И дань и налог

Опубликовано: 17.05.2024

ДАНЬ НАЛОГ - натуральный или денежный сбор с побеждённых в пользу победителя; одна из форм налога с подданных.

В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния феодальных от­но­ше­ний Дань раз­ви­ва­лась в двух на­прав­ле­ни­ях: с од­ной сто­ро­ны, пре­вра­ща­лась в государственный на­лог (по­душ­ный или по­зе­мель­ный), с дру­гой - в ре­зуль­та­те по­жа­ло­ва­ния ко­ро­ля­ми пра­ва сбо­ра до­хо­дов дру­жин­ни­кам и ду­хо­вен­ст­ву она транс­фор­ми­ро­ва­лась в феодальную рен­ту. Дань сыг­ра­ла зна­чительную роль в ста­нов­ле­нии фео­да­лиз­ма в стра­нах Северной Ев­ро­пы (бок­ленд, да­не­гельд - в Анг­лии, вейц­ла - в Скан­ди­навских стра­нах и т. д.).

На Ру­си Дань из­вест­на с середины IX века как пла­тёж в поль­зу ва­ря­гов и Ха­зар­ско­го ка­га­на­та, а с 880-х годов - в поль­зу ки­ев­ско­го кня­зя. Данью об­ла­га­лись отдельные пле­ме­на и груп­пы пле­мён. Взи­ма­лась на­ту­рой (ме­ха­ми, мё­дом и др.) или день­га­ми - пер­во­на­чаль­но с «ды­ма» (хо­зяй­ст­ва од­ной се­мьи), за­тем - с «плу­га» или «со­хи» (ок­лад­ной еди­ни­цы в 2 или 3 ра­бо­чие си­лы). По ме­ре ук­ре­п­ле­ния вла­сти кня­зя Дань ста­но­ви­лась обя­за­тель­ной и ис­поль­зо­ва­лась для со­дер­жа­ния дру­жи­ны. Со­би­ра­лась во вре­мя по­лю­дья (осен­не-зим­не­го объ­ез­да кня­зем тер­ри­то­рии сво­его кня­же­ст­ва). До XII века сбо­ром Дани за­ни­ма­лась кня­же­ская дру­жи­на. Специальные сбор­щи­ки Дани - «дань­ни­цы» - поя­ви­лись в русских кня­же­ст­вах и зем­лях не ра­нее XII века (с XIV века име­но­ва­лись «дан­щи­ка­ми»). По­ми­мо Дани в поль­зу кня­зя, «дан­щи­ки» взи­ма­ли так­же осо­бые «дан­ские по­шли­ны» в свою поль­зу. По ме­ре рос­та свет­ско­го и цер­ков­но-мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния в XII-XVII веках на­се­ле­ние круп­ных вот­чин час­то по­лу­ча­ло ос­во­бо­ж­де­ние от Дани по жа­ло­ван­ным гра­мо­там ве­ли­ких и удель­ных кня­зей, с 1547 года - ца­рей. Ино­гда сбор Дани и других пря­мых на­ло­гов от­да­вал­ся в ру­ки са­мо­го зем­ле­вла­дель­ца, ко­то­рый вно­сил пла­тёж в кня­же­скую каз­ну «об­ро­ком». Ка­ж­дый пра­вя­щий князь (ве­ли­кий или удель­ный) имел пра­во сбо­ра Дани со сво­их под­дан­ных. При этом её раз­ме­ры варь­и­ро­ва­лись по кня­же­ст­вам.

Осо­бой раз­но­вид­но­стью Дани в XIII-XV веках яв­лял­ся на­лог в поль­зу ха­нов Зо­ло­той Ор­ды - «вы­ход». В середине XIII - начале XIV веков его сбор осу­ще­ст­в­лял­ся бас­ка­ка­ми, но уже с по­след­ней тре­ти XIII века эта функ­ция по­сте­пен­но пе­ре­хо­ди­ла к великим князь­ям вла­ди­мир­ским, ко­то­рые ста­ли не­сти от­вет­ст­вен­ность за его уп­ла­ту. Дань, со­б­ран­ная с уде­лов, пе­ре­да­ва­лась великому кня­зю. Раз­мер «вы­хо­да», ус­та­нов­лен­ный для московских великих кня­зей, в конце XIV века со­став­лял 5 тысяч рублей, в 1-й тре­ти XV века - 7 тысяч рублей, в начале XVI века - 1 тысяча рублей. Наи­бо­лее ве­ро­ят­ный максимальный раз­мер «вы­хо­да» с «со­хи» рав­нял­ся пол­ти­не (100 де­нег). По­ла­га­ют, что Дань в Ор­ду до­став­ля­лась один раз в 7-8 лет. При ос­лаб­ле­нии вла­сти Ор­ды великий князь мог со­хра­нить со­б­ран­ную дань за со­бой, од­на­ко в этом слу­чае он дол­жен был по­де­лить­ся с удель­ны­ми князь­я­ми.

В XV-XVI веках Дань вхо­ди­ла в чис­ло обя­зательных на­ло­гов со всех ка­те­го­рий тяг­ло­го на­се­ле­ния, не поль­зо­вав­ших­ся по­дат­ным им­му­ни­те­том. В XVI веке сбо­ром Дани на­ря­ду с «дан­щи­ка­ми» (а обыч­но вме­сто них) ве­да­ли го­ро­до­вые при­каз­чи­ки. Во 2-й половине XVI-XVII веках «дан­ны­ми день­га­ми» или «чет­верт­ны­ми до­хо­да­ми» на­зы­ва­ли со­во­куп­ность пла­те­жей [Дань, на­ме­ст­ни­чий корм, день­ги за го­ро­до­вое, за­сеч­ное, а так­же и ям­чуж­ное (из­го­тов­ле­ние се­лит­ры) де­ла], по­сту­пав­ших в фи­нан­со­вые при­ка­зы (чет­вер­ти). Двор­цо­вые кре­сть­я­не пла­ти­ли «дан­ные день­ги» в за­ви­си­мо­сти от ме­ст­ных ус­ло­вий в раз­ме­ре от 30 до 70 рублей с «со­хи» («со­ха» в это вре­мя из­ме­ря­лась ко­ли­че­ст­вом зем­ли); чер­но­сош­ные - 48-200 руб.; по­сад­ские лю­ди - 30-58 руб. в рай­онах слу­жи­ло­го зем­ле­вла­де­ния, а на чёр­ных зем­лях - как чер­но­сош­ные кре­сть­я­не. «Дан­ные день­ги» от­ме­не­ны в 1679 году по­сле объ­е­ди­не­ния важ­ней­ших пря­мых на­ло­гов в один - «стре­лец­кие день­ги».

С XV-XVI веках в По­вол­жье, с XVII века в Си­би­ри с при­сое­ди­нён­ных на­ро­дов, за­ни­мав­ших­ся охот­ничь­им про­мыс­лом, взи­мал­ся ясак.

В XV-XVII веках ми­тро­по­лит (с 1589 года пат­ри­арх), ар­хи­епи­ско­пы и епи­ско­пы взи­ма­ли осо­бую цер­ков­ную Дань с при­чтов церк­вей, на­хо­див­ших­ся в пре­де­лах под­ве­дом­ст­вен­ной ие­рар­ху епар­хии. Эта Дань мог­ла взи­мать­ся в два приё­ма - зи­мой (ро­ж­де­ст­вен­ская) и ле­том (пет­ров­ская). Отдельные церк­ви ос­во­бо­ж­да­лись от Дани в жа­ло­ван­ных гра­мо­тах ие­рар­хов.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

главная
Выведено слов: 50 из 1043

  • Вид спортивной мужской причёски
  • Зверь с яблоком на спине
  • Колючий, но симпатичный зверёк
  • Короткая "колючая" причёска
  • Короткая причёска
  • Короткая причёска с колючим названием
  • Котлетка или причёска
  • Почти лысая стрижка
  • Симпатичный колючий зверёк
  • Сухопутный собрат ёршика
  • У него дырочка в правом боку (песен.)
  • мужская причёска
  • причёска дыбом
  • резиновый свистун из песни
  • (6) ЁКАНЬЕ -
    • испуганные движения сердца
    • толчки сердца от испуга
    (4) ЁЛКА -
    • "берёт на лапу" игрушками
    • Главная героиня Новогодн. праздника
    • Дерево, приглашённое в гости
    • Детский новогодний праздник с играми и танцами
    • Домашнее дерево с 1 по 14 января
    • Зимний праздник в Кремле
    • Непременный новогодний атрибут
    • Новогодн. дерево со стеклян. "плодами"
    • Новогодний "склад" подарков
    • Пушистая новогодняя красавица
    • на фото женщина, певица
    • праздник со Снегурочкой
    • принарядившееся дерево
    (6) ЁЛОЧКА -
    • "Метель ей пела песенку”
    • Нарядная, которая на праздник к нам пришла
    • Обычный узор при укладке паркета
    • нарядная, что к нам пришла
    • срубленная под корешок
    (7) ЁМКОСТЬ -
    • Вместилище для жидких и сыпучих тел
    (5) ЁРНИК -
    • Да он просто издевается!
    • Озорник и безобразник, пустой шутник и повеса
    • Озорной гуляка и повеса (устар.)
    • Повеса волокита, насмешник
    • Повеса, озорник (устар.)
    • Старое название повесы
    (3) ЁРШ -
    • "Опьяняющая" рыба
    • Какую рыбу можно выпить?
    • Пиво без водки - деньги на ветер, а пиво с водкой - что будет
    • коктейль по-русски
    • колючий, но в уху пойдёт
    • скорпена
    (5) ЁРШИК -
    • "Шомпол" для мытья бутылок
    • Бутылочный "шомпол"
    • Чем чистят не только бутылку, но и дуло пистолета?
    • Шомпол для бутылок
    (3) ААВ -
    • Корифей эстонской оперы
    • Мэтр эстонской оперы
    • Опера "Викерцы" (эст. композитор)
    • Опера "Викерцы" (эстонский композитор)
    • Опера "Викинги" (эст. композитор)
    • Опера "Викинги" (эстонский композитор)
    • Эст. композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор и дирижер, автор оперы "Викинги"
    • Эстонский композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор, автор оперы "Викерцы"
    • Эстонский композитор, автор симфонический поэмы "Жизнь"
    • Эстонский композитор, автор хоровых песен "Утро", "Певец", "Хмель", "Исчез в ночи"
    • Эстонский корифей оперы
    • Эстонский мастер оперы
    (5) ААВИК -
    • эстонский композитор
    (3) ААК -
    • "Плывучий" голландец
    • Вид парусника
    • Др.-герм. судно для перевозки вин
    • Древнегерманск. парусная баржа
    • Древнегерманск. парусное судно
    • Древнегерманская парусная баржа
    • Древнегерманский парусник
    • Древнегерманское судно для перевозки вин
    • Древнее парусное грузовое судно
    • Древняя парусная баржа
    • Одномачтовое плоскодонное судно, использовавшееся на Нижнем Рейне для перевозки вин
    • Парусник-"голландец"
    • Парусное плоскодонное судно типа баржи
    • Парусный "голландец"
    (3) ААЛ -
    • Вид населенного пункта в Туве
    • Дух из оперы якутского композитора Г.И.Литинского "Нюргун Боотур"
    • Поселение у тувинцев-кочевников
    (7) ААЛБООТ -
    • Одномачтовая парусная лодка в Нидерландах
    (8) ААЛТОНЕН -
    • Финский скульптор, автор монументов: "Дружба", "Мир"
    (4) ААЛЫ -
    • Имя киргизского поэта Токомбаева
    (4) ААПА -
    • Безлесный тип болота на севере Евразии
    (5) ААРГХ -
    • Супермен из фантастических романов Андрея Белянина
    (4) ААРЕ -
    • Один из главных притоков Рейна
    • Приток Рейна в Швейцарии
    • Река Швейцарского плоскогорья
    • Река в Европе
    • Река в Швейцарии, левый приток Рейна
    • Река, рождённая в Бернских Альпах
    (5) ААРНЕ -
    • Финский фольклорист, автор фундаментального "Указателя сказочных типов"
    (5) ААРОН -
    • Библейский первосвященник
    • Брат и помощник пророка Моисея
    • Брат пророка Моисея
    • В Библии - первый первосвященник Еврейского народа, брат пророка и законодателя Моисея
    • Во время отсутствия Моисея именно он по требованию народа изготовил золотого тельца
    • Говорил с людьми по велению бога Яхве
    • Кто замещал библейского Моисея, пока тот общался с Яхве?
    • Кто из библейских героев превратил свой посох в змею на глазах у фараона?
    • Моисей был косноязычен, и вещать за него был вынужден старший брат, прозванный "устами Моисея". Как звали брата?
    • Первый ветхозаветный первосвященник
    • Первый первосвященник, брат Моисея
    • Первый священник из Ветхого Завета
    • Толмач при библейском Моисее
    • Элвис . Пресли
    (11) ААРОНОВЩИНА -
    • В старообрядчестве согласие, отделившееся во 2-й половине 18 века от филипповцев
    (5) ААРРА -
    • Бог в древнеарабской мифологии - покровитель города Босра
    • Бог плодородия у арабов
    (3) ААХ -
    • Бог Луны у египтян
    • В египетской мифологии - божество луны, почиталось в Фивах
    • Египетский бог Луны
    (4) ААЮН -
    • Город в Западной Сахаре, иначе Эль-Аюн
    (2) АБ -
    • "Вода" по-арабски
    (3) АБА -
    • Арабская мужская одежда, длинный шерстяной плащ с прорезями для рук, служивший и постелью
    • Левый приток Томи
    • На какой реке стоит город Прокопьевск?
    • Плащ у арабских кочевников
    • Редкое сукно и плащ из него
    • Шерстяной плащ бедуина
    • плащ у арабских народов
    (6) АБАГАР -
    • Печатный или цельногравированный молитвенник-амулет у болгар и сербов в XVII-XVIII веках
    (6) АБАДАН -
    • Город-порт в Иране
    • Иранский порт
    • Опера украинского композитора Ю.С.Мейтуса
    • Портовый город в Иране
    (4) АБАЖ -
    • Анидаг, Йагупоп, Нушрок, ..
    • Квакающий приятель Анидаг
    • Министр Йагупопа
    • Министр из свиты Йагупопа
    • Министр короля Йагупопа
    • Министр при дворе Йагупопа
    • Отрицательный персонаж "Королевства Кривых зеркал"
    • министр в правительстве Нушрока
    • приятель Нушрока (сказ.)
    • противник Оли и Яло (сказ.)
    (6) АБАЖУР -
    • "Колокол" на лампе
    • "Наряд" для настольной лампы
    • "Нахлобучка" для настольной лампы
    • "Парашют" над лампой
    • "Шапка" лампы
    • "Шляпа" для потолочной лампы
    • "Шляпка" для настольной лампы
    • "шляпа" для лампы
    • "шляпа" лампы
    • В четвертой по счету статье словаря Даля приводится синоним этого слова - "тенник"
    • Головной убор околпаченной лампы
    • Если защемляет нос пенсне, а носит монету портмоне, то что склоняет свет?
    • Зонтик над лампочкой
    • Колпак лампы
    • Колпак на лампе, создающий уют
    • Колпак настольной лампы
    • Колпак светильника
    • Колпак торшера
    • Колпак, которому все до лампочки
    • Колпак, создающий уют
    • Косо прорезанное тюремное окно
    • Лампочкина "шляпка"
    • Прикрытие для лампы
    • Световая покрышка
    • Скажите по-французски "отражающий свет"
    • Тряпичный собрат стеклян. плафона
    • Тряпичный собрат стеклянного плафона
    • У модницы шляпка, а что у лампы?
    • Чем "околпачен" светильник?
    • Шляпа для торшера
    • Шляпка светильника для создания нужной освещенности
    • колпак для лампы
    (4) АБАЗ -
    • Денежка персов
    • Древнеперсидская монета
    • Мелкая серебряная монета, распространённая в старину на Кавказе
    • Монета Древней Персии
    • Персидская мера веса, равная 368 гр
    • Старинная персидская монета
    • Эта иранская серебряная монета, широко распространенная в XVI-XVII вв в странах Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии, получила свое название по имени иранского шаха Аббаса I
    (6) АБАЗИН -
    • Представитель народа России (Карачаево-Черкессия)
    (8) АБАЗИНЕЦ -
    • Представитель северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (8) АБАЗИНКА -
    • Представительница северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (6) АБАЗИЯ -
    • Нарушение способности ходить при сохранности других движений ног
    (4) АБАЙ -
    • . Кунанбаев (поэт-просветитель)
    • Казахский поэт-просветитель
    • Поэт Кунанбаев
    (4) АБАК -
    • "Компьютер" древнего мира
    • Архитектурная деталь: плита над колонной
    • В архитектуре - верхняя часть капители колонны
    • Верхняя плита пилястры
    • Верхушка капители
    • Греческий предок калькулятора
    • Допотопные счёты древних греков
    • Древние счеты с пятеричной системой счисления
    • Именно этому предмету посвящена первая статья "Математического энциклопедического словаря"
    • Калькулятор Пифагора
    • Компьютер времен Дедала и Икара
    • Плита на верху капители
    • Пращур компьютера
    • Предок канцелярских счётов
    • С этого счетного устройства начинается история компьютера
    • Счёты Пифагора
    • Счёты времён Пифагора
    • Счёты для Пифагоровых расчётов
    • Счёты наших пращуров
    • доисторический компьютер
    • допотопные счёты
    • прапрадед компьютера
    (5) АБАКА -
    • Банан с Филиппин
    • Банан, родом с Филиппин. островов
    • Банан, родом с Филиппинских островов
    • Банановая пенька родом из Манилы
    • Бананово-текстильная пенька
    • Какое слово можно получить из слова "Кааба" путём перестановки букв
    • Манильская пенька
    • Манильский гашиш, растёт на Филиппинах
    • Пенька из Филиппин
    • Перевёртыш слова Акаба
    • Поменяйте буквы в слове "Акаба"
    • Филиппинская пенька
    • Филиппинский банан
    • Филиппинский текстильный банан
    • Что можно получить из слова "Кааба", если в нём поменять местами буквы
    • манильная пенька
    (6) АБАКАН -
    • "Облака плывут в . "
    • "Отец + река" по-хакасски
    • В Японии Токио, а что в Хакасии?
    • В какой город плывут облака из песни Александра Галича?
    • Впадает в Красноярское водохранилище
    • Город правительства Хакасии
    • Наша республиканская столица с двойником Эйфелевой башни
    • Переведите на хакасский язык "отец + река"
    • Река, впадающая в Енисей
    • Республика со столицей Хакасия
    • Столица Республики Хакасия
    • Столица Хакасии и приток Енисея
    • Хакасская река, лев. приток Енисея
    • Хакасская река, левый приток Енисея
    • Центр Республики Хакасия
    (5) АБАКО -
    • Итальянский композитор
    (8) АБАЛАКИН -
    • Малая планета
    (8) АБАЛАКОВ -
    • Известный советский альпинист, именем которого назван пик на Памире
    (7) АБАНДОН -
    • Отказ грузовладельца от своих прав на застрахованное имущество при уплате ему страховой суммы
    • Полная утрата судна
    (5) АБАНТ -
    • Прадед Персея
    • Сын Посейдона и нимфы Аретусы
    (6) АБАРИД -
    • Житель мифической страны гипербореев в древнегреческой мифологии
    (6) АБАРИС -
    • В греческой мифологии житель Гипербореи, прорицатель и жрец Аполлона
    (4) АБАС -
    • Циклоп из якутских мифов
    (5) АБАСИ -
    • Египетский хлопок
    • Хлопок из Египта
    (5) АБАЧА -
    • Глава государства Нигерия, председатель Временного правящего совета
    (8) АБАШИДЗЕ -
    • Грузинский поэт

    (c) Новый сканвордист - ответы на все сканворды 2021



    Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.

    В отличие от оброка, дань налагалась не индивидуально, а на село или город целиком (а иногда — на целое племя или государство). Нередко сильная держава обкладывала данью своих младших союзников — вассальные государства. В частности, так часто поступало Древнеримское государство.

    В некоторых странах (Англии, Франции, Болгарии и других), по мере ассимиляции завоевателей в среде покорённого народа, дань постепенно трансформировалась в феодальный оброк и в государственный налог. В то же время даже в XX веке после мировых войн на побеждённых налагались выплаты, сходные с данью: контрибуция и репарация.

    Платящие дань назывались данниками.

    См. также

    • Двоеданство
    • Урок
    • Ясак
    • Забожничье
    • Платёж
    • Контрибуция
      • «Датские деньги»
      • Репарации
      • Реституция
    • Пошлина
      • Железное
      • Замыт
      • Индукта
      • Искунное
      • Щитовые деньги
    • По́дать
      • Зверина подать
      • Подушная подать
    • Тя́гло
      • Барщина
      • Оброк
      • Барщина
    • Налог
    • Талья
    • Трибутум
    • Чинш
    • Продразвёрстка
    • Акциз
    • Грабёж
    • Разбой
    • Рэкет

    Литература

    • Дань // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

    Wiki letter w.svg

    • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
    • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Оралманы
    • Всё смешалось в доме (телесериал)

    Смотреть что такое "Дань" в других словарях:

    дань — дань, и … Русский орфографический словарь

    дань — дань/ … Морфемно-орфографический словарь

    дань — (1) 1. Подать, которую взимали победители с покоренного народа: А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ отъ двора. 21. Ту убо Мелетинию в кураторию устави цесарь, многы бо тысящь … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    дань — и; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… … Энциклопедический словарь

    ДАНЬ — ДАНЬ, дани, жен. (книжн.). 1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам. 2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому чему нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим… … Толковый словарь Ушакова

    Дань — натуральный или денежный побор с покоренных племен или стран. Иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного вождя (князя, хана, короля) и в… … Политология. Словарь.

    ДАНЬ — ДАНЬ, и, жен. 1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых. 2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому чему н. (книжн.). Принести д. уважения кому н. 3. перен., чему. Вынужденная уступка чему н. Д. моде … Толковый словарь Ожегова

    дань — См … Словарь синонимов

    ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11 16 вв. слово дань означало налог и феодальную ренту. В 13 15 вв. дань ( выход ) собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Большой Энциклопедический словарь

    ДАНЬ — одна из форм эксплуатации населения племенным вождём или государством; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. На Руси известна с IX в. Тогда Д. была прямой податью с населения, зависимого от раннефеодального государства, или военной … Юридическая энциклопедия

    ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI XVI вв. слово Д. означало налог и феодальную ренту. В XIII XV вв. собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Юридический словарь

    ДАНЬ НАЛОГ - натуральный или денежный сбор с побеждённых в пользу победителя; одна из форм налога с подданных.

    В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния феодальных от­но­ше­ний Дань раз­ви­ва­лась в двух на­прав­ле­ни­ях: с од­ной сто­ро­ны, пре­вра­ща­лась в государственный на­лог (по­душ­ный или по­зе­мель­ный), с дру­гой - в ре­зуль­та­те по­жа­ло­ва­ния ко­ро­ля­ми пра­ва сбо­ра до­хо­дов дру­жин­ни­кам и ду­хо­вен­ст­ву она транс­фор­ми­ро­ва­лась в феодальную рен­ту. Дань сыг­ра­ла зна­чительную роль в ста­нов­ле­нии фео­да­лиз­ма в стра­нах Северной Ев­ро­пы (бок­ленд, да­не­гельд - в Анг­лии, вейц­ла - в Скан­ди­навских стра­нах и т. д.).

    На Ру­си Дань из­вест­на с середины IX века как пла­тёж в поль­зу ва­ря­гов и Ха­зар­ско­го ка­га­на­та, а с 880-х годов - в поль­зу ки­ев­ско­го кня­зя. Данью об­ла­га­лись отдельные пле­ме­на и груп­пы пле­мён. Взи­ма­лась на­ту­рой (ме­ха­ми, мё­дом и др.) или день­га­ми - пер­во­на­чаль­но с «ды­ма» (хо­зяй­ст­ва од­ной се­мьи), за­тем - с «плу­га» или «со­хи» (ок­лад­ной еди­ни­цы в 2 или 3 ра­бо­чие си­лы). По ме­ре ук­ре­п­ле­ния вла­сти кня­зя Дань ста­но­ви­лась обя­за­тель­ной и ис­поль­зо­ва­лась для со­дер­жа­ния дру­жи­ны. Со­би­ра­лась во вре­мя по­лю­дья (осен­не-зим­не­го объ­ез­да кня­зем тер­ри­то­рии сво­его кня­же­ст­ва). До XII века сбо­ром Дани за­ни­ма­лась кня­же­ская дру­жи­на. Специальные сбор­щи­ки Дани - «дань­ни­цы» - поя­ви­лись в русских кня­же­ст­вах и зем­лях не ра­нее XII века (с XIV века име­но­ва­лись «дан­щи­ка­ми»). По­ми­мо Дани в поль­зу кня­зя, «дан­щи­ки» взи­ма­ли так­же осо­бые «дан­ские по­шли­ны» в свою поль­зу. По ме­ре рос­та свет­ско­го и цер­ков­но-мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния в XII-XVII веках на­се­ле­ние круп­ных вот­чин час­то по­лу­ча­ло ос­во­бо­ж­де­ние от Дани по жа­ло­ван­ным гра­мо­там ве­ли­ких и удель­ных кня­зей, с 1547 года - ца­рей. Ино­гда сбор Дани и других пря­мых на­ло­гов от­да­вал­ся в ру­ки са­мо­го зем­ле­вла­дель­ца, ко­то­рый вно­сил пла­тёж в кня­же­скую каз­ну «об­ро­ком». Ка­ж­дый пра­вя­щий князь (ве­ли­кий или удель­ный) имел пра­во сбо­ра Дани со сво­их под­дан­ных. При этом её раз­ме­ры варь­и­ро­ва­лись по кня­же­ст­вам.

    Осо­бой раз­но­вид­но­стью Дани в XIII-XV веках яв­лял­ся на­лог в поль­зу ха­нов Зо­ло­той Ор­ды - «вы­ход». В середине XIII - начале XIV веков его сбор осу­ще­ст­в­лял­ся бас­ка­ка­ми, но уже с по­след­ней тре­ти XIII века эта функ­ция по­сте­пен­но пе­ре­хо­ди­ла к великим князь­ям вла­ди­мир­ским, ко­то­рые ста­ли не­сти от­вет­ст­вен­ность за его уп­ла­ту. Дань, со­б­ран­ная с уде­лов, пе­ре­да­ва­лась великому кня­зю. Раз­мер «вы­хо­да», ус­та­нов­лен­ный для московских великих кня­зей, в конце XIV века со­став­лял 5 тысяч рублей, в 1-й тре­ти XV века - 7 тысяч рублей, в начале XVI века - 1 тысяча рублей. Наи­бо­лее ве­ро­ят­ный максимальный раз­мер «вы­хо­да» с «со­хи» рав­нял­ся пол­ти­не (100 де­нег). По­ла­га­ют, что Дань в Ор­ду до­став­ля­лась один раз в 7-8 лет. При ос­лаб­ле­нии вла­сти Ор­ды великий князь мог со­хра­нить со­б­ран­ную дань за со­бой, од­на­ко в этом слу­чае он дол­жен был по­де­лить­ся с удель­ны­ми князь­я­ми.

    В XV-XVI веках Дань вхо­ди­ла в чис­ло обя­зательных на­ло­гов со всех ка­те­го­рий тяг­ло­го на­се­ле­ния, не поль­зо­вав­ших­ся по­дат­ным им­му­ни­те­том. В XVI веке сбо­ром Дани на­ря­ду с «дан­щи­ка­ми» (а обыч­но вме­сто них) ве­да­ли го­ро­до­вые при­каз­чи­ки. Во 2-й половине XVI-XVII веках «дан­ны­ми день­га­ми» или «чет­верт­ны­ми до­хо­да­ми» на­зы­ва­ли со­во­куп­ность пла­те­жей [Дань, на­ме­ст­ни­чий корм, день­ги за го­ро­до­вое, за­сеч­ное, а так­же и ям­чуж­ное (из­го­тов­ле­ние се­лит­ры) де­ла], по­сту­пав­ших в фи­нан­со­вые при­ка­зы (чет­вер­ти). Двор­цо­вые кре­сть­я­не пла­ти­ли «дан­ные день­ги» в за­ви­си­мо­сти от ме­ст­ных ус­ло­вий в раз­ме­ре от 30 до 70 рублей с «со­хи» («со­ха» в это вре­мя из­ме­ря­лась ко­ли­че­ст­вом зем­ли); чер­но­сош­ные - 48-200 руб.; по­сад­ские лю­ди - 30-58 руб. в рай­онах слу­жи­ло­го зем­ле­вла­де­ния, а на чёр­ных зем­лях - как чер­но­сош­ные кре­сть­я­не. «Дан­ные день­ги» от­ме­не­ны в 1679 году по­сле объ­е­ди­не­ния важ­ней­ших пря­мых на­ло­гов в один - «стре­лец­кие день­ги».

    С XV-XVI веках в По­вол­жье, с XVII века в Си­би­ри с при­сое­ди­нён­ных на­ро­дов, за­ни­мав­ших­ся охот­ничь­им про­мыс­лом, взи­мал­ся ясак.

    В XV-XVII веках ми­тро­по­лит (с 1589 года пат­ри­арх), ар­хи­епи­ско­пы и епи­ско­пы взи­ма­ли осо­бую цер­ков­ную Дань с при­чтов церк­вей, на­хо­див­ших­ся в пре­де­лах под­ве­дом­ст­вен­ной ие­рар­ху епар­хии. Эта Дань мог­ла взи­мать­ся в два приё­ма - зи­мой (ро­ж­де­ст­вен­ская) и ле­том (пет­ров­ская). Отдельные церк­ви ос­во­бо­ж­да­лись от Дани в жа­ло­ван­ных гра­мо­тах ие­рар­хов.

    Читайте также: