Исключительное право взимания налогов

Опубликовано: 15.05.2024

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок 27. Политическая система

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Политическая система.
  2. Подсистемы политической системы.
  3. Государство как главный элемент политической системы общества.

Политика - сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.

Политическая система - это совокупность политических институтов, политических взглядов, норм, ценностей, связей и взаимодействий между ними в ходе политической жизни общества.

Суверенитет – верховенство власти внутри страны и независимость во внешней политике.

Государство - это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основная и дополнительная литература по теме:

. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014. – С. 228 – 237.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Подсистемы политической системы

  • институциональная
  • нормативная
  • коммуникативная
  • культурно-идеологическая

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческой, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Признаки государства

  • исключительные права на взимание налогов, эмиссию денег
  • исключительное право на издание законов
  • единая оборонная, внешняя политика, армия, претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага
  • наличие государственной символики

Функции государства

Внутренние: экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, идеологическая, фискальная, культурная, экологическая, правотворчество, защита своего конституционного строя.

Внешние: участие в решении глобальных проблем, развитие взаимовыгодного сотрудничества и международной торговли, оборона, отстаивание государственных интересов в международных отношениях

Примеры и разбор решения заданий

Ответьте на вопросы.

  1. Компонент политической системы.
  2. Сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.
  3. Политический институт, удовлетворяющий потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.
  4. Добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся своих целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти.

Правильные варианты:

2. Выберите верные суждения о политической системе:

1) государство обладает исключительным правом принятия законов;

2) к основным признакам государства относится наличие политических партий;

3) к внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики в соответствии с достигнутым уровнем и целями экономического развития;

4) политической системой общества называют устойчивую форму отношений, с помощью которой принимаются и осуществляются на практике властные решения для данного общества;

5) к функциям политической системы относят определение целей, задач, путей развития общества, организацию деятельности по выполнению принятых целей и программ.

Правильные варианты:

1) государство обладает исключительным правом принятия законов;

4) политической системой общества называют устойчивую форму отношений, с помощью которой принимаются и осуществляются на практике властные решения для данного общества;

5) К функциям политической системы относят определение целей, задач, путей развития общества, организацию деятельности по выполнению принятых целей и программ.

Налог считается установленным только в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Понятие установления налогов и сборов

Принято считать, что введение в действие налогов и сборов связано лишь с процессом их будущего взимания, а государство обладает правомочиями и не несет каких-либо обязанностей, за исключением процессуальных.

Однако такое мнение ошибочно, поскольку существует определенный порядок установления налогов и сборов. Обязанность по их внесению возникает у граждан и организаций только после того, как государство, а в некоторых случаях и муниципалитеты, соблюли эти правила.

Прямое понятие установления налогов и сборов в Федеральных законах отсутствует. Однако можно использовать особенности, присущие ему. Общие условия установления налогов и сборов определены в ст. 17 НК и, наряду с другими базовыми нормами служат основой для определения понятия установления обязательных платежей. Раскроем следующие принципы установления налогов:

1. Происходит на основании принятых решений уполномоченными органами. Они устанавливаются законодательными органами Российской Федерации, а также субъектами РФ. Наряду с ними, решения принимают представительные муниципальные органы. При этом, субъекты Федерации и местные власти имеют производные полномочия.

2. Конституция РФ и НК предполагают введение налогов и сборов при условии, если каждое действие, входящее в процесс, соответствует определенным правилам. Их несоблюдение служит одним из доказательств для признания таких норм противоречащими Основному закону. Необходимость повышенных требований связана с соблюдением баланса интересов частных и публичных лиц и образований.

3. Принятое решение, предполагающее введение налогов или сборов, должно соответствовать требованиям правовой формы. Она определена в НК РФ. Это сделано в целях обеспечения единства законодательства.

4. К содержанию решения тоже предусмотрены определенные требования. Оно должно содержать все необходимые части налога или сбора. В противном случае, оно даже не потребует отмены, поскольку отсутствие хотя бы одной обязательной части влечет автоматическую недействительность акта и не потребует доказательств в суде. Методы расчетов должны позволить исчислить сумму обязательств.

Исходя из указанных характеристик, условия установления налогов и сборов, можно определить, как особый процесс принятия решений уполномоченными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципалитетов, итогом которого становится принятие соответствующего всем требованиям акта, содержащего все необходимые элементы обязательного платежа.

Юридический состав налогов и сборов

Элементы налогов и сборов делятся на обязательные и необязательные. В соответствии со ст. 17 НК РФ, при установлении налогов должны быть определены следующие элементы: объект налогообложения, его база, налоговый период, ставка налога, порядок его исчисления, а также порядок и сроки уплат налога.

Особенности таких платежей связаны с необходимостью максимально четко определить обязанности субъектов налогообложения.

Отсутствие хотя бы одного из них создаст правовую неопределенность. Поэтому оно послужит основанием для отмены или изменения акта, устанавливающего налог. При установлении налогов учитывается фактическая способность вовлеченных в их расчет и уплату лиц исполнить все необходимые обязанности.

В случае со сборами, их юридический состав значительно меньше. Должен быть определен круг субъектов налогообложения (в случае с госпошлиной плательщиком средств выступает лицо, обращающееся за получением госуслуг), а остальные элементы зависят от предмета платежа.

Если речь идет о том, чтобы получить сведения из ЕГРП или ЕГРЮЛ, то пошлина предусматривает размер, не требующий порядка исчисления. В случаях, когда лицо обращается в суд, присутствует как размер, так и порядок исчисления. Используется как один из этих элементов, так и оба.

Другой особенностью является то, то уплата пошлины предшествует появлению объекта налогообложения. Без доказательств первого, не может возникнуть второй.

Особенности обязательных элементов налога и сбора

Методы формирования законодательства выразились в том, что каждый обязательный элемент того или иного налога выделен в самостоятельную статью НК РФ. В качестве примера, можно рассмотреть положения 2-й части этого документа, регулирующие НДФЛ.

Под ними понимаются все юридические и физические лица. В случае с НДФЛ речь идет только о последних.

2. Объект налогообложения.

Он состоит из юридических фактов, с возникновением которых закон связывает обязанность уплаты налогов и сборов налогоплательщиками. В случае с НДФЛ таким основанием является получение дохода, в частности, от продажи недвижимости или автомобилей.

3. Налоговая база.

Под ней понимаются стоимостные характеристики объекта налогообложения, выраженные в рублях. В ситуации с НДФЛ, ей является размер заработной платы. А при определении налога на имущество – кадастровая стоимость недвижимости, принадлежащей налогоплательщику.

4. Налоговый период.

В качестве него рассматривается календарный год, либо иной промежуток времени, в рамках которого определяется показатель налоговой базы. В случае с НДФЛ, речь идет о календарном годе, а в ситуации уплаты акцизов – 1 месяц.

5. Налоговая ставка.

Она представляет собой величину отчислений по налогам на единицу измерения налоговой базы. Она может быть, как фиксированной в рублях, так и выражаться в процентах. Первый случай встречается при транспортном налоге, а второй при уплате НДФЛ. Комбинированный тип ставки предусмотрен при подаче судебных исков, где предусматривается твердая сумма платежа и процент от суммы исковых требований.

Если этот элемент выражается в процентах, то выделяют пропорциональный (стабильный), прогрессивный (возрастающую с увеличением налоговой базы ставку), а также регрессивный (уменьшающуюся ставку, если база растет) метод регулирования ставки.

6. Порядок исчисления налога.

Это набор правил, который определяет то, на кого возложена обязанность расчета, подлежащего уплате денежных обязательств в бюджет. Сведения об этом порядке содержат соответствующие нормы НК. По общему правилу, налогоплательщик самостоятельно исчисляет количество подлежащих уплате денежных средств. Правила могут отличаться даже в рамках 1-го вида платежей. В случае с получением оплаты по трудовому договору, это делает работодатель, а при продаже недвижимости или автомобиля исчисление НДФЛ проводится самим субъектом налогообложения.

Возможны и случаи, когда размер подлежащих оплате денежных средств определяется налоговой инспекцией. Примером служит транспортный налог, квитанции об уплате которого она присылает.

7. Порядок и срок уплаты налога.

Что касается сроков внесения налога, то они могут быть указаны в виде календарной даты, либо исчисляться временными периодами (год, квартал, месяц). В НК представлены все варианты.

Помимо сроков, необходимо наличие порядка уплаты налога. Он состоит из характера действий, которые могут состоять во внесении нескольких платежей авансового типа, либо единовременной оплате всей суммы. Также должен указываться способ уплаты. Под ним понимается внесение наличных денежных или безналичных средств и учреждение, через которое происходит оплата.

Необязательные элементы налогов и сборов

В число этих элементов входят налоговые льготы и основания для их применения.

В качестве примера можно рассмотреть случаи опеки или утраты трудоспособности. Для граждан, осуществляющих ее над детьми, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ. При этом, речь не идет об автоматическом их применении.

Установление налоговых льгот предполагает представление налогоплательщиком соответствующих доказательств.

Также потребуется заявление. В качестве таковых могут выступать договоры опеки. В случае утраты трудоспособности потребуются документы уполномоченного органа. Только после изучения предусмотренных документов инспекция примет решение об применении льгот.

Помимо опеки, можно рассмотреть случаи льгот при взимании сборов. Примером служат дела, рассматриваемые судами по вопросам установления алиментов. В этих случаях, заявление не требует оплаты госпошлины.

Особенности процедуры установления налогов и сборов

Федеральные налоги устанавливаются законами, принимаемые Государственной Думой в форме поправок или дополнений в НК и действуют на всей российской территории. Региональные и местные налоги действуют на части российской территории, находящейся в пределах их административных границ. Последние могут приниматься по вопросам, находящимися в их ведении.

Согласно ст. 12 НК РФ, происходит разграничение полномочий при установлении местных налогов, а также при установлении региональных налогов. Согласно этим правилам, все указанные платежи должны быть составной частью НК. При этом, регулированию на местах подлежат налоговые ставки а также порядок и сроки уплаты налогов. Примером служит транспортный налог, ставка которого в каждом регионе своя.

Также к числу вопросов, решающихся на региональном и муниципальном уровнях относятся особенности определения налоговой базы, а также льготы, включая основания и порядок их использования (заявление или автоматическое применение), если такие вопросы находятся в ведении регионов и муниципалитетов.

Законодательными органами субъектов РФ принимаются решения об установлении налогов в форме законов. При установлении местного налога представительными органами муниципалитета, используется форма акта, предусмотренная его уставом.

Сведения о новом акте, включая его текст, должны публиковаться в официальных изданиях.

Порядок вступления в действие таких актов предполагает определенные сроки. Они не могут применяться ранее следующего налогового периода. Другим ограничением служит невозможность вступления в действие даже в следующем налоговом периоде, в случаях, когда сведения об акте, включая его текст, были опубликованы менее, чем за месяц до его начала.

Необходимым условием существования современного демократического государства и реализации им публичных функций являются налоги. Взимание налогов представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью изъятия средств на государственные нужды – управление, оборону, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культуру и т.д. Только государство обладает прерогативой на принятие норм, определяющих состав и величину налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений. Устанавливая налоги, государство тем самым распространяет свой фискальный суверенитет на любые доходы или имущество частных лиц, полученные на его территории или находящееся на ней.

Государственная политика в области налогообложения позволяет посредством варьирования тех или иных элементов налогообложения и установления льгот регулировать социально-экономические процессы, происходящие в стране. С помощью налогов государство косвенно влияет на развитие отдельных отраслей народного хозяйства, уровень потребления, перераспределение доходов населения, динамику рождаемости и т.д. При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе государственного управления.

Налог – это установленная законом форма отчуждения определенной доли собственности физических и юридических лиц, основанная на принципах обязательности и индивидуальной безвозмездности, в целях финансового обеспечения функций государства. Невыполнение обязанности по уплате налога, выраженной в денежной форме, влечет причинение материального ущерба государству, вследствие чего оно вправе применять меры принудительного характера по отношению к налогоплательщикам.

Особым видом фискальных платежей являются сборы и пошлины. Их основным отличием от налогов в общем случае является возмездность платежа, то есть государство в обмен на уплату пошлины или сбора предоставляет плательщику определенные услуги либо право на совершение каких-либо действий. Сборы, как и налоги, носят обязательный характер, а пошлины взимаются только с лиц, которые обратились в соответствующие органы для получения необходимых им услуг.

доходы бюджета 2018

Налоги, сборы, пошлины и иные налоговые платежи, уплачиваемые в установленном законом порядке, составляют основу налоговой системы любой страны. Наряду с неналоговыми доходами и иными поступлениями они участвуют в пополнении государственной казны.

Основным документом, регламентирующим систему налогового права на территории Российской Федерации, является Налоговый Кодекс (НК РФ). Кроме того, налоговые отношения регулируют также федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты муниципальных образований о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

НК РФ состоит из двух частей. В первой части сформулированы нормы общего характера, касающиеся основ системы налогообложения в России. Здесь приводится состав налогов и сборов, обязательных к уплате на территории страны, рассматриваются основные понятия, принципы и институты налогового права, большое внимание уделяется субъектам налогового права, элементам налогообложения, видам налоговой ответственности и способам защиты прав налогоплательщиков.

На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 12 общих налогов и 5 специальных налоговых режимов. В отличие от общей системы налогообложения, действующей по умолчанию, переход на специальный налоговый режим осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке.

Общие налоги дифференцируются по уровню администрирования на федеральные, региональные и местные налоги. Такая классификация налогов обусловлена разграничением компетенции между уровнями власти и наличием видов налогов, которые вправе вводить орган законодательной или представительной власти каждого уровня. При этом деление налогов на федеральные, региональные и местные может быть не связано с бюджетом, в который они зачисляются. Н-р, большая часть суммы налога на прибыль организаций, который относится к федеральным налогам, подлежит перечислению в бюджет субъекта РФ.

К федеральным налогам относятся налоги, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Региональные налоги устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. В состав региональных налогов включены транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций. Местные налоги, как и региональные, устанавливаются НК РФ, но вводятся в действие нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местными налогами являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.

К числу специальных налогов относятся единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенный налог (УСН), патент, а также действующий в экспериментальном режиме налог на профессиональный доход. Применять специальные режимы налогообложения могут не все налогоплательщики, а только те из них, кто осуществляет определенные виды деятельности и чьи финансово-экономические показатели удовлетворяют установленным критериям по размеру выручки, численности работников, стоимости основных средств, доле в уставном капитале и пр. При переходе на уплату специальных налогов налогоплательщики получают освобождение от уплаты таких общих налогов, как НДС и налоги на имущество (с некоторыми ограничениями), НДФЛ и налог на прибыль организаций. Все прочие налоги подлежат уплате в установленном порядке.

Как и общие налоги, специальные налоги могут быть классифицированы по уровню администрирования. Так, федеральными налогами являются такие специальные налоги, как УСН и ЕСХН, регулируемые на федеральном уровне. К числу региональных налогов относится патент.

Особое место среди специальных налоговых режимов занимает система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В рамках применения этой системы участники этих соглашений уплачивают только некоторые налоги и сборы. Уплата всех остальных налогов и сборов заменяется разделом продукции на условиях соглашения.

Участниками налоговых правоотношений в РФ являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые и таможенные органы.

Лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность уплаты налога, признается налогоплательщиком. Налогоплательщиками могут быть как физические лица – собственно граждане и граждане, осуществляющие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, так и юридические лица – организации.

Исключительно физические лица являются плательщиками НДФЛ и налога на имущество физических лиц. Только организации платят налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций. Ряд налогов уплачивается и организациями, и физическими лицами – индивидуальными предпринимателями. Это НДС, акцизы, НДПИ, ЕСХН, УСН. Только индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату патента. Поскольку этой категории налогоплательщиков не разрешено заниматься игорным бизнесом, то, соответственно, только организации платят налог на игорный бизнес. Наконец, все вышеперечисленные участники гражданских правоотношений независимо от их статуса признаются плательщиками транспортного, земельного и водного налогов.

Большинство налогов уплачивается в бюджет самими налогоплательщиками. Однако существует несколько налогов, в отношении которых обязанности по их уплате в отдельных случаях возложены на налоговых агентов, – это НДС, НДФЛ и налог на прибыль организаций.

В противоположность налогоплательщикам налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют налоги не со своих доходов. Фактически налоговый агент выполняет роль посредника между государством и налогоплательщиком, исполняя обязанность последнего по уплате налога. Так, налоговый агент обязан удержать НДФЛ с заработной платы своих работников и перечислить его в государственную казну. Налоговым агентом признается организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов. Налоговым агентом удерживается и уплачивается в бюджет НДС при приобретении имущества у иностранной компании на территории РФ, аренде или покупке государственного и муниципального имущества, реализации конфискованного товара и в иных установленных НК РФ случаях.

Основной функциональной обязанностью налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. Налоговый контроль осуществляется посредством проведения налоговых проверок и налогового мониторинга. Благодаря налоговому контролю налоговые органы обеспечивают пополнение той части доходов государственного бюджета, что формируется за счет налоговых поступлений. Поскольку от поступления налогов во многом зависит экономическая безопасность государства, оно наделило налоговую службу большими полномочиями и целым арсеналом средств наказания за нарушение налогового законодательства начиная со штрафных санкций и заканчивая полной приостановкой деятельности налогоплательщика.

На таможенные органы возложены обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через государственную границу РФ, к числу которых относятся НДС и акцизы, регулируемые налоговым законодательством, а также таможенная пошлина, вынесенная за рамки налогового законодательства. Несмотря на то, что таможенная пошлина по существу относится к группе косвенных налогов на товары, она находится в сфере таможенного законодательства РФ, поскольку имеет особый статус и рассматривается в большей степени не как налог, а как инструмент торговой политики государства.

Вторая часть НК РФ посвящена собственно налогам и сборам. Каждый налог определяется его привязкой к конкретному объекту обложения. Объектом налогообложения могут быть имущество, доходы или различного рода сделки – по реализации, передаче или обмену товаров и услуг, перемещению материальных ценностей через государственную границу и т.д. Большинству налогов соответствует не один, а несколько объектов налогообложения. Так, налог на прибыль имеет один объект обложения, а НДС – четыре. В зависимости от вида объекта налогообложения налоги подразделяются на имущественные, подоходные, ресурсные налоги и налоги на потребление.

Имущественные, подоходные и ресурсные налоги относятся к группе прямых налогов. Прямыми налогами облагаются непосредственно имущество и доходы. Прямые налоги взимаются в процессе аккумуляции материальных благ, включаются в стоимость товаров и услуг и уплачиваются как теми, кто получает доход от своего личного труда, так и собственниками капиталов или доходного имущества. Таким образом, при прямом налогообложении юридическим и фактическим плательщиком налога является одно и то же лицо.

Факт владения или распоряжения движимым и недвижимым имуществом в той или иной форме влечет за собой возникновение обязанностей по уплате ряда имущественных налогов – земельного, транспортного, налогов на имущество физических лиц и организаций. С помощью подоходных налогов в пользу государства изымается часть полученного или предполагаемого к получению дохода – это налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСХН, УСН, патент. Пограничное состояние между имущественными налогами и подоходными занимает налог на игорный бизнес – фактически это налог на вмененный доход с каждого имущественного объекта игрового бизнеса. Использование природных ресурсов, находящихся в публичной собственности, ведет к уплате ресурсных налогов – НДПИ и водного налога.

В отличие от прямых налогов налоги на потребление или, иначе, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика. По существу они представляют собой надбавку к цене товара или услуги, которую оплачивает покупатель. Продавец же фактически выполняет функции сборщика налога и перечисляет в бюджет налог за счет выручки от реализации готового продукта. Таким образом, бремя уплаты косвенных налогов в действительности несет конечный потребитель товаров и услуг.

Классическим примером косвенного налога является налог на добавленную стоимость. НДС в цене товара фактически оплачивается покупателем, а ответственным за его уплату в бюджет, т.е. налогоплательщиком, является продавец. Получаемая им сумма НДС не является ни частью стоимости отгруженных товаров или услуг, ни доходом от их реализации. Следует отметить, что обложению НДС подлежит вся реализация, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок налогоплательщиком, так как сумма НДС в стоимости потребленных в процессе производства ресурсов, закупленных на стороне, уже уплачена в бюджет их поставщиком.

Вся совокупность объектов налогообложения, находящихся в пределах юрисдикции государства, составляет его налоговый потенциал. Производным от налогового потенциала является налоговая база, применительно к каждому налогу означающая стоимостную или физическую величину объекта налогообложения. Н-р, одним из объектов обложения транспортным налогом является автомобиль, а налоговой базой – мощность его двигателя в лошадиных силах. Совокупная налоговая база всегда меньше налогового потенциала страны за счет освобождения от обложения некоторых объектов налогообложения или применения установленных налоговых вычетов.

Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы представляет собой налоговую ставку. Налоговая ставка непосредственно определяет долю собственности налогоплательщика, которую он, исходя из имеющегося у него объекта налогообложения, должен безвозмездно передать в пользу государства во исполнение установленной законом обязанности. В зависимости от того, выражена налоговая ставка в абсолютных или относительных показателях по отношению к налоговой базе, налоги делятся на налоги с твердыми ставками, налоги с адвалорными ставками и смешанные налоги, сочетающие твердые и адвалорные ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения налоговой базы (н-р, 300 руб. за 1000 м 3 забранной воды). Адвалорные ставки определены в процентах к налоговой базе, выраженной в стоимостных единицах измерения (н-р, 6% от дохода). В зависимости от влияния изменения налоговой базы на величину ставки среди адвалорных ставок выделяют пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки налогообложения.

Пропорциональная ставка зафиксирована в процентах по отношению к любой налоговой базе. С ростом налоговой базы соответствующим образом меняется и сумма налога. Пропорциональное налогообложение характерно для таких налогов, как НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, УСН, земельный налог и т.д. Ставки прогрессивных налогов увеличиваются с ростом налоговой базы и уменьшаются при ее понижении. Чем больше налоговая база, тем выше ставка налога, и наоборот. Примером прогрессивного налогообложения может служить обсуждаемая в обществе, но пока признанная Правительством РФ нецелесообразной, прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ (для доходов до 5 млн.руб. – ставка 13%, от 5 до 50 млн.руб. – 18%, от 50 до 500 млн.руб. – 23%, свыше 500 млн.руб. – 28%). Регрессивный налог – полная противоположность прогрессивного налога. Частично регрессивный характер носил отмененный с 2010 года единый социальный налог (ЕСН). Чем больше был доход, который налогоплательщик выплачивал физическим лицам или получал сам, тем меньше был размер налоговой ставки.

Объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка относятся к основным элементам юридической конструкции налога. Помимо них, элементами налогообложения являются налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Налоговый период указывает, за какой временной промежуток рассчитывается налог, порядок исчисления налога – как рассчитывается налог, порядок и сроки уплаты налога – куда и когда уплачивается налог.

Если определены все указанные выше элементы налога и налогоплательщик, налог считается установленным.

Уплата налогов государству является самой главной повинностью граждан и организаций. Вместе с тем для этих лиц существуют и другие обязанности, связанные с налогами, в частности, по ведению налогового учета и представлению налоговой отчетности.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НК РФ

Общие положения

Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Cледственные органы.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Налоговая декларация и налоговый контроль

Взаимозависимые лица и международные группы компаний

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Выполнение международных договоров РФ по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам

icon clock
27 мин 27 сек читать icon eye
5205 просмотров

В отличие от автора правообладатель (если это не одно и то же лицо) не имеет личных неимущественных прав - права авторства и др., поскольку не является создателем произведения. Его права - это права имущественные, которые позволяют распоряжаться интеллектуальной собственностью, в зависимости от объема имеющихся прав, тем или иным способом, но не становятся основанием для того, чтобы называться автором. Исключительные права в нашей стране подлежат охране вне зависимости от того, имеет ли правообладатель российское гражданство или нет. Они не обязательно принадлежат одному лицу, а могут быть переданы в совместное пользование или разным лицам в разном объеме по отдельным лицензионным договорам.

Виды, порядок передачи и защита исключительных прав определены в Гражданском кодексе Российской Федерации, в части 4, посвященной интеллектуальным правам.

Понятие исключительного права правообладателя

Имущественными правами может обладать как физическое, так и юридическое лицо - еще одно отличие правообладателя от автора. Наличие таких прав означает возможность:

  • распоряжаться объектом интеллектуальной собственности по своему усмотрению любым законным способом;
  • разрешать или запрещать другим лицам использовать ОИС, при этом отсутствие запрета не считается разрешением.

Интеллектуальная собственность, которой предоставляется охрана, может быть самой разной. И использовать ее тоже можно по-разному. В ГК РФ перечислен целый ряд способов, которыми можно использовать ОИС, но список этот не исчерпывающий: при заключении договоров правообладатели вправе указывать и другие способы.

Что такое исключительное право для объектов авторских прав, раскрывается в статье 1270 ГК РФ:

  • воспроизведение - изготовление любого количества экземпляров произведения целиком или его части. Изготовлением считается в том числе скачивание объекта в память электронного устройства, на диск, флешку и т.п.;
  • распространение - продажа, дарение, передача по наследству и др., а также импорт оригинала или экземпляров произведения;
  • публичный показ или публичное исполнение с помощью любых технических средств. Публичным считается показ произведения «в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи»;
  • прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • сообщение в эфир или по кабелю, если произведение при этом становится доступным неограниченному кругу лиц;
  • переработка - перевод, экранизация, аранжировка, инсценировка и др. Переработкой не считается адаптация программы для ЭВМ или базы данных под конкретные технические средства пользователя;
  • практическая реализация проектов в области архитектуры, дизайна и ландшафтного дизайна, градостроения;
  • доведение до всеобщего сведения, то есть предоставление возможности неограниченному кругу лиц получить доступ к произведению из любого места и в любое время.

Эти положения применяются как к оригиналу, так и к экземплярам произведения, вне зависимости от того, ставилась ли при этом цель получения прибыли или нет.

Использованием исполнения в соответствии со статьей 1317 ГК РФ признается:

  • воспроизведение записи исполнения;
  • распространение записи исполнения;
  • сообщение исполнения или его записи в эфир или по кабелю;
  • запись исполнения с помощью любых технических средств;
  • доведение исполнения или его записи до всеобщего сведения;
  • публичное исполнение записи или постановки спектакля;
  • прокат записи.

Использованием фонограммы в соответствии со статьей 1324 ГК РФ признается:

  • публичное исполнение с помощью любых технических средств;
  • сообщение в эфир или по кабелю;
  • доведение до всеобщего сведения;
  • воспроизведение в любом виде;
  • распространение, в том числе импорт;
  • прокат;
  • переработка.

Использованием сообщения радио- или телепередач в соответствии со статьей 1330 ГК РФ признается:

  • запись с помощью любых технических средств;
  • воспроизведение записи целиком или частично;
  • распространение;
  • доведение до всеобщего сведения;
  • публичное исполнение в местах с платным входом;
  • прокат.

Использованием базы данных в соответствии со статьей 1334 ГК РФ признается извлечение из базы данных материалов и последующее их использование.

Использованием изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствии со статьей 1358 ГК РФ признается ввоз на территорию России, изготовление, применение, продажа:

  • самого изобретения, полезной модели или промышленного образца;
  • продуктов и устройств, полученных запатентованным способом;
  • продуктов, предназначенных для применения тем образом, который указан в изобретении.

Без разрешения правообладателя нельзя также применять способ, использующий изобретение.

Использованием фирменного наименования в соответствии со статьей 1474 ГК РФ признается любой способ использования, в том числе указание на вывесках, бланках документов, рекламных и информационных объявлениях, на товарах и их упаковках, в сети интернет.

Использованием товарного знака в соответствии со статьей 1484 ГК РФ признается размещение его:

  • на товарах и их упаковках;
  • при выполнении работ и оказании услуг;
  • на документации, которая связана с тем или иным использованием данных товаров, работ, услуг;
  • в рекламных и информационных объявлениях, относящихся к данным товарам, работам, услугам как на материальных носителях, так и в сети интернет.

Имущественные права могут передаваться по договору отчуждения исключительного права, исключительной и неисключительной лицензии, а также по некоторым другим видам соглашений. Неисключительная лицензия предоставляет права лицензиату (лицо, которому передана часть прав), но при этом оставляет за автором или первоначальным правообладателем возможность самому пользоваться этими же правами или передать их другому лицу/лицам. Получая исключительную лицензию, лицензиат становится обладателем эксклюзивного права пользоваться данным ОИС тем способом и в тех пределах, которые указаны в соглашении.

Российское законодательство предусматривает ряд случаев ограничения имущественных прав, когда результат интеллектуальной деятельности можно использовать без согласия его владельца; некоторые из них предполагают выплату вознаграждения за такое использование.

Объекты и субъекты исключительного права

Имущественные права могут существовать на любые результаты интеллектуальной деятельности:

  • объекты авторского и смежных прав (произведения науки, литературы, искусства, фонограммы и исполнения и др.);
  • объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг (фирменное наименование, товарный знак, наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение).

Все эти объекты исключительных прав изначально принадлежат автору, от которого право пользования может перейти к другому лицу или лицам по договору или без него.

Права на большинство ОИС могут принадлежать как физическому, так и юридическому лицу. Исключение составляют средства индивидуализации - ими могут пользоваться только юридические лица и индивидуальные предприниматели (фирменным наименованием - только юридическое лицо).

Исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности может владеть несколько лиц совместно, при этом каждое из них может распоряжаться этим результатом по собственному усмотрению, в том числе получать доходы от такого использования и защищать интеллектуальную собственность. В общем случае законом предусмотрены равные права, в том числе в части получения прибыли от использования, для всех владельцев одного ОИС, но соглашение или договор между ними могут устанавливать и иное распределение прав, вознаграждения и ответственности.

Ранее законодательство предусматривало понятие исключительных и неисключительных прав, при этом под исключительными подразумевались имущественные права в полном объеме, а под неисключительными - их часть. В 4 части Гражданского кодекса эти понятия были заменены понятиями отчуждения права и предоставления права использования. В первом случае все права переходят к новому правообладателю, во втором случае - только в том объеме, который обозначен в договоре.

Срок действия исключительного права

В отличие от личных неимущественных прав, которые бессрочны и неотчуждаемы, у имущественного права есть свой срок действий, который отличается в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности и условий его создания и обнародования. Срок действия имущественных прав для объектов авторского права:

  • на протяжении всей жизни автора или всех соавторов и 70 лет после его смерти (или смерти последнего из соавторов), считая с 1 января года, следующего за годом смерти;
  • 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования;
  • 70 лет после посмертной реабилитации репрессированных авторов (исчисляются аналогично);
  • 74 года, исчисляемых аналогично, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней.

Срок действия прав для объектов смежных прав:

  • в течение жизни исполнителя или постановщика, но не менее 50 лет;
  • в течение 50 лет после посмертной реабилитации репрессированного исполнителя;
  • в течение жизни исполнителя, но не менее 54 лет, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;
  • 50 лет после записи или обнародования фонограммы;
  • 50 лет после сообщения радио- или телепередачи.

Договорное или бездоговорное предоставление исключительных прав происходит всегда в пределах этих сроков: например, если до конца срока действия прав на произведение остается 1 год, а договор заключается на 10 лет, действовать он будет все равно только 1 год.

Срок действия прав для объектов патентного права исчисляется с даты подачи заявки на выдачу патента и составляет:

  • 20 лет - для изобретений;
  • 10 лет - для полезных моделей;
  • 5 лет - для промышленных образцов (может неоднократно продлеваться, но не более чем на 25 лет в совокупности).

Для лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов этот срок может быть продлен, если с даты подачи заявки до получения разрешения на применение проходит более 5 лет, но при этом срок продления не может быть больше 5 лет.

Срок действия прав для селекционных достижений составляет 30 лет с момента регистрации (35 лет для сортов винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород).

Срок действия прав для топологий интегральных микросхем составляет 10 лет с момента первого использования или официальной регистрации.

Имущественные права на секреты производства действуют до момента сохранения конфиденциальности соответствующих сведений.

Исключительные права на фирменное наименование действуют до момента прекращения юридического лица или изменения им этого фирменного наименования.

Срок действия прав на товарный знак составляет 10 лет с момента государственной регистрации этого товарного знака и может быть продлен еще на 10 лет неограниченное число раз. Действие имущественного права на товарный знак прекращается, если он не используется правообладателем в течение 3 лет.

Исключительные права на наименование места происхождения товара действуют, пока есть сама возможность производить соответствующий товар. Свидетельство на наименование места происхождения товара действует в течение 10 лет с момента подачи заявки и может продлеваться неограниченное число раз на 10 лет.

Передача исключительного права правообладателя

Без договора имущественные права переходят в трех случаях:

  • по наследству;
  • при реорганизации юридического лица;
  • при обращении взыскания на имущество правообладателя.

По договору могут быть переданы как все права, так и их часть, одному или нескольким юридическим или физическим лицам. Порядок передачи исключительных прав определяется в договоре, форма которого зависит от конкретной ситуации.

Имущественные права на произведение можно передать:

  • в трудовом и гражданско-правовом договоре (здесь речь идет о так называемых служебных произведениях);
  • договоре авторского заказа (когда произведение создается по конкретному заданию от физического или юридического лица);
    договоре отчуждения исключительного права (произведение было создано по личной инициативе автора, но автор решил полностью передать все свои имущественные права другому лицу на весь срок действия этих прав);
  • лицензионном договоре (лицензия может быть исключительной и неисключительной и строго ограничивает набор прав, срок, на который они переходят к другому лицу, территорию, на которой разрешается использовать ОИС, а также определяют размер и порядок выплаты вознаграждения автору).

Существует также понятие открытой лицензии, в соответствии с которой автор предоставляет право пользования конкретным объектом неограниченному кругу лиц на определенных условиях.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: