День выявления недоимки по налогу это

Опубликовано: 16.05.2024


  • Что такое недоимка по налогам
  • Когда возникает недоимка по налогу
  • Каковы последствия возникновения недоимки
  • Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами
  • Когда возможно списание недоимки по налогам
  • Итоги

Что такое недоимка по налогам

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).

О том, за какие нарушения возникает ответственность и каковы ее размеры, читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

Кроме того, бывают ситуации, когда, проверяя налогоплательщика, инспекторы обнаруживают излишне возмещенную ему сумму налогов из бюджета, например, по НДС. И это недоимка по налогам тоже.

Возместить из бюджета можно следующие налоги:

  • НДС, когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога, в том числе с учетом сумм налога, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ);
  • акцизы, когда сумма налоговых вычетов окажется больше суммы акциза, исчисленной по операциям с подакцизными товарами — объектами налогообложения по ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).

О незаконном возмещении НДС и последующей ответственности за это читайте в материале «Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?».

Когда возникает недоимка по налогу

Недоимка по налогу возникает уже на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Если недоимкой признается излишне возмещенная сумма налога, тогда днем ее образования будет являться (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • тот день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога из бюджета, в случае перечисления средств из бюджета на расчетный счет;
  • день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога, в случае проведения зачета по налогам.

Что делать, если вы самостоятельно обнаружили недоимку по налогам, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс:


Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Каковы последствия возникновения недоимки

Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.

Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

Рассчитать пени вам поможет наш калькулятор.

Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.

В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.

Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
  • Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Отметим, что если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков, то срок вынесения указанного решения налоговым органом продлевается до 6 месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования, направленного ответственному участнику группы (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ. Если денежных средств на банковских счетах нет или их недостаточно для погашения задолженности, задолженность помещается в картотеку и будет списываться по мере поступления средств.

О том, с каких счетов налогоплательщика может быть взыскана задолженность по налогам и сборам, читайте в материале «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».

Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:

Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом взыскание может быть обращено как на движимое так и на недвижимое имущество. После вынесеня такого решения, ФНС вправе наложить на него арест (ст. 77 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Исполняют данное решение судебные приставы. Для этого ФНС направляет им постановление о взыскании имиущества. Приставы вправе наложить арест на активы должника, провести их оценку, изъять и/или передать их на хранение и другие меры, предусмотренные законом "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 №229-ФЗ. Если в течение 2-х месяцев задолженность погасить не удается, приставы передают изъятое имущество должника специальной организации на реализацию.

Шаг 4. Если вышеперечисленные мероприятия не привели к полному погашению задолженности, приставы выносят постановление о возврате исполнительного документа, а ФНС на основании этого документа принимает решение о банкротстве фирмы или ИП (пп.4.1 п.1 ст. 59 НК РФ).

Подробнее о процедуре взыскания читайте здесь.

Если сумма недоимки превышает 5 млн. руб. или задолженность взыскивается с консолидированной группы налогоплательщиков, то ФНС вправе обратиться в суд:

  • По истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Срок подачи заявления, касающегося взыскания задолженности с участников консолидированной группы налогоплательщиков, продлевается до 6 месяцев после истечения 6-месячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов указанных лиц (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Обратим внимание на то, что если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
  • Не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.

Когда возможно списание недоимки по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку, несмотря на то что задолженность так и будет числиться за ним. Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной признается задолженность в следующих случаях:

  • при ликвидации компании;
  • при признании банкротом индивидуального предпринимателя;
  • в случае смерти физического лица, если он являлся должником по налогам и сборам;
  • при наличии судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней и пр. с должника;
  • при вынесении судебным приставом постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

О ликвидации ООО, имеющего налоговые долги, читайте в статье «Ликвидация ООО с долгами перед налоговой».

Итоги

Недоимка по налоговым платежам возникает в случае нарушения сроков их оплаты. Признается она с первого дня, наступающего после даты, определенной как крайний день срока платежа. Следствием ее являются пени, начисляемые за каждый день просрочки.

Если налогоплательщик не гасит недоимку и пени добровольно, ИФНС прибегает к процедуре принудительного взыскания. В определенных ситуациях задолженность признают безнадежной.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

Как известно, требование об уплате задолженности, выявленной не в рамках проведения проверки, может быть выставлено не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки . Однако нигде в НК РФ не сказано, что такое дата выявления недоимки.

Когда возникает недоимка

Напомним, что недоимка - это сумма налога, не уплаченная в установленный Налоговым кодексом срок . Из этого определения следует, что она может возникнуть только тогда, когда сумма налога начислена, но своевременно не уплачена в бюджет.

О том, что налог не уплачен, налоговому органу должно быть известно на следующий день после истечения срока уплаты. А о сумме начисленного налога он узнает из налоговой декларации.

Значит, недоимка может быть выявлена только после того, как вы:
- представили декларацию с суммой налога к уплате,
- пропустили срок уплаты налога.

Проиллюстрируем сказанное. Последний день уплаты ЕНВД за I квартал - 25 апреля , налог в срок не уплачен.

ВАРИАНТ 1. Налогоплательщик представил декларацию по ЕНВД за I квартал 20 апреля или раньше. До 25 апреля налог можно не платить и недоимки не будет. О ее наличии можно говорить только с 26 апреля. С этого же дня начнет исчисляться 3-месячный срок на выставление требования. Таким образом, последним днем его выставления будет 26 июля.

ВАРИАНТ 2. Декларация по ЕНВД за I квартал представлена с нарушением срока - 24 апреля . В этом случае срок на выставление требования будет течь так же, как в варианте 1.

ВАРИАНТ 3. Декларация по ЕНВД за I квартал представлена с нарушением срока - 30 апреля . До представления декларации налоговая инспекция не может выставить требование, так как ей не будет известна сумма недоимки.
Поэтому срок на выставление требования по этой декларации начнет течь 1 мая и его последним днем будет 31 июля.

У инспекторов свой подход

Однако на практике налоговые органы часто отсчитывают срок на выставление требования не с указанной нами даты, а с любого момента обнаружения недоимки в своих внутренних документах и базах данных. И такой подход иногда находит поддержку у судов .

Примечание. При выявлении недоимки вне рамок налоговой проверки налоговая инспекция составляет документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента . Со дня составления этого документа она и начинает отсчитывать срок на выставление требования.

Однако все же в судебной практике доминирует мнение, что обнаружение налоговым органом данных в своих внутренних документах не может свидетельствовать ни о наличии недоимки, ни о наличии переплаты, поскольку такие данные полностью зависят от действий его сотрудников .

И суды отказывают во взыскании недоимки по требованиям, выставленным с нарушением сроков. К примеру, в одном из судебных решений была рассмотрена следующая ситуация. Инспекция допустила ошибку при отражении начислений по налогу в карточке лицевого счета предпринимателя. Исправив ее через 2 года, она выставила требование на доплату налога в течение 3 месяцев с момента обнаружения своей ошибки и внесения исправлений в карточку.

* * *
Хочется пожелать вам не забывать о сроках уплаты налога. А если вы получили требование об уплате недоимки, выявленной не в результате проверки, отнеситесь к нему внимательно: проверьте и основание, и сроки его выставления. Если есть нарушения, требование можно оспорить либо в вышестоящем налоговом органе, либо в суде.

-------------------------------
п. 1 ст. 70 НК РФ
п. 2 ст. 11 НК РФ
п. 1 ст. 346.32 НК РФ
п. 3 ст. 346.32 НК РФ
Постановление ФАС СЗО от 20.12.2007 N А26-3314/2007
приложение 3 к Приказу ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@
Постановления ФАС ЦО от 31.03.2009 N А54-3562/2008-С18; ФАС МО от 03.03.2009 N КА-А40/796-09; ФАС ЗСО от 25.08.2008 N Ф04-5193/2008(10447-А46-41)
Постановление ФАС ВВО от 06.08.2009 N А82-14902/2008-27

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 05, 2010

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. А между тем, она далеко не всегда бывает связана со злым умыслом руководства компании. Зачастую недоплаты вызваны ошибками в расчете налогов или при заполнении платежных поручений, невнимательностью бухгалтера к срокам уплаты налогов. Когда возникает недоимка и чем она грозит? Какие меры предпримет ИФНС, чтобы заставить компанию уплатить налоги? Что делать, чтобы избежать досадных оплошностей? Об этом – в нашей статье.

Что такое недоимка по налогам и когда она возникает?

Сначала разберемся – что из себя представляет недоимка и почему возникает.

Чем отличается недоимка от задолженности по налогам?

Обратимся к определению, которое содержится в статье 11 НК РФ. Согласно ему, недоимка – это сумма налога (сбора, страховых взносов), не уплаченная вовремя. Из этого определения следуют два вывода.

Во-первых, недоимка представляет собой именно сумму обязательного платежа в бюджет (то есть, налога, сбора, взноса). И не включает начисленные санкции за неуплату (пени и штрафы).

Во-вторых, речь идет именно о просроченном платеже. То есть о налоге (сборе, взносе), не перечисленном в бюджет своевременно.

Задолженность перед бюджетом – понятие более широкое.

Во-первых, когда говорят о такой задолженности, подразумевают не только налоговые долги, но и долги по санкциям – пеням и штрафам.

Во-вторых, налоговая задолженность – это не всегда просроченные платежи. То есть, задолженность может быть текущей или просроченной.

Например – компания сдала декларацию по НДС за третий квартал 21 октября (в то время, как крайний срок сдачи – 25 октября). В декларации НДС заявлен к уплате на сумму 9000 руб. По правилам, которые установлены статьей 174 НК РФ, НДС надо платить равными долями в течение трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, не позже 25 числа каждого из этих месяцев. Предположим, что фирма перечислила часть налога в сумме 3000 руб. 22 октября.

Таким образом, у нее числится задолженность перед бюджетом по НДС на сумму 6000 руб. (9000 руб. – 3000 руб.). Но такая задолженность не считается недоимкой, это текущий долг. Ведь 1/3 налога компания заплатила вовремя. А перечислить следующую часть она должна только 25 ноября.

Другой пример. По общему правилу, отпускные выплачивают сотрудникам за три дня до начала отпуска. При выплате отпускных с них удерживают НДФЛ (п. 1 ст. 223 НК РФ). Формально в этот момент у организации (налогового агента) возникает задолженность перед бюджетом по НДФЛ. Но такая задолженность тоже является текущей. Ведь перечислить налог в бюджет в этом случае компания обязана в последнее число месяца, в котором выплатили отпускные (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Итак, вот главные различия между недоимкой и задолженностью перед бюджетом:

  • недоимка – это всегда просроченный долг, в то время как задолженность может быть как просроченной, так и текущей;
  • недоимка включает в себя только сумму неуплаченного налога (сбора, взноса). А задолженность перед бюджетом – это налог (сбор, взнос) плюс санкции.

Почему может образоваться недоимка

Это может произойти в силу разных обстоятельств. Например:

  • бухгалтер ошибся при исчислении облагаемой базы или суммы налога. Либо умышленно занизил налогооблагаемую базу. Это выяснилось при камеральной или выездной проверке;
  • сумма налога (сбора, взноса) была рассчитана правильно и верно отражена в декларации. Ошибка возникла при заполнении платежного поручения;
  • сумма налога (сбора, взноса) исчислена, отражена в декларации и указана в «платежке» верно. Но платеж отправлен по неправильным реквизитам (например, не на тот КБК). Это было выявлено при сверке расчетов с бюджетом;
  • бухгалтер «забыл» заплатить налог вовремя.

В зависимости от того, по какой причине возникла недоплата, различаются виды и степени ответственности.

Ответственность за неуплату налога и возможные последствия

Если налог (сбор, взнос) не заплатить в положенный срок, на сумму недоплаты будут начислены пени. Порядок их расчета зависит от того, когда именно возникла недоимка.

Правила расчета пени

Такой порядок следует из статьи 75 НК РФ, пункта 9 статьи 13 Закона от 30 ноября 2016 № 401-ФЗ, статьи 9 Закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ, писем Минфина от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936, от 10.07.2017 № 03-02-07/1/43489.

Помимо пени, организацию могут привлечь к налоговой ответственности. А ее руководство – к ответственности административной и, в особо тяжелых случаях – уголовной. Здесь важно обратить внимание на следующий момент. Компанию и ее должностных лиц накажут, если налог (сбор, взнос) не заплатили из-за ошибок в расчете либо неправомерных действий. Иными словами, ответственность наступит, только если недоимка возникла по причине неправильного исчисления налога или умышленного занижения его суммы.

Если же бюджетный платеж рассчитали верно, но не уплатили вовремя либо перечислили не в той сумме (из-за ошибки в «платежке») или не на тот КБК, ответственности удастся избежать. В этом случае компании «грозят» только пени. Такие выводы следуют из письма Минфина от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912, п. 19 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

Подробнее виды ответственности рассмотрены в таблице.

Виды ответственности

Порядок и сроки взыскания недоимки

Образовавшуюся у компании недоимку инспекторы будут взыскивать. При этом они будут действовать по такому алгоритму.

Шаг № 1: направят требование об уплате налога (сбора, страхового взноса)

Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам:

В общем случае требование направляют в течение трех месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки.

Такие правила установлены статьей 70 НК РФ.

Пункт 4 статьи 69 НК РФ устанавливает – какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:

  • сумма задолженности по налогу (сбору, взносу);
  • размер начисленных пеней;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки, которые предпримет налоговая инспекция в случае неисполнения требования;
  • основания, по которым взимается налог (сбор, страховой взнос), и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию заплатить его.

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из Постановления Президиума ВАС от 22.07.2003 № 2100/03.

Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 НК РФ.

Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.

Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приеме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 НК РФ и пунктов 5 и 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200.

Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Шаг № 2: вынесут решение о взыскании и спишут деньги со счетов

Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролеры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.

Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролеры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.

В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:

  • фирма получила отсрочку или рассрочку уплаты налога (взноса);
  • на счета организации в банках суд наложил арест;
  • вышестоящая инстанция велела приостановить взыскание.

Решение отзовут, в частности, если:

  • недоимка уже погашена либо признана безнадежной и списана;
  • компания подала «уточненку», где сумма налога (взноса) уменьшилась и недоимки не стало.

Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 НК РФ.

Исполнять решение о взыскании будут за счет средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублевого расчетного счета. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.

Если денег на расчетном счете недостаточно, могут быть задействованы (при определенных условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счет, депозитные вклады, счет в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролеры вправе взыскать недоимку за счет электронных денег фирмы.

Шаг № 3: взыщут недоимку за счет имущества компании

Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать ее за счет прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Перечень такого имущества приведен в пункте 5 статьи 47 НК РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на ее балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).

Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 НК РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179.

Шаг № 4: заблокируют счета и арестуют имущество

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролеры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на ее имущество. Основание – статьи 76 и 77 НК РФ.

Блокировка счета производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.

Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.

Когда недоимку признают безнадежной

Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.

После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать ее и в своем учете.

Подведем итог

Если у компании образовалась недоимка по налогам, это может привести к крайне неприятным последствиям. Во-первых, возникнут лишние траты в виде пеней, а в ряде случаев – и штрафов, которые при крупной сумме задолженности могут быть весьма значительны. Во-вторых, должностных лиц могут привлечь к административной, а при определенных обстоятельствах – и к уголовной – ответственности.

В-третьих, блокировка счетов и арест имущества могут парализовать весь бизнес и поставить под угрозу само существование предприятия.

Парадоксальность такой ситуации заключается в том, что директор и/или собственник компании оказываются в зависимом положении. Поскольку могут пострадать из-за низкой квалификации, невнимательности или безответственности бухгалтера.

Всего этого можно избежать, если передать бухгалтерию на аутсорсинг. В этом случае вы можете быть уверены в том, что налоги будут правильно рассчитаны и вовремя перечислены по верным реквизитам. Также мы регулярно проводим сверки с налоговой, чтобы убедиться в отсутствии у компании налоговых долгов.

Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок.

Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Дата выявления недоимки

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий - по результатам камеральной проверки или выездной проверки.

Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок. Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит:

неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет;

ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога. Датой возникновения указанной недоимки является:

день фактического получения налогоплательщиком денежных средств - в случае возврата налога;

день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, - в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей).

При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.

Для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Срок взыскания выявленной недоимки

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке.

Для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

500 руб. и более - требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

менее указанной суммы - в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, - 8 рабочих дней начиная с даты получения требования. Однако этот срок по усмотрению налогового органа может быть увеличен. При этом максимальный предел не установлен.

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета - дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Способы взыскания недоимки

Бесспорное взыскание (взыскание без обращения в суд)

В большинстве случаев недоимку ИФНС взыскивает во внесудебном (бесспорном порядке) с банковских счетов организации или за счет принадлежащего ей имущества.

Для этого ИФНС выставляет организации требование об уплате налога.

Если организация не исполнит требование об уплате налога в срок, то ИФНС в течение двух месяцев со дня его истечения:

Одновременно с принятием решения о взыскании ИФНС может приостановить операции по банковским счетам организации.

Если денег на банковских счетах недостаточно для исполнения решения о взыскании, ИФНС может взыскать налог за счет иного имущества организации, в том числе наличных в кассе.

Для этого в течение одного года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога ИФНС может вынести решение о взыскании налога за счет имущества организации.

На основании такого решения ИФНС направляет судебным приставам постановление о взыскании налога, и они в рамках исполнительного производства начинают заниматься взысканием налога.

В частности, они могут наложить арест на имущество и впоследствии его принудительно изъять и реализовать.

Взыскание в судебном порядке

В суд за взысканием недоимки ИФНС обратится, если пропустит срок для бесспорного взыскания.

Обратиться в суд ИФНС может:

если пропущен срок принятия решения о взыскании налога за счет средств на счетах организации в банках - в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога;

если пропущен срок на принятие решения о взыскании налога за счет имущества - в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Ольга Игоревна Лютова

старший научный сотрудник Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук

Проблема исчисления срока на взыскание налога принципиально важна как с точки зрения как обеспечения бюджетных интересов государства, так и с позиции налогоплательщика, заинтересованного в однозначности правового регулирования его статуса налоговым законодательством. Действительно, от разрешения процедурных вопросов взыскания налогов, в том числе связанных с исчислением сроков для определения правомерности тех или иных действий субъектов налоговых правоотношений, существенно может варьироваться размер взыскания.

В настоящее время особенности исчисления срока на взыскание налога актуализировались по причине возникновения в практике налогового правоприменения ситуации неоднозначного толкования положений пункта 1 статьи 70 НК РФ. Как известно, в соответствии с указанной нормой срок для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога исчисляется (по общему правилу) со дня выявления недоимки. Суть кейса в данном случае состоит в различном толковании сторонами налогового правоотношения момента выявления недоимки, в результате чего этот день ими было предложено связывать, с одной стороны, с датами проведения налоговой проверки, а с другой – со днем предоставления налогоплательщиком справки 2-НДФЛ. При этом Конституционный Суд РФ в Определении от 18.07.2019 № 2165-О[1] сделал вывод об отсутствии нарушения конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 70 НК РФ и однозначности содержания указанной нормы. Надо полагать, что такое решение позволяет судить о том, что, по мнению Конституционного Суда РФ, положения пункта 1 статьи 70 НК РФ вполне логичны и не вызывают противоречий в толковании. С точки зрения его мотивировки Определение Конституционного Суда РФ 18.07.2019 № 2165-О характеризуется лаконичностью мысли, а также общим характером фраз, что не позволяет оценить логику суждения при принятии «отказного» решения. На наш взгляд, в Определении от 18.07.2019 № 2165-О Конституционный Суд РФ был неубедителен в своих суждениях и они требуют, как минимум, дополнительной мотивировки.

Как известно, в официальном судебном толковании рассматриваемых положений НК РФ, содержащемся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57, день выявления недоимки Судом предписано понимать как следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае предоставления налоговой декларации (расчета авансого платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления[2]. Однако даже такое официальное толкование не стало универсальной панацеей от всех реальных сложностей. По справедливому замечанию специалистов, анализ судебной практики, складывающейся после опубликования указанного разъяснения, показывает, что во многих судебных решениях вопрос своевременности выявления инспекцией задолженности не исследуется вовсе, а сроки взыскания отсчитываются от момента фактического выставления инспекцией требования об уплате налога, без учета имеющихся нарушений сроков выявления долга[3]. При этом происходит неправомерное увеличение срока на взыскание налога и фактическое затягивание процедуры.

Можно заметить, что в современном российском законодательстве не так много норм, которым не требуется пояснение со стороны правоприменителя. Как отмечает А.В. Демин, «любая попытка сформулировать идеально-безупречные акты налогового законодательства, которые не нуждались бы в творческих интерпретациях со стороны адресатов налоговых норм, изначально обречены на неудачу»[4]. Однако определение понятий налогового законодательства – это то, что является наряду с принципами права первоосновой правового регулирования и в силу этого требует большей степени определенности, которая, по словам В.М. Зарипова, «способствует предотвращению непреднамеренных нарушений закона, особенно при изменении законодательства»[5].

В связи с этим считаем, что сложившаяся ситуация требует оценки не только с помощью эмпирических инструментов (например, в виде обобщения судебной и иной правоприменительной практики), но и за счет инструментов теории налогового права. Прежде всего стоит отметить, что формулировка пункта 1 статьи 70 НК РФ является, на наш взгляд, неопределенной по следующим причинам.

Во-первых, ни в пукте 1 статьи 70 НК РФ, ни в других статьях НК РФ или иных нормативных правовых актах налогового законодательства содержание понятий «выявление недоимки» и/или «день выявления недоимки» не раскрыто, несмотря на то, что объективно требует пояснений, как минимум, в плане уточнения субъекта, который имеет право осуществлять такое выявление.

Фактически это означает, что толкуемое положение части 1 статьи 70 НК РФ не позволяет налогоплательщикам однозначно определять последствия своих действий в сфере налогообложения на основании закона, не сопровожденного судебной практикой, что свидетельствует о наличии правовой неопределенности по вопросу определения порядка исчисления срока направления требования. Также такое положение свидетельствует об отсутствии возможности прямого действия налогового закона, что весьма нетипично для германской правовой системы, к которой в теории права традиционно относят правовую систему России. Представлется, что фактическое замещение законодательного положения судебным толкованием в нашей стране в исключительных ситуациях может иметь право на существование, но должно при этом иметь весьма существенные причины. Например, К.А. Пономарева отмечает, что «законодателю практически невозможно обеспечить абсолютное качество юридической технике при известной динамике изменений налогового законодательсва»[6], а такую динамику называет первопричиной появления пробелов и коллизий в налоговом праве. Что касается части 1 статьи 70 НК РФ, то эта норма применяется в той же формулировке, что и сейчас, с момента принятия части первой НК РФ и не подвергалась законодателем изменению ее содержания в отношении прменения понятия «день обнаружения недоимки». Поэтому в оправдание неопределенности формулировки пункта 1 статьи 70 НК РФ нельзя ссылаться на активность законодателя по изменению содержания нормы как на фактор, объясняющий неоднозначность этого положения.

Во-вторых, в правовом регулировании налогового законодательства отсутствует правоотношение по выявлению недоимки по налогам. Этот вывод, на наш взгляд, логично вытекает из актуальной формулировки статьи 2 НК РФ, которая в настоящее время фактически определяет предмет налогового права (предмет и объем правового регулирования налогового законодательства Российской Федерации). При оценке этого аргумента надо иметь в виду мнение Д.В. Тютина, в соответствии с которым перечень видов отношений, регулируемых статьей 2 НК РФ, не является исчерпывающим[7]. Так, правоотношения, связанные с выявлением недоимки, не установлены статьей 2 НК РФ в качестве самостоятельного вида налоговых отношений. Стоит предположить, что они складываются в рамках либо отношений по уплате налога (в случае «привязки» выявления недоимки ко дню, следующему за днем уплаты налога) либо при осуществлении налогового контроля (при условии выявления недоимки при осуществлении налоговой проверки). На наш взгляд, это обстоятельство дополнительно позволяет оценить применение понятия «выявление недоимки» как излишнее, неоправданно затрудняющее процедуру взыскания и не позволяющее однозначно оценить исчисление соответствующих сроков.

Таким образом, вопрос однозначного определения сроков направления требования об уплате налога с точки зрения однозначного и непротиворечивого установления дня, с которого он должен исчисляться, требует решения именно на уровне правового регулирования налоговым законодательством, а не судебной или иной правоприменительной практики, а также юридической доктрины.

[1] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2019 № 2165-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Трест СевЗапСпецСтройМонтаж» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 3 статьи 46, пункта 4 статьи 69, пунктов 1, 2 и 4 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Документ опубликован не был. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс», 09.04.2020.

[2] Абз. 3 п. 50 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Документ опубликован не был. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс», 09.04.2020.

[3] Елькина Н.В. Срок давности и предельные сроки взыскания налоговой задолженности // Налоги. 2017. № 6. С. 38 - 41.

[4] Демин А.В. Официальные разъяснения фискальных органов в контексте определенности налогообложения // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 31. С. 64.

[5] Зарипов В.М. Оспаривание официальных разъяснений: новые возможности // Налоговед. 2015. № 5. С. 21.

[6] Пономарева К.А. Судебные акты и акты «мягкого права» в системе источников налогового права // Налоги. 2018. № 6. С. 12 - 15.

[7] Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс», 09.04.2020.

Читайте также: