Государство обладает монопольным правом сбора налогов

Опубликовано: 05.05.2024

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Глава II.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 10. Государство, его признаки и формы

Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предложить следующее краткое определение: государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т.д. Государство – главный институт власти. Посредством государства органы власти реализуют свою политику.

Таким образом, понятия «власть», «государство» и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Есть три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства: общественный, классовый (марксистский) и политико-правовой.

Согласно общественному подходу, государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Сущность классового (марксистского) подхода можно выразить так: государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классового господства, подавления одних классов другими. По мнению сторонников политико-правового подхода, государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства. Определенный смысл есть во всех трех позициях. К ошибкам и заблуждениям ведет абсолютизация одной из них.

Государство характеризуется рядом устойчивых признаков.

1. Наличие публичной власти, имеющей определенную социально-классовую, экономическую основу.

2. Существование особой политической организации.

3. Деление населения по территориальным единицам (территориальное деление населения в масштабах всей страны).

4. Суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах.

5. Выполнение ряда функций, в основе которых лежат определенные обязанности по отношению к обществу: защита территории, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей и др.

6. Закрепление за государством ряда монопольных прав: издание законов, выпуск денежных знаков, сбор налогов и др.

Все признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.

Признаки государства
ОсновныеДополнительные
1. Территориальная организация власти и населения.
2. Государственный суверенитет.
3. Аппарат управления (публичная власть).
4. Армия.
5. Правоохранительные органы, суды.
6. Налоговая служба.
7. Монополия государства на правотворчество (конституция и законы)
1. Единое экономическое пространство.
2. Столица.
3. Государственные символы (герб, гимн, флаг).
4. Государственный язык.
5. Единая денежная система.
6. Энергетическая и транспортная системы, связь.
7. Внешняя политика.
8. Единое информационное пространство

Охарактеризуем некоторые из этих признаков.

Государство не может существовать без территории, которая включает: сушу, недра, водное и воздушное пространство.

Государство защищает свою территорию от нападений врагов и осуществляет свою власть в её пределах.

Население государства (народ или народы) проживает на территории государства.

Аппарат управления — система государственных органов, осуществляющих публичную (государственную) власть.

Суверенитет государства — это его независимость, самостоятельность в решении всех вопросов внутренней и внешней политики.

Всё, чем непосредственно занимается государство, выполняя задачи, стоящие перед ним, относится к функциям государства.

Таким образом, функции государства — это главные направления деятельности государства для выполнения своей роли в обществе.

Функции государства разделяют на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся: политическая, экономическая, социальная, правоохранительная, экологическая, культурная, информационная, транспортная, борьба с последствиями чрезвычайных ситуаций и др.

Внешние функции включают: дипломатическую, по обороне страны, внешнеполитическую, внешнеэкономическую, по культурному сотрудничеству, экологическую, информационную, а также участие в разрешении глобальных проблем.

Государство всегда имеет определенную форму, которая зависит от особенностей формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

По форме правления государства различаются в зависимости от того, как образуются органы власти, как складываются взаимоотношения между ними, кому принадлежит верховная власть. Если верховная власть осуществляется одним лицом и приобретается в порядке наследования, то перед нами монархия. Если органы верховной власти (в современном мире это, как правило, парламент) избираются на всенародных выборах, то речь идет о республике.


Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передаётся по наследству.

Монархии бывают абсолютными (власть единолично осуществляется монархом) и конституционными, или парламентарными (власть монарха существенно ограничена законодательной властью представительного органа, формирующего исполнительную власть). Некоторые исследователи выделяют также дуалистические монархии, в которых законодательная власть принадлежит представительным выборным органам, подчиненным монарху, возглавляющему исполнительную власть.


Заседание английского парламента

Республика (лат. res publica – общественное дело) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.

Республики бывают президентскими (президент сочетает полномочия главы государства и правительства, не несет прямой ответственности перед парламентом и не может его распускать; например, США), парламентскими (президент является главой государства, но исполнительную власть осуществляет премьер-министр формируемого парламентом правительства; например, Италия, Индия) и смешанными (им свойственны черты как парламентской, так и президентской республики, сильная власть президента сочетается с широкими правами парламента; например, Франция, Россия).

Форма государственного устройства определяется особенностями деления страны на административно-территориальные единицы и автономные образования. С этой точки зрения различают унитарные и федеративные государства (§ 21 учнбника). Выделяют также конфедерации и содружества государств.


Политический режим – это способ властвования, совокупность:

• средств и методов воздействия на общество, применяемых властями;

• уровня политического сознания;

• состояния политической культуры населения.

Режимы бывают демократическими, авторитарными, либеральными, антидемократическими.


К антидемократическим режимам относятся деспотический, тиранический, тоталитарный. Их примеры вы изучали в курсах истории Древнего мира, Средних веков и Новейшего времени.

Признаки тоталитарного режима: тираническая, диктаторская власть; тотальный контроль за поведением, деятельностью и мышлением людей; бессудные репрессии; милитаризация общественной жизни; монопартийность и моноидеология и др. Таковы, например, германский фашизм 1930–1940-х гг., СССР сталинского периода, режим Мао Цзэдуна в Китае, режим «красных кхмеров» в Камбодже в 1970-е гг.

При авторитарном режиме власть, как правило, соблюдает основные гражданские свободы, но ведет себя по отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц; правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся нерегулярно и часто фальсифицируются; средства массовой информации не отражают весь спектр мнений различных слоев населения и т.д. Режим Франко в Испании; генерала X. Перона в 1960-е гг. в Аргентине; генерала А. Пиночета, установленный в Чили в 1973 г., – примеры авторитарных режимов.

Для либерального режима характерны: формальное равенство граждан, многопартийность, выборность госорганов, реализация принципа разделения властей и децентрализации. Существует в странах с высоким уровнем экономического, политического и социального развития, где основой являются рыночная экономика и частная собственность (Япония и некоторые страны Европы).

Признаки демократического режима (демократии): народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов при уважении волеизъявления меньшинства); строгое соблюдение прав и свобод человека; свободные и честные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство; социальный, политический, идеологический и другой плюрализм; терпимость, сотрудничество, готовность к компромиссу. К демократическим странам относятся, например, Германия, Италия, США, Франция, Индия и др.


Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «государство».

2. Охарактеризуйте основные теоретические подходы к пониманию сущности государства.

3. Классифицируйте признаки государства, выделив основные и дополнительные.

4. Составьте таблицу функций государства и дайте их краткую характеристику.

5. Сравните формы правления и приведите их примеры.

6. Классифицируйте формы государственного устройства, дайте их характеристику и проиллюстрируйте примерами государств.

7. Используя Интернет, приведите примеры видов политических режимов.

8*. Вспомните историю Древнего мира и Средних веков и расскажите о государствах с деспотическим и тираническим режимами. Существуют ли сейчас такие государства?

9. Сравните либеральный и демократический режимы, определите их сходство и различия.

10. Классифицируйте основные признаки демократии.

Исследуем документы и материалы

Как свидетельствует опыт истории, именно с правом связывается утверждение начал демократизма, равенства, свободы. И напротив, антидемократическим режимам, диктаторским государствам право всегда мешало, и поэтому, как правило, периоды реакции, подавления демократических прав и свобод характеризуются тенденцией на свертывание правовых форм регулирования общественных отношений, переносом центра тяжести на внеправовые методы государственной деятельности.

1) Признаки монархии и республики. В каком государстве, как вам кажется, комфортнее жить современному человеку? Своё мнение обоснуйте.

2) Какие функции государства наиболее важные? Почему?

Темы для проектов и рефератов

1) Сравнительные характеристики политических режимов (на примерах из истории).

2) Функции государства.

Часть 1

1. Запишите слова, пропущенные в схеме.


2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) налог на прибыль; 2) прямой налог; 3) налог на наследство; 4) подоходный налог; 5) налог на имущество.

3. Ниже приведен перечень государственных органов РФ. Все они, за исключением двух, относятся к правоохранительным органам.

1) Министерство внутренних дел; 2) Федеральная служба безопасности; 3) Министерство иностранных дел; 4) прокуратура; 5) нотариат; 6) Федеральное космическое агентство.

Найдите два органа, “выпадающих” из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4. Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.

2) Средством вербального общения является мимика.

3) Информационное общество создало новые формы общения.

4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.

5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.

5. Установите соответствие между социальными институтами и потребностями коллективов, общества в целом, которые они удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) упорядочивать общественную жизнь

Б) социализировать детей и подростков

В) обеспечивать общественную безопасность

Г) создавать средства существования

Д) получать знания

3) материальное производство

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совершенствование техники

2) культурная унификация

3) рост влияния транснациональных корпораций

4) повышение уровня образованности населения

5) расширение рынка рекламы

6) рост продолжительности жизни людей

7. Выберите верные суждения об основах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рыночная экономика базируется на государственной собственности на средства производства.

2) Равновесная рыночная цена — это цена согласия продавца и покупателя.

3) В условиях рыночной экономики конкурируют производители.

4) Обострение конкуренции в условиях рынка ведет к росту цен на товары и услуги.

5) Закон спроса проявляет себя в том, что с ростом цены на товар растет его предложение.

8. Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) расходы на сырье и материалы

Б) плата за аренду помещения

В) расходы на коммунальные услуги

Г) расходы на зарплату сотрудников

Д) страховые выплаты

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Что относится к функциям государства в условиях рынка? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) контроль за ценами на товары и услуги

2) распределение факторов производства между производителями

3) создание общественных благ

4) поддержка социально незащищенных групп населения

5) создание условий для развития среднего и малого бизнеса

10. На графике отражена ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объем спроса товара).


Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приближение сезона холодов

2) монополизация нефтяной отрасли

3) изменение ставки налога на прибыль

4) открытие новых нефтяных месторождений

5) вступление в фазу экономического роста

11. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.

2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.

3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения девиантного поведения.

4) Награждение государственным орденом служит примером неформальной позитивной санкции.

5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.

12. В нашей стране социологическая служба проводила опросы населения, выясняя, что на данном этапе формирует основы жизненного опыта молодежи. Результаты опроса приведены в представленной ниже таблице (в %).

Радио и телевидение

Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семья остается основным фактором, влияющим на социализацию личности.

2) Место и роль каждого из факторов, влияющих на социализацию молодежи, за прошедшее десятилетие не изменились.

3) Наиболее быстрыми темпами возрастает влияние виртуального общения.

4) Школа во влиянии на молодежь по-прежнему уступает влиянию компании сверстников.

5) Наблюдается тенденция снижения роли всех общественных институтов в формировании жизненного опыта молодежи.

13. Выберите верные суждения о признаках, присущих любому государству, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К признакам государства относится его территориальная целостность.

2) Высшим органом законодательной власти в государстве является парламент.

3) Государство обладает монопольным правом сбора налогов.

4) Важнейшим признаком государства является его суверенитет.

5) Государству присуще разделение власти на самостоятельные ветви.

14. Установите соответствие между государственными полномочиями и функциями и субъектами высшей судебной власти РФ, которые их реализуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ

СУБЪЕКТЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РФ

А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции

Б) разрешает споры о компетенции между высшими государственными органами субъектов РФ

В) дает разъяснения по вопросам судебной практики

Г) разрешает споры о компетенции между высшими органами федеральной власти

Д) дает толкование Основного закона страны

1) Конституционный Суд РФ

2) Верховный Суд РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

15. Найдите в приведенном ниже списке признаки, присущие любому государству как общественному институту. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) законодательная деятельность

2) выборность органов власти

4) территориальная целостность

5) наличие публичной власти

6) разделение властей

16. Что из перечисленного, согласно Конституции РФ, относится к политическим правам граждан РФ? Запишите цифры, под которыми эти права указаны.

1) право проводить собрания, митинги, демонстрации

2) право свободно использовать свои способности для предпринимательской деятельности

3) право иметь религиозные и иные убеждения

4) право избирать и быть избранными в органы государственной власти

5) право на неприкосновенность жилища

17. Выберите верные суждения об объектах правоотношений и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отсутствие объекта права делает бессмысленными любые правоотношения.

2) Объектами правоотношений могут быть коммерческие организации.

3) Согласно Гражданскому кодексу РФ результаты интеллектуальной деятельности относятся к объектам правоотношений.

4) Физические лица могут быть объектами правоотношений.

5) Вещи, включая деньги и ценные бумаги, относятся к объектам гражданских правоотношений.

18. Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ

А) осуществление правосудия

Б) толкование правовых норм

В) уголовное преследование

Г) участие в отправлении правосудия

Д) официальное удостоверение Юридических фактов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

19. Найдите в приведенном списке правоохранительные органы РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственная Дума

2) Администрация Президента

5) Совет безопасности

6) Министерство иностранных дел

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

“В марксизме принято выделять рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический периоды социального развития, или общественно-экономические __________ (А). Здесь за основу периодизации берется экономическая сторона и конкретно — форма __________ (Б) на средства производства. Наиболее распространенным в современной социологической теории является деление обществ на традиционное и современное. Традиционное общество — это прежде всего аграрное общество. Подавляющая часть его населения проживает в сельской местности и занята примитивным сельскохозяйственным трудом и ремеслом, основанном на простом __________ (В). Традиционное общество отличается закрытой социальной __________ (Г), исключающей вертикальную и горизонтальную социальную __________ (Д), и низким индивидуальным __________ (Е) большинства его членов”.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Рыночная экономика — это социальная система разделения труда и частной собственности на средства производства. Рынок направляет активность людей в такое русло, где они лучше всего соответствуют потребностям окружающих. Рынок работает без принудительных мер. Поддержание жизни, здоровья и собственности против насилия, агрессии, надувательства со стороны внутренних преступных элементов и внешних врагов — таковы функции государства, гаранта нормальной работы рыночной экономики. Индивид интегрируется, как умеет, самостоятельно в систему кооперации.

Рыночный процесс есть адаптация индивидуальных поступков к требованиям взаимной кооперации. Цены указывают производителям, что, как и в каком количестве следует производить. Рынок есть фокус, в котором пересекаются и отражаются виды активности; из этого центра они распространяются дальше.

Рыночную экономику следует строго отличать от второй мыслимой системы. Систему государственной собственности на средства производства обычно называют социализмом, коммунизмом, плановой экономикой или государственным капитализмом. Рыночная экономика, или, как обычно говорят, капитализм, и социалистическая экономика взаимно исключают друг друга. [. ] Капитализм, т.е. рыночная экономика, — это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т.е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Капиталисты, предприниматели и фермеры играют важную роль в сфере экономики. Они стоят у штурвала и ведут корабль. Но они не вольны определять его курс. Они всего лишь рулевые, обязанные беспрекословно подчиняться приказам капитана. Капитаном является потребитель.

Капиталисты, предприниматели, фермеры не определяют, что следует производить, — это делают потребители. Бизнесмены производят не для собственного потребления, а на рынок. Их основная цель — продать свою продукцию. Если потребители не покупают предлагаемые товары, бизнесмен не может окупить понесенные затраты. Он теряет свои деньги. Если он не сможет приспособить производство к желаниям потребителей, ему очень скоро придется расстаться со своим привилегированным положением штурмана. Его заменят другие, кому лучше удается удовлетворять запросы потребителей.

21. На какие показатели производства указывают цены в условиях рынка? Что заставляет предпринимателя производить нужные людям блага?

22. Каковы, на взгляд автора, функции государства в условиях рынка? Опираясь на обществоведческие знания, укажите еще одну функцию.

23. В тексте отмечается, что в условиях рынка материальные факторы производства находятся в частной собственности. Опираясь на обществоведческие знания, назовите три фактора производства и конкретизируйте каждый из них.

24. Как, на взгляд автора, соотносятся рыночная и плановая (государственная) экономика? Согласны ли Вы с автором в этом вопросе? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “форма правления государства”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разновидностях форм правления, и другое предложение, характеризующее одну из этих разновидностей.

26. Назовите три субъекта гражданских прав и укажите любую характерную черту каждого из них.

Затруднились в ответе

Интересы семьи важнее интересов отдельных членов семьи

Задание 13. Выберите верные суждения о государстве и его признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории.

2) Любому государству свойственно разделение властей.

3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах.

4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы.

5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм.

Разберем каждое суждение и выберем верные.

1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории. — неверно, государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

2) Любому государству свойственно разделение властей. — неверно, разделение властей свойственно только правовому государству.

3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах. — верно.

4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы. — верно.

5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм. — верно.

Ответ: 345 или любая последовательность цифр

  • Все задания варианта
  • Наша группа Вконтакте
  • Наш магазин
  • Наш канал
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • Вариант 1
  • Вариант 1. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 2
  • Вариант 2. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 3
  • Вариант 3. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 4
  • Вариант 4. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 5
  • Вариант 5. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 6
  • Вариант 6. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 7
  • Вариант 7. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 8
  • Вариант 8. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 9
  • Вариант 9. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 10
  • Вариант 10. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 11
  • Вариант 11. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 12
  • Вариант 12. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 13
  • Вариант 13. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 14
  • Вариант 14. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 15
  • Вариант 15. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 16
  • Вариант 16. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 17
  • Вариант 17. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 18
  • Вариант 18. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 19
  • Вариант 19. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 20
  • Вариант 20. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 21
  • Вариант 21. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 22
  • Вариант 22. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 23
  • Вариант 23. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 24
  • Вариант 24. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 25
  • Вариант 25. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 26
  • Вариант 26. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 27
  • Вариант 27. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 28
  • Вариант 28. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 29
  • Вариант 29. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 30
  • Вариант 30. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20

Для наших пользователей доступны следующие материалы:

  • Инструменты ЕГЭиста
  • Наш канал

5.2. Понятие и признаки государства.

План.

  • Сущность понятия «государство».
  • Признаки государства.
  • Функции государства: внешние и внутренние.

Государство.

Государство:

  • это организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры;
  • это основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану и защиту национальных интересов;
  • это организация публичной власти, распространяющейся на всё общество, имеет монопольное право на принуждение людей к выполнению установленных норм поведения, право от имени народа осуществлять внешнюю и внутреннюю политику.

Признаки государства:

  • наличие и единство территории;
  • публичная (государственная) власть – распространяется на всё население страны, имеет систему органов и учреждений, составляющих государственный аппарат управления;
  • суверенитет – независимость как внутри страны , так и от других государств ;
  • сбор налогов – государство устанавливает специальные сборы (налоги, пошлины) и обеспечивает их поступление в госбюджет.
  • законодательная деятельность, существование системы права – государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные нормы страны – законы;

Дополнительные признаки государства:

  • наличие государственной символики (герб, флаг, гимн), данный признак появился с течением развития государств;
  • наличие материально- технических средств (это здания, средства связи, вооружение и др.)

Функции государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Внутренние функции.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества

  • Экономическая функция государства — организация, координация, регулирование экономических процессов в стране.
  • Социальная функция – обеспечение граждан гарантированным минимумом жизненных благ, удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержание здоровья, предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, собственности, здоровья.
  • Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрана общественного строя; обеспечение гарантии равенства всех перед законом.
  • Образовательная – выработка политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до высшего профессионального.
  • Культурно-воспитательная функцияи идеологическая — создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщение их к достижениям мировой художественной культуры, предоставление возможности самореализации в творчестве; воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ
  • Политическая функция государства – обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка политического курса; формирование легитимной (законной) и эффективной системы управления жизнью общества.
  • Экологическая функция – с помощью законодательства установление правового режима рационального природопользования, обеспечение здоровой, нормальной среды обитания, сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни.

Внешние функции.

Внешние функции – основные направления деятельности государства на международной арене.

  • защита интересов общества на международной арене;
  • оборона страны, обеспечение национальной безопасности;
  • взаимовыгодное сотрудничество (экономическое, политическое, культурное, научно-техническое, в сфере охраны окружающей среды);
  • участие в решении глобальных проблем;
  • участие в миротворческих акциях;
  • защита граждан, находящихся за пределами страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Страницы

  • Главная страница
  • Ссылка на biblio-online
  • Зачетные вопросы
  • Кроссворды
  • Практические задания

четверг, 3 декабря 2020 г.

Тема 3.1 Роль государства в развитии экономики - 2 занятие.

Тема 3.1 Роль государства в развитии экономики.

1. Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Цели государственного регулирования.

2. Общественные блага и спрос на них .

Государство как рыночный субъект.

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками:

1. «Регулирующий субъект» - Роль государства в рыночной экономике - основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в эко­номике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему. Государство применяет политику монетаризма, как экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).

2. « Внерыночное происхождение государственного дохода » - государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса. Государство обладает монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Как известно, доход будет являться ры­ночным, если он создается и приумножается за счет участия субъек­та в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции и другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий, т.е. как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства.

3. « Императивный статус государства» (норма права, выражение которой сделано в определённой, категоричной форме) т. к., государство - единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Эта обязанность необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» поведения для всех рыночных субъектов. Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер. Это монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур.

Экономические функции государства

Защита прав собственности, поддержка конкуренции (антимонопольная политика), поддержка малого бизнеса, экологическая политика

Предоставление общественных благ

Оборона, здравоохранение, образование, культура, СМИ и прочее.

Обеспечение экономического роста

Фундаментальная наука, энергетика, промышленность, строительство, с/х, инфраструктура

Проведение социальной политики

Социальные трансферты - пенсии, пособия по безработице, дотации малоимущим и многодетным семьям

Преодоление инфляции, обеспечение полной занятости, баланс экспорта и импорта, преодоление экономических кризисов.

Цели государственного регулирования.

Высшая цель - достижение максимального благосостояния всего общества.

- обеспечение полной занятости

- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты

- обеспечение экономической безопасности

- оказание поддержки социально незащищенным слоям населения

Общественное благо (англ., public good) - благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника , т.е. когда потребитель старается уклониться от оплаты ).

Разделение общественного и частного блага восходит к политике Аристотеля . Общественное благо является целью существования государства. Традицию Аристотеля продолжил Фома Аквинский, выделяя «общее благо».

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения. Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага обладают следующим признаками:

ü признак неисключения - практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага; (например, парк. Его нужно содержать, но гулять в нем может кто угодно.

ü признак неконкурентности, проявляется в том, что потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим, не уменьшает ценности и значения (например, дорога и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты) .

ü признак неделимости - обусловленн тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства, благо нельзя разложить на отдельные единицы (к примеру, государство нам предоставляет услугу защиты от внешних врагов, так вот все россияне пользуются этим благом. При этом невозможно определить его объем: какие армии конкретно сейчас задействованы для обороны России, в каком количестве? Сколько установок «Искандер» хранят спокойный сон наших граждан?) .

Нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ.

Спрос на общественные блага определяется путем суммирования спроса индивидуальных потребителей.

Государство должно брать на себя заботы о производстве общественных товаров и организовывать совместную оплату гражданами.

Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах благодаря их свойствам неисключаемости и неконкурентности. В большинстве стран государство не только финансирует поставку подобных благ за счет налогов, но и непосредственно организует их создание силами общественного сектора.

В ряде случаев государство вмешивается в производство и распределение частных благ исходя из политических или социальных целей. Это касается, прежде всего, социально значимых благ.

Словарь : дотации, субсидии, субвенции.

Дотация (от лат. dotatio -дар, пожертвование):

В российском законодательстве -межбюджетные трансфеты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. (например, денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям; дополнительные выплаты работнику- дотация на питание, проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей).

Субсидия (от лат. subsidium -помощь, поддержка) - выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты из специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств. Основные свойства субсидии:

ü безвозмездная передача средств (возможен возврат средств)

ü целевой характер

ü софинансирование (на условиях долевого финансирования)

Субвенция (от лат. subvenire «приходить на помощь») - межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях финансового обеспечения расходных обязательств по переданным полномочиям. Имеет конкретные цели и подлежат возврату в случае отклонения от цели.

Читайте также: