Государство стремится уменьшать налоговое бремя если увеличиваются размеры государственного долга

Опубликовано: 14.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Бондарев Н.С. К вопросу об оптимальном уровне налоговой нагрузки // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/07/56964 (дата обращения: 23.04.2021).

Савина Ольга Николаевна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение»

“От снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей” [1]. Трудно не согласиться с высказыванием Адама Смита. Действительно, если государство установит оптимальный уровень налоговой нагрузки для всех хозяйствующих субъектов, то эти самые субъекты куда более охотно будут расставаться с частью заработанных денежных средств в виде налоговых изъятий в пользу государства. В соответствии с законами экономики, установление оптимального уровня налогообложения приводит к расширению налоговой базы, поскольку, снижая налоговые ставки по отдельным видам налогов, государство способствует росту экономической активности субъектов хозяйствования, что говорит о том, что инвестиционный климат в стране улучшается, осуществлять предпринимательскую деятельность становится эффективнее с точки зрения прибыльности. Как следствие, увеличиваются объемы производства, растет ВВП страны, уровень и качество жизни населения.

В качестве преимуществ, которые получает государство, установив оптимальную налоговую нагрузку, отметим:

Во-первых, оптимальная налоговая нагрузка на бизнес способствует уменьшению доли теневого сектора экономики. Одной из причин ухода компаний в теневой сектор экономики является чрезмерное налоговое бремя, которое вынуждает ряд налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов. В соответствии с оценкой министра финансов РФ Силуанова А.Г., теневой сектор экономики за 2013 год в России составил 15-20% ВВП страны. Учитывая значение ВВП в 60 трлн. рублей, это означает, что государством не контролируются сектора экономики, общий объем аккумулированных средств которых составляет примерно 9-12 трлн. рублей. Совокупная налоговая нагрузка на экономику Российской Федерации
составила 35 %, следовательно, путем несложных вычислений получаем, что бюджеты недополучили сумму в 3-4 трлн. рублей (9

4), что составило по результатам 2013 года 12,5 – 14% консолидированного бюджета РФ. [2] Снизив налоговое бремя, часть средств экономических субъектов теоретически должна быть выведены ими из неофициального сектора экономики. При этом необходимо учитывать специфику налогового законодательства в разных странах, существующие “лазейки”, позволяющие уменьшить налоговые обязательства плательщиков. Немалую роль в добросовестности и желании платить налоги играет менталитет граждан. Так, российский менталитет основывается на том, что не платить налоги является почетным. Действенным механизмом собираемости налогов является проведение контрольной работы налоговыми органами, в процессе проведения камеральных и выездных проверок. Только в 2014 году по результатам данной работы было начислено 347,87 млрд. руб., включая налоговые санкции и пени [3].

Во-вторых, увеличение деловой активности: между величиной налогового бремени и деловой активностью субъектов экономики существует прямая зависимость. Так, уменьшение налогового бремени приведет к ускоренному возрастанию доходов налогоплательщиков и, как следствие, обеспечит рост налоговых доходов государства в средне- и долгосрочной перспективе. Осознавая, что налоговые платежи уменьшатся, население страны охотнее будет стараться реализовать свой потенциал посредством раскрытия предпринимательских способностей. Кроме всего прочего, действующий бизнес в меньшей степени будет искать лазейки в налогово-бюджетном законодательстве, а также законодательстве о бухгалтерском учете, поскольку отдача от оптимизации не будет столь существенной по сравнению с Россией. Неслучайно одним из критериев при принятии на работу бухгалтеров в российские компании
является их умение оптимизировать налоги. Зачастую, наряду с “белыми” схемами налоговой оптимизации используются и “черные”, например, путем искусственного занижения прибыли, увеличивая расходы или занижая доходы и пр. Так, в российском налоговом законодательстве существует целый ряд льгот и преференций, которые стимулируют экономические субъекты к ведению активной деятельности. При этом бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации недополучают значительные средства. К примеру, по результатам 2014 года сумма недопоступления только по налогу на прибыль организаций в связи с предоставлением льгот и преференций для прибыльных организаций составила 179,46 млрд. руб. [4]. Следует отметить, что цели расходования средств, сэкономленных в результате пользования льготами и преференциями, налоговыми органами не отслеживаются, а Налоговый кодекс не содержит положений о проведении оценки их эффективности и составлении отчетности направлений их использования.

В-третьих, экономия на сборе налогов. Если речь идет о снижении налогового бремени, то это должно привести к большей собираемости налогов, выходе части неплательщиков из теневого сектора экономики и сокращению расходов на мероприятия по обнаружению неплательщиков, а также взыскиванию с них долгов в виде неуплаченных налогов, сборов, штрафов и пеней.

Наконец, самый главный вопрос – какая налоговая нагрузка является оптимальной? С одной стороны, низкие налоговые ставки, установление льгот, вычетов, сокращение налоговых платежей способствуют увеличению деловой активности хозяйствующих субъектов, развитию промышленности и производства, что в современных экономических условиях является приоритетным направлением налоговой политики, направленной на развитие импортозамещаемой продукции. С другой стороны, уровень налоговой нагрузки не должен быть минимальным, поскольку зачисляемые в бюджеты налоговые доходы должны способствовать нормальному финансовому обеспечению функционирования государства, выполнению всеми публично-правовыми образованиями своих расходных обязательств, ведь доля налоговых доходов в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет РФ равна 72% по результатам 2014 года. [5] Соответственно, существенное снижение собираемости посредством снижения налогового бремени может поставить под угрозу функционирование общественного хозяйства, ухудшить социальную поддержку населения, а налоги, в свою очередь, перестанут выполнять функцию экономического регулятора.

Установление максимальных налогов также ведет к краху экономики. Это уже наблюдалось в нашей стране в 90-е гг. в период проведения политики максимальных налогов.

К вопросу о том, какой должна быть оптимальная налоговая нагрузка в России, следует рассмотреть структуру налоговой нагрузки в России и сравнить ее с зарубежными странами.

Таблица 1 – Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР по видам налоговых доходов в 2013 году (% к ВВП) [6]



Средний уровень налоговой нагрузки на экономику в странах-членах ОЭСР в 2013 году составил 34,97% к ВВП, что на 0,86% выше значения в России – 34,11% к ВВП. При этом уровень налоговой нагрузки в России без учета нефтегазовых доходов в 2013 году составил– 23,45% к ВВП, что на 11,5% ниже среднего значения по ОЭСР. Таким образом, доходы от налогов и пошлин, связанные с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют на данный момент чуть более трети от общей величины уровня налоговых изъятий в ВВП страны.

При анализе налоговой нагрузки на экономику России и стран ОЭСР в 2013 году по видам налоговых доходов необходимо отметить, что только по «остальным» налогам и таможенным пошлинам уровень нагрузки в России выше аналогичных показателей в среднем по ОЭСР. Согласно данным ОЭСР, в целом налоговая нагрузка в России была признана экспертами ниже, чем в европейских странах [7]. Как видно из таблицы, налогообложение прибыли, страховые взносы, имущественные налоги, косвенные налоги существенно ниже, чем в странах ОЭСР.

Для оценки этого самого оптимума необходимо проводить всестороннее исследование изменения деловой активности, показателей в каждой из отраслей экономики, применяя те или иные процентные ставки. Важным остается понимание того, что наиболее эффективно устанавливать оптимальную налоговую нагрузку нужно исходя из ряда факторов, таких как особенности законодательства, специфика региона размещения, отрасль, размеры предприятия и т.д.

В случае необходимости пополнения бюджетов дополнительными средствами, перед тем как вводить новые налоги, что явно вызовет социальное негодование в обществе, необходимо решать проблемы иными способами, а именно: распределение поступления доходов от налогов в бюджеты бюджетной системы разных уровней. Заинтересованность местных властей способно повысить собираемость налогов и сборов.

Важным остается решение вопроса оптимизации неэффективных налоговых льгот. Необходим их постоянный мониторинг с целью выявления их неэффективности в каждой из отрасли, законодательное предоставление на ограниченный период времени, определение критериев эффективности и т.д. [8] Введение новых льгот должно сопровождаться целью, экономическим обоснованием, контингентом использования льгот, периодом действия, расчетом недополучения средств в бюджеты и иных показателей.

Таким образом, повышение налоговой нагрузки выше оптимума приводит к снижению деловой активности субъектов экономики, уменьшает собираемость. В российских нынешних условиях, ввиду введения санкций, оттоку капитала, падения курса национальной валюты введение новых налогов отрицательно скажется на темпы экономического роста. Тем не менее, органы государственной власти ввели торговый сбор, увеличили НДФЛ на дивиденды и налог на прибыль организаций на дивиденды с 1 января 2015 года. Падение мировых цен на нефть привело к проседанию торгового баланса, было принято решение секвестировать федеральный бюджет на 10% по всем статьям, кроме защищенных. Следовательно, данные действия органов государственной власти свидетельствуют о нехватке средств, перераспределяемых государством. В такого рода экономических сложностях резкое увеличение налоговой нагрузки может привести к еще большему уменьшению собираемости. Необходимо оптимизировать и модернизировать уже существующие механизмы собираемости налогов и сборов, о которых упоминалось выше.

Библиографический список

1. Предположим, обменный курс определяется как количество иностранной валюты, приходящееся на единицу национальной валюты. Более высокий обменный курс
• ведет к сокращению чистого экспорта

2. В бюджет государства поступает доход от факторов производства, когда оно:
• является собственником хотя бы одного фактора производства

3. Прогрессивный налог — это:
• налог, средняя ставка которого возрастает по мере увеличения доходов налогоплательщика

4. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет
• будет усиливать колебания в рамках экономического цикла

5. Аргументы в защиту плавающих обменных курсов сводятся к следующему
• позволяют использовать кредитно-денежную политику не только как средством поддержания обменных курсов

6. В феврале 2001 года размер внешнего долга России оценивался в пределах ____________________ млрд. долларов США.
• 150-160

7. "Полная занятость" — это:
• уровень безработицы, равный сумме уровней фрикционной и структурной безработицы при нулевом уровне циклической безработицы

8. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда
• сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений

9. Разница между стоимостью экспорта и импорта называется:
• сальдо торгового баланса

10. Государственные расходы увеличивают реальный национальный доход только в том случае, если они
• не вытесняют равновеликого объема реальных частных инвестиций

11. Когда международная ценность национальной валюты растет, тогда
• наблюдается тенденция к сокращению чистого экспорта

12. Наиболее важным показателем оценки государственного долга считается показатель
• по отношению суммы долга к ВВП

13. Госбюджет, сбалансированный на циклической основе, явился бы следствием:
• роста государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада

14. Если человек болен и не может работать, то он
• не учитывается в составе рабочей силы

15. Общий дефицит госбюджета делят на структурный и циклический для того, чтобы .
• выявить влияние фискальной политики на сбалансированность бюджета

16. Проблемы, связанные с растущим государственным долгом, имеют меньшее значение для экономики страны по сравнению с проблемами сокращения объема производства и роста безработицы. Это утверждение отражает точку зрения сторонников .
• функциональных финансов

17. Возвращение на родину лиц, находящихся в другой стране — это:
• репатриация

18. Располагаемый доход — это:
• личный доход минус индивидуальные налоги и неналоговые платежи

19. Из перечисленного, функции налогов заключаются в:
• перераспределение доходов
• увеличение средств, которыми распоряжается государство
• увеличение средств, направляемых на финансирование государственных расходов

20. Рубль будет стоить дороже, если .
• покупательная способность рубля увеличится

21. Основной тенденцией политики доходов и заработной платы в экономически развитых странах является:
• постепенное увеличение нормы заработной платы и повышение равномерности распределения доходов

22. Перечень облагаемых пошлинами товаров и ставок таможенных пошлин — это:
• таможенный тариф

23. Государственный бюджет — это:
• финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы

24. Относительные расходы по обслуживанию государственного долга измеряются:
• отношением суммы процентных выплат по долгу к объему ВНП

25. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить путем сопоставления номинальной заработной платы с динамикой одного из следующих показателей
• уровня цен на товары и услуги

26. Когда члены парламента голосуют против дополнительных налогов, необходимых для увеличение ассигнований на нужды образования, общество отказывается от:
• улучшения системы бесплатного образования при использовании дополнительных ассигнований

27. Активный бюджетный дефицит — это дефицит, вызванный .
• увеличением государственных расходов при снижении налогов

28. Введение импортных пошлин окажется эффективным и приведет к росту чистого экспорта
• при системе фиксированных обменных курсов

29. Для стран с административно-командной системой характерен уровень децильного коэффициента социального неравенства
• 5,0

30. Основной механизм социальной защиты работников в условиях рыночной экономики — это:
• социальное страхование

31. Тарифными считаются такие ограничения импорта, как:
• введение ввозных пошлин

32. Выпуск государственных облигаций
• уменьшает инфляцию

33. Погашение дефицита платежного баланса может быть проведено за счет
• иностранных займов и ввоза капитала

34. Какие налоги могут быть перенесены на конечного потребителя?
• налог на добавленную стоимость

35. Из перечисленного, значительный бюджетный дефицит позволяет:
• увеличить ставку процента, уменьшать объем чистого экспорта, повышать международную ценность национальной валюты

36. Рост государственных расходов имеет наибольший инфляционный потенциал, когда он финансируется за счет
• продажи облигаций Центральному Банку

37. Увеличение золотого содержания национальной валюты — это:
• ревальвация

38. Эгалитарный принцип социальной справедливости подразумевает, что .
• все члены общества получают равные блага

39. Деятельность бирж труда характеризуют направления (из перечисленных):
• выплата пособий по безработице
• профессиональная ориентация работников
• регистрация безработных
• регистрация вакантных мест
• трудоустройство ищущих работу

40. Уровень безработицы определяется:
• соотношением числа безработных к численному рабочей силы

41. Повышение платы за землю исключает такие последствия, как:
• уменьшение прибыли предприятий сельского хозяйства

42. Индексация доходов
• используется для поддержания уровня жизни лиц с фиксированными доходами

43. Непосредственно влияет на перераспределение доходов
• подоходный налог

44. Система государственной индексации доходов в промышленно развитых странах затрагивает:
• государственных служащих

45. Если номинальный доход повысился на 8%, а уровень цен вырос на 10%, то реальный доход
• снизился на 2%

46. Миграция капитала — это:
• перемещение капитала в ссудной и предпринимательской форме между странами

47. Негативный подоходный налог — это налог .
• выплачиваемый государством семьям, когда их доходы падают ниже определенного уровня

48. Объемы потенциального и фактического производства равны
• если уровень безработицы равен естественному

49. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных
• циклической формой безработицы

50. В связи с увеличением импортной пошлины на кофе, скорее всего:
• предложение кофе уменьшится

51. В систему контроля за распределением доходов включается:
• обязательное декларирование всех доходов всеми юридическими и физическими лицами

52. Прямая зависимость существует между
• увеличением государственных расходов и объемом денежной массы

53. К косвенному регулированию валютного курса относится:
• денежная эмиссия

54. Система обязательного социального страхования охватывает всех, кроме
• детей

55. Перераспределение доходов осуществляется:
• посредством регулирующей функции государства

56. Все, что перечислено ниже, может выступать в роли автоматического стабилизатора экономики, за исключением
• дискреционных изменений в налогообложении

57. В коротком периоде при повышении уровня цен занятость возрастет, если .
• рост номинальной зарплаты отстает от роста уровня цен

58. При осуществлении фискальной политики изменение уровня цен:
• уменьшает действенность осуществляемых мероприятий

59. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой — это:
• перераспределение доходов через систему налогов и социальных выплат с целью сглаживания социальных различий

60. Разрешение на экспорт и импорт определенного товара в течение определенного срока, опубликованное в печати — это:
• открытая генеральная лицензия

61. Сторонники протекционизма утверждают, что повышение пошлин, квот и других торговых барьеров необходимо для:
• защиты национальных отраслей от иностранной конкуренции

62. К трансфертным платежам относятся расходы государства на:
• пенсионные и социальные выплаты

63. При прочих равных условиях крупный бюджетный дефицит в период полной занятости приводит к:
• росту реальной процентной ставки

64. Кривая Лаффера отражает связь между
• налоговыми ставками и налоговыми поступлениями

65. При покрытии бюджетного дефицита исключается использование:
• коммерческого кредита

66. Равная сумма налога для каждого налогоплательщика
• не может быть установлена из-за различий в уровне доходов и социальных условий

67. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменной размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру .
• антициклически

68. Эффект вытеснения предполагает, что .
• рост государственных расходов приводит к уменьшению частных инвестиций

69. Массовый экспорт товаров по ценам ниже среднемировых, связанный с сохранением падения покупательной способности денег от понижения их валютного курса — это валютный .
• демпинг

70. Уровень бедности определяется на основе
• прожиточного минимума

71. Правительство в текущем году увеличило расходы на образование населения за счет сокращения затрат на содержание государственного аппарат. Вследствие этого
• возрос перманентный доход страны

72. Увеличение ставки налога на прибыль
• уменьшает совокупный инвестиционный спрос

73. Фрикционная безработица является желательной для общества, так как она
• позволяет эффективнее использовать способности индивида

74. Распределение доходов осуществляется:
• в соответствии с долей участия факторов производства

75. Выкуп государственного долга — это:
• сокращение размера государственного долга путем выплаты денег владельцам государственных ценных бумаг с наступившим сроком погашения

76. Политика доходов в административно-командной экономике основывается на:
• нормативном распределении

77. Добровольно уволившийся работник во время поиска новой работы подвержен ____________________ форме безработицы.
• фрикционной

78. Индекс потребительских цен может быть использован для того, чтобы оценить:
• различия в рыночной стоимости "товарной корзины" двух разных временных периодов

79. Государственных долг — это:
• общая накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета

80. Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям
• комбинированной политики

81. В случае заметного снижения курса доллара США по отношению к ЕВРО в США:
• экспорт возрастает, а импорт снизится

82. Наиболее рациональным решением проблемы дефицитного бюджета является:
• сокращение расходов бюджета

83. Одна из проблем государственного долга заключается в том, что .
• часть национального продукта уходит за пределы страны

84. Ограничение импорта в стране национального производства
• приведет к сохранению неэффективных отраслей производства

85. Бюджет с превышением доходов над расходами называется:
• профицитным

86. Личный доход — это:
• доход, полученный домохозяйствами в течение данного года, включая сумму, которую составляют их налоги

87. Эффект вытеснения, связанный с государственным долгом, возникшим в результате роста государственных расходов
• приводит к увеличению ставки процента

88. Место государственных закупок товаров и услуг в национальном производстве
• государственные расходы, включая расходы местных органов власти, на конечную продукцию предприятий и земельные ресурсы

89. Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том, что только пошлина
• приносит доходы в госбюджет

90. Для стран с переходной экономикой характерен уровень децильного коэффициента социального неравенства
• 15,0

91. Неравенство доходов — это:
• неравномерное распределение национального дохода между населением страны

92. Коэффициент Джини вырос в России с 0,22 в 1991 г. до 0,35 в 1995 г. Это означает, что .
• дифференциация доходов усилилась

93. Кривая Лоренца показывает:
• степень неравномерности персонального распределения доходов

94. Объекты коммунальной собственности финансируются за счет
• местных финансов

95. Платежами, рассматриваемыми как государственная благотворительность, являются:
• пособия на детей

96. Чистый экспорт — это:
• отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП

97. Увеличение потребления дешевых продуктов питания, скорее всего, свидетельствует о:
• снижении уровня жизни

98. Менее всего пострадают от непредвиденной инфляции те
• кто стал должником, когда цены были ниже

99. Мультипликатор внешней торговли — термин, обозначающий, что .
• экспорт оказывает множительное воздействие на совокупный спрос

100. Минимальный размер заработной платы устанавливается:
• государственным законом

№ 1. Разработка мер антимонопольной политики характеризует выполнение государством экономической функции

Регулирования рыночных отношений

Обеспечение занятости населения

Производства общественных благ

Регулирования денежного обращения

№ 2. Рыночная цена товара является результатом

Решения производителя товара

Учета затрат на производство товара

Согласования интересов продавца и покупателя

оценки качества товара

№ 3. Рациональный производитель стремится

1.Постоянно увеличивать объем выпускаемой продукции

2. Снижать стоимость основных факторов производства

3. Увеличивать издержки производства

4. Увеличивать объем выпуска продукции при снижении затрат

№ 4. Организация бесплатной медицинской помощи гражданам является примером выполнения государством экономической функции

Обеспечения стабильного развития экономики

Производства общественных благ

Регулирования рыночных отношений

Обеспечения роста доходов населения

№ 5. Верны ли следующие суждения о влиянии рыночной цены на производство

А. Рост цен на товары способствуют увеличению числа производителей на рынке

Б. Когда цены на товары снижаются, производители вынуждены снижать предложение

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

№ 6. Какой вид деятельности характеризует сферу производства

изготовление рекламных щитов

выплата социальных пособий

обед в ресторане

№ 7. Монополизм в экономике

препятствует развитию конкурентного рынка

стимулирует научно-технический прогресс

способствует рациональному использованию ресурсов

устраняет социальное неравенство

№ 8. Отличительным признаком деятельности предпринимателя является

увеличение объема производства

соблюдение технологической дисциплины

принятие самостоятельных экономических решений

учет постоянных и переменных затрат производства

№ 9. Верны ли следующие суждения о различиях в функционировании экономических систем

А.экономические системы отличаются механизмами государственного регулирования экономики

Б. экономические системы отличаются размерами кредитов, выдаваемых предприятиям

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

№ 10. Что может быть источником дохода потребителя в условиях рынка

№ 11. предоставление гражданам бесплатной помощи правоохранительных органов – пример выполнения государством экономической функции

Регулирования занятости населения

производства общественных благ

Защиты прав потребителей

Обеспечения стабильности экономики

№ 12. Развитие информационного общества способствовало росту спроса на услуги программистов и компьютерных аналитиков. Этот пример отражает ситуацию на рынке

№ 13. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?

А. Государство стремиться уменьшать налоговое бремя на производителя, если в экономике спад потребления

Б. Государство стремиться уменьшать налоговое бремя. Если увеличиваются размеры государственного долга

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

№ 14. Крупные предприятия и организации города проводят ежегодно ярмарки вакансий для молодежи и специалистов различной квалификации. Это пример функционирования рынка

№ 15. Социально-экономические преобразования в России увеличили спрос на переквалификацию и переподготовку специалистов для новых рыночных структур. Это пример функционирования рынка

№ 16. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?

А. Государство использует механизм налогообложения для повышения благосостояния групп населения с низкими доходами

Б. Повышение налогов всегда ведет к снижению производительности труда

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

№ 1. запишите слово, пропущенное в схеме

№ 2. Ниже приведен ряд терминов. Все из них за исключением одного, относятся к понятию «обмен». Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда и относящийся к другим характеристикам экономической жизни общества

Спрос, рынок, торговля, инвестиции, товар, бартер, цена

№ 3. Установите соответствие между различными значениями понятия «экономика» и их существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце? подберите соответствующую позицию из второго столбца

исследование мотивов поведения субъектов экономики

изучение национальной экономики во взаимосвязи с внешним миром

создание и распределение материальных благ

разработка путей повышения эффективности экономических процессов

А. экономика как наука

Б. экономика как хозяйство

№ 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе.

№ 2. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние рыночной цены на деятельность производителя (сначала написать суть влияния, а потом – пример)*

Тема 6. Социальная сфера

№ 1. Верны ли следующие суждения

Молодежь – это группа, выделяемая по:

А. Демографическому признаку

Б. Этническому признаку

А. Демографический критерий

Б. Этнический критерий

\№ 3. Положение человека в обществе – это

№ 4. Какой статус относят к предписанному статусу

№ 5. Что является признаком социального статуса

Следование требованиям моды

Уважение к родителям

№ 6. Верны ли следующие суждения

А. Социальная роль – это определенное место, занимаемое личностью в обществе

Б. Социальная роль – это совокупность действий, которые человек выполняет в соответствии со своим социальным статусом

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

№ 7. После расторжения брака гражданин С. продолжил по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности

Выполнения социальной роли отца

Соблюдения социальной нормы

Осуществления социальной политики

Проявления социальной мобильности

№ 8. Политическую дифференциацию общества характеризует

различие доходов населения

различие уровня жизни населения

деление общества на управляющих и управляемых

выделение в обществе различных групп по роду их деятельности

№ 9. Политическая дифференциация проявляется в

Делении общества на лидеров и массы

Усложнение функций государства

Отделении церкви от государства

Появлении новых государственных органов

№ 10. Социальное неравенство проявляется в

Различиях между людьми по природным способностям и склонностям

Отсутствии разделения труда

Принципе распределения материальных благ поровну

Наличии привилегий для отдельных групп

№ 11. Верны ли следующие суждения

А. Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

Б. Социальная дифференциация – это переход с одной ступени социальной лестницы на другую

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

№ 12. преподаватель становится старшим преподавателем, старший преподаватель – доцентом, доцент – профессором. Это пример

№ 13. Получение чиновником в дореволюционной России очередного чина в соответствии с Табелью о рангах – пример

№ 14. Что относится к вертикальной социальной мобильности. Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания

гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на 5 этаже в трехкомнатную квартиру на 8 этаже этого же дома

рядовой инженер назначен руководителем проекта

офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии

мелкий торговец продуктами питания стал заниматься торговлей подержанными вещами

гражданка вступила в повторный брак

секретарша согласилась выполнять дополнительные обязанности

№ 15. Вера в сверхестественные силы – основа

№ 16. Эстетические нормы

1.закрепляются в государственном законодательстве

2. обеспечиваются силой государственного принуждения

3. основаны на вере в сверхестественные силы

4. закрепляют представление о прекрасном и безобразном

№ 17. Силой государства закрепляются нормы

№ 18. Чем отличаются моральные нормы от правовых норм?

Моральные нормы являются неформальными

Выполнение моральных норм контролируется государством

Моральные нормы обязательно закрепляются в соответствующих законах

Нарушение моральных норм карается мерами государственного принуждения

№ 19. Отклоняющееся поведение – это

Любые изменения в жизни человека

Перемещение человека в пределах своей группы

Несоблюдение принятых в обществе норм

Изменение статуса человека

А. Отклоняющееся поведение нарушает только правовые нормы

Б. Отклоняющееся поведение нарушает писанные и неписанные нормы

1.Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

№ 21. Более 25 лет житель Владивостока собирает кирпичи. В его коллекции 1150 кирпичей, среди которых нет двух одинаковых. Это пример

Соответствующего обычаям поведения

Позитивного отклоняющегося поведения

Негативного отклоняющегося поведения

№ 22. Семья в отличие от других малых социальных групп характеризуется

наличием общей цели

№ 23. Что характеризует демократическую (партнерскую) семью

Беспрекословное подчинение младших старшим

Ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства

добровольное распределение обязанностей между членами семьи

совместное проживание нескольких поколений родственников

№ 1. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность как парижане?

№ 2. Социальные нормы. В которых отражаются представления людей о добре и зле, - это

обычаи и традиции

№ 3. К числу основных принципов этнической общности относится

1. общность политических взглядов

общность исторического пути

№ 4. Какое из утверждений раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе

государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность

государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другими

государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств

государство вводит особый налог на тех, кто не исповедует религию большинства

№ 5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп

А. для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения

Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

№ 6. Укажите проявления национальной политики в демократическом обществе

деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь запрещена

ограничены возможности общаться, воспитывать и обучать на родном языке

государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств

указание и определение гражданином своей национальности обязательно

№ 7. Верны ли следующие суждения о семье

А. Семья – это малая группа

Б. Семья – это социальный институт

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

№ 8. По какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты

№ 9. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

обеспечиваются силой общественного мнения

обеспечиваются силой государственного принуждения

поддерживаются моральным сознанием

осваиваются в процессе социализации

№ 10. Моральные нормы в отличие от правовых

регламентируют поведение людей

содержатся только в священных книгах

обеспечиваются исключительно силой общественного мнения

осваиваются в процессе социализации

№ 11. Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной) семьи

А. женщина экономически зависит от мужчины

Б. Домашние обязанности четко распределены между мужем и женой

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

№ 12. Что характеризует хозяйственную функцию семьи

воспроизводство социальной структуры

организация семейного досуга

распределение домашнего труда

№ 13. Великий философ Н. Кузанский родился в рыбацкой семье, но принял монашество и приобрел более престижный социальный статус. Какое социальное явление иллюстрирует этот исторический пример

№ 14. Верны ли следующие суждения о социальном контроле

А. Социальный контроль – система методов воздействия общества, социальных групп на личность

Б. Самоконтроль человека – элемент социального контроля

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

№ 15. По территориальному признаку выделяют такую социальную общность, как

№ 16. В искусстве классицизма важную роль играли представления о прекрасном, возникшие в античности. Это пример

№ 17. Что характеризует досуговую функцию семьи

ведение домашнего хозяйства

опека над малолетними

организация семейного отдыха

воспитание и обучение подрастающего поколения

№ 18. В ходе социологических опросов 2001 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Что могло бы повлиять на ваше решение в ближайшие 2-3 года родить хотя бы одного ребенка? Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к этой проблеме» Полученные данные представлены в таблице

Решение не будет зависеть ни от каких условий

Кривая Лаффера: оптимальные налоговые ставки

Сегодня я хочу поднять важную тему: зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговых ставок, которая известна как кривая Лаффера. Что отображает данная кривая, почему она именно такая, и каковы оптимальные налоговые ставки в государстве — обо всем этом поговорим далее. Думаю, что тема должна быть интересной.

  1. К чему приводит повышение налоговых ставок?
  2. Кривая Лаффера
  3. Каковы оптимальные налоговые ставки?

К чему приводит повышение налоговых ставок?

Как вы знаете, в последние годы в России ведется политика повышения налогов и сборов. Увеличиваются ставки по действующим налогам (например, НДС), вводятся новые (на проценты по вкладам, доходы по облигациям, налог на профессиональную деятельность для самозанятых, увеличение налога «для богатых» и т.д.). Таким образом государство стремится увеличить бюджетные поступления. Однако, эти поступления по многим видам налогов не растут, а падают, и в целом — тоже падают, о чем свидетельствуют данные налоговой службы:

Почему так происходит? Дело в том, что увеличение налоговых ставок не всегда ведет к увеличению объема налоговых платежей, а может привести и к обратному эффекту. В какой-то момент налоговые платежи становятся непосильными для представителей бизнеса и граждан, и они попросту закрывают свою деятельность, либо уходят в тень, чтобы не платить налоги.

Именно такой эффект мы и наблюдали в России в 2020 году: согласно официальной статистике прекратили свою деятельность около 20% бизнес-единиц, то есть, пятая часть! Это, соответственно, привело к снижению налоговых сборов не только с бизнеса, но и с граждан, пользующихся товарами и услугами.

Чтобы увеличить налоговые поступления в бюджет, во многих случаях следует не увеличивать, а наоборот, уменьшать налоговые ставки и количество налогов. Эта экономическая закономерность выявлена аналитическими исследованиями и получила известность в своем графическом отображении как кривая Лаффера.

Кривая Лаффера

Американский экономист Артур Лаффер вывел и доказал зависимость влияния уровня налоговых ставок на объем налоговых поступлений в бюджет государства. Хотя он же утверждал, что не является основоположником данной теории, истоки которой он находил и в экономической теории кейнсианства и даже у средневековых ученых. Лаффер знаменит тем, что наглядно отобразил данную зависимость на графике, получившем название «Кривая Лаффера». Вот так она выглядит:

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера показывает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок. При увеличении налоговой нагрузки объем налоговых поступлений в бюджет растет только до определенного уровня, далее — он начинает снижаться.

Точка А на графике — это идеальное соотношение между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями.

Например, если при совокупном объеме налоговых ставок 50% (в точке A) налоговые поступления в бюджет будут максимальными, то при объеме ставок 30% и 70% (в точках B и C) налоговые поступления будут ниже, причем, одинаковыми.

Из этой закономерности можно вывести важные следствия:

  1. Если после повышения налоговых ставок и начала снижения поступлений повышать ставки еще сильнее, то и поступления начнут снижаться еще сильнее.
  2. Если после повышения налоговых ставок объем поступлений снизился, для его увеличения ставки надо обратно понижать.
  3. Если ставки долгое время не менялись, и стоит задача повысить налоговые поступления в бюджет — возможно, для этого следует понизить, а не повысить ставки.
  4. Если снижать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к снижению налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к росту.
  5. Если повышать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к росту налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к снижению.

Каковы оптимальные налоговые ставки?

Теперь о главном: какими должны быть оптимальные налоговые ставки, как найти ту самую точку A на графике? На этот вопрос нет однозначного ответа: для каждой страны эта точка может быть разной. Если очень сильно усреднить, то считается, что уровень предельной налоговой нагрузки не должен превышать 40-50% от дохода, если ставки выше — интерес к заработку теряется. При этом оптимальной налоговой ставкой, устраивающей налогоплательщиков, считается ставка налога на доходы около 15%. Так или иначе, оптимальный уровень налоговых ставок в конкретной ситуации можно определить путем анализа, опытным путем.

Кривая Лаффера используется для оценки и анализа объема налоговых поступлений не только от представителей бизнеса, но и от населения. Тем более, что изначально объектом исследования был налог на доходы, применяемый как к физлицам, так и к представителям бизнеса.

В истории есть успешные примеры применения кривой Лаффера на практике, когда налоговые ставки снижали, в т.ч. и кардинально, и это приводило к росту налоговых поступлений в бюджет.

Например, еще в 1925 году в США кардинальным образом снизили налог на доходы физлиц — с 73% до 25%, примерно в 3 раза. За последующие 8 лет объем годовых налоговых поступлений в бюджет увеличился с 719 млн. до 1 млрд. долларов, то есть, на 39%.

Другой пример. В конце 90-х годов в Польше власти существенно повысили акцизы на алкогольные и табачные изделия. Это привело к резкому сокращению поступлений акцизного сбора, поскольку граждане страны перестали покупать легальные товары и начали пользоваться контрабандой. Как следствие падения объема продаж, упало и производство. Тогда власти страны вновь понизили ставку акцизного сбора с 29% до 18% и объемы налоговых сборов вновь увеличились.

Кривая Лаффера в реальных условиях не столь ровная и симметричная, как показана на графике, график является лишь упрощенным представлением этой зависимости. Но зависимость в любом случае есть.

Важно понимать, что если государство повышает налоги, а объемы налоговых платежей при этом падают, самое время вспомнить кривую Лаффера и действовать в обратном направлении. Тем более, если налоговая нагрузка в стране и так очень высока.

Однажды я подсчитывал, какие налоги в России платит человек, и получилось, что около 70% (!) своего заработка он отдает государству в виде прямых и косвенных налогов. Также я сравнивал налоги в России и в США, получилось, что в США налоговая нагрузка более чем в 3 раза ниже. При подобном и так очень высоком уровне налоговой нагрузки дальнейшее повышение налогов и сборов вряд ли приведет к увеличению наполняемости бюджета, а скорее, согласно кривой Лаффера, покажет обратный результат. Что мы уже начинаем наблюдать. Так что, в нынешней ситуации, с учетом и так нерадужного финансового положения страны и ее граждан, целесообразнее было бы снижать налоги, а не повышать их и вводить новые.

Теперь вы знаете, что отражает кривая Лаффера, и где она используется. На этом буду заканчивать. Как всегда рад услышать ваше мнение в комментариях. Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свой уровень финансовой грамотности!

Государственный долг в странах мира и в России - проблема или необходимость?

Принято считать, что государственный долг может стать угрозой для безопасности экономики, однако формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов считается нормальной практикой как для России, так и для других развитых стран. Разбираемся, является ли госдолг проблемой современной экономики или необходимым фактором ее существования.

Чем опасен госдолг? Наличие госдолга имеет свои недостатки. Это особенно актуально в отношении внешнего долга. Прежде всего, он усиливает зависимость государства от международных кредиторов, обесценивает национальную валюту. Растущая долговая нагрузка способствует увеличению стоимости государственных заимствований, что ведет к удорожанию стоимости капиталов на финансовом рынке и тормозит деловую активность. Рост объемов заимствований провоцирует инфляцию и нарушает баланс между товарным и денежным обращением.

Актуализация рисков государственного долга в мире наблюдается с 2008 года, когда в условиях мирового финансового кризиса некоторые страны (Греция, Испания, Италия, Португалия и др.) столкнулись с невозможностью рефинансировать накопленный за предыдущие периоды государственный долг для его погашения и обслуживания, что привело к дестабилизации их финансовой системы и экономики. Это обусловило введение в этих странах жестких мер по ограничению государственных займов через сокращение бюджетных расходов и установление контроля за долговыми параметрами.

Кризисные явления и замедление темпов развития мировой экономики становятся причиной для реализации стимулирующей бюджетной политики, следствием которой является рост государственного долга. Несмотря на неоднозначную оценку учеными-экономистами последствий для экономики страны функционирования государственного долга, формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов следует признать нормальной практикой развитых стран.

Ситуация в мире. Количественный анализ стран мира по уровню государственного долга в процентном отношении к ВВП за 2013, 2015 и 2018 годы показывает, что при устойчивом росте совокупной долговой нагрузки ее распределение в процентных диапазонах неравномерно. Заметно выросло число стран с долговой нагрузкой выше 60%. Если в 2013 году с уровнем государственного долга, превышающим 60% ВВП, было 48 стран, то в 2015 году их количество выросло до 61, а в 2018-м - до 67. Количество стран с уровнем госдолга от 80 до 100% также увеличилось: с 10 в 2013 году до 27 - в 2018-м. В то же время количество стран с нагрузкой выше 100% за рассматриваемый период сократилось с 15–17 в 2013 и 2015 годах до 11 к концу 2018 года. Около 64% стран мира от их общего количества к концу 2018 года имеют госдолг, не превышающий 60% ВВП. Среднее значение совокупного государственного долга к мировому ВВП составило при этом 80%.

Среди всех стран наибольший по абсолютному размеру государственный долг имеют США - около 21 трлн долларов. Однако в относительном выражении к ВВП самый крупный долг имеет Япония - 235%.

Количественное распределение стран мира по уровню государственного долга в % к ВВП в 2015 и 2018 годах

оличественное распределение стран мира по уровню государственного долга

Ситуация в России. За последние 10 лет прослеживается умеренный рост совокупного объема государственного долга Российской Федерации с нарастанием его темпов начиная с 2014 года. Это связано с ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, началом торможения российской экономики, постепенным исчерпанием суверенных резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета. С 2013 по 2017 год государственный долг увеличился на 3,7 трлн рублей, или на 3,6 п.п. к ВВП.

Государственный долг РФ 2010 – 2021 гг.

Государственный долг РФ 2010 – 2021 гг.

Тенденция к росту сохраняется даже в периоды утверждения федерального бюджета с профицитом. Более того, этот рост с 2018 года имеет ускоренную динамику. Согласно федеральному закону "О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" государственный долг вырастет на 5,4 трлн рублей (на 3% к ВВП). Причиной такого роста является необходимость расширения финансирования национальных проектов за счет государственных займов, а не за счет дополнительных нефтегазовых доходов, создающих этот профицит. Это обусловлено действующим бюджетным правилом, которое используется при составлении и исполнении федерального бюджета.

Несмотря на рост государственного долга, общая долговая нагрузка Российской Федерации остается на безопасном уровне (менее 20%).

Основные показатели долговой нагрузки Российской Федерации в 2016–2021 годах

Читайте также: