Информационные технологии в налоговой сфере

Опубликовано: 03.05.2024

Новицкая Елена Александровна

Студентка 1 курса факультета «Экономика».

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам внедрения и функционирования современных информационных технологий в работе налоговых служб, а также переходу на новую АИС «Налог-3».

Одной из важнейших задач любого государства является построение такой налоговой системы, которая будет основана на эффективности и стабильности налогообложения при минимальных издержках на изъятие. Мировая практика показывает, что для решения данной задачи необходимо провести структурную реорганизацию налоговых служб, притом изменения необходимо вносить единой налоговой программой, а не отдельными преобразованиями как осуществляется на данном этапе. Если будет проведена грамотно налоговая политика, то возможно, что будет достигнут баланс между интересами государства и плательщика налогов. Следовательно, внедрение информационных технологий современного типа в работу налоговых служб является необходимым условием их нормального функционирования и приоритетным направлением налоговой политики.

Существуют системные проблемы, которые сдерживают распространение информационных технологий, применяющихся в деятельности налоговых органов, решение которых возможно только при помощи информатизации всех региональных учреждений. Среди проблем модернизации налоговых систем можно выделить несколько основных: сосредоточение основных данных по налогам на разных уровнях налоговых инспекций, зачастую квалификация налоговых служащих оказывает влияние на качество информации; постоянное увеличение налоговой документации; непрерывные изменения в налоговом законодательстве; недостаточно хорошо устроено взаимодействие между налоговыми службами разных уровней и органами Федерального казначейства, судебными приставами, различными внебюджетными организациями и фондами.

Для эффективного функционирования налоговых органов происходит внедрение в региональные и местные налоговые инспекции информационных технологий, и создаются отделения по информатизации, которые выполняют: введение в эксплуатацию новых средств электронно-вычислительной техники; разработку и использование системных и прикладных программ; взаимодействие между различными уровнями АИС, а также другими автоматизированными системами.

ФНС Российской Федерации обрабатывает значительные массивы данных, необходимых для поступления налогов, притом объем информации постоянно увеличиваются. По этой причине начались изменения в автоматизированной информационной системе, в результате которых была создана АИС «Налог-3», которая может хранить и обрабатывать информацию по налоговому администрированию в единой централизованной базы данных.

АИС «Налог-3» является модернизацией АИС «Налог», которая обладала своими недостатками: изолированность средств автоматизации по разным уровням налоговой системы; средства автоматизации при обработке разного рода информации недостаточно эффективны, из-за ограниченности информационно-расчетных и интеллектуальных возможностей; для хранения одних и тех же данных используют разные базы; принцип однократного ввода информации об объектах и событиях не соблюдается; отсутствует единый алгоритм обмена информацией в налоговой службе, при взаимодействии с другими министерствами тоже нет единого протокола обмена данными; нет возможности комплексно обрабатывать информацию, которая хранится в разных базах.

При разработке АИС «Налог-3» необходимо было провести анализ новых тенденций в IT-области, обладать достоверной информацией о сфере налогообложения, включающей структурно-функциональную конфигурацию деятельности налоговых инспекций, и об изменения постоянно происходящих в ней. Данная автоматизированная информационная система «Налог-3» позволяет объединить все существующие информационные данные налоговых органов в единое целое, для этого необходимо было перейти на централизованную модель инфраструктура, где главным составляющим архитектуры информационной системы являются ЦОД.

Были сформулированы цели для АИС «Налог-3», среди которых, необходимость повысить эффективность работы налоговой системы с помощью оперативно принимаемого решения; обеспечивать налоговых инспекторов своевременной информацией об изменениях в налоговом законодательстве, а также комплексно использовать накопленную в ФНС России информацию ; повысить открытость деятельности налоговых органов; повысить уровень внутреннего контроля на работой налоговых служб с помощью централизованной ИТ-инфраструктуры.

К автоматизированной информационной системе «Налог-3» подключены 83 региона РФ[4].

В настоящее время деятельность налоговой системы в Российской Федерации сильно зависит от работы АИС, следовательно, для эффективной деятельности налоговой системы необходимо использование новейших информационных технологий, которые основываются на передовой компьютерной технике.

Информационные технологии влияют на развитие налогового администрирования, от сюда следует что, благодаря информационным технологиям происходит снижение затрат на изъятие налогов и повышение эффективности при использовании огромных объемов данных.

Исследовав проблемы внедрения информационных технологий в налоговые органы можно сделать вывод, о том, что АИС «Налог-3» была создана для того, чтобы объединить в единое информационное пространство России множество информационных подсистем центрального аппарата, управлений ФНС России по субъектам РФ, местных налоговых инспекций.

Ключевые слова: ДОХОД; ДЕНЬГИ; РАСХОДЫ; НАЛОГ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ; МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ; INCOME; MONEY; EXPENSES; TAX INFORMATION TECHNOLOGY; TAXATION; WEALTH.

Стабилизация и развитие налоговых отношений предполагает автоматизацию их процессов. Чем более автоматизирован технологический процесс, то есть степень использования инновационных технологий в работе органов налогообложения, тем более эффективным становится их функционирование.

Сегодня на первое место среди приоритетных задач налоговых органов становится рациональное хранение, анализ и использование информации о налогоплательщике и операциях, проведенных в его отношении соответствующими органами. Этот вопрос делает необходимым дальнейшее совершенствование налогового контроля путем улучшения систем хранения информации и анализирующих инструментов, развития технических возможностей и внедрения инновационных технологий в работу налоговых органов.

Так Российский налоговый закон интенсивно насыщается юридическими конструкциями таких базовых отраслей, как административные и гражданские право [1]. Применительно к информационным технологиям очевиден явный приоритет публично-правового регулирования в налоговой сфере. Один из основных факторов работы налоговой сферы – регистрация и контроль налогоплательщиков. Информационная база с каждым днем растет и пополняется правками и уточнениями. Ввиду постоянно растущего объема данных, методы хранения, использования и доступа к нужной информации требуют постоянного улучшения. Одно из вспомогательных средств при сотрудничестве государственных органов с физическими и юридическими лицами – методы электронной связи.
Рассмотрим, для примера одну из программ обработки данных.

Электронная обработка данных (ЭОД) выполняет важную роль модернизации налоговых инспекций локального уровня. Создание локальных баз данных на основе первичной информации непосредственно от налогоплательщика, сбор информации о платежах, начисления и переводах определенного региона способствует более упорядоченной и быстрой работе органов. Децентрализация активизирует различные подразделения органов налогообложения, давая непосредственный доступ к необходимой информации местного уровня. Отлаженная работа ЭОД и поддержка налоговых органов это системой возможно благодаря созданию и функционированию специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ) [2].

АРМ выполняет функции: сбора, распределения информации и дальнейшей ее обработки, а кроме того: сбор налоговой документации, проведение ряда административных мероприятий. «Досье налогоплательщика» — банк данных определенного лица, подверженного налогообложению. Все статистические, аналитические данные об этом налогоплательщике накапливаются и хранятся в электронном виде. В особенности, «Досье налогоплательщика» концентрирует внимание на нарушениях (если таковые имеются) налогового законодательства данным лицом.

ЭОД имеет в базе данных такую информацию: зарегистрированные на государственном уровне юридические лица, частные предприниматели, физические лица с ИНН, ряд налоговых деклараций, на основании которых проводится расчет и в последствии сбор налоговых средств в бюджет Российской Федерации, хранящиеся в бумажных и электронных вариантах, документация касательно заявлений налогоплательщиков о использовании альтернативных налоговых систем, регистрационных бланки новых объектов налогообложения. Кроме этого, ЭОД отвечает за сбор и подготовку бумажной документации с сопровождением элементов электронных носителей информации для передачи в отдел ввода и обработки, формирует документы на проверки и сверки с актуальной информацией лиц налогообложения, работает с финансовыми документами, поступившими из местных налоговых органов.

ЭОД направленна на калибровку и постоянное улучшение системы подачи документов в органы налогообложения в электронном виде, эффективный и быстрый обмен данными между региональными ведомствами, создание бесперебойной и отлаженной связи с вышестоящими государственными органами Российской Федерации. ЭОД способствует более быстрому, объемному сбору налогов, что повышает эффективность работы ведомства [2].

Несмотря на это, использование ЭОД в работе налоговых органов выявило несколько значительных минусов, с которыми сталкиваются работники ведомства:

— регулярные калибровки и обновления системы требуют подробного их изучения, что занимает большую часть времени;

— обновления ЭОД не всегда соответствуют действующему законодательству, что сводит на минимум эффективность системы;

— рядовые работники налоговых ведомств не имеют полной информации о налогоплательщике, ввиду ограниченного доступа к данным в ЭОД.

Для совершенствования системы ЭОД, более качественному обслуживанию налогоплательщиков и отлаженному сотрудничеству двух сторон было принято решение об изменении в системе конфиденциальности ЭОД. Теперь без проблем авторизоваться в ЭОД и войти в личный кабинет налогоплательщика можно с помощью электронной подписи (ЭП) и универсальной электронной карты на территории всей России. После входа пользователь может создать пароль и в последствии авторизоваться в системе как с помощью электронной подписи или электронной карты, так и введя логин с паролем.

Те, кто был зарегистрирован в системе при помощи электронной подписи или карты имеют значительное преимущество: таким налогоплательщикам не обязательно посещать налоговое ведомство для подачи или сверки документов, что значительно экономит личное время. Путем этой электронной системы органы налогообложения получают информацию о недвижимости и другом имуществе, налоговых операциях, наличии денежных переплат или долгов. Налогоплательщики, в свою очередь, имеют возможность заполнения электронных бланков различных деклараций, могут мониторить личную информацию из реестра налогоплательщиков.

Внедрение современных технологий и инноваций в сферу налогообложения способствует автоматизации ее процессов, повышает налоговый контроль и помогает более качественно сотрудничать с налогоплательщиками. Налоговая служба активно сотрудничает с аналогичными органами более развитых стран, перенимая, а затем применяя полученный опыт [1].

«Комплексные сведения о налогоплательщиках» (КСНП) – еще один эффективный инструмент в работе налоговой службы. КСНП дает подробную информацию о компании, должностных лицах и ее финансовом состоянии. База данных составляется при регистрации, изменении данных организации и на основе ее финансовых отчетностей. Эта система значительно сужает круг контрагентов, которые требуют проверки, а также исключает возможность взаимосвязи нескольких компаний и финансовых схем с участием однодневок. КСНП способен предоставить все необходимые пред проверочные данные, что делает эту систему очень мощным «оружием» в руках налоговых работников.

Третья информационная система, используемая налоговыми органами – «САИ-В». Эта база данных собирает и оценивает информацию о налогоплательщиках, поступающую от третьих лиц и посторонних источников, которыми являются правоохранительные органы, также имеющие сведения о всех физических и юридических лицах. Взаимовыгодный обмен информацией между этими сферами государственных органов значительно улучшает их работу [4].

«КонсультантПлюс» – дополнительный информационный источник для налоговых органов, имеющий список законодательных актов по налогообложению, обучающие материалы, информацию касательно общеправовых вопросов и т.д. [5]

Единственным минусом в работе этой системы является отсутствие конкретных критериев оценки эффективности их применения, что несколько занижает потенциал их планового развития.

Эта система, работая в комбинации, создает максимально полную и обширную базу данных о налогоплательщиках, которой активно пользуются подразделения органов налогообложения. Информационные технологии, программы и сервисы, позволяющие налоговым органам сотрудничать с налогоплательщиками, дистанционно значительно упрощают этот процесс и экономят время лиц с обеих сторон.

Кроме упрощения взаимодействия органов и лиц, подотчетных им, инновационные технологии помогают ужесточить контроль за организациями и проводить разноплановые проверки. Применение современных высокотехнологичных систем и компьютерных программ повышает качество налогового администрирования.

Ряд мероприятий по созданию системы сдачи налоговых документов и деклараций в электронном виде, а также внедрение онлайн-сервисов, ряда автоматизированных методов группирования данных позволяет автоматизировать налоговые процессы. Благодаря таким системам повышается результативность работы налогового ведомства и ее работников, что исключает возможность махинаций, обмана и различных незаконных действий как со стороны налогоплательщика, так и со стороны лиц, работающих в налоговых органах.

Сегодня, благодаря использованию инновационных разработок и информационных технологий, в работе органов налогообложения наступает новый этап, выводящий эту сферу государственных учреждений на новый уровень. Упорядоченная и автоматизированная система рабочих процессов упрощает работу органов, делает использование информации более эффективным и осуществляет более качественный внутренний контроль.

экономические науки

  • Аджиева Марьям Сейталиевна , студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • АИС
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
  • ТЕХНОЛОГИИ
  • НАЛОГ

Похожие материалы

  • Актуальные вопросы учета расчетов по оплате труда
  • Рекомендации повышения производительности предприятия путем мотивации работников (на примере потребительского общества «Сайдам» Горного улуса)
  • Система мотивации как инструмент управления персоналом (на примере автосалона Колми Nissan Якутск)
  • Демотивация персонала: причины, факторы
  • Проблемы мотивации сотрудников

Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств в бюджетной системе, является налоговая служба, которая, как известно, состоит из Государственной налоговой службы РФ и государственных налоговых инспекций республик в составе России и субъектов РФ.

Мировой опыт показывает, что внедрение достижений информационных технологий — наиболее перспективное и экономически эффективное направление в работе налоговых органов. Способы организации обработки налоговой информации оказывают все большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и предоставления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.

АИС в налоговой службе — это автоматизированная информационная система (АИС «Налог»), определяемая как совокупность технических, организационных и программных средств, используемых для автоматизации процессов обработки учетной, контрольной и отчетной информации в налоговых органах различного уровня.

Эффективное и полноценное применение достижений информационных технологий требует сложной многовариантной обработки практически всего объема имеющейся в налоговых инспекциях информации.

Так например, потоки информации на бумажных носителях, возрастающие в последнее время в инспекциях и связанные с усилением работы налоговой службы с физическими лицами, делают обязательным применение сканерных технологий для автоматического считывания деклараций о доходах граждан. Это позволит резко повысить производительность обработки деклараций и решить задачу налогообложения физических лиц на качественно новом прогрессивном уровне, принятом во многих развитых странах.

Широкое использование информационных технологий позволяет повысить производительность и качество работы с массивами данных о налогоплательщиках. Современные технологии — системы управления базами данных, аппаратно-технические средства, специализированное прикладное программное обеспечение — способны перевести работу сотрудников налоговых инспекций, занимающихся выявлением неплательщиков, на новый аналитический уровень [3].

Создание новой информационной системы налоговой службы и внедрение в нашу страну оказалось для нас новым явлением. Так как ранее в Монголии не было такой технологии.

Формирование модели сервисноориентированного администрирования предполагает развитие электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.

Основополагающей задачей налоговой службы является процесс информатизации ее органов посредством использования современных информационных технологий, формирование эффективных систем информации для успешной работы структуры налоговых органов [2].

Если говорить об аспекте информационности, система должна представить информацию во всей полноте и достаточности для рациональной и оперативной работы налогового органа.

На начальном этапе образования налоговых органов в них была внедрена технология работы структур финансов. Главными составляющими подобной технологии являлись:

  • получение информации в рамках личного контакта инспектора и налогоплательщика [1];
  • обработка информации вручную и возможность ее хранения исключительно в форме бумажных носителей;
  • сбор налоговых платежей, не имеющие регламентации;
  • стихийное развитие системы информационных ресурсов.

Сам процесс информатизации в налоговом органе сводился к обеспечению работников достаточно дешевыми электронно-вычислительными машинами для использования стандартных вариантов текстовых и табличных редакторов и раздельно существующих систем управления бумажной документацией (СУБД), которые были не приспособлены к работе с постоянно возрастающим объемом входной информации с дальнейшей перспективой на интеграцию информационного пространства. Но такая система имела право на существование лишь при небольшом количестве плательщиков.

В результате было разработано несколько вариантов информационнопрограммных комплексов для реализации в условиях региональных и муниципальных налоговых органов, которые отнюдь не отличались единством возможностей на внедрение информационных систем ввиду различного состава технических средств [5].

Достаточно длительный период времени внедрение технологий и систем АИС осуществлялось каждым из регионов отдельно в рамках местного самоуправления и в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципальных образований. Это вызывало проблемы, связанные прежде всего с отсутствием единства в информационном пространстве, так как подобные технологии были несовместимы как между собой, так и с системой АИС «Налог». Кроме того, многие объекты учета были разделены между различными ведомствами со своими информационными системами. Соответственно, здесь потребовались еще и внедренные межведомственные информационные структуры (например, объект учета «недвижимость», состоящий из имущества и земельных участков, учитывает и производит регистрацию сразу в трех ведомствах). Поэтому использование технологии внедрения комплексов для взаимодействующих ведомств, обеспечивающих единство администрирования данных, связанных с налогообложением физических и юридических лиц, вызывает необходимость реализации таких категорий, как:

  • учет плательщиков и поступлений от обязательных платежей уже с использованием автоматизации;
  • постоянное взаимодействие в информационных процессах структурных подразделений самого налогового органа и внешних ведомств;
  • освобождение от лишних ресурсов труда, которые заняты технической и непроизводительной работой;
  • точность, достаточность и оперативность результатов аналитической и прогнозной работы по налоговым поступлениям.

Использование и внедрение информационных технологий для работы с налогоплательщиками и взаимодействия с иными ведомствами и службами имеет своей целью повышение результативности и эффективности процедуры сбора налогов и иных обязательных платежей посредством:

  • снижения числа сотрудников в инспекциях районного и межрайонного уровня, задействованных в реализации операций ввода и обработки данных [2];
  • нацеленности деятельности работников налогового органа на аспекты процесса налогового администрирования, требующие непосредственного, личного контакта с налогоплательщиком;
  • устранения текущего влияния ситуаций пиковой загруженности на работу инспекций (связанных с исчислением конкретных налогов не в течение длительного периода времени, а в относительно короткие сроки);
  • повышения количественных и качественных показателей, которые непосредственно связаны с камеральными и выездными налоговыми проверками.

Можно сказать, что в последнее время имеется тенденция смещения центра тяжести по приему документов и обработке их в процессе документооборота в центры обработки данных (ЦОД), использующие технологии сканирования для воспроизведения в электронном виде информации с бумажной документации. Подобные меры, несомненно, повышают результативность и ускоряют работу территориальных инспекций ФНС.

В подразделениях ФНС для реализации подобных процессов используется и постоянно дорабатывается система АИС «Налог», которая разрешает проблемы сбора, ввода и обработки информационных ресурсов в территориальных инспекциях [4].

Развитие электронных сервисов стало одним из основных факторов, способствующих повышению качества налогового администрирования. ФНС России постоянно модернизирует существующие сервисы, а также разрабатывает и внедряет новые. Сейчас на сайте ФНС России размещено более 30 интерактивных сервисов [4], посредством которых налогоплательщики могут узнать часы работы своей налоговой инспекции, ее адрес, записаться на прием, найти необходимую информацию для исчисления налогов и оплатить их, проверить своих контрагентов, ознакомиться с вышеуказанными реестрами, зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и т. д.

Развитие системы оказания государственных услуг в сфере налогообложения физическим и юридическим лицам способствует превращению налоговой службы из фискального органа в сервисную компанию. Результатом таких преобразований должно стать укрепление положительного имиджа налоговых органов, ассоциируемых с гарантией предсказуемости, единообразия и последовательности налоговой политики государства, а также установление партнерских отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками при соблюдении баланса интересов каждой стороны.

Список литературы

  1. Новицкая Е. А., Зубарева Е. Г., Информационные технологии, их развитие в сфере налогообложения и переход налоговых органов на АИС «Налог-3» // Научный альманах. 2015. № 7(9). С. 160–163.
  2. Кривошеева В.М., Чабаненко А.И., Зайцева И.В. Актуальные проблемы информатизации современного делопроизводства и документооборота 2013.С. 46-49
  3. Костин А. А. Информирование налогоплательщиков налоговыми органами // Бухгалтерский учет. 2013. № 9. С. 9-12.
  4. Ручкин В. Н., Фулин В. А., Сёмина Ю. А. Информационные технологии в налоговой сфере // Информатика и прикладная математика : межвуз. сб. науч. тр. 2015. № 21. С. 115 – 120.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.


    Назначенный накануне на пост премьер-министра Михаил Мишустин, бывший глава федеральной налоговой службы (ФНС), назвал цифровую экономику одним из приоритетов своей работы, а также пообещал поддержку отечественным IT-разработчикам и, в частности, «Яндексу» – таковы первые заявления нового главы правительства.

    D-Russia.ru предлагает вспомнить биографию премьера с точки зрения его «цифровых» достижений.

    В 1989 году Мишустин окончил Московский станкоинструментальный институт (СТАНКИН) по специальности «системы автоматизированного проектирования». Специальности: инженер-системотехник, инженер-исследователь. Учёная степень: доктор экономических наук (2010).

    С 1989 по 1992 год – аспирант СТАНКИН. В 1992 – 1995 гг. – директор тестовой лаборатории Международного компьютерного клуба, в 1995-1996 годах — заместитель генерального директора Международного компьютерного клуба, председатель правления Международного компьютерного клуба (влиятельная российская общественная организация, объединявшая квалифицированных специалистов, бизнесменов, энтузиастов).

    С января 2007 по март 2008 года руководил Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ). ОЭЗ, напомним, начали создаваться в России после визита президента Владимира Путина в Бангалор, где он посетил технопарк индийской компании Infosys и остался под явным впечатлением. Тогдашний IT-министр Леонид Рейман в 2004 году заявил, что Россия может продавать за рубеж ПО и IT-сервисы на суммы, сопоставимые с теми, что выручает за сырьё. По первоначальному замыслу ОЭЗ в России создавались для развития в стране высокотехнологичного сектора, для создания программных продуктов на экспорт.

    В апреле 2010 года Мишустин назначен руководителем Федеральной налоговой службы. Многие связывают выбор Мишустина президентом в качестве главы правительства с успехами ведомства в повышении собираемости налогов и прозрачности налогообложения. А это, в свою очередь, было достигнуто с помощью IT – об этом Мишустин говорил не раз, и это почувствовал каждый налогоплательщик: процедура уплаты налогов в России для граждан стала несложным онлайн-сервисом.

    Отметим при этом, что ФНС тратила на развитие IT-систем немалые деньги, расходы ведомства на информатизацию последние годы были выше, чем у других ведомств. В 2018 году траты ФНС на IT составили 19,1 миллиарда рублей, в 2017-м – 17,7 миллиарда.

    Результаты таковы, что, по данным ФНС, за последние пять лет при росте экономики на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учёта инфляции, выросли в 1,4 раза. Рост поступлений продолжается, несмотря на снижение цены на нефть.

    Среди успешно работающих IT-сервисов и проектов ФНС наиболее часто выделяются: личный кабинет налогоплательщика, онлайн-кассы, маркировка товаров RFID-метками, единый реестр ЗАГС (основа для единого реестра населения Российской Федерации), мобильное приложение для регистрации самозанятых, «налог на Google»: налог на электронные услуги, которые оказывают иностранные производители программного обеспечения в Российской Федерации, автоматизированная система контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС всеми контрагентами), строительство ЦОДов ФНС, АИС «Налог-3».

    В ноябре прошлого года первый заместитель председателя правительства РФ – министр финансов Антон Силуанов говорил: «Сегодня налоговая служба является крупнейшим агрегатором большого пула информации, которая представляется в общие базы данных государства. ФНС становится источником информации для аналитических баз данных, которые используются в статистике, министерствами экономики, финансов, а также другими ведомствами, которым нужны точные оперативные данные. Чем больше охват информации, тем более правильные управленческие решения мы сможем принимать».

    Остановимся на некоторых проектах подробнее.

    АИС «Налог-3»

    Представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

    АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

    • обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
    • создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
    • гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
    • снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;
    • совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
    • обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
    • обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности ФНС России со стороны руководства налоговых органов;
    • повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
    • повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов;
    • снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
    • снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;
    • снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;
    • переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
    • обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

    В ноябре Мишустин объявил, что ФНС России завершила внедрение АИС «Налог-3»: «Амбициозная задача централизовать разрозненные налоговые данные в единую систему и создать технологическую базу администрирования на годы вперед выполнена».

    «АИС «Налог-3», по данным ФНС, одна из крупнейших баз данных в мире – 705 Тбайт, и её объем постоянно растёт. В ФНС её называют цифровой экосистемой, которая позволяет применять новые подходы в налоговом администрировании, развивать аналитику, расширять возможности экстерриториальных принципов взаимодействия с налогоплательщиками и оказания услуг – «адаптировать систему налогового администрирования к трансформации экономики и бизнеса в новой реальности убер-экономики».

    Контрольная деятельность

    Цифровизация налогового администрирования, по словам главы ФНС, повлияла и на контрольную работу. В январе-сентябре 2019 года количество выездных проверок сократилось на 34,4% (с 10,9 тысячи до 7,1 тысячи). При этом проверяются только два налогоплательщика из 1000, а в малом бизнесе (это 60% налогоплательщиков) – один из 5000.

    Основной акцент служба делает на добровольном уточнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Доля поступлений по аналитической работе за девять месяцев выросла до 35% в общих поступлениях по контрольно-аналитической работе, в прошлом году этот показатель составлял 25%. Без проведения налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 90 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем за девять месяцев 2018 года.

    Происходит снижение количества жалоб на результаты выездных проверок, говорил в ходе отчёта в ноябре Мишустин. За девять месяцев их число снизилось почти в два раза – на 45,4% (с 4,3 тыс. до 2,4 тыс.). Количество судебных споров с бизнесом сократилось более чем на 20%.

    В то же время сокращается задолженность. Показатель DTI (debt to income) «Отношение долга к поступлениям» (международный показатель, который характеризует эффективность работы с долгом) за девять месяцев составил 6,4%. Это самый низкий показатель за 15 лет. Совокупная задолженность снизилась на 24 млрд рублей, или на 1,3%.

    «Дальнейшая стратегия службы в условиях цифровой трансформации экономики – это развитие бесконтактных технологий контроля, незаметных для плательщика. При этом новые технические возможности службы позволяют успешно создавать такие инструменты для работы со всеми категориями бизнеса», – заявил Михаил Мишустин.

    Пример «незаметного» администрирования – налоговый мониторинг. Налогоплательщики открывают свои информационные системы, что позволяет налоговому органу контролировать миллионы операций в режиме реального времени без истребования документов. Взамен налоговые органы предоставляют компаниям мотивированные мнения по отдельным операциям. Уже составлено 45 мотивированных мнений на 121 миллиард рублей.

    Внедрение налогового мониторинга во многом стало возможным благодаря реформе всей системы администрирования крупнейших налогоплательщиков. С 1 февраля 2019 года компании сгруппированы в инспекциях с учетом их специализации и потенциальных налоговых рисков, характерных для определенных отраслей экономики. В налоговых органах зарегистрированы 2 858 крупнейших налогоплательщиков, которые обеспечивают почти половину (47,6%) всех доходов консолидированного бюджета РФ (8 триллионов рублей).

    Онлайн-кассы

    В июле 2019 завершен третий этап реформы контрольно-кассовой техники (ККТ). Более 1,5 миллиона налогоплательщиков зарегистрировали 3,2 миллиона кассовых аппаратов, что в 2,5 раза больше дореформенного парка. Ежемесячно в режиме реального времени ФНС контролирует 3,3 триллиона рублей выручки. «Реформа ККТ позволила существенно снизить административную нагрузку на бизнес: ликвидирована кассовая отчётность, количество налоговых проверок относительно 2016 года сократилось в четыре раза», – заявляют в ФНС.

    Мобильное приложение для самозанятых

    С 1 января 2019 года в четырех регионах России проводится эксперимент по введению налога на профессиональный доход. С начала 2019 года по ноябрь 2019 в качестве самозанятых зарегистрировались 284 тысячи человек, общая сумма дохода составила 32,6 млрд рублей.

    Главная цель проекта – дать возможность гражданам легализовать свои отношения с государством, получить доступ к программам кредитования и государственной поддержки. Ставки нового налогового режима – 4 и 6%. Две трети налога поступают в региональные бюджеты и одна треть – в фонд медицинского страхования.

    Налог на Google

    Налог на электронные услуги, которые оказывают России в том числе иностранные производители программного обеспечения в Российской Федерации, вступил в действие три года назад.

    На первом этапе все иностранные производители программного обеспечения, оказывающие услуги физическим лицам в России в цифровой экономике, должны были платить НДС на эти электронные услуги, чтобы выровнять условия с российскими компаниями, которые также производят эти услуги. А с 1 января 2019 года они обязаны вставать на налоговый учёт и в том числе платить НДС самостоятельно в отношениях с юридическими лицами.

    «За три года поступления от иностранных организаций составят около 82 миллиардов рублей. Это примерно на 1,4 миллиарда долларов США при наших минимальных вложениях, то есть в инфраструктуру, в разработку программного обеспечения у нас было вложено примерно несколько десятков миллионов рублей», — сказал Мишустин.

    Единый реестр ЗАГС

    По состоянию на май 2019 Федеральная налоговая служба зафиксировала 2 миллиона 700 тысяч записей актов гражданского состояния с 1 октября 2018 года, когда система была введена в промышленную эксплуатацию.

    Единая облачная технология позволила фактически связать все ЗАГСы единой цепочкой. Причём их количество сократилось примерно с 6500 ЗАГСов – до начала соответствующих реформ – до 4200. Сегодня эта технология абсолютно централизована, говорил Мишустин.

    Ведомство развивает систему совместно с Росстатом.

    Личный кабинет налогоплательщика

    Личные кабинеты физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, иностранной компании – сервисы, обеспечивающие онлайн-оплату налогов.

    В личном кабинете гражданин видит свой профиль (электронный адрес, телефон, персональные данные), а также объекты налогообложения. Обычно это квартиры, земельные участки, транспортные средства и так далее. При несогласии гражданина с начисленными налогами их можно обжаловать через форму обратной связи на сайте, это работает.

    Есть также линейка личных кабинетов юридического лица – для уплаты налогов компаниями, и личный кабинет индивидуального предпринимателя.

    Современная система налогового администрирования должна одновременно обеспечить:

    - повышение уровня собираемости налогов и сборов в целях полного и своевременного финансирования расходов бюджетов всех уровней;

    - сокращение издержек налогоплательщиков и создание для них максимально удобных условий при исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов;

    - соблюдение принципа справедливости для всех экономических агентов, имея в виду обеспечение равных условий налогообложения предприятий, работающих в одной сфере хозяйственной деятельности;

    - снижение затрат государства на осуществление мероприятий налогового контроля.

    Значительное ускорение экономического развития во второй половине 20-го века было связано со многими причинами, главными из которых стали научно-техническая революция и её современный этап – революция информационная. Основой процессов, происходящих в экономике, стал новый тип технологического и хозяйственного уклада в наиболее развитых странах, в котором главным дефицитным ресурсом стали информация и технологии, включающие телекоммуникации, программное обеспечение и Интернет. Информация является ресурсом, который легче других ресурсов преодолевает все границы и преграды, становясь проводником глобализационных процессов.

    Налоговая система любого государства может быть эффективной лишь только в том случае, если она располагает всеобъемлющей информацией о налогоплательщиках, необходимой для исчисления и своевременной уплаты налогов, при этом выстроив рациональную систему контроля за полнотой постановки юридических и физических лиц на налоговый учёт. Современная система налогообложения основывается на контроле за информационными потоками, касающимися налогоплательщиков, их деятельности, имущества.

    Налоговый процесс представляет собой с этой точки зрения последовательное и непрерывное представление информации, получаемой налоговыми органами как непосредственно от налогоплательщиков, так и из внешних источников. Все информационные потоки можно разделить на три группы. В первую входит информация о налогоплательщиках, источниками которой являются система налоговой регистрации налогоплательщиков юридических и физических лиц, социального, миграционного учёта. Ко второй группе относятся источники информации, полученные от органов, регистрирующих движимое и недвижимое имущество, операции с ценными бумагами, банковские и инвестиционные счета, права на патенты и изобретения и т.д. Третью группу образуют информационные потоки о движении наличных и безналичных денежных средств, проходящих через банковские и иные финансовые учреждения.

    В настоящее время налоговые органы России в основном обладают высокой технической оснащённостью, активно используют передовые технологии автоматизированного учёта и обработки данных. Одной из задач, реализуемых налоговой службой в последние годы, стало создание мощного информационно-аналитического аппарата, способного обрабатывать различные виды информации с минимальным привлечением налогоплательщиков к проведению налоговых процедур. Дальнейшее внедрение новых методов обработки документированных сведений, в том числе автоматизированных схем проверочных мероприятий не только способствовало бы росту эффективности контрольных функций, но и снижению бюрократической и коррупционной составляющей контроля.

    По мнению некоторых экономистов давно назрела необходимость перехода на системный налоговый контроль, при котором основной упор будет перенесён на аналитическую работу с информацией, находящейся в распоряжении налоговых органов. По итогам этой работы формулируются дополнительные запросы к «проблемным налогоплательщикам». Специальные проверки остаются на долю лиц, «не сотрудничающих» по результатам этих запросов с налоговыми органами. Вместе с тем, применение аналитических методов налогового контроля возможно только при наличии большого количества информации, полученной из различных источников и накапливаемой в информационных хранилищах. На базе этих информационных массивов, например, на региональном уровне, станет возможным выявление нарушений налогового законодательства путём перекрёстной обработки различных данных – как внутренней информации налоговых органов, так и полученной из внешних источников. Это позволит также более эффективно осуществлять планирование контрольной работы налоговых органов в конкретной налоговой инспекции.

    Располагая достоверной и полной информацией о налогоплательщиках, получаемой из внутренних и внешних источников на основе применения современных технологий можно с большей вероятностью определить характер и временной период совершения налогового правонарушения. Одним из показателей, характеризующих эффективность налогового администрирования, является сокращение времени от совершения налогового правонарушения до его выявления в результате мероприятий налогового контроля. Этот показатель можно выразить следующей формулой:

    где, время выявленного налогового правонарушения

    время совершения налогового правонарушения

    период времени между выявлением и совершением налогового правонарушения

    количество выявленных фактов налоговых правоотношений

    K - показатель эффективности налогового администрирования.

    В экономически развитых государствах процесс налогообложения, как правило, стабилизировался. Это означает, что вопросы на макроуровне в основном решены: определён и проверен практикой состав налоговой системы, оптимизирована налоговая нагрузка. В то же время на микроуровне продолжаются организационные преобразования по повышению эффективности налоговых органов и налоговой системы в целом преимущественно за счёт внедрения информационных технологий. То есть, стабильность процессов налогового администрирования на макроуровне позволила вместо директивных указаний на макроуровне перейти к самостоятельному принятию решений налогового администрирования на микроуровне. В государствах с экономикой переходного периода наблюдается обратная картина: макроуровень не стабилен и отличается высокодинамичными изменениями в налоговом администрировании,




    Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации в 2004 году на среднесрочную перспективу. Выполнение концепции позволило в системе Федеральной налоговой службы, определив приоритетность информационных технологий в налоговой сфере, повысить эффективность налогового администрирования; упростить исполнение налоговых обязанностей; сократить размеры потерь бюджетов всех уровней, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей; улучшить обслуживание налогоплательщиков на основе создания комплексной системы учёта налогоплательщиков и мониторинга их деятельности, системы информационно-аналитического обеспечения налоговых проверок, формирования и представления налоговых деклараций в электронном виде.

    Россия отнесена к 38 юрисдикциям, которые в достаточной степени внедрили налоговые стандарты, принятые на международном уровне, в основу которых положены информационные технологии. Вместе с тем, в 30 из 34 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития определены стратегические цели налоговых органов в части внедрения электронных сервисов, включая системы электронного декларирования. Содержание этих целей предусматривает:

    - дифференцированный подход к разным категориям налогоплательщиков на базе применения разных технологий;

    - налогоплательщики рассматриваются скорее как клиенты и потребители услуг;

    - важное значение придаётся работе с представителями налогоплательщиков (налоговые консультанты, отраслевые ассоциации и др.);

    - предусмотрены социальные критерии и стандарты обслуживания;

    - постоянный анализ возникающих проблем и регулярный мониторинг уровня удовлетворения потребностей налогоплательщиков в обслуживании;

    - публикации результатов выполнения стратегии и общественный контроль.

    Нельзя не заметить, что «тридцатка» стран преодолела рубежи, заложенные в среднесрочной российской концепции. В настоящее время в России созданы, в основном, предпосылки для качественного изменения характера взаимоотношений субъектов налогового администрирования с налогоплательщиками. Это, в первую очередь связано с тем, что среди основных прав налогоплательщиков выделяется право на информацию ( полное и своевременное информирование их со стороны государственных органов о всех обязанностях, возлагаемых на них в связи с уплатой налогов – на бесплатной основе и в доступной форме ); право на соблюдение налоговой тайны в отношении всей предоставляемой ими в налоговые органы отчётности и информации частного характера; право на возмещение убытков, причинённых им в результате незаконных или неправомерных действий налоговых органов и их должностных лиц. Федеральной налоговой службой России принимаются меры по созданию системы сервисного обслуживания налогоплательщиков. В основу этой системы положены: высокий уровень информированности налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве, проводимой в стране налоговой политике, её влиянии на социально – экономическое положение и уровень информированности налоговых органов о налогоплательщиках с цель принятия адекватных мер.

    Читайте также: