны, так и во благо. Я очень надеюсь, что этот Большой Брат будет использоваться во благо.

Напишите в комментариях, понравилась вам АИС «Налог-3» или нет? Жду ваших комментариев. А также жду вас на моих семинарах .


CC BY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Горбунова Екатерина Сергеевна

В статье анализируется автоматизированная информационная система «Налог-3», которая была введена для упрощения ведения деятельности Федеральной налоговой службы России. В условиях цифровизации экономики необходимость автоматизации процессов резко возрастает. Это позволяет сокращать бумажный документооборот, издержки по содержанию рабочей силы. В статье проанализирован принцип работы АИС «Налог-3», ее основные задачи и результаты работы.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Горбунова Екатерина Сергеевна

Текст научной работы на тему «Автоматизированная информационная система «Налог-3» как единое централизованное информационное пространство Федеральной налоговой службы России»

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «НАЛОГ-3» КАК ЕДИНОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ Горбунова Е.С.

Горбунова Екатерина Сергеевна - магистрант, кафедра экономики, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется автоматизированная информационная система «Налог-3», которая была введена для упрощения ведения деятельности Федеральной налоговой службы России. В условиях цифровизации экономики необходимость автоматизации процессов резко возрастает. Это позволяет сокращать бумажный документооборот, издержки по содержанию рабочей силы. В статье проанализирован принцип работы АИС «Налог-3», ее основные задачи и результаты работы. Ключевые слова: налог, автоматизированная информационная система, топология, архитектура системы, центр обработки данных, программное обеспечение, экономия издержек.

В 2017 году Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Согласно ей «главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики становится внедрение технологии обработки данных, что позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании услуг». Поэтому внедрение такой автоматизированной информационной системы в Федеральной налоговой службе России (ФНС РФ) как «Налог-3» (АИС «Налог-3) является необходимым и целесообразным в рамках цифровизации экономики.

Федеральная налоговая служба осуществляет сбор, обработку и хранение очень больших массивов данных. Каждый налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган декларации, расчеты, обязан уплачивать налоги. Сопровождать данные действия бумажным документооборотом нецелесообразно и крайне затратно. Для обеспечения автоматизации деятельности ФНС РФ и существует АИС «Налог-3».

Приказом ФНС РФ от 14 марта 2016 г. было утверждено Положение об АИС «Налог-3». В данном положении дано определение данной системы. АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям [4]. Пользователями АИС «Налог-3» являются центральный аппарат ФНС РФ, а также территориальные налоговые органы, управления ФНС РФ, межрегиональные инспекции.

До внедрения АИС «Налог-3» существовала АИС «Налог» первого и второго поколений, которая разрабатывалась более 10-ти лет назад, и ФНС РФ было принято Положение «Об организации работ по развитию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог»)». Она обеспечивала обработку, хранение данных, имела многоуровневое устройство. Основными целями разработки данной информационной системы были:

- сокращение бумажного документооборота;

- получение данных о поступлении налоговых платежей в бюджет;

- повышение оперативности работы налоговых органов.

После введения в эксплуатацию данной системы были выявлены ее недостатки. К ним можно отнести: разобщенность средств автоматизации; слабо развитая телекоммуникационная сеть; отсутствие средств защиты информации; для хранения одних и тех же данных используют разные базы; принцип однократного ввода информации об объектах и событиях не соблюдается; отсутствует единый алгоритм обмена информацией в налоговой службе; нет возможности комплексно обрабатывать информацию, которая хранится в разных базах [2, с. 161].

Ввиду данных недостатков система не была подготовлена для полноценного функционирования. Данные были разобщены, информация обрабатывалась налоговыми инспекторами, что не позволяло стандартизировать рабочие процедуры и качественно выполнить анализ данных. Кроме того, обновления и внедрение новых технологических решений для АИС «Налог-3» требовало больших финансовых затрат, поскольку внедрение было возможно на определенных участках, система не была логически взаимосвязана и не имела централизованного аппарата. Архитектура АИС «Налог» выглядела следующим образом.

В состав АИС «Налог» входила федеральная сеть и отдельные региональные сети, которые были связаны защищенным соединением. На федеральном уровне данные хранятся в федеральном центре обработки данных. На региональном уровне существовал ПК «Регион» - это программное обеспечение, которое устанавливалось в Управлениях ФНС РФ. На местных уровнях работали системы электронной обработки данных. Все уровни как видно соединены между собой, но при этом не имеют единого центра и общей логической связи. Данные сводятся и анализируются разобщенно. В результате выявления недостатков в работе АИС «Налог» она была модернизирована и на ее базе создана АИС «Налог-3».

Основные задачи, решаемые АИС «Налог-3» следующие:

1) создание централизованной информационной базы;

2) осуществление упрощенного взаимодействия с налогоплательщиками путем перевода данных в электронный вид;

3) снижение издержек налогового администрирования;

4) повышение качества налогового контроля путем создания единого реестра, содержащего «досье» на каждого налогоплательщика.

( Объекты цветного уровнг^ ( Объекты мастного упорцп) (Объекты мастного уроан)?( Объекты мастного уроан^Ь

1093 Инспекции, 1314ТОРШ

Рис. 1. Архитектура АИС «Налог»

К дополнительным задачам, касающимся организационной работы налоговых органов, решаемых данной информационной системой можно отнести снижение трудозатрат налоговых органов на обработку информации, переход к качественному анализу налоговых поступлений, осуществление внутреннего контроля над эффективностью работы сотрудников налоговых органов.

Кроме того АИС «Налог-3» должна быть построена на следующих принципах:

1) актуальность и достоверность информации;

2) гибкость системы, ввиду обновляющегося законодательства и данных о налогоплательщиках;

3) единство терминов и нормативно-правовой базы;

4) соответствие требованиям информационной безопасности;

5) открытость данных за исключением информации в ограниченном доступе.

Технологическая инфраструктура АИС «Налог-3» может быть представлена в виде двух

уровней. На первом уровне для эксплуатации системы создан федеральный центр обработки данных ФНС РФ (ФЦОД ФНС). Он находится в г. Дубна. С помощью данного центра собираются и обрабатываются данные о налогоплательщиках. Существует также резервный центр обработки данных в Нижегородской области. На втором уровне создана Система ЦОД Министерства финансов России. Центры обработки данных существуют и на региональных уровнях (РЦОД), при этом они все взаимодействуют с федеральным центром и образуют единую многоуровневую систему. Топологию, то есть взаимосвязь центров обработки данных можно представить в виде определенной иерархии (рис. 2).

Рис. 2. Топология центров обработки данных для АИС «Налог-3»

Региональные центры подключены к Федеральному центру, в свою очередь региональные управления ФНС и Инспекции ФНС подключены к региональным системам. Каждый центр обработки данных имеет выход в сеть Интернет для связи с налогоплательщиками и официальным сайтом ФНС РФ. Связь между центрами обеспечивается при помощи высокоскоростных каналов передачи данных. Для повышения надежности все РЦОД, помимо высокоскоростного канала связи с ФЦОД обеспечены резервным высокоскоростным каналом [6].

Архитектура АИС «Налог-3» имеет целевую архитектуру, имеющую следующее строение:

Рис. 3. Целевая архитектура АИС «Налог-3»

В современной системе центром является Федеральное хранилище данных (ФХД). ФЦОД, упомянутый выше, в свою очередь принимает на себя вычислительную работу. ФХД - это целостное хранилище информации, которая является достоверной, юридически верной, обработанной и актуальной. ФХД делится на два сегмента: аналитический и транзакционный. В аналитический сегмент попадают данные из внешних источников информации, а в транзакционном осуществляется формирование и обработка данных о налоговом администрировании.

Следующий элемент АИС «Налог-3» - подсистемы внешнего взаимодействия. Посредством нее реализуется взаимодействие с иными информационными системами, электронное взаимодействие с налогоплательщиками и обработка информации для работы внутри системы.

Требования, предъявляемые к взаимодействию системы с иными информационными системами, выглядят следующим образом:

1) обеспечение защиты передаваемой информации от блокировки, подозрительного доступа, распространения;

2) фиксация даты, времени, участников взаимодействия с возможностью восстановления всех произведенных действий;

3) подписание информации с использованием цифровой электронной подписи при передаче информации в другую систему.

В подсистемы внешнего взаимодействия включен блок массового ввода, печати и рассылки. Система массовой обработки бумажных документов работает как с входящей, так и с исходящей информацией. Функция распознавания рукописного текста позволяет в автоматическом режиме вводить в систему бумажные документы (например, налоговые декларации) с высокой скоростью и в больших объемах [6]. Данный элемент снижает трудоемкость ввода информации в систему, поскольку им занимается меньшее количество работников, поскольку эти функции переданы специализированным подразделениям, осуществляющим деятельность по всем налоговым инспекциям.

Личный кабинет - элемент взаимодействия налоговой службы с налогоплательщиками. Он призван максимально снизить очное взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками. Личный кабинет дает возможность получать уведомления от налоговых органов, оплачивать суммы налогов, а также видеть всю необходимую

информацию, связанную с налогооблагаемым имуществом. Личный кабинет налогоплательщика возможно установить в качестве мобильного программного обеспечения. Налоговый орган направляет уведомления в личный кабинет, что сокращает бумажный документооборот.

Такой элемент как подсистемы налогового администрирования необходим для осуществления контроля над соблюдением налогового законодательства. Ранее этот элемент входил в систему ЭОД - электронной обработки данных. Сейчас в подсистемы налогового администрирования включены налоговый автомат, досье налогоплательщика и интерактивные сервисы. Налоговый автомат - система, которая рассчитывает по определенным алгоритмам суммы налогов; формирует карточки расчетов, а также направляет пользователям личного кабинета налоговые уведомления.

Досье налогоплательщика - элемент подсистемы налогового администрирования, который объединяет идентификационные данные о налогоплательщиках (ФИО, название организации, данные об учетной политике и т.д.); данные о хозяйственных операциях; данные из других информационных систем, в частности от СМИ, данные от министерств, с которыми сопряжена деятельность налогоплательщика; информацию о нарушениях законодательства со стороны налогоплательщика. То есть досье объединяет полные и систематизированные данные, необходимые для осуществления налогового контроля.

Третий элемент подсистемы налогового администрирования - интерактивные сервисы. Данные сервисы позволяют налогоплательщику выполнять определенные действия, к примеру, оплатить налог при нажатии только одной кнопки. На основе данных налогового автомата интерактивные сервисы формируют повторяющиеся действия для налогоплательщика, то есть рутинная работа становится удобна для исполнения. Интерактивный сервис позволяет налогоплательщикам просматривать необходимую ему информацию, затрачивая при этом минимальное количество времени. Ключевая задача, которая решается в системе АИС «Налог-3» - это упрощение работы пользователя [7, с. 60].

В архитектуре АИС «Налог-3» присутствуют информационно-аналитические и обеспечивающие системы. В информационно-аналитических системах сотрудники налоговых органов ведут аналитику, формируют отчетность. В данных системах создаются ключевые показатели, индикаторы. В этих же системах осуществляют свою работу руководители налоговых органов. Обеспечивающие системы связаны с документами. Здесь ведется электронный архив налоговой отчетности налогоплательщиков и управление данным архивом для постоянного доступа к данной отчетности.

Пожалуй, самым основным элементом в архитектуре АИС «Налог-3» являются подсистемы ИТ-обеспечения. Сюда входит управление ИТ-инфраструктурой и система обеспечения безопасности информации (СОБИ). Для корректной работы всех электронных ресурсов, в том числе компьютерных средств, необходимых для установки данных ресурсов, и существует управление ИТ-инфраструктурой. СОБИ необходима для обеспечения сохранности данных от взлома, копирования, иных неправомерных действий.

Итак, в обобщенном виде взаимосвязь уровней АИС «Налог-3» может выглядеть так.

Рис. 4. Взаимосвязь элементов в АИС «Налог-3»

Система выглядит достаточно логичной и даже более простой, чем архитектура АИС «Налог». Первый уровень - ФХД, второй уровень - уровень ЦОДов, третий уровень, пользовательский - тонкий клиент. Тонкий клиент - программа, которая переносит деятельность по обработке данных на сервер. То есть на данном уровне обеспечивается доступ клиента к ресурсам и услугам налоговой службы.

Что касается сугубо технической части АИС «Налог-3», то для обеспечения единого доступа к ресурсам системы используется каталог на базе Active Directory, построенной в виде иерархии, благодаря которому подсистемы ИТ-обеспечения каждого региона могут полностью контролировать доступ к своим ресурсам. Ядро каждого ЦОДа образовано из трех взаимоувязанных подсистем: сети хранения данных (SAN - Storage Area Network), подсистемы баз данных и фермы прикладных серверов [6].

На данный момент АИС «Налог-3» технически полностью создана. Проекты по ее созданию были сформулированы еще в 2010 году. Только за первый год использования новой системы обработано свыше 4 млн входящих документов, юристами принято 4 млн решений о регистрации и внесении изменений, в совокупности зарегистрировано более 1 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесено 2,4 млн изменений [1, с. 76].

К 2017 году были введены в эксплуатацию ФЦОД в г. Дубна и резервный центр в г. Городец. Они работают одновременно, поэтому при экстренном отключении одного из них, деятельность ФНС России не прервется. АИС «Налог-3» и ее прикладное обеспечение, в том числе все дополнительное или приобретаемое имущество принадлежат Российской Федерации. В рамках функционирования системы выделяется и такое понятие как «фонд алгоритмов и программ АИС «Налог-3», который представляет собой совокупность проектной, технической, методической документации к программному обеспечению системы.

Сейчас одним из последних документов, регулирующих ввод системы в эксплуатацию является Приказ ФНС России № ММВ-7-6/40 от 31.01.2019 «О вводе в эксплуатацию

прикладного программного обеспечения для АИС «Налог-3», разработанного в рамках реализации мероприятия «Разработка и внедрение на территориях субъектов РФ информационно-телекоммуникационных сервисов по интеграции информационных ресурсов Росреестра с информационными ресурсами ФНС России». В Приказе определены новые прикладные компоненты системы: «Внешний информационный обмен», «Мониторинг налогообложения недвижимого имущества», «Картотека собственности», «Управление документами», «Централизованный учет налогоплательщиков». Ввод данных систем особенно актуален в связи с переходом на оценку имущества по кадастровой стоимости. Первый в очереди участник промышленно й эксплуатации нового прикладного обеспечения - УФНС России по Республике Алтай.

Таким образом, АИС «Налог-3» включает в себя множество направлений для обеспечения деятельности ФНС России. Система вводится в эксплуатацию поэтапно, поскольку не представляется возможным единовременное ее внедрение на всех уровнях власти. Успех внедрения АИС «Налог-3» зависит от положительных результатов по каждому из направлений деятельности, которые она обеспечивает. Необходимо исключить повторение ошибок, допущенных при внедрении АИС «Налог». Именно поэтому АИС «Налог-3» была создана, чтобы объединить в единое информационное пространство все системы Федеральной налоговой службы России.

1. Гарифуллина Г.В. Внедрение АИС «Налог-3» - это реализация инновационных проектов службы / Г.В. Гарифуллина // Материалы первой научно-практической конференции: Изд-во УГАТУ, 2016. С. 72-78.

2. Новицкая Е.А., Зубарева Е.Г. Информационные технологии, их развитие в сфере налогообложения и переход налоговых органов на АИС «НалогЗ» / Е.А. Новицкая, Е.Г. Зубарева // Научный альманах, 2015. № 7. С. 160-163.

Я вам уже рассказывал про «План деятельности ФНС России на 2021 год». И я рассказывал о том, какие цифровые системы и платформы налоговики введут в этом году, чтобы всех нас поставить под контроль. И в комментариях меня спросили: «Туров, откуда у тебя информация про АИС «Налог-3»? Это же, типа, секретная информация». На самом деле, эта информация не секретная, и сегодня я расскажу вам об этой системе.

Когда появилась АИС «Налог-3»

Итак, еще 4 года назад Мишустин Михаил Владимирович, нынешний премьер-министр, издал Приказ ФНС России от 14.03.2016 №ММВ-7-12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС „Налог-3“)».

Еще в 2016 году налоговики выпустили, скажем так, «центральный блок» этой АИС «Налог-3». А сейчас к этому «центральному блоку» они подмонтируют дополнительные платформы и информационные системы, чтобы все это работало качественнее.

Что нужно знать про АИС «Налог-3»

«АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее — Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям».

Для чего создана «АИС Налог-3»

«АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

а) обеспечение „открытости“ налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов».

Понимаете, когда я весь прошлый год твердил, что на вас ведется досье, кто-то мог бы там повертеть у виска и сказать, что я вас просто запугиваю и т.д. Я всего-навсего это прочитал в официальных правительственных документах. Это не я придумал! Просто напомню, что по каждому конкретному налогоплательщику собирается информация. В том числе в это досье собираются сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов.

«Пользователями информации и сведений АИС «Налог-3» также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее — внешние пользователи)».

То есть у вас есть небольшое право доступа. Потому что в АИС «Налог-3» есть открытая часть информации. А есть еще так называемая «информация ограниченного доступа». Что в ней про вас написано вы, конечно же, никогда не узнаете.

Все государевы органы могут получать информацию из АИС «Налог-3». Другое дело, что доступ к ним прослеживается. Видно, кто куда заходил, кто что копировал. По этому документу должна быть обеспечена защита информации.

Мы сейчас не говорим о том, что информация из АИС «Налог-3» должна утечь на Митинский рынок и продаваться в даркнете. Мы исходим из того, что государственные органы — честные люди, и когда они получают эту информацию о вас, они ее не разглашают и не будут использовать против нас для организации рейдерских захватов и иных неправомерных действий.

Но вот что интересно, «открытость для интеграции АИС «Налог-3» с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия».

Вывод

Когда заработают те платформы, о которых я говорил, они будут подстыкованы все к АИС «Налог-3». На самом деле, мы получим Большого Брата. Реального Большого Брата, которого можно будет использовать как во вред гражданам нашей страны, так и во благо. Я очень надеюсь, что этот Большой Брат будет использоваться во благо.

Напишите в комментариях, понравилась вам АИС «Налог-3» или нет? Жду ваших комментариев. А также жду вас на моих семинарах.

Одна из старейших ИТ-компаний страны сегодня сосредоточена на создании государственных автоматизированных информационных систем. Со многими из них в год пандемии напрямую сталкивались и индивидуальные предприниматели, и целые компании. О том, как удалось в кратчайшие сроки создать ИТ-основу под субсидирование юридических лиц, и какую роль в современных системах ФНС играет импортозамещение, в интервью CNews рассказал Олег Богатырев, генеральный директор «Главного научного инновационного внедренческого центра» (ГНИВЦ).

CNews: Ваша компания является одной из старейших ИТ-компаний страны. Кто ваши основные заказчики и какие у вас показатели по обороту?

Олег Богатырев: Действительно, наша история началась в 1977 году, когда был создан информационно-вычислительный центр Минфина РСФСР. Сегодня ГНИВЦ — это современная ИТ- компания и технологический партнер государственных структур и лидеров российского бизнеса в области комплексной автоматизации сложных бизнес-процессов. Мы являемся системным интегратором и занимаемся разработкой и сопровождением крупнейших государственных информационных систем. Нашими ключевыми заказчиками являются ФНС России и Минфин России.

Конечно, ГНИВЦ не дотягивает по оборотам до таких лидеров ИТ-отрасли, как EPAM, «Ланит», Softline, «КРОК», «АйТеко» и других. Но в технологическом плане мы не только не отстаем, но и в чем-то опережаем своих коллег, поскольку у нас есть уникальная возможность использовать новые технологии в наших проектах буквально в момент их появления. Ведь ни для кого не секрет, что ФНС сегодня является передовым ведомством в сфере ИТ и цифровизации.

За последние 10 лет силами ГНИВЦ были созданы и внедрены системы и сервисы, которые помогли серьезно изменить облик налогового администрирования.

CNews: Какими были ваши наиболее значимые проекты?

Олег Богатырев: Самый масштабный проект — это создание централизованной системы АИС «Налог-3». Он стартовал в 2010 году, и к тому моменту архитектура основного ПК ФНС России — СЭОД (Система электронной обработки документов) не модернизировалась более 10 лет. Она оставалась децентрализованной, тогда как с течением времени создавалось все больше новых функциональных подсистем и сервисов в централизованном исполнении. Все вместе это привело к усложнению процедур сопровождения и технической поддержки системы с многочисленными перетоками данных и высокой совокупной стоимостью владения.

gnivc1000.jpg

Олег Богатырев: в технологическом плане мы не только не отстаем, но и в чем-то опережаем своих коллег

АИС «Налог-3» представляет собой полностью централизованную систему, реализованную в трехзвенной архитектуре «клиент-сервер» и функционирующую на физически единой базе данных. Сегодня абсолютно все функции налогового администрирования включены в эту систему, а все налоговые органы работают в едином рабочем пространстве. В качестве базовых платформ, на которых создавался АИС «Налог-3», были выбраны решения Microsoft (серверы приложений и клиентские места), Oracle Exadata (СУБД транзакционного сегмента) и Teradata (СУБД аналитического сегмента). В настоящее время идет процесс поэтапного перевода системы на импортозамещающие технологии.

При проектировании АИС «Налог-3» был выделен набор общесистемных компонент, упрощающих и стандартизирующих подходы к решению задач, связанных с реализацией процессного подхода при автоматизации технических процессов налогового администрирования. Этот набор общесистемных компонент был назван КПИ (компоненты прикладной инфраструктуры). Слой КПИ разработан в GRID-архитектуре, что позволяет разбивать серверы приложений по группам прикладных функций и ролям (серверы интерактивной или автоматической работы). Использование заложенных в КПИ архитектурных возможностей позволяет осуществлять горизонтальное масштабирование системы за счет добавления новых вычислительных ресурсов. КПИ является собственной разработкой ГНИВЦ.

CNews: Как проходила разработка и внедрение системы?

Олег Богатырев: Их можно разделить на три этапа. В 2014 году была внедрена в промышленную эксплуатацию первая очередь АИС «Налог-3», реализующая функции государственной регистрации и налогового учета всех категорий налогоплательщиков. Это позволило навести порядок в НСИ и перейти на ее централизованное ведение, а также внедрить механизмы контроля целостности данных. В 2015 году была внедрена вторая очередь, реализующая функции налогообложения имущества физических лиц. А 2019 году внедрение было полностью завершено. С этого момента все функции налогового администрирования по всем категориям налогоплательщиков осуществляются в единой централизованной системе.

Сегодня АИС «Налог-3» обслуживает более 150 тыс. пользователей — сотрудников ФНС России и ФКУ «Налог-сервис». В рамках внедрения была проведена полномасштабная нормализация данных и интеграция более 900 баз данных СЭОД в единое транзакционное хранилище, которое содержит сведения о 180 млн налогоплательщиках. Общий объем транзакционной базы данных превышает 1 ПБ (ежедневный прирост данных — 1 Тб). Объем программного кода составляет более 16 млн строк. Ежегодно в рамках АИС «Налог-3» формируются и обрабатываются сотни миллионов документов. АИС «Налог-3» также является платформой для обслуживания внешних пользователей и информационных систем: ежегодно к данным и сервисам АИС обращаются более 50 млн внешних пользователей и более 25 тыс. участников обмена через СМЭВ.

CNews: Какие еще знаковые проекты у вас были реализованы?

Олег Богатырев: Проект АСК НДС был запущен в 2014 году. Его целью было создание эффективного механизма для пресечения случаев неуплаты и необоснованного возмещения НДС. Федеральным законодательством на налогоплательщиков НДС была возложена обязанность представления в ФНС в электронном виде сведений из книг покупок-продаж. АСК НДС занимается сбором, хранением и сопоставлением сведений о цепочках продаж с целью выявления разрывов, электронным взаимодействием с налогоплательщиками, визуализацией и анализом цепочек контрагентов, формированием пользовательских заданий инспекторам для отработки выявленных нарушений. Это был первый масштабный проект с использованием открытого ПО — Hadoop, HBase, Spark, Phoenix и т.п. Система принимает и обрабатывает сведения примерно из 5 млрд счетов-фактур ежегодно, а общий объем этих данных составляет 50 ТБ. Реализация проекта дала колоссальный эффект — разрывы в цепочках НДС сократились с 8% до 0,6%, а сам НДС стал одним из самых прозрачных налогов, который показывает постоянный устойчивый рост.

Другой крупный проект — АСК ЗАГС — начался в конце 2016 года. Основной целью создания системы была централизация услуг ЗАГС и сбор всех исторических записей с 1926 года в едином реестре. На тот момент времени все системы ЗАГС были децентрализованы и каждый регион работал в своей собственной системе, отсутствовала возможность оперативного взаимодействия и обмена информацией между органами ЗАГС, была крайне затруднена процедура формирования оперативной и объективной статистики. Необходимо было создать единую централизованную систему, в которой бы работали все органы ЗАГС, оператором системы была определена ФНС России. Решение должно было базироваться исключительно на импортозамещенном оборудовании и ПО с открытым кодом. АСК ЗАГС была реализована за 1 год 8 месяцев, в том числе был развернут обособленный ЦОД в городе Городце, а во все органы ЗАГС страны были доставлены специальные программно-аппаратные комплексы для доступа в систему и развернуты специализированные удостоверяющие центры, выпущены карточки доступа для 12 тыс. пользователей. С октября 2020 года система перешла в промышленный режим работы. Помимо базового функционала регистрации всех видов актов гражданского состояния, в ней реализовано 40 сервисов взаимодействия через СМЭВ, а также сервисы подачи заявлений на регистрации актов через ЕПГУ и возможность регистрации актов рождения и смерти в МФЦ. Также создано специальное мобильное приложение, интернет-портал с различными сервисами для граждан, аналитические инструменты формирования разных видов статистики. В 2020 году проводилась ретроконверсия исторических записей актов с 1926 года, которая на текущий момент завершена более чем на 90%. В систему внесены 490 млн записей актов гражданского состояния.

На самом деле, о проектах ГНИВЦ можно рассказывать часами. Это и создание АСК ККТ, и проекты в сферах трансфертного ценообразования, маркировки товаров, прослеживаемости импортных товаров, и реализация системы для взимания налога на профессиональный доход с самозанятых, а также различные мобильные сервисы и многое другое.

CNews: Как компания прошла сложный для всей страны период пандемии?

Олег Богатырев: Как и большинство организаций ИТ-сектора, мы практически полностью перешли на удаленный режим работы. Благо, наша инфраструктура и системы коммуникаций, в том числе и с заказчиком, позволяют нам безболезненно работать в таком режиме. Но для нас ситуация с COVID-19 неожиданно дала дополнительный ценный опыт: в ситуации, когда были введены ограничительные меры и часть бизнеса оказалась в сложных условиях, ГНИВЦ принял участие в реализации социально-значимых проектов, направленных на поддержку пострадавших отраслей.

Наверное, наиболее интересным получился проект по выплате субсидий. В связи с распространением коронавируса правительством страны был принят ряд постановлений о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики. В частности, была предусмотрена выплата субсидий тем предприятиям и индивидуальным предпринимателям, которые не допустили снижения численности персонала более чем на 10%. Субсидия выплачивалась в размере МРОТ на каждого работающего сотрудника. ФНС в этой истории была задействована в качестве основного оператора, в функции которого входил прием заявлений от плательщиков, проверка сведений заявителя на соответствие критериям, расчет суммы, информирование плательщика о возможности и размере выплачиваемой субсидии, взаимодействие с ФК по передаче реестров на выплату и приему сведений о фактически выплаченных суммах. Также в проекте участвовал ПФР в качестве поставщика сведений о текущей численности работающих сотрудников, эти сведения представлялись ежедневно.

ГНИВЦ проводил доработки различных компонент АИС «Налог». Для реализации этого проекта были разработаны форматы для отправки заявлений по ТКС, реализован сервис подачи заявления на портале ФНС, создана возможность подачи заявления в личном кабинете ИП или юрлица. Также появился публичный сервис предварительной проверки возможности получения субсидии с детальной информацией о причинах возможного отказа. Всем потенциальным получателям субсидий превентивно были разосланы уведомления через ТКС или личные кабинеты о возможности получить субсидию и необходимости подать заявление. Была выполнена разработка новых компонент АИС «Налог» для ведения реестра заявлений, приема и обработки всех типов сведений, использующихся для выплаты субсидий, расчета субсидий и формирования реестров на выплаты. Все проверки проводились в автоматическом режиме: принадлежность к пострадавшим отраслям, наличие задолженности, расчет численности и процент снижения относительно марта 2020 года, проверка реквизитов банковского счета на который необходимо провести выплату субсидий.

Весь проект был реализован в течение 40 дней, и это был достаточно уникальный опыт. Могу сказать, что часто с момента подачи заявления на выплату до момента зачисления денег на счет налогоплательщика проходило менее суток. В ходе проекта мы постоянно общались с налогоплательщиками через линии техподдержки ТКС и ЛК. Это, кстати, позволило собрать информацию для формирования предложений по корректировке постановления правительства. Были уточнены положения по проверке наличия задолженности и расчету допустимого уровня снижения численности. Это тоже был уникальный опыт, который в свою очередь позволил дополнительно получить субсидию еще тысячам налогоплательщиков. Благодаря работе команды ГНИВЦ и ФНС данную субсидию получили более 1 млн организаций и индивидуальных предпринимателей, а общая сумма составила 91 млрд рублей. Возможно, впервые ФНС России выступал в качестве органа не собирающего, а раздающего деньги налогоплательщикам. При этом субсидии — не единственный проект помощи, реализованный в период пандемии.

CNews: Какие задачи стоят перед вами в контексте дальнейшей работы на рынке компания прошла сложный для всей страны период пандемии?

Олег Богатырев: Как я уже говорил, ГНИВЦ является одной из самых технологически продвинутых компаний России, которая при этом имеет возможность работать на очень интересных и востребованных проектах. При этом мы столкнулись с тем, что на ИТ-рынке мы мало узнаваемы и не считаемся привлекательным работодателем. Большинство публикаций о нас носят негативный характер, мол, ГНИВЦ — это закрытая полувоенная организация, которая «пилит» миллиарды ФНС и Минфина. Оставлю эти публикации на совести их авторов, уверен, что они мало что знают и о нашей работе, и о АИС «Налог» в целом.

ГНИВЦ, как и любая другая ИТ-компания постоянно растет и развивается, нуждается в притоке новых сил, заинтересованных в создании действительно важных для нашей страны продуктов и сервисов. Я уверен, что мы можем предложить своим сотрудникам огромные возможности по развитию. В настоящее время идет работа над рядом интереснейших проектов развития АИС «Налог», среди которых информационно-аналитическая система контрольного блока и система комплексного управления и администрирования долга, серьезно развивающие риск-ориентированные подходы; система налогового мониторинга, принципиально меняющая подходы к администрированию крупнейших налогоплательщиков; ведомственное озеро данных, которое агрегирует данные из транзакционных систем и внешних источников и является платформой для системы информационного обслуживания ОГВ; омниканальная платформа взаимодействия с плательщиками и многое другое. Скажу также, что уже сегодня ведутся работы по проектированию архитектуры АИС «Налог-4» на основе технологий импортозамещения.

Мы много работаем над тем, чтобы приходящие к нам работники чувствовали себя комфортно в большой и профессиональной команде, могли постоянно расти и развиваться. Ну а участие в больших и нужных стране проектах мы гарантируем.

Читайте также: