Инструкционное письмо налогового органа

Опубликовано: 09.05.2024

В Контур.Экстерн перейти в меню «ФНС» (либо «Росстат») и выбрать пункт «Написать письмо».


Для нового интерфейса Контур.Экстерн страница будет выглядеть так:


На экране отобразится форма подготовки письма.


Выбрать «Отправителя» и заполнить поле «Получатель». Чтобы сменить получателя, достаточно начать вводить название контролирующего органа или его номер в соответствующей строке.


Для отправки одинакового письма сразу в несколько инспекций в поле «Получатель» последовательно вводите код или название КО и выбирайте нужный из справочника.


Можно посмотреть открытый ключ сертификата, с которым будет отправлено письмо. Для этого нажмите на название подписи в строке «Подпись».


Далее заполнить поле «Тема» и внести «текст письма».

Требования к вложенным файлам

Чтобы добавить вложение к письму, следует кликнуть по ссылке «Прикрепить файл». Вложение следует подгружать из локального каталога или с внешнего носителя (не из сетевого каталога). Нужно помнить, что папки Рабочий стол и Мои документы также могут быть расположены на сетевом ресурсе.

Если необходимо удалить все вложения разом, нажмите на кнопку «Удалить все».


Если в качестве вложения необходимо передать отсканированный документ, то следует проверить, соответствует ли он требованиям ФНС:

  1. Формат файла должен быть JPEG, TIFF, PDF, RTF, Microsoft Word, Microsoft Excel, Open Document Text, Document Spreadsheet, Open XML Word и Open XML Spreadsheet. Есть возможность загружать файлы в архиве.
  2. черно-белое изображение;
  3. разрешение не менее 150 и не более 300 точек на дюйм;
  4. использование 256 градаций серого цвета.

ФНС контролирует качество отсканированных документов. Если документ им не удовлетворяет, то формируется отказ на письмо с текстом «Содержимое файла не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к изображениям (разрешение, цветность)».

Если после нажатия на данную кнопку отправка письма не происходит, а поле «Текст письма» выделено красным цветом, то следует заполнить данное поле и повторить отправку.


Далее на экране отобразится окно, в котором необходимо выбрать следующее действие после успешной отправки письма.


Отправка писем и запросов «ИОН» осуществляется в соответствии с Приказом ФНС от 13 июня 2013 г. N ММВ-7-6/196@ . Согласно данному приказу при отправке в налоговую инспекцию запросов «ИОН» и писем, подписанных уполномоченным представителем налогоплательщика, обязательна одновременная отправка информационного сообщения о представительстве.

Порядок документооборота с налоговыми инспекциями по письмам описан в следующей инструкции.

Как найти отправленные письма, входящие письма и рассылки?

Для того чтобы просмотреть отправленные ранее письма, а также входящие письма и рассылки от контролирующих органов и службы технической поддержки «СКБ Контур», необходимо на основной странице системы выбрать меню «ФНС» (либо «Росстат»), далее пункт меню «Все письма».


Для того чтобы просмотреть рассылку или входящее письмо, достаточно кликнуть по ссылке с его названием.

Также входящие письма и рассылки отображаются в списке новых документов на главной странице системы Контур.Экстерн.


Подробная информация по настройке рассылок от контролирующих органов и технической поддержки доступна на странице Настройки рассылок в системе «Контур.Экстерн»

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Проверки


Письмо представляет собой рекомендации территориальным налоговым органам по применению положений ст. 54.1. НК РФ (в письме ее называют «общей антиуклонительной нормой») для использования при доказывании и юридической квалификации обстоятельств, выявленных при проведении мероприятий налогового контроля, а также в целях обоснования позиций налоговых органов при рассмотрении судебных споров.

СПОЙЛЕР: никаких послаблений для бизнеса нет. Есть формализация процедуры доказывания для налоговых органов, которую, я надеюсь, они будут соблюдать.

  • Налоговой реконструкции по НДС не будет, если не сформирован источник для возмещения НДС
  • Доказать расходы по сделкам с «техническими компаниями» станет еще сложнее. В части доказывания расходов для применения расчётного метода нужно указать на реальных исполнителей и документально подтвердить сделку. При отсутствии документального подтверждения расчетный метод не применяется.
  • Если установленно, что договор исполнялся силами налогоплательщика, то учитывать расходы и вычеты по НДС получится только по приобретенным материалам при наличии документального подтверждения
  • Должную (коммерческую) осмотрительность никто не отменял письмо подчеркивает ее важность для квалификации действий налогоплательщика
  • Штраф при наличии умысла будет 40 %
  • Если налогоплательщик доказал, что проявил должную осмотрительность, и то, что не знал и не должен был знать о том, что контрагент «техническая компания, то это освобождает от ответственности за действия остальных лиц в цепочке контрагентов. Состава правонарушения нет.
  • При дроблении должна применяться налоговая реконструкция

Исполнение обязательства надлежащим лицом

Письмо развивает эту тему рассматривая случаи, когда исполнения договора не ставится под сомнение (объект построен, оборудование смонтировано и т.п.), но произведено оно не стороной договора (третьим лицом, сами налогоплательщиком). В таком случае вопрос о наличии оснований для уменьшения налоговой обязанности рассматривается с учетом формы вины (знал/должен был знать или неосторожно поступил), в зависимости от которой определяются предъявляемые к налогоплательщику требования о подтверждении им данных о действительном поставщике (подрядчике, исполнителе) и параметрах совершенных с ним операций.

Стандарт доказывания налоговыми органами при исполнении договора ненадлежащим лицом должен быть такой:

Налоговым органам необходимо устанавливать как факт неисполнения обязательства надлежащим лицом, так и обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик преследовал цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности либо знал или должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как «техническую» компанию, и об исполнении обязательства иным лицом. Вывод о таком знании может следовать из осведомленности налогоплательщика о лице, которое фактически производило исполнение, например, в силу факта проведения переговоров и согласования условий обязательства, обеспечения его исполнения, гарантий на случай ненадлежащего исполнения непосредственно между налогоплательщиком и таким лицом.

Налоговому органу для доказательства того, что договор не могло исполнить лицо, которое в нем укзанано предписано собирать и интерпретировать следующие сведения:

  • о неустановлении местонахождения такого лица на момент совершения сделки;
  • об отсутствии у него необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности
  • о невозможности реального осуществления спорных операций обязанным по договору лицом с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных, трудовых ресурсов, экономически необходимых для их осуществления;
  • об отсутствии оснований для возложения исполнения на третье лицо ввиду отсутствия соответствующих обязательств между контрагентом налогоплательщика и таким третьим лицом;
  • о совершении расходных операций по счету, не соответствующих и не являющихся обыкновенными для того вида деятельности, в рамках которого совершены спорные операции с налогоплательщиком;
  • об отсутствии иных признаков, которые подтверждали бы ведение реальной экономической деятельности (отсутствие персонала, обладающего необходимой квалификацией, указание лицами, сведения о которых как о руководителях или участниках содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, на недостоверность данных сведений, отсутствие сайта либо иного позиционирования (информирования) о деятельности компании и т.п.)

Иными словами, установив наличие в цепочке контрагентов лицо, не заплатившее НДС, налоговый орган по указанному выше алгоритму собирает доказательства неспособности непосредственного контрагента исполнить договор. Собирает доказательства умышленных действий налогоплательщика и отказывает налогоплательщику в праве на вычеты по НДС и в принятии расходов по такой сделке.

В рекомендациях установлена обязанность налогоплательщика по документальному подтверждению операций, дающих право на уменьшение налогов.

Письмом подтверждается правило: все документы, подтверждающие произведенные расходы и дающие право на вычет по НДС, должны быть предоставлены налогоплательщиком на стадии проведения налоговой проверки и предоставления возражений на акт налоговой проверки.

Умысел налогоплательщика

  • несоответствие поведения участников сделки, должностных лиц налогоплательщика при заключении договора, принятии исполнения стандартам разумного поведения участника оборота, ожидаемого в сходных обстоятельствах;
  • нетипичность документооборота, наличие недочетов и неполнота заполнения документов, совершение ошибок, обусловленных формальным характером документов и отсутствием необходимости в осуществлении действий, направленных на реализацию и защиту права вследствие отсутствия соответствующего правоотношения;
  • непринятие мер по защите нарушенного права.
Кроме оценки документов в письме отдельно подчеркивается важность получения пояснений налогоплательщика относительно заключения исполнения договоров. Указано, что при получении информации, противоречащей показаниям свидетелей или собранным доказательствам, обеспечивать повторное получение пояснений указанных лиц по установленным противоречиям.

Налоговым органам рекомендовано более эффективно использовать комплекс контрольных мероприятий, в частности, следующие средства доказывания:

  • допрос и получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения и исполнения сделок, а также совершения иных операций;
  • проведение осмотров территорий, помещений, документов, предметов с применением технических средств; сопоставление объёма поставляемых товаров размеру складских помещений (территорий);
  • инвентаризация имущества;
  • анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и т.п.);
  • истребование документов (информации),
  • проведение выемки документов (предметов),
  • проведение экспертиз, в том числе почерковедческих, и другие
Налоговым органам рекомендовано при доказывании умышленности действий налогоплательщика обращать внимание на наличие:

  • Фактов обналичивания денежных средств
  • Фактов «возврата» денежных средств в тои или иной форме налогоплательщику, либо аффилированным/подконтрольным ему лицам
Вывод об умышленности действий налогоплательщика должен быть сделан в том числе на основании на основании оценки обстоятельств, характеризующих выбор контрагента (читай фактов проявления должной/коммерческой осмотрительности), а так же на иные обстоятельств заключения и исполнения сделки. При этом установленные обстоятельства и подтверждающие их доказательства должны вне всяких сомнений свидетельствовать об указанной осведомленности налогоплательщика.

Выбор контрагента и его значение для квалификации поведения налогоплательщика. Коммерческая осмотрительность

Стандарт осмотрительного поведения

Бизнес-история

«Технические организации» не могут продемонстрировать деловую историю ведения бизнеса, а доверие к ним и сверхриски не могут быть объяснены ввиду отсутствия имущества, за счет которого разумный кредитор рассчитывает получить удовлетворение при причинении убытков вследствие ненадлежащего исполнения, делового опыта, кредита доверия, оказываемого участниками или третьими лицами путем предоставления обеспечения исполнения по сделке. Такие компании в обоснование опыта, эффективности коммерческой практики не могут сослаться на значимый период ведения деятельности, а также на опыт своих учредителей, поскольку учреждаются преимущественно физическими лицами, не обладающими таковым опытом.

Рекомендации для налогового органа по сбору доказательств, характеризующих обстоятельства выбора налогоплательщиком контрагента, которые в свою очередь могут быть стандартом для налогоплательщика по проявлению осмотрительности:

Для оценки осмотрительности проявленной налогоплательщиком налоговые органы исследуют как он: оценивал коммерческую привлекательности контрагента, проверял деловую репутацию, платежеспособность, наличие необходимых ресурсов и опыта и предпринял иные меры.

Налоговые органы в совокупности и взаимосвязи анализируют следующие обстоятельства:

а) неизвестность налогоплательщику информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении производственных, складских, торговых или иных площадей, необходимых для ведения предпринимательской деятельности;

б) отсутствие свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, квалифицированных кадров, имущества, необходимых лицензий, разрешений, свидетельств о членстве в саморегулируемой организации и т.п.), подтверждающих возможность реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

в) отсутствие у соответствующих должностных и ответственных лиц налогоплательщика информации об обстоятельствах выбора контрагента, заключения сделки и ее исполнения;

г) отсутствие взаимодействия с руководителем, иными должностными лицами, ответственными сотрудниками или иными лицами, уполномоченными действовать от имени контрагента, при обсуждении условий и подписании договора; отсутствие документального подтверждения полномочий данных лиц;

д) несовершение действий по получению необходимой информации, которые обычны для деловой практики, неосуществление налогоплательщиком анализа сведений о контрагенте, размещенных в том числе на официальном сайте ФНС России в формате открытых данных;

е) отсутствие в открытом доступе информации о контрагенте, свидетельствующей о ведении им реальной экономической деятельности;

ж) отсутствие у налогоплательщика информации о способе получения сведений о контрагенте (например, наличие рекламы в СМИ, сайта, рекомендаций партнеров или других лиц);

з) совершение сделки без получения необходимого в силу закона или учредительных документов согласия органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления;

и) совершение сделки с нарушением процедуры согласования, несоответствие порядка заключения договора внутренним регламентам налогоплательщика (например, заключение договора без проведения публичных торгов либо с их нарушением при обязательности данного порядка в силу закона или практики, установленной у налогоплательщика; отсутствие в составе конкурсной заявки полного комплекта документов либо указание в них недостоверных сведений, подлежавших проверке при подготовке торгов);

к) совершение сделки в противоречие с бизнес-стратегией налогоплательщика (непрофильная, сверхрисковая и т.п.);

л) наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота либо от условий иных аналогичных договоров, заключенных налогоплательщиком (например, условий о длительных отсрочках платежа, о поставке крупных партий товаров без предоставления обеспечения исполнения, о договорной ответственности, размер которой несопоставим с 17 последствиями возможного нарушения, о приобретении товаров (работ, услуг) по цене, которая существенно ниже рыночного уровня и т.п.);

м) установление цены приобретения товаров (работ, услуг) в размере, который существенно ниже цены по сопоставимым сделкам (при совершении сделки с «технической» компанией с целью приобретения ресурсов в недекларируемом в целях налогообложения обороте) или выше рыночной стоимости (при встраивании «технической» компании во взаимоотношения с лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке).

н) отсутствие у налогоплательщиков документов, которые должны были быть составлены исходя из характера исполнения (например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику строительной площадки);

о) наличие в договорах и в документах, которыми оформлено исполнение сделки, противоречий в сведениях и неполноты заполнения обязательных реквизитов, которые могут свидетельствовать, в частности, о подписании документов в нарушение логики бизнес-процесса или ранее момента наступления соответствующих событий;

п) отсутствие оплаты, использование в расчетах «неликвидных» векселей, принятие в счет погашения долга права требования к третьему лицу, платежеспособность которого не позволяет получить исполнение по данному требованию в полном объеме;

р) несовершение налогоплательщиком действий по защите прав, нарушенных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; непринятие мер по приостановлению исполнения своего обязательства или незаявление отказа от исполнения этого обязательства в случае встречного неисполнения обязательств контрагентом.

Степень требований к контрагенту

О порядке признания расходов, в случае, когда доказанно, что контрагент сомнительный

В отношении расходов может быть использован расчетный метода только при условии документального подтверждения произведенных расходов самим налогоплательщиком.

При доказывании размера расходов налогоплательщик имеет право обосновывать расходы кроме документов следующими способами: при отклонении стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) от рыночной стоимости бремя доказывания их размера лежит на налогоплательщике, который вправе их обосновывать, в том числе с учетом данных об иных аналогичных документально подтвержденных операциях самого налогоплательщика, проведения экспертизы, предоставления документов, подтверждающих рыночную стоимость соответствующих товаров (работ, услуг).

О возможности взыскания убытков с контрагентов

Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах

Освобождение от ответственности

Лишить налогоплательщика права на вычеты по НДС и признания расходов можно только в случае, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик знал о налоговых правонарушениях, допущенных контрагентом и извлекал выгоду из противоправного поведения контрагента.

Методологическая или правовая ошибка, выражающаяся в неправильном применении норм права, повлекшая неверную квалификацию операций и оценку налоговых последствий их совершения, сама по себе не подлежит оценке в соответствии с пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса.

Соответственно, если налогоплательщиком, совершившим указанную ошибку, при этом не было допущено искажение в учете (отчетности) стоимостных, количественных и (или) иных параметров, характеризующих спорные операции и их экономическую суть (основание предоставления), то его действия, повлекшие неуплату или неполную уплату налога в результате такой ошибки, подлежат квалификации по пункту 1 статьи 122 Кодекса, а не по пункту 3 данной статьи (штраф 20%, а не 40%)

Юридическая квалификация сделок

Деловая цель

Дробление бизнеса

Выделены наиболее важные критерии:

а) налогоплательщиком ведется деятельность через применяющих специальные налоговые режимы подконтрольных лиц, которые не осуществляют ее в своем интересе и на свой риск, не выполняют реальных функций, и принимают на себя статус участников операций с оформлением документов от своего имени в интересах контролирующего лица,

б) хозяйственная деятельность осуществляется налогоплательщиком и иными входящими в группу лицами с использованием одних и тех же работников и иных ресурсов при тесном организационном взаимодействии данных лиц,

в) осуществляются хотя и разные, но неразрывно связанные между собой направления деятельности, составляющих единый производственный процесс, направленный на получение общего результата.

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

от 5 октября 2001 года N 452

Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений граждан в федеральных органах налоговой полиции

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу.
Федеральная служба налоговой полиции упразднена с 1 июля 2003 года -
см. пункт 3 Указа Президента Российской Федерации
от 11 марта 2003 года N 306
____________________________________________________________________

В целях совершенствования организации рассмотрения писем, жалоб и заявлений граждан в федеральных органах налоговой полиции, повышения ответственности должностных лиц за своевременное и полное их разрешение

2. Начальникам территориальных органов налоговой полиции, подразделений ФСНП России, Академии налоговой полиции ФСНП России и ее филиалов, учреждений здравоохранения и отдыха организовать изучение Инструкции и обеспечить организацию приема и рассмотрения писем, жалоб и заявлений граждан в строгом соответствии с установленными требованиями.

3. Управлению делами ФСНП России оказывать методическую помощь в организации работы по рассмотрению и разрешению писем, жалоб и заявлений граждан в федеральных органах налоговой полиции.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление делами ФСНП России.

5. Приказ довести до сотрудников и работников, не имеющих специальных званий, федеральных органов налоговой полиции.

в Министерстве юстиции

8 января 2002 года,

регистрационный N 3145

Приложение
к приказу ФСНП России
от 5 октября 2001 года N 452

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений граждан в федеральных органах налоговой полиции

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок рассмотрения и разрешения не содержащих сведений о преступлениях писем, жалоб, заявлений граждан, устанавливает порядок осуществления контроля за их рассмотрением и ведения делопроизводства, регламентирует прием граждан в федеральных органах налоговой полиции (далее - органы налоговой полиции).

1.2. Работа по рассмотрению писем, жалоб и заявлений (далее - обращения) граждан осуществляется на основе строгого соблюдения законодательства Российской Федерации, регламентирующего это направление деятельности, а также соответствующих нормативных правовых актов ФСНП России и положений настоящей Инструкции.

1.3. Работа с обращениями граждан - важное самостоятельное направление деятельности ФСНП России, призванное обеспечить соблюдение, защиту, а в необходимых случаях восстановление нарушенных конституционных прав и законных интересов граждан.

1.4. Рассмотрение и разрешение обращений граждан является служебной обязанностью руководителей органов налоговой полиции и по их поручению других должностных лиц.

При рассмотрении обращений граждан должностные лица знакомятся с их содержанием в целях решения вопроса о принятии их к своему производству либо направлении в другой орган (должностному лицу), если поднятые в них вопросы не относятся к компетенции данного органа (должностного лица), с сообщением об этом заявителю.

При разрешении обращений граждан принимаются решения по существу поставленных заявителями вопросов, о чем они извещаются, и обеспечивается практическая реализация принятых решений.

1.5. Ответственность за организацию приема граждан, рассмотрение, разрешение обращений граждан и состояние делопроизводства по обращениям граждан несут руководители органов налоговой полиции.

2. Порядок подготовки обращений граждан к докладу, их рассмотрение и разрешение

2.1. Все обращения граждан, поступившие в органы налоговой полиции, а также обращения сотрудников налоговой полиции должны быть зарегистрированы в установленном порядке в день их поступления.

Зарегистрированные обращения передаются на рассмотрение руководству органа налоговой полиции, руководителям подразделений федеральных органов налоговой полиции в течение суток.

Руководством ФСНП России рассматриваются обращения граждан, принятие решений по которым отнесено к их компетенции, а также жалобы на решения, принятые по обращениям территориальными органами налоговой полиции, подразделениями ФСНП России.

2.2. Должностные лица при рассмотрении и разрешении вопросов по обращениям граждан обязаны:

- внимательно, всесторонне и оперативно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять сотрудников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;

- сообщать гражданам о решениях, принятых по их обращениям, отказы в удовлетворении просьб граждан мотивировать со ссылкой на действующие законодательные или нормативные акты;

- своевременно выявлять и устранять причины и условия, порождающие нарушения охраняемых законом прав и интересов граждан, а при невозможности устранить эти причины силами соответствующего органа налоговой полиции вносить обоснованные предложения в вышестоящие органы.

2.3. По каждому обращению в пятидневный срок должно быть принято одно из следующих решений:

- о принятии обращения к своему производству или нерассмотрении его как анонимного;

- о передаче обращения на разрешение в подчиненный или другой орган налоговой полиции;

- о направлении по принадлежности в соответствующий орган государственной власти, если поднятые в нем вопросы не относятся к компетенции органов налоговой полиции.

О пересылке обращения в другой орган налоговой полиции или орган государственной власти заявитель в обязательном порядке извещается письменно.

2.4. На письменных обращениях граждан запрещается делать резолюции, надписи.

2.5. Запрещается направление обращений на рассмотрение тем органам и должностным лицам, действия которых обжалуются.

2.6. Запрещается пересылать обращения граждан в другие государственные учреждения, не входящие в систему органов налоговой полиции, в общественные организации, если в этих заявлениях содержатся сведения, касающиеся оперативно-розыскной деятельности органов налоговой полиции.

2.7. Обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени направления первого заявления истек установленный законодательством срок рассмотрения, либо в которых заявитель обжалует решение, принятое по предыдущему обращению, следует считать повторными.

При рассмотрении повторного обращения тщательно выясняются причины его поступления и в случае установления факта неполного разрешения ранее поставленных заявителем вопросов принимаются меры к их всестороннему разрешению. За некачественное разрешение поставленных вопросов виновные должностные лица могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Обращения одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, поступившие до истечения срока рассмотрения, считаются дубликатами, дополнительного рассмотрения не требуют и подлежат направлению для сведения исполнителю первичного обращения.

2.8. Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и заявителю дан исчерпывающий письменный ответ, соответствующий действующему законодательству.

Поставленные в обращении вопросы считаются разрешенными лишь тогда, когда восстановлены нарушенные права заявителя, удовлетворена его законная просьба, установлены и устранены причины, породившие жалобу, либо правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении просьбы.

2.9. Обращения и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня их поступления (регистрации) в орган налоговой полиции.

В случае если окончание срока разрешения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается предыдущий рабочий день.

2.10. Обращения сотрудников органов налоговой полиции должны разрешаться в подразделениях ФСНП России, территориальных органах налоговой полиции в срок до 15 дней со дня поступления обращения.

2.11. В тех случаях, когда для разрешения обращения необходимо проведение сложной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки рассмотрения их могут быть в порядке исключения продлены лицом, давшим поручение: по обращениям граждан - не более чем на 1 месяц, а сотрудников органов налоговой полиции - не более чем на 15 дней.

2.12. Продление срока рассмотрения обращения проводится руководителем соответствующего органа налоговой полиции по мотивированному рапорту исполнителя не позднее чем за 3 дня до его истечения. О задержке разрешения обращения письменно сообщается заявителю, а также делается отметка о продлении срока на регистрационно-контрольной карточке (приложение 1) или в регистрационно-контрольном журнале (приложение 2).

2.13. Ответы на письменные обращения граждан руководители либо уполномоченные ими должностные лица органов налоговой полиции дают заявителю в письменной форме.

Ответы на обращения граждан не направляются, если:

- по содержанию обращение является некорректным или бессмысленным;

- обращение является анонимным.

2.14. Письменные обращения работников предприятий и организаций, оформленные без бланка, но подписанные с указанием должности заявителя и удостоверенные печатью предприятия или организации, не могут рассматриваться как обращения граждан.

2.15. Поступающие в органы налоговой полиции письменные обращения, в которых отсутствует подпись автора, не указана или неразборчиво написана его фамилия и которые не содержат данных о месте жительства, работы или учебы заявителя, признаются анонимными.

Как правило, они не регистрируются и подлежат уничтожению. В исключительных случаях анонимные обращения, содержащие конкретные сведения о готовящихся или совершенных правонарушениях, направляются в соответствующие подразделения органов налоговой полиции для использования в оперативных целях.

При этом анонимные обращения регистрируются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Обращения граждан, подписанные двумя и более лицами, считаются коллективными.

2.16. Состояние работы с обращениями граждан (краткие информационно-статистические данные, результаты использования заявительных материалов в оперативно-служебной деятельности, проводимые мероприятия по совершенствованию работы с письмами и приема граждан и т.п.) отражается в годовых отчетах о деятельности органов налоговой полиции.

3. Прием граждан

3.1. Прием граждан в органах налоговой полиции осуществляется в целях рассмотрения их обращений, относящихся к компетенции органов налоговой полиции. В Приемной ФСНП России граждане принимаются, как правило, при условии получения ответа из нижестоящих структур, необоснованного отказа в приеме в этих подразделениях или если поставленные вопросы относятся к исключительной компетенции ФСНП России.

3.2. Прием граждан лично осуществляют руководители органов налоговой полиции и их заместители. Прием граждан производится также членами коллегий, другими должностными лицами и сотрудниками приемных по поручению руководителей органов налоговой полиции.

3.3. В Приемной ФСНП России прием граждан производится сотрудниками Приемной в день их обращения, а руководством ФСНП России и подразделений ФСНП России - в день приема по графику, утвержденному в установленном порядке.

3.4. В органах налоговой полиции для приема граждан отводятся специальные помещения-приемные, в которых прием граждан производится руководителями и другими ответственными сотрудниками в рабочие дни по графикам, утвержденным начальником органа налоговой полиции.

В отдельных случаях прием граждан может осуществляться в рабочее время в служебных кабинетах должностных лиц органов налоговой полиции.

Сотрудники приемных органов налоговой полиции осуществляют прием граждан ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с 9.00 до 18.00 часов.

В выходные и праздничные дни прием обращений от граждан осуществляют ответственные дежурные по органу налоговой полиции.

В случае отсутствия по уважительным причинам должностных лиц, назначенных для приема граждан, производится их замена по решению руководства органа налоговой полиции или соответствующего подразделения.

3.5. Организация приема граждан в Приемной ФСНП России возлагается на Управление делами ФСНП России, в подразделениях ФСНП России и территориальных органов налоговой полиции - на их начальников.

3.6. Должностное лицо, осуществляющее прием, обязано внимательно выслушать гражданина и тщательно разобраться в существе его заявления.

При этом выясняется, какое и кем было ранее принято решение, давался ли заявителю ответ, в случае необходимости истребуются имеющиеся по данному вопросу материалы в подразделениях органа налоговой полиции.

Выяснив все обстоятельства, связанные с вопросом, по которому обратился гражданин, должностное лицо, по возможности, сразу же принимает решение, которое объявляется со ссылкой на действующее законодательство, либо в пределах своей компетенции принимает следующие решения:

- принимает заявление и организует его направление для рассмотрения в соответствующее подразделение органа налоговой полиции или другой орган налоговой полиции;

- направляет посетителя по предварительной договоренности в соответствующее подразделение органа налоговой полиции для разрешения поставленных вопросов.

Если разрешение вопроса не входит в компетенцию органов налоговой полиции - разъясняет, в какое учреждение ему следует обратиться и, по возможности, оказывает посетителю в этом содействие.

3.7. В случае если гражданин прибыл с целью передать письменное или сделать устное сообщение о совершенном или подготавливаемом преступлении, отнесенном к компетенции органов налоговой полиции, прием этого лица осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым нормативными правовыми актами ФСНП России.

3.8. Переданное на приеме заявителем письменное обращение учитывается и направляется для рассмотрения в установленном порядке.

В необходимых случаях по существу устного сообщения гражданина составляется справка, которая докладывается руководителю органа налоговой полиции.

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  • После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).
  • Читайте также: