Инструменты налогового регулирования иностранных инвестиций

Опубликовано: 14.05.2024

6.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций

Современное правовое регулирование в области капиталовложений осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего (национального) регулирования.

В современных условиях значение международных соглашений в регулировании иностранных инвестиций возросло, а в силу конституционных положений нормы этих соглашений и принципы международного права пользуются приоритетом.

В условиях интернационализации хозяйственной жизни особое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в странах переходной экономики приобрело соблюдение требований международных стандартов. Под стандартами понимаются международные правила, сформулированные в многосторонних и двусторонних соглашениях, в соответствии с которыми государство-участник берет на себя обязательство следовать предусмотренным в международном праве принципам правового регулирования иностранных инвестиций.

Некоторые положения содержатся в Договоре к Энергетической хартии 1994 г., Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. и в ряде других соглашений.

В Договоре к Энергетической хартии 1994 г., участниками которого являются государства СНГ, предусмотрено, что каждая договаривающаяся сторона в соответствии с положениями этого договора поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия для инвесторов других договаривающихся сторон с целью осуществления капиталовложений на ее территории. Эти условия включают обязательство предоставлять в любое время в отношении капиталовложений инвесторов других договаривающихся сторон справедливый и равный режим. Таким капиталовложениям также обеспечивается максимально постоянная защита и безопасность, и никакая договаривающаяся сторона не должна каким-либо образом препятствовать посредством неоправданных или дискриминационных мер управлению, поддержанию, пользованию, владению или распоряжению ими. Ни в коем случае в отношении таких капиталовложений не должен предоставляться режим менее благоприятный, чем это требуется по международному праву, включая обязательства по договору. Каждая договаривающаяся сторона соблюдает любые обязательства, которые она приняла относительно инвестора или капиталовложения инвестора любой другой договаривающейся стороны (ст. 10 Договора). Сотрудничество России с ЕС направлено на создание благоприятного климата как для отечественных, так и иностранных инвестиций в первую очередь путем улучшения условий защиты инвестиций, перевода капиталов и обмена информацией об инвестиционных возможностях (ст. 58 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.).

Принципы, имеющие самое непосредственное отношение к гарантиям в отношении инвестиций, закреплены в таких международно-правовых документах, как резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривающие право государства на национализацию и условия ее проведения (в частности, выплату компенсации собственнику национализированного имущества).

К таким договорам относятся международные соглашения, подписанные в результате завершения в 1995 г. уругвайского раунда переговоров, проводимых в рамках ГАТТ, приведших к созданию Всемирной торговой организации (ВТО). Это - Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМС), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). В этих соглашениях содержатся обязательства государств - членов ВТО по регулированию инвестиций, осуществляемых в форме вложения капитала (вложений в основные фонды действующих или создаваемых предприятий), в форме оказания услуг, в форме новейших технологий и средств индивидуализации товаров и услуг.

Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложениями в других странах.

В настоящее время двусторонние международные договоры содержат более подробное регулирование соответствующих отношений, а главное, именно в этих соглашениях формулируются исходные принципиальные положения, определяющие инвестиционный климат. По данным на 2000 г., в мире действовало более 800 двусторонних соглашений.

Для России действуют несколько десятков двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций (с Австрией, Италией, ФРГ, Канадой, Японией, Швецией, Египтом, Индией, Чехией, Литвой и другими государствами). Россия заключила двусторонние соглашения о защите инвестиций с Арменией, Казахстаном и Украиной.

Для России как правопреемника СССР действуют двусторонние соглашения о содействии и защите инвестиций, заключенные СССР.

Основные положения двусторонних договоров о взаимной защите инвестиций соответствуют международной практике заключения инвестиционных соглашений. При их разработке Советский Союз, а затем Россия и другие государства СНГ учитывали опыт других государств, касающийся содействия осуществлению и защите капиталовложений. Однако имеются и различия, отражающие как компромиссный характер переговоров, так и особенности подхода различных стран к инвестиционному сотрудничеству.

Наряду с определением понятия инвестиций обычно эти соглашения включают основные обязательства, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. В частности, договаривающиеся стороны обязуются создавать благоприятный режим для капиталовложений инвесторов и связанной с ними деятельности, обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности, предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов. Государства соглашаются также на рассмотрение споров по вопросам капиталовложений с инвестором в международном арбитраже.

Все соглашения предусматривают правила о порядке разрешения споров между странами, заключившими такой международный договор, относительно его толкования и применения. По предложению любой из сторон могут быть проведены консультации по этим вопросам. Споры должны по возможности разрешаться путем переговоров. Если таким образом спор не урегулирован, то по требованию одной из сторон он будет передан на рассмотрение третейского суда.

Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется в немногих государствах. Прежде всего, такие законы принимались в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах.

В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) нет специальных законодательных актов об иностранных инвестициях; к ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валютное, банковское и др.

В государствах Латинской Америки были приняты специальные законы об иностранных капиталовложениях, устанавливающие порядок перевода прибылей за границу и другие условия иностранных капиталовложений. Например, такой закон действует в Мексике с 8 мая 1973 г.

Во внутреннем законодательстве не только России, но и других стран СНГ проявляется тенденция перехода от принятия специальных законов об иностранных инвестициях (законов о концессионных договорах с иностранными лицами и иных аналогичных актов) к принятию законодательных актов об инвестициях вообще. В этом проявляется стремление к поощрению капиталовложений в реальные секторы экономики независимо от происхождения этих инвестиций.

С принятием в России в 1999 г. новых законов об иностранных инвестициях и об инвестиционной деятельности произошло сближение этих законодательных актов. Специальным действующим законом в РФ является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов, его характерной особенностью является множество отсылочных норм, под которыми понимаются отсылки к другим законодательным и иным нормативным актам.

Таким образом, в рамках внутреннего (национального) законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных инвестиций. Их положение определяется нормами конституционного, административного, налогового, таможенного, гражданского, земельного и иного законодательства. Обратим прежде всего внимание на применение норм гражданского законодательства. Это законодательство действует для предприятий с иностранными инвестициями (в Законе 1999 г. они именуются коммерческими организациями с иностранными инвестициями) в таком же объеме, как и для предприятий всех форм собственности. Точно так же к гражданским правоотношениям этих предприятий с их контрагентами, как отечественными, так и иностранными, применяются одни и те же положения гражданского законодательства, что и к правоотношениям иных юридических лиц. Этим объясняются отсылки к гражданско-правовым понятиям и к гражданскому законодательству в Законе об иностранных инвестициях 1999 г. (ст. 2, 7, 20 и др.) и в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Потребность регионов в привлечении иностранных инвестиций, пробельность и недостаточная эффективность федерального законодательства в этой области и ряд иных причин привели к развитию правового регулирования на уровне субъектов Федерации. Возможность принятия таких нормативных актов субъектами Федерации вытекает из положений Конституции России и соглашений РФ с субъектами Федерации о разграничении компетенции между РФ и ее субъектами.

В субъектах Федерации принимались различные законодательные и иные нормативные акты. В ряде случаев в этих актах содержалось регулирование, осуществление которого не входит в компетенцию субъектов Федерации. Принимались нормы, противоречащие федеральному законодательству, что создавало дополнительные трудности для иностранных инвесторов.

К вопросам правового порядка, которые могут определяться в законодательстве субъектов РФ, относятся следующие:

- регистрация предприятий с иностранными инвестициями и лицензирование;

- обеспечение гарантий прав инвесторов;

- предоставление различных льгот (освобождение от налогов и сборов в части, касающейся бюджета субъектов, предоставление льготных условий пользования землей, установление льготных ставок по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами и иными природными ресурсами);

- осуществление контроля и принятие мер для защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов.

Каждое государство устанавливает определенный порядок допуска иностранного капитала. В одних странах действует разрешительная (или лицензионная) система (например, в Индии, ряде государств Латинской Америки), в других - установлен в принципе свободный доступ капитала. Суть разрешительной системы состоит в том, что инвестору выдается предварительное разрешение (лицензия) на осуществление инвестиционной деятельности. Преимущество этой системы состоит в том, что она обеспечивает лучшие возможности для контроля над деятельностью иностранного инвестора. В то же время установление дополнительных ограничений для доступа капитала создает большие возможности для коррупции административного аппарата, ведающего выдачей разрешений.

При любой системе государство, принимающее инвестиции, может устанавливать запреты и ограничения для осуществления иностранными инвесторами определенных видов деятельности или для осуществления такой деятельности на определенных территориях.

Правовое положение иностранных инвестиций в развивающихся странах отличается большим разнообразием, что объясняется существенными различиями в политике этих стран по отношению к иностранному капиталу. В одних странах иностранный капитал ограничивался, подвергался государственному контролю, а в ряде случаев национализировался, в других - поощрялся путем предоставления определенных льгот и гарантий. Для политики развивающихся государств по отношению к иностранному капиталу характерны частные колебания и изменения. Это объясняется в значительной степени тем, что указанные государства, испытывая острую нехватку ресурсов для капиталовложений, вынуждены прибегать к привлечению средств извне. Однако иностранные монополии предоставляют инвестиции на таких условиях, которые зачастую идут вразрез с национальными интересами этих стран.

Правовой режим иностранной собственности определяется прежде всего внутренним законодательством развивающихся стран (горным законодательством, законами о разработке природных богатств, специальными инвестиционными кодексами). В данной области международного частного права нормы этого законодательства непосредственно регулируют отношения между иностранными частными инвесторами и государством, принимающим инвестиции, т.е., как правило, применяется не коллизионный, а прямой метод регулирования.

К числу важнейших мероприятий по ограничению иностранных капиталовложений относятся: а) установление особого государственного контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных богатств; б) недопущение иностранного капитала в определенные, наиболее важные для народного хозяйства отрасли; в) установление обязательной доли участия национального государственного или частного капитала в предприятиях, создаваемых иностранными фирмами (в смешанных обществах); г) мероприятия, направленные на использование какой-то части прибылей иностранных предприятий для внутренних нужд развивающейся страны (налогообложение, ограничения при переводе прибылей за границу и т.п.); д) определение концессионной политики.

Инвестиционное законодательство некоторых стран Азии и Африки предусматривает обычно несколько режимов для иностранных инвестиций, причем особо привилегированный режим устанавливается для предприятий, требующих крупных капиталовложений и создаваемых в тех отраслях экономики, в которых наиболее заинтересована развивающаяся страна. Основные льготы, предоставляемые привилегированным режимом, обычно следующие: освобождение от таможенных пошлин при ввозе оборудования и сырья, необходимого для строительства и деятельности предприятия; полное или частичное освобождение в течение определенного срока от налога на прибыли; беспошлинный вывоз готовой продукции; право полного или частичного перевода прибылей за границу; предоставление гарантий на случай национализации и т.п.

На современном этапе развития инвестиционных отношений правовое регулирование в сфере иностранного инвестирования осуществляется по средствам сочетания национального и международно-правового регулирования.

Прежде всего, обратимся к международно-правовому регулированию. В современных условиях глобализации и усиления взаимодействия национальных экономик, международное инвестиционное право приобретает особо важное значение. Дело в том, что международные инвестиционные отношения не могут быть в надлежащей мере урегулированы только нормами национального права. Национальное право не в состоянии в достаточной степени создать условия, необходимые для беспрепятственного передвижения капитала между государствами и обеспечить иностранным инвесторам гарантии по осуществлению ими коммерческой деятельности в государстве-реципиенте. Как следствие наблюдается постепенное усиление взаимодействия внутригосударственного и международного права, что способствует интернационализации национального законодательства отдельных государств [8], в том числе и при регулировании инвестиционных отношений.

В настоящее время международные инвестиционные отношения регулируются, прежде всего, тремя универсальными конвенциями:

  1. Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г. (Вашингтонская) установила международный порядок разрешения инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств через проведение процедур примирения и арбитража в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров.
  2. Конвенцией об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года (Сеульская конвенция) учредила Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). В соответствии со ст. 11—16 Сеульской конвенции МАГИ предоставляет гарантии инвесторам от политических (некоммерческих) рисков, как правило, путем страхования иностранных инвестиций, реализуемых в границах территории развивающихся стран [7].
  3. Договор к Энергетической хартии 1994 г. содержит положения, относящиеся к поощрению и защите инвестиций в энергетическом секторе. Их можно найти в большинстве двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а именно: предоставление иностранным инвестициям режима наибольшего благоприятствования или национального режима; выплату быстрой, достаточной и эффективной компенсации за любые экспроприированные активы и другие [1].

Российская Федерация является участницей Сеульской конвенции, но не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию, а также Договор к Энергетической хартии 1994 года, даже не смотря на то, что обладает огромными энергетическими ресурсами, в освоение которых иностранные и российские инвесторы готовы вкладывать инвестиции.

Международные договоры регионального уровня в сфере иностранного инвестирования обычно заключаются в рамках экономических союзов различных государств. Эти договоры содержат нормы, которые, так или иначе, затрагивают инвестиционную деятельность. К примеру, к числу таких договоров относится Содружество Независимых Государств (далее — «СНГ»).

На разных этапах развития международно-правового регулирования иностранных инвестиций принимались и иные международно-правовые акты, играющие важную роль в правовом регулировании иностранных инвестиций.

В 1976 г. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию приняла Декларацию о международных инвестициях и многонациональных предприятиях. Другим документом, представляющим интерес, стало Руководство Всемирного банка о правовом режиме для прямых иностранных инвестиций от 1992 г.

24 сентября 1993 г. был подписан Договор о создании Европейского союза (ЕС), который устранял любые ограничения в движении капитала между странами ЕС и между странами ЕС и третьими странами.

В 1994 г. было заключено Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), в рамках которой продолжает действовать ряд документов, имеющих обязательную силу для всех членов ВТО. В их числе Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г., Генеральное соглашение по торговле услугами от 15 апреля 1994 г., Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер от 15 апреля 1994 г., Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 г.

Также отметим, что одним из самых знаменательных событий период 1980 — 1990-х годов стала подготовка проекта Многостороннего соглашения по инвестициям [9]. Этот документ подготавливался в 1995 — 1998 гг. в рамках ОЭСР и включал следующие принципы: прозрачности; справедливого режима; свободного перемещения платежей, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности и некоторые другие принципы.

В литературе неоднократно обсуждалась необходимость принятия универсальных норм международного права, регулирующих международные инвестиционные отношения [10]. Однако есть точка зрения и о нецелесообразности заключения Многостороннего соглашения по инвестициям, это вызвано тем, что, как утверждают некоторые исследователи, отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельностью, эффективнее регулировать в рамках, именно, двусторонних и региональных договоров, национального законодательства, а также на уровне инвестиционных соглашений с инвестором [11].

Такая точка зрения представляется не совсем верной. Ведь в современных условиях становятся очевидными взаимозависимость национальных экономик и формирование единой международного экономического пространства, которое нуждается, прежде всего, в универсальном правовом регулировании, а не в фрагментарном регулирование (на уровне двусторонних договоров).

Большую долю международных соглашений, регулирующих отношения, связанные с осуществлением иностранного инвестирования, составляют двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Подписание различными странами двусторонних международных соглашений в исследуемой области обусловлено следующими факторами: 1) заинтересованность развивающихся государств в притоке иностранных инвестиций.; 2) нуждаемость иностранных инвесторов в простых, понятных и неизменчивых правилах осуществления ими коммерческой деятельности на территории государства-реципиента. Эти правила могут быть гарантированы им преимущественно на международном уровне. Что касается национального законодательства различных государств, то оно не способно предоставить и обеспечить полную реализацию абсолютно всех подобных гарантии. Это обусловлено тем, что нормы национального права в любой момент могут быть изменены в пользу и в интересах принимающего государства[2].

Россия является участником более 40 подобных двусторонних соглашений с такими странами, как Великобритания, Германия, Индия, Канада, Китай и др.

Другим немаловажным источником выступают двусторонние международные договоры об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Российская Федерация является участником более 50 таких соглашений.

К источникам международного инвестиционного права относится и обычай. Он представляет собой сложившееся в международной практике неписаное правило поведения, за которым субъекты международного права признали юридическую обязательную силу [12]. Необходимость его применения закреплена во многих универсальных международных договорах и актах национального законодательства, например, в ст. 9 Венской конвенции ООН от 11.04.1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров, ст. 5 ГК РФ.

Основная трудность применения обычая проявляется в сложности определении юридической обязательности использования определенной практики и, следовательно, в признании этой практики в качестве обычая.

Большинство авторов считает, что определить юридическую обязательность правила в качестве обычая можно исключительно эмпирическим путем, по средствам обращения к правоприменительной практике [13]. Некоторые исследователи утверждают, что обычаи могут быть закреплены в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, так как они отображают согласие всего международного сообщества [11]. Оба эти мнения имеют право на существование.

Так как действующие в настоящее время международные договоры не обеспечивают необходимого международно-правового регулирования иностранных инвестиций, существующий пробел восполняет так называемое «мягкое право». Под ним в юридической науке обычно понимают акты, которые не содержат строгих и точных обязанностей государств.

В качестве норм «мягкого права» обычно называют кодексы поведения, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, а также некоторые другие акты, среди которых можно выделить международные договоры, основная цель которых — объединение усилий государств в определенной сфере их деятельности, например, в сфере осуществления иностранной инвестиционной деятельности.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что за последние годы на двустороннем и многостороннем (региональном) уровнях было заключено множество международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также в иных сферах (избежание двойного налогообложения, энергетическая сфера, торговля товарами и услугами и т.д.), затрагивающих международную инвестиционную деятельность. Действуют в этой области и обычаи, которые применялись и продолжают применяться международными коммерческими арбитражами. Данная совокупность норм международного права выводит на качественно иной уровень международное инвестиционное право и предъявляет дополнительные требования к правовому регулированию международных инвестиционных отношений.

Теперь обратимся к национально-правовому регулированию иностранных инвестиций. Отметим, что специальное национальное законодательство об иностранных инвестициях имеется в немногих государствах. Прежде всего, такие законы принимались в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах. В России также имеется специальное национальное законодательство об иностранных инвестициях.

К специальным актам инвестиционного законодательства в Российской Федерации относятся в первую очередь Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», устанавливающий экономический и правовой базис инвестирования, осуществляемого в виде вложений капитала [3]. Взаимоотношения, связанные с вложением капитала в другие сферы регулирует Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». На сегодняшний день он утратил силу, но только в части, противоречащей Закону об инвестиционной деятельности в РФ [5].

В России также действует специальный ФЗ от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях), который устанавливает основные начала обеспечения гарантий прав и интересов иностранных инвесторов на инвестиционную деятельность и получаемую от этой деятельности прибыль, а также обеспечения гарантий создания необходимых условия для коммерческой деятельности иностранных инвесторов в пределах государственных границ России[4].

Существо правового регулирования иностранных инвестиций в России определяется предоставлением соответствующего правового режима. Правовой режим осуществления иностранными инвесторами инвестиционной деятельности «не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый российским инвесторам» [4], за исключением некоторых изъятий, установленных федеральными законами. А это означает на практике, что иностранным инвесторам на территории РФ предоставляется небезусловный «национальный режим» (ст. 4 Закона об иностранных инвестициях) [4].

Изъятия ограничительного порядка для иностранных инвесторов в данном случае могут быть установлены в России федеральным законом в целях защиты основ государственного строя, гарантирование защиты государственных границ и безопасности государства и общества в целом, законных прав и интересов каждого отдельного гражданина, а также в связи с причинением вреда нравственности и здоровью граждан России.

Исключения стимулирующего характера в форме льгот, предназначенных для иностранных инвесторов, могут устанавливаться по средствам принятия соответствующих федеральных законов в интересах общественно-экономического развития.

Наиболее важными положениями Закона об иностранных инвестициях, определяющими инвестиционный климат в Российской Федерации, служат гарантии компенсации ущерба иностранным инвесторам: при национализации и реквизиции имущества, гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ, обеспечения надлежащего разрешения инвестиционных споров, свободного использования на территории РФ и перевода за рубеж доходов и прибылей и другие гарантии.

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» закрепляет вспомогательные меры по защите прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг фиксирует. Они затрагивают, прежде всего, вопросы оказания профессиональными участниками услуг инвесторам, размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного количества инвесторов [6].

Заинтересованность регионов в притоке иностранных капиталовложений, наличие достаточного количества пробелов и недостаточная результативность федеральных нормативно-правовых актов в сфере инвестирования, а также некоторые другие факторы способствовали формированию правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации. Способность принятия подобных нормативных актов субъектами Федерации основана на нормах Конституции РФ и соглашений Федерации с субъектами Федерации о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектам [13].

Таким образом, в рамках национального законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных инвестиций. При этом, правовое регулирование инвестиционных отношений на национальном уровне осуществляется как основными отраслями законодательства (нормами конституционного, гражданского, административного, налогового, таможенного, земельного и иного законодательства), так и специальными актами, регламентирующими непосредственно инвестиционные отношения, в том числе с участием иностранного инвестора.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что международное инвестиционное право регулирует, прежде всего, международные инвестиционные отношения (иностранные инвестиции), которые и являются его предметом и предопределяют собой двуединый правовой механизм международно-правового и национально-правового регулирования. То есть, регулирование иностранных инвестиций требует согласованной регламентации посредством комплексного нераздельного применения всех частей правового механизма, неотъемлемыми частями которого являются как международно-правовые, так и внутригосударственные нормативные акты — источники права.

В целях гарантирования такого комплексного регулирования иностранных инвестиций представляется необходимой разработка многостороннего (универсального) международного договора (конвенция), в результате принятия которого были бы осуществлены консолидация и унификация норм международного инвестиционного права и национального инвестиционного законодательства, обеспечено закрепление в нормативных актах действующих обычных норм международного права и сформировавшейся на протяжении достаточно длительного периода времени практики Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.



Аннотация. В данной статье затрагиваются вопросы международного правового регулирования инвестиционной деятельности, а также сотрудничества между государствами в целях развития международного инвестирования и его обеспечения.

С развитием внешнеэкономических связей все более заметным становилось появление новых форм регулирования внешнеэкономических отношений. У государств возникла необходимость в договорах и соглашениях, чтобы обусловить вопросы иностранного инвестирования. Именно в этот период сформировалась новая, ранее неизвестная подотрасль в международном экономическом праве – международное инвестиционное право.

Являясь специфической правовой связью, которая существует между различными государствами, международные отношения в сфере инвестиций нуждаются в том, чтобы для них был создан специальный, обособленный механизм, обеспечивающий их защиту [6].

Если обратиться к классификации международных соглашений в сфере инвестиций, то они подразделяются по самым различным параметрам: так, по источникам возникновения выделяют следующие категории:
- многосторонние международные соглашения (являются универсальными);
- международные региональные соглашения (заключенные между государствами в пределах одного географического региона);
- соглашения между двумя государствами, которые также носят характер международных [5].

Международные соглашения также подразделяются исходя из своего юридического содержания:
- договоры, в которых закреплены нормы о защите инвестиций;
- соглашения, направленные на регулирование иностранных инвестиций.

Было бы целесообразно рассмотреть, что же представляют собой иностранные инвестиции, понятие, которым характеризуются капиталовложения на международном уровне.

Итак, иностранные инвестиции – это, прежде всего, материальные, либо нематериальные ценности. Принадлежность данных ценностей может быть различна: они могут находиться в собственности юридических, физических лиц, при этом объединяться территориально одним государством. Однако такие вложения размещены на территории иностранного государства в целях извлечения прибыли. В качестве таких активов могут выступать: недвижимость, движимое имущество, а также имущественные права, которые имеют оценку в денежном эквиваленте, интеллектуальная собственность. Помимо материальных благ, инвестициями могут являться предоставляемые услуги, а также информация, имеющая какую-либо ценность.

Осознавая всю важность обеспечения защиты иностранных инвестиций, в настоящее время государства, сотрудничая как в политике, так и в экономике, на законодательном уровне стали все больше закреплять гарантии неприкосновенности иностранных капиталовложений. Наиболее критичными вопросами, которые заслуживают особого внимания в сфере защиты инвестиций, являются меры по экспроприации, реквизиции и конфискации. Гарантией защиты от вышеуказанных действий является обязательство воздерживаться от них. В большинстве случаев те соглашения, которые являются двусторонними, содержат более подробное регулирование инвестиционных отношений между государствами. Тем не менее, стоит добавить, что иностранные капиталовложения регулируются не одним только международным правом: регулирование также осуществляется и на внутринациональном уровне каждой страны.

На наш взгляд, среди международных важнейших документов, которые наиболее полно и четко отражают положения иностранных инвесторов, порядок урегулирования споров в области инвестиций, выделяются: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, принятая в 1965 г.[2] и Сеульская Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, которая была принята в 1985 г.[1] В чем же состоит суть, и каково значение данных международных документов?

Так, в Вашингтонской Конвенции довольно чётко регламентирован порядок разрешения инвестиционных споров, возникающих между государствами, физическими или юридическими лицами. В основе разрешения подобных споров, согласно Вашингтонской Конвенции, лежит специальный механизм – это Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Однако, на практике бывают случаи, когда по соглашению сторон спор передан на рассмотрение в арбитраж. Здесь минус такого рассмотрения заключается в том, что у государств-участников Вашингтонской конвенции уже нет возможности предоставить дипломатическую защиту своему физическому или юридическому лицу-инвестору.

Исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что роль Вашингтонской Конвенции состоит в создании надлежащих условий для государств, чтобы они постепенно уходили от практики дипломатической защиты своих инвесторов, тем самым превратив инвестиционные споры из международно-правовых в частноправовые [4].

Значение второй рассматриваемой нами конвенции – Сеульской, состоит в том, что ее принятие способствовало созданию эффективного механизма защиты иностранных инвесторов от некоммерческих, иначе говоря - политических рисков. Конвенция стала основой для учреждения специальной международной организации по страхованию инвестиционных рисков. Этой организацией стало Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Так, в Конвенции прописано, что на основании заключенных инвесторами договоров с Агентством (которые являются по своей сути гарантийными соглашениями), при наступлении страхового события инвесторы получат денежные компенсации. Примерами таких рисков могут быть: ограничения от государства-реципиента на перевод валюты за границу, война, чрезвычайное положение (массовые гражданские беспорядки), действия государства, повлекшие лишения прав собственности инвестора на свой вложенный капитал.

Таким образом, вышеуказанные Конвенции позволили создать международный механизм защиты прав инвесторов. Они легли в основу формирования правовых актов по вопросам регулирования и обеспечения иностранных инвестиций. Указанные конвенции на сегодняшний день – это мощная правовая база, играющая важную роль в деле обеспечения защиты прав иностранных инвесторов и недопущения ущемления их прав введением жестких ограничений.

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции — это создание совместных предприятий и предприятий, на сто процентов принадлежащих иностранным инвесторам.

Иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия).

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа — национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях.

Универсальное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден МЦУИС — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства. В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.

Более действенный способ защиты иностранных инвестиций — это страхование. Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА — заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков.

В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков — это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков, Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства.

В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков.

В качестве примеров региональных инвестиционных соглашений можно привести договоры, заключенные в рамках СНГ. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. предусматривает сотрудничество сторон в сфере инвестиционной политики, пресечения недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках; предоставление иностранным инвесторам права на приобретение национальных ценных бумаг, аренду помещений, пользование землей; заключение концессионных договоров и создание свободных экономических зон. Соглашение распространяется не только на частное, но и на государственное иностранное инвестирование.

Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов. Для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим (за исключением изъятий, определенных в национальном законодательстве государств-участников). Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства, защита от национализации; право на использование доходов, приобретение акций и ценных бумаг, участие в приватизации, приобретение вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество; заключение концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства.

Наиболее гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений — обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставление гарантий беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков.

В двусторонних международных договорах о взаимной защите инвестиций предусматривается взаимная обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Инвестиционные споры должны рассматриваться в арбитражном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (РФ заключила более 30 подобных соглашений — с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией и др.).

Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной степени способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США и др.).

В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях — к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов.

Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию — в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала. Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика). Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (в основном с использованием национальных материально-правовых норм).

В любом случае принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования.

Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального, может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Преференциальный режим предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики. Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.

В законодательстве большинства государств есть «дедушкина» (стабилизационная) оговорка о применении к иностранным инвесторам более благоприятного для них законодательства. В законодательстве Армении, Молдовы, Казахстана закреплено положение о том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения.

В российском законодательстве «дедушкина» оговорка сформулирована несколько иначе: иностранный инвестор в случае ухудшения своего положения вследствие изменения законодательства сам должен обратиться в компетентные органы с требованием о применении к нему прежнего законодательства.

Принимающие государства, как правило, устанавливают возможность ограничения допуска иностранного капитала: запрещение допуска иностранных инвестиций в определенные отрасли экономики; введение особого контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных ресурсов; обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранными инвесторами предприятиях; установление специального фискального режима; определение концессионной политики.

Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности. Проведение национализации — это право каждого суверенного государства. Условия и основания проведения национализации устанавливаются во внутригосударственном праве.

С точки зрения правовой природы национализация представляет собой акт суверенной государственной власти, социально-экономическую меру общего характера, а не наказание отдельных лиц. В современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности. Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, как правило, предусматривают отказ принимающего государства от принудительного изъятия иностранных капиталовложений путем национализации, конфискации или реквизиции в административном порядке.

В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г., «Об иностранных инвестициях в форме капиталовложений» 1999 г., отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства; во многих субъектах Федерации принято собственное инвестиционное законодательство.

Под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, — деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация.

Иностранные инвесторы на территории РФ пользуются национальным режимом. Изъятия из него могут быть установлены только федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности РФ. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.

Российское законодательство закрепляет целый комплекс мер, гарантирующих стабильность правового положения иностранных инвесторов: правовую защиту на территории РФ; различные формы осуществления инвестиционной деятельности; возможность передачи прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; защита от неблагоприятного изменения законодательства; свободный перевод прибыли за границу; обеспечение надлежащего разрешения инвестиционных споров; право на приобретение ценных бумаг и участие в приватизации; предоставление прав на недвижимое имущество.

В свое время национализация, произведенная в России после Октябрьской революции, была признана другими государствами в соответствии с двусторонними международными соглашениями — договоры между СССР и Германией (1922 г.), США (1933 г.), Норвегией (1959 г.), Швецией (1941 и 1964 гг.), Данией (1964 г.), Великобританией (1968 г.). Принцип взаимного зачета финансовых и имущественных претензий, возникших до 9 мая 1945 г., положен в основу Соглашения между РФ и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий 1997 г.

Французская сторона обязалась не предъявлять и не поддерживать требований, касающихся претензий по займам и облигациям, интересам и активам, в отношении которых французские лица были лишены права собственности или владения, претензий по долгам царского правительства и правительства СССР. Россия со своей стороны обязалась не предъявлять требований в отношении ущер6а, причиненного во время интервенции 1918-1922 гг., требований в отношении активов во Франции и переданного золота (в том числе «колчаковского» золота).

В возмещение претензий Россия должна была до 2000 г. выплатить Франции определенную сумму. Полученные средства должны быть распределены во Франции среди французских физических и юридических лиц по французскому праву. Соответственно, у французских держателей облигаций по российским займам и лиц, собственность которых была национализирована в России без выплаты компенсации, должны возникнуть соответствующие отношения с правительством Франции, а не России.

В современном российском законодательстве сохраняется право РФ на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника. Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора. К спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры — рассматриваться в российских правоприменительных органах.

Естественно резко отрицательное отношение иностранных инвесторов к подобным установлениям нашего национального права и их нежелание рисковать своими капиталами, вкладывая их в российскую экономику. Право РФ на национализацию является серьезным тормозом притока иностранных капиталовложений.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Инвестиции и иностранные инвестиции

Важность инвестиционной деятельности особенно возросла за последние несколько лет, так как экономическая и политическая нестабильность захватила большую часть стран мира. Многие взаимозависимые компании уже не могут существовать только на своих внутренних ресурсах, они требуют финансовых влияний извне, для создания конкурентных преимуществ.

Инвестиции – это процесс осуществления долгосрочной деятельности по вложению капитала в любой вид деятельностью, на основании получения потом от вложения прибыли.

Цель инвестирования – экономическая (получение прибыли) или социальная.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налогообложение иностранных инвестиций 440 руб.
  • Реферат Налогообложение иностранных инвестиций 250 руб.
  • Контрольная работа Налогообложение иностранных инвестиций 210 руб.

Инвестиции предполагают хороший доход, и возможность получения большей прибыли, каждое предприятие на рынке самостоятельно ищет пути инвестирования и выбирает направление.

Понятие «инвестиции» плотно укоренилось в бизнесе, инвестиционная деятельность неотъемлемой элемент политики компаний. Без инвестиций нет развития предприятия или даже целой страны. Вложение ценностей во что-либо предполагает определенную отдача, с экономической точки зрения такая отдача – это прибыль.

Инвестиции различны по срокам вложения, по целевому назначению, по видам и т.д. Иностранными инвестициями принято считать все ценности, которые вкладывают инвесторы в инвестиционные проекты страны или отдельные предприятия. Иностранные инвестиции еще называют внешними, то есть те, которые поступают в страну изза границы.

Налогообложение иностранных инвестиций

Все иностранные инвестиции, которые поступают в страну, подлежат строгому контролю и учету. Все операции, производимые с этими ценностями, также регистрируются и учитываются в налоговых органах страны.

Надо отметить, что на сегодняшний день сами инвестиции не подлежат налогообложению, а подлежит только доход, который получает инвестор от вложенного капитала. Специальных режимов налогообложения для иностранных инвесторов нет, в рамках Налогового Кодекса РФ доход иностранного инвестора подлежит следующим возможным налогам:

  • местные налоги;
  • региональные налоги;
  • федеральные налоги.

То есть иностранный инвестор находится на той же ступени налогообложения, что и российский инвестор, единственное, все операции иностранного инвестора тщательнее контролируются, так как идет отток капитала из страны.

Проблемы налогообложения иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции помогают в большинстве случае развитию страны и ее потенциалу, поэтому есть необходимость привлечения большего количества инвестиций.

Но есть ряд проблем, связанных с тем, что иностранные инвесторы не хотят вкладывать капитал в российские инвестиционные проекты, в частности:

  • из-за быстро и часто меняющегося налогового законодательства;
  • непрозрачности налогообложения;
  • высоких процентов по налоговым ставкам;
  • отсутствие льгот для иностранных инвесторов;
  • отсутствие специальных режимов налогообложения для иностранных инвесторов.

Таким образом, причины, по которым иностранные инвесторы не желают вкладывать свой капитал в России достаточно серьезные. Из-за этого страна теряет потенциальных инвесторов, что в целом плохо отражается на экономических процессах страны. Для решения существующих проблем необходимо в корне пересматривать налоговое законодательство для инвесторов иностранцев, делать его более лояльным и гибким, лучшим решением будет разработка налоговых льгот по определенным видам деятельности.

Данные мероприятия позволят повысить инвестиционную привлекательность страны и привлечь больше иностранных инвестиций, то есть улучшить экономических фон во многих отраслях хозяйства страны.

Читайте также: