Информация минфина и фнс россии

Опубликовано: 17.05.2024

В этой новостной ленте представлены обзоры горячих документов Минфина России и ФНС России с возможностью их просмотра. Разъяснения ведомств по актуальным вопросам налогообложения, бухгалтерского и налогового учета публикуются ежедневно. Лента позволит бухгалтеру, финансисту, специалисту по налогам и сборам отслеживать все важные документы Минфина России и ФНС России и быть в курсе их позиции по спорным и сложным вопросам.

И не забудьте подписаться на ежедневную или еженедельную рассылку, а также RSS-ленту.

Приказ Минфина России от 12 апреля 2021 г. N 58н “О должностных лицах Министерства финансов Российской Федерации, имеющих доступ к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления оценки налоговых расходов” (документ не вступил в силу)

Приказ Федеральной налоговой службы от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-12/412@ "О вводе в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего автоматизацию технологического процесса 103.18.00.00.0010 "Администрирование специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в части развития контрольно-аналитических инструментов и совершенствования информационного обмена с операторами электронных площадок и кредитными организациями"

Приказ Федеральной налоговой службы от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-6/413@ "О вводе в опытно-промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции учета иностранных организаций в качестве крупнейших налогоплательщиков в соответствии с положениями приказа ФНС России от 27.09.2019 N ММВ-7-22/487@ "О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@"

Приказ Федеральной налоговой службы от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-18/410@ "О вводе в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции подсистемы комплексного управления и администрирования долга (технологический процесс 103.06.27.00.0010 "Комплексное управление и администрирование долга")"

Письмо Федеральной налоговой службы от 5 мая 2021 г. № ЕА-4-15/6251@ “Временные форматы книги покупок, книги продаж, журналов учета счетов-фактур”

Письмо Федеральной налоговой службы от 7 мая 2021 г. № ПА-4-21/6325@ “О рассмотрении обращения”

Приказ Минфина России от 9 апреля 2021 г. N 57н “О внесении изменений в Типовую форму соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2016 г. N 198н”

Приказ Федеральной налоговой службы от 30 декабря 2020 г. N ВД-7-24/982@ “Об утверждении Порядка реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей”

Письмо Федеральной налоговой службы от 19 апреля 2021 г. № АБ-4-20/5250@ “О рассмотрении обращения”

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 мая 2021 г. № ЗГ-3-14/3550@ О внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, действуют ли несколько лиц, которым предоставлено право выступать от имени юридического лица, совместно или независимо друг от друга

Письмо Федеральной налоговой службы от 30 апреля 2021 г. № БС-4-21/6161@ “Об организации налогообложения имущества крупнейших налогоплательщиков - физических лиц”

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 мая 2021 г. № БС-4-21/6433@ “О беззаявительном порядке предоставления налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения”

Приказ Минфина России от 15 декабря 2020 г. № 306н “Об утверждении формы отчета об оценке эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию” (документ не вступил в силу)

Письмо Федеральной налоговой службы от 20 февраля 2021 г. № СД-4-3/2265 “О согласовании позиции”

Письмо Федеральной налоговой службы от 16 февраля 2021 г. № БС-4-11/1916@ “О рассмотрении обращения”

Письмо Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2021 г. № БС-4-11/1937 Об определении базы для исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица в форме слияния

Письмо Федеральной налоговой службы от 26 февраля 2021 г. № БС-4-11/2442@ Об исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу граждан Социалистической Республики Вьетнам и Китайской Народной Республики, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ

Письмо Федеральной налоговой службы от 26 февраля 2021 г. № БС-4-21/2441@ “Об основаниях представления сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения”

Письмо Федеральной налоговой службы от 7 мая 2021 г. № ПА-4-21/6327@ “О рассмотрении обращений”

Приказ Минфина России от 26 февраля 2021 г. № 30н “О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 июня 2018 г. N 139н "Об утверждении форм обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений"

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


http://garant.ru

Система ГАРАНТ - законодательство РФ с комментариями.

Приказ Минфина России от 11 марта 2021 г. N 34н “Об утверждении Порядка и сроков направления уполномоченными должностными лицами Федеральной пробирной палаты и федерального казенного учреждения "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" выписок из журнала постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней”

Приказ Минфина России от 30 декабря 2020 г. N 333н “Об утверждении Порядка представления головным исполнителем (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства выписки из государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключенного в целях реализации государственного оборонного заказа, контракта (договора), заключенного в рамках исполнения указанного государственного контракта, и выписки из документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства головного исполнителя (исполнителя), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также форм данных выписок”

Приказ Федеральной налоговой службы от 11 декабря 2020 г. № КЧ-7-15/898@ “Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и формы решения о приостановлении (возобновлении) действия, о неполном устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия, об аннулировании свидетельства (дубликата свидетельства) о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья”

Приказ Минфина России от 15 марта 2021 г. № 35н “О признании утратившими силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 3н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по лицензированию деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах" и отдельного положения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 151н "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ"

Приказ Минфина России от 17 февраля 2021 г. N 24н “О введении документов Международных стандартов финансовой отчетности "Поправки к ссылкам на "Концептуальные основы" (Поправки к МСФО (IFRS) 3 "Объединение бизнесов")", "Основные средства - поступления до использования по назначению (Поправки к МСФО (IAS) 16 "Основные средства")", "Обременительные договоры - затраты на исполнение договора (Поправки к МСФО (IAS) 37)" и "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2018 - 2020 гг." в действие на территории Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

Приказ Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы от 11 декабря 2020 г. № КЧ-7-15/908@/1087 "Об утверждении состава, формата и порядка передачи Федеральной таможенной службой в Федеральную налоговую службу в электронной форме сведений из документов (чеков) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость, в том числе из электронных документов (чеков), и сведений о проставленных на таких документах таможенными органами Российской Федерации отметках, указанных в пункте 4 статьи 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации" (документ не вступил в силу)

Приказ Минфина России от 16 декабря 2020 г. № 309н “Об определении формы заявления на вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории Арктической зоны Российской Федерации, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны для совершения операций, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи. ”

Приказ Минфина России от 26 ноября 2020 г. N 285н “Об утверждении форм отчета о проведении проверок и отдельных мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной пробирной палатой и федеральным казенным учреждением "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, включенных в перечень. ”

Приказ Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2020 г. № ЕД-7-21/972@ “Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, порядка ее заполнения, формата представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, формы сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения”

Приказ Минфина России от 19 ноября 2020 г. № 273н "О признании утратившими силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 января 2013 г. N 3н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 170н "О внесении изменений в Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. "

Приказ Минфина России от 18 ноября 2020 г. № 271н “О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 2015 г. N 5н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" и о внесении изменений в приказы Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 163н и от 26 ноября 2018 г. N 238н”

Приказ Минфина России от 7 декабря 2020 г. N 296н “Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Министерства финансов Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей”

Приказ Минфина России от 22 декабря 2020 г. № 319н "О внесении изменений в приложение к описанию форматов сведений, вносимых в запись акта гражданского состояния, конвертируемую (преобразуемую) в форму электронного документа, и структуры электронного документа, являющемуся приложением № 1 к Требованиям к форматам сведений, вносимых в запись акта гражданского состояния, конвертируемую (преобразуемую) в форму электронного документа, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 150н"

Приказ Минфина России от 30 декабря 2020 г. № 334н "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по соглашению, государственному контракту, договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта, государственному контракту по государственному оборонному заказу, договору (контракту, соглашению), распределения накладных расходов по ним, раскрытия информации о структуре цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, государственного. ”

Приказ Минфина России от 14 декабря 2020 г. № 305н "Об утверждении требований к формату и объему предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, предусмотренных позициями 88 - 93 перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. N 2326-р" (документ не вступил в силу)

Нормативные документы Минфина РФ и ФНС РФ

ФНС России

Налогом на имущество физлиц облагаются хозпостройки, зарегистрированные в ЕГРН.

Для внесения в ЕГРН хозпостройка должна отвечать признакам недвижимости: быть прочно связана с землей, а ее перемещение без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно.

Не относятся к недвижимости и не регистрируются в ЕГРН некапитальные временные строения — теплицы, хозблоки, бытовки и т.п.

Сообщается, что в случае если хозпостройка зарегистрирована в ЕГРН, но ее площадь не более 50 кв. м, то налог с нее не взимается. Данная льгота применяется только для одной хозпостройки, при условии, что она не используется в предпринимательской деятельности.

ФНС России

«Налог на земельные участки физлиц в 2019 году рассчитают по новым правилам»

Земельный налог физлицам будет рассчитан по новым правилам.

В частности, с этого года подлежит применению коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом.

Право на льготу по земельному налогу в виде вычета стоимости 6 соток предоставлено лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.

В ряде регионов будут применены новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу с 2018 года.

Письмо ФНС России от 18.04.2019 N БС-4-21/7359@

«О запросах сведений в соответствии с пунктом 13 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации»

Сведения, предусмотренные статьей 85 НК РФ, представляются органами, учреждениями и организациями в налоговые органы по их запросам в течение установленного срока.

Сообщается, что при возникновении обоснованной необходимости запросы уточняющих сведений, в том числе в Росреестр, Росавиацию и т.д., могут направляться территориальными налоговыми органами без согласования с Управлением налогообложения имущества ФНС России.

ФНС России от 17.04.2019 N БС-4-21/7176@

«Об основных положениях Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ, касающихся налогообложения имущества»

ФНС России сообщила об изменениях в налогообложении земельным налогом, транспортным налогом и налогом на имущество.

Речь идет о Федеральном законе от 15.04.2019 N 63-ФЗ, которым внесены изменения в НК РФ.

Сообщено, в частности, о следующем:

уточнены основания освобождения от налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с их угоном (кражей);

с налогового периода 2020 г. отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному налогу (уплата налога будет осуществляться на основании сообщения налогового органа об исчисленной сумме налога);

с налогового периода 2020 г. отменена обязанность по представлению расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, а также вводятся положения о возможности представления единой налоговой отчетности (для налогоплательщиков, состоящих на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения объектов недвижимого имущества);

при исчислении налога на имущество ФЛ увеличен размер налоговых вычетов для жилых помещений многодетных.

КонсультантПлюс: Российское законодательство (Версия Проф):

Информация ФНС России

С 2020 года отменяется представление расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, с 2021 года — деклараций по транспортному и земельному налогам.

Соответствующие изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

Сообщается, что с 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами и земельными участками, об исчисленных налогах за прошедший период, на основании сведений от регистрирующих органов (Росреестра, ГИБДД и т.п.).

Кроме того, налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения объектов недвижимости, на территории субъекта РФ, смогут представлять налоговую декларацию по налогу на имущество по всем объектам в одну инспекцию по своему выбору.

ФНС России от 16.04.2019 N СД-4-3/7089@

«О применении налога на профессиональный доход»

При наличии чека, выданного плательщиком НПД, соответствующие затраты можно учесть в расходах при налогообложении.

При произведении расчетов налогоплательщик налога на профессиональный доход (НПД) обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику).

Покупатели (заказчики), применяющие иные системы налогообложения (общий режим, УСН, ЕСХН), вправе при определении своих налоговых обязательств учесть произведенные затраты на основании полученного чека.

При этом отмечено, что утрата физлицом права на применение НПД или аннулирование налоговым органом его постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД не является основанием для непризнания соответствующих затрат в составе расходов.

КонсультантПлюс: Вопросы-ответы (Финансист):

Об НДФЛ при продаже транспортного средства, находившегося в собственности менее трех лет.

(Письмо ФНС России от 15.04.2019 N БС-3-11/3573@)

О вычете НДС в размере 2 процентных пунктов, доплаченного к предварительной оплате (частичной оплате) в связи с увеличением ставки НДС.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-07-11/26126)

Об учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с созданием объектов, безвозмездно переданных в государственную или муниципальную собственность.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-03-06/1/26125)

О применении ставки НДС 10% при реализации медицинского товара, не подлежащего госрегистрации.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-07-11/26121)

О применении ставки 0% по налогу на прибыль медицинскими организациями, переходящими с УСН на ОСН.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-03-06/1/26100)

Об уплате ИП, применяющим ПСН, страховых взносов на ОПС и ОМС за себя в случае начала деятельности в течение расчетного периода и о представлении декларации.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-15-05/26086)

Об НДФЛ при продаже земельного участка, находившегося в общей долевой собственности менее минимального предельного срока владения.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/25983)

Об исчислении налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости балансодержателями объектов недвижимости, не владеющими ими на праве собственности или хозяйственного ведения.

(Письмо ФНС России от 12.04.2019 N БС-4-21/6943)

О постановке физлиц на учет в налоговом органе.

(Письмо ФНС России от 12.04.2019 N ГД-3-14/3542@)

Об НДФЛ при продаже земельного участка, доходы от продажи которого меньше, чем его кадастровая стоимость, умноженная на коэффициент 0,7.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/26018)

Об НДФЛ при продаже нежилого помещения, использовавшегося в предпринимательской деятельности, при изменении размера доли в праве собственности на него.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/26011)

О предоставлении имущественного вычета по НДФЛ при приобретении жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/25988)

О получении супругами социального вычета по НДФЛ на лечение.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/25978)

Об НДС и налоге на прибыль при осуществлении строительного контроля собственными силами.

(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-11/25634)

Об НДС при осуществлении деятельности на основе агентских договоров.

(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-11/25556)

Об НДС в отношении услуг застройщика, оказываемых по договорам участия в долевом строительстве организациям и физлицам.

(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-07/25553)

Об НДС при реализации медицинских услуг.

(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-07/25551)

1. В письме от 14 октября 2020 г. № СД-4-3/16830@ ФНС РФ разъяснила вопрос о месте уплаты НДФЛ с доходов в виде оплаты труда работников, подлежащих переводу на дистанционный режим работы, организациями, имеющими обособленные подразделения.

Адвокатские образования создаются в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации и являются юридическими лицами (ст. 123.16-2 ГК РФ) и вправе иметь обособленные подразделения.

В результате перевода работников на дистанционный режим работы отсутствует необходимость наличия стационарных рабочих мест, что предполагает расторжение договоров аренды и снятие с налогового учета обособленных подразделений адвокатского образования (налогового агента). В этом случае налог на доходы физических лиц правомерным будет уплачивать по месту учета филиала, в котором по штатному расписанию исполняет обязанности работник.

При этом привлечение дистанционных работников само по себе не создает обособленных подразделений организаций (письма Минфина России от 29 мая 2019 г. № 03-15-06/38981, от 19 января 2018 г. № 03-02-07/1/3617, от 1 декабря 2014 г. № 03-04-06/61300).

С 1 января 2020 г. налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, выбранного налоговым агентом (п. 7 ст. 226 Кодекса, п. 16 ст. 2, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ).

2. В письме от 13 ноября 2020 г. № 03-04-05/99236 Минфин РФ счел правомерным удержание и перечисление в бюджет налоговым агентом (в том числе адвокатом, учредившим адвокатский кабинет) НДФЛ с аванса (предоплаты), выплаченного физическому лицу в рамках гражданско-правового договора (акт выполненных работ не подписан).

Это разъяснение противоречит письму Минфина России от 11 июня 2019 г. № 21-08-11/42596 «Об уплате НДФЛ», согласно которому авансовый платеж по заработной плате обложению НДФЛ не подлежит.

По правилам п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Как следует из подп. 6) п. 1 ст. 223 НК РФ, НДФЛ с авансов работникам, направленным в командировку, удерживается и уплачивается в бюджет не в момент выдачи, а в последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки.

До исполнения физическим лицом своих обязательств как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору у заказчика и работодателя отсутствует обязательство по расчету с ним. Следовательно, аванс (предоплату) преждевременно считать доходом физического лица. Иное в НК РФ не указано.

Не случайно Письмо снабжено оговоркой, что письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

3. В письме от 20 ноября 2020 г. № 03-15-05/101219 Минфин РФ отрицательно ответил на предложение по снижению фиксированных размеров страховых взносов за 2020 и 2021 гг. для адвокатов.

Во исполнение перечня поручений Президента РФ В.В. Путина № Пр-818 от 15 мая 2020 г. по итогам совещания по вопросам, связанным с санитарно-эпидемиологической обстановкой в РФ, состоявшегося 11 мая 2020 г., был принят Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Он предусматривает предоставление только индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434, возможности уменьшить фиксированный размер страховых взносов за 2020 г. на величину минимального размера оплаты труда.

С учетом того, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, предложения о снижении для адвокатов фиксированных размеров страховых взносов за 2020 и 2021 гг. Минфином РФ не рассматриваются.

4. В письме от 20 ноября 2020 г. № 03-15-03/101230 Минфин РФ также отклонил предложение по снижению для адвокатов-пенсионеров фиксированных размеров страховых взносов и предоставлению им отсрочки по уплате страховых взносов.

Минфин РФ сослался, что это не предусмотрено поручениями Президента РФ В.В. Путина, налоговым законодательством РФ. Кроме того, ведомство напомнило, что в случае, если гражданин является получателем пенсии по старости, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.

5. В письме от 1 декабря 2020 г. № БС-4-11/19702@ ФНС РФ разъяснила вопросы исчисления и уплаты налоговыми агентами (в том числе – адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты) налога на доходы физических лиц с доходов физических лиц, превышающих 5 млн рублей за налоговый период (начиная с 2021 г.), а также заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ).

В приложении к письму приведены примеры заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

6. В письме от 4 декабря 2020 г. № 03-04-05/106356 Министерство финансов РФ разъяснило, что согласно нормам НК РФ и положениям Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в составе профессионального налогового вычета могут учитываться расходы на уплату платежей за жилое помещение, частично используемое адвокатом под адвокатский кабинет.

При этом с учетом того, что соответствующие расходы должны быть документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением соответствующих доходов, они могут учитываться в составе профессионального налогового вычета в той части, которая непосредственно относится к адвокатской деятельности.

Ранее схожая правовая позиция высказывалась в Решении ФНС России от 12 февраля 2020 г. № КЧ-3-9/1051@ и в определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 г. № 2171-О. При этом ни КС, ни ФНС не рассматривали ситуацию, когда жилое помещение использовалось для адвокатской деятельности не полностью, а частично.

Письмом от 10 декабря 2020 г. № БС-4-11/20427 ФНС РФ довела эти разъяснения до нижестоящих налоговых органов.

7. В письме от 15 декабря 2020 г. № 03-01-11/109419 Минфин РФ рассмотрел обращение по вопросу освобождения от уплаты налогов военных пенсионеров.

Повторив нормы НК РФ, позволяющие пенсионерам применять специальные налоговые режимы (НПД), льготы по земельному налогу, налогу на имущество физлиц и транспортному налогу (на региональном уровне) Минфин РФ сообщил об отсутствии у них льгот по уплате страховых взносов.

Положениями гл. 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов – адвокатов, в том числе являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в п. 1, 3, 6–8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ (п. 7 ст. 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.

Разъяснениям Минфина по налогам - можно ли верить и надо ли применять?


Сегодняшний чудесный воскресный день я посвятила одному из увлекательнейших занятий - прочтению новых нормативных документов.

Хотите верьте, хотите - нет, но если подойти к этому чтиву с легкой долей иронии, то можно получить огромное удовольствие!

И такое огромное удовольствие мне доставило Письмо Минфина РФ от 16 мая 2013 г. N 03-02-08/17019.

Это письмо явилось ответом на вопрос одного налогоплательщика, который сделал так, как написано в одном из писем Минфина, а вот налоговая с этим не согласилась и наложила на предпринимателя большой штраф.

Налогоплательщик, размахивая письмом Минфина, подал исковое заявление, на что получил ответ, что письма Минфина, в вопросах, касающихся налогов,:

  • не являются нормативными актами;
  • не содержат правовых норм или общих правил;
  • не могут конкретизировать нормативные предписания;
  • имеют информационно-разъяснительный характер.

Ну и дотошный же попался налогоплательщик! Он этот ответ послал самому Минфину, вопрошая, что же за безобразия такие творятся? Кто главнее - Минфин или ФНС? Должны ли ФНС и его службы исполнять эти самые письма Минфина?

И Минфин ответил.

Минфин сослался на статью 34.2. НК РФ "Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов", которая гласит:

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, есть подпункт 5 пункта 1 статьи 32. НК РФ "Обязанности налоговых органов":

Налоговые органы обязаны:

. 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; .

Проверила формулировки по Налоговому кодексу - все правильно процитировано.

Казалось бы, о чем тогда речь? Минфин дает разъяснения, а ФНС обязано их выполнять. Вроде, и ёжику должно быть понятно.

Но не тут-то было. Далее Минфин в своем письме признается, что «Указанные письменные разъяснения Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер, не направлены неопределенному кругу лиц, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения заявителями". Причем утверждение это не ссылается ни на какой нормативный акт. Откуда взялось это утверждение? Надоело Минфину с ФНС воевать?

Тогда зачем они пишут этот бесконечный поток писем, раз эти письма не являются ничем, кроме измышлизмов, не обязательных к исполнению?

Оказывается, что обязательны к исполнению и налоговыми органами и налогоплательщиками лишь те письма Минфина, которые согласованы с ФНС и опубликованы на сайте ФНС в разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами". При этом идет ссылка на Письмо ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@.

А означает это только одно - те письма Минфина, которые согласованы с ФНС, мы читаем, изучаем, применяем. То есть эти письма должны быть подписаны сразу двумя ведомствами, иметь два номера. А то, что идет за одним номером Минфина - просто принимаем к сведению.

И если мы вдруг захотим применить те самые измышлизмы, то вся ответственность ложится на нас, налогоплательщиков. И для налоговых органов это - не более, чем бумажка.

Заключительная фраза рассматриваемого письма Минфина полностью подтверждает мои выводы:

При защите своих интересов налогоплательщик должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах, а также вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России.

Слово "вправе" подчеркнула - не обязаны, а только вправе учесть, где-то за скобками, позицию Минфина.

Читайте также: