Инструменты международного налогового планирования

Опубликовано: 16.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД

Автор - Начальник отдела международного корпоративного и налогового права ООО "НФП-практик" Бескаровайный Евгений Леонидович. Естественно, основным элементом для построения корпоративных структур являются компании, зарегистрированные в различных странах. Для целей уменьшения налогов могут использоваться компании, действующие в безналоговом или низконалоговом режиме. Это могут быть как оффшорные компании, так и компании из налоговых "Гаваней".

Как оффшорные, так и неоффшорные компании, задействованные в налоговых схемах, могут быть либо "обычными" компаниями, то есть неспециализированными организациями с широким спектром уставных видов деятельности, либо предназначаться для специфических операций, часто требующих государственной лицензии. Так, в международном налоговом планировании широко используются оффшорные страховые компании, оффшорные инвестиционные фонды, оффшорные финансовые компании и даже оффшорные банки.

Помимо компаний, в налоговых схемах могут использоваться и более экзотические образования, такие как товарищества , трасты и т.д.

Организационно-правовые формы оффшорных компаний

В чистых оффшорах специфической организационно-правовой формой компании является "компания международного бизнеса" (International Business Company, IBC).

Характерные черты компании международного бизнеса:

Критерии

Характеристика

отсутствует налог на доход

Отсутствие прямого государственного контроля

не сдается финансовая отчетность

отсутствует публичный реестр акционеров

отсутствует публичный реестр директоров

Гибкость в формулировках устава

допускается любая деятельность, кроме лицензируемых видов

необходима лишь уплата ежегодной пошлины

Быстрая инкорпорация (регистрация компании)

обычно не более суток

Регламент работы оффшорной компании. Понятие статуса "нерезидентная"

Первый подход – компания зарегистрирована в оффшорной зоне , будет считаться "нерезидентной", если компанией владеют и управляют нерезиденты страны регистрации, и компания не имеет зарегистрированного офиса, не ведет деятельности и не извлекает дохода на территории страны регистрации. При этом компания получает статус "нерезидентная" и не платит ни подоходного, ни иных корпоративных налогов. Примерами таких юрисдикций являются все островные чистые оффшоры.

Второй подход – когда компания может иметь зарегистрированный офис в оффшорной зоне и управляться местными директорами, но принадлежать должна нерезидентам страны регистрации. В ряде стран такие компании могут получить статус так называемых освобожденных от налогов резидентных компаний при условии уплаты соответствующих ежегодных пошлин. Например, граждане-нерезиденты могут владеть "резидентной" компанией (т.е. быть ее акционерами), зарегистрированной в одной из оффшорных зон. Если при этом они сами управляют компанией и не ведут деятельности внутри страны регистрации, то их компанию полностью освобождают от уплаты всех видов налогов страны регистрации или она платит незначительные налоги на чистую прибыль. Типичными примерами являются мальтийские или кипрские компании. Если же компанией управляют профессиональные директора – местные жители страны регистрации, то статус освобожденной от налогов резидентной компании можно получить (что очень широко применяется в настоящее время) при уплате соответствующих ежегодных пошлин правительству страны регистрации. Причем размер пошлин не сравним с размером налогов, которые пришлось бы платить обычной резидентной компании.

Безусловно, необходимо постоянно отслеживать и немедленно реагировать на любые изменения в действующем законодательстве, которые стремятся ограничить возможность гибко управлять средствами. Также необходимо соблюдать строго условия статуса "нерезидентная". Поскольку с потерей данного статуса, компания переходит в разряд обыкновенных налогоплательщиков, и будет вынуждена в обязательном порядке платить налоги в стране регистрации по итогам своей деятельности.

Международное налоговое планирование обладает обшир­ным диапазоном разнообразных налоговых инструментов, как например:

- размещение хозяйственной деятельности или управление ею в странах или регионах с льготным налоговым режимом (свободных экономических зонах, налоговых гаванях и др.);

- инвестирование капитала в страны, имеющие низкие на­логовые ставки или освобождение от налогообложения у «ис­точника выплаты» пассивных доходов: дивидендов, процентов, роялти и др.;

- использование налоговых преимуществ, предоставляе­мых странами, выплачивающими доходы по определенным ви­дам активных операций: финансовые и страховые сделки, стро­ительство, судоходство, инвестиции, малый бизнес и др.;

- применение трансфертного ценообразования и распреде­ления прибылей в зоны с наиболее благоприятным налоговым климатом;

- использование преимуществ двусторонних и многосторон­них налоговых соглашений;

- применение выгод интеграционных объединений (беспош­линная торговля, гармонизация налогообложения).

Специальные налоговые режимы представляют собой организацию исчисления и упла­ты налогов и сборов на определенной территории. Среди специ­альных налоговых режимов выделяют в первую очередь свобод­ные экономические зоны (СЭЗ).

Свободные экономические зоны можно определить как обо­собленные территории государств с льготным по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Ос­новными целями создания СЭЗ наряду с привлечением иност­ранного капитала являются: развитие экспортного отечествен­ного потенциала, использование передовой зарубежной техни­ки, технологий и управленческого опыта.

В мировой практике свободная экономическая зона, как правило, отделена от экономической системы страны таможен­ной границей. Такой под­ход применяется в определении свободной зоны (или зоны-франко), где она определяется как часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергающиеся таможенному контролю и налогообложению (VIII приложение к Киотской конвенции 1973 г.). Наряду с ука­занными выше общими чертами каждая зона обладает своей спецификой, которая характеризуется множеством факторов, включая особенный налоговый механизм, обслуживающий дан­ную территорию.

Свободные экономические зоны созданы в Республике Бела­русь на основании Закона Республики Беларусь "О свободных экономических зонах" от 07.12.1998 г. №213-З, Указа Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь", Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 г. № 262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь". В настоящее время действует шесть свободных экономических зон: СЭЗ «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Гродноинвест» и СЭЗ «Могилев» со специ­альным налоговым механизмом, действующим в пределах этих зон. Его отличие от общереспубликанского налогообложения состоит, прежде всего в пониженных ставках основных видов налогов: налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (доходы). Применяется также механизм налоговых освобожде­ний от уплаты налога на прибыль (доходы) по продукции собст­венного производства (налоговые каникулы представляются сроком на пять лет), ограничивается введение на территории свободных экономических зон местных налогов и сборов.

Основными целями создания СЭЗ в Республике Беларусь и проводимой в соответствии с ними налоговой политики являет­ся ускорение экономического развития региона путем:

- привлечения иностранных инвестиций;

- апробации новых методов хозяйствования, основанных на сочетании различных форм собственности;

- расширения производства потребительских товаров и услуг;

- увеличения экспортной продукции и решения других со­циально-экономических задач.

Поставленные задачи решаются при использовании следую­щих регуляторов налогового механизма - льгот и преферен­ций резидентам СЭЗ:

1) при ввозе иностранных и отечественных товаров на терри­торию СЭЗ таможенные платежи не взимаются и меры экономической политики не применяются;

2) применяются пониженные ставки (на 50 % ) по основным налогам: НДС и прибыль;

3) используются дополнительные льготы и преференции.

Среди наиболее распространенных форм привлечения иностранного капитала можно также отметить организацию свободных таможенных и таможенно - складских зон (СТЗ).

Свободная таможенная зона - это таможенный режим, при
котором иностранные товары размещаются и используются в
соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики.

Для названных зон характерно: создание их для обслуживания мирового рынка; неприменение в них многих налоговых норм и таможенных ограничений, действующих на остальной территории страны; распространение государственного регулирования внешнеэкономических связей.

В настоящее время практически ни одна схема международного налогового планирования не обходится без специфическо­го налогового механизма, обслуживающего оффшорный биз­нес. Под оффшорными зонами традиционно понимают страны с благоприятным налоговым законодательством. На сегодняшний день в мире насчитывается более 60 стран, предусматрива­ющих налоговые льготы для оффшорных компаний.

Оффшорная территория – это государство или территория, проводящая политику привлечения ссудных капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и прочих льгот. Льготы предоставляются не только иностранным, но и местным организациям.

К качестве оффшорных юрисдикций наиболее часто выступают небольшие независимые государства или обособленные территории, облада­ющие особым государственно-правовым статусом. Власти этих юрисдикции стимулируют развитие сектора оффшорных услуг с целью привлечения иност­ранного капитала, увеличения занятости населения и повыше­ния деловой активности.




Типичная оффшорная юрисдикция предоставляет для инве­сторов определенный стандартный комплекс услуг. В него вхо­дят регистрация нерезидентных и освобожденных компаний, а также создание оффшорных структур других типов: предпри­нимательских партнеров, оффшорных трастов, специализиро­ванных оффшорных компаний — банков, страховых фирм и инвестиционных учреждений. Понятие оффшорной компании и ее статус обычно определяется специальными законами или другими аналогичными нор­мативными актами

Можно выделить пять характеристик оффшорной компании.

1. Оффшорная компания является нерезидентной по отношению к территории, где она зарегистрирована. Это означает, что ее центр контроля и управления находится за рубежом. Любые коммерческие операции оффшорной компании должны проводиться за пределами юрисдикции, где она зарегистрирована.

2. Оффшорная компания, как правило, освобождена от налогов и выплачивает ежегодный регистрационный сбор.

3. Упрощена процедура регистрации и управления компа­нией. Допускается использование номинальных владельцев и директоров. Требования к проведению собраний директоров но­сят формальный характер.

4. Для оффшорных компаний в стране инкорпорации отсут­ствует валютный контроль, упрощена финансовая отчетность, аудиторские проверки необязательны.

5. Владение оффшорной компанией может осуществляться на условиях полной анонимности и конфиденциальности. Кон­фиденциальный характер гарантирован общепринятыми пра­вовыми нормами и законодательством юрисдикции, где зареги­стрирована компания.

Такой льготный режим налогообложения в рамках отдель­ной территории, несмотря на неоспоримые преимущества, име­ет и существенные недостатки. Территории-оффшоры в боль­шинстве случаев исключены из сферы налоговых соглашений. Налоговые службы подвергают особенно пристрастной провер­ке контракты с оффшорными фирмами. В ряде стран, особенно развитых, введено антиоффшорное законодательство. В отдель­ных случаях затруднено и открытие счетов в банках.

При международном налоговом планировании необходимо учитывать не только их юридический статус, но и историчес­кий, политический, социально-экономический, географичес­кий контекст оффшорной схемы. Одни территории пользуются репутацией «респектабельных» — Гернси, Каймановы острова, Бермуды; другие — «максимально либеральных»: Панама, Ба­гамы, Либерия, Сейшельские острова. Определенное значение и налоговом планировании имеет фактор географической близости к промышленно развитым государствам, финансовым центрам и торговым путям.

Оффшорные зоны довольно разнообразны по администра­тивным условиям работы компаний, требованиям к отчетнос­ти, налоговым ставкам и др. Поэтому страна регистрации выби­рается под конкретный род деятельности, а иногда даже под конкретную сделку. Традиционно основными критериями при выборе юрисдикции считаются, с одной сторо­ны, дешевизна и простота регистрации и поддержания компании, а с другой - имидж страны регистрации.

Налоговые юрисдикции можно условно подразделить на два основных типа. Первый - это собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к «налоговым гаваням», для которых характерно отсутствие налога на прибыль льготных компаний. Вместе с тем эти юрисдикции в основном исключены из сферы действия международных налоговых соглашений (остров Мэн, Гибралтар, Багамы, Панама и др.). Все эти зоны характеризуются высокой степенью конфиденциальности для владельцев оффшор­ных компаний и почти полным отсутствием контроля со стороны властей за деятельностью таких компаний. С компаний не взима­ются налоги, но они уплачивают ежегодный фиксированный сбор, который не превышает 1000 дол. США.

К другому типу относятся юрисдикции с «умеренными» ус­ловиями налогообложения. Они не являются типичными офф­шорными территориями. Здесь, как правило, взимается опре­деленный налог на прибыль. Преимущества этих территорий связаны главным образом с благоприятной системой налоговых соглашений, которыми они располагают. Как правило, они тре­буют от оффшорных компаний финансовой отчетности и предо­ставляют им ощутимые налоговые льготы. Со стороны прави­тельства этих государств контроль более жесткий, чем в преды­дущем случае, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. К законам с «умеренными» условиями налогообложения обычно причисля­ют вполне «респектабельные» и даже «престижные» государст­ва Западной Европы - Швейцарию, Нидерланды, Ирландию, Люксембург, Бельгию, Австрию.

Имеется ряд «комбинирован­ных» юрисдикции, сочетающих в себе признаки различных ти­пов. К такого рода «оптимальным» юрисдикциям можно при­числить Кипр, Ирландию и с некоторыми оговорками — Швей­царию. Среди этих стран и Россия (Калмыкия, Ингушетия, Ал­тай). Имеются и «нетипичные» оффшорные юрисдикции, которые располагают некоторыми соглашениями об устранении двойного налогообложения (Мадейра, Нидерланды, Антиллы, Британ­ские Виргинские острова). В соответствии с ними доходы переправляются в налоговое убежище через компа­нию в страну с благоприятным налоговым климатом.

К оффшорным зонам, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 №353) в редакции от 21.01.2011 №31 относятся следующие: Княжество Андорра, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских Островов, Барбадос, Белиз, Бруней-Даруссалам, Республика Вануату, Ангилья, Бермудские Острова, Британские Виргинские Острова, Монтсеррат, Гибралтар, Британская территория в Индийском океане (Острова Чагос), Южная Георгия и Южные Сандвичевы Острова, Теркс и Кайкос, Острова Кайман, Гренада, Республика Джибути, Доминиканская Республика, Макао, Республика Коста-Рика, Острова Кука и Ниуэ (Новая Зеландия), Республика Либерия, Княжество ЛихтенштейнРеспублика Маврикий и др.

Одним из мощнейших инструментов налогового планирова­ния является применение трастов и структур, так или иначе ис­пользующих трасты. Под международным трастом понима­ется траст, созданный в одной стране для управления имущест­вом, расположенным в другой стране. Следует отметить, что когда речь заходит о международном трасте, чаще всего подра­зумевается траст, учрежденный в соответствии с нормами об­щего права. Такой траст может быть учрежден только в стра­нах, применяющих нормы англосаксонского права (Великобритания). Классическими трастовыми странами и территориями являются Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Кипр, Британские Виргинские острова, Багамские и Бермудские ост­рова, Гибралтар и др. К другой категории стран, где принято трастовое законода­тельство, но фактически эти страны не принадлежат к системе об­щего права, относятся Швейцария, Лихтенштейн, Панама, Мона­ко. Это наиболее интересные страны с точки зрения их использо­вания в налоговом планировании, потому что, они изменили свое законодательство с целью применения преимуществ трастовых структур.

Все трасты можно подразделить на отзывные и безотзывные. При учреждении отзывного траста учредитель имеет возмож­ность либо по истечении срока, либо при наступлении опреде­ленных обстоятельств, указанных в договоре, возвратить иму­щество в свою собственность. Отзывные трасты имеют ряд пре­имуществ для учредителя. Это возможность жесткого контроля над деятельностью доверительного управляющего, в использова­нии имущества по своему усмотрению в случае прекращения до­говора траста. Однако при этом часто теряется возможность за­щиты имущества, переданного в траст, от обращения взыскания по обязательствам учредителя, ограничивается защита имущест­ва траста от принудительного наследования, использование траста с целью минимизации налоговых обязательств по нало­гам на имущество, на доходы и переход права собственности. Безотзывный траст не дает возможности для учредителя траста получить обратно в свою собственность имущество, прежде переданное в траст.

В зависимости от объема прав, предо­ставляемых доверительному управляющему, трасты подразде­ляются на фиксированные и дискреционные. При заключении договора фиксированного траста управляющий должен руко­водствоваться в своей деятельности указаниями учредителя или попечителя в отношении операций, совершаемых с иму­ществом, переданным в доверительное управление. В дискреционном трасте управляющий при распоряжении имуществом действует по своему усмотрению. В отличие от фиксированных, дискреционные трасты не связаны какими-либо указаниями учредителя относительно использования иму­щества, кроме обязанности действовать в интересах бенефициа­ров. Кроме того, на него могут налагаться определенные огра­ничения и обязательства, зафиксированные в договоре трас­та.

Одним из важнейших составляющих международного нало­гового планирования является трансфертное ценообразова­ние, которое опосредствует движение товаров и услуг в пределах транснациональной группы. Трансфертные цены представляют собой разновидность цен, применяемых во внутрифирменных расчетах. Движение капиталов, выражающее стоимость товаров и услуг (трансферты), позволяет варьировать полученные дохо­ды, перераспределяя их большую часть компаниям, находя­щимся в зонах с благоприятным налогообложением. В то же время манипуляции с трансфертными ценами орга­нами налоговых администраций многих зарубежных государств рассматриваются как уклонение от налогов и законодательно наказуемы. Для устранения нелегальных налоговых операций трансфертными ценами в двусторонних международных дого­ворах и налоговых соглашениях, а также во внутреннем нало­говом законодательстве многих стран предусмотрен порядок определения (оценки) совершаемой сделки транснациональны­ми компаниями.

Для всех видов экономических группировок (зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов) характерна отмена таможенных пошлин во взаимной торговле и создание, общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам. Более высокие формы интеграции (общий рынок, экономичес­кий союз) предусматривают отмену таможенных барьеров меж­ду государствами-участниками, и как следствие - освобожде­ние взаимной внешнеэкономической деятельности от уплаты косвенных налогов на границе, а также проведение единой поли­тики в области унификации и гармонизации налогообложения. ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ В ДАННОМ ВОПРОСЕ И ВЫУЧИТЬ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Честно. Консервативно. Конфиденциально.


  • Цель и замысел компании
  • История компании
  • Принципы нашей работы
  • Почему мы
  • Видеоролики
  • Сотрудничество
  • Нас рекомендуют
  • Москва
  • Киев
  • Никосия (Кипр)

Международное налоговое планирование


В данном разделе представлена информация об основных инструментах и методах, используемых обычно в области международного налогового планирования, а также о критериях, которые необходимо учитывать для принятия правильного решения.

Что такое международное налоговое планирование?

Международное налоговое планирование (МНП) — это совокупность инструментов и методов, позволяющих получить бизнесу налоговые преференции путем использования офшорных и низконалоговых юрисдикций, трастов и фондов, различных организационно-правовых форм. Во многом выбор будет зависеть от следующих факторов:

  • вид осуществляемой деятельности;
  • место нахождения основного актива;
  • место ведения основной деятельности, приносящей доход;
  • налоговое резидентство конечного собственника бизнеса.

В современном мире трудно представить себе хотя бы одну крупную транснациональную корпорацию, которая бы в той или иной степени не прибегала к налоговой оптимизации. В этой связи многие известные компании открывают дочерние предприятия в странах с благоприятными налоговыми режимами, тем самым минимизируя свои налоговые выплаты.

Однако стоит учитывать тот факт, что в текущих реалиях использование зарубежных компаний и структур не должно быть обусловлено исключительно налоговыми соображениями. Включение в цепочку владения иностранной компании без реальных на то экономических причин лишь с целью снижения налогового бремени зачастую сопряжено с рисками негативных налоговых последствий.

В последнее время существенно усилилась борьба развитых стран с размыванием налоговой базы и искусственным переносом центра прибыли в другие юрисдикции. Итогом такой борьбы становится доступность для налоговых органов информации о зарубежных структурах, их операциях и конечных собственниках.

Для того, чтобы международное планирование оказалось успешным, очень важно учитывать особенности каждого конкретного случая, а также не забывать про цели, которые необходимо достичь.

Как осуществляется международное налоговое планирование?

Одним из наиболее часто используемых методов МНП является регистрация компании в т.н. офшорной зоне (offshore zone). Если вы планируете зарегистрировать компанию в офшорной зоне, необходимо учесть следующие аспекты:

  • определиться с целью, которую вы планируете достичь, и оценить, насколько эффективным будет учреждение офшорной компании, исходя из поставленных целей;
  • оценить налоговые последствия регистрации иностранной компании для бенефициарного владельца;
  • оценить налоговые последствия операционной деятельности и управления компанией;
  • оценить налоговые последствия для российских компаний, если такие компании будут являться дочерними по отношению к иностранной или будут осуществлять с ней какие-либо операции;
  • определиться с доступными возможностями по открытию банковского счета такой компании.

В то же время существует множество иных способов международного налогового планирования, которые включают в себя использование как офшорных, так и низконалоговых юрисдикций, в зависимости от конкретных целей.

Существует три основных подхода к формированию международных структур:

  1. Различные государства имеют различные налоговые системы. Совершенно очевидно, что налоговая система, к примеру, Российской Федерации отличается от налоговой системы многих других стран, и, получив один и тот же доход, необходимо будет оплатить совершенно разные по сумме налоги. Если бизнес направлен на иностранные рынки, то вполне логично создать локальное присутствие в стране, которая ориентирована на такие рынки и одновременно предоставляет благоприятный налоговый режим.
  2. Организационно-правовые формы предприятий и подход к их регулированию могут отличаться в разных странах. Данный аспект необходимо учитывать при учреждении иностранной структуры.
  3. Соглашения об избежании двойного налогообложения позволяют не платить налог с одного и того же вида дохода дважды, поэтому данный аспект имеет существенное значение при построении бизнеса.

Особо отметим, что в каждой конкретной ситуации необходимо обращаться к специалистам, у которых есть большой профессиональный опыт в сфере МНП.

Критерии выбора юрисдикций для МНП

На сегодняшний день в мире насчитывается более 60 стран, предусматривающих налоговые льготы (вплоть до полного освобождения от любых налогов) для зарегистрированных в них компаний (т. н. офшоры).

Как правильно сделать выбор юрисдикции для регистрации своей зарубежной компании? Ответ на этот вопрос, к сожалению, не может быть дан без понимания всех аспектов планируемой деятельности (бизнеса), а также долгосрочных планов его бенефициарных владельцев.

Кроме того, необходимо понимать, чем отличаются офшорные и низконалоговые юрисдикции друг от друга. Юрисдикции, используемые в международном налоговом планировании, условно можно разделить на три группы:

  1. Классические офшорные зоны, или офшоры. К ним относятся страны, предоставляющие зарегистрированным в них офшорным компаниям, не ведущим деятельность на их территории, полное освобождение от уплаты каких-либо налогов в обмен на небольшой фиксированный ежегодный сбор. Ведение и последующая подача финансовой отчетности в таких странах не является обязательным. Это, как правило, небольшие «островные» государства. Наиболее известны среди них: Багамские Острова, Британские Виргинские Острова (БВО), Сейшельские Острова, Белиз, Маврикий, Нeвис, Панама, Маршалловы Острова.
  2. Низконалоговые зоны. К таким юрисдикциям относятся страны, в которы хустановлены низкие налоговые ставки для определенных типов компаний. Зачастую их причисляют к «офшорам», а зарегистрированные в них компании могут называть «офшорными», а также нерезидентными (non-resident) или освобожденными (exempt). Как правило, такие государства требуют от компаний ведения финансовой отчетности и в ряде случаев уплаты минимальных налогов от своей деятельности. Наиболее показательные примеры таких стран — Кипр, Гибралтар, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург, Уругвай.
  3. К третьей группе можно отнести юрисдикции, отличающиеся высокой респектабельностью. Они предоставляют в ряде случаев различные налоговые льготы при соблюдении, как правило, определенных достаточно жестких условий. Такие страны никоим образом нельзя отнести к офшорным зонам. Подобные юрисдикции в основном выбирают в целях улучшения имиджа своего бизнеса, придания ему большой респектабельности, а также для возможного последующего выхода на финансовые рынки этих высокоразвитых стран. Среди таких стран — Нидерланды, США, Великобритания, Швейцария.

Офшорные и иные юрисдикции сильно отличаются друг от друга по административным условиям работы компаний, требованиям к отчетности, налоговым ставкам и т. д. Поэтому страна регистрации вашей компании, в том числе офшора, должна выбираться с учетом конкретных особенностей и природы вашего бизнеса. Традиционно основными критериями при выборе юрисдикции считаются, с одной стороны, низкая стоимость, простота регистрации и поддержания компании, а с другой — имидж страны регистрации.

Обращайтесь к специалистам!

Если вы решили прибегнуть к международному налоговому планированию, то в силу необходимости учета огромного количества факторов и обстоятельств мы не рекомендуем вам заниматься этим самостоятельно.

Если вы хотите минимизировать риски возможного признания своих зарубежных операций незаконными, мы рекомендуем вам обращаться за юридической поддержкой в нашу компанию.

Международное налоговое планирование – это:

· выбор между различными вариантами и методами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств;

· допускаемое законодательством снижение глобального налогового бремени физических и юридических лиц с целью максимизации их совокупных доходов, возникающих во всех юрисдикциях внешнеэкономической деятельности;

· создание схем и инструментов налогового планирования с целью снижения налоговых потерь при проведении международных инвестиционных и финансовых операций.

Международное налоговое планирование (МНП) как составная часть корпоративного налогового планирования – это процесс систематического использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов. Результатами данного налогового планирования являются совокупная налоговая экономия и максимизация совокупной чистой прибыли хозяйствующего субъекта, возникающие во всех юрисдикциях деятельности и регистрации в соответствии с принципом резидентства.

Задачами международного налогового планирования являются:

1) учет всех налогов, уплаченных во всех юрисдикциях активности, специфики различных элементов налогов (ставок, налоговой базы, предоставляемых льгот и т. д.);

2) изыскание наиболее рациональных способов оптимизации таких налогов;

3) эффективное использование различных способов урегулирования международного двойного налогообложения;

4) максимизация глобального дохода хозяйствующего субъекта за счет снижения его совокупного налогового бремени.

Особенностью корпоративного МНП является использование вариантов создания различных транснациональных корпораций для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами группы, находящимися в странах с разным уровнем налогов.

По уровню налогового бремени все страны мира условно можно разделить на две большие группы, различающиеся по уровню налогообложения и государственного контроля за коммерческой деятельностью:

1) юрисдикции с высокими налогами;

1) юрисдикции с либеральным налогообложением.

К юрисдикциям с высоким уровнем налогообложения относится большинство промышленных стран с развитой рыночной экономикой. Ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога здесь составляют порядка 30 – 60 %, а ставки налогов на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов и роялти – 15 – 35 %. Деятельность хозяйственных субъектов строго регламентирована, действуют специальные правовые нормы, ограничивающие внутрифирменные операции и использование зарубежных фирм с целью минимизации налогов. В этих странах существуют также достаточно жесткая процедура создания компаний, контроль финансовой отчетности, а в случаях нарушения налогового законодательства применяются суровые штрафные и уголовные санкции.

Юрисдикции со льготным налогообложением, в свою очередь, можно разделить на две группы:

· к первой относятся юрисдикции, где при достаточно высоком уровне подоходного налога применяется система специальных налоговых льгот, касающихся деятельности компаний определенных типов, в том числе холдинговых, финансовых и торговых; механизма перевода доходов и репатриирования прибылей. Налоги, взимаемые в этих странах при вывозе и репатриировании дивидендов, банковского процента, платежей роялти и некоторых других видов дохода, обычно снижены. Страны этой группы отличаются также либеральными валютными и таможенными режимами;

· ко второй группе относятся государственные образования и административные территории, называемые налоговыми гаванями или налоговыми убежищами, в которых предельно упрощен порядок регистрации юридических лиц и значительно снижены (или отсутствуют) налоги на прибыль.

К государствам и территориям, предоставляющим льготный налоговый режим и не предусматривающим раскрытие информации при проведении финансовых операций относят:

Одним из первых шагов в международном налоговом планировании является выбор юрисдикции для регистрации компании. Факторы, влияющие на выбор зарубежной юрисдикции, достаточно многообразны – от налогового режима до уровня политической стабильности и ограничений, налагаемых на работу с оффшорными зонами законодательством третьих государств.

Понятие международного налогового планирования

Налоговое планирование представляет собой комплекс законных мер по снижению налогового бремени (минимизации налоговых обязательств). Оно осуществляется путем выбора тех или иных налоговых режимов или использования предусмотренных законом налоговых льгот.

Современное международное налоговое планирование – это одна из сторон международной коммерческой деятельности, направленная на достижение компанией (группой компаний) своих деловых целей с меньшей налоговой нагрузкой, и осуществляемая с соблюдением требований законодательства, международно-правовых актов и с учетом сложившейся правоприменительной практики.

Оно может осуществляться различными способами и с помощью различных инструментов, в том числе, зарубежных компаний, партнерств (товариществ), трастов, фондов, иных структур. Планирование подразумевает выбор юрисдикции, организационно-правовой формы, структуры связей между лицами и компаниями, договорных механизмов, форм и способов размещения активов, распределения прибыли и т.д.

Типы юрисдикций. Оффшорные зоны

Юрисдикции, которые чаще всего используются в международном налоговом планировании, можно условно разделить на три категории:

1. «Классические» оффшорные юрисдикции. К ним можно отнести такие страны и территории, как: Сейшелы, Багамские острова, Белиз, Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси, Доминику, Каймановы острова, Маршалловы острова, остров Мэн, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, некоторые свободные зоны ОАЭ и др.

Они обладают следующими основными характеристиками:

  • компании, зарегистрированные в таких юрисдикциях, полностью освобождены от уплаты налогов (существует лишь обязанность по уплате ежегодной фиксированной государственной пошлины для продления компании в Регистре);
  • оффшорные компании, как правило, обладают специальным статусом, («международные коммерческие компании», IBC), и не вправе вести деятельность на территории страны своей регистрации;
  • такие компании, как правило, не обязаны сдавать финансовую отчетность в государственные органы и проходить аудит. Классические оффшоры традиционно гарантировали конфиденциальность данных о бенефициарах компаний и предусматривали закрытые (непубличные) реестры акционеров и директоров.

2. Низконалоговые юрисдикции и юрисдикции с территориальным принципом налогообложения. К данной группе можно отнести весьма разные по своим налогово-правовым характеристиками страны, включая:

  • государства с территориальным принципом налогообложения. Он заключается в том, что налогообложению подлежат только те доходы, которые были получены на территории страны регистрации (от источников в такой стране). Среди них можно назвать Гонконг, Сингапур, Гибралтар;
  • государства с невысоким уровнем корпоративного налогообложения, такие как Кипр, Венгрия, Болгария, Ирландия и др.

Такие страны не являются (и как правило уже не признаются) оффшорными зонами и имеют более высокий авторитет в международном сообществе. В них предусмотрено небольшое или среднее корпоративное налогообложение, а также обязательная подготовка и сдача финансовой отчетности. Кроме того, они демонстрируют интенсивное движение в сторону повышения прозрачности сведений о зарегистрированных в них компаниях.

Указанные юрисдикции отличает возможность применения соглашений об избежании двойного налогообложения (при условии возможности документально подтвердить налоговое резидентство компании – получателя дохода и наличия у нее фактического права на доход), а также различных налоговых льгот, предусмотренных внутренним законодательством.

3. Юрисдикции с обычным или высоким налогообложением. К ним относятся большинство стран ЕС и ОЭСР (в частности, Дания, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Швейцария, Эстония и др.), Великобритания, США, Канада и многие другие.

Помимо существенных налогов для них также характерны обязательный бухгалтерский учет и финансовая отчетность (в ряде случаев – и аудит), достаточно дорогое администрирование компаний, в некоторых случаях – требования к резидентству директоров. Такие страны отличаются максимальной степенью прозрачности (публичной доступности) корпоративной и финансовой информации, широким участием в международном информационном обмене в налоговой сфере.

Тем не менее, и в таких юрисдикциях возможно применение определенных налоговых льгот, в частности:

  • применения освобождений, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения или налоговыми директивами ЕС (например, освобождение от налога на дивиденды при планировании холдинговых структур);
  • применение одностороннего зачета иностранного налога или механизмов возврата части налога (предусматриваются законодательством отдельных стран);
  • использование «налогово-прозрачных» структур (например, партнерств, состоящих из нерезидентов) и др.

Правомерность международного налогового планирования

Один из самых распространенных вопросов на практике – законно ли использование оффшоров в налоговом планировании? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов. Использования нерезидентных структур может быть как легальным средством налогового планирования, так и средством незаконного обхода налогов или уклонения от уплаты налогов.

В настоящее время возможности для международного налогового планирования стремительно сужаются. Это связано, в частности, с борьбой с недобросовестным применением льгот, предусмотренных международными налоговыми соглашениями (treaty abuse), и налоговыми схемами, ведущими к ситуациям «двойного неналогообложения» и искусственного перемещения прибыли в безналоговые или низконалоговые юрисдикции. Меры, предпринимаемые в этой связи на международном уровне (план действий BEPS, модификация налоговых соглашений, оказание давления на оффшорные зоны), уже получают свое отражение в законодательстве многих стран, в том числе, России.

Поэтому, для правомерного и юридически безопасного использования нерезидентных структур в международных коммерческих операциях, необходимо:

  • следовать нормам законодательства (причем не одной, а сразу нескольких стран: во-первых, страны регистрации компании, во-вторых, страны/стран, где компания фактически осуществляет свою деятельность, и в-третьих, страны/стран налогового резидентства ее контролирующих лиц);
  • использовать льготы или освобождения, предоставляемые национальными законами и международными договорами, только в установленных ими пределах и допустимыми способами;
  • не допускать злоупотребления правами в налоговой сфере, в частности, искусственного создания условий для применения налоговых льгот и освобождений. Действия налогоплательщика (например, выбор иностранных контрагентов, вариантов заимствования, использования объектов интеллектуальной собственности и т.д.) должны быть мотивированы с точки зрения деловой цели, обусловлены разумными экономическими причинами;
  • учитывать не только нормы законодательства и международных договоров, но и текущие позиции налоговых органов, судебную практику по налоговых спорам, перспективные направления налоговой политики соответствующих государств, а также современные подходы к толкованию международных налоговых соглашений.

Читайте также: