Факторный анализ налоговых поступлений

Опубликовано: 30.04.2024

Исследование состояния расчетов с бюджетом, как составная часть анализа финансового положения предприятия, должно быть направлено на совершенствование регулирования денежных потоков, определение возможностей роста чистой прибыли за счет экономии налоговых платежей и предотвращения уплаты пени и налоговых штрафов.

Общая схема анализа состояния расчетов с бюджетом, как правило, включает несколько основных этапов.

Этап второй. Изучается эффект от установленной предприятием налоговой политики, т.е. снижение (рост) налоговой нагрузки вследствие избранного способа определения выручки от реализации в целях налогообложения. Напомним, что для исчисления налогов выручка может определяться либо в момент отгрузки продукции (товаров, работ, услуг)* покупателю и передачи ему расчетных документов, либо в момент поступления от покупателя оплаты за отгруженную ему продукцию. Порядок расчета влияния налоговой политики (ПН) на НДС, налоги на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (АНпн) можно представить в следующем виде:

где РП и РПА – выручка от реализации без налога с продаж, НДС, акцизов, налога на реализацию ГСМ, экспортной пошлины (выручка-нетто), рассчитанная исходя из способа, установленного предприятием (РП), и альтернативного способа (РПд);

Нс – ставка по соответствующему налогу.

Влияние налоговой политики на величину налога на прибыль может быть рассчитано по следующей формуле:

где С и са – полная себестоимость реализованной продукции* в размере, приходящемся на выручку, рассчитанную исходя из способа, установленного предприятием (С), и альтернативного способа определения выручки (Сд). Общая величина эффекта от установленной предприятием налоговой политики определяется суммированием результатов ее влияния на вышеуказанные налоги.

* Эту величину следует рассматривать в соответствии с Положением о составе затрат. утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 с изменениями и дополнениями, т. е. с учетом коммерческих, управленческих расходов, а также платы за услуги банков и процентов за пользование кредитами.

Этап третий. Устанавливаются причины, воздействующие на величину каждого из начисленных налогов, рассчитывается размер их влияния на выявленные динамические изменения (отклонения от запланированных) сумм налогов, т.е.

НДС = (РП хНс + АП • Нр - A3 • Нр) - НДСп, (3)

где АП и A3 – авансы (предоплаты), соответственно, полученные и зачтенные при реализации;

Нр – расчетная ставка НДС;

НДСп – предъявляемая бюджету сумма НДС по приобретенным материальным ресурсам. Причины изменения суммы налога на прибыль (НП) можно установить,

пользуясь следующей моделью:

где О – финансовый результат от прочих операций (операционные доходы за вычетом операционных расходов*);

В – финансовый результат от внереализационных операций (внереализационные доходы за вычетом внереализационных расходов);

Ч – финансовый результат от чрезвычайных событий (чрезвычайные доходы за вычетом чрезвычайных расходов);

(РП -С+О+В+Ч)– бухгалтерская прибыль (БП) предприятия, содержание которой установлено в п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

К – коррективы прибыли в целях исчисления налогооблагаемой прибыли;

* Во избежании повторного счета из состава операционных расходов следует предварительно вычесть расходы, связанные с оплатой услуг банков и процентов за пользование кредитами, так как по установленным Законом о налоге на прибыль правилам исчисления прибыли от реализации как составной части прибыли предприятия они должны быть включены, как уже говорилось, в себестоимость реализованной продукции, обозначенной в формуле 22.4 знаком «С».

Л – льготы по налогу на прибыль и другие вычеты из нее при исчислении налогооблагаемой прибыли;

[(РП -С+0+В+Ч)+К-Л]– налогооблагаемая прибыль предприятия.

В случае необходимости проведения углубленного факторного анализа приведенные комбинированные модели (3) и (4) могут быть в аддитивной их части расширены путем детализации каждого учтенного в них фактора-слагаемого.

Этап четвертый. Изучается соблюдение сроков уплаты налогов в бюджет. Состояние расчетов с бюджетом с позиций соблюдения установленных законами сроков уплаты налогов следует рассматривать как одну из визуальных характеристик уровня платежеспособности предприятия. Наличие просроченной задолженности бюджету характеризует платежеспособность как неудовлетворительную в определенные моменты анализируемого периода и влечет за собой необходимость начисления и уплаты пени в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса (ч. I).

Этап пятый. Определяется влияние на чистую прибыль налоговых платежей, пени и штрафов, начисленных за налоговые правонарушения. Суммарное их влияние на величину чистой прибыли можно наблюдать по данным строки 150 «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи» Отчета о прибылях и убытках (ф. № 2 бухгалтерской отчетности). Однако в связи с принципиальными различиями в аналитической оценке и последствиях для финансового менеджмента каждое слагаемое этой строки подлежит раздельному исследованию. Здесь нужно четко знать, что из всей совокупности налоговых платежей чистая прибыль зависит, как правило,* непосредственно лишь от суммы налога на прибыль, так как при отсутствии иных обязательных платежей (пени, штрафов) расчет величины чистой прибыли (ЧП) можно представить в следующем виде:

При этом нас не должно смущать, что техника расчета чистой прибыли в Отчете о прибылях и убытках представлена в ином виде, а именно:

ЧП = Пд - НП + ЧД - ЧР, (6)

* Исключение составляют налог на отдельные виды транспортных средств и некоторые местные налоги, уплачиваемые в соответствии с установленным порядком за счет прибыли, находящейся в распоряжении предприятия.

где Пд – прибыль до налогообложения, т.

ЧД и ЧР – чрезвычайные доходы и расходы соответственно. При действующем порядке исчисления налога на прибыль, когда чрезвычайные доходы и расходы учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли, применение формул (5) и (6) дает одинаковый результат. Из формулы (5) следует, что изменение чистой прибыли (?ЧП) может быть связано с изменениями размеров как бухгалтерской прибыли (?БП), так и налога на прибыль (?НП). При этом:

?ЧП(?НП) = ?НП с обратным знаком. (7)

Исследуемая величина ?ЧП(ДНП) может быть детализирована в разрезе ее составляющих, полученных по результатам факторного анализа, проведенного на базе модели (4). Дальнейшее углубление анализа этой величины возможно в направлении изучения влияния на нее прежде всего факторов, воздействующих на объем реализации продукции и ее себестоимость.

Такие налоги, как НДС, акцизы, налог с продаж и на реализацию ГСМ по своему содержанию, технике расчета и учета не связаны с чистой прибылью. Остальные налоговые платежи, учитываемые в соответствии с установленным порядком в издержках или в операционных расходах, воздействуют на бухгалтерскую прибыль, т.е. уменьшают ее, следовательно, влияют на чистую прибыль через изменение налога на прибыль. При необходимости возможен и изолированный расчет влияния изменения суммы указанных налогов на изменение чистой прибыли. Так, изменение чистой прибыли за счет изменения налога на пользователей автодорог (?НД) рассчитывается по формуле:

?ЧП(?НД) = ?НД х (1 - Hсп) с обратным знаком, (8)

где Нсп – ставка налога на прибыль.

Влияние на чистую прибыль изменения налогов земельного (?НЗ), на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (?НЖ), на имущество (?НИ), на рекламу (?НР) рассчитывается по формулам, аналогичным формуле(8):

?ЧП(?Ч НЗ)=?НЗ х(1-Нсп) с обратным знаком; (9)

?ЧП(?Ч НЖ)=?НЖ х(1-Нсп) с обратным знаком; (10)

?ЧП(?Ч НИ)= ?НИ х(1- Нсп) с обратным знаком; (11)

?ЧП(?Ч НР) = ?НР х (1 - Нсп) с обратным знаком.

Начисление пени в связи с несвоевременным перечислением налогов в бюджет равноценно уменьшает чистую прибыль и свидетельствует о несовершенстве управления денежными потоками предприятия*. Начисленные штрафы в связи с налоговыми правонарушениями также равноценно уменьшают чистую прибыль и являются следствием неудовлетворительного состояния внутреннего контроля и низкого качества проведенного аудита бухгалтерской отчетности.

* Такое заключение может быть недостаточно корректным в случае, если в условиях ограниченности денежных ресурсов предприятие направило их на определенный период времени но альтернативному варианту, дающему прирост чистой прибыли, перекрывающий ее потери в связи с начислением пени.

Этап шестой является заключительным этапом анализа состояния расчетов с бюджетом и включает в себя обобщение результатов проведенного анализа в разрезе обозначенных этапов, а также разработку направлений:

• регулирования и снижения каждого из налоговых платежей и налоговой нагрузки в целом;

• совершенствование управления денежными потоками в целях недопущения уплаты пени;

• повышения качества внутреннего контроля и аудита бухгалтерской отчетности в целях предотвращения уплаты штрафных санкций за налоговые правонарушения.

1. Чем обусловлена необходимость налогового контроля?

2. Какие признаки лежат в основе классификации налогового контроля?

3. Охарактеризуйте основные виды, формы и методы налогового контроля.

4. Назовите основные функции центрального аппарата Министерства РФ по налогам и сборам.

5. Проанализируйте обязанности, возлагаемые МНС РФ на инспекции по субъектам Федерации.

6. Опишите функции Инспекций МНС РФ по районам и городам без районного деления.

7. Назовите виды проверок, проводимых налоговыми органами. Охарактеризуйте различия, существующие между различными видами проверок.

8. Опишите меры по защите прав налогоплательщика при проведении проверок предусмотренных НК РФ.

9. Перечислите права налогоплательщика, предоставленные ему законодательством, регламентирующим проведение проверок.

10. Назовите основные права налоговых органов, которые используются при проведении проверок.

11. Назовите нормативные акты, регулирующие полномочия и организацию ФСНП. Перечислите основные задачи ФСНП.

12. Охарактеризуйте права и обязанности ФСНП.

13. Назовите основные правонарушения, совершаемые налогоплательщиком, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

14. Охарактеризуйте санкции, предусмотренные НК РФ за налоговые правонарушения.

15. Перечислите законодательно установленные обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика.

16. Опишите санкции, применяемые к налогоплательщику за несвоевременную постановку на налоговый учет.

17. Перечислите права и обязанности таможенных органов по осуществлению налогового контроля.

18. Перечислите задачи органов Федерального казначейства РФ в части налогового контроля.

19. Назовите полномочия Счетной палаты РФ в области налогового контроля.

20. Назовите задачи и основные этапы проведения экономического анализа состояния расчетов с бюджетом.

21. Назовите основные права налогоплательщика.

22. Проанализируйте обязанности налогоплательщика.

23. Охарактеризуйте функции, присущие налоговому агенту.

24. Назовите основные права налоговых органов.

25. Охарактеризуйте обязанности налоговых органов.

1. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.

2. Поролло Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. – Ростов н/Д: Экспертное бюро; М.: Гардарика, 1996.

3. Сомове Р. Г. Бюджетный контроль в Российской Федерации: Учебное пособие – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

4. Указ Президента РФ от 8.12.92 г. № 1556 «О федеральном казначействе».

5. Таможенный кодекс РФ от 18.06.93 г.

6. Закон РФ от 24.06.93 г. № 5 238-1 «О федеральных органах налоговой полиции».

7. Постановление правительства РФ от 23.07.93 г. № 864 «О федеральном казначействе РФ».

8. Закон РФ от 11.01.95 г. № 4-ФЗ «О счетной палате РФ».

9. Закон РФ от 17.12.95 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции и Уголовно-процессуальны и Кодекс РФ».

10. Налоговый кодекс РФ: Часть первая от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.

11. С. Д. Шаталов. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный): Учебное пособие. – 2-е изд., переработ, и доп. – М.: МУФЭР, 2000. - 704 с.

1. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибы­ли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируе­мых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положе­ния и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.

В процессе анализа решаются следующие задачи:

  • изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;
  • исследование динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия;
  • выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;
  • выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.

Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:

  • Бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов (раздел III пассива).
  • Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности. В этой форме отчётности приводятся: выручка (нетто) от продажи товаров без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, исключаемых из выручки (стр. 010), покупная стоимость (себестоимость) товаров (стр. 020), издержки обращения (стр. 030 «Коммерческие расходы»). В разделе II данного отчёта отражают операционные доходы и расходы, в разделе III -внереализационные доходы и расходы, а также сумму налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, в разделе IV записывают чрезвычайные доходы и расходы. В этом отчёте также приводится валовой доход, отражаемый по строке 029 «Валовая прибыль»; прибыль (убыток) от продаж (стр. 050); прибыль до налогообложения (стр. 140); прибыль от обычной деятельности (стр. 160) и чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода по стр. 190).

Кроме этого в отчёте расшифровываются отдельные прибыли и убытки по приводимым статьям. Для годовой формы отчёта о прибылях и убытках предусмотрена справка с отражением сумм дивидендов на одну акцию в текущем и в следующем отчётном годах.

Годовой отчёт об изменениях капитала, форма № 3, отражает состояние и изменение резервного фонда, информацию о нераспределённой прибыли прошлых лет по составу, о фонде социальной сферы, целевых финансированиях и поступлениях; резервах предстоящих расходов, оценочных резервах. В справке IV отражены различные источники увеличе­ния капитала по отдельным статьям.

В отчёте о движении денежных средств, форма № 4,содержатся данные о поступлениях денежных средств из различных источников, а также информация о расходовании денежных средств.

Приложение к годовому бухгалтерскому балансу, форма № 5, в справке к разделу 3 содержит информацию о размере амортизации внеоборотных активов по каждому из их видов на начало и конец отчётного года и результат по индексации в связи с переоценкой этих активов. В справке 6 «Расходы по обычным видам деятельности» этого отчёта приводятся произведённые организацией расходы по элементам затрат, а в справке 7 «Социальные отчисления» отражаются отчисления во внебюджетные фонды по каждому из направлений.

2. АНАЛИЗ ВАЛОВОГО ДОХОДА

В условиях нестабильной, изменчивой среды большое значение в бизнесе имеет оперативная отдача капитала в виде денежных потоков. Поэтому у предпринимателей особый интерес вызывает информация об объектах вложений капитала с точки зрения их текущей эффективности. Основные денежные потоки организации формируются в виде валового дохода от продаж. Поэтому весьма актуальным представляются вопросы о том, какие из товарных запасов при используемых формах приобретения и расчётов являются наиболее выгодными в обороте? На каких товарах и формах товарных расчётов следует сконцентрировать оборотные вложения? А какие товары имеют меньшую отдачу и поэтому менее интересны? Решению этих вопросов способствует анализ валового дохода.

Валовой доход торговли: показатель, характери­зую­щий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению (Торговля. Термины и определения ГОСТ Р 51303-99, утв. пост. Госстан­дар­та России от 11.08.99 № 242-ст).

Размер валового дохода является главным источником финансирования торговой деятельности. От него зависит размер прибыли и рентабельность организации.

Задачами анализа валового дохода являются:

  • Изучение динамических изменений валового дохода и его соотношений:
    • с товарооборотом;
    • с себестоимостью товаров;
    • с издержками товарного обращения.
  • Оценка изменений валового дохода по формам приобретения товаров.
  • Определение резервов роста валового дохода и эффективности торговли.

Основным показателем, определяющим размер валового дохода, является торговая надбавка к себестоимости товаров. Уровень надбавки устанавливается в зависимости от покупательского спроса, выраженного рыночными ценами на данный товар, себестоимости и издержек обращения этого товара.

Фактической себестоимостью товарных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В анализе следует измерить и оценить эффективность торговли по показателю валового дохода. Эффективность продаж по валовому доходу измеряют отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту, себестоимости товаров, издержкам товарного обращения (табл. 1).

Таблица 1
ОЦЕНКА ВАЛОВОГО ДОХОДА

На данном предприятии наблюдается рост товарооборота, валового дохода при росте себе­стоимости товаров и издержек обращения. Причём рост себестоимости и издержек оправдываются ростом валового дохода, так что темпы роста валового дохода (113.95%) опережают темпы роста товарооборота (103.58%), себестоимости товаров (100.99%), издержек обращения (105.41%). То есть вложения дополнительных средств в себестоимость товаров и издержки принесли определённую отдачу, что и предопределяет рост эффективности продаж по валовому доходу. В результате по показателям эффективности отсутствуют отрицательные изменения за рассматриваемый период. Причём наибольшие темпы роста наблюдаются по уровню валового дохода в отношении к себестоимости товаров (112.83%). Такая тенденция обусловлена рациональностью расходов по приобретению товаров.

Наименьшие темпы роста отмечены по уровню валового дохода в отношении к издержкам обраще­ния. Последнее соотношение в конечном итоге определяет размер прибыли, оценка изменениям которой будет дана в последующем разделе. Увеличение уровня валового дохода к товарообороту характеризует операции по определению торговой наценки. Рост товарооборота при одновременном росте валового дохода (табл. 1) свидетельствует о правильной тенденции установления торговой наценки на рассматриваемые товары в целом.

В общем можно отметить положительные измене­ния в работе организации в отчётном периоде. Означают ли эти общие положительные изменения, что предприятие работает оптимально? Каковы резервы улучшения работы фирмы?

На эти вопросы мы можем получить ответ по результатам анализа структуры валового дохода. При выборе структурных группировок мы будем исходить из того, что средства, вложенные в товар, имеют различную отдачу в зависимости от формы расчётов с поставщиком товара. Товар, принятый на реализацию, освобождает предприятие-приёмщика от риска отсутствия спроса на товар, так как при этой форме отношений с поставщиками непроданный товар будет возвращён поставщику без потерь для предприятия, принявшего товар на реализацию. Но при этом товар, взятый на реализацию, имеет большую себестоимость, так как в этом случае поставщик повышает покупную цену в качестве платы за собственный риск и за отсутствие риска у принимающей стороны. Поэтому брать товар на реализацию целесообразно лишь при определённой неуверенности в его продаже и лишь на тот период, пока сохраняется такая неуверенность.

Товар с уверенными продажами целесообразно закупать по срочной, предварительной оплате или с отсрочкой платежа. При предварительной оплате (с авансовыми платежами) поставщик предлагает товар с большими скидками, чем при срочной. А товар с отсрочкой платежа или принятие на консигнацию независимо от его продажи предполагает либо увеличение покупной цены, либо оплату процента за отсрочку, что увеличивает себестоимость товара. Послед­няя форма приемлема при отсутствии средств для срочной или предварительной оплаты или когда задержка оплаты с использованием отсроченных средств в обороте принесёт больший доход, чем расходы за отсрочку и поощрения поставщика за предварительную оплату товара. Принятие товаров на консигнацию также применя­ется, когда поставщик соглашается на любые формы расчётов за товар, кроме предложения товара на реализацию.

По данным рассматриваемого предприятия (табл. 2) наиболее значимыми по удельному весу в обороте являются товары, приобретённые по срочной оплате (33.28%) и товары, принятые на консигнацию (21.77%) (гр.4 табл. 2), рис. 1.

Рис. 1. Структура товарооборота по формам приобретения товаров

По удельному весу в валовом доходе товары по срочной оплате ещё более значительны, чем в обороте, так как их удельный вес в сумме валового дохода оказался выше веса в обороте и составил 47.62% в отчётном периоде (гр. 10 табл. 2), рис. 2.

Рис. 2. Структура валового дохода по формам приобретения товаров

Однако этого нельзя сказать о консигнационных товарах, составляющих 12.04% в валовом доходе, так как удельный вес в валовом доходе у товаров с предварительной оплатой (21.01%), а также товаров, принятых с отсрочкой платежа и оплатой процентов за коммерческий кредит (12.32%) оказались выше при их меньшем проценте в обороте (13.77% и 18.8% в сравнении с 21.77% в обороте консигнационных товаров).

При относительно невысокой доле в обороте (13.77%) товары с авансовыми оплатами занимают большой удельный вес в валовом доходе (21.01%), который уступает лишь доле товаров со срочной оплатой (47.62%). Удельные веса товаров с предварительной оплатой в отчётном периоде снижаются как в составе товарооборота, так и в составе валового дохода, что свидетельствует о наличии резервов увеличения дохода за счёт увеличения доли этих товаров в обороте будущего периода с учётом покупательского спроса.

Таблица 2
ОЦЕНКА ВАЛОВОГО ДОХОДА ПО ФОРМАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТОВАРОВ

Окончание табл. 2

Анализ изменений также показывает, что в отчётном периоде возрастает удельный вес товаров, принятых на консигнацию, а также товаров с отсрочкой платежа при оплате процентов за коммерческий кредит и принятых на реализацию товаров. Такие изменения позитивны для предприятий, эффективно использующих коммер­чес­кий кредит в обороте.

С точки зрения эффективности наиболее доходной формой приобретения товаров представляются закупки по авансовым платежам с учётом скидок, представляемых поставщиками за предварительную оплату. Уровень валового дохода этих товаров по отношению к себестоимости в отчётном периоде составил 50.54%, а по отношению к товарообороту 33.57%. Однако эта форма, при всей её привлекательности, является наиболее рискованной, так как оплата товаров, предполагающих их продажи в будущем, связана с наибольшей неопределён­ностью. И чем длиннее период прогнозируемых продаж, тем выше неопределённость и риск. Такая форма расчётов наиболее приемлема для товаров со стабильно растущим спросом.

Очевидно, такое снижение обусловлено ростом себестоимости по консигнационным товарам на 148 тыс. руб. и снижением валового дохода на 20 тыс. руб. При этом уровень валового дохода в отношении к себестоимости снизился на 1.37%.

По товарам, приобретённым в форме коммерческого кредита с оплатой процентов, наблюдается рост объёмов продаж, валового дохода и себестоимости. Целесообразность увеличения себестоимости по этой форме приобретения характеризуется изменением уровня валового дохода в отношении к себестоимости. Увеличение этого уровня (на 2.99%) отражает эффект, оправдывающий увеличение себесто­имос­ти по данной форме.

Целесообразность увеличения расходов по товарам, принятым на реализацию, обосновывается ростом валового дохода на 60 тыс. руб. и увеличением уровня валового дохода к себе­стоимости на 3.14%.

Рост уровня валового дохода по отношению к товарообороту оказался наивысшим по товарам с предварительной формой оплаты (2.98%), что при условии роста их товарооборота указывает на более правильный выбор торговой наценки по этим товарам и на перспективную целесообразность повышения их удельного веса в обороте.

Анализ также показывает, что при снижении удельного веса товаров, приобретаемых по срочной оплате в обороте отчётного периода, возрастает их удельный вес по валовому доходу в сравнении с прошлым периодом.

С точки зрения отчётной эффективности такие изменения можно считать позитивными. Но следует учесть и другое. Продажи товаров со срочной оплатой в отчётном периоде составили всего лишь 99.19% от прошлого периода. Рост уровня валового дохода по отношению к товарообороту по товарам со срочными расчётами на 4.11% при снижении их товарооборота свидетельствует либо о падающем спросе в связи с увеличением торговой наценки, либо о недостаточности запасов по данному виду товаров, что можно выявить по данным бухгалтерского учёта. Рост товарных запасов в отчётном периоде в сравнении с предшествующим при снижении товарооборота укажет на затоваривание и на необходимость принятия дополнительных мер по реализации соответствующих товаров, потребность в сокращении поставок. При снижении товарных запасов снижение товарооборота обусловливается недостатком товарного предложения, что требует соответствующего пополнения товарных запасов, например, посредством увеличения поставок.

Снижение объёма продаж по товарам, приобретённым по срочной оплате за счёт банковского кредита, привело к уменьшению суммы валового дохода по этой статье на 5 тыс. руб. Рост уровня валового дохода по отношению к себестоимости по данной форме приобретения товаров делает их более доходными, так как уровень валового дохода к себестоимости товаров по ним более высок (17.98%), чем по другим формам приобретения товаров (гр. 18 табл. 2), кроме товаров с предварительной оплатой. Однако снижение товарооборота по этой статье, как и в предыдущем случае, может быть связано с уменьшением спроса на данный товар либо с недостаточностью наличия товарных запасов. В первом случае возможно снижение торговой наценки в пределах издержек обращения по соответствующим группам. Причём чрезмерное снижение надбавки до уровня, не покрывающего издержки, нецеле­со­образно, так как оно приведёт к убыточности этих товаров. Методика определения издержек обращения по группам и наименованиям товаров и модель анализа издержкоёмкости и доходоёмкости товарных групп рас­смот­рена в специальной литературе .

Во втором случае потребуется пополнение товарных запасов в соответствии со спросом покупателей.

Влияние изменений в структуре товарооборота на изменение валового дохода можно рассчитать методом процентных чисел (табл. 3).

Причём структуру в этой методике можно рассматривать в различных аспектах. Например, если предпринимателя интересует влияние соотно­шений различных товарных групп или наименований по ассортиментному признаку, то в состав графы «Б» табл. 3 следует включать соответ­ствующие наимено­вания или группы товаров, как в данном примере. Если руководство интересует влияние изменений соотношений товаров по формам закупок и расчётов, в таблицу включают товарные группировки, объединённые по признаку форм закупки или расчё­тов, которые рассматривались выше. В общем, товарные группы в управленческом учёте и анализе формируются по усмотрению руководства организации в соответствии с её практическими потребностями.

Оценивая влияние изменений в ассортименте товаров, следует отметить, что доход организации изменяется в той степени, в какой увеличивается или уменьшается в общем объёме товарооборота удельный вес товаров с более высокими надбавками, и наоборот. Увеличение надбавки без изменения структуры товаров также изменяет валовой доход. Для определения степени влияния товарной структуры на уровень дохода методом процентных чисел используем табл. 3.

Таблица 3
ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА НА ВАЛОВОЙ ДОХОД


Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Дата публикации: 26.11.2014

Статья просмотрена: 538 раз

Библиографическое описание:

Дедусенко, М. Л. Особенности применения факторного анализа в оценке налогового потенциала / М. Л. Дедусенко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6694/ (дата обращения: 19.05.2021).

Социально-экономическое развитие страны и ее регионов обусловлено множеством объективных факторов, влияющих на увеличение либо уменьшение дисбалансов в региональном развитии. Высокий уровень межрегиональных различий по душевым показателям ВРП, доходам населения, объемам инвестиций в основной капитал и по бюджетной обеспеченности сохранился до настоящего времени. Одним из основных факторов экономического развития является промышленное производство, в темпах роста которого наблюдается значительная дифференциация во всех регионах России. Капиталоемкость прироста производства зависит от разных факторов: наличия резервов производственных мощностей, обеспечивающих возможность увеличения объемов производства без нового строительства; отраслевой структуры производства и инвестиций в развитие инфраструктуры, необходимых для создания условий экономического роста. Все это, безусловно, оказывает влияние на уровень жизни населения и на финансовую устойчивость регионов.

Поскольку устойчивость развития территории зависит от ее бюджетной обеспеченности и объемов налоговых доходов, поступающих в консолидированный бюджет, то одной из важнейших задач территориального развития и укрепления региональных и местных бюджетов следует считать эффективность реализуемой налоговой политики и возможность роста налогового потенциала. Управление налоговым потенциалом конкретного региона тесно связано с качеством налогового администрирования, осуществляемого налоговыми органами. Качественная работа налоговых администраций в настоящее время направлена не только на улучшение налогового климата для реализации фискальных задач, но и на обеспечение налоговой культуры и налоговой дисциплины налогоплательщиков. Высокий уровень налоговой дисциплины является основой безрискового управления деятельностью налогоплательщика, стимулирует рост бизнеса.

Управление налоговым потенциалом региона зависит от возможности и своевременности его прогноза и контроля. Прогнозное значение дохода по конкретному налогу учитывает прогнозные и прошлые значения различных факторов. Для прогнозирования прироста налоговых поступлений Федеральной налоговой службой РФ разработаны собственные подходы, рассмотрим их.

Мотивируя тем, что большая часть индексов, которые приводит Росстат в своих информационных материалах, не содержит инфляционную составляющую, при сравнении темпов роста поступлений налогов и темпов роста индекса промышленного производства, в расчетах учитывается тот факт, что первый индекс приведен в номинальном выражении, а второй — в реальном. В этой связи прогнозы прироста налоговых поступлений в целом по России формируются ФНС РФ с учетом следующих основных факторов: роста цен на нефть и газ, инфляции, макроэкономических факторов, качества налогового администрирования. При этом ВВП принимается как базовый макроэкономический показатель, влияющий на динамику совокупных налоговых поступлений в бюджетную систему страны.

Методика расчета факторов, оказавших влияние на прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет, построенная на основе условных данных, приведена в качестве примера подхода Аналитического управления ФНС России (табл. 1).

Расчет факторов, оказавших влияние на прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет в отчетном году (млрд. руб.)

Отчетный период

Поступило в консолидированный бюджет

Нефтегазовые доходы (НДПИ)

Прирост за счет НДПИ

Поступило в консолидированный бюджет (без НДПИ)

Прирост поступлений за счет инфляции

Прирост за счет инфляции = 6290 х 106,1: 100–6290

Прирост поступлений за счет ВВП

Прирост за счет роста ВВП = 6290 х 104,3: 100–6290

Налоговое администрирование и прочие факторы

Как разница между общей суммы прироста и прироста за счет НДПИ, ИПЦ и ВВП

Прибыль от ценовой конъюнктуры (нефть, газ, металлургия)

Поступило по контрольной работе

Поступило в результате взыскания задолженности

Первый этап: расчет прироста поступлений в результате роста цены на углеводороды. Поскольку рост НДПИ в принципе зависит от цены на нефть и газ, и объемов их добычи, а последние практически не растут, то основным фактором, влияющим на рост поступлений НДПИ, является рост цены на нефть и газ. Важен прирост поступлений налога на добычу полезных ископаемых. По данным таблицы видно, что в отчетном году поступление НДПИ составило 2024 млрд. рублей, а в предшествующем году — 1406 млрд. рублей. Прирост составил 636 млрд. рублей. Это — влияние первого фактора.

Второй этап: расчет прироста поступлений под влиянием инфляции. Не все налоги зависят от этого фактора. Наиболее значимый — НДПИ, влияние которого уже учтено. Поэтому прежде чем приступить к расчету влияния инфляции на объем поступлений, следует исключить НДПИ из объема поступлений в консолидированный бюджет. Без поступлений НДПИ, поступления в отчетном году составили 7678 млрд. рублей (9720–2024), а в прошлом — 6290 млрд. рублей (7696–1406). Прирост поступлений за счет инфляции рассчитывается при условии, что влияние других факторов приравнивается к нулю. Поэтому поступления предыдущего периода (6290 млрд. рублей) умножаются на инфляцию (106,1 %) и делятся на 100. В результате получен объем поступлений под влиянием фактора инфляции примерно 6667 млрд. рублей. Вычитая из этой суммы поступления прошлого отчетного года — 6290 млрд. рублей, можно получить прирост поступлений за счет инфляции — 384 млрд. рублей (6674–6290=384).

Третий этап: расчет налоговых поступлений за счет роста ВВП. Учитывая, что фактор инфляции уже определен, рассчитаем влияние на рост поступлений налогов показателя ВВП. Предположим, что ВВП в отчетном году составил 104,3 %. Поступления за прошлый год в сумме 6290 384 млрд. рублей умножаем на 104,3 % и делим на 100. Получаем 6560 млрд. рублей. Таким образом, прирост поступлений за счет роста ВВП составил 270 млрд. рублей (6560–6290). Это влияние третьего фактора.

Далее из общей суммы прироста поступлений администрируемых доходов следует вычесть прирост поступлений за счет роста цен на нефть, инфляции, роста ВВП и получить прирост поступлений за счет улучшения налогового администрирования и других факторов, в целом. В этом случае получим 738 млрд. рублей.

Определив абсолютное выражение 4 факторов роста, приведем эти факторы по их удельному весу в общей сумме прироста:

- от роста цен на углеводородное сырье прирост составил 31 %;

- от инфляции — 19 %,

- от роста ВВП — 13 %,

- от качества налогового администрирования и других факторов — 37 %.

Рассматривая влияние вышеприведенных факторов, можно проводить их детализацию. В частности, рост цены на углеводороды оказывает влияние на поступления не только в части НДПИ, но и по налогу на прибыль.

Если рост налога на прибыль в целом по России составил, например, 128 %, то в отдельных Межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам он может составить более 143 %. Уточнив расчеты, можно определить рост поступления налога на прибыль за счет конъюнктуры мировых цен.

Общее поступление налога на прибыль в отчетном году по России составило 1694 млрд. рублей, а в прошлом — 1359 млрд. рублей. Темп роста — 124,6 %. Это означает, что в обычных условиях прибыль бы выросла не на 28 %, а на 24,6 %. В обычных условиях поступления налога на прибыль в отчетном году составили бы: 414,8 х 124,6: 100 = 517 млрд. рублей при условии, что конъюнктура мировых цен была стабильной. Т. е. прирост поступлений налога на прибыль за счет этого фактора составит 517415 = 102 млрд. рублей или 5 % всего прироста.

Таким образом, сумма прироста поступлений в консолидированный бюджет в отчетном году за счет налогового администрирования и других факторов (таких как изменение ставок — акцизов, неформализованные факторы, погрешность расчета) составит 639 млрд. рублей, т. е. 32 % (741–102 = 639 млрд. рублей).

Непосредственное влияние результатов налогового администрирования на поступления это суммы, поступившие по результатам контрольной работы, в том числе в погашение задолженности. Результаты прогнозов говорят об увеличении поступления налогов в федеральный бюджет в отчетном году дополнительно 50 млрд. рублей, а в региональные бюджеты около 86 млрд. рублей.

Таким образом, пример приведенного расчета показывает, что наибольший вклад в значения приростов суммарных доходов вносят макроэкономические факторы (68 %), а именно ВВП, ценовая конъюнктура, инфляция. Остальные 32 % приходятся на факторы налогового администрирования и на прочие факторы (изменения налогового законодательства, в том числе роста ставок акцизов), факторы налогового администрирования, трудно поддающихся количественному определению (снижение количества жалоб и споров, рост доли налогоплательщиков, сдающих отчетность по ТКС; рост доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов).

Анализ налоговой емкости ВВП основан на официальных статистических данных. В нем не учтен ряд различных аспектов налоговых отношений, влияющих на увеличение объема налогового потенциала, которые рассчитать достаточно сложно. Например, теневой сектор экономики, суммы льгот, неправомерно использованные налогоплательщиками и подлежащие уплате в бюджет и другое. Увеличение налоговых доходов обеспечивается не только соблюдением платежной дисциплины. На величину налоговых поступлений влияет объем производства, дебиторская задолженность, недоимки в бюджет и другие факторы. Как подтверждено в исследовании, рост объемов производства обусловливает реальный рост ВВП и налоговых поступлений, инфляционные же процессы увеличивают номинальный объем налогов и ВВП. Безусловно, изменения и поправки в налоговом законодательстве также оказывают существенное влияние на рост и падение налоговых поступлений в бюджет.

Преимущества вышеизложенного подхода по факторному разложению налоговых поступлений состоит в том, что он позволяет выделить вклад реального сектора экономики (макроэкономических показателей) в поступления налогов и сборов. Кроме того, доступность методики заключается в простоте производимых расчетов на основе статистики налоговых органов. При проведении эконометрического оценивания используются модель множественной регрессии и аппарат панельного анализа. Панельный анализ позволяет использовать набор не только изменяющихся во времени данных (временной ряд), но и учитывать различия между наблюдаемыми объектами в рамках одного периода времени. Развитие аналитической и прогнозной работы налоговых органов позволяет судить о том, что методическое обеспечение оценки налогового потенциала развивается на новой научной базе и обусловлено ростом качества налогового администрирования.

Среди налогов, уплачиваемых из выручки, наибольший интерес для анализа представляет налог на добавленную стоимость. Исходя из того, что сумма НДС к уплате равна разнице между суммой начисленного НДС и суммой НДС, подлежащему вычету, факторная модель изменения суммы НДС к уплате принимает следующий вид (рис.

Исходные данные для расчета факторов изменения суммы НДС к уплате приведены в табл. 5.12.

Таблица 5.12. Исходные данные для факторного анализа изменения суммы НДС к уплате

Факторы Предыдущий год, млн.р. Отчетный год, млн.р.
1. Сумма начисленного НДС 132 905 211 767
2. Сумма НДС к вычету 105 290 180 450
Сумма НДС к уплате 27 615 31 317

Расчет влияния факторов на изменение суммы НДС к уплате представлен в табл. 5.13.

Рис. 5.6. Факторы изменения налога на добавленную стоимость к уплате.

Таблица 5.13. Расчет влияния факторов на изменение суммы НДС к уплате

Факторы Расчет влияния, млн.р. Размер влияния, млн.р.
1. Сумма начисленного НДС 211 767 – 132 905 78 862
2. Сумма НДС к вычету 180 450 – 105 290 - 75 160
Итого 31 317 – 27 615 3 702

Расчет, проведенный в табл. 5.13, показал, что увеличение суммы НДС к уплате произошло за счет увеличения суммы начисленного НДС на 78 862 млн.р., однако в результате увеличения НДС к вычету на 75 160 млн.р. увеличение сумма НДС к уплате составило только 3 702 млн.р.

Таким образом, размер влияния суммы НДС к вычету на изменение суммы НДС к уплате берется с противоположным знаком, то есть с увеличением вычитаемой суммы НДС уменьшается сумма НДС к уплате.

Таблица 5.14. Книга покупок за 2009 год

На основании книги покупок в отчетном году предприятие имеет право уменьшить сумму НДС, причитающуюся уплате в бюджет, на сумму 180 450 млн.

Сумма начисленного НДС определяется путем умножения налогооблагаемой базы на ставку НДС. Учитывая то, что ставка НДС изменяется крайне редко, изменение суммы начисленного НДС, как правило, зависит от изменения налогооблагаемой базы. Формирование налогооблагаемой базы происходит в регистрах налогового учета по НДС на основе данных бухгалтерского учета. Основным источником информации является Главная книга. Выручка от реализации собственной продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете отражается по кредиту счетов 90 "Реализация", а выручка от реализации основных средств, материальных ценностей и других активов предприятия по кредиту счета 91 "Операционные доходы и расходы". Для включения в налогооблагаемую базу отгруженной и не оплаченной по истечении 60 дней продукции (при учете реализации по оплате) источником информации являются аналитические данные по синтетическому счету 45 "Товары отгруженные" и забалансовому счету 015 "Товары отгруженные в отпускных ценах".

В случае безвозмездной передачи товаров (работ, услуг) анализу подвергаются данные по счету 92 "Внереализационные доходы и расходы", сформированные на основании товарной накладной или товарно-транспортной накладной. Передача объекта в аренду отражается по кредиту счета 91 "Операционные доходы и расходы".

Начисленная сумма НДС отражается по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счетов:

90 «Реализация», субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость», - по реализованным товарам, продукции, работам, услугам;

91 «Операционные доходы и расходы», субсчет 91-3 «Налог на добавленную стоимость», - по доходам от продажи и прочего выбытия основных средств, нематериальных активов, продажи иных активов; по доходам от предоставления во временное владение и пользование или во временное пользование за плату имущества и имущественных прав, когда это не является видом деятельности организации, и иным доходам; по операционным расходам (не связанным с получением операционных доходов), являющимся объектом налогообложения в соответствии с законодательством;

92 «Внереализационные доходы и расходы», субсчет 92-3 «Налог на добавленную стоимость», - по внереализационным доходам, подлежащим налогообложению; по внереализационным расходам (не связанным с получением внереализационных доходов), являющимся объектом налогообложения в соответствии с законодательством;

97 «Расходы будущих периодов» - на сумму налога по отгруженным товарам, продукции (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам на объекты интеллектуальной собственности по истечении 60 дней с момента их отгрузки (выполнения работ, оказания услуг) в случае принятого налогоплательщиком метода определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) по моменту их оплаты покупателем (заказчиком).

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - по товарам, работам, услугам, приобретаемым на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговом органе республики, на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет за счет средств, перечисляемых иностранным организациям;

94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на сумму НДС, начисленного на стоимость недостающих товаров сверх норм естественной убыли или товарных потерь, установленных законодательством Республики Беларусь;

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» - на сумму НДС, начисленного на стоимость недостающих ценностей, подлежащую взысканию с виновных лиц.

Исходные данные для анализа факторов изменения НДС представлены в табл.5.15.

Расчеты влияния рассматриваемых факторов на изменение суммы начисленного НДС приведены в табл. 5.16.

Таблица 5.16. Расчет влияния факторов изменения суммы начисленного НДС

Факторы Расчет влияния, млн.р. Размер влияния, млн.р.
А 1 2
2. Льготы по налогу (реализация продукции на экспорт) - (401 830 – 283 960) * 18 / 118 - 17 980
3. Выручка от реализации основных средств (350 000 – 190 000) * 18 / 118 24 406
4. Выручка от реализации материальных ценностей (48 880 – 65 480) * 18 / 118 - 2 532
5. Стоимость возмещения работниками недостачи материальных ценностей сверх норм естественной убыли (15 – 2) * 18 / 100 2
6. Стоимость безвозмездно переданных основных средств (14 – 9) * 18 / 100 1
Итого 211 767 – 132 905 78 862

Как видно из табл. 5.16, на увеличение суммы начисленного НДС существенное влияние оказало увеличение выручки от реализации продукции. Размер влияния составил 74 965 млн.р. Увеличение реализации продукции на экспорт позволило снизить налог на 17 980 млн.р. Размер влияния данного фактора берется с противоположным знаком. В результате увеличения выручки от реализации основных средств сумма начисленного НДС увеличилась на 24 406 млн.р., а в результате снижения выручки от реализации материальных ценностей снизилась на 2 532 млн.

Факторная модель изменения единого налога из выручки от реализации продукции представлена на рис. 5.7.

Рис. 5.7. Факторы изменения единого налога из выручки от реализации продукции.

При анализе факторов изменения единого платежа от выручки следует иметь в виду, что налогооблагаемая база рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и начисленной суммой НДС от выручки от реализации продукции (работ, услуг), уменьшенной на льготируемую выручку от продажи продукции на экспорт. Льгота для выручки от продажи продукции на экспорт применяется только в отношении НДС, для единого платежа от выручки она не действует. Как правило, сумма НДС, вычитаемая из выручки при расчете единого платежа, не совпадает с общей суммой начисленного налога на добавленную стоимость, так как НДС рассчитывается не только от выручки от реализации продукции (работ, услуг), но от выручки от реализации прочих активов, а также других объектов налогообложения.

Исходные данные для расчета влияния факторов изменения единого платежа от выручки представлены в табл. 5.17.

Таблица 5.17. Исходные данные для факторного анализа единого платежа от выручки

Факторы Предыдущий год, млн.р. Отчетный год, млн.р.
А 1 2
1. Выручка от реализации продукции 899 733 1 391 168
2. Сумма начисленного НДС, принимаемого в расчет 93 931 150 916
3. Налогооблагаемая база (стр. 1 – стр. 2) 805 802 1 240 252
4. Ставка налога 2% 1%
Единый платеж от выручки 16 116 12 403

Для расчета влияния факторов используем прием цепных подстановок. Условным показателем будет налогооблагаемая база отчетного периода, умноженная на ставку предыдущего периода (1 240 252 * 2 / 100 = 24 805 млн.р.). Расчет влияния факторов изменения единого платежа от выручки проведен в табл. 5.18.

Расчет влияния факторов изменения суммы начисленного единого платежа от выручки показал, что несмотря на увеличение облагаемой базы, которое привело к увеличению суммы платежа на 8 689 млн.р., общая сумма платежа снизилась на 3 713 млн.р. Это произошло в результате снижения ставки с 2% до 1%. Влияние данного фактора составило -12 402 млн.р.

Таблица 5.18. Расчет влияния факторов изменения суммы начисленного единого платежа от выручки

Факторы Расчет влияния, млн.р. Размер влияния, млн.р.
1. Налогооблагаемая база 24 805 – 16 116 8 689
2. Ставка налога 12 403 – 24 805 - 12 402
Итого 12 403 – 16 116 - 3 713

Анализ факторов изменения суммы акцизов проводится аналогично.

date image
2014-02-02 views image
7771

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Целью данного анализа является принятие управленческих решений на основе получения комплексной аналитической информации, необходимой для их принятия. Как правило, выделяют внутренних и внешних пользователей этой аналитической информации.

Внутренним пользователем является руководство ФНС России, которому аналитическая информация необходима при принятии управленческих решений, касающихся установления и корректировки заданий по мобилизации контролируемых налогов и сборов, доводимых до Управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.

Внешними пользователями комплексной аналитической информации являются Правительство Российской Федерации и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, принимающие управленческие решения по формированию доходов бюджета и вырабатывающие меры по увеличению поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Анализ налоговых поступлений состоит из следующих направлений:

- анализ поступлений налогов и сборов в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, по уровням бюджетной системы, по отраслям, по видам и группам налогов;

- анализ выполнения задания по мобилизации в федеральный бюджет контролируемых ФНС России налогов и сборов по Российской Федерации и по УФНС России по субъектам Российской Федерации в целом и по видам налогов;

- анализ задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям и ее структуры по Российской Федерации в целом и по субъектам, отраслям, видам и группам налогов;

- анализ применяемых методов налогового администрирования в целях принудительного взыскания задолженности или ее реструктурирования.

Анализ поступлений налогов и сборов начинается с исследования общих показателей, таких, как поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет страны в целом по Российской Федерации (по субъекту Российской Федерации). При его проведении используется данные статистической налоговой отчетности по форме № 1 — НМ (раздел 1).

Прежде всего рассматривается общий объем поступлений налоговых и неналоговых доходов нарастающим итогом с начала года за весь отчетный период.

Сам по себе объемный показатель не имеет большой ценности, поэтому отслеживается его динамика: рассчитываются темпы роста поступлений налогов и сборов за текущий период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Затем сопоставляются темпы роста поступлений каждого из предыдущих периодов по отношению друг к другу. Сравнение этих темповых показателей позволяет определить тенденцию изменения поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет.

Данная тенденция оценивается с применением двух основных показателей:

1. Валовой внутренний продукт (ВВП).

2. Индекс потребительских цен (ИПЦ) — инфляция.

ВВП используется при расчете удельного веса поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет в объеме ВВП. При этом показатель отношения объема поступивших налогов и сборов к ВВП характеризует налоговую нагрузку. Одновременно при анализе этого показателя за ряд лет можно сделать вывод о повышении (снижении) уровня собираемости налогов.

ИПЦ используется при выявлении действительных тенденций в изменении динамики поступлений налогов. С помощью ИПЦ определяется темп роста поступлений налогов в реальном выражении. Вычислить его можно путем деления темпа роста поступлений налогов на ИПЦ, выражающий уровень инфляции, и полученный результат умножить на 100.

Пример: Предположим, в исследуемом году темп роста налоговых поступлений в целом по России составил Тр = 132%, а ИПЦ = 108,6%, тогда:

ТR = -------- * 100 = 121,5%

Темп роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении составил 121,5%. Иными словами, за год налоговые поступления выросли в действительности на 21,5%.




Величина ТR = 121,5% > 100% указывает на то, что рост поступлений налогов и сборов произошел за счет не только инфляции, но и других факторов (улучшение налогового администрирования, изменений в законодательстве о налогах и сборах и др.).

Таким образом, для анализа используются следующие показатели:

- объем поступлений налогов и сборов;

- темп роста поступлений налогов и сборов в номинальном выражении Тр ;

- темп роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении ТR ;

- индекс потребительских цен ИПЦ (инфляция);

- темп роста ВВП (всегда приводится органами государственной статистики в реальном выражении, т.е. с учетом индекса-дефлятора);

- налоговая нагрузка на ВВП (ВРП).

С помощью указанной системы показателей проводится сравнительный анализ. Его этапы:

1. Сравнение темпа роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении с темпом роста ВВП и заключение о том, что произошел (или не произошел) реальный рост поступлений.

2. Анализ темпа роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении (в сравнении со 100%) на предмет причин его роста.

3. Сравнение налоговой нагрузки на ВВП (ВРП) в текущем и предыдущем году. На основании разницы этих показателей определяется, насколько она выросла или сократилась, что косвенно характеризует изменение уровня собираемости налогов и сборов.

4. Анализ структуры консолидированного бюджета по видам налогов. Определяется, за счет поступлений каких основных налогов он формируется. Рассчитывается суммарная доля этих налогов и конкретный вклад каждого налога в формирование консолидированного бюджета. При этом приводятся не только относительные показатели (удельный вес поступлений по налогу в общих поступлениях в консолидированный бюджет и их динамика), но и абсолютные показатели поступления того или иного налога.

5. Анализ темпов роста поступлений по различным видам налогов. Если по какому-либо налогу произошло снижение объема поступлений или темпа их роста, то данный факт подвергается тщательному изучению в целях выявления причин, приведших к снижению.

6. Анализ поступлений налогов и сборов в территориальном разрезе. Если это анализ в целом по Российской Федерации, то анализируются поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет по субъектам Российской Федерации, а если это анализ на региональном уровне, то анализируются поступления налогов и сборов по территориальным единицам (районам, инспекциям) субъекта РФ.

7. Анализ поступлений налогов и сборов по крупнейшим и основным налогоплательщикам, определение их вклада в объем поступлений в целом по Российской Федерации (региону).

Отраслевой анализ поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет осуществляется по следующим направлениям:

- поступления по отраслям экономики и промышленности;

- темпы роста по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года;

- изменение доли отрасли в общей сумме налогов в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года.

Аналогичные исследования проводятся и по задолженности, за исключением темповых показателей, поскольку при анализе задолженности используется показатель темпа роста не к соответствующему периоду предыдущего года, а по отношению к началу года, т.е. прослеживаются изменения за период с начала года.

Проводится также анализ динамики поступлений и задолженности в отраслевом разрезе по видам налогов, в том числе оценивается влияние изменений, внесенных в законодательство о налогах и сборах.

Исследуется динамика поступления и задолженности по налогам и сборам каждой отдельной отрасли в сопоставлении с динамикой общеэкономических показателей (динамики производства, уровнем инфляции).

В отраслевом анализе на региональном уровне используются следующие показатели:

- валовой региональный продукт;

- объем выпуска промышленной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении в разрезе основных отраслей промышленности;

- место и роль региона в общей и отраслевой системе экономики России (в том числе, удельный вес отрасли);

- выручка от реализации продукции, работ и услуг;

- объемы дебиторской и кредиторской задолженности;

- финансово-экономическое состояние предприятий основных отраслей региона, в том числе, количество и соотношение прибыльных и убыточных предприятий;

- крупнейшие налогоплательщики региона;

- объемы экспортных поставок в разрезе отраслей экономики региона;

- налоговая нагрузка в стоимостном и натуральном выражениях;

- налоговая нагрузка на отрасли по начисленным платежам и фактическим поступлениям;

- уровень собираемости налогов по отдельным предприятиям отрасли.

Все приведенные показатели необходимо соотносить с общероссийскими.

Эти показатели образуют целостную систему и позволяют выявить причины неравномерной налоговой нагрузки на предприятия одной отрасли, расположенные как в одном, так и в разных регионах.

Анализ поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет осуществляется по аналогичной схеме.

Анализ выполнения налоговыми органами установленного задания по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов.

Анализ выполнения задания осуществляется по следующим направлениям:

1. Расчет процента выполнения задания. Приводится установленное задание по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на отчетный период (нарастающим итогом), фактические поступления, рассчитывается процент выполнения задания и определяется сумма дополнительно полученных доходов (недополученных доходов) федерального бюджета.

2. Определение показателя отношения поступлений налогов и сборов к ВВП и рассмотрение данного показателя в динамике.

3. Сравнение процента выполнения задания и показателя налоговой нагрузки в динамике. Ситуация, когда при невыполнении задания показатель налоговой нагрузки на ВВП в отчетном периоде текущего года превышает показатель предыдущего года, указывает на то, что, несмотря на невыполнение установленного задания, уровень собираемости налогов возрастает, что позволяет положительно оценить результаты деятельности налоговых органов.

4. Анализ помесячной динамики выполнения совокупного задания.

5. Определение перечня Управлений ФНС России (при анализе на федеральном уровне) либо Инспекций ФНС России (при анализе на региональном уровне), не выполнивших установленного задания, с указанием уровня выполнения задания и суммой недополученных налогов и сборов.

6. Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Читайте также: