Российское налоговое право гуреев в и

Опубликовано: 29.04.2024

Тема 7. Общие положения налогового права

1. Налоги, их понятие и роль.

Понятие налогов как финансово-правовой категории, их публичный характер. Фискальная роль налогов. Налоги как механизм регулирования социально-экономических процессов. Налоговые реформы в России. Изменения в системе налогообложения в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике.

2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Общие черты и различия между налогами и сборами. Классификация налогов и сборов. Налоги и сборы с организаций и физических лиц. Прямые и косвенные налоги. Налоги и сборы федеральные, региональные (субъектов РФ), местные, порядок их установления.

3. Налоговое право Российской Федерации, его источники.

Понятие налогового права. Предмет налогового права. Источники налогового права, их конституционная основа. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права. Основные элементы закона о налогах. Международный договор как источник налогового права.

4. Налоговые правоотношения, их субъекты.

Понятие налоговых правоотношений, их субъектный состав, содержание. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов. Налоговая тайна. Представители налогоплательщиков. Права и обязанности налоговых органов. Права и обязанности таможенных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами в области налогов и сборов. Обязанности банков в области налогообложения, ответственность за их наруше­ние.

Обеспечение выполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Тема 8. Налоговые правонарушения

1. Налоговый контроль.

Органы, осуществляющие налоговый контроль.

Налоговая декларация, ее значение в осуществлении налогового контроля.

Формы налогового контроля. Учет налогоплательщиков.

Налоговый контроль за расходами физического лица. Налоговые проверки, их виды. Истребование и выемка документов.

Протокол, составляемый при проведении налогового контроля. Производство по делу о налоговом нарушении.

2. Ответственность и защита прав налогоплательщиков. Налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, иных ответственных лиц. Формы вины при совершении налогового правонарушения. Налоговые санкции.

Порядок защиты прав налогоплательщиков. Административный и судебный порядок защиты прав.

Литература к темам 7-8

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 г.

2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. // СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712; 1998. №1. Ст.1.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2003 г.

4. Налоговый кодекс. М., 2003 г.

5. О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики: Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1999. №1. Ст.1.

6. О налоге на игорный бизнес: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №31. Ст.3820.

7. О финансовых основах местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. №39. Ст.4464; 1999. №28. Ст.3492; 2001. №1 (ч. 1). Ст.2; №53 (ч. 1) Ст.5030.

8. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. // Вед. СНД и ВС РФ. 1992. №11. Ст.527; №34. Ст.1976; 1993. №4. Ст.118; СЗ РФ. 1994. №10. Ст. 1108; 1997. №30. Ст.3593; 1998. №31. Ст.3816, 3827, 3828; №43. Ст.5213; 1999. №7. Ст.879; №28. Ст. 3475.

9. О налоге на имущество предприятий: Закон РФ от 13 декабря 1991 г. // Вед. СНД и ВС РФ. 1992. №12. Ст.599; №34. Ст.1976; СЗ РФ. 1995. №18. Ст.1590; 1998. №2. Ст.217.

10. О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения: Закон РФ от 12 декабря 1991 г. // Вед СНД и ВС РФ. 1992. №12. Ст.593; 1993. №4. Ст.118; №14. Ст.486; СЗ РФ. 1995. №5. Ст.346.

11. О налоге на операции с ценными бумагами: Закон РФ от 12 декабря 1991 г. // Вед. СНД и ВС РФ. 1992. №11. Ст.523; СЗ РФ. 1995. №43. Ст.4011; 1998. №12. Ст.1349.

12. О государственной по­шлине: Закон РФ от 9 декабря 1991 г. // Вед. СНД и ВС РФ. 1992. №11. Ст.521; 1993. №10. Ст.359; №14. Ст.486; СЗ РФ. 1995. №1. Ст.3; 1996. №1. Ст.19; №35. Ст.4128; 1997. №29. Ст.3506; 1998. №30. Ст.3613; 1999. №16. Ст.1934.

13. О налогах на имущество физических лиц: Закон РФ от 9 декабря 1991 г. // Вед. СНД и ВС РФ. 1992. №8. Ст.362; 1993. №4. Ст.118; СЗ РФ. 1994. №16. Ст.1863; 1995. №5. Ст.346; 1999. №29. Ст.3689.

14. О плате за землю: Закон РФ от 11 октября 1991 г. // Ве­д. СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст.1424; Вед. СНД и ВС РФ. 1992. №10. Ст.469; СЗ РФ. 1994. №16. Ст.1860; 1995. №35. Ст.3503;199б. №1. Ст.4; 1997. №26. Ст.2954; №47. Ст.5342; 1998. №1. Ст.5; №30. Ст.3613; №31. Ст.3810; 1999. №1. Ст.1.

15. О государственной налоговой службе РСФСР: Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. // Вед. СНД и ВС РСФСР. 1991. №15. Ст.492; 1992. №33. Ст. 1912; 1993. №34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. №25. Ст.2958; 1997. №47. Ст.5341.

1. Брызгалин А. Актуальные вопросы применения ответственности за нарушения налогового законодательства: теория и практика // Хозяйство и право. 1997. №7. С.112-122.

2. Витрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогопла­тельщики и Гражданский кодекс. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1995.

3. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство. Правовые позиции КС РФ: Учебное пособие. – М., 1998.

4. Глухов В.В., Дольдэ И.В. Налоги. Теория и практика: Учебное по­собие. СПб.: Специальная литература, 1996.

5. Горский И.В. Налоги в рыночной экономике. М.: Анкил, 1992.

6. Гриценко В.В. Гражданин как субъект налогового права в Россий­ской Федерации. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного уни­верситета (далее - ВГУ), 1997.

7. Гуреев В.И. Налоговое право. М., 1995.

8. Гуреев В.И. Российское налоговое право. М.: Экономика, 1997.

9. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт 1993.

10. Колесниченко Ю.Ю. Меры административного принуждения за нарушения законодательства о налогах и сборах – классификация и условия применения // Журнал российского права. 2002. №7.

11. Колесниченко Ю.Ю. Письменные разъяснения налоговых органов по налогам и сборам: проблемы конструктивного использования // Право и экономика. 2002. №4.

12. Махров И.Е., Борисов А.Н. Административно-правовой аспект ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах //Право и экономика. 2002. №1.

13. Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство // Государство и право. 2002. №9. С.49.

14. Налоги и налоговое право: Практикум. М.: Аналитика-пресс, 1998.

15. Налоговые органы и налогоплательщики. – М.: Филинъ, 1998.

16. Налоги: Учеб. Пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – М., 1998.

17. Никитина А.В. Правовое регулирование пограничного взаимодействия налогового и бюджетного законодательства // Финансы. 2002. №11.

18. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г.Пепеляева. – М., 1998.

19. Панкратов В., Гусева Т. Проблемы административной ответственности в сфере налогообложения и предпринимательства // Законность. 1999. №11. С.43-46.

20. Петрова Г.В. Налоговое право. М., 1997.

21. Присягин Г.Н. Налог на имущество физических лиц // Финансы. 2002. №12.

22. Пыхтин С. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства // Законность. 2003. №1.

23. Рагимов С.Н. Единый налог на вмененный доход в свете нового законодательства // Финансы. 2002. №12.

24. Ромашкова Е. Особенности системы сбора налогов в России. Налоговые правонарушения // Право и экономика. 1999. №11. С.90.

25. Сайдаманов А.А. Некоторые вопросы налогового права // Законодательство и экономика. 2002. №2.

26. Тарасенко О.А. Унификация законодательства субъектов РФ о налогах и сборах // Государство и право. 2002. №11. С.116.

27. Шаров А.С. Налоговые правонарушения.- М.: Изд-во “Дело и Сервис”, 2002.

date image
2015-02-24 views image
293

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Субъектами налогового права России являются госу­дарственные органы и органы местного самоуправления. Ц. А. Ямпольская справедливо отмечает особенность госу­дарственных органов, заключающуюся прежде всего в том, что для осуществления функций государства они распола­гают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация. Эти средства обычно в юридической литературе обозначаются терминами «вла­стная сила», «властное полномочие» и т. п. Властное пол­номочие представляет собой особую форму организующей деятельности государства, одну из многообразных форм этой деятельности. Властное полномочие самого государ­ства фактически складывается из ряда неразрывно свя­занных между собой элементов, среди которых наиболее важное значение имеют, безусловно, следующие: а) изда­ние государством велений — правовых актов, обязатель­ных для всех граждан и их организаций; б) защита этих велений от нарушений при помощи принудительной силы государства; в) обеспечение выполнения велений государ­ства мерами воспитания, убеждения, поощрения; г) финан­совое обеспечение выполнения государственных велений 1 .

Именно наличие властного полномочия дает возмож­ность государственному органу выступать от лица госу-

1 См.: Ямпольская Ц. А. Органы советского государственного управления в современный период. М., 1954. С. 13, 17—20.

§ 5. Государственные органы и органы местного самоуправления 219

дарства. Каждая группа государственных органов, в том числе и органов, участвующих в налоговых отношениях, осуществляет властные полномочия в характерных для нее юридических формах. Особенность властных полномочий государственных органов, являющихся субъектами нало­гового права, состоит в том, что данные полномочия со­пряжены с ограничением в рамках закона, прежде всего, имущественных прав граждан и их организаций. Это на­глядно проявляется при реализации таких полномочий налоговых органов, как наложение ареста на имущество налогоплательщика, взыскание недоимки по налогам и пени в порядке, установленном НК РФ.

В зависимости от выбираемого критерия органы госу­дарственной власти могут быть классифицированы различ­ным образом. Установленное ст. 1, 5 Конституции РФ фе­деративное устройство нашего государства дает первое ос­нование для классификации государственных органов. По уровню своей деятельности органы государственной влас­ти делятся на федеральные органы и органы государствен­ной власти субъектов РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Россий­ской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Участни­ками налоговых отношений в Российской Федерации мо­гут быть государственные органы, представляющие лишь первые две из названных ветвей власти 1 .

Органы исполнительной власти, в свою очередь, могут быть классифицированы следующим образом: 1) органы, осуществляющие руководство и координацию на опреде­ленном уровне управления, иными словами, — органы об­щей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, гла­вы исполнительной власти и правительств субъектов РФ); 2) органы отраслевого регулирования (являются нетипич­ными участниками налоговых отношений); 3) органы меж-

1 В тех редких случаях, когда суды фактически становятся участниками налоговых отношений (контроль за уплатой госу­дарственной пошлины), они реализуют полномочия, свойствен­ные исполнительным органам власти.

Глава 6. Субъекты налогового права

отраслевой координации и функционального регулирова­ния (Министерство финансов РФ, федеральные внебюджет­ные фонды); 4) органы, выполняющие специальные функ­ции, как то: контрольные, разрешительные (например, таможенные органы); 5) вспомогательные органы (межве­домственные комиссии).

В налоговых отношениях весьма велика роль функцио­нальных и контрольных органов, хотя, конечно, органы общей компетенции также являются непременными учас­тниками названных отношений. Существуют различные характеристики функциональных органов. Их специфика проявляется наиболее наглядно при сопоставлении после­дних с органами отраслевого управления. Особенности функциональных органов заложены в характере осуще­ствляемой ими управленческой деятельности и способах ее реализации. Отличительным признаком, позволяющим отделить функциональные органы от отраслевых, являет­ся осуществление межотраслевых функций. Функциональ­ные органы создаются для обеспечения в масштабе России согласованной работы всех отраслевых органов, для конт­роля под соответствующим углом зрения деятельности различных организаций и граждан. Таким образом, коор-динационно-регулирующий, межотраслевой, а также кон­тролирующий характер деятельности является тем специ­фическим признаком, который отличает функциональные органы от отраслевых 1 . Известно, что отраслевые органы, как правило, осуществляют непосредственное оперативное управление определенным кругом объектов, связанных с данной отраслью управления и находящихся в их подчи­нении. Функциональный орган в отличие от них распрос­траняет свою деятельность на все отрасли экономической жизни, но не имеет полномочия по непосредственному оперативному руководству деятельностью организаций. Здесь имеется в виду подчинение лишь в каком-либо спе-




1 См.: Айвазян Г. А. Правовые основы организации и деятель­ности финансовых органов в СССР: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1977. С. 41—43.

§ 5. Государственные органы и органы местного самоуправления 221

циальном отношении*. В этом заключается одна из наибо­лее существенных сторон различия между функциональ­ными и отраслевыми органами.

В публикациях по налоговому праву справедливо отме­чалась та важная роль, которую играют функциональные органы, участвуя в налоговых отношениях. Однако спе­цифика органов налогового контроля, как и других орга­нов специальной компетенции, не всегда достаточно четко раскрывается в юридической литературе. В. И. Гуреев, на­пример, пишет: «. посредством налогового контроля про­веряется законность и целесообразность осуществляемой деятельности, своевременность уплаты налогов, сборов пошлин и других платежей в бюджеты разных уровней. Таким образом, — заключает В. И. Гуреев, — контроль в налоговой деятельности — это метод руководства компе­тентного органа государственного управления за соблюде­нием налогоплательщиками требований налогового зако­нодательства» 2 . С вышеприведенными утверждениями и с подобным подходом к проблеме в целом нельзя согласить­ся. Ни глава 5 НК РФ, регулирующая полномочия налого­вых органов, ни иные акты законодательства о налогах и сборах не дают оснований делать выводы о том, что ука­занные субъекты налогового права правомочны контроли­ровать целесообразность деятельности налогоплательщи­ков и налоговых агентов. Подобные полномочия не харак­терны для функциональных и контрольных органов. Неуместным по этой причине выглядит и определение на­логового контроля как «метода руководства».

Таким образом, важнейшим моментом, на котором сле­дует делать акцент, при характеристике государственных органов как субъектов налогового права, является функ­циональный характер их полномочий. В налоговых отно­шениях наличие прав у уполномоченного субъекта власти не предполагает непосредственного оперативного руковод­ства деятельностью граждан или организаций. Когда в

1 См.: Административное право / Под ред. А. Е. Лунева. М., 1970. С. 122.

2 Гуреев В. И. Российское налоговое право. С. 196.

Глава 6. Субъекты налогового права

налоговом праве речь идет о подчинении, как правило, имеется в виду подчинение лишь в каком-либо специаль­ном отношении (функциональное подчинение).

Несколько обособленное место среди участников нало­говых отношений занимают органы местного самоуправ­ления. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоя­тельно, органы местного самоуправления не входят в сис­тему органов государственной власти. В силу ч. 1 ст. 132 Основного Закона органы местного самоуправления само­стоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные воп­росы местного значения. Высокая степень независимости местного самоуправления, закрепленная Конституцией РФ, различным образом оценивается в юридической науке. В ряде работ ранее высказывалось мнение о том, что отно­шения, касающиеся местных финансов, не могут быть включены в сферу регулирования финансового права и соответственно права налогового 1 . Представляется, что нет оснований для исключения отношений по аккумулирова­нию денежных фондов местного самоуправления через на­логи и сборы из сферы регулирования налогового права.

В силу п. «и» ст. 72 Конституции РФ установление об­щих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Кроме того, именно федераль­ное законодательство (НК РФ) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, устанавлива­ет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате любых нало­гов и сборов, решает иные основные вопросы регулирова­ния налоговых отношений (ст. 1 НК РФ). Пункт 4 ст. 12, ст. 15 НК РФ непосредственно определяют порядок уста­новления местных налогов и сборов и закрепляют их пере-

1 См.: Карасева М. В. О предмете финансового права на совре­менном этапе // Государство и право. 1997. № 11. С. 22—31.

§ 5. Государственные органы и органы местного самоуправления 223

чень. Пункт 5 ст. 12 НК РФ указывает, что не могут уста­навливаться региональные или местные налоги или сборы, не предусмотренные НК РФ. Таким образом, действующее законодательство не позволяет делать выводы о каком-либо обособленном правовом регулировании местного налогооб­ложения. Следует также добавить, что было бы совершен­но безосновательным ограничивать сферу регулирования финансового и соответственно налогового права исключи­тельно отношениями, связанными с государственной фор­мой собственности. Государственная власть и местное само­управление — это лишь различные формы «публичности». Ю. А. Тихомиров отмечает: «Самоуправление. по нашему убеждению, является перспективной формой демократиза­ции и формирования новой «публичности», когда органи­чески сливаются интересы личности, коллектива и обще­ства» 1 . М. В. Баглай пишет еще более категорично: «Мест­ное самоуправление не может быть ничем иным, как автономной по своим полномочиям и деятельности частью общей российской государственности и государственности субъектов РФ» 2 . В связи с этим есть все основания утверж­дать, что муниципальная собственность (наряду с государ­ственной) — это разновидность публичной собственности. Такой же точки зрения придерживается ряд ученых 3 .

Таким образом, нет необходимости пересматривать ус­тоявшийся взгляд на предмет налогового права. Местное налогообложение попадает в сферу его (налогового права) регулирования. Известно, что предмет регулирования, в свою очередь, определяет перечень и виды субъектов соот­ветствующего правового образования. Сказанное подразу­мевает рассмотрение органов местного самоуправления (муниципальных органов) в качестве субъектов налогово­го права России.

1 Тихомиров Ю. А. Публичное право. С. 121.

2 Баглай М. В. Указ. соч. С. 137.

3 См.: Суханов Е. А. Проблемы правового регулирования от­ношений собственности и новый Гражданский кодекс // Граж­данский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сб. па­мяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А. Л. Маковский. М., 1998. С. 226.

Глава 6. Субъекты налогового права

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» 1 органы местного самоуправления подразделяются на выборные органы и другие органы, образуемые в соответствии с ус­тавами муниципальных образований (ст. 14). В силу гла­вы 6 данного Закона выборными органами местного само­управления могут являться, в частности, следующие: 1) представительный орган местного самоуправления (об­разуется в обязательном порядке, в отдельных поселени­ях его полномочия может осуществлять непосредственно собрание (сход) граждан); 2) глава муниципального обра­зования и местная администрация. Представительный орган местного самоуправления является наиболее важ­ным и непременным участником налоговых отношений. В случае его отсутствия невозможно установление и вве­дение в действие нормативных правовых актов по мест­ным налогам и сборам, а значит, и функционирование в целом системы местного налогообложения.

Верстова М.Е., докторант Академии управления МВД России, кандидат юридических наук.

По вопросу о месте налогового права в системе права в юридической науке не существует единого мнения. Согласно мнениям ученых, российское налоговое право - это правовой институт отрасли финансового права, по мнению других ученых, - подотрасль финансового права. Причем в юридической литературе в современный период по данной проблеме ученые все чаще говорят о формировании подотрасли налогового права (в частности, А.В. Брызгалин, М.В. Карасева, М.Ю. Орлов, Г.В. Петрова, Н.И. Химичева). Признавая налоговое право подотраслью, авторы предлагают выделять в системе финансового права еще более крупные (чем подотрасли) структурные подразделения - разделы. Заметим, что подотрасль налогового права является элементом финансово-правового раздела "Правовое регулирование государственных доходов" . Ряд ученых считают, что налоговое право - самостоятельная отрасль российского права; другие - самостоятельная отрасль российского законодательства либо часть отрасли финансового законодательства . Разнообразие мнений по вопросу о понятии налогового права обосновывается тем, что в настоящее время оно представляет собой качественно новое правовое явление. Д.В. Винницкий справедливо отмечает, что в российской юридической науке вопрос о положении налогового права и его характеристиках принято рассматривать как часть общей проблемы - проблемы системы финансового права . Основания, отражающие позицию В.В. Гриценко о налоговом праве как ". институте, неизбежно формирующемся в самостоятельную подотрасль финансового права", заключаются, по ее мнению, в качественных преобразованиях, реформировании и кодификации налогового законодательства, постепенном обособлении налоговых отношений и усилении специфики налогового метода . В учебном пособии "Финансовое право Российской Федерации" А.А. Жданов говорит о том, что налоговое право как институт входит в институт финансового права, поскольку, во-первых, финансовый институт объединяет ряд связанных между собой правоотношений и, во-вторых, нормы финансового права группируются в зависимости от общности задач, стоящих перед этим институтом . По мнению ученых, если придерживаться сложившейся в теории права триады "правовая норма - правовой институт - отрасль права", то налоговое право представляет собой сложный институт финансового права, который регулирует основы доходной части бюджета . В то же время в теории права выделяется и подотрасль права, представляющая собой совокупность нескольких однородных институтов . Характеризуя налоговое право, И.И. Кучеров полагает: ". по сравнению с другими отраслями (подотраслями) налоговое право характеризуется повышенным уровнем сложности, нестабильности и противоречивости, а практика его применения сопровождается различными правовыми проблемами" .

См.: Финансовое право: Учебник / Под. ред. Н.И. Химичевой. 2-е изд. М.: Юристъ, 1999. С. 47, 48.
См.: Чибинев В.М. Проблемы определения места налогового права в системе российского права // Налоги. 2006. N 2. С. 50 - 55.
См.: Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 15.
См.: Гриценко В.В. Теория российского налогового права: современные проблемы: Дис. . докт. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 21, 22.
См.: Жданов А.А. Финансовое право Российской Федерации: Учеб. пособ. М.: ТЕИС, 1995. С. 12.
См.: Основы налогового права: Учеб. пособ. / Под ред. Н.П. Кучерявенко. Харьков, 2003. С. 4.
См.: Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Налоговое право: Учебник. М.: Юристъ, 2006. С. 12.
. При этом подчеркивается, что институт налогов становится одним из самых важных финансово-правовых институтов. Иногда имеются попытки выработать позиции компромиссного характера: например, указывается, что налоговое право - это "подотрасль финансового права, обладающая отраслевыми признаками" . Следует заметить, что концепции, рассматривающие налоговое право в качестве подотрасли финансового права, имеют глубокие корни в российской финансово-правовой науке и на сегодняшний день являются наиболее убедительными. Мы разделяем мнение ученых, считающих, что налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему, по осуществлению налогового контроля, по привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, а также по обжалованию актов Министерства финансов РФ в сфере налогов, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной налоговой службы . Однако данная точка зрения разделяется далеко не всеми учеными. В настоящее время наиболее распространенная точка зрения о налоговом праве как самостоятельной отрасли российского права обусловлена возрастанием роли налогов в условиях рыночной экономики, кодификацией законодательства о налогах и сборах, а также отсутствием единой системы финансово-правовых источников. По мнению Д.В. Винницкого, есть все основания полагать, что обеспечение относительно замкнутого, автономного регулирования налоговых отношений является необходимым условием реализации функции справедливого и экономически обоснованного распределения бремени публичных расходов между членами общества. Далее он утверждает, что формирование отрасли налогового права не одномоментный процесс. Он является следствием не только внутреннего развития финансового права и законодательства, но и закономерным результатом определенных социальных изменений в обществе, показателем уровня развития экономики, уровня правовой культуры и реализации демократических принципов организации публично-правовых отношений. Становление автономии налогового права, по его мнению, связано с пониманием места и роли государства в обществе, принципов его деятельности, со степенью уважения и защиты прав и свобод индивидуума . Как считает В.М. Чибинев, ". мнение о налоговом праве как самостоятельной отрасли права продиктовано конъюнктурными соображениями, вызванными тем, что в условиях рыночной экономики налоги играют чрезвычайно важную роль" . Некоторые ученые считают, что налоговое право следует отнести к самостоятельной отрасли законодательства, а не к отрасли права . Так, по мнению В.В. Гриценко, основанием для признания налогового права отраслью законодательства служит тот факт, что современное российское налоговое право является одним из наиболее интенсивно развивающихся правовых явлений с обширной нормативной базой . Заметим, что налоговое право и налоговое законодательство как правовые категории имеют много общего. Система налогового законодательства, основываясь на воле законодателя и имея субъективный характер, по объему и содержанию шире, чем система налогового права, имеющая объективный характер, так как в ее основе лежат налоговые правоотношения.

См.: Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. М.: БЕК, 1997. С. 43.
См.: Брызгалин А.В., Кудреватых С.А. К вопросу о формировании налогового права как подотрасли права // Государство и право. 2000. N 6. С. 67.
См.: Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Указ. соч. С. 12.
См.: Винницкий Д.В. Указ. соч. С. 18.
См.: Чибинев В.М. Указ. соч. С. 51, 52.
См.: Гуреев В.И. Российское налоговое право: Учебник. М.: Экономика, 1997. С. 19, 20.
См.: Гриценко В.В. Теория российского налогового права: современные проблемы. С. 31.

Развивая точку зрения В.В. Гриценко, полагаем, налоговое право представляет собой комплексную отрасль российского законодательства, в которой по предметному и целевому признакам объединяется разнородный правовой материал. Предметным признаком объединения служит характер регулируемых общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе или по поводу введения, установления и взимания налогов. Целевой признак напрямую связан с задачей обеспечения эффективного налогообложения в рассматриваемой сфере. Думается, рассмотрение налогового права в качестве самостоятельной отрасли значительно сужает предмет налогово-правового регулирования, оставляя в стороне комплекс отношений гражданско-правового характера, связанных с представительством в налоговых отношениях, решением вопроса о надлежащем сроке исполнения обязанности по уплате налога и сбора, обеспечением обязанностей по уплате налогов и сборов залогом имущества, поручительством, пеней.

На наш взгляд, налоговое право как комплексная отрасль российского законодательства может быть определена в качестве совокупности нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, т.е. различные по видовому содержанию общественные отношения, составляющие самостоятельную сферу общественной жизни, связанную с налогообложением. Как известно, система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства представляет собой внешнюю форму права, выражающую строение его источников, т.е. систему нормативных правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право . М.Н. Марченко и М.Н. Малько считают, что структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее организационного единства с внешней формой права - системой законодательства. Законодательство - форма существования, прежде всего, правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства - это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права . Следует отметить, что между системой права и системой законодательства имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности. Это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт. Юридические нормы отраслей права - это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в равном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко .

См.: Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. С. 236.
См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 375.
См.: Теория государства и права. С. 376.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения и т.д.). Такие отрасли права кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации. Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (транспортное, воздушное, таможенное законодательство и т.д.) . Можно встретить и такой вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). По мнению ученых, такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма .

См.: Верстова М.Е. Гражданско-правовые аспекты современного таможенного законодательства. Саратов, 2002. С. 19 - 27.
См.: Общая теория государства и права. Т. 2. С. 238.

См.: Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М.: Юридическая литература, 1982. С. 252 - 254.
Там же. С. 255.
См.: Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995. С. 41.

На наш взгляд, не представляется обоснованным выделением налогового права в качестве самостоятельной отрасли права, пусть даже комплексного характера. Отрасль права не придумывается, а рождается из социальных и практических потребностей. Налоговое право как наука исследует общественные отношения в сфере налогообложения и регулирующие их правовые нормы, а также выявляет пробелы в правовом регулировании и противоречия, существующие в законодательстве о налогах и сборах, оказывая воздействие на формирование более совершенного законодательства о налогах и сборах. Одноименная юридической науке учебная дисциплина изучается не только в юридических высших учебных заведениях и на правовых факультетах, но и в вузах, готовящих экономистов по международным экономическим отношениям и внешней торговле.

Полагаем, что в современных рыночных условиях налоговое право следует признать подотраслью финансового права, формируемой в комплексную отрасль российского законодательства.


Ростов н / Д: Феникс, 200 2 . — 480 с.

Рассматриваются вопросы налогового права Российской Федерации, действующего на современном этапе развития экономических преобразований, когда проблемы совершенствования российского налогового законодательства и налоговой системы в целом выдвинуты самой жизнью на передний край реформ. Анализируются основные понятия налогового права, закономерности его возникновения и развития в России и за рубежом, принципы, нормы и источники налогового права, проблемы действия актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц, налоговые правоотношения и особенности правового статуса их участников, порядок исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), вопросы налогового контроля, ответственности за правонарушения в сфере налогообложения, а также проблемы защиты прав налогоплательщиков и иных участников налоговых споров. Особое внимание уделяется рассмотрению законодательного регулирования порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов и сборов. Законодательство приводится по состоянию на 1 июля 2002 г., т. е. с учетом всех последних изменений, в том числе внесенных Федеральным законом от 29 мая 2002 г. ,№ 57 ФЗ.

Учебник рассчитан на преподавателей, аспирантов и студентов юридических и экономических вузов и факультетов, изучающих налоговое и финансовое право, предпринимателей, работников органов государственной власти и местного самоуправления и всех интересующихся налоговым законодательством.

Формат: pdf / zip

Размер: 2,2 Мб

Оглавление
ОБЩАЯ ЧАСТЬ 3
I. Пропедевтика. 4
1. История возникновения и развития налогообложения и налогового права 4
1.1. История возникновения и развития налогообложения и налогового права в зарубежных странах 4
1.2. История возникновения и развитие налогообложения и налогового права в России 18
2. Налоговое право как отрасль (подотрасль) права, наука и учебная дисциплина 32
2.1. Место и роль налогового права в системе российского права 32
2.2. Налоговое право как отрасль науки 38
2.3. Налоговое право как учебная дисциплина . 44
3. Основные понятия налогового права 46
3.1. Налог и сбор 47
3.2. Налогообложение 53
3.3. Налоговое законодательство 56
3.4. Налоговые правоотношения 58
3.5. Система налогов и сборов Российской Федерации и налоговая система Российской Федерации 59
3.6. Налогоплательщики и плательщики сборов ..60
3.7. Взаимозависимые лица. 61
3.8. Налоговый агент 62
3.9. Налоговые льготы 62
3.10. Налоговая декларация 63
3.11. Налоговый контроль. 63
3.12. Налоговый учет. 64
3.13. Налоговая тайна 67
3.14. Налоговое правонарушение 68
4. Принципы налогового права 70
4.1. Понятие и виды принципов налогового права 70
4.2. Содержание принципов налогового права 75
5. Нормы налогового права 89
5.1. Понятие и структура норм налогового права 89
5.2. Формы реализации норм налогового права . 92
5.3. Виды норм налогового права 93
6. Источники налогового права 96
6.1. Понятие и виды источников налогового права . 97
6.2. Конституция 100
6.3. Специальное налоговое законодательство . 101
6.4. Общее налоговое законодательство 105
6.5. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами , 109
6.6. Решения Конституционного Суда РФ 114
6.7. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации 117
7. Действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц 118
7.1. Действие актов налогового законодательства во времени 118
7.2. Действие актов налогового законодательства в пространстве и по кругу лиц 125
7.3. Соответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах налоговому кодексу Российской Федерации 126
8. Налоговая система и система налогов и сборов Российской Федерации 129
8.1. Налоговая система Российской Федерации и система налогов и сборов: понятие и структура. 129
8.2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации 133
II. Налоговые правоотношения 142
9. Налоговые правоотношения 142
9.1. Понятие и признаки налоговых правоотношений 142
9.2. Структура и состав налоговых правоотношений . 144
9.3. Представительство в налоговых правоотношениях 150
10. Правовой статус участников (субъектов) налоговых правоотношений 152
10.1. Налогоплательщики и плательщики сборов как участники налоговых правоотношений 154
10.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотношений 162
10.3. Сборщики налогов и сборов как участники налоговых правоотношений 164
10.4. Налоговые органы как участники налоговых правоотношений 165
10.5. Финансовые органы как участники налоговых правоотношений 172
10.6. Таможенные органы как участники налоговых правоотношений 175
10.7. Органы государственных внебюджетных фон¬дов как участники налоговых правоотношений 177
10.8. Органы налоговой полиции как участники налоговых правоотношений 179
10.9. Правовой статус иных участников налоговых правоотношений 185
III. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов 195
11. Обязанность по уплате налогов и сборов и ее исполнение. 195
11.1. Обязанность по уплате налогов и сборов: понятие, основания возникновения, приостановления и прекращения 195
11.2. Общий порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. 209
11.3. Отдельные особенности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 221
12. Принудительное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов 224
12.1. Общие положения о принудительном исполнении обязанности по уплате налогов и сборов. 225
12.2. Меры принудительного исполнения налоговой обязанности 227
12.3. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 233
12.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога (сбора) или пени 241
IV. Налоговый контроль, налоговые правонарушения и защита прав налогоплательщиков 245
13. Налоговый контроль 245
13.1. Понятие, формы и методы налогового контроля 245
13.2. Учет налогоплательщиков 251
13.3. Налоговые проверки 255
13.4. Взыскание налоговых санкций 262
13.5. Контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам 263
13.6. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля 265
14. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение 267
14.1. Понятие и виды налоговых правонарушений 267
14.2. Налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Налоговым кодексом Российской Федерации 271
14.3. Административные правонарушения в сфере налогообложения 299
14.4. Уголовные преступления в сфере налогообложения (налоговые преступления) 308
15. Защита прав налогоплательщиков 315
15.1. Понятие и виды (способы) защиты прав налогоплательщиков 315
15.2. Административный способ защиты прав налогоплательщиков 322
15.3. Судебный способ защиты прав налогоплательщиков 327
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 333
V. Федеральные налоги и сборы 334
16. Налог на добавленную стоимость 334
17. Акцизы 351
18. Налог на прибыль организаций 362
19. Налог на доходы физических лиц. 371
20. Единый социальный налог. 384
21. Налог на добычу полезных ископаемых 401
VI. Региональные налоги и сборы 407
22. Налог на имущество организаций 407
23. Налог с продаж 413
24. Налог на игорный бизнес 421
VII. Местные налоги и сборы 425
25. Земельный налог. 425
26. Налог на имущество физических лиц 433
27. Налог на рекламу 438
28. Налог на наследование и дарение 440
29. Иные местные налоги и сборы 445
VIII. Специальные налоговые режимы 449
30. Понятие и виды специальных налоговых режимов 449
31. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) 450
ПРИЛОЖЕНИЯ 455
I. Информация об опубликовании и внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации 456
II. Рекомендуемая литература ко всем темам 461
III. Принятые сокращения 470

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "


Ростов н / Д: Феникс, 200 2 . — 480 с.

Рассматриваются вопросы налогового права Российской Федерации, действующего на современном этапе развития экономических преобразований, когда проблемы совершенствования российского налогового законодательства и налоговой системы в целом выдвинуты самой жизнью на передний край реформ. Анализируются основные понятия налогового права, закономерности его возникновения и развития в России и за рубежом, принципы, нормы и источники налогового права, проблемы действия актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц, налоговые правоотношения и особенности правового статуса их участников, порядок исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), вопросы налогового контроля, ответственности за правонарушения в сфере налогообложения, а также проблемы защиты прав налогоплательщиков и иных участников налоговых споров. Особое внимание уделяется рассмотрению законодательного регулирования порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов и сборов. Законодательство приводится по состоянию на 1 июля 2002 г., т. е. с учетом всех последних изменений, в том числе внесенных Федеральным законом от 29 мая 2002 г. ,№ 57 ФЗ.

Учебник рассчитан на преподавателей, аспирантов и студентов юридических и экономических вузов и факультетов, изучающих налоговое и финансовое право, предпринимателей, работников органов государственной власти и местного самоуправления и всех интересующихся налоговым законодательством.

Формат: pdf / zip

Размер: 2,2 Мб

Оглавление
ОБЩАЯ ЧАСТЬ 3
I. Пропедевтика. 4
1. История возникновения и развития налогообложения и налогового права 4
1.1. История возникновения и развития налогообложения и налогового права в зарубежных странах 4
1.2. История возникновения и развитие налогообложения и налогового права в России 18
2. Налоговое право как отрасль (подотрасль) права, наука и учебная дисциплина 32
2.1. Место и роль налогового права в системе российского права 32
2.2. Налоговое право как отрасль науки 38
2.3. Налоговое право как учебная дисциплина . 44
3. Основные понятия налогового права 46
3.1. Налог и сбор 47
3.2. Налогообложение 53
3.3. Налоговое законодательство 56
3.4. Налоговые правоотношения 58
3.5. Система налогов и сборов Российской Федерации и налоговая система Российской Федерации 59
3.6. Налогоплательщики и плательщики сборов ..60
3.7. Взаимозависимые лица. 61
3.8. Налоговый агент 62
3.9. Налоговые льготы 62
3.10. Налоговая декларация 63
3.11. Налоговый контроль. 63
3.12. Налоговый учет. 64
3.13. Налоговая тайна 67
3.14. Налоговое правонарушение 68
4. Принципы налогового права 70
4.1. Понятие и виды принципов налогового права 70
4.2. Содержание принципов налогового права 75
5. Нормы налогового права 89
5.1. Понятие и структура норм налогового права 89
5.2. Формы реализации норм налогового права . 92
5.3. Виды норм налогового права 93
6. Источники налогового права 96
6.1. Понятие и виды источников налогового права . 97
6.2. Конституция 100
6.3. Специальное налоговое законодательство . 101
6.4. Общее налоговое законодательство 105
6.5. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами , 109
6.6. Решения Конституционного Суда РФ 114
6.7. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации 117
7. Действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц 118
7.1. Действие актов налогового законодательства во времени 118
7.2. Действие актов налогового законодательства в пространстве и по кругу лиц 125
7.3. Соответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах налоговому кодексу Российской Федерации 126
8. Налоговая система и система налогов и сборов Российской Федерации 129
8.1. Налоговая система Российской Федерации и система налогов и сборов: понятие и структура. 129
8.2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации 133
II. Налоговые правоотношения 142
9. Налоговые правоотношения 142
9.1. Понятие и признаки налоговых правоотношений 142
9.2. Структура и состав налоговых правоотношений . 144
9.3. Представительство в налоговых правоотношениях 150
10. Правовой статус участников (субъектов) налоговых правоотношений 152
10.1. Налогоплательщики и плательщики сборов как участники налоговых правоотношений 154
10.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотношений 162
10.3. Сборщики налогов и сборов как участники налоговых правоотношений 164
10.4. Налоговые органы как участники налоговых правоотношений 165
10.5. Финансовые органы как участники налоговых правоотношений 172
10.6. Таможенные органы как участники налоговых правоотношений 175
10.7. Органы государственных внебюджетных фон¬дов как участники налоговых правоотношений 177
10.8. Органы налоговой полиции как участники налоговых правоотношений 179
10.9. Правовой статус иных участников налоговых правоотношений 185
III. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов 195
11. Обязанность по уплате налогов и сборов и ее исполнение. 195
11.1. Обязанность по уплате налогов и сборов: понятие, основания возникновения, приостановления и прекращения 195
11.2. Общий порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. 209
11.3. Отдельные особенности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 221
12. Принудительное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов 224
12.1. Общие положения о принудительном исполнении обязанности по уплате налогов и сборов. 225
12.2. Меры принудительного исполнения налоговой обязанности 227
12.3. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 233
12.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога (сбора) или пени 241
IV. Налоговый контроль, налоговые правонарушения и защита прав налогоплательщиков 245
13. Налоговый контроль 245
13.1. Понятие, формы и методы налогового контроля 245
13.2. Учет налогоплательщиков 251
13.3. Налоговые проверки 255
13.4. Взыскание налоговых санкций 262
13.5. Контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам 263
13.6. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля 265
14. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение 267
14.1. Понятие и виды налоговых правонарушений 267
14.2. Налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Налоговым кодексом Российской Федерации 271
14.3. Административные правонарушения в сфере налогообложения 299
14.4. Уголовные преступления в сфере налогообложения (налоговые преступления) 308
15. Защита прав налогоплательщиков 315
15.1. Понятие и виды (способы) защиты прав налогоплательщиков 315
15.2. Административный способ защиты прав налогоплательщиков 322
15.3. Судебный способ защиты прав налогоплательщиков 327
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 333
V. Федеральные налоги и сборы 334
16. Налог на добавленную стоимость 334
17. Акцизы 351
18. Налог на прибыль организаций 362
19. Налог на доходы физических лиц. 371
20. Единый социальный налог. 384
21. Налог на добычу полезных ископаемых 401
VI. Региональные налоги и сборы 407
22. Налог на имущество организаций 407
23. Налог с продаж 413
24. Налог на игорный бизнес 421
VII. Местные налоги и сборы 425
25. Земельный налог. 425
26. Налог на имущество физических лиц 433
27. Налог на рекламу 438
28. Налог на наследование и дарение 440
29. Иные местные налоги и сборы 445
VIII. Специальные налоговые режимы 449
30. Понятие и виды специальных налоговых режимов 449
31. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) 450
ПРИЛОЖЕНИЯ 455
I. Информация об опубликовании и внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации 456
II. Рекомендуемая литература ко всем темам 461
III. Принятые сокращения 470

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

Читайте также: