Иск к пенсионному фонду о включении периодов работы в трудовой стаж пошлина

Опубликовано: 14.05.2024

ГАРАНТ:

Настоящая форма разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015.

В [ наименование суда, в который подается иск ]

Истец: [ Ф. И. О. полностью ]
адрес: [ вписать нужное ]

Ответчик: [ наименование территориального органа
Пенсионного фонда Российской Федерации ]
адрес: [ вписать нужное ]

Исковое заявление
о включении периода работы в общий трудовой и страховой стаж для назначения пенсии по старости

С [ число, месяц, год ] я являюсь пенсионером по возрасту.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" я являюсь получателем страховой пенсии по старости с [ число, месяц, год ].

Для подтверждения страхового стажа мной в [ наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации ] была представлена трудовая книжка.

По расчетам ответчика мой страховой стаж на момент обращения за назначением пенсии составил [ значение ] лет.

Согласно сообщению ответчика от [ число, месяц, год ] N [ значение ] в общий трудовой и страховой стаж мне не может быть включен период моей работы с [ число, месяц, год ] по [ число, месяц, год ] в качестве [ наименование должности ] в [ наименование организации-работодателя ] в связи с тем, что [ указать причины, послужившие основанием для отказа во включении спорного периода работы в общий трудовой и страховой стаж ].

С данным отказом ответчика не согласен по следующим основаниям.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регламентируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Закон).

Согласно ст. 3 указанного Закона страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии со ст. 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 14 Закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, предусмотрен порядок подтверждения периодов работы, включаемых в трудовой стаж.

Так, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Также указанными Правилами предусмотрено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

[ Число, месяц, год ] [ наименование организации-работодателя ] ликвидировано.

Согласно ответу [ наименование учреждения архива ] от [ число, месяц, год ] N [ значение ] документы по личному составу [ наименование организации-работодателя ] на хранение в архив не передавались.

Таким образом, представить ответчику какие-либо иные документы, подтверждающие период работы в данной организации, не представляется возможным.

Однако факт моей трудовой деятельности в спорный период, помимо трудовой книжки, подтверждается показаниями свидетелей [ Ф. И. О. полностью ], работавших вместе со мной в оспариваемый период в [ наименование организации-работодателя ]. Работа данных свидетелей в [ наименование организации-работодателя ] подтверждается [ указать документы, подтверждающие работу указанных лиц в данной организации в спорный период времени ].

Таким образом, обязанность правильного заполнения и ведения трудовых книжек возложена на работодателя и невыполнение либо ненадлежащее выполнение последним своих обязанностей не может служить основанием для ущемления законных прав истца.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, прошу:

Обязать ответчика включить мне в общий трудовой и страховой стаж период работы с [ число, месяц, год ] по [ число, месяц, год ] в должности [ наименование ] в [ наименование организации-работодателя ].

1) копия искового заявления;

2) квитанция об уплате государственной пошлины;

3) копия трудовой книжки;

4) копия сообщения ответчика от [ число, месяц, год ] N [ значение ];

5) копия ответа из архива от [ число, месяц, год ] N [ значение ];

6) [ иные документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в исковом заявлении ].

[ подпись, инициалы, фамилия ]

[ число, месяц, год ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма искового заявления о включении периода работы в общий трудовой и страховой стаж для назначения пенсии по старости

Разработана: Компания "Гарант", октябрь 2019 г.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

от 18 апреля 2017 г. по делу N 33-4459/2017

Судья Пахунов И.И.

18 апреля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Щербакова М.В.,

судей: Винокуровой Н.С., Захаровой С.В.,

при секретаре: К.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.В.

дело по апелляционной жалобе П., возражениям на нее

на решение Вознесенского районного суда Нижегородской области от 20 января 2017 года по гражданскому делу

по иску П. к ГУ УПФ РФ по Вознесенскому району Нижегородской области о включении периодов работы в страховой стаж,

П. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Вознесенскому району Нижегородской области о включении периодов работы в страховой стаж.

Исковые требования П. мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года ему назначена пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Как следует из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в страховой стаж истца засчитаны периоды: до ДД.ММ.ГГГГ - 31 год 05 месяцев 04 дня, после ДД.ММ.ГГГГ года - 0 лет 6 месяцев 0 дней, а всего 31 год 11 месяцев 4 дня.

В страховой стаж истца ответчиком не были зачтены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ г. в ООО "Вымпелстрой" - 2 года 01 месяц 09 дней и с ДД.ММ.ГГГГ г. в ООО "СпецСтройМонтаж" - 3 года 8 месяцев 1 день, а всего 05 лет 09 месяцев 10 дней.

Данные предприятия, в которых трудился истец, регулярно перечисляли на его счет заработную плату, но по непонятной причине не перечисляли за него взносы в Пенсионный Фонд РФ, в связи с чем ответчик не зачел в стаж работу в указанные периоды.

Между тем, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Включение в страховой стаж спорных периодов позволит П. претендовать на присвоение ему звания "Ветеран труда Нижегородской области" и соответствующие льготы.

Поскольку ООО "Вымпелстрой" ликвидировано, а ООО "СпецСтройМонтаж" обладает признаками отсутствующего должника (Определение Арбитражного суда Нижегородской области от 19 октября 2015 года N А43-23586/2015), с заявленными требованиями истец имеет право обратиться к ПФ РФ .

В связи с изложенным П., со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда РФ , выраженную в Постановлении от 10.07.2007 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал", просил суд засчитать в его страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ г. в ООО "Вымпелстрой" (2 года 01 месяц 09 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ г. в ООО "СпецСтройМонтаж" (3 года 8 месяцев 1 день), а всего 05 лет 09 месяцев 10 дней.

Решением Вознесенского районного суда Нижегородской области от 20 января 2017 года в удовлетворении исковых требований П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Вознесенскому району Нижегородской области о включении периодов работы в страховой стаж отказано.

В апелляционной жалобе П. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Заявитель полагает необоснованным ссылку суда на Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015, поскольку они не действовали в спорные периоды работы истца. Указывает, что в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 9-П от 10 июля 2007 года, неуплата страхователем за работника страховых взносов не может быть вменена ему в вину и служить основанием к отказу во включении в страховой стаж периодов работы.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Вознесенскому району Нижегородской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу истца - без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) . Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившему в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4) ; при определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3) .

Такое правовое регулирование учитывает порядок финансирования страховых пенсий, направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение трудовой пенсии.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно положений ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2) .

Аналогичное положение содержится в п. 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015, согласно которым "периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.".

Исходя из вышеизложенного, стаж, необходимый для назначения пенсии, после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается исключительно сведениями из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

При этом в силу ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам.

Обязанность своевременно и в полном объеме производить в Пенсионный Фонд РФ соответствующие платежи Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя). Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (страховые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.

Из смысла изложенных положений закона следует, что индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей, а потому ответственность за отсутствие необходимых сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица и неуплату страхователем страховых взносов не может быть возложена на орган пенсионного обеспечения при оценке правомерности его действий при решении вопроса о назначении страховой пенсии застрахованному лицу, подсчете его страхового стажа.

Из материалов дела следует, что П. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно трудовой книжке П., он работал с ДД.ММ.ГГГГ г. плотником 2 разряда в ООО "Вымпелстрой"; с ДД.ММ.ГГГГ г. плотником 3 разряда в ООО "СпецСтройМонтаж".

Согласно сведениям ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Вознесенскому району Нижегородской области в указанные периоды времени страховые взносы в Пенсионный фонд за П. не перечислялись.

Из пояснений истца П. в суде первой инстанции следует, что он состоянием своего индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования не интересовался, каких-либо требований к работодателям ООО "Вымпелстрой" и ООО "СпецСтройМонтаж" о перечислении за него предусмотренных законом страховых взносов в органы Пенсионного фонда не обращался.

При таких обстоятельствах, поскольку вышеназванные работодатели не осуществляли отчисления на финансирование страховой части пенсии, решение пенсионного органа об отказе в зачете в страховой стаж истца вышеуказанных спорных периодов времени является обоснованным, а выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца к ГУ УПФ РФ по Вознесенскому району Нижегородской области - верными, основанными на правильном толковании и применении вышеприведенных норм права.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что неуплата работодателями за него страховых взносов не может служить основанием для исключения спорных периодов работы из страхового стажа, правового значения в рассматриваемом случае не имеют, поскольку, как указывалось выше, в силу приведенных норм действующего пенсионного законодательства периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются только определенными средствами доказывания, а именно документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, чего истцом при рассмотрении настоящего дела в нарушении ст. 56 ГПК РФ представлено не было.

Ссылки истца на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 10.07.2007 г. N 9-П, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией по указанным выше основаниям, тем более, что предметом проверки Конституционного Суда РФ являлись положения Федерального закона N 173-ФЗ, не применимого в рассматриваемом деле.

Указание истцом в жалобе на необоснованность применения судом Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015, судебная коллегия находит несостоятельным и подлежащим отклонению в качестве основания для отмены обжалуемого решения, поскольку данные Правила действовали на момент обращения истца за назначением страховой пенсии, и, соответственно, распространяются на спорные правоотношения.

Иных доводов, которые влияли бы на правильность принятого судебного постановления, апелляционная жалоба заявителя не содержит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене решения.

Руководствуясь ст. ст. 328 , 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

Решение Вознесенского районного суда Нижегородской области от 20 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Для каких видов стажа важна служба в армии

Армейская служба может играть роль при расчете большинства видов стажа, которые применяются в РФ:

  • общего трудового, с 2002 года утратившего значение одного из основных условий для назначения пенсии, но продолжающего использоваться в ряде расчетов, связанных с ней;
  • страхового, который с 2002 года важен для установления пенсии, а с 2007 года используется при определении процента, применяемого к фактически начисленной сумме пособия по болезни;
  • льготного, дающего возможность выйти на пенсию досрочно.

Период, проведенный в армии, подтверждается военным билетом, справкой о прохождении службы или соответствующей записью в трудовой книжке, внесенной туда на основании документа, свидетельствующего о пребывании в армии.

Подробнее о правилах внесения записей в трудовую книжку читайте в статье «Порядок заполнения трудовой книжки — образец».

Условия включения армейской службы в общий период трудоустройства

До 2002 году размер пенсиона определялся с учетом общего числа отработанных лет. Сегодня этот период необходимо учитывать при исчислении различных соц. выплат. Отсюда возникает вполне логичный вопрос, включаются ли годы армейской службы в труд. стаж. По регламенту в ВС РФ есть две формы комплектования, а именно:

  • службы в армии по призыву;
  • служба на контрактной основе.

Призывникам служба в армии засчитывается весь период нахождения на службе. Контрактники вправе подать документы в ПФР, если они входят в офицерский сержантский состав и подписывали соответствующие документы. При установленной выслуге лет, они могут рассчитывать на специальную (военную) пенсию, а это означает, что общий срок трудоустройства не имеет слишком большого значения.

Стаж пригодиться, если выслуги лет будет недостаточно. Необходимо добавить, что есть ряд ведомств, работа в которых, может быть приравнена к армейской службе, а именно: ФСИН и МВД, Росгвардия и ФСБ, МЧС.

Общий стаж труда, перестав быть показателем, от которого напрямую зависит величина начисляемой пенсии, продолжает, однако, использоваться в связи с ней для оценки права:

  • на пенсию, заработанную до 2002 года (п. 1 ст. 30 закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ);
  • повышение фиксированных выплат к пенсии для лиц, трудившихся в условиях Крайнего Севера и приравниваемых к нему местностях, а также для работников сельского хозяйства (пп. 4, 5, 14 ст. 17 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ);
  • досрочное установление пенсии (ст. 30–32 закона № 400-ФЗ);
  • звание ветерана труда (п. 1 ст. 7 закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ), дающее возможность получить при оформлении пенсии ряд социальных льгот;
  • пенсию за выслугу лет для госслужащего (пп. 1 и 1.1 ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

Армейскую службу обычно включают в общий стаж исходя из ее фактической календарной продолжительности. Но для ряда случаев ее период увеличивается, например:

  • в 2 раза в отношении службы по призыву и в 3 раза для участников боевых действий — при учете в одном из вариантов оценки права на пенсию (п. 4 ст. 30 закона № 173-ФЗ);
  • в 2 раза в отношении службы призывников — для отражения в общем трудовом и стаже госслужбы (п. 3 закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

О том, из каких периодов складывается общий стаж труда, читайте в материале «Общий трудовой стаж – что входит и как подсчитать?».

О включении в стаж учебы и службы в армии.

Сегодня я хочу познакомить своих читателей с очень важным решением Верховного суда РФ от 09 июня 2021 года № АКПИ-1652. Данный вопрос рассматривался в порядке административного судопроизводства, так как истцом были выставлены требования признать недействующим второй абзац пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет».


Вынесенное решение напрямую касается включения периодов службы в армии и периодов профессиональной учебы в стаж, определяющий досрочный выход на пенсию для тех, кто заработал специальный стаж по спискам №№ 1 и 2 и других категорий, указанных в статье 30 400-ФЗ.

Чтобы было понятно, как, и на основании чего манипулируют заработанным до 2002 года стажем наши «ответственные» работники ПФР, приведу оспариваемый пункт дословно и полностью:

11. Закон от 20.11.90 дополнен статьей 133.1, предусматривающей возможность включения в специальный трудовой стаж по пунктам «а» и «б» статьи 12 Закона периодов работы, дающих право на льготную пенсию до 01.01.92 по ранее действовавшим спискам N 1 и N 2. В этот стаж засчитывается только работа, дающая указанное право.

Периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются.

Однако, если во время службы в армии военнослужащий выполнял работы, предусмотренные Списками N 1 и N 2, что должно подтверждаться уточняющей справкой воинской части, то этот период службы может быть засчитан в специальный трудовой стаж по пунктам «а» и «б» статьи 12 Закона.

В соответствии со статьей 133.1 Закона пенсии в связи с особыми условиями труда могут назначаться по пунктам «а» и «б» статьи 12 Закона не только гражданам, выработавшим на 1 января 1992 г. полный специальный трудовой стаж по Спискам N 1 и N 2, но и с уменьшением возраста гражданам, имеющим не менее половины такого стажа на работах с особыми условиями труда (части II пунктов «а» и «б» статьи 12 Закона).

Закон от 20.11.90 — это закон 340-1, которому соответствует пункт 4 при определении размера расчетной пенсии до 2002 года, что напрямую влияет на размер страховой части пенсии, заработанной в советский и постсоветский периоды, и зависит в большей мере от стажа, чем от соотношения зарплат.

Почему для тех, кто выходит на пенсию по ст. 30 важно включение в стаж этих периодов? Да просто потому, что эти периоды должны быть засчитаны именно в льготный стаж (который мы ещё называем иногда горячим, тяжелым, вредным, специальным и ещё по-всякому), который определяет возраст выхода на досрочную пенсию. А в случае суммирования нескольких видов льготного стажа, эти периоды ещё и увеличат размер пенсии за счет увеличения стажевого коэффициента.

Хочу сказать, что оспорил данный пункт пенсионер, который вышел на пенсию в 1993 году! Обосновав свой иск, он заявил, что оспариваемое нормативное положение ущемляет его права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, которое действовало на период выполнения соответствующих работ и позволяло засчитывать такие периоды в стаж. Кроме того, он заявил, что оспариваемое нормативное положение не было официально опубликовано после принятия Конституции Российской Федерации, и напечатано впервые в издании «Социальная защита», 1997, N 9, поэтому является незаконным и не подлежит применению.

Не буду приводить доводы ответчика, они описаны в решении ВС, которое Вы можете прочитать и без моей помощи. Констатирую лишь факт, что ВС фактически законодательно закрепил положение о том, что периоды учебы и службы в армии должны включаться в стаж так, как это было определено постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590. В результате данные периоды, если они предшествовали или следовали за работой, дающей право на исчисление льготного специального стажа, включаются в такой стаж, определяющий право на досрочный выход на пенсию, в полном объеме. И не стоит забывать, что под термином профессиональное обучение подразумеваются (и прямо в Постановлении названы) периоды повышения квалификации, подготовки кадров, переквалификации. Это напрямую касается учителей и врачей, так как их профессиональная деятельность не ведется без таких вот периодов, которые ПФР по своему разумению исключает из стажа.

Причем, очень интересно, что данные указания действуют по сегодняшний день и не отменены, это звучало из уст Ответчика, как неоспоримый довод в пользу их правоты.

Однако ВС указал, что данное нормативное положение противоречит приведенным нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г. специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях. Доводы ПФР о том, что данное положение соответствует закону № 340-1, ВС счел несостоятельными, так как на момент рассмотрения иска указанный закон уже утратил юридическую силу.

Результатом рассмотрения иска стало признание оспариваемого пункта нормативного акта недействующим с момента вступления решения ВС в законную силу.

Здесь стоит отметить, что иск подавался не о претензиях к ПФР пенсионера, который был бы для него бесплатным. Иск был административным, поэтому Истцу-пенсионеру пришлось заплатить госпошлину в размере 300 рублей, которую своим постановление ВС обязал ПФР компенсировать заявителю.

И если Вы ещё сомневаетесь, то я могу точно сказать, что в льготный стаж ПФР обязаны включать учебу и армию, и по решениям судов они её включают. Но стоит заметить, что хитрости и уловки ПФР неисповедимы, а изворотливости ума юристов ПФР можно петь дифирамбы.

Сейчас мы обсуждаем с одним из моих подписчиков вопрос о том, как обязать ПФР соблюдать закон в полной мере. Он (мой подписчик — Сергей) ещё в 2021 году судился с Липецким ПФР именно по этому вопросу, и суд обязал включить ему в стаж и учебу, и службу в армии. И вот тут есть такой тонкий момент. Страхового стажа у Сергея при первоначальном расчете пенсии было 24 года, из которых 14 — льготный стаж, идущий по принципу суммирования (то есть по статье 27.1 173-ФЗ). Поскольку для таких досрочников общего страхового стажа требуется на пять лет меньше (то есть 20 «мужских» лет, а не 25), то ему стажевый коэффициент был определен в размере 0,59 (0,55 — при полном общем страховом стаже и по 0,01 за каждый год сверх требуемых 20). Добавили через судебное решение фактически пять лет вредного стажа. Думаете, как изменился СК? Нормальный человек, естественно, прибавит к 0,59 ещё 0,05, и получит 0,64. Ан нет. Наши умельцы из ПФР пораскинули мозгами, и стали считать ему пенсию не по третьему пункту, а по девятому, то есть от специального стажа. Требовалось 12,5 лет, было 14, добавилось пять, получилось 19 (19-12,5=6,5; 0,55+0,06 = 0,61. Вот так!).

Для тех, кто не интересовался этим вопросом, быстренько скажу: пункт 9 разрешает рассчитывать пенсию не от общего страхового стажа, а от льготного, тем, кто выходит на пенсию по статье суммирования нескольких периодов льготного стажа. В результате такой манипуляции СК у Сергея увеличился только на 0,02. То есть боролся человек, боролся за три года учебы, а ПФР переставил местами слагаемые и от перемены мест сумма-то не изменилась. Ну вроде как всё по правилам математики. Только не по закону.

Только вот забыл ПФР о втором пункте этой же статьи, по которой нет он, а пенсионер выбирает, каким методом ему должна быть рассчитана пенсия. То есть ПО ВЫБОРУ ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА пенсия рассчитывается так или так. Примерно такой же вопрос задал мне ещё один из читателей, у которого в суде ПФР начал утверждать, что их программа не рассчитывает размер пенсии с применением пункта 4. Пардон, а как же прямое указание закона?

Поэтому, дорогие мои досрочники, учителя, врачи и иже с ними! Внимательно проанализируйте свой стаж, определитесь, какие периоды должны быть учтены в Вашем стаже, который поможет Вам пораньше выйти на пенсию, а для тех, кто уже вышел, но кого притормозили, проверьте дату возникновения права на страховую пенсию.

Если Вы из-за уловок ПФР Вы вышли на пенсию позже, чем могли, стоит обратиться за перерасчетом в связи с отложенным выходом на пенсию.

В результате, взяв за основу рассматриваемое решение ВС, номер которого указан в начале статьи, Вы без труда сможете самостоятельно, без помощи псевдоюристов, составить иск и подать его к ПФР.

Трудовой стаж и пенсия - как включить период работы

В этом году у меня было 4 спора с ПФР — два по включение спорного периода работы в страховой (трудовой стаж), другие два — в целом по праву на назначение досрочной пенсии. Сегодня расскажу о двух судебных делах по включению периода работы в льготный стаж для геолога (с целью назначения досрочной пенсии) и в трудовой стаж для инженера.

Почему ПФР не включает период работы в страховой стаж?

Причины разные, в большинстве случаев — это утверждение в 91 году новых списков льготных должностей для назначения досрочной пенсии, а также развал СССР. С принятием указанных списков некоторые профессии перестали быть льготными, либо не перестали, но поменялось основание для признания их таковыми, изменились условия, для которых профессия стала признаваться вредной и многое другое.

Так и по одному из дел мой доверитель искренне полагал, что его должность входит в льготный список и досрочная пенсия ему точно будет назначена. Он работал геологом, имел необходимые «полевые выплаты». Но у ПФР было другое мнение и государственный орган выдал отказ в назначении пенсии, указав, что необходимый стаж не был выработан.

Отказ ПФР не был мне понятен (понятного нормативного обоснования в решении не было приведено — кстати, такое не редкость), а споры с ПФР одни из самых сложных, при подготовке иска я вникла в проблему полностью и изучила законодательство СССР по указанной должности. И вот к какому выводу пришла.

Ранее должность истца входила в Список 2, пункт «Б» (являлась вредной), но с 91 года она (должность) была исключена из пункта «Б» и внесена в специально созданный пункт «Е» ст. 12 ФЗ 340-1, который не предусматривал снижение возраста. И тут я осознала, что передо мной была не одна, а две задачи — нужно было зачесть спорный стаж в льготный и доказать право истца на снижение пенсионного возраста с целью назначения досрочной пенсии.

Как говорится глаза боятся, руки делают — я написала максимально полный и обоснованный иск, указав 2 основания, по которым истец имеет право на льготную пенсию. Первое — к моменту принятия новых списков истец уже выработал льготный стаж по пункту «Б» и уже имел право на снижение возраста по старой норме закона. Второе — доверитель имел право на назначении пенсии на основании суммирования период работы по пункту «Е» и «Б»(ст. 13 ФЗ 340-1). До 2002 года суммирование периодов работ допускалось без каких то особых ограничений.

Итогом стало положительное решение суда, которое апелляционная инстанция оставила в силе. Что примечательно — суд указал про право на суммирование периодов работы и снижение возраста, а про другое указанное мною основание (что к моменту принятия новых списков льготный стаж уже был выработан), ссылаться в судебных актах не стал.

Как я ранее упоминала вот в этой статье — представитель ПФР вел себя довольно резко, а их позицию по делу я не могла понять вплоть до апелляции — отзыв был написан обобщенно, без конкретных причин отказа в назначении пенсии.

Что касается другого спора (по включению стажа работы в общий трудовой) — тут ситуация была еще «веселее». Пенсионный фонд при назначении трудовой пенсии включил полностью время работы на территории Грузии, пришедшееся на время до и после 91 года. А потом, спустя 6 месяцев, исключил. Мотивировав свои действия тем, что нет документов, подтверждающих уплату страховых взносов работодателем и нет оснований для зачета периода в стаж.

Однажды в коридоре суда по другому делу я спросила у представителя ПФР — у вас что и такое бывает? Сначала включаем, потом исключаем? На что получила ответ — по странам бывшего СССР сейчас массово всем отказывают в зачете стажа. «Указание «сверху» — сказала многозначительно девушка — юрист ПФР.

Пришлось в суде оспаривать исключение периода работы из трудового стажа, суд иск удовлетворил.

Таким образом, с вопросы с ПФР, как правило, можно решить только через суд — на ваши зая

Как проверить, все ли периоды работы включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости? Почему их могут не учесть и что делать в таком случае?

Если ПФР не включил в специальный стаж периоды работы на вредном производстве

Гарантии и компенсации – за вредность

Дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, с 2014 г. предоставляются по результатам специальной оценки условий труда на основании Трудового кодекса РФ.

Объем предоставляемых льгот и компенсаций зависит от класса условий труда. Статья 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» содержит подробную классификацию производств по степени вредности: 1 – оптимальные, 2 – допустимые, 3 – вредные, 4 – опасные.

Виды гарантий и компенсаций

Опасные условия труда

Повышенный размер оплаты труда – не менее чем на 4% (ст. 147 ТК РФ)

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 дней (ст. 117 ТК РФ)

Сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов (ст. 92 ТК РФ)

Обязательное прохождение всеми работниками предварительных, периодических и (по медицинским показаниям) внеочередных медосмотров, а для работников на подземных работах ‒ еще и в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (ст. 213, 330.3 ТК РФ)

Независимо от подкласса вредности или опасности, за счет средств работодателя

Бесплатная выдача всем работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами (ст. 221 ТК РФ)

Независимо от подкласса вредности или опасности, за счет средств работодателя

Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н)

При воздействии
определенных вредных
производственных факторов

Досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537; Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10)

Работодатель платит в Пенсионный фонд повышенные страховые взносы. Вредный или опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ

Статья 219 ТК РФ позволяет расширить указанный перечень гарантий и компенсаций в коллективном договоре и других локальных нормативных актах предприятия с учетом финансового положения работодателя. Также в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества, условия труда, более благоприятные по сравнению с указанными в законах, иных нормативных правовых актах и соглашениях (ст. 41 ТК РФ; Письмо Минтруда России от 21 августа 2019 г. № 15-1/ООГ-1867).

Работникам, для которых гарантии и компенсации были установлены до 1 января 2014 г., а также тем, кто трудоустроился после этой даты, гарантии и компенсации должны предоставляться в виде, установленном по результатам аттестации рабочих мест, до проведения специальной оценки условий труда (п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ). Результаты аттестации, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г., применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ и п. 3 ст. 428 НК РФ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными или опасными.

Размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным, трудовым договорами. Если работодатель присоединился к отраслевому (межотраслевому) соглашению, должен применяться размер доплаты за вредность, указанный в таком соглашении. О том, распространяется ли на работодателя действие отраслевого (межотраслевого) соглашения, можно узнать на сайте Минтруда или ГИТ субъекта РФ, в котором находится организация.

Работодатель вправе изменить уровень гарантий и компенсаций в рамках установленных трудовым законодательством пределов, только если по результатам специальной оценки условий труда было зафиксировано изменение условий труда работников в лучшую сторону (Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 20 июня 2017 г. № 33-2171/2017). При этом работодатель вправе оставить повышенные гарантии и компенсации согласно условиям трудового договора, только в этом случае они уже не будут признаваться установленными законодательством.

Необходимо помнить, что пункт о компенсациях за работу во вредных условиях с указанием характеристик условий труда на рабочем месте является обязательным для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ), а его соблюдение – обязанность работодателя (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, пока соответствующие условия не будут изменены или исключены из трудовых договоров, работодатель обязан предоставлять работникам компенсации в прежних размерах и порядке. Внести в договор такие изменения можно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя с соблюдением требований ст. 74 ТК РФ (т.е. предупредив работника за 2 месяца до изменений условий труда).

Как проверить, включены ли периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?

Главное условие для включения периодов работы на вредных или опасных производствах в специальный стаж – уплата работодателем за работника повышенных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такая обязанность установлена с 1 января 2013 г. Если стаж работы во вредных условиях не будет учтен на индивидуальном лицевом счете работника в системе обязательного пенсионного страхования, он не сможет претендовать на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Чтобы этого не допустить, проверьте соответствие наименования вашей должности нормативным актам и спискам; узнайте, какой дополнительный тариф установлен для вашего работодателя; выясните, платит ли предприятие дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (за невыполнение этой обязанности работодатель несет ответственность).

Чтобы проверить работодателя, направьте ему по почте заказным письмом с уведомлением письменное заявление о предоставлении информации об уплаченных за вас в период работы страховых взносах с указанием адреса для направления ответа и контактного номера телефона. Заявление можно вручить лично (в двух экземплярах, на одном из которых работодатель поставит отметку о получении). Если вы сменили место работы, направьте заявление бывшему работодателю. Заверенные копии документов, связанных с вашей трудовой деятельностью, работодатель обязан предоставить в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления. Полученные у работодателя документы при необходимости нужно передать в ПФР.

Кроме того, вы самостоятельно можете отслеживать уплату работодателем дополнительных страховых взносов путем получения выписки из своего лицевого счета в ПФР через сайт Пенсионного фонда или клиентскую службу его территориальных органов, через Портал госуслуг или МФЦ.

А если не все периоды работы включили в специальный стаж?

Редакция «АГ» получила от читателя такое письмо: «Я работал бортпроводником в “Трансаэро” с 2011 г. по декабрь 2015 г. Стаж по вредности, по данным ПФР, только по январь 2015 г. Куда делись 10 месяцев? Можно ли через суд признать недостающий стаж вредным?»

10 месяцев могли быть не учтены ПФР из-за неуплаты работодателем дополнительных страховых взносов или непредставления соответствующих сведений о работе.

Полагаем, читателю следует обратиться к работодателю за уточнением информации об отсутствии в ПФР данных о стаже по вредности за указанный период. Возможно, имела место ошибка при уплате дополнительных взносов, и добросовестный работодатель согласится устранить допущенное нарушение. В случае отказа работодателя от добровольного исполнения своей обязанности можно обратиться за защитой своих прав в суд. Исковые требования могут быть адресованы как к работодателю, так и к ПФР.

Предельный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора к работодателю составляет 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 ТК РФ). В данном случае полагаем возможным считать этим моментом дату получения официального документа в ПФР. В пределах установленного законом срока к работодателю можно обратиться с иском о начислении и уплате дополнительных страховых взносов.

К ПФР предъявляем иск о включении соответствующих периодов работы в специальный стаж в пределах общего трехгодичного срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ). Полагаем, что следует предпочесть этот вариант, поскольку при положительном решении суда по иску к работодателю все равно будет необходимо обратиться в ПФР за включением в специальный стаж этих периодов. Кроме того, их могут включить в стаж вне зависимости от исполнения работодателем обязанности по уплате дополнительных страховых взносов. Неисполнение им данной обязанности не может ограничить работника в конституционно гарантированных пенсионных правах, а потому права работника не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения или невыполнения работодателем обязанностей, возложенных на него законом (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2020 г. по делу № 88-10639/2020).

Что учесть при обращении в суд?

На практике подобные ситуации встречаются часто, и решения судов по ним весьма неоднозначны. При рассмотрении данной категории дел суды придерживаются позиции, что спорные периоды могут быть включены ПФР в специальный стаж только в случае предоставления работником доказательств работы в это время в особых условиях. Если такие доказательства не будут предоставлены или суд посчитает их недостаточными или недопустимыми (ст. 60 ГПК), спорные периоды в специальный стаж не включат (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14 июня 2019 г. по делу № 33-9696/2019, Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2020 г. № 88-9230/2020).

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30, «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н. Полагаем, в качестве доказательств работы в особых условиях суду могут быть предоставлены следующие документы: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 ТК РФ, трудовой договор, приложения и дополнительные соглашения к нему, архивные справки, справки от работодателя, приказы о назначении на должность, переводе и пр., личные карточки и личные дела, расчетные (платежные) ведомости и лицевые счета, расчетные листки с указанием нормы времени и выработанных часов, выписки из журнала и табеля рабочего времени, а также иные документы по личному составу.

Документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. В случае отсутствия летной книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений указанная информация может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке, а также справками Федерального агентства воздушного транспорта (Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155)).

Как следует из п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ, специальный стаж (характер работы) не может быть подтвержден свидетельскими показаниям (Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 13 февраля 2012 г. по делу № 33-81-17).

С вопросами о документах, подтверждающих стаж работы в особых условиях труда, следует обращаться в органы Пенсионного фонда РФ.

Читайте также: