Ильский нпз уход от налогов

Опубликовано: 15.05.2024

В 2018 году на Российском инвестиционном форуме в Сочи руководством КНГК-ИНПЗ и администрацией края было подписано инвестиционное соглашение по модернизации Ильского НПЗ. Проект предусматривает строительство комплекса производства автобензинов и ароматических углеводородов (КПААУ), а также инфраструктурных и бытовых объектов. Это позволит КНГК-ИНПЗ выйти на получение автобензинов класса 5 и индивидуальных ароматических углеводородов. Комплекс планируется ввести в эксплуатацию к 2024 году. По сути, речь идет создание фактически нового предприятия — лидера нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли Юга России.

Основным технологическим объектом комплекса станет комбинированная установка КПААУ мощностью более 1,5 тыс. тонн в год по перерабатываемой бензиновой фракции. Строительство объекта имеет большую значимость для ТЭК Юга России и страны в целом. В рамках реализации проекта разработана первая отечественная технология риформинга с непрерывной регенерацией катализатора. Ильский НПЗ станет первым в стране нефтезаводом, где заработает установка с применением этой разработки.

«В процессе проработки программы модернизации завода нами рассматривались различные варианты дальнейшего развития предприятия, - рассказывает генеральный директор Ильского НПЗ Дмитрий Кибирский. - Почему был выбран именно комплекс по производству бензинов? Во-первых, государственная политика стимулирует представителей отрасли к увеличению в их производственной корзине товарных бензинов. Во-вторых, так уж исторически сложилось, что в нашем регионе товарные бензины вообще не производятся. И, наконец, строительство КПААУ, - это только начало. Следующим этапом мы планируем ввод в эксплуатацию установки гидроочистки дизельного топлива и дальнейшую модернизацию предприятия. Ранее мы планировали построить установку гидроочистки дизельного топлива к 2027 году, однако на данный момент мы уже серьезно обсуждаем вопрос окончания ее строительства уже в 2024 году.

К увеличенным поставкам сырья готовы

Как отмечает Дмитрий Кибирский, собственники Ильского НПЗ были готовы приступить к активной модернизации предприятия еще в 2014-2015 годах. К этому времени компания потратила на проектные работы только собственных средств около 2 млрд руб. Однако в связи с кризисом, когда цены на нефть резко упали, а процентные ставки по кредитам наоборот выросли, руководство завода взяло паузу для того, чтобы трезво оценить свои силы и возможности.

«В это кризисное время мы не сидели на месте, аккумулировали собственные средства для дальнейшего инвестирования в модернизацию, нарабатывали положительную кредитную историю и укрепляли взаимодействие с банковским сектором. Поэтому вопрос финансирования проекта сегодня решен полностью. Кроме того, мы реализовали ряд проектов, которые можно назвать вспомогательными, тем не менее они необходимы для бесперебойной работы модернизированного предприятия»,— сообщил генеральный директор Ильского НПЗ.

Для реализации проекта необходимо было заранее решить задачу обеспечения завода углеводородным сырьем. В феврале 2020 года НПЗ был подключен к еще одной линии магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть», что обеспечило возможность получать сырье в объеме 3 млн тонн в год. Кроме того, переход на поставку нефти по системе магистральных нефтепроводов позволил значительно сократить выбросы в окружающую среду.

Сейчас компания готовится к реализации очередного комплекса мероприятий, направленных на расширение пропускной способности нефтепроводов. Таким образом, завод будет получать из системы то количество сырья, которое необходимо.

В рамках подготовительных мероприятий была проведена реконструкция НПС Нововеличковская и строительство магистрального нефтепровода Нововеличковская-Краснодар протяженностью 21 км. Также было осуществлено расширение приема сдаточного пункта нефти на территории Ильского НПЗ с вводом в эксплуатацию второй системы измерения количества и качества нефти.

Для отгрузки нефтепродуктов по железной дороге на КНГК-ИНПЗ функционирует железнодорожная сливо-наливная эстакада. Сегодня завершается проект ее технического перевооружения, благодаря чему возможности налива будут значительно увеличены с 90 до 200 вагоно-цистерн в сутки.

В данный момент ведется активное строительство установки АТ-6 мощностью 3,6 млн тонн нефти в год. Здесь сырье будет проходить первичную переработку. Начало пусконаладочных работ на объекте запланировано на октябрь 2020 года. «После ввода в эксплуатацию АТ-6 мы приступим к строительству комплекса по производству автобензинов, который будет состоять из установки гидроочистки нафты, каталитического риформинга с непрерывной регенерации катализатора, изомеризации и блока по производству ксилола»,— рассказал Дмитрий Кибирский.

Ильский нефтеперерабатывающий завод — это современный производственный комплекс, входящий в число ведущих нефтеперерабатывающих заводов Южного федерального округа. Он расположен в Северском районе Краснодарского края в пгт Ильский и занимает выгодное географическое положение с точки зрения логистических потоков. В непосредственной близи находятся крупнейшие порты Черноморского побережья (Новороссийск, Туапсе, Тамань). По итогам 2018 года Ильский НПЗ вошел в ТОП-10 крупнейших промышленных компаний Краснодарского края. Сегодня на заводе работают пять технологических установок переработки нефти общей мощностью 3 млн тонн в год. Самая современная на данный момент установка по переработке нефти - АТ-5 введена в эксплуатацию в 2013 году. Она рассчитана на переработку как малосернистого сырья, так и его смести с сернистой нефтью марки Urals и обеспечивает производство прямогонных бензиновой, дизельной, мазутной фракций, а также углеводородного газа. Мощность установки достигает 1,8 млн тонн нефти в год. Остальные установки суммарно показывают производительность до 1,2 млн тонн в год.


С прицелом на внутренний рынок

Основной продукт, который будет производиться после пуска комплекса, – это высокооктановые бензины АИ-92-К5, АИ-95-К5. Также линейку продуктов пополнят пропан-бутан автомобильный, который используется в качестве автомобильного топлива, технический бутан, предназначенный для коммунально-бытовых нужд, и смесь ксилолов. Последние находят применение в химической промышленности, например, в производстве лаков и красок.

«Блок ксилолов — это небольшая вишенка на торте. Это своеобразный мостик к дальнейшим этапам модернизации завода – к выпуску сырья для нефтехимических производств. Это очень интересное направление для Ильского НПЗ. По нашим данным, маржинальность переработки вертикально интегрированных компаний, в составе которых находятся не только заводы топливного направления, но и нефтехимические предприятия, обеспечивается в основном именно за счет нефтехимических производств»,— рассказал Дмитрий Кибирский.

На данный момент до 60% продукции Ильского НПЗ направляется на экспорт. Однако в ближайшие годы соотношение продукции, реализованной на внутреннем рынке, к экспорту будет меняться с точностью до наоборот.

«Откровенно говоря, будущее завода с экспортом мы всерьез не связываем, потому что склонны делать акцент на производство продукции в первую очередь для внутреннего потребления. Естественно часть товаров на экспорт будет отправляться, прежде всего та, которая по каким-либо причинам не востребована на внутреннем рынке. И конечно же до окончания модернизации предприятия мы по-прежнему будем поставлять за рубеж продукцию. Например, в данный момент мы производим прямогонный бензин в количестве 500-540 тыс. тонн в год. 100% этого объема отправляется на экспорт. После запуска КПААУ сырьем для комплекса станет наш прямогонный бензин. При этом руководство завода не исключает того, что собственного производства в перспективе может и не хватать, и дополнительно мы будем закупать прямогонный бензин на рынке. Мы достаточно неплохо знаем экспортные рынки, в первую очередь рынки Средиземного моря и Азиатско-Тихоокеанского региона. Но мы не делаем на этом упор, поскольку у собственников нашего предприятия есть понимание того, что в бизнесе просто получать маржу недостаточно, главное, чтобы бизнес представлял из себя часть экономической системы страны и работал, прежде всего, на ее нужды»,— заключил генеральный директор Ильского НПЗ.

Ильский НПЗ при участии своего ключевого партнера – инвестиционно-инжинирингового холдинга КНГК-Групп – завершил разработку новой программы развития завода. Данная программа была согласована со всеми сторонами-участниками – ФАС, Росстандарт и Ростехнадзор и НПЗ – подписанием 18 марта допсоглашения к четырехстороннему соглашению о модернизации производственных мощностей завода и повышения качества поставляемых на товарные рынки Российской Федерации нефтепродуктов. Новая программа отвечает экономическими условиям и требованию Минэнерго России об обязательном включении в конфигурации российских НПЗ углубляющих процессов. Программа позволяет полностью исключить выработку товарных мазутов. При этом глубина переработки, по сравнению с первоначальным соглашением, подписанным в 2011 году, увеличится на 25% и достигнет уровня 95%. Мощность завода достигнет отметки в 6 миллионов тонн перерабатываемого сырья в год.

После реализации программы модернизации планируется выработка 750 тыс. тонн автомобильных бензинов в год и 1770 тыс. тонн в год дизельного топлива класса Евро-5, отвечающего повышенным экологическим требованиям Технического регламента ТР ТС 013/2011. На первом этапе предусматривается ввод в эксплуатацию в 2019 году установок риформинга и изомеризации для производства автобензинов, а также установки гидроочистки средних дистиллятов. Второй этап включает установки гидрокрекинга вакуумного газойля, установки получения водорода и выделения серы с запуском в 2020 году.

Заключительным этапом является строительство в 2022 году установки замедленного коксования гудрона, что обеспечит максимальную выработку моторных топлив. Генеральным проектировщиком объектов ИНПЗ стал Департамент проектирования инвестиционно-инжинирингового холдинга КНГК-Групп, а проектирование основных технологических объектов комплекса глубокой переработки нефти выполнено ООО "Ленгипронефтехим" (г. Санкт-Петербург).

Ввод в эксплуатацию полного комплекса установок, вошедших в программу развития до 2022 года, позволит повысить экологичность НПЗ (отметим, что завод работает в соответствии с принципом "Прогресс в гармонии с природой" и активно поддерживает и развивает природоохранные кампании и программы края). Кроме того, значительно улучшится ситуация на рынке труда в Северском районе, ведь будет создано более 500 дополнительных рабочих мест (для справки: нынешняя средняя заработная плата рабочих на заводе составляет порядка 47 000 рублей), а также будут увеличены объемы налоговых платежей в бюджеты различных уровней до отметки в 12,1 млрд рублей.

Общая сумма инвестиций в реализацию программы ООО "Ильский НПЗ" превысит 100 миллиардов рублей. Напомним также, что в октябре 2015 года на Международном Инвестиционном Форуме в Сочи с администрацией Северского района и администрацией Краснодарского края Ильским НПЗ было подписано соглашение о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиции и об освоении 4,6 млрд рублей с целью строительства на территории завода установки первичной перегонки ЭЛОУ АТ-6 и пункта приема-сдачи нефти и нефтепродуктов. Выполнение данных намерений реализуется в намеченные сроки, и к настоящему времени освоено уже около 2 млрд рублей.

Важно отметить, что в ходе январского совещания в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору была озвучена динамика устранения нарушений, выявленных Ростехнадзором на объектах нефтегазоперерабатывающих предприятий в 2011-2015 годах. ООО "Ильский НПЗ" было названо лучшим предприятием по данным показателям, так как на заводе выявлено минимальное количество незначительных нарушений. Всего в течение 2015 года сотрудники Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Росприроднадзора и Федеральной налоговой службы провели 13 плановых мероприятий по инспекции работы НПЗ. В частности, в мае прошлого года в соответствии с Налоговым кодексом РФ состоялась выездная налоговая проверка, в ходе которой расхождений с заявленными суммами доходов и расходов, равно как и нарушений по выплате земельного, водного, транспортного, имущественного налогов, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и акцизов выявлено не было. По итогам года Ильский НПЗ получил заслуженную награду – звание лучшего налогоплательщика 2015 года.

H1 Дружная компания: как отмывают деньги на Ильском НПЗ?

Изобретательность некоторых людей поистине безгранична. Взять, к примеру, руководителей «Ильского НПЗ» на Кубани, неустанно придумывающих разнообразные способы отмывания преступных доходов.

Занятие творческое, но крайне сложное: ведь прибыль от продажи нефти исчисляется в миллиардах, а легализовать её нужно постепенно, аккуратно и незаметно. Наше издание выяснило, как Алексей и Юрий Шамара справлялись с этой задачей в последние несколько лет.

Нефтепереработка – дело не только прибыльное, но и ответственное. Любой НПЗ обязан платить большие налоги государству и вовремя представлять в органы отчётность о доходах. Поэтому весьма подозрительно, когда огромное нефтеперерабатывающее предприятие ограничивается скромными заработками и ещё более скромными отчислениями в государственную казну.

В СМИ неоднократно публиковались материалы о том, как виртуозно ООО «Ильский НПЗ» уклоняется от уплаты налогов. Естественно, сэкономленные деньги идут не куда-нибудь, а прямиком в кошельки предприимчивых руководителей «КНГК-групп», они же акционеры Ильского НПЗ. Наконец-то в этом убедилась и Федеральная служба по финансовому мониторингу – отчёт о проверке финансовых операций холдинга уже отправлен в ФСБ .

H2 Акцизные фокусы Алексея и Юрия Шамары

Известно, что акцизным сбором облагаются категории различных товаров, в том числе и нефтепереработки, небезопасных для человека или окружающей среды. Известно также, что ООО «Ильский НПЗ» перерабатывает порядка 2,5 миллионов тонн нефти в год и поэтому, завод обязан платить акцизы и другие налоги и обязательные платежи.

H1 Дружная компания: как отмывают деньги на Ильском НПЗ?

Юрий Шамара. Фото twitter.com/yury_shamara

Но на деле выясняется, что Алексей Алексеевич и Юрий Алексеевич нашли простой и удобный способ уклоняться от налогов, складывая «акцизные» средства на семейный счёт в банке. И вот как это было организовано.

Придуманная схема , которая публиковалась, позволила уходить от уплаты налогов на прибыли и НДС , «давалец» - ООО «ЮНПК» , руководитель Коротченко Игорь Николаевич , т.к. занижалась цена реализации продукции , об этом подробно излагалось в вышеуказанных сайтах.

По версии Алексея Шамары и Юрия Шамары , для целей налогообложения и запудривания мозгов налоговикам, давалец – ООО «ЮНПК» , якобы не их структура и по каким ценам они продают продукцию, они не знают. Однако, поручителями по кредитам ООО «ЮНПК» , выступают структуры КНГК- ГРУПП, а когда нужно «харонить» налоги на прибыль и НДС, по номиналу за 10 тыс. рублей , Шамара Алексей Алексеевич , перекупает бывшего , якобы «чужого» давальца, у которого остается несколько сотен миллионов рублей нераспределенной прибыли и получает дивиденды, структура давальца закрывается. Все это есть в схеме Росфинмониторинга , указанная ниже.

H1 Дружная компания: как отмывают деньги на Ильском НПЗ?

Дальше всё шло по тщательно продуманной и практически безупречной схеме. «ЮНПК» поставляет Ильскому заводу сырьё; Ильский завод его перерабатывает и отдаёт обратно поставщику – пользуйтесь на здоровье! А у поставщика на подхвате другой старый друг: некто Юрченко, ранее руководивший охранными агентствами нефтяного холдинга, ныне возглавляющий ООО «ТК Ойл Групп» и ООО «Топливная компания» . И он с готовностью реализует переработанную нефть на внутреннем рынке. Хорошо, когда везде свои люди. Вот что значит по-настоящему взаимовыгодное сотрудничество!

Факт. ООО «Ильский НПЗ» был создан в 2007 году. Компании «ЮНПК», «ТК Ойл Групп» и «Топливная компания» появились позже, но примерно в одно и то же время: в период с сентября 2013-го по апрель 2014-го года. И это явно не совпадение.

H2 Нефтяная троица под руководством Алексея Шамары

Дальше – ещё интереснее. Чтобы не платить налоги, нефть продавалась под видом СМТ. Кому же? Естественно, дружественным ООО «ЮгРесурс» , «Возрождение» и «Гермес», созданным, что характерно, также в 2014 году. Правда, уже к лету 2015 года эти организации стали призраками, в едином порыве прекратившими свою деятельность. В государственную казну от канувших в лету компаний с многомиллионными оборотами за всё время поступило всего несколько тысяч рублей. Сколько прошло мимо – страшно даже представить.

H1 Дружная компания: как отмывают деньги на Ильском НПЗ?

Алексей Шамара. Фото kngk-group.ru

Следственное управление Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю всполошился, но не сразу. Только в ноябре 2015 года на одну из подставных фирм завели уголовное дело (№15900080 п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ - незаконное создание юридического лица группой лиц). Выяснилось, что полученное «СМТ» реализовывалось по цене дизельного топлива по соответствующей цене. В результате на счетах троицы образовалось почти 4 миллиарда рублей, вернувшиеся в семью Шамары в виде беспроцентного займа. Естественно, займы давались не самому Алексею Алексеевичу , а предприятию «Фингрупп», сегодня также прекратившему своё существование. На короткий период деятельности эту организацию возглавлял нынешний директор «КНГК-Проммаш» , Даниленко Дмитрий Николаевич . Однако по каким-то обстоятельствам, Следственный комитет это уголовное дело прекратил.

Дружная команда и тут сработала и совесть. Так, полученные миллиарды не задержались у «Фингрупп» и суток: всё тут же было выведено и распределено между организациями, входящими в холдинг, а часть «упала» и на личные счета руководителя «КНГК». А правоохранители это не «доказали».

Компании-марионетки в руках фокусника Шамары больше года отлично выполняли свою функцию по отмыванию денег, после чего растворялись, словно кубик льда в кипятке. Идеальная схема легализации преступного заработка не давала сбоев… По крайней мере, до сих пор.

H2 Приход – в расход, или крупные покупки на Ильском НПЗ

Однако продажа псевдо СМТ – далеко не единственный способ, изобретённый предприимчивым Алексеем Алексеевичем для легализации доходов НПЗ. Дабы избежать дележа прибыли с государством, предприниматель уже в 2014 году занялся приобретением транспорта и недвижимости. Так, в апреле 2014-го для КНГК были куплены и арендованы нежилые помещения, открыт счёт в банке на крупную сумму, приобретено несколько автомобилей , в т.ч. BENTLEY MULSANNE (более 20 млн. рублей) . Росфинмониторинг также выяснил, что хозяева Ильского НПЗ увлекаются парусным спортом. Так в 2015 году была куплена яхта стоимостью более 10-ти миллионов долларов.

Однако схемы Алексея Шамары совсем не новы и вполне соответствуют описанным в Постановлении пленума Верховного Российского суда «О судебной практике по делам легализации (отмывании) денежных средств, добытых преступным путем».

Выявленные Росфинмониторингом операции ясно свидетельствуют: прибыль Ильского нефтеперерабатывающего завода незаконна. Впрочем, как и деятельность предприятия в целом. Открытым остаётся только один вопрос: как долго верхушка «КНГК-групп» сможет безнаказанно наслаждаться нелегальными доходами, покупая всё новые яхты, авто и недвижимость?

Ведь пока прокуратура, налоговая и другие властные структуры в нерешительности безмолвствуют, Алексей и Юрий Шамара изобретают всё новые механизмы легализации своих преступных заработков. И уже в эти минуты успешно их реализуют…

Независимый Ильский НПЗ в Краснодарском крае планирует вложить 30 млрд руб. в возведение комплекса по производству бензина стандарта Евро 5, сжиженного углеводородного газа и ароматических углеводородов.

Краснодар, 3 фев - ИА Neftegaz.RU. Ильский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Краснодарском крае планирует вложить 30 млрд руб. в возведение комплекса по производству бензина стандарта Евро 5, сжиженного углеводородного газа (СУГ) и ароматических углеводородов.

Об этом сообщил президент Кубанской нефтегазовой компании (КНГК) Ю. Шамара.

В рамках соглашения с Минэнерго РФ, заключенному на период до 2023 г. на Ильском НПЗ будет построен комплекс по производству автобензинов и ароматических углеводородов (КПААУ).

Мощность комплекса составит 1,5 млн т/год.

Новые установки позволят выпускать:

- бензин стандарта Евро 5,

- сжиженный газ, который используются как в виде моторного топлива, так и в качестве сырья в нефтехимической отрасли промышленности,

- ароматические углеводороды, используемые в качестве сырья, например, при производстве ПЭТ-тары.

Строительство комплекса положит начало развитию нефтехимического производства на Ильском НПЗ.

Проектная документация проходит стадию согласования в Главгосэкспертизе, поставщика оборудования определят на тендерной основе.

Соглашением также предусмотрено строительство 30 объектов общезаводского хозяйства.

Ю. Шамара отметил, что благодаря появлению этого комплекса на заводе будет создано дополнительно 650 рабочих мест.

Кроме того, косвенно будут задействованы еще более 2 тыс. человек во всем Краснодарском крае - строители, монтажники, работники железнодорожной инфраструктуры и т.д.

Напомним, что в рамках налогового маневра Минэнерго РФ заключило соглашения о модернизации с 9 НПЗ, в т.ч. с независимым Ильским НПЗ.

Независимый НПЗ - не входящий в структуру ВИНК и не имеющий добычных активов, даже способный производить дизтопливо и бензины стандарта Евро-5, не сможет выжить без возврата акцизов на нефтяное сырье.

Власти, вероятно, решили помочь.

В рамках этих соглашений НПЗ планируют ввести 13 установок вторичной переработки нефти, что позволит увеличить производство бензина класса 5 более чем на 3 млн т/год.

Общий объем инвестиций в установки вторичной переработки в рамках программ модернизации Минэнерго РФ за 2015-2026 гг. составит около 300 млрд руб.

Власти Края по Соглашению с НПЗ , подписанному в 2018 г, готовы дать 57 млрд руб.

Глубина переработки на НПЗ увеличится с 56% до невероятных 95%.

Независимый Ильский НПЗ потихоньку развивается.

В 2016 г., когда был построен нефтепровод - отвод пропускной мощностью до 1,5 млн т/год нефти, выручка НПЗ составила 3,9 млрд. рублей, чистая прибыль - 955 млн. рублей.

Продукция НПЗ: мазут, бензин и судовое маловязкое топливо (СМП).

Впрочем, СМП на НПЗ иногда трактуется, как дизтопливо, а иногда, как СМП-1 или даже СМП-2, хотя производится на одном и том же оборудовании, по одному техпроцессу.

Акцизы на эти нефтепродукты разные, что позволяет на акцизах и поэкономить, ведь производится до 70 т/мес то ли СМП, то ли дизтоплива.

В 2008 г тогдашний губернатор Кузбасса А.Тулеев поведал, что строительство «независимых НПЗ» должно стать приоритетом развития нефтегаза страны», потому что такие НПЗ «независимы от ВИНК и работают не на внутрикорпоративном сырье, а покупают нефть на рынке, и их работа будет прозрачна для государства».

Похоже, он ошибался насчет прозрачности.

В 2015 г. этим нефтепродуктом- хамелеоном активно интересовалось УФСБ России по Краснодарскому краю.

- к Топливной компании, через которую Южная нефтеперерабатывающая (нефтяная) компания поставляла сырье на НПЗ;

- к компаниям Гермес, ЮгРесурс, Возрождение, которые активно сотрудничали и с НПЗ и с топливной компанией по СМП.

Злые языки утверждали, что схема с использованием компаний позволяла экономить более 700 млн руб/год на налогах.

Росмониторинг даже справочку подготовил, но все обошлось.

Заводчанам как-то удалось договориться.

Уже летом 2018 г. КНГК бодро начала переговоры с южнокорейской Hyundai Engineering о сотрудничестве по проекту «Комплекса производства автобензинов и ароматических углеводородов на Ильском НПЗ».


Перед началом слушаний жители были ограничены в возможности ознакомиться с материалами

2934

9

Перед началом слушаний жители района были ограничены в возможности подробно ознакомиться с материалами по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)

В связи с планами Ильского НПЗ, направленными на модернизацию производства, 25 декабря в Доме культуры поселка Ильский состоялись общественные слушания по ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности завода – строительства комплекса производства автобензинов и ароматических углеводородов.

В Краснодарском крае не всегда и не везде общественные слушания проходят гладко по заранее разработанному сценарию. Как правило, главными критиками таких «сценариев» оказываются неравнодушные граждане, экологи или местные депутаты.

Проект строительства комплекса, а фактически – расширения производственных площадей Ильского НПЗ, породил немало домыслов, а порой и распространение недостоверной информации о том, чем это чревато в ближайшем будущем для жителей поселка и расположенной рядом станицы Северской.

Причиной этого стало отсутствие у населения возможности ознакомиться с проектом строительства комплекса. Никто до сих пор толком и не знает, как скажется на благополучии и здоровье жителей поселка Ильского и станицы Северской деятельность НПЗ с момента запуска нового комплекса. Поэтому относительно небольшой зал местного ДК был заполнен почти до отказа – на слушания как из самого поселка, так и станицы Северской всего прибыло более 150 человек.

В череде многочисленных вопросов, озвученных на слушаниях, чаще всего упоминалась проблема экологии, а также социальная сторона.

Открыли слушания заместитель главы администрации Северского района Михаил Лысенко и генеральный директор ООО «Ильский НПЗ» Андрей Тагиров, причем последний в своей приветственной речи поспешил заявить, что будущий комплекс позволит решить проблему занятости в районе и трудоустроить на новые рабочие места до 1000 человек.


Заместитель главного инженера завода Юрий Сафонов заверил участников, что проектом предполагается при строительстве комплекса использовать самые современные технологии по экологической безопасности, предусмотренной при производстве автомобильных бензинов стандарта Евро-4, Евро-5. Поэтому угрозы безопасности граждан, проживающих в непосредственной близости от НПЗ, нет.

– Ближайшие жилые застройки находятся от территории завода на расстоянии 430 м, в этом месте предельно-допустимая концентрация загрязняющих веществ не превышает нормативный показатель, а негативные влияния носят кратковременный и локальный характер. В границах санитарно-защитной зоны коэффициент ПДК равен 1.0, что не превышает допустимых норм, – отметил Юрий Сафонов.

Тем не менее, как раз у ильчан, проживающих на улицах Димитрова, Железнодорожной, Октябрьской – тех, что проходят рядом с санитарно-защитной зоной, было больше всего вопросов экологической направленности:

– У нас по вечерам очень странный запах, и однозначно, что он идет с завода. Чем вы это объясните?

Михаил Лысенко: Направляйте заявку в Роспотребнадзор. Пусть направляют специалистов и производят замеры – берут пробы грунта, воздуха, воды.

Вопрос: С началом реконструкции НПЗ вы обещаете создать дополнительно 1000 рабочих мест. Для кого эти места: для местных жителей, или опять будете возить работников вахтовым методом? Причем, 1000 рабочих мест – это дополнительная нагрузка на ЖКХ Ильского поселения. Как вы эту проблему намерены решать?

Андрей Тагиров: Вакансии будут открыты для всех желающих. Конечно, предпочтение в первую очередь будет отдано специалистам, проживающим в поселке Ильском и станице Северской. На сегодня порядка 4 тысяч жителей Ильского связаны с заводом, а непосредственно на заводе работают 700 жителей Ильского и еще 500 жителей Северской.

М. Лысенко: По вопросу нагрузки на ЖКХ могу вас успокоить. Ильский НПЗ уже заключил договор об утилизации твердых коммунальных отходов с уполномоченным оператором по Северскому району.

Вопрос: Для жителей станицы Северской недоступна информация по материалам ОВОС. Нельзя ли электронную версию разместить на сайтах завода, администрации района и сайтах Ильского и Северского поселений?

М. Лысенко (обращаясь к Тагирову): Андрей Валерьевич, есть возможность разместить материалы ОВОС в интернете? Прошу вас это сделать в ближайшие дни.

Комментарий «НГК»: На официальном сайте «Ильского НПЗ» уже через день после слушаний появилась вкладка «Архив материалов к общественным слушаниям от 25.12.2018 г.». Ознакомиться с материалами возможно только после скачивания архива, который занимает памяти более 32 гигабайт. Если кто-то не совсем понимает, что это может значить, попробуйте скачать файл объемом 32 ГБ. Вот вам и ссылка для скачивания: https://i-npz.ru/wp/ru/%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%87%d0%b0%d1%82%d1%8c-%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b8%d0%b2-%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d0%be%d0%b2-%d0%ba-%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd/

Вопрос: Ежегодно, по информации депутатов Ильского городского поселения, НПЗ недоплачивает в бюджет поселения от 6 до 8 млн рублей налоговых отчислений, а в бюджет Северского сельского поселения – более 10 млн. Как вы это объясните?

А. Тагиров: Мы во все бюджеты каждый год выплачиваем более 1 млрд рублей. По поводу недоплаты я не располагаю информацией. При необходимости мы подготовим соответствующие документы, и я готов обсудить этот вопрос на ближайшей сессии Совета депутатов МО Северский район.

Вопрос: Каким образом будет осуществляться на завод транспортировка сырья для производства бензина, и кто в итоге станет конечным потребителем выпускаемого «Ильским НПЗ» бензина?

А. Тагиров: Мы предполагаем перейти на полную транспортировку нефти по трубопроводу и уже в следующем году выйти на мощность в 6,5 млн тонн. Бензин Аи-92 и Аи-95 завод будет производить для внутреннего потребителя, то есть реализоваться на территории Краснодарского края. На текущий момент весь бензин на Кубань везут из Нижнего Новгорода и Волгограда.

В завершение слушаний председатель Общественного Совета Северского района по развитию гражданского общества Сергей Агеев предложил создать согласительную комиссию из числа активных граждан, депутатов муниципалитетов, квартальных и председателей ТОСов, чтобы общими усилиями найти компромиссное решение вопроса, который для ильчан оказался совсем не безразличным.


Член Общественного совета района Виктор Деточкин в беседе с корреспондентом «НГК» предположил, что руководство НПЗ не в полной мере раскрывает информацию об истинных масштабах расширения производства и возможных последствиях для экологии целого района.

– Вряд ли они заинтересованы в информированности населения, а иначе зачем было размещать в администрации Северского сельского поселения вместе с двумя томами материалов ОВОС журнал учета замечаний, в котором ничего нельзя записать? Я уверен, что это сделано намеренно. И размещение на сайте НПЗ материалов, которые невозможно скачать по причине очень большого объема, – тоже намеренно. Ведь можно же разделить на несколько файлов, чтобы людям было легче знакомиться с содержимым, однако этого не сделано, – считает Виктор Деточкин.

Выступивший модератором общественных слушаний заместитель главы Северского района Михаил Лысенко также убежден в том, что жители района имеют право на доступ ко всей информации, связанной с предстоящей модернизацией НПЗ.

М. Лысенко: Со всеми вопросами, которые были заданы на слушаниях жителями Северского района и непосредственно Ильского поселения, конечно же, будем разбираться. Я знаю о том, что сейчас налоговые отчисления предприятия в бюджет обоих поселений снизились, и с этим мы тоже будем разбираться. Мы же все понимаем, что НПЗ – это коммерческое предприятие, а значит, район и поселения должны получать все же немного больше денег. В то же время, что касается экологии, то жители Ильской, чьи дома расположены в непосредственной близости от завода, должны быть в полной уверенности, что их здоровью и жизни ничто не угрожает.

«НГК»: Жители Северской не меньше ильчан обеспокоены. Они выражают озабоченность в связи с тем, что НПЗ по проекту планирует расширяться в сторону станицы.

М. Лысенко: Можно по-разному относиться к тому, что планируемое расширение производственных площадей НПЗ будет в сторону Северской. Главное условие, при котором возможна реализация проекта, – это гарантия безопасности. На этом мы и настаиваем, об этом больше всего и говорили те, кто принял участие в общественных слушаниях.

Возможно, дискуссия на слушаниях могла быть еще более острой, по крайней мере, в некоторых принципиальных вопросах, но вся беда в том, что перед началом слушаний жители района были ограничены в возможности подробно ознакомиться с материалами ОВОС.

ООО «Ильский нефтеперерабатывающий завод» («Ильский НПЗ») образовано в 2007 году, в настоящий момент входит в состав холдинга «КНГК-Групп» («Кубанская нефтегазовая компания»). «Ильский НПЗ» имеет в собственности и эксплуатирует современные очистные сооружения (очистные сооружения промливневой канализации и очистные сооружения с нефтеочистительной системой), современную факельную систему закрытого типа, направленную на минимизацию воздействия на окружающую природную среду и атмосферный воздух.

Основополагающим принципом предприятия является «Прогресс в гармонии с природой». Однако, судя по той разгоряченной дискуссии, которая завязалась между активными жителями района и представителями НПЗ, завод действительно прогрессирует, возможно, и в «гармонии с природой», но вот о полной гармонии предприятия с местным населением пока говорить еще рановато.

Читайте также: