Аналитический показатель налоговой дисциплины определяет

Опубликовано: 16.05.2024

(в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@,
от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@)

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

  • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

Настоящая Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
(п. 9 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@)

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволит:

1) для налогоплательщиков - максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

2) для налоговых органов - выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:

1. Формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

2. Стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах.

3. Повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.


Субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налоги в бюджеты согласно законодательству РФ. Государство заинтересовано в поступлении как можно большего количества платежей, которые идут на решение социальных вопросов. Однако слишком большие суммы налоговых платежей делают работу компании нерентабельной. Предприниматели не получают запланированную прибыль и теряют мотивацию заниматься бизнесом.

Поэтому важно правильно выполнить необходимые расчеты и проанализировать результаты последующего планирования работы компании. Рассмотрим, как производится расчет налоговой нагрузки и для чего необходимо проводить эту работу.

  • Основные понятия
  • Коэффициент нагрузки по налогам
  • Как рассчитать налоговую нагрузку организации
  • Формулы расчета по видам налогообложения
  • Налоговая нагрузка по НДФЛ
  • Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета
  • Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета
  • Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации
  • Методы анализа нагрузки по налогам
  • Как оценить степень налогового давления
  • Опасность низкой налоговой нагрузки
  • Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Основные понятия

По д термином «налоговая нагрузка» понимают количество налоговых платежей, которые компания платит государству по результатам своей работы и с заработной платы своих сотрудников. Рассчитывается абсолютная и относительная налоговая нагрузка. Разница заключается в следующем:

1. Абсолютная. Обязательные платежи, которые компания уплачивает в госбюджет. Она исчисляется в рублях за отчетный период. Не является объективной характеристикой, так как не учитывает результаты деятельности субъекта предпринимательства. Например, налог в 1 млн рублей будет большим, если компания за год зарабатывает 2 млн. Но маленьким, если валовый доход составляет 100 млн.

2. Относительная. Процент от финансовых показателей компании, который уходит на уплату налогов. Этот показатель и необходим для большинства финансовых расчетов. Он показывает, сколько денег из доходов уходит на уплату налогов.

Далее речь пойдет именно об относительной нагрузке.

Коэффициент нагрузки по налогам

Под этим термином имеется в виду понимают процент налогов в сравнении с общим доходом субъекта предпринимательства. Он очень важен для налоговиков. При слишком низком показателе ИФНС делает вывод о том, что субъект предпринимательства уклоняется от уплаты обязательных платежей, его ожидают налоговые проверки. В приказе № ММ-3−06/333@, принятом в мае 2007 г., указано, что компанию необходимо обязательно проверять, если коэффициент у нее ниже, чем у других субъектов в этой же отрасли.

Также коэффициент налоговой нагрузки рассматривают кредитные организации. На основе результатов анализа принимается решение о кредитовании субъекта предпринимательства.

Банковские учреждения могут отказать в обслуживании счета и заблокировать операции по нему, если размер налоговых платежей ниже 0,9% от всего объема операций. Это требование введено согласно закону 115-ФЗ и методическим рекомендациям 18-Р, принятым Центральным банком РФ.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Коэффициент налоговой нагрузки учитывает размер всех начисленных и уплаченных налогов, независимо от их видов. Это требование закреплено в приказе № ММ-3−06/333@. Налоговая служба дополнительно в своем письме (№ БА-4−1/12 589@ от 29 июня 2018 г.) разъяснила порядок расчетов:

  • Полученная на счет выручка в денежном выражении учитывается без включенных в нее сумм НДС и акцизного сбора.
  • Размер налоговых платежей включает в себя НДФЛ, который компания перечислила за своих сотрудников.
  • Страховые взносы в расчетах не участвуют.

После вычисления коэффициент сравнивается с таблицами средних показателей по отрасли, которые публикует ИФНС. Если он ниже, следует ожидать повышенного внимания со стороны налоговых органов.

Например, компания по продаже недвижимости заплатила в государственных бюджет 1 200 000 рублей, в том числе налоговые платежи сотрудников. Страховые взносы составили 520 000 рублей. Общий размер выручки от оказания услуг, из которого уже был вычтен налог на добавленную стоимость, составил 13 000 000 рублей.

Налоговая нагрузка считается следующим образом

1,2 млн рублей / 13 млн рублей * 100% = 9,23%

Таблица средних показателей по отрасли:


Из таблицы видно, что коэффициент в примере существенно ниже среднеотраслевого. Это означает, что проверку компании следует ожидать в ближайшее время.

Обратите внимание, что иногда должностные лица ИФНС неправильно определяют налоговую нагрузку, так как при расчетах используют только один из налогов. Например, на прибыль. После чего требуют у компании пояснения. В этом случае достаточно предоставить копии документов, подтверждающих начисление и уплату всех налоговых платежей с письменными объяснениями.

На официальном сайте налоговой службы РФ есть отдельный раздел, посвященный налоговой нагрузке. В нем имеется налоговый калькулятор. С его помощью можно вычислить нужные коэффициенты компаниям, которые используют общую систему налогообложения.


Следует понимать, что минимизация налоговой нагрузки на предприятие не является незаконной. Однако для уменьшения налогов можно использовать только законные методы, предусмотренные НК РФ и подзаконными нормативными актами. С другой стороны, платить минимум налогов нецелесообразно из-за постоянного повышенного внимания со стороны контролирующих органов.

Поэтому обычно субъекты предпринимательства прибегают к оптимизации налогообложения с помощью консалтинговых компаний. С их помощью производится оценка налоговой нагрузки и вырабатывается налоговая стратегия, позволяющая уменьшить налоги без дополнительных рисков.

Формулы расчета по видам налогообложения

В расчет налоговой нагрузки также включаются другие обязательные платежи, если компания уплачивает их по результатам своей деятельности:

  • Налоги на полезные ископаемые;
  • Акцизные платежи;
  • Водный налог и платеж за пользование природными ресурсами;
  • На имущество и транспорт;
  • На землю.

Налоговая нагрузка по НДФЛ и формула для расчета

Порядок расчета налоговой нагрузки для предпринимателей, которые платят налог на доходы физлиц, указан в письме налоговой службы под номером ЕД-4−15/14 490@. Он определяется как частное от деления начисленного и уплаченного налога на общую сумму выручки. ФНС указывает, что при низкой нагрузке возможен вызов в инспекцию. Но само значение коэффициента, ниже которого показатель опускать не рекомендуется, нет.

Кроме того, в этом же документе указан дополнительный критерий риска — процент профессиональных вычетов при расчете налога на доходы физлиц. Если он составляет более 95%, возможен вызов в налоговую.

Для юридических лиц размер НДФЛ не регламентируется. Здесь во внимание принимается периодичность поступления денежных средств в бюджет. Анализ производится по отчетности формы 6-НДФЛ. Риск возникает в случае:

  • Если поступления платежей уменьшились более чем на 10% в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
  • Если размер поступающего НДФЛ на сотрудника слишком низкий, то есть компания платит своим работникам меньшую зарплату, чем в среднем по региону.

Аналогичные исследования ИФНС может проводить и по страховым взносам.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета

Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета

Регламентация расчетов коэффициента по НДС такая же, как по прибыли. Однако здесь для анализа с точки зрения налоговой службы важна не общая нагрузка, а удельный вес НДС, который предъявляется к вычету, в сравнении с уплаченным.

В письме налоговой службы под номером ММ-3−06/333@ указано, что компания будет попадать в группу риска, если размер вычисленного коэффициента будет более 89% (показатель немного варьируется в зависимости от региона).

Негативные последствия при превышении указанного предела:

  • Включение субъекта предпринимательства в план проверок;
  • Направление запроса для получения пояснений и подтверждающих документов;
  • Вызов на комиссию в налоговую службу. На ней в большинстве случаев предпринимателя убеждают подать уточненную декларацию и уменьшить размер вычетов.

Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации

В законодательстве нет точного понятия налоговой нагрузки и значений, которые будут оптимальными с точки зрения государства и предпринимателя. Налоговая нагрузка может быть разной в зависимости от налоговой политики страны, степени контроля и других факторов. Поэтому однозначного ответа на вопрос, достаточно ли компания платит налогов, нет.

Если для государства важно получать максимум налоговых платежей, то компания должна так рассчитывать нагрузку по налогам, чтобы сохранить возможность работы и получения прибыли. Для этого предпринимаются меры по оптимизации платежей, но с одновременным уменьшением возможных рисков.

Правильная оценка налоговой нагрузки позволяет оценить степень ее влияния на хозяйственную деятельность компании, но при этом не выделить компанию среди аналогичных по отрасли и не стать объектов внимания должностных лиц налоговой службы.

Предприниматели, стремясь минимизировать свои расходы, делают это за счет налоговых платежей, в том числе и с помощью «серых» схем. Однако такой подход может привести к большим проблемам в будущем, когда ИФНС начислит штрафы и пени после проведения выедной проверки. Поэтому важно так спланировать налоговую стратегию, чтобы оставаться в рамках действующего в нашей стране законодательства.

Для этого необходимо досконально знать действующее законодательство и умело его применять в зависимости от особенностей работы компании, общих тенденций в экономике. Часто у администрации субъекта предпринимательства нет достаточного количества знаний в налоговой сфере, которые помогут правильно оптимизировать налоговую нагрузку. Поэтому целесообразно в этом случае прибегать к помощи квалифицированных налоговых консультантов.

Методы анализа нагрузки по налогам на субъект предпринимательства

В сфере налогообложения в России отсутствует четкая методика оценки нагрузки по налогам. Иногда из-за недостатка знаний предприниматели используют формулы для расчет аналогового потенциала, что делает невозможным использование полученных результатов для анализа и планирования.

Кроме того, формулы могут изменяться в зависимости от изменения налогового и иного законодательства, выхода новых усредненных показателей по отраслям, изменения местных показателей рентабельности. Поэтому грамотные налоговые консультанты используют несколько методов оценки. Такой поход позволяет учесть влияние большого количества факторов. Полученный по результатам таких расчетов результат поможет принять правильное управленческое решение.

Обратите внимание, что налоговая нагрузка рассматривается ФНС как размер обязательств, которые должны быть уплачены в виде налогов. То есть, ее нельзя уменьшат за счет повышения цен или других факторов, а также уменьшать с помощью налогового планирования и другими способами.

Как оценить степень налогового давления

Для владельца предприятия или индивидуального предпринимателя важна не величина налоговой ставки, а размер прибыли, который остается у субъекта предпринимательства после завершения расчетов с государством.

Поэтому для оценки налогового давления нецелесообразно использовать формулы, предложенные налоговой службой. В них не учитываются доли каждого из налоговых платежей. То есть невозможно проследить, как влияет каждый из налогов на финансовое состояние компании.

Для должностных лиц налоговой службы, которые разрабатывали эту формулу, важен размер поступающих налогов, а не результаты работы компании, то есть рентабельность бизнеса

Министерство финансов РФ разработало свою методику, при использовании которой можно определить общую долю налоговых платежей в выручке. В этой методике также не учитываются отдельные налоги, то есть степень давления каждого проследить невозможно.

Но и проводить вычисления по каждому налогу также необязательно из-за высокой трудоемкости. Поэтому целесообразно выделить только наиболее крупные платежи. Например, если компания работает на общей системе налогообложения, то рассчитывать и анализировать нужно только прибыль и НДС.

Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.

Опасность низкой налоговой нагрузки

Одним из инструментов контроля соблюдения действующего налогового законодательства плательщиками является вычисление и анализ налоговой нагрузки. Если она ниже, чем общие показатели по отрасли, компании следует ожидать следующих негативных последствий:

  • Вызова должностных лиц для выяснения отдельны вопросов и легализации налоговой базы;
  • Требования о предоставлении документации, которая подтверждает правильность начисления и уплаты налоговых платежей.

Низкая нагрузка по налоговым платежам будет понятной, если субъект предпринимательства начал работать только недавно. Поэтому размер его налоговых платежей может быть меньше, чем у аналогичных компаний в отрасли. Чтобы объяснить маленький размер платежей достаточно предоставить письменное объяснение в ИФНС.

Большие сложности возникают в случае, если предприятие работает долго. Низкий показатель по отрасли может быть вызван тем, что компания работает в нескольких сферах, а налоговики во время анализа используют только основной код экономической деятельности.

Например, компания производит какую-либо продукцию в сфере, где коэффициент нагрузки составляет 20−22%, но одновременно с этим занимается торговлей, где этот же показатель составляет 10%. Если анализировать работу только по первому коду, нагрузка будет заниженной, но по второму она может находиться в пределах нормы. Этот момент необходимо объяснять представителям налоговой службы. Например, посчитать коэффициенты отдельно по каждой сфере деятельности.

Другие причины, которые могут привести к уменьшению размера налогов в сравнении со среднеотраслевым:

  • Большое количество инвестиций в развитие бизнеса за счет собственной прибыли компании.
  • Развитие производственных комплексов или сетей продаж, что требует использования всей выручки, то есть затраты практически равняются получаемой прибыли.
  • Общее снижение спроса на продукцию и уменьшение рентабельности работы предприятий в целом по отрасли.
  • Увеличение закупочных цен на сырье в сравнении с предыдущими налоговыми периодами.
  • Снижение объемов реализации и увеличение административных расходов.

Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Цель расчета налоговой нагрузки на субъекта предпринимательской деятельности — разработка оптимальной налоговой стратегии. В ее состав включается учетная политика и средства управления налоговыми рисками, которые дают возможность уменьшить размер платежей законными методами.

От того, насколько эффективной будет выбранная налоговая стратегия, зависят взаимоотношения с подразделениями ИФНС. Поэтому задача собственника компании или ее руководителя — правильно и строго в рамках действующего законодательства проводит коррекцию налоговой нагрузки.

Сделать это вам помогут специалисты компании «Мегаконсалт». Мы специализируемся на предоставлении аутсорсинговых услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета для предприятий среднего и крупного бизнеса. Наши сотрудники, имеющие большой опыт работы в предпринимательстве и налоговой службы, разработают и реализуют налоговую стратегию для получения максимальной прибыли.

Для получения консультаций по этому вопросу и оформления заявки на услугу обращайтесь к нашим менеджерам.


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Виктор Владимирович

В статье обосновываются подходы к количественной оценке уровня платежной и исполнительной дисциплины в системе налогового менеджмента. Предлагаются показатели, позволяющие осуществлять комплексный анализ налоговой дисциплины на региональном и федеральном уровнях, приводится методика расчета коэффициента налоговой платежной дисциплины, оценки исполнительной и платежной налоговой дисциплины .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Виктор Владимирович

The article substantiates approaches to the quantitative assessment of the payment and executive discipline in the tax management system. Indicators allowing for a comprehensive analysis of the fiscal discipline at the regional and federal levels are proposed; the methodology for the calculation of the tax payment discipline coefficient and the assessment of the executive and payment fiscal discipline is described

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты оценки налоговой дисциплины»

Методологические аспекты оценки налоговой дисциплины

в статье обосновываются подходы к количественной оценке уровня платежной и исполнительной дисциплины в системе налогового менеджмента. Предлагаются показатели, позволяющие осуществлять комплексный анализ налоговой дисциплины на региональном и федеральном уровнях, приводится методика расчета коэффициента налоговой платежной дисциплины, оценки исполнительной и платежной налоговой дисциплины.

Ключевые слова: налоговая дисциплина; платежная налоговая дисциплина; исполнительная налоговая дисциплина; собираемость налогов; налоговые правонарушения; уклонения от уплаты налогов.

The article substantiates approaches to the quantitative assessment of the payment and executive discipline in the tax management system. Indicators allowing for a comprehensive analysis of the fiscal discipline at the regional and federal levels are proposed; the methodology for the calculation of the tax payment discipline coefficient and the assessment of the executive and payment fiscal discipline is described.

Keywords: fiscal discipline; payment tax discipline; executive tax discipline; fiscal performance; tax offence; tax evasion.

Иванов Виктор Владимирович

д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: viktor.ivanov@spbu.ru

определение понятия «налоговая дисциплина»

Функционирование налоговой системы происходит в определенной социально-экономической среде, которая влияет на правовое и психологическое восприятие налогоплательщиками своих прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством. Налоговые нормы реализуются различными субъектами налогообложения или в полном объеме, или частично, либо игнорируются посредством применения налогоплательщиками различных схем уклонения от уплаты налогов и сборов.

Для характеристики этих процессов в научной литературе и хозяйственной практике используются такие категории, как налоговая дисциплина,

фискальная дисциплина, налоговая культура, правовое сознание, добросовестность налогоплательщиков и т.п. 3.

Под налоговой дисциплиной в расширенной трактовке понимается комплексное исполнение налогоплательщиками налогового законодательства, которое непосредственно влияет на динамику фактических поступлений налогов, сборов, пени, санкций, недоимок; масштабы уклонений от уплаты налогов. Таким образом, данная категория имеет не только правовой, но и финансовый характер; она многоаспектна и включает и формальную, и платежную, и исполнительную дисциплины.

Под формальной налоговой дисциплиной подразумевается выполнение плательщиками налогов и сборов, налоговыми агентами определенных предписаний законодательства относительно прежде всего своевременной сдачи отчетности, внесения достоверных данных в соответствующие информационные базы по объектам налогообложения, своевременного предоставления запрашиваемых документов при проверках и т.д.

Меры по обеспечению налоговой платежной дисциплины

Динамика налоговых поступлений в бюджетную систему зависит от уровня налоговой платежной дисциплины, который определяется как отношение

суммы самостоятельно уплаченных налогов к сумме начисленных и доначисленных налогов в ходе контрольных мероприятий в пределах финансового года. Этот показатель отражает реальный уровень соблюдения законодательства и связан с выполнением текущих обязательств.

Меры, предпринимаемые налоговыми органами по администрированию текущей недоимки, ограничиваются требованиями ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) об уплате налога. Причем объемы этих платежей не учитываются при оценке уровня налоговой платежной дисциплины. Это обусловлено тем, что данные отношения имеют принудительный характер с вовлечением в указанный процесс кредитных организаций (посредством выставления инкассовых поручений на расчетные счета налогоплательщиков), служб судебных приставов, арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Динамика налоговых поступлений в бюджетную систему зависит от уровня налоговой платежной дисциплины, который определяется как отношение суммы самостоятельно уплаченных налогов к сумме начисленных и доначисленных налогов в ходе контрольных мероприятий в пределах финансового года

При оценке налоговой платежной дисциплины, на наш взгляд, не следует учитывать также суммы пеней и санкций, взимаемых за налоговые правонарушения. Данные платежи имеют иную природу образования и характеризуют исполнительную налоговую дисциплину, которая связана с уплатой налогов и сборов в процессе применения принудительных мер взыскания задолженности.

Понятие «налоговая платежная дисциплина» в специализированной литературе часто ассоциируется с такими категориями, как «собираемость налогов», «эластичность налоговых поступлений». В качестве показателя оценки собираемости налогов, как правило, используется коэффициент собираемости, который рассчитывается как отношение

уплаченных налогов к начисленным. Показатель же эластичности налоговых поступлений определяется как отношение процентного либо абсолютного изменения налоговых поступлений к процентному либо абсолютному изменению национального дохода.

Однако при исчислении показателей собираемости и эластичности налогов учитываются и суммы налогов, которые были уплачены в результате применения отдельных принудительных мер, в том числе в предыдущие финансовые периоды. Говорить же о добровольности подобных платежей в большинстве случаев не совсем корректно. Поэтому, с нашей точки зрения, следует более четко разграничивать вышеуказанные понятия и способы их количественной оценки.

Исключение из этого правила составляют недоимки, добровольно уплаченные лицами, не имевшими сведений о задолженностях, в отношении которых были произведены отдельные меры принудительного взыскания. Подобные ситуации, как правило, характерны для поимущественных налогов физических лиц (земельного, транспортного налогов, налога на имущество), которые сменили адрес регистрации или не имели сведений о налоговой задолженности по другим объективным причинам.

Следует иметь в виду, что рост налоговой платежной дисциплины не только позитивно отражается на стабильности и наполняемости субфедеральных и местных бюджетов, он существенно уменьшает расходы федерального бюджета на налоговое администрирование.

Определенные проблемы в оценке динамики платежной дисциплины на региональном уровне связаны с неразвитостью статистического учета налоговых правонарушений, что выражается:

• в отсутствии объективной информации о характере платежей (то ли это уплата текущей недоимки или недоимки прошлых лет, то ли внесение недоимки по судебному приказу или после получения соответствующей повестки службы судебных приставов и т.д.);

• в искажении итоговых сумм начисленных налогов в результате ошибок, которые возникают при расчетах. Эти искажения наиболее характерны для поимущественных налогов, так как базы данных организаций (ГИБДД, Федеральная служба земельного кадастра), предоставляющих сведения в налоговые органы об объектах налогообложения, не всегда являются достоверными.

Расчет коэффициента налоговой платежной дисциплины

Для оценки налоговой платежной дисциплины, связанной с текущими налоговыми обязательствами, по нашему мнению, целесообразно использовать показатель «коэффициент налоговой платежной дисциплины», который следует рассчитывать следующим образом:

^ТуН х100 £Тпн -£Твн '

где КПД — коэффициент налоговой платежной дисциплины;

Тнн — начисленные налоги и сборы в рассматриваемом финансовом году (в том числе включая доначисленные платежи в ходе контрольных мероприятий и уточненные платежи по декларациям за предыдущие налоговые периоды);

Тун — уменьшение начислений налогов и сборов по текущим обязательствам, произведенных налоговыми органами, а также налогоплательщиками по уточненным декларациям;

Тпн — налоговые поступления и сборы в текущем периоде, включая взысканные недоимки за текущий и прошлые периоды;

Твн — налоговые платежи и сборы, взысканные за текущий и прошлые периоды.

Причины низкой динамики платежной дисциплины

В качестве показателей динамики платежной дисциплины региона, на наш взгляд, следует использовать показатели, характеризующие динамику объемов недоимки, сумм, принудительно взыскиваемых службой судебных приставов, другие показатели.

Низкий уровень налоговой платежной дисциплины в сфере предпринимательской деятельности обусловлен рядом факторов, в частности:

• несбалансированностью налоговой нагрузки для различных хозяйствующих субъектов;

• возможностью уклонения в связи с «пробелами» в НК РФ.

Оценка исполнительной налоговой дисциплины

Для поимущественных налогов важное значение имеет достоверность баз данных различных государственных органов, используемых налоговыми службами для начислений налоговых платежей.

В частности, это касается сведений об автотранспорте, находящемся в угоне, и т.п. Необходимо отметить и недоработки во взаимоотношениях налоговых органов с физическими и юридическими лицами.

Сложнее обстоит дело с оценкой исполнительной налоговой дисциплины. Многие сведения, в частности о соотношении доначисляемых и оплачиваемых сумм по итогам контрольных проверок, имеют ограниченный доступ, что, безусловно, затрудняет аналитическую работу по оценке исполнительной налоговой дисциплины. При этом необходимо учитывать ограниченную ответственность российских организаций по своим обязательствам, в том числе по обязательным платежам (ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации); возможность списания задолженности в случае банкротства организации; возможность оспорить действия контрольных органов ввиду различной трактовки налогового законодательства судами.

В качестве показателей исполнительной налоговой дисциплины, на наш взгляд, можно использовать такие показатели, как:

• доля недоимки фн), образовавшейся за налоговый период, по конкретному налогу или по всем налогам;

• доля выявленного ущерба за налоговый период фу) во всем налогам, подлежащим уплате;

• доля добровольно уплаченных налогов фд) в общей сумме выявленного ущерба за налоговый период.

Расчет доли недоимки фн), образовавшейся за налоговый период по конкретному налогу или по всем налогам, целесообразно осуществлять по совокупным данным УФНС России по конкретному региону:

где Sн — сумма недоимки за налоговый период;

Sи — сумма начисленных налогов и сборов за налоговый период.

Расчет доли выявленного ущерба фу), подлежащего уплате, по всем налогам, по которым проводились контрольные мероприятия за налоговый период, следует осуществлять по следующей формуле:

Dу= ^у/ Sобщ.) х 100,

где Sу — сумма ущерба, выявленного за рассматриваемый период;

Sобщ. — общая сумма налогов и сборов, подлежащая уплате налогоплательщиками за рассматриваемый период.

В расчет доли выявленного ущерба следует включать сведения по налогоплательщикам различных категорий (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, налоговые агенты).

Расчет доли добровольно уплаченных налогов фд) в общей сумме выявленного ущерба за налоговый период следует осуществлять по следующей формуле:

где Sд — сумма добровольно уплаченных налогов и сборов по результатам контрольных мероприятий.

осуществление комплексной оценки платежной налоговой дисциплины

Анализ вышеуказанных показателей целесообразно осуществлять за ряд налоговых периодов. Наличие сведений о платежной и исполнительной налоговых дисциплинах позволяет реализовывать комплексный анализ платежной дисциплины, выявлять и оценивать как позитивные, так и негативные тенденции в налоговой дисциплине, учитывать возможные масштабы уклонения от уплаты налогов в системе налогового планирования.

При комплексной оценке налоговой дисциплины необходимо учитывать следующие характеристики:

• объем налогов и сборов, фактически уплаченных в установленные сроки;

• соотношение недоимки с такими показателями, как сумма начисленных налогов, сумма задолженности и т.п.;

• доля ущерба, выявленного в процессе осуществления контрольных мероприятий, в общей сумме налогов, подлежащих уплате, по конкретным группам анализируемых налогоплательщиков в отдельные периоды времени;

• доля налогов и сборов, добровольно уплаченных по результатам контрольных мероприятий, в общем объеме выявленного ущерба;

• рост числа хозяйствующих субъектов, не имеющих задолженности по налогам и сборам.

При анализе налоговой дисциплины всех налогоплательщиков, зарегистрированных в регионе, не-

обходимо учитывать динамику не только относительных, но и абсолютных показателей налоговой дисциплины. К таковым можно отнести:

• количество возбужденных дел о несостоятельности (банкротстве) в общем числе зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• количество организаций, не предоставляющих отчетности или предоставляющих нулевую отчетность в общем числе зарегистрированных организаций;

• количество арестов имущества организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. 76 НК РФ;

• количество материалов по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, направляемых в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовных дел;

• общую сумму выявленных налоговых нарушений.

Учитывая значительный объем теневого сектора, а также изменчивость задолженности по отдельным налогам и сборам, обоснованная оценка налоговых потерь для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации будет способствовать повышению уровня налоговой дисциплины, совершенствованию налогового администрирования, законодательства в налоговой сфере.

Наличие существенной доли недоимки и значительные масштабы уклонения от уплаты налогов отражают определенные «дефекты» существующей налоговой системы, исследование природы которых требует всестороннего анализа проблем налогообложения с учетом территориальных особенностей и состояния народного хозяйства в целом.

1. Вольвач Д.В., Голишевский В.И. Новый формат взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов // Налоговая политика и практика. 2012. № 3.

2. Гончаренко Л.И. К вопросу о понятийном аппарате налогового администрирования // Налоги и налогообложение. 2010. № 2.

3. Майбуров И.А, Соколовская А. Н. Теория налогообложения. Продвинутый курс. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

4. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: учебник для студентов. М.: Омега-Л, 2008.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

В работе финансового директора очень важной составляющей является организация налогового менеджмента, то есть управление суммой налогов (взносов), подлежащих к уплате в бюджет (внебюджетные фонды), и управление сопутствующими налоговыми рисками и резервами. Независимо от того, как данная функция выполняется, посредством привлечения специалистов из самой компании или на аутсорсинге, необходимы показатели, которые позволят оценить качество выполнения функции налогового менеджмента.

Как оценить качество налогового менеджмента?

Качество налогового менеджмента можно оценить с помощью трех показателей налоговой эффективности:

  • Общая налоговая нагрузка;
  • Эффективная налоговая ставка;
  • Коэффициент налогового риска

На практике показатели,устраивающие топ-менеджмент компании, зависят от стиля налоговой политики,проводимой компанией. Стиль может быть консервативным, агрессивным или смешенным в зависимости от целей и установок собственника и топ-менеджмента компании.Показатели необходимо рассчитывать, как минимум ежеквартально, кроме того они могут носить не только ретроспективный, но и прогнозный характер.

Какой должна быть налоговая нагрузка?

Существует несколько формул расчета налоговой нагрузки.Например, налоговыми органами налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов и выручки (приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"). Данный показатель не очень информативен для целей налогового менеджмента, поскольку учитывает только уплаченные налоги, кроме того налоговая нагрузка рассчитывается без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Тем не менее рассчитывать налоговую нагрузку по методике ФНС России можно, хотя бы, с целью сравнения полученных показателей конкретной компании с отраслевыми показателями, которыеналоговая службаежегодно публикует на своем официальном сайте.

Более информативным вариантом, соответствующим целям налогового менеджмента, являетсярасчет налоговой нагрузки как соотношение общей суммы всех начисленных налогов (взносов) и выручки с учетом НДС. При этом при расчете необходимо использовать следующее:

  • использовать сумму начисленных налогов и взносов, чтобы соотносился период возникновения налога и период отражения выручки;
  • в данном расчете должны указываться все налоги и взносы, поскольку это суммы, которыми необходимо в последующем управлять;
  • выручка указывается с учетом НДС, поскольку в расчете также используется НДС к уплате в бюджет, а НДС - это налог, который предъявляется дополнительно к цене;
  • если возникает сумма НДС к возмещению её также необходимо учитывать в расчете с отрицательным значением, поскольку это характеризует специфику деятельности компании.

Показатель налоговой нагрузки может рассчитываться и в разрезе по каждому налогу для определения наиболее существенных налогов (взносов), тем самым, формируя первостепенные направления для работы. Также налоговая нагрузка может рассчитываться по группе компаний, исходя из общей суммы налогов и взносов, начисляемых по группе компаний, и консолидированной выручки с учетом НДС.

Как рассчитать эффективную налоговую ставку?

Эффективная налоговая ставка — это показатель, который позволяет посчитать более детальную нагрузку по конкретному налогу, также это отличный показатель длявыявления областей налоговых рисков и налоговых резервов. Показатель может с легкостью рассчитываться практически по всем налогам,продемонстрируем это на примере налога на прибыль и налога на имущество.

В п. 86МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» указано, чтосредняя эффективная ставка налога представляет собой результат деления расхода по налогу на прибыль (дохода по налогу на прибыль) на бухгалтерскую прибыль. Необходимость использования эффективной ставки налога на прибыль обусловлена различиями в определении налоговой и бухгалтерской прибыли, применением налоговых льгот, использованием различных налоговых ставок и многими другими факторами, которые необходимо выявить.

Эффективная ставка по налогу на прибыль рассчитывается как соотношение суммы начисленного налога на прибыль и прибыли до налогообложения по данным финансовой отчетности. Важно отметить, что учетные методы, применяемые компанией для определения прибыли до налогообложения по РСБУ, могут не в полной мере отражать реальное положение дел, поэтому можно использовать показатель прибыли по данным МСФО или управленческого учета.

Полученный показатель может привести к следующим выводам:

  • если эффективная ставка по налогу на прибыль будет выше нормативной в 20% (аб.1 п.1 ст. 284 НК РФ), то это будет означать, что учетные методы в налоговом учете отличаются от бухгалтерского (управленческого) учета (в зависимости от того, с чем сравнивают), это также может свидетельствовать о том, что в налоговом учете используют не все преимущества, предоставляемые налоговым законодательством, такие как амортизационные премии, ускоренные коэффициенты амортизации, формирование резервов, убытки прошлых лет и т.д.
  • если эффективная налоговая ставка ниже, то это, также может свидетельствовать в различиях в учете, использования налоговых льгот, пониженных налоговых ставок и т.д. В таком случае необходимо уделить пристальное внимание законности факторов, занижающих сумму налога, поскольку они одновременно могут являться областью экономии и областью риск.

Эффективная ставка налога на имущество можно рассчитать, как соотношение суммы начисленного налога на имущество и рыночной стоимости имущества. Посколькуналоговая база по налогу на имущество (в зависимости от вида имущества) определяется исходя из бухгалтерской или кадастровой стоимости, которой в определенной степени можно управлять и приводить к рыночной через механизмы переоценки и оспаривания кадастровой стоимости.

Эффективная ставка налога на имущество может рассчитываться отдельно по группам имущества, облагаемым по разным ставкам, она может служить индикатором для переоценки имущества, ведь если ставка выше нормативной - это означает, что бухгалтерская и/или кадастровая стоимость имущества выше рыночной, и этим необходимо управлять.

Иными словами, принцип расчёта эффективной налоговой ставки сводится к определению соотношения суммы начисленного налога и бизнес-показателя, характеризующего «реальную» налоговую базу. Для применения эффективной налоговой ставки необходимо, чтобы ставка налога, в отношении которого рассчитывается эффективная налоговая ставка, была процентной.

Следуя данному принципу, эффективную налоговую ставку можно легко рассчитать для зарплатных налогов и взносов. Поскольку рассматриваемый показатель является отличным индикатором, применяемым для выявления областей налоговых рисков или, наоборот, резервов, не стоит забывать, что все расхождения от нормативной эффективной налоговой ставки должны быть обоснованы и разъяснены финансовыми службами компании.

Как учесть влияние налоговых рисков?

Все вышеуказанные показатели характеризуют стиль налоговой политики проводимой компанией, но важно такжепонимать,какие налоговые риски существуюту компании.

Для начала необходимо выявить и оценить существующие налоговые риски. Как правило, в финансовых службах компании знают о большинстве существующих налоговых рисках. Кроме того, в рамках обязательного аудита выявляютсясущественные налоговые риски. В связи с этим, количественная оценка рисков с одной стороны не должна составлять больших трудностей для специалистов. Но необходимо учитывать то фактор, что не всеми налоговыми рисками компания может управлять самостоятельно, например, компания может уделить должную осмотрительность при выборе контрагента, но при этом сам контрагент при выборе поставщика эту должную осмотрительность не проявит и у компании могут быть налоговые риски по НДС на «второй цепочке» контрагентов.

Не менее сложный аспект качественной оценки налоговых рисков, которая производится экспертным методом и носит достаточно субъективный характер. Для оценки можно использоватьследующую градацию налоговых рисков:

Высокий риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России по сложным вопросам налогового законодательства достаточно обоснована и неблагоприятна для компании, арбитражная практика отсутствует либо сложилась не в пользу компании;

Средний риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не однозначны, позиция налоговых органов и/или Минфина России аргументирована и неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо неоднозначна;

Низкий риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России неблагоприятна для компании; арбитражная практика складывается в пользу компании.

Для оценки влияния налоговых рисков можно также предложить коэффициент налоговых рисков, который определяется как соотношение суммы налоговых рисков (с учетом штрафов и пеней) к выручке или чистой прибыли.

У каждого из вариантов есть свои преимущества:

  • при соотношении с выручкой можно будет этот показатель сопоставить с налоговой нагрузкой, чтобы понимать насколько она может увеличиться при наступлении налогового риска;
  • при соотношении с чистой прибылью - дает понимание, как чистая прибыль изменится в случае наступления налогового риска.

В расчет коэффициента можно взять все налоговые риски или только высокие и средние, чтобы показать влияние налоговых рисков, которые в случае наступления приведут к реальным финансовым последствиям. У показателя коэффициентаналогового риска нет норматива, который должен обязательно присутствовать в компании, поэтому этот показатель будет определяться самой компанией.

Вышеуказанные показатели при последовательно применении могут служить ключевыми показателями эффективности для сотрудников, отвечающих за выполнение налоговой функции. Для более эффективной работы можно подготовить положение по налоговому менеджменту, в котором описать зону ответственность, потому, что как было указано выше не все может зависеть от конкретных сотрудников, порядок расчета коэффициентов и нормативных показателей, сроки предоставления отчетов с разъяснениями, закрепление ответственных должностных лиц и т.д.

В ежеквартальном или ежегодном режиме необходимо согласовывать с ответственными сотрудниками целевые показатели по налоговой нагрузке, эффективным налоговым ставкам, коэффициентам налогового риска. Все эти мероприятия позволят в короткие сроки вывести стандарты налогового менеджмента компании на более высокий уровень, и ситуацию с налогами контролируемой.


Стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение налоговой нагрузки, качественное улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов являются основными приоритетами налоговой политики нашей страны, которые определил Президент Российской Федерации на 2015-2017 гг. Налоговая система должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны быть максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков [3].

Решением поставленных задач может стать дальнейшее развитие налогового контроля и повышение эффективности деятельности налоговых органов в России. Налоговый контроль играет ключевую роль в системе государственного контроля и представляет собой контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Перечень мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен. В соответствии со ст. 82 НК РФ «Общие положения о налоговом контроле» налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая представляет собой действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах подразделяются на камеральные и выездные и регламентируются ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» (далее КНП) и ст. 89 «Выездная налоговая проверка» (далее ВНП). По своей эффективности и значимости именно налоговые проверки занимают ведущее положение среди контрольных мероприятий налогового контроля.

В современных условиях государством должны быть созданы условия для налогоплательщиков, которые позволят ему добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов, уменьшить количество фактов уклонения от уплаты налогов. Актуальным сегодня является выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль.

Следует заметить, что практика налогового контроля в различных странах весьма разнообразна. При этом важнейшей проблемой любой налоговой системы в целом и налогового администрирования в частности является проблема направленности деятельности налоговых органов на повышение собираемости налогов. Так, в иностранных государствах для осуществления налогового контроля создаются специализированные налоговые управления. В одних случаях эти ведомства обособлены от министерства финансов, например, в Японии и Швеции, а в других - являются его структурными подразделениями, например, в Италии, США, Великобритании.

В зарубежной практике организации налогового контроля большое внимание уделяется услугам и отдельным мероприятиям, направленным на добровольное исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов - это активное информирование через средства массовой информации, использование Call-центров для консультирования и просвещения налогоплательщиков, распространение бесплатных буклетов по составлению налоговых деклараций и т.д. Налоговые органы многих стран, в отличие от России, имеют больший круг полномочий, которые влияют, в конечном итоге, на эффективность налогового контроля. Так, например, во Франции, Швеции, Германии, проводя налоговые проверки, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций, обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Норвегии разрешено проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, а также проведение инвентаризации вне рамок выездных налоговых проверок [7].

В Российской Федерации в ходе налоговых реформ значительно изменен подход к организации и проведению налогового контроля. Налоговые органы постепенно отказались от всеохватывающего контроля и сделали акцент на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, на контроль, основанный на критериях риска. Долгое время одним из основных показателей, характеризующих результативность и эффективность выездных (ранее документальных) налоговых проверок, был показатель «охвата» выездными налоговыми проверками. Данный показатель отражал долю проведенных выездных налоговых проверок в общем количестве налогоплательщиков, стоящих на учете в налоговой инспекции. Чтобы обеспечить рост данного показателя, требовалось постоянное увеличение количества проведенных выездных проверок, однако это снижало их качество. Сегодня данная проблема решена посредством применения налоговыми органами Концепции планирования выездных налоговых проверок [4]. Согласно данной Концепции, планирование выездных налоговых проверок - это процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке, производится на основе анализа финансово-экономических показателей деятельности организаций. Для планирования выездных проверок налоговые органы в настоящее время используют более чем 20 программных комплексов, среди которых: ЭОД - местный уровень, FIRA-Pro, ПК «Визуальный анализ информации», а также «Однодневка», «Схемы», «Досье рисков» и т.д.; ведется учет отраслевой принадлежности бизнеса. Большой объем информации специалисты налоговой службы получают из «открытых» источников, а также неофициальных источников, например, интернет-ресурсы, средства массовой информации. Таким образом, у налогоплательщиков и налоговых органов возникла некая общая цель - рост налоговой дисциплины и снижение количества и объема налоговых споров. Эффективность предпроверочного мониторинга налогоплательщиков показала практика его применения, если рассматривать такие показатели, как увеличение доначислений по результатам выездных налоговых проверок и снижение количества проверок (таблица 1).

Результаты проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами Российской Федерации в 2012-2014 гг.

Читайте также: