Инкассовое поручение налогового органа

Опубликовано: 17.05.2024

Инкассовое поручение на перечисление сумм налога в бюджет

Взыскание налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика, а также за счет его электронных денежных средств (далее - ЭДС) производится по решению налогового органа путем направления им в банк соответствующего поручения (инкассового поручения)*(1) на списание и перечисление необходимых денежных средств в бюджетную систему РФ (п.п. 2, 6.1 ст. 46 НК РФ, глава 7 положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение N 383-П)).

Поручение может быть направлено на бумажном носителе или в электронной форме.

Формы поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика, поручения на перевод ЭДС, поручения на продажу иностранной валюты с валютного счета плательщика, решения о приостановлении действия этих поручений и об их отмене утверждены приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@.

Порядок направления в банк документов налогового органа в электронной форме установлен Положением ЦБР от 06.11.2014 N 440-П.

Поручение направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной ГК РФ (п.п. 2, 4 ст. 46 НК РФ, ст. 855 ГК РФ, письма Минфина России от 06.03.2014 N 03-02-07/1/9689, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9526, от 15.09.2011 N 03-02-07/1-330).

Нормами ст. 46 НК РФ не предусмотрена возможность банка по каким-либо причинам не исполнять полученное поручение (письмо Минфина России от 27.04.2009 N 03-02-07/1-202), даже если оно направлено повторно.

Вместе с тем банки не смогут принять эти поручения (инкассовые поручения) к исполнению в случае нарушения налоговым органом установленных требований к их оформлению.

Так Положение N 383-П предусматривает определенный контроль при процедуре приема к исполнению поручения. При отрицательном результате этой процедуры банк не принимает распоряжение к исполнению и возвращает его отправителю (либо, в случае получения поручения в электронном виде, направляет уведомление в электронном виде об аннулировании распоряжения) (п.п. 2.1, 2.13 Положения N 383-П)*(2).

В любом случае поручение налогового органа должно содержать (п. 5 ст. 46 НК РФ):

- указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога;

- сумму, подлежащую перечислению.

Налог уплачивается в рублях, поэтому при взыскании с валютного счета налогоплательщика в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты, налоговый орган одновременно направляет поручение банку на продажу валюты (п. 5 ст. 45, п. 5 ст. 46 НК РФ). Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

Поручение налогового органа должно быть исполнено банком не позднее (если это не нарушает установленную ст. 855 ГК РФ очередность платежей) (п.п. 6, 6.1 ст. 46 НК РФ):

- 1 операционного дня, следующего за днем получения банком указанного поручения, при взыскании с рублевых счетов;

- 2 операционных дней, если взыскание производится с валютных счетов.

При этом каких-либо сроков для направления поручения в банк нормы НК РФ не устанавливают. Как указывают судьи, из содержания п. 3 ст. 46 НК РФ следует, что указанный в ней двухмесячный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк (постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13)*(3).

Направление поручения по истечении указанного срока, независимо от причин его пропуска, является недопустимым (постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2007 N 8661/07). Действия налогового органа в случае направления поручения в банк за пределами установленного срока могут служить одним из оснований для признания процедуры взыскания налога нарушенной.

Внимание

Следует отметить, что приведенные выводы судов касаются сроков направления в банк первичного инкассового поручения и не подлежит применению к ситуациям, когда выставленное в указанный срок инкассовое поручение было возвращено банком по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета. В таких случаях срок выставления повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика определяется с учетом положений п. 7 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ в пределах одного года с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога (постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13).

*(1) Инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и расчетах по распоряжениям взыскателей средств (п. 7.1 Положения N 383-П)

*(2) Ранее возможность не исполнять оформленные с нарушениями инкассовые поручения была предусмотрена п. 8.8 Положения ЦБР от 03.10.2002 N 2-П, утратившего силу с даты вступления в силу Положения N 383-П. Указанным пунктом ответственному исполнителю банка также предписывалось осуществлять проверку поступивших инкассовых поручений на соответствие требованиям по их форме и оформлению. Несоответствующие этим требованиям поручения не принимались к исполнению и возвращались взыскателю, что признавалось правомерным и судами (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2011 N Ф07-1292/2011)

*(3) В силу п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит

Термин инкассовое поручение на слуху у многих специалистов бухгалтерских отделов. Однако, что это такое и как им пользоваться знают далеко не все.

Для чего необходимо инкассовое поручение

Роль инкассового поручения проста: произвести оплату каких-либо услуг или работ без непосредственного участия плательщика и его предварительного согласия. Однако такая процедура возможна только в том случае, если между контрагентами заключен соответствующий договор (т.е. включающий пункт об инкассовой оплате).

Иначе говоря, благодаря данному документу банк получателя товара или услуги осуществляет перевод денежных средств в банк исполнителя или производителя, минуя самих участников сделки. Ни заказчик, ни исполнитель могут не предоставлять в банк никаких платежных поручений и пр. документов, единственное, что происходит: банк плательщика уведомляет своего клиента о переводе денежных средств, а банк получателя – об их зачислении на счет.

В каких случаях востребован данный документ

Сказать о том, что инкассовое поручение имеет широкое распространение, нельзя. Однако в некоторых случаях он встречается довольно часто, например, в практике налоговой инспекции, когда в банк должника по налогам отправляется инкассовое поручение и долги автоматически списываются с его счетов (такие инкассовые поручения подлежат безусловному исполнению, оспаривать их нельзя). Или в деятельности коммунальных служб, когда между коммунальщиками и получателем услуги заключен договор с возможностью безакцептных (т.е не требующих разрешения и участия непосредственного плательщика) платежей – в этом случае плата из банка получателя услуги в банк коммунальной организации также переводится путем применения инкассового поручения.

Организации порой тоже заключают между собой подобные договоры, но такая практика не имеет общеприменительного характера, поскольку она требует стопроцентной доверительности в отношениях между контрагентами, а также их бесспорной платежеспособности.

Что нужно сделать, чтобы «схема» заработала

Если предприятия заинтересованы в том, чтобы платежи между ними происходили без их прямого участия, им нужно

  1. заключить между собой договор, в который требуется внести пункт о расчетах через инкассовое поручение;
  2. предоставить данный договор в обслуживающую кредитную организацию.

После того, как договор будет заключен и сделка проведена, банк поставщика (продавца) пересылает поручение инкассо банку потребителя (покупателя). Затем банк уведомляет покупателя о получении документа на оплату и в случае его подтверждения происходит перечисление, далее банк получателя аналогичным образом информирует своего клиента о зачислении денежных средств на счет.

Кому интересна инкассовая форма расчетов

В первую очередь инкассо выгодна покупателю. Связано это с тем, что за ним всегда остается право перечисления платежа или отказа от него (это определяет невысокую надежность данных операций). Однако продавец может подстраховаться, если предварительно запасется определенными документами, при отсутствии которых покупатель не сможет завладеть товаром на законных основаниях.

Это важно помнить, учитывая то, что данная банковская операция производится вкупе с акцептом такого расчета, что подразумевает немедленную отгрузку продукции в рамках действующего договора, вне зависимости, поступили или не поступили за нее средства от покупателя. Покупатель же оплачивает цену товаров при получении полного пакета расчетных документов, который предварительно должен быть проверен продавцом на предмет соответствия ее стоимости, качества и количества условиями, прописанным в договоре.

У процедуры оплаты путем инкассовых поручений есть один существенный минус: документы через банки идут довольно долго, поэтому оплата может произойти не так быстро, как того бы хотелось. Наряду с этим есть и преимущество: в банках эта услуга стоит достаточно дешево.

Правила оформления и составление инкассового поручения

Инкассовое поручение должно оформляться по определенной форме. В ней содержится

  • информация о сторонах договора (наименование предприятий),
  • сведения о банках, между которыми происходит непосредственная передача денежных средств,
  • номера расчетных счетов организаций,
  • сумма перечисления,
  • номер и дата составления документа.

Если происходит бесспорное взымание средств со счета плательщика (например, при списывании долгов по налогам и пр. основаниям), то в инкассовом поручении должна быть указана еще и ссылка на норму закона.

Документ составляется в четырех экземплярах:

  • первый остается у работников кредитного учреждения и на основании него производится списание средств со счета плательщика;
  • второй экземпляр передается в банк-получатель денежных средств. В случаях, когда счета обеих организаций находятся в одном банке, вторая копия инкассового поручения получает статус мемориального ордера при зачислении средств на счет получателя платежа;
  • третий экземпляр предназначен для самого владельца счета;
  • четвертая копия заверяется сотрудником банка и печатью кредитного учреждения и передается на руки клиенту.

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Инкассовое поручение – свидетельство того, что для компании настало время расплачиваться. Причем расплачиваться во всех смыслах – с кредиторами, за ошибки бухгалтера и упущенные возможности урегулировать ситуацию раньше, сократив убытки. Подробности – в публикации.

Инкассовое поручение – что это?

Правила исполнения инкассового поручения – списания денежных средств со счетов плательщика-должника в бесспорном порядке – регулируются Гражданским и Налоговым кодексами, а также главой 7 «Положением о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П, ред. от 11.10.2018).

Такое многостороннее «участие» различных нормативных актов в процедуре взыскания задолженности объясняется тем, что инкассовое поручение совместило в себе особенности банковской операции и восстановления справедливости в случае правонарушения определенной отрасли права.

Не зря в ст. 874 ГК сказано, что «порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями». То есть, чтобы предъявить подобное поручение в отношении должника, кредитору необходимо соблюсти массу нюансов, что нередко становится помехой для фактического получения средств – об этом расскажем в следующих разделах.

Использовать промахи бухгалтера для опустошения счета компании в бесспорном порядке не так сложно. Возможность получателя средств предъявить распоряжение к расчетному счету плательщика должна быть предусмотрена «федеральным законом или договором между плательщиком и банком плательщика», как говорится в Положении № 383-П. Инспекторы ФНС активно используют свое право на инкассо, предусмотренное ст. 46 НК РФ, для взыскания налоговых долгов.

Бухгалтеры 1C-WiseAdvice рассчитывают и перечисляют налоги вовремя и с учетом всех негласных требований ФНС. Наш опыт и экспертный уровень оказания услуг по комплексному бухгалтерскому обслуживанию являются залогом того, что со счета организаций наших клиентов никто не снимет средства без их согласия.

Виды инкассовых документов

Выставление инкассо в банке

Статья 875 ГК РФ предусматривает несколько вариантов исполнения поручения банком. Документы могут подлежать оплате по предъявлению или в другой указанный срок. Частичные платежи возможны, если такой порядок установлен «банковскими правилами» или «при наличии специального разрешения в инкассовом поручении». К слову, в пункте 4.4 Положения № 383-П оговаривается возможность частичного списания средств со счета должника.

Кроме того, на срок исполнения инкассового поручения влияет то, насколько корректно взыскатель оформил пакет документов. А когда речь заходит о ФНС , не последнюю роль играет «степень терпеливости» инспекторов, то есть в какой срок после просрочки с перечислением налогов они приняли решение прибегнуть к инкассо.

Инкассовые поручения налоговых органов

Прежде чем использовать право взыскать задолженность со счетов налогоплательщика, инспекторы направляют ему требование, форма и порядок которого регламентируется приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@. И если сроки оплаты истекли, а компания продолжает игнорировать инспекторов, налоговики принимают решение о принудительной оплате недоимки.

Все стадии этого процесса по срокам осуществления конкретных действий строго регламентированы. В то же время инспекторам нередко приходится повторно направлять инкассовые поручения – из-за того, что на счетах компаний-должников недостаточно средств. В связи с этим именно сроки предъявления требований к погашению недоимок в бесспорном порядке являются в судебной практике главным спорным моментом.

У налоговиков на предъявление своих требований есть не больше двух месяцев со дня окончания официально отведенного срока на погашение недоимки (п. 3 ст. 46 НК РФ). Но в статье 47 кодекса сказано, что решение о взыскании задолженности за счет имущества, «в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя» инспекторы могут принять в течение года. Противоречивость норм, содержащихся в двух статьях, является причиной того, что у судов в этом вопросе нет официальной позиции.

Например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13 по делу № А50-18748/2012 говорится, что ФНС может повторно выставлять инкассовые требования в течение года (в данном случае в связи с закрытием счета организацией, имеющей задолженность).

Данное решение поддерживается многими другими постановлениями, в том числе постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2011 по делу № А82-473/2011. В нем суд пояснил, что даже статье 46 НК РФ, на которую так любят ссылаться должники, «не предусмотрено правовых последствий пропуска срока направления в банк инкассового поручения». Поэтому главное для налоговиков «своевременно принять решение» о взыскании задолженности, а на предъявление поручения у них есть год.

Однако в постановлении ФАС Московского округа от 15.11.2012 по делу № А41-41798/11 высказывается противоположная точка зрения: по истечении двухмесячного срока, установленного статьей 46, «инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов или при открытии налогоплательщиком новых банковских счетов».

Инкассовое требование от судебных приставов

Меры государственного принуждения по взысканию налоговых недоимок включают приостановление операций по счету, а затем привлечение службы судебных приставов.

Пункт 2. ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» закрепляет за приставами «непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц». Другими словами, участие судебных приставов – крайний по степени своей неблагоприятности этап взыскания задолженностей со счетов компаний в бесспорном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 70 Закона № 229-ФЗ при перечислении средств со счетов должника пристав не должен предоставлять в банк какие-либо расчетные документы, достаточно постановления или исполнительного документа, на основании которых производится данная процедура. Части 5 и 8 той же статьи Закона в свою очередь обязывают кредитную организацию незамедлительно исполнить требования, указанные в данных документах.

Исключением являются следующие случаи:

  • на счетах должника отсутствуют средства;
  • на счета уже наложен арест;
  • операции с денежными средствами уже приостановлены в порядке, установленном законом.

Оформление инкассового поручения

Порядок исполнения и оформления инкассовых поручений регламентируются статьями 874-876 Гражданского кодекса. В частности, статья 875 предусматривает возможность оставить инкассовое поручение без удовлетворения в случае отсутствия какого-либо документа или их несоответствия «внешним признакам», которые детально регулируются главой 7 Положения № 383-П.

Одно из многочисленных требований данного нормативного акта: графа «Назначение платежа» должна содержать определенные сведения.

Невыполнение взыскателями, в частности, налоговой, этого правила является причиной даже для судебных споров. И судьи решают, должен ли банк исполнять поручение ИФНС, если инспекторы некорректно заполнили графу «Назначение платежа».

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2011 по делу № А56-34039/2010 суд поддержал решение банка вернуть поручение налоговиков без исполнения. Причина – сотрудник ИФНС не указал в поле «Назначение платежа» сведения о решении, на основании которого производится бесспорное взыскание налога.

Чем инкассовые поручения отличаются от платежных?

Принципиальное отличие инкассового поручения от платежного заключается в том, что в первом случае инициатива списания средств со счета исходит от получателя, а не от плательщика. И происходит без согласия последнего. По платежному поручению списание денежных средств происходит по согласию клиента.

Из этого следуют другие формальные отличия инкассо от платежки, например:

  • Инкассовое поручение является способом привлечения к ответственности за правонарушение.
  • инкассовый документ заполняется взыскателем, а не владельцем счета. Следовательно, корректность его оформления проверяют более тщательно. Что в принципе подтверждается судебной практикой.
  • Инкассо может быть предъявлено через банк взыскателя.

Инкассовое поручение – лишь одно из последствий несоблюдения законодательных и «выявленных опытным путем» требований ФНС по исчислению и уплате налогов. В зависимости от суммы недоимки ответственность за налоговое правонарушение для компании и ее руководителя может из административной перейти в уголовную. У клиентов 1C-WiseAdvice не бывает подобных проблем, а налоговая нагрузка на их бизнес оптимальная для его специфики и структуры компании.


  • Для чего используют инкассовое поручение
  • Инкассовые списания по акцепту
  • Инкассовое поручение от налогового органа
  • Итоги

Для чего используют инкассовое поручение

Согласно положению «О платежной системе Банка России» от 06.07.2017 № 595-П в качестве одного из платежных документов выступает инкассовое поручение (п. 4.6). Это безналичный путь проведения платежей. Инкассовые поручения нужны для изъятия денежных средств у плательщика в бесспорном порядке.

Их используют, если:

  • бесспорный характер списания предусмотрен на законодательном уровне;
  • нужно произвести оплату задолженности по исполнительным документам;
  • заключен договор о выполнении контрагентом определенных условий поставки с оплатой со счета плательщика без его распоряжения.

Инкассовое поручение оформляют (форма 0401071):

  • контрагенты при наличии договора поставки;
  • налоговые службы и внебюджетные фонды для взимания недоимки, штрафов и пени;
  • судебные приставы.

В нем в зависимости от ситуации должны быть ссылки:

  • на нормативный акт с указанием его номера, даты и номера применяемой статьи;
  • договор поставки с указанием его реквизитов и ссылки на пункт, который предусматривает право поставщика на списание средств;
  • исполнительный лист с указанием его номера, даты выдачи, названия организации и номера дела в судопроизводстве; к инкассовому поручению обязательно прилагается подлинник или дубликат исполнительного листа.

Неисполнение этих требований будет основанием для неоплаты поручения банком. При использовании исполнительного документа, который будет предъявлен позднее оговоренного законом срока, поручение банком также исполнено не будет.

Все операции с инкассовыми поручениями оговорены в гл. 7 положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П.

Инкассовые списания по акцепту

Акцепт — это согласие одной стороны сделки на заключение договора, предложенного другой стороной. Акцепт в банковских операциях подразумевает, что плательщик подтвердил свое согласие на оплату:

  • по переводному векселю;
  • счету;
  • банковскому чеку;
  • платежному документу.

Расчеты с поставщиками на основе акцепта позволяют проверять исполнение договора покупателем:

  • по срокам его выполнения;
  • ценам;
  • соблюдению условий поставки.

Такие договоры, например, могут заключать граждане на оплату коммунальных услуг. Если в договоре выбрана безакцептная форма оплаты, банк вправе выставлять инкассовые поручения на списание денег со счета гражданина для их оплаты. За предоставление таких услуг банк взимает комиссию.

Подробнее о безакцептном списании денежных средств читайте здесь.

Инкассовое поручение от налогового органа

Этот вид оплаты предусмотрен для организаций, осуществляющих контрольные функции по отношению к плательщикам налогов. К ним относится и ФНС России. Эта обязанность предусмотрена в ст. 46 НК РФ. ФНС направляет требование (приказ ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@) об уплате недоимки по налогу его плательщику. При игнорировании требования инспекция принимает решение о принудительной оплате недоимки после завершения планового срока оплаты, но не позже 2 месяцев (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Поступающие в банк должника инкассовые поручения подлежат безусловному выполнению. Оформление и предъявление инкассовых поручений осуществляется в соответствии со ст. 874–876 ГК РФ. При этом расчеты производятся с учетом положения № 384-П.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налоговики не вправе выставлять инкассо до окончания срока добровольной уплаты недоимки налогоплательщиком (постановления АС Центрального округа от 30.10.2019 по делу № А83-7823/2018, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.08.2012 № А78-10449/2011 и Московского округа от 23.07.2012 № А40-12689/12-116-24).

Отстоять свои права в спорах с налоговиками по вопросам, связанным с взысканием налогов, вам поможет сборник важнейшей судебной практики от КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к правовой системе и переходите в этот полезный материал.

В этом документе устанавливается также очередность оплаты недоимки по налогам или штрафов и пени. Поля инкассового поручения заполняются с учетом положений приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н. По каждому налогу, имеющему различные КБК, выставляется свое инкассовое поручение. В случае образования переплаты по налогу возможен ее возврат.

О признании судом инкассовых поручений ошибочными см. статью «Ст. 78 НК РФ: вопросы и ответы».

Итоги

Инкассовое поручение используется для взыскания денежных средств с хозсубъекта в бесспорном порядке. Списание средств с помощью инкассо возможно как между хозсубъектами, так и со стороны государственных органов.



Если требование об уплате налогов (пеней, штрафов) налогоплательщику направлено не было, налоговый орган не вправе обращать взыскание на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках в целях принудительного исполнения обязанности по уплате соответствующих сумм налогов (пеней, штрафов).

Порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств установлен нормами ст. 46 НК РФ.

Так, согласно п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога (сбора, пеней, штрафов) производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.

Как следует из п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании налога (сбора, пеней, штрафов) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (сбора, пеней, штрафов), но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Требованием об уплате налога (сбора, пеней, штрафов) (далее – требование) признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога (пеней, штрафов), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пеней, штрафов) (п. 1, 8 ст. 69 НК РФ).

Требование направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 и 3 ст. 69 НК РФ).

Требование должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Таким образом, направление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту в случаях, предусмотренных НК РФ, требования является обязанностью налогового органа, что прямо следует в том числе из подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Направление требования преследует цель добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов).

Из изложенного следует, что право налогового органа обратить взыскание на денежные средства налогоплательщика на банковских счетах в целях принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов) возникает только в том случае, когда налоговый орган в порядке, установленном НК РФ, направил в адрес налогоплательщика требование, а налогоплательщик не исполнил его в установленные сроки. Если требование налогоплательщику направлено не было, неуплаченные суммы налогов (пеней, штрафов) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, взысканы быть не могут.

Обратим внимание, что требование предъявляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 69 НК РФ. Пунктами 5 и 6 этой статьи предусмотрено, что требование по установленной форме направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Оно может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) под личную подпись, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Данный подход находит поддержку и в арбитражных судах. При разрешении споров между налогоплательщиками и налоговыми органами суды исходят из наличия доказательств отправки налоговым органом требования. Из имеющихся материалов судебной практики можно сделать вывод о том, что суды не признают несоблюдение налоговым органом обязанности по направлению требования формальным нарушением процедуры обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика, которое не может повлиять на обоснованность взыскания при бесспорном наличии недоимки по налогам. В частности, суды отмечают, что, поскольку вручение налогоплательщику требования не доказано, налогоплательщик был лишен возможности уплатить налог в добровольном порядке, в связи с чем решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика должно быть признано недействительным как вынесенное с нарушением норм законодательства о налогах и сборах (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 26.07.2011 № Ф10-2159/11, ФАС Московского округа от 11.07.2011 № Ф05-2905/11 и от 04.05.2010 № КА-А41/3946-10, ФАС Дальневосточного округа от 28.05.2009 № Ф03-2221/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.12.2007 № А69-699/07-6-Ф02-9332/2007, ФАС Уральского округа от 06.05.2008 № Ф09-3099/08-С3, Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2011 № 10АП-6458/11).

К выводу о неправомерности взыскания налогов (пеней, штрафов) за счет денежных средств налогоплательщика на его банковских счетах суды приходят и в той ситуации, когда требование налоговым органом было направлено, однако не по надлежащему адресу налогоплательщика (указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и совпадающему с его фактическим адресом) либо по адресу обособленного подразделения налогоплательщика, но не самой организации (постановления ФАС Московского округа от 03.06.2010 № КА-А40/4585-10-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2006 № Ф04-2840/2006(22466-А67-15), ФАС Поволжского округа от 07.08.2007 по делу № А57-13173/06-33).

Обратим внимание, что в соответствии с п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221) при приеме регистрируемого почтового отправления отправителю выдается квитанция, в которой указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления.

При рассмотрении споров суды, как правило, признают надлежащими доказательствами направления налогоплательщику заказным письмом требования: реестр заказных писем и почтовую квитанцию с соответствующими отметками оператора почтовой связи, а также (если заказное письмо было получено налогоплательщиком) уведомление о вручении почтового отправления (см., например, постановления ФАС Московского округа от 20.06.2011 № Ф05-5099/11, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2009 № 18АП-5807/09 и от 08.07.2008 № 18АП-3891/2008).

Читайте также: