Характеристика налоговой системы рф на современном этапе

Опубликовано: 03.05.2024

Фискальная система государства: кратко об истории

Налоги и налоговая система РФ на территории нашего государства стали зарождаться довольно давно. Однако структура, наиболее характерная современным реалиям, была организована лишь в 1991 году. В тот момент был принят закон, который так и назывался: «Об основах налоговой системы в России». Данный норматив вводил в действие множество фискальных обременений, таких как НДС, НДФЛ (в то время подоходный налог), акцизы на табак и алкоголь и другие сборы.

Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ , а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Определения и общая характеристика налоговой системы РФ

Итак, что такое налоговая система, определение кратко: налоговая система — это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов.

Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет.

Сущность налоговой системы РФ (кратко) — это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.

Принципы построения

Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:

  • справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
  • определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
  • равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
  • доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
  • удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
  • обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.

Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.

Структура налоговой системы РФ 2020

Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения. Так, выделяют всего три уровня:

  1. Федеральный. Платежи федерального уровня зачисляются напрямую в бюджет Федерации (высший уровень). Нормы и принципы налогообложения (объект, база, ставки, льготы, периоды, освобождения, отчетности и сроки) регламентируются Кодексом и Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства России. Федеральные обязательства применимы на территории всей страны.
  2. Региональный. Сборы, которые подлежат зачислению в казну региона, субъекта, автономного округа, области, города федерального значения. Следовательно, ключевые правила налогообложения устанавливают власти субъекта РФ. Нормы действуют только для конкретного региона.
  3. Местный. Обязательства, которые уплачивают в бюджет муниципального образования. Принципы налогообложения устанавливают власти местных администраций в индивидуальном порядке.

Однако положения, регламентированные местными и региональными властями, не могут противоречить федеральным нормам. То есть власти субъекта или муниципального образования могут снизить ставку, ввести льготу или освобождение, отменить или ввести отчетные периоды и авансовые платежи. Но дополнить или скорректировать налоговую систему, НК РФ и виды платежей не вправе. Подробно о действующей классификации мы рассказали в отдельном материале «Федеральные, региональные и местные налоги».

Налоговая система России: кратко об элементах

Эффективность определяется не только ее структурой, но и составляющими элементами. Выделяют следующие элементы:

  • виды налогов, сборов, взносов (с 2017 г.) и иных платежей;
  • права и обязанности налогоплательщиков и госорганов;
  • совокупность способов и видов контроля;
  • введение ответственности на правонарушения фискальных норм;
  • принципы и обоснования для установления фискальных платежей;
  • установленный порядок обжалования.

Несмотря на многочисленность элементов, основой функционирования Налоговой системы РФ является его правовая база, а именно Налоговый кодекс.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.


  • Кратко об истории системы налогообложения в России
  • Налоговая система - это. (понятие и структура)
  • Элементы налоговой системы Российской Федерации
  • Какие бывают налоги в РФ
  • Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.
  • Как лучше выбрать систему налогообложения
  • Итоги

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система - это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - до 01.01.2021.

Данный спецрежим могли применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ, выявление проблем и путей их решения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и принципов налогообложения;
2) рассмотрение основных классификаций налогов;
3) анализ современной налоговой системы;
4) рассмотрение проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ..…………………………..5
1.1. Сущность и принципы налогообложения………………………………………..5
1.2. Сущность налога и его роль в формировании бюджета. ……………………..15
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ.……………………………………………………….18
2.1. История формирования системы налогообложения в РФ..……………………18
2.2. Общая характеристика современной налоговой системы РФ…………………24
3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…..……………………………………………………………………. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…………

Работа содержит 1 файл

к.р. ФИНАНСЫ.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Финансы»

«ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

студентка группы ФК-10-1

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ..…………………………..5

1.1. Сущность и принципы налогообложения……………………………………… ..5

1.2. Сущность налога и его роль в формировании бюджета. ……………………..15

2.1. История формирования системы налогообложения в РФ..……………………18

2.2. Общая характеристика современной налоговой системы РФ…………………24

3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. . . ………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………..54

Налог – это основа существования государства, как публично-правового и социально-экономического образования. Налогообложение является одним из наиболее древних институтов, появление которого непосредственно связано с рождением государства и призвано обеспечить выполнение государством основных функций, обуславливающих и оправдывающих его существование.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современных условиях налоги – это основной источник формирования бюджета нашего государства, образовывая свыше 80 % его доходной части. Налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса и другие стороны жизни общества. От эффективности функционирования системы налогообложения зависит благополучие всего государства, а также отдельных регионов и муниципальных образований.

В данный период наше государство еще не оправилось от последствий мирового экономического кризиса 2008 – 2009 г.г. При этом большинство аналитиков и государственных деятелей не знают, закончился ли на сегодня кризис и мы переживаем только его последствия или же находимся в начале следующей, еще более суровой волны. Те же специалисты, которые полагают, что знают ответ на этот вопрос, не могут прийти к единому мнению, предлагая множество вариантов дальнейших событий, каждый из которых является в равной степени вероятным. В этой ситуации вопрос эффективности функционирования налоговой системы является чрезвычайно важным.

Кризисная ситуация заставила многие организации, многих предпринимателей и частных лиц, которые вышли было «из тени» налогового законодательства и перешли на легальную систему налогообложения, вернуться к привычной практике ухода от уплаты налогов, чтобы элементарно выжить, сохранить бизнес и деловую репутацию в условиях повальных неплатежей.

Правительством России предпринимаются меры по стимулированию налогоплательщиков к надлежащему исполнению обязательств по уплате налогов, включая оптимизацию порядка уплаты НДС и снижение ставок налога на прибыль. С другой стороны, государством уделяется существенное внимание вопросу выявления организаций и частных лиц, виновных в уклонении от уплаты налогов. Помимо Федеральной налоговой службы РФ, основного государственного контролера и надзирателя в сфере налогообложения, деятельность налогоплательщиков контролируется другими государственными органами, включая подразделения Росфинмониторинга, аккумулирующие поступающие от кредитных организаций, регистрирующих органов и иных субъектов сведения о сомнительных операциях их клиентов, а также соответствующие структуры Министерства внутренних дел РФ, осуществляющие расследование преступлений в сфере налогообложения.

Не смотря на все эти меры, большинство субъектов хозяйственной деятельности на сегодня по-прежнему уклоняются от надлежащей уплаты налогов, применяя множество самых разных способов и изобретая новые, один изощреннее другого.

Проблема налогов – одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике, был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ, выявление проблем и путей их решения.

1) изучение сущности и принципов налогообложения;

2) рассмотрение основных классификаций налогов;

3) анализ современной налоговой системы;

4) рассмотрение проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава посвящена теоретическим основам налогообложения. Рассмотрены сущностные, основополагающие вопросы, понятие налога и его функции, раскрыты основные признаки налога и налоговой системы.

Вторая глава посвящена организации налоговой системы в нашей стране. Детально рассмотрены основные налоги, взимаемые на территории РФ.

В третьей главе рассмотрены проблемы и недостатки налоговой системы в нашей стране, пути ее совершенствования.

При написании работы были использованы учебники, Налоговый кодекс РФ, нормативные акты по налогам, публикации в печати, данные сети Internet.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Система и принципы налогообложения

Налоговая система – понятие многообразное и сложное, его можно раскрыть через различные функции и элементы. Во-первых, налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов (органы сбора налогов и надзора за их внесением). Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Как показывает история налогов, возникновение налогообложения было вызвано появлением государства и государственного аппарата, создавших и использовавших фискальные механизмы для финансирования своих расходов. Однако налоги - это в первую очередь важнейшая финансово-экономическая категория.

Стоимость всех материальных благ, созданных обществом за определенный период (обычно за год) и предназначенных для удовлетворения совокупных общественных потребностей в экономике, носит наименование валового национального продукта (ВНП). В свою очередь, ВНП в стоимостной форме состоит из стоимости потребленных средств производства (с), выплаченной заработной платы (v) и прибыли (т). Вновь созданная стоимость (v+m) представляет национальный доход (НД). В своем движении ВНП и НД проходят четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Однако объективная необходимость мобилизации части ВНП для казны возникает только на стадии распределения, поскольку именно на этой стадии выявляется доля (пропорция) производителей и иных субъектов общества в ВНП. Кроме того, необходимо отметить, что процессы первичного распределения ВНП осуществляются без участия государства, поскольку весь производственно- распределительный процесс в принципе невозможно осуществлять иначе, чем возмещая стоимость израсходованных средств производства, выплачивая заработную плату и получая прибыль.

В то же время государство, возникшее как надстроечная форма управления обществом на соответствующей стадии развития цивилизации, объективно потребовало материальной основы для своего существования, источником чего могла выступить только сфера материального производства. Именно с возникновения государства начинается формирование системы перераспределительных отношений (распределение уже распределенного ВНП), которая с развитием товарно-денежных отношений выступила в денежной (финансовой) форме.

Основным методом перераспределения ВНП стало прямое изъятие государством определенной части ВНП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета), что и составляет финансово-экономическую сущность налогообложения. Это перераспределение осуществляется непосредственно из НД, который выступает единственным источником налоговых платежей независимо от их объекта.

Перераспределение части ВНП в пользу государства осуществляется между двумя участниками общественного производства: от работников (из «с») в форме подоходного и иных налогов, а от хозяйствующих субъектов (из «т») - в форме налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и др.

Однако независимо от целей налогообложения, форм взимания и видов налогов публичная суть налогов остается прежней - в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Иными словами, государство не может существовать без взимания налогов; более того, налоги - это органическая часть государства. Там, где существует государство и государственное регулирование экономики, существует и налогообложение.

Основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система, посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления его задач и функций. Однако необходимо учитывать, что бюджетные доходы как результат перераспределения сами в дальнейшем начинают создавать новые распределительные механизмы, поскольку они начинают использоваться для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

В то же время от непосредственного участия в процессе общественного производства государство как хозяйствующий субъект получает сравнительно мало доходов, причем прослеживается тенденция к их снижению. Анализ структуры государственной собственности (железнодорожный транспорт, энергетика, связь, коммунальная сфера, некоторые отрасли промышленности) показывает, что многие предприятия государственного сектора убыточны и требуют дотаций. В этой ситуации основную доходную часть, как уже говорилось, составляют налоги.

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне ес­тественно, что налоговые системы разных стран отличают­ся друг от друга по видам и структуре налогов, их став­кам, способам взимания, фискальным полномочиям орга­нов власти разного уровня, уровню, масштабам и количе­ству предоставляемых льгот и ряду других важнейших при­знаков. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и мно­гочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные.

Лекция - Общая характеристика налоговой системы России

1. Сущность и функции налогов. Принципы построения налоговой системы.

Развитие российской экономики характеризуется существенными преобразованиями практически всех институциональных основ функционирования общества, в том числе и налоговой системы.

Налоговая система — это прежде всего совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей, регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая — двумя годами позже. Особенностью НK РФ можно считать поэтапный ввод глав и перманентную работу законодателя в ходе проводимой налоговой реформы.

Принципы построения российской налоговой системы сформулированы в части первой НК РФ, ст. 3 которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В соответствии со ст. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Общепризнанны следующие две функции налогов:

• фискальная, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

• регулирующая, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность.

Несмотря на то что на протяжении веков единственной, а с течением времени основной функцией налогов была фискальная, на сегодняшний день степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Проводимая государством налоговая политика является частью финансовой политики государства и представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий в сфере налоговых отношений, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в целях обеспечения финансовых потребностей государства и развития экономики страны.

Посредством налоговой политики осуществляется взаимодействие бюджетов всех уровней, обеспечивается единство бюджетной системы государства. Бюджет является фундаментом финансовой системы страны и выражает денежные отношения, возникающие у государства и местных органов самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу образования и использования централизованного денежного фонда, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований. Бюджет — это основной государственный план доходов и расходов: первые служат финансовой базой деятельности государства и местного самоуправления, вторые — определяют конкретное направление этой деятельности.

Главным источником доходов бюджета служит валовой внутренний продукт (ВВП), до 35% которого перераспределяется через бюджетную систему страны.

«В налогах, — как отмечал Карл Маркс, — воплощено экономически выраженное существование государства. ».

Сфера воздействия государства на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, гораздо шире, чем сфера государственных финансов, так как государственное воздействие не сводится только к получению доходов и их распределению. В современных условиях путем выбора различных приоритетов финансовой и налоговой политики государство может и должно воздействовать на экономические и политические процессы, происходящие в обществе. Такое регулирование может, в частности, проявляться:

— в создании правовой базы функционирования экономики и контроля за выполнением законов. Государство может регулировать уровень цен на некоторые товары, вводить и отменять налоги и сборы в зависимости от экономической конъюнктуры, устанавливать ставки налогов, таможенных пошлин, штрафов за различные виды нарушений законодательства и т.д. Такая деятельность государства в значительной степени влияет на объем получаемых им финансовых ресурсов и в целом очень важна для функционирования финансовой системы;

— борьбе с монополизмом и поощрении свободной конкуренции;

— надежном обеспечении всех участников хозяйственной деятельности объективной информацией, необходимой для принятия решений;

— стимулировании развития новых отраслей и технологий;

— защите отечественного производителя;

— предоставлении общественных благ, производство которых может быть невыгодным для частного производителя;

— защите окружающей среды;

— поддержке развития фундаментальной науки.

Вырабатывая политику в области налогообложения, следует учитывать тот факт, что чрезмерное увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и в конечном счете перекладывается па потребителей, при этом доходы бюджета не только не растут, но и начинают стремительно снижаться. Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новые технологии, совершенствование производства.

Высокие налоги сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база сокращается.

Важным фактором, определяющим зависимость налоговой системы от уровня экономического и социально-политического развития, является соотношение прямых и косвенных налогов. В развивающихся странах доля косвенных налогов увеличивается, а в ряде случаев является преобладающей. Это связано со слабым развитием промышленности, особой ролью внешней торговли. Преобладание косвенных налогов свидетельствует о слабой роли государства в регулировании экономики, поскольку косвенные налоги, взимаемые с товаров широкого потребления, носят преимущественно фискальный характер.

Критерии качества налоговой системы:

• сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы предполагает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;

• эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;

• стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен;

• эффективность социальной политики. Обеспечивается при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;

• полнота и своевременность уплаты налогов. Могут быть обеспечены за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

международный ежемесячный научный журнал

Каримов С.М. Особенности современной налоговой системы России // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №8. — С. 44-48.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ Н А ЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

С.М. Каримов , студент

Финансов ый университет при Прав и тельстве РФ

( Россия, г . Москва )

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности налоговой системы Ро с сии на современном этапе и предпосылки их возникновения во взаимосвязи с пра к тической реализацией. Проводится анализ структуры налогов, выявляются недо с татки, особенности их функционирования. В работе рассмотрены нововведения в налоговой системе с 2015 г о да, связанные с антикризисными мерами, дана их краткая характеристика.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговая нагрузка, налоговые каникулы, национальная экономика.

Роль налогов в жизни государства сложно переоценить. Налоги это то, за счет чего существ у ет институт государства. За счет налогов содержится государственный аппарат, законодател ь ные и контролирующие органы, образование и здравоохранение, обеспечивается обороносп о собность страны. Они дают возможность увеличить масштабы производства, расширить сп е циализацию и экономическое содержание внутреннего рынка стр а ны, получить дополнительные доходы за счет создания новых производств путем инвест и ций из государственного бюджета, улучшить уровень жизни граждан страны . Для выполнения этих задач создается налоговая система государства.

Каждая страна самостоятельно строит свою налогову ю систему, но при этом возможно пр и менение налоговых схем, нараб о танных в других странах. При этом слепое копирование чужих систем, пусть даже эффективных для других, не может являться гарантом построения гарм о ничной налоговой системы страны. Обязательно нужно учит ы вать специфику исторического и социального развития страны, менталитет населения, политическую и экон омическую обст а новку в стране. Только продуманная налоговая система способна обеспечит эффективное функционирование народного хозяйства и го с у дарства в целом. Допущенные в налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве и з менений. В конечном итоге, неэ ф фективно функционирующая налоговая система становится тормозом эконом ического и социального развития государства и его территориальных обр а зований, вызывает всеобщее недовольство налогоплател ь щиков.

Налоговая система России имеет ряд особенностей, которые необходимо выд е лить.

Учитывая, что принципы и механизмы налогообложения при социалистическом строе б ы ли несколько иные, налоговую систему России можно назвать молодой и ра з вивающейся. Как все новое, налоговая система развивается путем проб и ошибок. Отсюда вытекает нек о торые колебания курса развития, свою роль вносит и нестабильность в экономике и полит и ческих проце с сах, происходящих в стране и в мире.

Необдуманность, а так же недостаточно глубокие проработка и научное обоснование о т дельных положений Налогового кодекса Росси йской Федерации ( НК РФ) на практике пр и водят к постоянному внесению поправок, «отдельные главы Кодекса, не успев как следует «поработать», тут же переписываются практически заново» [1] . Из-за этого появляются ошибки в расчете суммы налогов, появляются лазейки для обжалования и возврата «изли ш ни» начисленных сумм, этому способствует и то, что все неустранимые сомнения, против о речия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогопл а тельщика.

Еще одной особенностью налоговой системы России является то, что основную долю н а логовых поступлений составляют не подоходный налог, как в большинстве ра з ви тых стран, а налоги с бизнеса. Несмотря на то, что определенная часть экономистов считают данный по д ход экономически неоправданным, тем не менее, по мнению автора, это является частью с о циальной направленности налоговой политики государства. Нечасто встречаются те, кто, н а пример, счита ет низки м подоходный налог в размере 13 % от заработной платы . Отчасти это является наследием социалистического режима, когда через систему подоходного налогоо б ложения из ымалось в разные годы не более 6- 7 % дохода [2] , а в перспективе планировалась вообще уйти от практики изымания подоходного налога с заработной платы и построить первое в мире государс т во без налогов.

Больше всего нареканий специалистов и налогоплательщиков вызывает налог на доба в ленную стоимость ( НДС ) , точнее нес о вершенство методов его исчисления. «Множественные вычеты, возможность манипуляций с «входным» НДС заканчиваются постоянными попы т ками контролирующих органов ввести ограничительные положения в налоговое законод а тельство» [3] . Вместе с тем, вносимые многочисленные поправки до сих пор не помогли в решение назревших проблем администрирования данного налога. Несмотря на все прин и маемые меры, поступления в бюджет по НДС на порядок ниже, чем это вытекает из созда н ной налоговой базы.

В числе других, многие ученые отмечают такие особенности как:

— общий высокий уровень налогового бремени ;

— неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и о т дельным налогоплательщикам ;

— сложность и методическая неотработаность законодательных норм и правил и с числения налогов ;

— низкая эффективность штрафных сан к ций;

— необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета ;

— отсутствие качественного оперативного обмена информации между государственными органами (паспортными столами, миграционными службами, ГИБДД), а также между терр и тори альными налоговыми и н спекциями.

В сегодняшней динамично меняющейся экономической среде, время постоянно диктует н о вые условия. Наметившиеся в последние годы снижение темпов роста производства, междун а родные санкции, изменение курса рубля, увеличение ключевой ставки ЦБ, вносят новые пр а вила в экономику. Все это, конечно же, затрагивает и налоговую сферу. «В силу глубокой и н теграции налоговой системы в экономические процессы страны любые перемены «извне» прямо или косвенно отражаются на динамике налог о вых поступлений. Поэтому крайне важно планомерно и системно совершенствовать инструменты налогового администрирования и в ы страивать деятельность ФНС России так, чтобы она была способна в кратчайшие сроки ада п тироваться к меняющимся усл о виям» [4] .

С 2015 года вступили в силу законы о горизонтальном налоговом мониторинге, налоговом маневре, контролируемых иностранных компаниях, а НК РФ был дополнен двумя новыми гл а вами « Торговый сбор » и « Налог на имущество физических лиц » . Пл а тельщикам НДС отменено ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. Бизнесу также предоста в лена возможность поэтапного восстановления НДС, принятого к вычету по оплате (частичной оплате), перечисленной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания у с луг). Увеличен и срок уплаты НДС. Теперь по общему правилу налог перечисляется в бюджет равными долями не позднее 25-го (а не 20-го, как ранее) числа каждого из трех месяцев, сл е дующих за истекшим налоговым периодом.

Но есть поправки и со знаком минус. Ст а тья 76 НК РФ (« Приостановка операций по счетам налогоплательщиков » ) распространяется теперь и на организации, которые обязаны предста в лять декларации по соответс т вующему налогу, хотя и не являются его плательщиками, то есть налоговыми агентами. Это могут быть, например, применяющие упрощенную систему нал о гообложения (УСН) организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Также с 0 1.01. 2015 г. введено право налоговых органов проводить осмотр территорий проверяемого лица, документов и предметов. Причем не только при выездной, но и при к а меральной проверке декларации по НДС, в сл едующих случаях: если представлена деклар а ция с заявленной суммой налога к возмещению; выявлены определенные противоречия и н е соответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении су м мы налога к возмещению.

Так же , в 2015 году , государство пытается поддержать налоговыми мерами реальный се к тор экономики, малый и средний бизнес, вернуть капиталы в национальную юри с дикцию и пр.

Антикризисный план, утвержденный в конце января 2014 года российским кабинетом м и нистров, также содержит ряд налог о вых мер: планируется наделить регионы правом снижать ставки по упрощенной системе налогообложения с 6% до 1%; расширить перечень видов деятельности по патентной системе; установить возможность уплаты « самозанятыми » гра ж данами налога по патенту и страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП); пр е доставить регионам право снижать ставки по ЕНВД с 15% до 7,5%; распространить право на применение двухлетних налоговых каникул всеми впервые зарегистрирова н ными ИП в производственной, социальной и научной сферах.

Несмотря на то, что предоставление нал о говых каникул широко рекламируется в средствах ма ссовой информации , не все здесь так радужно, как кажется на первый взгляд. Проводимые учеными экономистами исследования показывают, «что налоговые каникулы, предоставля е мые до начала пр о изводственной деятельности, могут привести к фактическому увеличению налогов в будущем. Таким образом, может сложиться следующая ситуация: организации пр е доставляются налоговые каникулы, т. е. она о с вобождается от уплаты налога на прибыль в тот период, когда прибыли и вовсе не обр а зовалось» [5] .

Минпромторгом представлен пакет мер налогового стимулирования промышленных предприятий. В частности, предлагается зачет суммы капитальных вложений в умен ь шение суммы налога на прибыль ( tax credit ), или, по-другому, « зачет инвестиций в основные фо н ды » . Такая льгота будет доступна новым промышленным предприятиям, и минимальный размер инвестиций должен составлять 20 млн. руб. в год (50 млн. за 3 года, 200 млн. за 5 лет).

В целом затраты на перечисленные и иные меры составят примерно 159 млрд. руб., а к о нечный ожидаемый эффект 2,156 трлн. руб. дополнительного дохода.

В последнее время широко обсуждается введение института налогового консультиров а ния. Ректор Финансового университета М.А. Эскиндаров [6] отмечает назревшую необход и мость данного шага, и особо подчеркивает, что работа профессиональных налоговых ко н сультантов принесет пользу и налогоплательщикам, и государству.

Глава ФНС М. В. Мишустин [7] считает, что физическим лицам и представителям малого бизнеса самостоятельно вести ра с четы с бюджетом сложнее, чем крупным компаниям, это становится причиной возникновения у них дополнительных налоговых рисков в связи с н е достаточным уровнем знаний в области налогообложения. Большинству налогоплательщ и ков необходима профессиональная помощь специалистов, которые помогут им заполнить налоговую декларацию, подготовить необходимый пакет документов, подтверждающий льготы, и решить другие практические в о просы налогового администрирования. Гражданам нужна профессиональная, доступная помощь. Если в России появится большой выбор кв а лифицированных ко н сультантов с их жестким отбором в реестр, то для граждан, бизнеса, налоговых органов это будет большим подспорьем.

Совет Федерации одобрил законопроект, передающий ФНС полномочия правительства РФ по предоставлению отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов на срок от о д ного года до трех лет. Сейчас, согласно НК РФ, ФНС мог принимать решения по уплате н а логов на срок, не превышающий один год. Также ФНС сейчас устанавливает наличие осн о ваний для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов, проводит ан а лиз финансового состояния хозяйствующих субъектов на признаки банкротства и другое. Думается, передача полномочий ФНС позволит упростить процедуры рассмотрения мат е риалов и принятия соответствующих решений, а также исключить дублирующие функции. Логично, что то же самое ведомство, которое проверяет правильность отчетности, может оценить платежеспособность предприятия и наличие оснований для отсрочки, будет заниматься решением вопрос а о ее предоставлении [8] .

Таким образом, все эти принимаемые правительством меры подтверждают, что «в крит и ческих условиях активность налоговой политики возрастает вместе с повышением роли ед и ной государственной соц и ально-экономической политики» [9] .

Итак, н алоговая система, являясь составной частью экономики России, имеет сложную структуру, но при этом е ё элементы все более тесно переплетаются, размывая четкие границы. В ближайшей перспективе работа по ее совершенствованию должна быть направлена на гармонизацию отношений в налоговой сфере. Необходимо также отметить, что г ос у дарственная политика России должна быть направлена на то, чтобы использовать инс т рументы налоговой системы таким образом, чтобы улучшать благосостояние народа и обеспечить стабильный рост национальной экономики.

1. Пансков В.Г . Налоги и нал огообложение: теория и практика : учебник д ля бакалавров: углубленный курс – 3-е изд., перераб . и доп. – М.: Юрайт , 2012. с. 24.

2. Налоги и налогообложение : учебник (Электронный ресурс) / Аксенов С., Битюкова Л. , Крылов А . , Ласкина И.; Региональный финансово-экономический инс-т . – Курск, 2010. с. 101.

3. Мандрощенко О.В. Налоговые аспекты инвестиционной деятельности о рганизации / О.В. Мандрощенко / Доклады и выступления участников 13-го семинара Управление эффе к тивностью и результативностью (июль 2013г.) // Эффективное ант икризисное управлений. – 2013. – № 3 (78). – С. 66 http://www.e-c-m.ru/index.php / jour / issue / view /4/ showToc

4. Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4. С. 8.

5. Мандрощенко О.В. Указанное соч. с. 63

6. Эскиндаров М.А. Материалы научно-практической конференции «Роль налогового ко н сультанта во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками» // Эк ономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 153.

7. Мишустин М.В. Материалы научно-практической конференции «Роль налогового ко н сультанта во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками» // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3.

8. Захарова Л. Бизнесу дадут отсрочку // Российская Бизнес-газета № 988 от 10.03. 2015 г. http://www.rg.ru/2015/03/10/nagruzka.html

9. Горский И. В . К проблеме налоговой нагрузки в России // Экономика. Налоги . Право 2015. №1. C. 126 .

FEATURES OF THE MODERN TAX SYSTEM IN RUSSIA

SM Karimov , student

Financial university under the Government of the Russian Federation

Abstract: This article discusses the features of the tax system in Russia at the present stage, at the origin stage and background in relation to the practical implementation. The analysis of the tax structure, its drawbacks and functioning was made. The paper discusses the innovations in the tax system made in 2015, which are related to the anti-crisis measures, their brief characteristic.

Keywords: taxes, tax system, tax burden, tax holidays, the national economy.

Читайте также: