Применение термина налоговое право встречается в юридической литературе в трех аспектах

Опубликовано: 15.05.2024

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:

– как отрасль права;

– как самостоятельную научную правовую теорию;

– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях.

Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права.

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации налоговых правоотношений. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу участников, но одной из сторон в них всегда выступает орган государственной власти.

В предмет регулирования налогового права могут при определенных условиях входить отдельные виды отношений, регулируемые смежными отраслями права. Например, в особо оговоренных случаях нормы налогового права могут распространять свое действие на отношения, возникающие в таможенной сфере.

Методом налогового права можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений.

Основным методом правового регулирования налогового права является метод «власти и подчинения». Этот метод применяется, как правило, при регулировании налоговых правоотношений, которые основаны не на принципе субординации – подчинения «по вертикали», а на исполнении властных предписаний соответствующих органов, от которых другие участники налоговых отношений не зависят в административном порядке.

Налоговое право, рассматриваемое в качестве самостоятельной научной правовой теории, изучает закономерности организационно-правовой регламентации деятельности в рамках налоговой системы и налоговых правоотношений. Результатом этого является разработка способов и методов, устраняющих недостатки существующего организационно-правового аспекта налоговой системы, создание эффективного правового поля в области налоговых правоотношений с целью поддержания состояния правопорядка в налоговой сфере и повышения уровня налоговой безопасности.

Учебная дисциплина «Налоговое право» является необходимой составляющей при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере.

Основные научные концепции определения места налогового права в системе наук. В настоящее время в России получил распространение подход, согласно которому налоговое право рассматривается в качестве одного из элементов финансового права. Однако такая концепция на мировом уровне не является общепризнанной. Она конкурирует с иными научными концепциями, часть из которых имеет не менее сильную, а иногда и более логичную аргументацию. В числе таковых следует назвать:

1) швейцарскую налоговую доктрину (налоговое право как обособленная часть административного права);

2) неаполитанскую налоговую доктрину (концепция рассмотрения налогового права в качестве обособленной части финансового права);

3) итальянскую налоговую доктрину (концепция относительной автономии налогового права как комплексной отрасли);

4) французская налоговая доктрина (объединяет концепции, объясняющие автономию налогового права по причине:

– особого и даже исключительного положения в системе права, независимого от общих принципов как частного, так и публичного права;

– автономии налогового законодательства;

– интеграции в его рамках публично– и частноправовых начал).

Наиболее перспективной, на наш взгляд, считается получившая распространение в России концепция признания налогового права в качестве комплексной автономной правовой отрасли, формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук и входящей в состав единой комплексной налоговой науки – форосологии.

Форосология (от греч. foroc – налог и logos – учение) – это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:

основ налогового права (общей теории налогового права);

международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;

национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;

регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных теорий и положений налогового права в России.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: изучить сущность налогового права, рассмотреть принципы, системы, методы, исследовать место и роль налогового права в системе российского права.

Содержание работы

Введение
1 Понятие и предмет налогового права
2 Принципы и метод налогового права
3 Система налогового права
Заключение
Список использованных источников и литературы

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.doc

1 Понятие и предмет налогового права

2 Принципы и метод налогового права

3 Система налогового права

Список использованных источников и литературы

Основные положения о налогах закреплены в Конституции. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Понятие налога содержится и в Налоговом Кодексе, где указывается что налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности, государства и муниципальных образований.

Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, то есть отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

В данной работе мы рассмотрим основные налоговые теории, которые разъясняют сущность налогообложения и выделяют его принципы. Актуальность темы обоснована тем, что на современном этапе собираемость налогов в России является очень важным моментом для экономики страны в целом.

Целью данной работы является изучение основных теорий и положений налогового права в России.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: изучить сущность налогового права, рассмотреть принципы, системы, методы, исследовать место и роль налогового права в системе российского права.

Объектом изучения являются фундаментальные положения налогового права, такие как налогообложение, налоговое право как отрасль науки и принципы налогового права.

1 Понятие и предмет налогового права

Налоговое право Российской Федерации рассматривается, как правило, с трех точек зрения: как отрасль (подотрасль) российского права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.

Эффективное финансовое обеспечение деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

Налоговое право является самостоятельным Разделом юриспруденции и имеет свой особенный характер. Главным отличием налогового права от других видов права (коммерческого, гражданского и пр.) является то, что налоговое право защищает в первую очередь не частные интересы налогоплательщика, а общественные интересы, интересы государства. Государство в данном случае выступает в качестве субъекта публичного права, получая от общества полномочия по определению и взиманию налогов, их дальнейшему перераспределению, исходя из общественных потребностей. При этом налоги, по существу, являются трансфертными платежами налогоплательщиков, которые централизуются в государственном бюджете и возвращаются налогоплательщикам через предоставление общественных благ и услуг.

Большинство отраслей права содержат множество отсылочных норм к понятиям и терминологии другой отрасли права. При этом понятия другого права применяются в своем первоначальном значении. Т.е. понятия семейного права используются, например, в уголовном праве без каких-либо оговорок. В итоге возникает определенная связанность множества отраслей права между собой. Все это никак не относится к налоговому праву. Статья 11 НК РФ постулирует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ. В тоже время, и гражданский кодекс содержит в себе оговорки подобного рода. Так ст.2 Гражданского кодекса гласит что, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяются, если иное не предусмотрено законодательством. Все эти нормы выделяют налоговое право из системы отраслей права и ставят его особняком. Таким образом, планируя какие-либо действия нужно всегда иметь в виду те определения, хозяйственных отношений которые содержаться в НК РФ.

В отличие от уголовного права в налоговом праве действует неоспоримая презумпция виновности, т.е. налогоплательщик должен доказать перед налоговыми службами и судебными инстанциями свою невиновность в махинациях по уклонению от налогообложения, свое законопослушание и неукоснительную уплату причитающихся налоговых сумм. Но, несмотря на это, НК РФ содержит в себе нормы, которые ограничивают неоспоримую презумпцию виновности. Так ст.108 НК РФ гласит, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в кодексе. Там также указывается на то, что никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Кроме того, ст.3 НК РФ предусматривает, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.

Предметом налогового права являются налоговые правоотношения, т.е. урегулированные налогово-правовыми нормами общественные отношения, возникающие в связи с выполнением юридическими лицами своих обязанностей по уплате налогов, а также в связи с осуществлением государством контроля за уплатой налогоплательщиками налоговых платежей. То есть к налоговым правоотношениям, являющимся предметом регулирования налогового права, относятся две группы отношений: отношения, возникающие в связи с уплатой налоговых платежей и отношения, связанные с осуществлением компетентными органами контроля за правильностью уплаты налога. Следовательно, можно сделать вывод о тех объектах, которые регулируются налоговым правом.

Объектами налогового права являются:

1) доходы и имущество юридических и физических лиц, выраженные в денежной форме;

2) налоговые отношения, входящие в общую группу общественных отношений, складывающихся в процессе формирования бюджетов, и имеющие самостоятельный характер.

В Российской Федерации отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права – финансовым правом. Под предметом финансового права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Управление налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования налоговых отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами налогового права, пределы и сфера действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, в которых содержится государственная воля, чтобы достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.

Как и любая другая норма права, норма налогового права представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности нормы налогового права обусловлены целевой направленностью, которая определяется предметом правового регулирования.

Налоговая правовая норма состоит из следующих элементов:

─ гипотеза – указывает на условия, при которых она должна действовать. Гипотеза нормы налогового права, как правило, имеет усложненный характер, т.е. содержит указание на несколько условий ее действия;

─ диспозиция – определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;

─ санкция – указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение.

Теория права устанавливает два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.

В свою очередь, налоговое право – это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые иначе могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. При этом такие общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения), охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложносоставной характер. Поэтому система таких отношений, являющихся предметом налогового права, представляет собой совокупность следующих общественных отношений:

─ властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

─ правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

─ правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

─ правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

─ правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участниками, составляющими предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения, выступают физические и юридические лица, в том числе налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (ФНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ГТК РФ), сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу - органы местного самоуправления в сельской местности), органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений), а также органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки).

Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права критерием. Основой выделения предмета отрасли права, таким образом, является специфика объективно существующих (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) связей между общественными отношениями, своеобразие которых обусловлено их целенаправленностью, содержанием и формой.

Очевидно, что предметом налогового права являются общественные налоговые отношения.

К предмету налогового права относятся:

─ закрепление структуры налоговой системы;

─ распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов;

─ регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;

─ осуществление налогового контроля;

─ применение мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;

─ обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Отношения, подлежащие урегулированию нормами налогового права, специфичны, но не обладают качественным своеобразием, входя в предмет финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований.

Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.

Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней – федерального, субъектов Федерации, местного – осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

Основным видом государственных доходов, как известно, являются налоги, именно они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в качестве рычагов государственного воздействия на экономику.

Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в ее Конституции. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Конспект урока

Урок №15. Финансовое право. Налоговое право

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Что регулирует финансовое право?

Что представляет банковская система?

Глоссарий по теме:

Банк – кредитная организация, осуществляющая операции по денежным вкладам, кредитованию, открытию и ведению банковских четов.

Лицензия – выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.

Вклад – денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода.

Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, юридических и физических лиц.

Ключевые слова: Денежное обращение; наличное обращение; безналичное обращение; эмиссия денежных знаков; банк, лицензия; вклад; финансовое право

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.100-106.

На уроке мы узнаем, что такое финансовое право.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов финансового права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями

Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права — налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Субъекты налоговых правоотношений

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты:

  • налогоплательщики (юридические и физические лица),
  • органы Министерства по налогам и сборам,
  • федеральные органы налоговой полиции,
  • кредитные организации.

В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица) при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Перечень налоговых правонарушений указан в главе 16 Налогового кодекса. К ним, в частности, отнесены:

  • нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации;
  • нарушение установленного способа представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • неуплата налога в результате применения нерыночных цен;
  • несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках и указание в нем недостоверных сведений.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  • Несоблюдение сроков сдачи отчетности
  • Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля
  • Ненадлежащее ведение бухучета

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

  • уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган
  • умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности
  • ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков

Права налогоплательщиков

  • Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
  • Получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
  • Использовать налоговые льготы, если они предусмотрены законодательством.
  • Проводить зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, страховых взносов, пеней, штрафов.
  • Представлять пояснения по исчислению и уплате налогов, страховых взносов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
  • Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах.
  • Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.
  • Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
  • На соблюдение и сохранение налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков

  • Уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  • Вести в установленном порядке учет доходов и расходов.
  • Представлять налоговые декларации (расчеты).
  • Исполнять обязанности налогового агента.
  • Применять контрольно-кассовую технику (или бланки строгой отчетности).
  • Сообщать в свой налоговый орган обо всех подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (кроме филиалов и представительств) в течение 1 месяца со дня создания. Об изменении сведений об обособленном подразделении – в течение 3 дней со дня изменения.
  • Сообщать по утвержденной форме в свой налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, которые закрываются, в течение 3 дней со дня принятия решения о закрытии.
  • Сообщать по утвержденной форме в налоговую инспекцию обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в течение 1 календарного месяца.
  • Не менее 4 лет обеспечивать сохранность налоговой и в течение 5 лет бухгалтерской отчетности.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.


По горизонтали:

1. денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени

3. одна сотая доля

По вертикали:

2. термин, означающий недостачу, недостаточность в чём-либо

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите функции центрального и коммерческих банков

мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал

консультирование, предоставление экономической и финансовой информации

кредитование предприятий, государства и населения

Хранение золотого и валютного запаса страны

Осуществление национальной денежно-кредитной политики

Видео курс лекций по общей части налогового права (10 лекций)

Лекция 1 Предмет и метод налогового права / Lecture 1 the scope and method of the tax law

0:30 – План лекции
02:05 – Цели и задачи курса
07:30 – Список литературы
1 6:25 – Понятие предмета налогового права – критерии
36:30 – Отношения, регулируемые налоговым законодательством
44:35 - Определение предмета налогового права
48:55 – Практическое значение предмета налогового права
57:50 – Изменение предмета налогового права. Проблема параллельного налогового права («распредмечивание»)
0 1 : 1 0:45 – Императивный метод налогового права
0 1 : 1 5:35 – Диспозитивный метод налогового права

Лекция 2 Понятия налога и сбора / Lecture 2 the Concept of tax and fee

01:45 – План лекции
0 2 : 2 5 – Литература по теме
07:35 – классификация определений налога
09:40 – историческое развитие понятия налога
15:15 – Анализ понятия налога
2 8:10 – Понятие законно установленного налога
37:55 – Соотношение понятий сбора, пошлины, парафискалитета
41: 2 5 – Понятие сбора и его отличие от налога
01:0 2 :30 – современные тенденции при определении сбора и налога (параллельное налоговое право)

Лекция 3 Источники налогового права / Lecture 3 Sources of tax law

02:26 – План лекции
02:55 – Литература по теме
04:07 – Характеристика системы источников налогового права
06:45 – Характеристика Налогового кодекса
20:45 – Акты субъектов и местного самоуправления по налогам
2 3 :05 – Проблемы подзаконного нормативного регулирования
3 5:50 – Международные акты по налогам
41:45 – неофициальные источники налогового права
42:20 – Характеристика разъяснений фискальных органов
46:20 – Проблема оспаривания разъяснений ФНС и Минфина
52: 3 8 – Оценка последствий оспаривания разъяснений ФНС и Минфина
01:02:00 – Характеристика судебной практики. Окончание

Лекция 4 Толкование налоговых норм / Lecture 4 the Interpretation of tax provisions

00:00 – Начало
00:35 – План, литература по теме
03:30 – способы толкования налоговых норм
05:36 – толкование в пользу налогоплательщика
20:25 – Толкование понятий в Налоговом кодексе
21:15 – Толкование отраслевых понятий, терминов, институтов
33: 4 0 – Толкование понятий с налоговым содержанием
4 3:10 – Последствия несоблюдения отраслевого законодательства
50: 4 0 – Методология толкования налоговых норм
58:31 – Применение зарубежных источников для толкования налоговых норм. Окончание

Лекция 5 Пробелы в налоговом праве и их последствия / Lecture 5 Gaps in tax law

0:32 – План Лекции пробелы и аналогия в налоговом праве
02:09 – Литература по теме пробелы и аналогия в налоговом праве
07:4 5 – Соотношение толкования и аналогии, значительность пробелов в налоговом праве
13:01 – Понятие пробела в налоговом праве и его отличие от других явлений (квалифицированное молчание, ошибочность регулирования)
28:1 5 – Способы обнаружения пробелов в налоговом праве
41:33 – Последствия обнаружения пробелов в налоговом праве
47:1 5 – Аргументы за и против применения аналогии в налоговом праве
01:03:12 – Значение аналогии в налоговом праве. Принцип универсальности воли законодателя
01:07:31 – Алгоритм применения аналогии в налоговом праве (пределы аналогии, правила выбора нормы)
01:19: 55 – Проблема отсутствия подзаконного акта, на который ссылается законодательная норма
01:28:22 – Варианты применения законодательной нормы в отсутствие подзаконного акта, на который ссылается норма
01:3 5 :24 – Соотношение п. 7 ст. 3 Налогового кодекса, пробела и аналогии
01:39:03 – Тактика применения терминов пробел и аналогия в налоговом споре. Окончание

Лекция 6 Принципы налогового права / Lecture 6 Principles of tax law

0:30 – Общие замечания план
02:40 – Литература по теме
07:05 – Характеристика принципов, их функции
14:21 – Классификация принципов
19:30 – Принципы в Налоговом кодексе
24:40 – Принцип законности
31:37 – Принцип равенства
40:30 – Принцип экономической обоснованности
57:40 – Единство экономического пространства
01:00:22 – Тактика применения принципов в налоговом споре
01:04:45 – Примеры из практики
01:08:4 6 – Принцип определенности. Окончание

Лекция 7 Система налогов и сборов / Lecture 7 the system of taxes and fees

01:30 – План лекции
02:50 – Литература по теме
06:05 – Проблема Единого налога
14:20 – Понятие системы налогов и сборов
26:1 7 – Принципы построения системы налогов и сборов
3 7 :30 – Нарушение системности при регулировании системы налогов и сборов
45:35 – Система налогов и сборов, закрепленная в Налоговом кодексе
55:45 – Классификация налогов
01:03:30 – Тенденции развития системы налогов и сборов

Лекция 8 Субъекты налогового права / Lecture 8 . Subjects of tax law

00:27 – План Лекции
01:16 – Литература по теме
06:1 8 – Физические лица как субъекты налогового права
15:32 – Исполнение физическими лицами обязанностей налогоплательщика
2 8 :12 – Прекращение обязанностей налогоплательщика у физического лица
34:42 – приобретение статуса налогоплательщика организациями
43:0 8 – Крупнейшие налогоплательщики, консолидированная группа налогоплательщиков
51:36 – Налоговые органы как субъекты налогового права
01:04:47 – Тенденции при определении полномочий налоговых органов
01:15:11 – Налоговые агенты как субъекты налогового права
01:20:2 8 – Тенденции в регулировании обязанностей налоговых агентов
01:29:09 – Банки как субъекты налогового права

Лекция 9 Налоговый контроль / Lecture 9 Tax control

00:27 – План лекции
01:25 – Литература по теме налоговый контроль
06:45 – Тенденции в налоговом контроле
30:00 – Формы налогового контроля
32:20 – Камеральная налоговая проверка (особенности, задачи)
38:28 – Тенденции при проведении камеральной налоговой проверки
50:14 – Выездная налоговая проверка (тенденции, особенности)
1:03:05 – Соотношение камеральной и выездной проверок
1:07:30 – Значение процедурных нарушение при проведении контроля
1:1 9 :26 – Контроль за трансфертным ценообразованием
1:30:55 – Контроль цен в неконтролируемых сделках
1:3 9 :13 – Налоговый мониторинг

Лекция 10 Налоговая ответственность / Lecture 10 Tax liability

00:25 – План лекции о налоговой ответственности
02:05 – Литература по теме налоговая ответственность
06:21 – Тенденции в развитии налоговой ответственности
09:25 – понятие налоговой ответственности
12:51 – Формализованность налоговой ответственности
18:08 – Соотношение пени и налоговой ответственности
37:13 – вина как условие привлечения к налоговой ответственности
52:22 – обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность
57:13 – налоговые правонарушения
01:07:25 – Соотношение административной и налоговой ответственности
01:16:00 – Соотношений уголовной и налоговой ответственности
01:29:25 – Практические рекомендации при оспаривании налоговой ответственности

Налоговые правовые позиции представляют собой сложный юридический феномен, исследование которого, несомненно, должно основываться на уже имеющихся философских и теоретико-правовых изысканиях.

Налоги и налогообложение, налоговые споры представляют собой одну из самых сложнейших сторон правовой и экономической действительности.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванов справедливо отметил, что НК РФ недостаточно детален для инструкции и чрезмерно детален для кодифицированного акта: "Посмотрите, сколько в нем перечней, исключений, изъятий, как часто вносятся все новые и новые изменения, насколько расплывчато сформулированы его нормы. Именно такое положение вещей и продуцирует постоянные споры налогоплательщиков с налоговыми органами. Налоговые дела, повторюсь, в силу своей специфики и сложности требуют особой квалификации и знаний, постоянного отслеживания изменений налогового законодательства и практики, погруженности в этот процесс. Перейти к рассмотрению налоговых споров за один день невозможно" . Сказанное подчеркивает динамику налогового законодательства, его противоречивость и сложность судебных налоговых споров. Именно здесь, по свидетельству многих ученых и практиков, особую актуальность приобретают формулируемые в судебной системе России налоговые правовые позиции, природа которых, к сожалению, наукой налогового права пока изучена довольно слабо. Настоящее исследование ставит задачу в определенной мере восполнить существующий пробел.

Иванов А.А. Закон сохранения налога // Налоговед. 2010. N 3. С. 13 - 27.

В отечественной правовой науке многие авторы, исследующие данную проблему, отмечают ее слабую разработанность общей теорией права, а также и то, что это сравнительно новое явление в правовом регулировании, чем и объясняется его пока еще слабая научная проработанность.

Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2007. С. 129. В.М. Баранов и В.Г. Степанков указывают на необходимость юридической науки определить научный уровень данного феномена. "Правовая позиция, - отмечают авторы, - либо понятие общей теории государства и права, либо это уровень правовой категории" (Баранов В.М., Степанков В.Г. Правовая позиция как общетеоретический феномен. Н. Новгород, 2003. С. 5).

Обращение к этимологическим и философским источникам данной категории показывает, что в большинстве случаев исследуемый термин используется для характеристики положения (или расположения) чего-то в природе, а также взгляда, мнения, точки зрения .

См., например: Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994. Т. 3. С. 483; Краткая философская энциклопедия / Под ред. Е.Ф. Губского и др. М., 1994. С. 349. Об этом см. также: Гринева А.В. Понятие и виды судебных правовых позиций (вопросы теории): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С. 13.

Для юридической науки термин "позиция" в большей мере представляет интерес как продукт мышления, мысли тельных действий. Философия дает лишь самое общее представление о содержании термина "позиция" в познавательной и иной мыслительной деятельности, которое сводится, как отмечалось, к мнению, точке зрения и др. Однако ставить знак равенства между указанными терминами нельзя, ибо они не являются синонимами. Дело в том, что при употреблении понятия "позиция" высказывающийся прежде всего имеет в виду определенную конструкцию суждений и аргументов, тесно связанных между собой для доказывания и обоснования чего-либо (идеи, доказательства и др.).

В общей теории права ряд ученых предприняли попытку изучения данного феномена и обоснования его теоретической природы.

См., например: Баранов В.М., Степанков В.Г. Указ. соч.; Степанков В.Г. Виды общетеоретических позиций. Н. Новгород, 2003; Туманов В.А. Европейский суд по правам человека: очерк организации и деятельности. М., 2001; Щавинский Б.В. Правовая позиция в законотворчестве: значение, техника выражения, проблемы реализации // Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность: Сб. ст. / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2002; Карташов В.Н. Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по поводу применения судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права // Судебное правоприменение: проблемы теории и практики: Сб. ст. / Под ред. В.М. Сырых. М., 2007; Власенко Н.А., Гринева А.В. Судебные правовые позиции: основы теории. М., 2009 и др.

Более глубокий анализ юридической природы правовых позиций предпринят представителями науки конституционного права и процесса. Общеизвестно, что термин "правовая позиция" появился в конституционном законодательстве в связи с деятельностью Конституционного Суда РФ . Первоначально это произошло в Законе РСФСР от 6 мая 1991 г. N 1175-1 "О Конституционном Суде РСФСР". В ст. 6 "Независимость Конституционного Суда РСФСР" содержалось следующее положение: "Решения Конституционного Суда РСФСР в соответствии с точным смыслом Конституции РСФСР выражают правовую позицию судей (выделено нами. - Л.В.), свободную от соображений практической целесообразности и политических склонностей".

Подробнее об этом см.: Кряжкова О.Н.

При подготовке проекта Закона о Конституционном Суде РФ возможность существования института "правовая позиция суда, его структур и судей" породила споры не только среди специалистов, но и между рабочей группой, подготавливающей проект Закона о Конституционном Суде, и Государственной Думой, ее профильными комитетами . Дискуссия завершилась тем, что при доработке законопроекта термин "правовая позиция Конституционного Суда" был употреблен в ст. 73 "Передача дела палатой Конституционного Суда Российской Федерации на рассмотрение в пленарном заседании". В конце 90-х гг. понятие "правовая позиция" в деятельности Конституционного Суда РФ находит широкое применение. Аналогичная практика появляется и в так называемом уставном правосудии субъектов РФ .

Подробнее см.: Кряжкова О.Н. Указ. соч. С. 9 и след. См. также: Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда РФ. М., 2003. С. 60-61.

Подробнее см.: Кряжкова О.Н. Указ. соч. С. 14.

В настоящее время в юридической практике термины "правовая позиция Конституционного Суда", "правовая позиция судьи Конституционного Суда" (есть и другие варианты) используются довольно широко.

Безусловно, любой исследователь должен всегда иметь в виду, что правовые позиции имеют логико-языковую природу, ибо это результат мыслительной деятельности человека .

См.: Гринева А.В. Указ. соч. С. 7, 16; Власенко Л.В. Технико-юридические требования к качеству судебных правовых позиций (на примере налоговой судебной практики) // Правотворческие ошибки: понятие, виды, практика и техника устранения в постсоветских государствах: Матер. Междунар. науч.-практ. круглого стола / Под ред. В.М. Баранова, И.М. Мацкевича. М., 2009. С. 932 - 940.

Подводя итог, подчеркнем, правовая позиция - логико-языковой феномен, имеющий правовой характер, где высказывания и выводы являются его центром, содержательной основой.

Кроме того, каждая разновидность правовых позиций выражена с помощью текста и, соответственно, подчинена определенным логико-языковым требованиям.

При исследовании феномена налоговых правовых позиций следует исходить из рассмотренных выше теоретических положений, несомненно выполняющих роль методологических ориентиров. Между тем судебная правовая позиция не всегда имеет текстуальное выражение, например, предлагаемая модель решения как основа судебной правовой позиции, обоснованная и принятая на совещании судебного состава, может не носить и, как правило, не носит текстуального характера.

Таким образом, налоговые правовые позиции являются разновидностью правоприменительных. Также имеют логико-языковую природу, основу которой составляют высказывания и выводы. Иначе говоря, логическая и языковая природа налоговых правовых позиций - единая, ибо в любом случае это элементы интеллектуальной профессиональной деятельности. Налоговую правовую позицию суда как результат интеллектуальной судебной деятельности в определенной мере характеризует И.В. Цветков, полагающий, что это "собственно умственная работа судьи по разрешению конкретного налогового спора, которая осуществляется посредством содержательного и смыслового анализа правовых аргументов сторон, исследования и оценки представленных ими доказательств, учета при вынесении решения по делу объективных реалий современного бизнеса" . Отличие налоговой правовой позиции от других правовых позиций в ее содержании или предмете высказывания, которым являются налоги, налогообложение и налоговая система в государстве.

Цветков И.В. О необходимости разработки методологии разрешения налоговых споров //

Читайте также: