Налоговая реформа 1998 года

Опубликовано: 15.05.2024

Материал из Documentation.

Содержание

30 июля 1998 г. президент утвердил «Основы (концепцию) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 г.». В «Основах» излагались принципиальные положения политики государства по вопросам военного строительства. Они охватывали все наиболее важные сферы военной деятельности — от принципов международной политики до военно-патриотического воспитания. В «Основах» был предопределен уровень военных расходов как доли ВВП: 5,1 %—на всю правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности страны, в том числе 3,5 % — на оборону. «Основы» устанавливали чисто концептуальный подход к межвидовой реорганизации по сферам применения видов ВС — суша, воздух-космос, море. На первом этапе (до 2001 г.) ВС должны были закончить переход к четырёхвидовой структуре, а на втором (до 2005 г.) — к трёхвидовой. При всей важности «Основ военного строительства» она представляла собой лишь директивную основу для проведения военной реформы, являясь своеобразной мини-доктриной переходного периода. Российское руководство так и не решилось пойти на принятие полномасштабной Военной доктрины. В «Основах» не было представлено финансово-экономическое обоснование намеченных мероприятий, отсутствовали координационные планы, необходимые при реформировании всех составляющих оборонной системы. [1]

Бюджетный кризис весны 1998 г., а затем и крах 17 августа нанесли тяжелый удар по осуществлению реформы в тот самый момент, когда она стала набирать темп. Еще на стадии формирования бюджета 1998 год стал переломным с позиций военной экономики: впервые в современной истории России расходы на национальную оборону перестали быть главенствующими. Первое место по удельному весу в общих расходах 1998 г. заняло обслуживание государственного долга. Весной 1998 г. запланированные расходы на оборону были сначала сокращены кабинетом С. В. Кириенко с 82 до 61 млрд р., а после кризиса 17 августа финансирование было еще более урезано, и в результате к концу года ассигнования на национальную оборону составили всего лишь около 38 млрд р. Это был двойной удар: он не только отменил все «подъемные» на сокращение Вооруженных Сил, но и резко сократил даже базовый оборонный бюджет, значительно опережая реальное сокращение численности ВС и тем самым сводя на нет всю возможную экономию на их содержании. [2]

В результате инфляции второй половины 1998 г. большинство военных оказались за чертой бедности, и даже при этом денежное довольствие задерживалось на 2-3 месяца. Подготовка и учения в сухопутных войсках, ВВС и ВМС фактически прекратились. Ход военной реформы был глубоко подорван. Наиболее важное направление — сокращение личного состава — было перекрыто сокращением финансирования. Пал жертвой финансового кризиса и переход на службу по контракту. Поскольку финансирование сокращений с самого начала было недостаточным, а после 17 августа вообще замерло, было решено главный упор делать на сокращении контрактников, увольнение которых было дешевле (закон не предусматривал обеспечения их жильем и других выплат) и в то же время обещало некоторую экономию за счет их содержания, поскольку их жалование гораздо выше, чем у призывников (обычно в 5 раз, а в зонах боевых действий — в 10 раз). [3]

Принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. [4]

В течение 1998 г. судебных исполнителей, работавших при судах, заменили судебные приставы при органах юстиции. [5]

Первый вариант концепции реформирования железнодорожного транспорта был утверждён правительством С. В. Кириенко (Постановление Правительства № 448 от 15 мая 1998 г. «О Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта»). Концепция не предусматривала ни акционирования, ни приватизации: «Железные дороги — государственные унитарные предприятия». Лишь грузовые компании-операторы (да и то, на третьем, заключительном этапе) могли быть акционированы. [6]

В июле 1998 года была начата основательная налоговая реформа. [7]

Постановлением правительства России № 862 от 30 июля 1998 г. была утверждена «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации (1999—2001 гг.)». [8]

В 1998 году был принят Бюджетный кодекс. [9]

1 января 1998 года была произведена денежная реформа: рубль деноминирован в 1 тыс. раз. [10]

Принят закон «Об ипотеке» от 16 июля 1998 г. [11]

В 1998 году была начата реформа электроэнергетики. [12]

Принят закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. [13]

В 1998 году был принят Градостроительный кодекс. [14]

date image
2015-09-06 views image
1694

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


Замедление спада в экономике в 1996--1997 гг. вызвало принятие правительством России и Центральным банком РФ решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношение 1000:1.

Денежная реформа не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали в обороте. С первого января 1998 года введены в обращение банкноты образца 1997 года достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и металлические монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. Банкноты образца 1993 и 1995 годов (включая их модификации 1994 года) и монеты СССР и России 1961-1996 года оставались в обращении в течение всего 1998 года и принимались во всех организациях, предприятиях торговли, сфере обслуживания, коммерческих банках в качестве нормального платежного средства из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости. В ходе реформы нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масштабе 1000:1 (одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на «старой» купюре, одной копейкой - монета в десять рублей). К окончанию процесса деноминации было изъято более шести миллиардов банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993 году). После 31 декабря 1998 года хождение «старых» денег прекратилось, оставшиеся бумажные и даже металлические деньги можно было обменять до конца 2002 года. [20]

Однако в середине августа 1998 г. финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов, падения курсов ценных бумаг на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля. Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России. Платежи по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд рублей в месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчислялись в размере 12--13 млрд. рублей. [13]

Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 г. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов. [15]

На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России. Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее значение, в силу того, что эта задача на протяжении последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось.

Вывод

«Можно долго спорить о пользе исторических фактов, но без знания старого невозможно новое знание, а тем более применение его на практике». Из этих слов Людвига Эрхарда становится ясно, что все сделанное в истории необязательно делить на «полезное» и «вредное», а лучше воспринимать все как есть и пользоваться опытом прошлых лет.

«История денежной системы России, - писал известный экономист доктор экономических наук В.П. Шкредов, - отнюдь не отличается прямолинейностью и неуклонным поступательным прогрессом. Напротив, длязначительной ее части характерны неупорядоченная, лишенная ясно выраженной всеобщей закономерности, смена одних форм денег и денежных систем другими. В течение нескольких столетий преобладали смешанные, промежуточные, переходные несовершенные отношения.»

Опыт денежных реформ в России подтверждает, что основными требуемыми предпосылками их успешного проведения являются: рост производства, бездефицитность бюджета и наличие золотовалютных резервов.




Все денежные реформы в истории России предусматривали введение новых денежных знаков, но вплоть до XXI века устойчивыми оказывались только те, которые были обеспечены золотом или серебром.

Вплоть до реформы Алексея Михайловича на Руси вполне успешно существовал монометаллизм. Елена Глинская своей первой централизованной денежной реформой основательно укрепила его.

В результате принудительного внедрения в обращение в начале XVIII века медных монет Россия перешла от серебряного монометаллизма к обращению преимущественно медных денег. В процессе становления денежной системы страны это было шагом назад.

Роль медной монеты в обращении в XVIII веке постоянно возрастала. До того как началась эмиссия бумажных денег, она была основным средством обращения и платежа внутри страны. Серебряная монета, в соответствии с законом Грэшема, уходила из обращения. В 50-60-х годах XVIII века проблема ее возврата стояла особенно остро. Еще одной трудноразрешимой проблемой было увеличение объема денег в обращении, которое ограничивалось имевшимися у казны запасами серебра и меди.

Возвращение серебряной монеты в казну и увеличение денежной базы пытались обеспечить в том числе и при помощи специально созданных банков - Медного и Артиллерийского. Между тем первую проблему во второй половине XVIII века в России решить было невозможно. А вторая

была решена, но не за счет увеличения монетного обращения, а в результате перехода к обращению разменных на медь бумажных денег.

Первыми бумажными деньгами в России были ассигнации, находившиеся в обращении в 1769-1843 годах (позднее их сменил другой вид бумажных денег - государственные кредитные деньги, банкноты, разменные на монеты из драгоценных металлов).

Хронический бюджетный дефицит, активная внешняя политика, содержание армии, государственного аппарата и царского двора привели к огромному перепроизводству бумажных денег как в случае с ассигнациями, так и в случае с кредитными деньгами.

Доверие к рублю в то время сильно падает, население во многих случаях переходит на примитивный товарообмен. Канкрин активно с этим боролся, но его реформа, хоть и была основательно подготовлена, потерпела неудачу.

Процесс становления зрелой денежной системы начался после реформы Витте. В ходе этой реформы в стране была введена золотомонетная форма золотого стандарта. Золотая валюта просуществовала в России до лета 1914 года. Пережив экономический кризис 1899-1903 годов, русско-японскую войну 1904-1905 годов и первую русскую революцию 1905-1907 годов, она обеспечила приток иностранного капитала и промышленный подъем 1910-1914 годов.

Процесс становления зрелой денежной системы в России был прерван Октябрьской революцией 1917 года и последующей гражданской войной.

В 1922-1924 годах Россия сделала попытку вернуться к золотым монетам и разменным на золото банкнотам. Нормализовать денежное обращение в стране удалось после проведения двух денежных реформ - деноминаций. В результате изменились не только параметры денежного обращения, но и тип денежной системы. В СССР была введена золотодевизная форма золотого стандарта.

Денежная система, сформировавшаяся в СССР после кредитной реформы 1930-1932 годов, была полностью оторвана от мирового рынка. Советские денежные знаки не только не обменивались на золото, но и не служили по отношению к нему ни средством обращения, ни платежным средством.

Дальнейшие реформы в СССР имели вид деноминаций, хотя развивалась страна вполне устойчиво, благодаря чему реформы и прошли успешно.

Развал СССР ознаменовался огромной инфляцией, которую пытались устранить рядом конфискационных денежных реформ, но, как сказал В. Черномырдин, «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Пройдя множество испытаний, включая дефолт, современный вид денежная система приобрела в результате деноминации 1998 года, и вполне успешно существует по сей день.

Список литературы

1. Андриевская В. Денежная реформа в России в царствование Екатерины II // Экономические стратегии. - 1999. - № 1.

2. Баженова Е., Байдин В., Баршай Ю. Все о деньгах России. М.: Конкорд - Пресс, 1998 г. - 424 с.

3. Бокарев Ю.П. Русский рубль. Два века истории. XIX-XX вв. - М.: Прогресс -Академия, 1994. - 336 с.

4.Верт Н. История Советского государства: пер. с фр. - 3-е изд., испр. М.: Весь Мир, 2006. - 559 с.

5. Денежные реформы в России: История и современность. Сборник статей. М.: Древлехранилище, 2004. - 280 с.

6. Дейкин А. Великий эконом самодержавия : 100 лет назад завершилась денежная реформа С. Витте // Новое время. - 1997. - № 4.

7. Заводская Э. Когда государство меняет деньги // Русский фокус. - 2003. - № 8.

8.Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история. М.: Мысль, 1992. - 797 с.

9.Зверев С.В. К истории русских денежных реформ 1654--1663 гг. // ГИМ: Труды. - 2004. - Выпуск 139.

10. Крединс Н.Е. Денежные реформы в СССР 1922--1924 годов и 1947 года // Финансовый менеджмент. - 2001. - № 6.

11.Левичева И.Н. Денежная реформа 1839-1843 гг. // Вестник Банка России. - 1999. - № 65.

12.Левичева И.Н. Денежные реформы 1922-1924 гг. // Вестник Банка России. - 1999. - № 79.

13. Левичева И.Н. Особенности эволюции денежной системы и проведения денежных реформ в России // Вестник Банка России. - 2005. - № 2.

14. Малинина Н.А., Цапкин О.В. Денежные реформы в России: исторический аспект // Финансовый менеджмент. - 2003. - № 3.

15. Милов В. Зло и благо дефолта // www.Gazeta.Ru. - 15 августа 2008.

16. Муравьева Л. А. Золотой рубль С. Ю.Витте: О денежной реформе в России 1895-1898 гг. // Деньги и кредит. - 2003. - № 3.

17. Сахаров А.Н. История России с начала XVIII до конца XIX века. М.: АСТ, 1996. - 576 с.

18. Скрынников Р.Г. История Российская. IХ - ХVII вв. - М.: Весь мир, 1997. - 496 с.

19. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 2. М.: Голос, 1993. -- 768 с.

20. Трифонов П.Т. Микроэкономические тенденции в 1998 году // Экономическое развитие России. - 1999. - № 1.

21.Чуднов И.А. Денежная реформа 1947 г. глазами современников // Социологические исследования. - 1999. - № 2.

Самым главным недостатком российской налоговой системы 1992-1998 гг. традиционно назывались несогласованность, нестабильность и противоречивость налогового законодательства. Именно в силу искоренения подобной ситуации в конце 1998 года государством была предпринята налоговая реформа, которая коснулась реформирования всех налогово-правовых институтов, регулирующих налоговые отношения в России.

Налоговая реформа, начавшаяся после кризиса 1998 года, была призвана решать одновременно весьма противоречивые задачи. Нужно было дать возможность хозяйствующим субъектам восстановить утраченные в ходе дефолта оборотные фонды, остановить рост розничных цен и обеспечить сбалансированность бюджетов посткризисных лет, притом бюджетов всех уровней. Насущной проблемой стало снижение налогового бремени на отечественных производителей, перенос центра тяжести налогового давления на потребителей товаров и услуг. Наряду с этим принимались меры по упрощению налоговой системы и увеличению собираемости налогов. Важнейшим аспектом налоговой реформы стало существенное снижение налогового гнета на фонды оплаты труда предприятий и организаций.

Существовала острая необходимость разработки и принятия Налогового кодекса, который ввел новые понятия и терминологию, институты и механизмы, которые существенным образом влияют на налоговый режим. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц не просто провозглашаются НК РФ, как это имело место раньше. Права налогоплательщиков гарантируются обязанностями налоговых органов с сохранением и ранее действовавших форм гарантии. На налоговые органы возложены дополнительные обязанности по информированию налогоплательщиков и разъяснению налогового законодательства. Статья 5 НК РФ строго регламентировала введение новых налогов и сборов, а также законодательных актов об их изменениях, положив конец бесчисленным дополнениям в середине календарного года и принятию законов, имевших обратное действие. Немаловажное значение имеет общее сокращение видов налогов и закрытый перечень региональных и местных налогов. Достаточно вспомнить, что творилось в области налоготворчества в 1994-1997 годах, когда региональные и местные органы представительной власти получили полномочия на введение на подведомственных территориях налогов помимо перечня, содержащегося в ст. 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Общее количество видов налогов в стране перевалило за полторы сотни. Отмена ряда налогов произошла в связи с принятием в большинстве субъектов Российской Федерации закона о налоге с продаж. Общее сокращение видов налогов предусмотрено ст. 13, 14 и 15 НК РФ.

Отменены следующие крупные налоги и платежи:

Налог на содержание объектов соцкультсферы;

Налог на пользователей автодорог;

Налог на промышленное строительство в курортной зоне;

Налог на содержание милиции, обустройство территорий и т.д.;

Налог на перепродажу автомобилей, компьютеров и т.д.;

Сбор на нужды образовательных учреждений;

Сбор с владельцев собак.

Заменены новыми аналогичными:

Сбор за использование слов "Россия", "Российская Федерация" и их сочетаний - заменяется Сбором за использование государственной символики РФ;

Плата за воду - заменяется Налогом на воду;

Налог на землю и на собственность частных лиц и предприятий заменяется налогом на недвижимое имущество;

Налог на рекламу будет выплачиваться только рекламными агентствами, и возмещаться потребителями рекламной продукции.

Вводятся следующие крупные новые налоги:

Налог на доходы от капитала;

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Налог с розничных продаж (уже введен в августе 1998 г.);

Изменяются ставки и принципы расчета существующих налогов.

Кроме этого принятие Налогового Кодекса предусматривает:

снижение доли налога на прибыль;

повышение доли косвенных налогов (акцизов, НДС);

рост доли прямых налогов, уплачиваемых населением.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

​20 лет назад, 17 августа 1998 года, российское правительство объявило о трехмесячном моратории на погашение внешних долгов российских банков и принудительной реструктуризации долгов по ГКО/ОФЗ. Чем дальше в прошлое уходит дефолт, тем лучше видны не только причины, но и последствия крупнейшего в постсоветской России кризиса государственных финансов.

Неподъемные ставки

В первые годы после дефолта среди экспертов были популярны дискуссии о том, в какой момент рынок ГКО стал неотличим от знаменитой схемы Понци, позволяющей старым держателям бумаг получать прибыль за счет их покупки новыми инвесторами. Сейчас вспоминать события августа 1998 года можно в самом разном контексте. На мой взгляд, интересно посмотреть на тот кризис с точки зрения эволюции российской налоговой системы, которая на старте рыночных реформ отличалась высокими ставками. Это стало одной из причин перманентных проблем с бюджетом, что, в свою очередь, заставляло правительство наращивать долг.

С 1992 года правительство установило НДС и налог на прибыль на уровне 28 и 32% соответственно, а также использовало прогрессивную шкалу НДФЛ с диапазоном ставок от 12 до 40%. Также на работодателей были возложены отчисления в Пенсионный фонд и Фонд занятости (28% и 2% от фонда оплаты труда), к которым с 1993 года прибавились платежи в фонды социального (5,4%) и обязательного медицинского страхования (3,6%). В преддефолтные годы фискальное бремя легче не стало: вслед за снижением НДС (до 20% в 1993 году) была введена плавающая шкала налога на прибыль, верхний предел которой с 1995 года составлял 35%. Столь высокие ставки были неподъемными и для нарождавшегося бизнеса, искавшего пути ухода от налогов, и для регуляторов, только приобретавших опыт администрирования в условиях рыночной экономики.

Это дало о себе знать уже в 1992 году, когда дефицит федерального бюджета достиг астрономических 29,4% ВВП (здесь и далее — данные Института Гайдара, если это не оговорено специально). В последующие годы дефицит постепенно сокращался — с 9,8% ВВП в 1993-м до 6,1% ВВП в 1997 году, однако проблема бюджетной несбалансированности все равно сохранялась. В этом была вина не только правительства: сначала оппозиционный Верховный совет, а затем коммунистическое большинство Думы лоббировали раздувание государственных расходов, которые до 1995 года частично финансировались за счет прямых кредитов Центрального банка, а потом — с помощью рынка ГКО. Их объем увеличился с 0,1% ВВП в 1993 году до 4,2% ВВП в 1997 году. Свою роль сыграла и неупорядоченность бюджетного процесса, основы которого были закреплены в Бюджетном кодексе лишь в 1998 году, из-за чего бюджет на текущий год нередко принимался много месяцев спустя после его начала: так было, например, с бюджетом-1995, который в последнем чтении был одобрен Думой лишь в июне 1995 года.

И все же главную роль в фискальных проблемах 1990-х сыграла низкая собираемость налогов. Даже в относительно благополучном 1997 году, когда впервые был зафиксирован прирост ВВП (1,4%, по данным Всемирного банка), а инфляция достигла минимального с начала реформ уровня (11%), доходы консолидированного бюджета по НДФЛ достигли лишь 2,8% ВВП. Для сравнения: в 2017 году доходы по НДФЛ, по данным Федерального казначейства, составили 3,5% ВВП. Более значимую роль играл налог на прибыль, поступления которого в 1997 году в относительном выражении были даже чуть выше, чем в 2017 году (3,8% против 3,6% ВВП). Однако это во многом объясняется разницей в ставке налога, верхняя планка которого 20 лет назад была на 15 п.п. выше сегодняшнего базового уровня.

Снижение бремени

Понятно, что высокие налоговые ставки не способствовали восстановлению устойчивого экономического роста. Добиться его удалось в начале 2000-х, причем благодаря не только эффекту девальвации, но и налоговой реформе, на первом этапе которой была введена плоская шкала НДФЛ (13%), снижена ставка налога на прибыль (с 35 до 20%), унифицированы страховые взносы и отменен ряд оборотных налогов, в частности налог на пользователей автодорог. Приемлемые для бизнеса ставки повысили платежную дисциплину, что обеспечило рост бюджетных доходов, которые, по данным Экономической экспертной группы, выросли с 14,4% ВВП в 2000 году до 19,4% ВВП в 2003 году, при том что цены на нефть оставались стабильными: за тот же период среднегодовая стоимость барреля Brent увеличилась лишь с $28,3 до $28,9.

В 2004 году, на втором этапе реформы, была снижена ставка НДС (до 18%) и ликвидирован налог с продаж — потерянные бюджетные доходы помогли компенсировать подросшие цены на нефть (до $38,3 за баррель), налоги с добычи и экспорта которой были также реформированы. Вместо акциза на нефть, платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы компании стали платить НДПИ, зависевший от количества добытой нефти. Такое решение усложняло дифференциацию налоговой нагрузки в зависимости от условий добычи, но упрощало мобилизацию сырьевых доходов. Их привлечению способствовал и переход к прогрессивной шкале экспортных пошлин, которые стали меняться в зависимости от нефтяных цен. Как результат, отчисления отрасли в бюджет росли быстрее сырьевых котировок: в 2004 году среднегодовая цена барреля Brent была на треть выше, чем в 2001 году ($38,3 против $28,3), а налоговые платежи нефтяников выросли, по подсчетам Института Гайдара, почти в три раза — с $16,9 млрд до $47,1 млрд.

Налоговая реформа первой половины 2000-х стала, пожалуй, самой успешной среди преобразований, проведенных в России в последние 25 лет. Ее ключевые принципы в виде снижения ставок и уменьшения числа платежей актуальны и сегодня, когда правительство в стремлении придать бюджету дополнительную прочность пошло противоположным путем. Ужесточается бюджетное правило, повышен НДС, и планируется завершить налоговый маневр, который расширит фискальную базу нефтяной отрасли. Конечно, эти решения не грозят повторением катастрофы 17 августа: сейчас в России нет аналога пирамиды ГКО, госдолг очень низок. Однако, как и в 1990-е годы, высокие налоги ставят под вопрос долгосрочный рост — главную цель экономической политики, в достижении которой бюджетная стабильность должна служить лишь подспорьем. Сегодня же она де-факто стала ключевой целью правительства, на фоне которой рост утратил приоритет. Возможно, шок августа 1998-го сделал такой исход неизбежным. Ведь экономисты, как и генералы, зачастую готовятся к прошлым войнам.

Цели и принципы

Формирование налогового законодательства Российской Федерации началось с принятием Закона РФ от 27.12.1991г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельных законов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов и сборов (о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц и другие).

Дальнейшее развитие налогового законодательства проходило как по пути физического возрастания объемов нормативной информации, так и накопления качественно иного материала, требующего принципиального изменения в механизме правового регулирования - проведения масштабной налоговой реформы.

Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов;

основные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

С 1 января 2001 года введены в действие главы части второй Кодекса о налоге на добавленную стоимость (ставки - 0 процентов, 10 процентов и 20 процентов), акцизах, налоге на доходы физических лиц (плоская ставка - 13 процентов) и едином социальном налоге (регрессивные ставки). Одновременно с введением их в действие практически полностью отменены налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, существенно снижено налогообложение фонда оплаты труда.

С 1 января 2001 года отменены: налог на отдельные виды транспортных средств; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств.

С 1 января 2002 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и ресурсных платежей.

Основные изменения законодательства о налогах и сборах, произошедшие в 2003 году, заключаются в следующем.

- налог на пользователей автомобильных дорог, являющийся оборотным налогом;

-налог с владельцев транспортных средств.

Введен транспортный налог, заменяющий налог с владельцев транспортных средств и налог на водно- воздушные транспортные средства, предусмотренный Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц".

В дополнение к ранее предусмотренному специальному налоговому режиму для сельскохозяйственных товаропроизводителей введены в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса).

С 10 июня 2003 года вступила в силу новая глава Налогового кодекса "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

Согласно положениям данной главы организации, перешедшие на данный режим налогообложения, освобождаются от уплаты всех федеральных и региональных налогов и сборов (за исключением налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, платежей за пользование природными ресурсами, включая платежи за загрязнение окружающей среды, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акцизов, за исключением акцизов на подакцизное минеральное сырье), а также от местных налогов и сборов установленных в соответствии с Кодексом.

С 27 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 22.05.2003 г. N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", регламентирующий ведение денежных операций не только с населением, но и между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также устанавливающий сферу применения контрольно-кассовой техники (ККТ). При этом вместо ККТ возможно применение бланков строгой отчетности, утвержденных Минфином России. В текст закона включен перечень организаций, освобожденных от применения ККТ.

Законом также предусмотрено, что через шесть месяцев после вступления его в силу при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

В 2003 году сделан важный шаг в направлении ослабления налогового бремени: принят Федеральный закон от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2004 года:

1) снижена ставка налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов;

2) отменены 20 региональных и местных налогов и сборов, в том числе налог с продаж (региональный налог);

3) введен единый подход к налогообложению газового конденсата - установлена налоговая ставка 17,5 процента при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующих ставок - 340 рублей за 1 тонну газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений и 16,5 процента при добыче газового конденсата из других видов месторождений);

4) установлена специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче горючего природного газа в размере 107 рублей за 1000 кубических метров газа при добыче из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующей налоговой ставки 16,5 процента).

Налоговая ставка при добыче нефти на период до 31 декабря 2006 года установлена в размере 347 рублей за 1 тонну (вместо действовавшей ставки в размере 340 рублей за 1 тонну);

5) отменен акциз на природный газ.

С 1 января 2004 года вступила в силу принятая в 2003 году глава "Налог на имущество организаций".

С 1 января 2004 вступила в силу глава 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях совершенствования порядка налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей подготовлена новая редакция главы 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, которая также вступила в силу с 1 января 2004 года.

Читайте также: