Имеет ли право налоговая сообщать о задолженности на работу

Опубликовано: 19.09.2024

После того, как срок исполнения требования об уплате имущественных налогов физлиц истек, налоговики могут проинформировать об этом их работодателей. Такое право инспекторам предоставили еще в 2015 году. И, хотя работодателям не предоставлено никаких прав, чтобы взыскать эту задолженность, цель данной акции ясна. Инспекторы всеми силами стараются обеспечить как можно большую собираемость налогов.

Передача сведений о долгах работника не нарушает его права

После того, как срок уплаты имущественных налогов физлиц истек, налоговики вправе проинформировать работодателя о возникшей у его сотрудника задолженности.

На это им отведен 1 месяц с момента истечения срока уплаты налога в бюджет (п. 6 письма ФНС России от 21.10.2015 № ГД-4-8/18401@).

При этом налоговики обязаны соблюдать требования:

  • Налогового кодекса, устанавливающего режим налоговой тайны в отношении ряда сведений;
  • Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Для тех, кто считает, что их права будут тем самым нарушены, чиновники пояснили.

Присылая информацию о долгах по налогам физлица его работодателю, налоговики не нарушают ни тех, ни других требований законодательства.

В первом случае нарушения не будет, так как сведения о задолженности конкретного лица по налогам, согласно выводам чиновников, теряют режим отнесения к налоговой тайне.

Во втором случае инспекторы также не видят, в чем они могут нарушить требования законодательства о персданных. Ведь они, также как работодатели, отнесены к операторам персональных данных.

При поступлении на работу будущий сотрудник фирмы сообщает ей сведения о себе. Такие, как: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные.

Обработка этих данных работодателем относится к обязанностям, которые возлагает на него закон. Передавая такие сведения о сотруднике в ИФНС и фонды, фирме не надо получать согласие сотрудника.

Поэтому, получение работодателем от ИФНС таких персданных, как фамилия, имя и отчество лица – должника по налогам, не является неправомерным раскрытием его персональных данных.

Для чего налоговики проинформируют работодателя о долгах его сотрудников по налогам

Сообщение о налоговых долгах работников не влечет для фирмы никаких обязанностей. Права на взыскание этой задолженности у нее нет.

Таким сообщением налоговики лишь доводят до организаций, а с их помощью, – и до работников, информацию о размере задолженности по налогу.

Поэтому, действия ИФНС, прежде всего, направлены на сокращение и досудебное урегулирование взыскания долгов по налогам.

Но если налоги лицо так и не уплатит, налоговики могут обратиться в суд.

При этом, если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о погашении недоимки, сумма задолженности:

  • превысит 10 тыс. руб., налоговики обратятся в суд с заявлением в течение 6-ти месяцев со дня превышения этой суммы задолженности;
  • не превысит 10 тыс. руб., налоговики обратятся в суд с заявлением в течение 6-ти месяцев со дня истечения указанного 3-х летнего срока.

В таком случае у них появится исполнительный лист.

И, если сумма налогового долга не превысит 100 тыс. рублей, инспекторы направят исполнительный лист на фирму. А, уже получив такой документ, работодатель обязан удержать деньги из зарплаты сотрудника.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

2-z34-b5f830a7-81d6-4056-8801-725248ab6b23

Согласно Конституции нашей страны, россиянам вменяется всего 8 обязанностей, одной из которых является своевременное погашение налоговых платежей и сборов. Так уж сложилось, что с этим у наших соотечественников обычно возникают проблемы. И если с подоходным налогом все просто – его обязаны рассчитывать и перечислять работодатели, то с другими видами, в частности, с налогом на имущество, который граждане уплачивают самостоятельно, дисциплинированность оставляет желать лучшего. Мотивация граждан платить налоги входит в интересы государства – его доходы прямо зависят от этого. И теперь, дабы надавить на граждан в этом вопросе, в законодательство были внесены достаточно интересные поправки.

Так, еще летом в Налоговом кодексе была изменена трактовка налоговой тайны – из нее фактически были исключены данные о налоговых долгах, что сделало такую информацию практически общедоступной. Более того, теперь налоговики заявляют о новой практике: чтоб повысить собираемость долгов по налогам, ФНС будет отправлять соответствующие уведомления работодателям должников. Это создает угрозу для деловой репутации таких сотрудников и может повлиять на трудовые отношения между начальством и персоналом.

Перестали быть тайной

Соответствующие поправки, исключающие информацию о задолженности по налогам, штрафам, пеням и прочим платежам из налоговой тайны, были внесены в ст. 102 НК РФ и начали действовать с лета текущего года. Фактически это разрешило налоговикам без нарушения закона публиковать списки должников на своих порталах, а также передавать эти данные третьим заинтересованным лицам – больше такая информация не считается персональными данными. Теперь налоговики полны решимости обнародовать «черный список», и публикация его на интернет-портале ФНС – далеко не единственное, что они планируют сделать. Как пишет «Российская газета», благодаря новым поправкам, в организации, где трудоустроены должники, будут приходить письменные уведомления из налоговой службы, которые будут информировать руководство о наличии задолженности, ее размере и прочих параметрах.

Нет сомнений, что отсутствие финансовой дисциплины негативно скажется на отношениях с руководством – многие работодатели и так предпочитают интересоваться кредитной историей своих работников, и лишнее письмо может стать дополнительным стимулом для неприятного разговора. Причем снятие грифа тайны с налоговых долгов позволяет налоговикам предоставлять такую информацию не только по запросу, но и самостоятельно – в нее будет включен как сам долг, так и меры ответственности за его неуплату – штрафы, пени и т.д. Конечно, соблюдение персональной информации станет «краеугольным камнем» данного процесса – законодательство должно быть соблюдено. В связи с этим ФНС уже сегодня разрабатывает порядок информирования работодателей.

feng-shui-how-to-choose-workers

Будут приходить письменные уведомления из налоговой службы, которые будут информировать руководство о наличии задолженности, ее размере и прочих параметрах.

Какие это может вызвать последствия для должников на работе? В первую очередь, это разъяснительные беседы с руководством. Многие работодатели привыкли оценивать деловые качества своих сотрудников по их финансовой дисциплине, мол, имеешь долги – безответственный потенциальный мошенник. Доходя до начальства, такая информация, особенно если она получена от налоговой службы, будет поводом для «выволочки». Да и потом, многие компании крайне ответственно относятся к своей налоговой репутации, в результате чего могут быть высказаны предупреждения в сторону сотрудника: «Не заплатишь – уволим».

Наполнить бюджет

И это, конечно, блеф – наличие задолженности по налогам не является законным основанием для увольнения. Тем не менее к конфликтной ситуации и накалу отношений между руководством и сотрудником приведет точно. Тем более что, если налоговый долг не превышает 25 тыс. рублей, ФНС имеет полное право потребовать от работодателя удержать его из зарплаты сотрудника (при наличии судебного приказа, конечно). И работодатель сделает это без доли сомнений – штраф за неисполнение достигает 100 тыс. рублей. Такие меры были введены еще в ноябре 2015 года, и вызваны они необходимостью повысить собираемость долгов – по данным налоговиков, общая задолженность по налогу на имущество 13 млрд рублей, а по транспортному налогу – 67 млрд рублей.

e0ca4b4d6d46e76bac555ffde812b5fb

Наличие задолженности по налогам не является законным основанием для увольнения.

Удерживать налоговые долги из зарплаты, наверное, самый эффективный способ обеспечить собираемость. Вполне логично возложить такую обязанность на работодателей. Возможность такая существовала всегда, но с прошлого года это можно делать без использования судебных приставов. Налоговые органы не скрывают своих намерений – по их мнению, привлечение работодателей, с полным посвящением их в налоговые задолженности сотрудников, один из самых эффективных методов повышения эффективности взыскания, наряду с личными звонками должникам и работой с ГИБДД. Интересно, что налоги на имущество, составляют 7-8% в общей структуре налоговых поступлений. Эксперты предполагают, что активная работа с работодателями позволит повысить их долю до 10%.

Тень и порядки

Как рассказала «Ленте.ру» исполнительный директор НП «СРКЗ» Елена Авакян, желание государства оперативно взыскивать налоговые долги из зарплат может привести к тенизации доходов сотрудников некоторых предприятий. Конечно, такая практика не будет повсеместной, но многие работники, в т.ч. и высший менеджмент предприятий, находящийся в хороших отношениях с руководством, пожелают скрыть свои доходы, дабы избежать взыскания долгов. В конце концов, должники могут быть уведомлены руководством об их намерении, что позволит в оперативном порядке уволиться и избежать взыскания, если, правда, сумма задолженности того стоит.

Эксперт сетует и на процессуальные недоработки, например, не прописан порядок взыскания налоговой задолженности, если зарплата составляет меньше 25 тыс. рублей. Дело в том, что все это содержится в законодательстве, регулирующее исполнительное производство, но, в случаях взыскания без приставов оно не действует – исполнительного производства просто никто не открывает. Более того, не урегулированы вопросы взыскания, если должник работает в нескольких организациях. Получается, что каждому из работодателей придет уведомление с требованием взыскать долг. Если такое уведомление направляют приставы, они мониторят процесс погашения, и когда задолженность полностью исчезает, они направляют письмо с просьбой прекратить удержания. В случае же с налоговой службой такого не происходит.

1480875819760_tax-form-deductions

Есть, конечно, и плюсы. Раньше, например, граждане могли «легко» узнать о налоговой задолженности лишь при попытке пересечь границу – по требованию ФНС их просто не выпускали из страны. Теперь же, когда они узнают об этом из уст работодателей, у них будет больше шансов наладить свое налоговое положение.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Теперь поговорим о том, что надо помнить во время участия в допросе и ответим на наиболее часто задаваемые вопросы в отношении участия в допросе.

1. В силу своих должностных обязанностей, я мало что знаю о деталях хозяйственной деятельности нашей компании, должен ли я идти на допрос?

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ).

Налоговый орган обязан до вызова на допрос, выявить основания, подтверждающие что лицо, например, в силу своих должностных обязанностей, может знать значимую для проведения налогового контроля информацию. Произвольный выбор лиц для участия в допросе не допустим.

Однако это не является основанием для отказа в участии в допросе.

Единственное последствие допроса лица, которое не могло знать значимой информации, это невозможность использовать результат этого допроса в качестве доказательства совершения налогового правонарушения.

Главное, что Вы должны помнить во время проведения допроса – не высказывать предположительных фактов, следует сообщать только факты, которые Вам достоверно известны и которые Вы можете чем-то подтвердить.

Помните, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ Вы имеете право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Основанием для неявки могут быть только уважительные причины (болезнь, командировка и т.п.), которые Вы можете подтвердить документами.

2. Какая ответственность мне грозит за неявку на допрос?

Ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении предусмотрена в ч. 1 ст. 128 НК РФ. Штраф установлен в размере 1000 руб.

После привлечения к ответственности, инспекция может повторно Вас вызвать для дачи показаний. В случае повторной неявки налоговый орган вправе привлечь вас к ответственности еще раз, при этом, повторная неявка лица в налоговый орган для допроса в качестве свидетеля является отягчающим обстоятельством (п. 2 ст. 112 НК РФ). В этом случае размер штрафа увеличится в два раза и составит 2000 руб. (п. 4 ст. 114, ч. 1 ст. 128 НК РФ).

3. Налоговая проверка еще не началась или уже закончилась, а меня вызывают на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

От участия в допросе Вы отказаться не можете.

Доказательственная сила результата такого допроса зависит от многих обстоятельств. В основном такие допросы принимаются в качестве доказательства.

4. Налоговый орган приостановил проверку, но вызывает меня на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

Действия налогового органа правомерны - в период приостановления проверки налоговый орган вправе вызывать свидетелей для дачи показаний в инспекцию, т.е. допросить их вне территории налогоплательщика (Письма Минфина России от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156, ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@, от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. 16)).

5. Где должен проходить допрос? Могут ли налоговики заявиться ко мне домой?

Допрос должен проводиться в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Однако, показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ):

- если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности;

- в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

6. Кто может проводить допрос со стороны налогового органа?

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ), указанное среди лиц, участвовавшим в налоговой проверке, что подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-113120/11-116-305).

Однако проведение допроса должностным лицом, не участвующим в налоговой проверке, не является основанием для отказа свидетеля от участия в допросе, но это обстоятельство может быть основанием для признания протокола допроса недопустимым доказательством.

Если допрос проводится в офисе налогового органа, в котором находятся другие сотрудники, которые задают вопросы, сопровождают допрос своими комментариями, то такое поведение может быть расценено как давление на свидетеля.

7. С чего начинается допрос?

Перед началом допроса должны быть совершены следующие действия:

- должны быть изучены документы, удостоверяющие личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса (п. 2 ст. 90 НК РФ);

- должно быть выяснено, владеет ли свидетель русским языком, и решен вопрос о приглашении переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ);

- налоговый инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Не соблюдение этих правил является основанием для признания протокола допроса ненадлежащим доказательством (ч. 3 ст. 64 АПК РФ, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2007 N А56-36381/2005, от 13.04.2007 N А56-60477/2005).

8. Какая ответственность мне грозит за отказ (уклонение) от дачи показаний, за дачу ложных показаний?

Отказ от дачи показаний без законных оснований, а равно дача заведомо ложных показаний, влечет ответственность в виде штрафа в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний на законном основании Вы можете следующих случаях:

- вы не обязаны давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ);

- вы не обязаны выдавать свою профессиональную тайну (п. 2 ст. 90 НК РФ).

Несмотря на угрозы налоговых инспекторов, меры уголовной ответственности к Вам применяться не могут.

9. Могу ли позвать с собой на допрос кого-нибудь, кто помог бы мне в ходе допроса?

Вы имеете право позвать с собой на допрос своего представителя (юриста, консультанта) - это право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ (письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@)

Следует учитывать, что ответы на вопросы свидетель должен давать самостоятельно. При этом представитель свидетеля вправе давать свидетелю советы и делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Представителем свидетеля, в связи с заинтересованностью, не может быть должностное лицо проверяемой организации (письмо Минфина от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796, п. 16 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@).

10. На что обратить внимание по окончании допроса?

Вы должны обязательно ознакомиться с содержанием протокола.

Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание и последовательность проведения допроса;

7) существенные для дела факты и обстоятельства, выявленные при допросе.

В конце допроса Вы и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Для Вас прочтение протокола является гарантией того, что Ваши показания будут правильно и недвусмысленно отражены в протоколе.

Протокол должны подписать все участники допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ). После чего Вы должны получить копию протокола.

11. Кто должен возмещать мои расходы в связи с участием в допросе?

В соответствии с п. 1 ст. 131 НК РФ Вы имеете право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов: на проезд, наем жилого помещения, а также суточные.

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ).

Порядок выплаты и размеры сумм указаны в «Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.


Должностные лица налоговой службы имеют право потребовать от плательщика предоставления документов и пояснений по отдельным финансовым операциям. Эти пояснения дают возможность налоговикам установить достоверность отражения операций в учете, правильность начисления и уплаты налогов. Действующим законодательством предусмотрена ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой.

Рассмотрим, можно ли игнорировать требования налоговой службы и какие санкции грозят плательщикам, которые не ответили на запрос и не направили документы в адрес ФНС.

  • Можно ли игнорировать запрос из налоговой
  • Ответственность за непредоставление документов
  • Дополнительная ответственность плательщика
  • В каких случаях штраф является незаконным
  • Как уменьшить сумму штрафных санкций
  • Выемка документов

Можно ли игнорировать запрос из налоговой

Должностные лица ФНС имеют право истребовать у плательщиков информацию и ее документальное подтверждение. Это требование закреплено в Налоговом кодексе. Налоговики могут запрашивать информацию двух типов:

  • В отношении работы самой компании — согласно статье 93 НК;
  • В отношении контрагентов — согласно статье 93.1 НК. В этом случае компания должна предоставить документы и сведения по указанной сделке.

Согласно требованиям ст. 93.1 НК налоговая служба имеет право истребовать документы даже в том случае, если работники ФНС полагают, что субъект предпринимательства может располагать конкретной информацией.

Игнорировать требования о предоставлении документов нельзя. Административным кодексом и другими нормативными документам предусмотрена ответственность за непредоставление документов и несообщение информации.

Какую документацию может истребовать ФНС

В НК и законодательных актах РФ нет точного перечня документов, которые налоговая может истребовать у субъекта предпринимательства. Поэтому должностные лица ФНС могут запрашивать любое количество документов с учетом следующих критериев:

  • Запрашивать можно только документы, которые датированы периодом, за который проводится проверка;
  • Допускается запрашивать документы, которые касаются начисления и уплаты конкретного налога, если не проводится общая проверка;
  • При запросе информации о контрагенте в налоговую отправляются только те документы, которые касаются сделки с конкретной компанией или индивидуальным предпринимателем. Остальные документы требовать нельзя;
  • ФНС имеет право запрашивать только ту первичку, ведение которой предусмотрено действующим законодательством для конкретного субъекта предпринимательства;
  • Нельзя требовать документы, которые уже были истребованы налоговой службой.

Обратите внимание, что из последнего правила есть исключения. ФНС имеет право повторно запросить документы, если до этого она просила предоставить их в подлиннике и после этого возвратила назад.

В какие сроки нужно передать документы

Налоговым кодексом предусмотрены разные сроки подачи документов:

● 5 дней, если ФНС запрашивает документы по сделке при проведении встречной проверки;
● 10 дней, если они запрашиваются в рамках проводимой проверки;
● 10 дней, если у компании налоговая запрашивает сведения относительно конкретной операции;
● 20 дней, если документация запрашивается у консолидированной группы налогоплательщиков;
● 30 дней, если документы должна предоставить иностранная компания.

Обратите внимание, что при определении срока важно правильно вычислить дату, с которой начинается отсчет:

● Дата, указанная в квитанции, если запрос отправлен средствами электронной связи;
● 6 дней, если запрос отправлен по почте;
● Следующий день за размещением в личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы.

Ответственность за непредоставление документов

Субъект предпринимательской деятельности обязан предоставить документы в указанный срок, в противном случае к нему применяются административные санкции. При этом в законодательных актах разделяется ответственность:

  • Если субъект не предоставил документы по запросу налоговой службы, он подлежит наказанию по статье 126 НК;
  • Если субъект нее сообщим в налоговую инспекцию требуемые сведения, он привлекается ответственности согласно статье 129.1 НК.
  • Если плательщик налогов не предоставил документы и не сообщил информацию о проверяемом контрагенте, он может быть привлечен к ответственности по обеим статьям налогового кодекса.

Санкции статей предусматривают:

  1. По ст. 126 НК в отношении проверяемой компании. Субъект предпринимательства штрафуется в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Если документацию, отражающую налог на прибыль, не подает иностранная компания, санкция статьи предусматривает штраф в размере 100 тыс. рублей.
  2. По ст. 126 НК, если запрос касается сделки с контрагентом. Неподача или нарушение срока подачи документов наказывается штрафом в размере 10 тыс. рублей.
  3. По статье 129.1 НК. С компании взимается штраф в размере 5 тыс. рублей, если это нарушение совершено впервые и 20 тыс., если запрашиваемые сведения не предоставлены второй раз в течение года с момента совершения первого нарушения.

Те же санкции предусмотрены, если компания отказывается предоставить документы или указывает недостоверные данные в них.

При применении санкций в отношении плательщика должностные лица должны четко разграничивать часть статьи 126 НК, по которой назначается штраф. От этого напрямую зависит размер штрафа. Если компания не проверяется, а только предоставляет сведения в рамках встречной проверки, максимальный размер штрафа не может превысить 10 тыс. рублей.

Обратите внимание, что санкции указанных статей не применяются и компания не привлекается к ответственности, если у нее нет запрашиваемых документов. Но об этом нужно прямо сообщить налоговой службе в ответ на запрос.

Дополнительная ответственность плательщика

Санкции к плательщикам налогов, которые не предоставляют сведения налоговой службе, предусмотрены не только налоговым кодексом. Виновные должностные лица и компания могут быть привлечены к ответственности согласно статье 15.6 КоАП. Кроме того, если налоговая не получит запрошенные документы, их могут изъять у компании принудительно согласно статье 94 НК.

Ответственность предусмотрена и в том случае, если плательщик не отправил в налоговую службу электронную квитанцию о получении запроса. В этом случае может быть заблокирован расчетный счет компании, что влечет за собой невозможность совершения платежей к нему.

Другие негативные последствия, вызванные отказом предоставить сведения и документы:

  1. Можно испортить отношения с контрагентом, который из-за вашего отказа не получит вычет по НДС по приобретенным товарам и услугам.
  2. Можно спровоцировать выездную проверку, так как отказ в предоставлении документов косвенно свидетельствует о возможных нарушениях.

В каких случаях штраф является незаконным

Штраф за непредоставление документов по требованию налоговой не может быть назначен (а назначенный должен быть отменен), если при направлении запроса ФНС совершила ошибки, составила запрос с неточностями.

Наиболее частые ошибки:

Предусмотрена возможность продления сроков предоставления. Особенности продления:

Как уменьшить сумму штрафных санкций

Применение санкции в виде штрафа к налогоплательщику не говорит о том, что его необходимо сразу оплатить. Рекомендуется прибегнуть к помощи квалифицированного юриста в области налогового права. Он может найти обстоятельства для уменьшения размера штрафных санкций.

Они указаны в статье 112 НК. К ним относятся:

  • Нарушение сроков подачи или непредоставление сведений допущено в первый раз;
  • Налоговая служба запросила большое количество документов, и компания не смогла их подготовить из-за неправильного расчета необходимого времени;
  • Просрочка при предоставлении была минимальной;
  • Запрошенные документы находились в вышестоящей организации или головном офисе;
  • Компания получила несколько запросов из разных налоговых инспекций одновременно.

Если эти обстоятельства присутствуют, то размер штрафных санкций может быть уменьшен на 50%. Если должностные лица налоговой не соглашаются уменьшить штраф, его размер можно оспорить в судебном порядке.

Субъект предпринимательства освобождается от уплаты налогов в случае, если он допустил нарушение по независящим от него причинам. Например, запрошенные первичные документы были уничтожены во время аварии, пожара, стихийного бедствия. В этом случае факт уничтожения должен быть подтвержден соответствующими актами или справками.

Выемка документов

Принудительное изъятие документов предусмотрено в случае, если плательщик отказывается их предоставить добровольно. Это право налоговой службы закреплено в статье 94 НК. Для получения права на выемку налоговая должна получить отказ от руководителя компании или плательщик должен нарушить сроки предоставления документов.

Но и в случае выемки изъятию подлежат только те документы, которые касаются начисления конкретного налога или отражают взаимодействие с определенным контрагентом. Нельзя забирать другие документы и ту первичку, которая не относится к проверяемому периоду.

ФНС России в недавно обнародованных письмах от 21.10.15 № ГД-4-8/18401@ и № ГД-4-8/18402@ поручила налоговым инспекциям привлекать работодателей к процедуре взыскания с физических лиц долгов по имущественным налогам, а также «личной» задолженности по НДФЛ. В частности, работодателям будут рассылаться списки работников, у которых есть долги по налогам. Если признанная судом недоимка работника не превысит 25 000 рублей, то работодателя могут обязать удерживать сумму долга из зарплаты сотрудника. О привлечении работодателей к взысканию инспекторы будут ежеквартально докладывать руководству. Это позволяет предположить, что в ближайшее время работодатели начнут получать исполнительные документы на удержание налоговой задолженности из зарплаты работников. Обязательно ли исполнять такие документы? Какую сумму и из каких выплат можно удерживать? Нужно ли отчитываться перед инспекцией об удержанных суммах? Давайте разбираться.

Вводная информация

Как известно, физлица обязаны самостоятельно платить имущественные налоги, к которым относятся: транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Кроме этого, в отношении некоторых видов доходов физические лица должны сами рассчитывать и перечислять в бюджет НДФЛ. Это требование касается граждан, которые получают доходы от продажи и сдачи в аренду имущества, доходы в виде выигрыша в лотерею и другие виды доходов (ст. 228 НК РФ).

За несвоевременную уплату налогов инспекция может начислить на сумму недоимки пени (ст. 75 НК РФ), а также выписать штраф (ст. 122 НК РФ). Чтобы повысить собираемость налогов с физлиц, ФНС рекомендовала налоговикам на местах использовать различные меры воздействия на должников, в том числе привлекать работодателей для погашения недоимки работников. Рассмотрим эти меры.

Работодателям сообщат о долгах работников по имущественным налогам

Напомним, что обязанность физлиц по уплате имущественных налогов возникает после получения «единого» налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). В нем приводятся расчеты сразу по трех налогам: транспортному, земельному и налогу на имущество физлиц (форма «единого» уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.12.14 № ММВ-7-11/673).


Как видим, в форме указываются фамилии и инициалов работников-должников, сведения о наличии у них долгов по имущественным налогам (без обозначения объекта налогообложения) и контактные данные налогового органа. Отметим, что в письме № ГД-4-8/18401@ не ограничивается сумма долга работника, о которой налоговики должны сообщить работодателю.

Что касается действий работодателя, получившего список должников, то ему лишь рекомендовано довести до работников сведения об имеющейся у них задолженности. В письме № ГД-4-8/18401@ не сообщается, каким образом это следует сделать. Видимо, работодатель должен сам выбрать способ такого информирования. Заметим также, что работодатель не обязан отчитываться перед инспекцией о том, что он известил работников о наличии у них долгов по имущественным налогам.

Обратите внимание: работодатель не вправе удерживать из зарплаты сотрудников какие-либо суммы на основании списка работников-должников, поскольку этот документ не является основанием для удержания. Однако налоговики помимо списка должников могут прислать исполнительный документ, на основании которого работодателю придется вычитать из зарплаты работников их долги по имущественным налогам и «личную» недоимку по НДФЛ. О том, что должен делать бухгалтер при получении такого исполнительного документа, мы расскажем чуть ниже.

Когда работодатели должны удерживать налоговую задолженность работников из их зарплаты

Налоговый кодекс позволяет налоговикам в случае неисполнения физлицом требований об уплате налогов, пеней и штрафов обратиться в суд за взысканием долга за счет имущества должника, в том числе денежных средств (п. 1 ст. 48 НК РФ). По общему правилу, заявление в суд может быть подано после того, как общая сумма задолженности гражданина превысит 3 000 рублей. Обратиться в суд за взысканием меньшей суммы инспекторы могут только по долгам, накопленным за три года (п. 2 ст. 48 НК РФ, также см. «Повышен предел налоговой задолженности физлиц, взыскиваемой в судебном порядке»).

Должен ли бухгалтер выполнить предписание, которое содержится в исполнительном документе, полученном от ИФНС? Законно ли удерживать из заработка работника долги по имущественным налогам и «личную» недоимку по НДФЛ? Давайте рассмотрим эти вопросы.

Таким образом, если признанная судом сумма налоговых долгов работника не превышает 25 000 рублей, то инспекция как взыскатель по таким долгам вправе обратиться напрямую к работодателю, минуя службу судебных приставов. Следовательно, бухгалтер на основании исполнительного документа, полученного от налоговиков, будет обязан удерживать из зарплаты работника его налоговую задолженность. В связи с этим напомним некоторые особенности удержания сумм по исполнительным документам (также см. «Как правильно производить удержания из заработной платы»).

Особенности удержания работодателем налоговой задолженности работников

По закону работодатель должен начать выполнять требование исполнительного документа уже на следующий день после его получения (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Из каких выплат производить удержания

Налоговую задолженность можно удерживать из заработной платы и иных выплат в пользу работника, например, отпускных или пособий по временной нетрудоспособности. При этом необходимо учитывать положение части 1 статьи 101 Закона № 229-ФЗ. В нем перечислены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. К ним, в частности, относятся суммы компенсаций командировочных расходов; суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; «детские» пособия и др.

Ограничение размера удержания

Размер удержания средств по исполнительному документу при каждой выплате работнику не должен превышать 50 процентов от суммы, полагающейся к выплате (то есть от суммы, из которой налоговый агент уже удержал НДФЛ) (ч. 1 и 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ). Иными словами, с работника-должника может быть удержано не более 50 процентов зарплаты, которую он должен был поручить на руки.

Сроки удержания и перечисления

Налоговую задолженность следует удержать из ближайшей выплаты, полагающейся работнику, а удержанную сумму перечислить по реквизитам налоговой инспекции в течение трех дней (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Если зарплата работника не позволяет за один раз погасить всю сумму долга (с учетом 50-процентного ограничения по размеру удержания), то бухгалтер должен будет удерживать задолженность из последующих выплат работнику, вплоть до полного погашения недоимки.

Очередность удержания

В отношении одного и того же работника может поступить сразу несколько исполнительных документов. Например, помимо налоговой задолженности, работник может иметь задолженность по алиментам и задолженность по банковским платежам. В таком случае бухгалтер должен учесть очередность удержания средств по исполнительным листам из заработка работника (ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

  • первая очередь — алименты и взыскания, которые связаны с возмещением вреда, причиненного здоровью (либо возмещением ущерба лицам, потерявшим кормильца), а также требования о возмещении морального вреда;
  • вторая очередь — требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • третья очередь — взыскания, связанные с платежами в бюджет и внебюджетные фонды (именно в эту очередь попадают суммы налоговой задолженности);
  • четвертая очередь — все остальные требования.

Информирование работника об удержании

В законодательстве нет нормы, обязывающей работодателя сообщать работнику о поступлении исполнительных документов на удержание задолженности из его зарплаты. Однако Роструд все же рекомендует это делать (письмо от 19.12.07 № 5204-6-0). Кроме того, информацию об удержанных суммах работник сможет узнать из своего расчетного листка (ст. 136 ТК РФ).

Сообщение об увольнении работника

Если работник-должник уволился, работодатель должен незамедлительно сообщить об этом в налоговую инспекцию и вернуть исполнительный документ с отметкой о произведенных удержаниях. Такого требование части 4 статьи 98 Закона № 229-ФЗ. Данную отметку, на наш взгляд, можно сделать на обратной стороне исполнительного листа.

Отчетность перед инспекцией

Отметим, что законодательство не обязывает работодателей отчитываться перед инспекцией о суммах, удержанных с работников на основании исполнительных документов. Также работодатели не должны возвращать налоговикам исполнительные документы, по которым удержание произведено в полном объеме.

Ответственность работодателя за невыполнение исполнительного документа

За нарушение законодательства об исполнительном производстве работодатель может быть привлечен к ответственности по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ. В частности, санкции предусмотрены за невыполнение требований исполнительного документа, за утерю исполнительного документа, а также за несвоевременное отправление этого документа (например, за несвоевременный возврат документа в случае увольнения работника-должника). Штрафы могут составить:

  • в отношении организаций — от 50 000 до 100 000 рублей;
  • в отношении работодателей, которые являются ИП, а также должностных лиц (например, руководителя или главного бухгалтера) — от 15 000 до 20 000 рублей.

Отметим, что налагать штрафы по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ вправе только служба судебных приставов (ч. 1 ст. 23.68 КоАП РФ). Однако обнаружить нарушения и сообщить о них приставам может налоговая инспекция.

На основании пункта 11 письма № ГД-4-8/18402@ налоговики будут информировать судебных приставов о работодателях, которые не перечисляют денежные средства в счет погашения налоговой задолженности работников свыше двух месяцев. Данное обстоятельство будет расценено как невыполнение требований исполнительного документа. Таким образом, вероятность привлечения работодателей к административной ответственности довольно высокая.

Какие еще меры предпримут налоговики в отношении должников-физлиц

Кроме рекомендаций по информированию работодателей о долгах работников и удержанию недоимки из зарплаты работников, в комментируемых письмах содержатся и другие инициативы ФНС по взысканию долгов с физлиц. Эти инициативы не касаются напрямую работодателей, однако бухгалтеру имеет смысл знать и об этих мерах воздействия, чтобы предупредить работников. Приведем некоторые из этих мер.

Информирование должников по телефону

Если гражданин проигнорировал требование об уплате, а общая сумма налогового долга превышает 10 000 рублей (50 000 рублей — для г. Москвы, Московской области и г. Санкт-Петербурга), налоговики позвонят ему в рабочий день (с 8.00 до 20.00), чтобы сообщить о долге и о последствиях непогашения недоимки (п. 5 письма № ГД-4-8/18401@).

Отражение задолженности в квитанциях

Подтвержденная судебным актом задолженность по имущественным налогам будет включена в качестве справочной информации в Единый платежный документ (то есть в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг) (п. 8 письма № ГД-4-8/18401@).

Ограничение на выезд из РФ

Если подтвержденная судом сумма задолженности физлица превышает 10 000 рублей, то налоговики направят судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из России (ст. 67 Закона № 229-ФЗ, п. 3 письма № ГД-4-8/18402@).

Арест имущества должника

Если сумма задолженности физлица превышает 3 000 рублей, то вместе со вступившим в силу судебным актом о взыскании инспекция передаст в службу судебных приставов ходатайство об аресте имущества должника. Если в течение двух месяцев приставы не вынесут постановление о наложении ареста на имущество, налоговики направят им уведомление о наличии у физлица имущества, зарегистрированного на праве собственности, с целью наложения ареста на имущество либо вынесения постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом (п. 2, 5 письма № ГД-4-8/18402@). На особый контроль будут взяты меры по аресту и дальнейшей реализации имущества «крупных» должников (то есть тех, кто задолжал по имущественным налогам более 50 000 рублей, а по НДФЛ — более 250 000 рублей) (п. 6-8 письма № ГД-4-8/18402@).

Проведение рейдов в общественных местах

Кроме этого, налоговики намерены совместно со службой судебных приставов и ГИБДД проводить рейды по взысканию с физлиц задолженности по имущественным налогам в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т д.). Об этом говорится в пункте 15 письма № ГД-4-8/18402@, однако никаких подробностей этого мероприятия ФНС не раскрывает.

Бесплатно сдать через интернет всю отчетность налогового агента по НДФЛ

Читайте также: