Государство д для увеличения покупательной способности населения и инвестиций снизило ставку налога

Опубликовано: 20.09.2024

16.6. Антиинфляционная политика и политика занятости

Негативные социальные и экономические последствия инфляции и безработицы вынуждают правительства разных стран проводить политику экспансии или сдерживания.
Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов.
Рост государственных расходов повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса, что, в свою очередь, ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом.
Воздействовать на совокупный спрос можно посредством стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым.
Политика сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, что ведет к сокращению общего объема совокупного спроса.
Политика экспансии в условиях инфляции. Стимулирование спроса в соответствии с кейнсианскими рекомендациями не позволяет уменьшить безработицу на длительном отрезке времени. Экспансия дает лишь краткосрочные эффекты в области занятости ценой постоянного повышения темпов инфляции.
Повышение спроса при проведении политики экспансии ведет к временному росту производства. В начале расширения спроса повышаются занятость и производство, благодаря чему растет инфляция. Более высокий темп роста цен дает толчок инфляционному процессу, при котором ожидания будущей инфляции и требования повышения заработной платы увеличивают издержки предприятия. Это значит, что агрегированная кривая предложения передвигается вверх точно так же, как и кривая Филлипса при усилении инфляционных ожиданий (рис. 16.7, а).
Предположим, что экономика находится в точке А. Повышение спроса вызовет одновременно и повышение занятости, и рост инфляции. Если экономика переместится в точку В, то через некоторое время возникнет ожидание будущей инфляции, в связи с чем будут нарастать требования повышения зарплаты. Возросшие издержки передвигают кривую предложения вверх. В результате, когда предприятия и наемные работники адаптируются к инфляции и вновь примут те же решения, что и до начала инфляции, экономика перейдет к новому уровню занятости и производства. Однако теперь инфляция будет выше. Она достигнет точки D. Это значит, что агрегированная кривая предложения передвигается вверх точно так же, как и кривая Филлипса при усилении инфляционных ожиданий.

Рис. 16.7. Политика экспансии (а) и сдерживания (б) в условиях инфляции: 1 — спрос; 2 — спрос после экспансии; 3 — предложение; 4 — предложение после возросших инфляционных ожиданий; 5— предложение после ослабления инфляционных ожиданий; 6 — спрос после сдерживания

Рис. 16.7. Политика экспансии (а) и сдерживания (б) в условиях инфляции: 1 — спрос; 2 — спрос после экспансии; 3 — предложение; 4 — предложение после возросших инфляционных ожиданий; 5— предложение после ослабления инфляционных ожиданий; 6 — спрос после сдерживания

Таким образом, политика экспансии не оказывает долговременного положительного воздействия на занятость или производство. Рассмотренная на длительном отрезке времени кривая предложения, как и кривая Филлипса, имеет форму вертикальной линии. Из этого следует, что данная политика может дать временный положительный эффект, но не позволяет надолго снизить безработицу ниже естественного уровня или расширить производство за пределы, определяемые этим уровнем. Для того чтобы достичь устойчивого положительного воздействия на занятость и производство, следует стремиться совершенствовать функционирование экономики, проводя целенаправленную антиинфляционную политику и политику занятости.
Политика сдерживания в условиях инфляции. В современной экономике присутствуют одновременно и безработица и инфляция. Политика экспансии дает кратковременные эффекты в производстве и занятости, но в долгосрочной перспективе приносит лишь более высокие темпы инфляции. В то же время ограничение спроса ведет к росту безработицы, снижению активности в экономике. Это, без сомнения, ведет к снижению инфляции, но “цена” данного процесса — сокращение производства — может оказаться высокой. Чем медленнее снижаются цены и заработки, тем дольше сохраняется высокий уровень безработицы и тем выше “цена” политики сдерживания.
При проведении политики экспансии цены и инфляционные ожидания быстро возрастают, что положительно воздействует на занятость, но дает лишь кратковременный эффект. В условиях политики ограничения спроса адаптация, напротив, сопровождается возросшей безработицей. Требуется время, прежде чем цены и заработная плата придут в соответствие друг с другом.
Важная задача политики стабилизации заключается в том, чтобы попытаться сломить инфляцию, не вызывая увеличения безработицы. Это значит, что надо искать оптимальные решения, дающие возможность избежать длительных перемещений в сторону более высокого уровня безработицы.
Допустим, что экономика находится в точке D (рис. 16.7, б). Рестриктивная политика, сокращающая совокупный спрос, влечет за собой рост безработицы и снижение инфляции. Экономика перемещается в точку Е. Впоследствии инфляционные ожидания ослабевают. Требования повышения зарплаты и издержки снижаются, при этом кривая предложения смещается вниз. Если произошла полная адаптация инфляционных ожиданий и предприятия принимают решения, аналогичные тем, что и до проведения политики сдерживания, экономика возвратится к прежнему уровню занятости и производства. Проблема состоит в том, что период перехода от D к А может быть долгим. В этом случае рестриктивная политика со временем приведет к высоким издержкам — безработице и падению производства.
Когда правительство считает, что инфляция вызвана чрезмерным спросом, оно может избрать один или несколько способов воздействия на экономику с целью сокращения совокупного спроса:
• фискальную (налогово-бюджетную) политику, т.е. политику увеличения налогов и сокращения государственных расходов;
• денежно-кредитную (монетарную) политику, т.е. политику ограничения денежной массы, находящейся в обращении.
Политика предложения. Рестриктивная политика, безусловно, дает возможность снизить темпы инфляции, но лишь ценой роста безработицы. И есть опасность, что такая безработица будет и обширной и долговременной, если рынки недостаточно гибкие. В то же время политика экспансии дает лишь кратковременное положительное воздействие на производство и занятость, однако приводит к устойчивому повышению темпов инфляции.
Одной фискальной и денежной политики, воздействующей на спрос, недостаточно. Большинство экономистов пришли к заключению, что политика спроса должна дополняться воздействием на предложение.
Суть политики предложения заключается в следующем: если бы с помощью различных мер экономической политики можно было переместить вниз кривую предложения из положения AS1 в положение AS2 (рис. 16.8), то в этом случае удалось бы одновременно и снизить инфляцию, и расширить производство. Инфляция может сократиться с Р1 до P2 а уровень производства одновременно возрасти с Q1 до Q2.
Один из способов решения проблемы чрезмерного спроса — увеличение предложения товаров и услуг, но в краткосрочном периоде это может оказаться сложным. Однако правительство может повысить эффективность производства путем:

Рис. 16.8. Влияние экономической политики на предложение

Рис. 16.8. Влияние экономической политики на предложение

• сокращения подоходных налогов, что позволяет снизить издержки производства и тем самым переместить кривую предложения вниз;
• воздействия на заработную плату и сдерживания роста затрат на оплату труда;
• совершенствования подготовки и переподготовки рабочей силы с целью придания ей мобильности;
• предоставления субсидий с тем, чтобы поощрять капиталовложения и приобретать более современное оборудование;
• горизонтальной интеграции там, где это привело бы к эффекту масштаба;
• совершенствования системы автомобильных и железных дорог.
Антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную. Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию, адаптивная представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.
Основные рычаги управления инфляционными процессами находятся в руках у государства, так как именно оно ответственно за денежное предложение, а следовательно, и за величину денежной массы.
Правительство, проводящее Активную политику, имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов, способствующих прекращению и сдерживанию инфляции. Среди прочих к ним следует отнести: 1) контроль за денежной эмиссией; 2) недопущение эмиссионного финансирования госбюджета; 3) осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке; 4) пресечение обращения денежных суррогатов; 5) проведение денежной реформы конфискационного типа.
Эффективность первых четырех рычагов может быть обеспечена лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа.
Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если она направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих и поддерживающих.
В соответствии с рассмотренными выше механизмами инфляции антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.
Меры борьбы с инфляцией спроса: уменьшение госрасходов; увеличение налогов; сокращение дефицита госбюджета; переход к
жесткой кредитно-денежной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Все они в конечном счете сводятся к сдерживанию совокупного спроса.
Экономика, имеющая высокий уровень инфляции, переживает данные изменения весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом производства и ростом безработицы.
Меры, направленные против инфляции издержек, достаточно многообразны: сдерживание роста факторных доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; стимулирование производства в рамках “экономики предложения”. Политика, направленная против факторных доходов и одновременно роста цен, — так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована путем замораживания цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста.
Жесткое сдерживание цен и доходов дает видимые плоды за достаточно короткий срок. Однако цена такой дефляции достаточно высока, так как одновременно “сдерживаются” и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания.
Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения “государство — предприниматели — профсоюзы”, либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен.
Следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках “экономики предложения”. Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокупного предложения, т.е. увеличению уровня естественного выпуска. В этом случае краткосрочная кривая естественным образом сместится вправо без движения вверх.
К основным элементам теории “экономики предложения” следует отнести: снижение налогов; развитие конкуренции в инфраструктурном секторе; усиление трудовых миграций населения путем изменения социальной политики; денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.
Адаптивная политика построена на посылке, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию прежде всего посредством учета потерь от снижения покупательной способности денег.
К данной политике относят следующие мероприятия: индексация; соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты. Индексация, т.е. изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции в связи с тем, что распространяется на получателей фиксированных доходов, т.е. на тех, кто больше всех теряет от инфляции. Кроме того, если индексация достаточно увязана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее влияние на инфляционные ожидания.
Политика занятости. Ее цель состоит в повышении эффективности рынков труда таким образом, чтобы при любом данном уровне совокупного спроса уровень безработицы был минимальным. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Это программы, во-первых, по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест, во-вторых, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, по социальному страхованию безработицы.
Государство имеет возможность увеличить общий объем расходов на товары и услуги для того, чтобы создать новые рабочие места. При этом следует отметить, что если рост расходов вызовет рост цен и заработной платы, то это мало повлияет на уровень занятости.
Большая часть разницы между базовым и действительным спросом идет на компенсацию более высоких цен и заработной платы, а не на увеличение объема производства. Поэтому правительство идет на увеличение спроса неохотно из-за опасности инфляции.
Возникает еще одна проблема: довольно большая доля потребительских расходов идет на импорт товаров и услуг. Это означает, что создаются рабочие места не “дома”, а за границей.
Многие экономисты считают, что меры по регулированию доходов должны стать неотъемлемой частью любой политики, так как это сократит уровень безработицы. Если рост заработной платы и других доходов не ограничивать, увеличение общего спроса повлечет за собой скорее повышение заработной платы и цен, чем создание новых рабочих мест.
Программа профессиональной подготовки позволяет рабочим как можно быстрее получить работу. Различные правительственные программы обеспечивают подготовку безработных, молодежи, а также рабочих старших возрастов, чьи навыки со временем оказались недостаточными или устаревшими, как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях.
Программа содействия найму рабочей силы связана с предоставлением качественной информации о наличии рабочих мест, поступающей от потенциальных работодателей. Эта программа связана также с обеспечением географической миграции рабочих.
Одно из направлений политики занятости — социальная защита безработных. Социальная политика даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, исключит ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.
Государственная социальная помощь должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того, к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получение. Например, добровольно безработный человек, который сделал свой осознанный выбор, несмотря на все усилия государства по его трудоустройству, не должен содержаться за счет средств, предназначенных для выплаты пособий по безработице.
Кроме перечисленных направлений политики занятости существует косвенное регулирование рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.д.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что понимается под полной занятостью?
2. Что понимается под безработицей?
3. Какие виды безработицы Вам известны?
4. Как измерить уровень безработицы?
5. Что такое инфляция?
6. Каковы причины инфляции?
7. Какие существуют показатели инфляции?
8. Что такое инфляция спроса и инфляция издержек?
9. Какие существуют виды инфляции?
10. Какова взаимосвязь между инфляцией и безработицей?
11. Устарела ли кривая Филлипса?
12. Как влияет инфляция на перераспределение доходов, объем национального производства, ставку процента?
13. Какие издержки несет общество в связи с безработицей?
14. Как влияет экономическая политика на инфляцию и безработицу?
15. Каковы основные направления антиинфляционной политики и политики занятости?

Основные категории и понятия

1. Безработица.
2. Инфляция.
3. Норма безработицы.
4. Полная занятость.
5. Структурная безработица.
6. Фрикционная безработица.
7. Эффективная занятость.
8. Циклическая безработица.
9. Закон денежного обращения.
10. Кривая Филлипса.
11. Политика занятости.
12. Антиинфляционная политика.


Новая методология Росстата уточнила оценку доходов, расходов и сбережений населения, а также заметно снизила долю ненаблюдаемых доходов, но не привела к заметному улучшению оценки динамики реальных располагаемых доходов: в 2018 г. наблюдалась стагнация этого показателя, причем это происходило на фоне значительного увеличения реальной заработной платы и роста кредитования населения. Это "противоречие" было обусловлено целым рядом причин: снижением численности работников крупных и средних предприятий, снижением реального размера пенсии, сокращением удельного веса доходов от предпринимательской деятельности и собственности в доходах населения. Также негативное влияние на динамику реальных располагаемых доходов оказал рост обязательных платежей и взносов (они вычитаются из общей суммы доходов при расчете данного показателя).

Несмотря на стагнацию реальных располагаемых доходов, покупательная способность денежных доходов населения по 19 основным продуктам питания (из 24) в 2018 г. увеличилась. Однако по сравнению с 2014 г. ситуация с покупательной способностью населения выглядит не так хорошо.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Накопить на машину или квартиру! Удобно, надежно — и никаких переплат банку!

В I кв. 2019 г. реальная заработная плата увеличилась на 0,4% г/г, реальные располагаемые доходы населения уменьшились на 2,3%. Согласно прогнозу Института "Центр развития" НИУ ВШЭ, в 2019 г. реальная зарплата вырастет на 1,5%, так что, скорее всего, роста реальных располагаемых доходов в 2019 г. ожидать не приходится.

Новая методология Росстата

Новая методика оценки доходов, расходов и сбережений, которая начала использоваться Росстатом с 2019 г., имеет ряд преимуществ по сравнению со старой методикой. В частности, она:

  • уточняет оценки оплаты труда наемных работников и доходов от предпринимательской деятельности,
  • корректирует оценки расходов населения при покупке товаров и услуг вне торговой сети и при приобретении транспортных услуг у иностранных компаний;
  • учитывает сделки на первичном рынке и покупку недвижимости, находившейся в собственности юридических лиц;
    учитывает расходы, связанные с межграничной интернет-торговлей;
  • уточняет оценки сбережений населения (более корректно учитывает валютные депозиты, операции с наличной валютой иными финансовыми инструментами).

Использование новой методологии оценки доходов, расходов и сбережений привело к тому, что:

  • размер ненаблюдаемых доходов в общей структуре денежных доходов снизился с 26 до 11,5%;
  • количество используемых источников выросло с 32 до 59;
  • число исходных показателей для оценки денежных доходов и расходов населения увеличилось с примерно 99 до 205 тыс. по всем периодам и уровням разработки.

Отметим также, что начиная с 2019 г. данные о доходах населения будут публиковаться на квартальной основе.
Новая методология, бесспорно позволившая уточнить оценки доходов, расходов и сбережений, не привела, однако, к заметному изменению оценки динамики реальных располагаемых доходов в 2018 г.: согласно новой методологии расчета денежных доходов населения, в 2018 г. реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 0,1% г/г, тогда как по старой методике они уменьшились на 0,2% (см табл. 1).

Таблица 1. Темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения в 2018 г. по сравнению с 2017 г. (по старой и новой методологиям), в %

Источник: Росстат, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Согласно цифрам, публикуемым Росстатом за 2013–2017 гг., самое заметное отклонение доходов по старой и новой методологиям наблюдалось в 2016 г., но ни разу оно не превысило 1,5 п.п. (см. табл. 2).

Таблица 2. Темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения в 2014–2017 гг. (по старой и новой методологиям), в % к предыдущему году

Источник: РБК, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Видимо, новая методология, прежде всего, ведет к пониженным по сравнению со старой методологией значениям сбережений и более высоким значениям расходов населения – по крайней мере, за 2017 г.

Динамика реальных доходов населения

Несмотря на высокий (+6,8%) темп роста реальной заработной платы, реальные располагаемые доходы денежные населения в 2018 г. фактически не изменились (см. рис. 1).

Рис. 1. Динамика показателей реальных доходов населения в 2014–2018 гг. (прирост за год), в %

Динамика показателей реальных доходов населения в 2014–2018 гг


Источник: Росстат

Если сравнить динамику темпов роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения за 2000–2018 гг. (взяв оба показателя до вычета налогов), становится очевидным, что в 2018 г. был достигнут самый большой по абсолютной величине (7,2 п.п.) отрицательный разрыв темпов прироста реальной заработной платы и реальных денежных доходов (см. рис. 2).

Рис. 2. Динамика реальных доходов населения и реальной заработной платы

Динамика реальных доходов населения и реальной заработной платы


Источник: Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Попробуем выделить основные причины сложившейся ситуации.

Специалисты НИУ ВШЭ отмечают, что в 2011–2018 гг. "рост реальной зарплаты занятых в организациях сопровождался устойчивым снижением численности занятых на крупных и средних предприятиях, практически стагнацией занятости на малых предприятиях и, соответственно, снижением доли занятых в организациях в общей численности занятых" (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Динамика численности занятых и реальной заработной платы в организациях, 2011=100%

Динамика численности занятых и реальной заработной платы в организациях


Источник: Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Рис. 4. Динамика численности занятых по секторам, млн человек

Динамика численности занятых по секторам


Примечание. Цифрами справа указаны накопленные изменения численности занятых за 2016–2018 гг.
Источник: Источник: Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

"При этом трудовой доход, включающий помимо зарплат в организациях оплату труда занятых у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в том числе в неформальном секторе, в 2016–2018 гг. был ниже и рос медленнее, чем средняя зарплата занятых в организациях. ". Данные Росстата показывают, что в 2018 г. заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) составила 49 895 руб. в мес., увеличившись за год на 11,1%, заработная плата работников всех организаций выросла на 10,9% (до 43 445 руб. в мес.), тогда как заработная плата наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц увеличилась на 9,6% (до 37 889 руб. в мес.).

В 2018 г. индексация страховых пенсий на 3,7% и социальных на 2,9% не привела к росту реального размера пенсий даже с учетом невысокой инфляции. Это связано с тем, что, кроме отсутствия индексации пенсий работающим пенсионерам, имел место эффект высокой базы, порожденный единовременной выплатой пенсионерам 5 тыс. руб. в начале 2017 г. Наряду с низким темпом роста других социальных выплат, это привело к небольшому снижению удельного веса социальных трансфертов в денежных доходах населения (с 19,6% в 2017 г. до 19,4% в 2018 г.), несмотря на продолжавшийся рост численности пенсионеров.

Следует также подчеркнуть снижение доли доходов от предпринимательской деятельности в денежных доходах населения: в 2017 г. оно составило 0,2 п.п. (уменьшившись с 7,8 до 7,6%), в 2018 г. еще 0,1 п.п. (напомним, что в 2014 г. доля доходов от предпринимательской деятельности составляла 8,4% денежных доходов населения) (см. рис. 5). Снижался и удельный вес доходов от собственности, составивший в 2018 г. 4,9% денежных доходов населения, в том числе и из-за невысоких процентных ставок по банковским депозитам, обусловленным низкой инфляцией (вклады населения в банках выросли на 6,5%).

Рис. 5. Структура денежных доходов населения (старая методология), в %

Структура денежных доходов населения


Источник: Росстат

Так как величина реальных располагаемых доходов населения рассчитывается за вычетом обязательных платежей и взносов, изменения в динамике обязательных платежей и взносов также влияют на темпы роста реальных располагаемых доходов населения. В 2018 г. удельный вес обязательных платежей в денежных доходах населения вырос с 11,1 до 12,1%. Это было связано, в том числе, с увеличением заработной платы, в том числе работников бюджетной сферы, выплатой премиальных и дивидендов, с которых уплачивался НДФЛ (последний вырос в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 8,8%), а также с новым порядком расчета налога на имущество физических лиц, предполагающим использование повышающих коэффициентов при расчете суммы налога (поступления по налогу на имущество физических лиц увеличились на 15,1%).

В I кв. 2019 г. реальная заработная плата по всей экономике выросла на 0,4% г/г, а у работников бюджетной сферы, повышение зарплат которых предусмотрено майскими 2012 г. указами Президента Российской Федерации, – по нашим оценкам, на 0,2%, что объясняется решением провести индексацию заработных плат работников бюджетной сферы в этом году 1 октября. Численность работников бюджетной сферы, повышение зарплат которых предусмотрено майскими 2012 г. указами Президента Российской Федерации, продолжает снижаться: за I кв. 2019 г. она сократилась на 1% г/г.

Реальный размер назначенных пенсий в I кв. 2019 г. увеличился на 0,7%, хотя индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров составила 7,05%. Такой невысокий рост реального размера пенсий объясняется, в том числе:

  • отсутствием индексации пенсий работающих пенсионеров, которые в 2018 г., по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, составляли 22% всех пенсионеров;
  • индексированием на 7,05% только начисленной пенсии и ЕДВ неработающих пенсионеров, но не социальной надбавки.Следовательно, на 7,05% выросла пенсия только у тех пенсионеров, пенсия которых была выше прожиточного минимума пенсионера (они не получали социальную надбавку для доведения размера пенсии до прожиточного минимума). Социальная надбавка к пенсии у тех пенсионеров, кто такую надбавку получал (а их удельный вес в общей численности пенсионеров, по нашим оценкам, в 2018 г. достигал 13,7%), могла совсем не вырасти или даже снизиться. Правда, это решение позднее было признано ошибочным – пенсия неработающих пенсионеров будет дополнительно пересчитана, что, видимо, повлияет на итоги за 1-е п/г;
  • повышением (по сравнению с прошлым годом) темпов роста потребительских цен (105,2% в I кв. 2019 г. при 102,2% в I кв. 2018 г.).

Если в прошлом году рост зарплат не привел к росту реальных располагаемых доходов населения, то и в I кв. 2019 г. – при более низких темпах роста заработной платы – чуда не произошло: реальные располагаемые реальные располагаемые доходы населения сократились по сравнению с I кв. 2018 г. на 2,3%.

Покупательная способность денежных доходов населения

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, которая определяется как динамикой денежных доходов населения, так и изменениями цен, выросла в 2018 г. по сравнению с 2017 г. по 19 основным продуктам питания из 24. Наибольшие ее приросты были отмечены по сахару-песку (11,9%), луку репчатому (11,7%), крупам (9,1%), маслу подсолнечному (7,3%). По пяти продуктам питания покупательная способность доходов снизилась, среди них: морковь (-9,5%), капуста (-5,1%) и яблоки (-1,7%), которые являются значимой частью питания нашего населения, в том числе и бедного.

Для наглядности оценки покупательной способности денежных доходов населения по продуктам питания попробуем рассчитать ее для набора продуктов для щей и чаепития. В 2018 г. из-за снижения покупательной способности денежных доходов населения по моркови и капусте при росте покупательной способности по другим продуктам для щей ситуация с покупательной способностью доходов населения по щам представляется неоднозначной. Поэтому возьмем рецепт щей из, например, "Книги о вкусной и здоровой пище". В этой книге, правда, в щи кладут много мяса, а картофель – по желанию, еще добавляют свежие помидоры. Если использовать данный рецепт для оценки покупательной способности доходов населения по щам, то получается, что покупательная способность денежных доходов населения по набору продуктов для щей увеличилась в 2018 г. только на 0,63% (в 2018 г. на среднемесячные денежные доходы на душу населения можно было купить 158,6 наборов продуктов для щей, тогда как в 2017 г. на один набор меньше).

По продуктам для чаепития лучше всего дело обстоит с сахарным песком (+11,9%), доступность белого хлеба осталась практически на уровне 2017 г., а вот доступность сливочного масла немного снизилась (-0,65%).

Однако, если сравнивать ситуацию с доступностью продуктов питания для населения в 2018 г. не с 2017-м, а с 2014 г., то оказывается, что только по 10 основным продуктам питания покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения увеличилась (наибольшие приросты отмечаются по луку (+25,0%), картофелю (+21,3%), соли (+19,3%), свинине (+11,0%)). А вот по остальным 14 продуктам питания все выглядит не так хорошо. Более чем на 25% по сравнению с 2014 г. сократилась покупательная способность населения по сливочному маслу, на 23,2% – по чаю черному, на 22,9% – по рыбе мороженой, на 22,8% – по маргарину, на 17,3% – по яблокам, на 8,2% – по молоку. Наблюдалось снижение покупательной способности денежных доходов населения и по белому (на 7%) и черному (на 10%) хлебу.

Впрочем, если рассмотреть набор продуктов для щей, то в 2018 г. на средние месячные денежные доходы можно было приобрести на 1,6 таких наборов больше, чем в 2014 г. А вот по продуктам для чаепития доступнее стал только сахар, все остальное (хлеб и, особенно, чай и сливочное масло) стали в среднем менее доступны для населения.

Рис. 6. Изменение покупательной способности денежных доходов населения в 2018 г. по сравнению с 2017 и 2014 гг., в %

Изменение покупательной способности денежных доходов населения

Источник: расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ по данным Росстата

За I кв. 2019 г. г/г упала покупательная способность денежных доходов населения по 17 из 24 основных продуктов питания, причем по некоторым из них очень заметно (по капусте – на 41,2%, сахару – 20,2%, луку – 18,1%, крупам – 15,6%, курам – 15,4%, яйцам – 12,7%, моркови – 9,2)%.

Улучшение покупательной способности по 6 продуктам питания не так впечатляет, как цифры по снижению покупательной способности: самые высокие темпы прироста в I кв. 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г. показала покупательная способность доходов населения по яблокам, которая увеличилась на 5,5%, и картофелю (4,1%); остальные приросты заметно ниже.

Все продукты, используемые в наборе для щей, дорожали, в результате чего набор продуктов для щей стал дороже на 13,9% в I кв. 2019 г. г/г, а номинальные среднедушевые денежные доходы выросли всего на 3,2%, что привело к снижению способности денежных доходов к покупке продуктов для щей: она снизилась на 9,4%, или почти на 16 наборов таких продуктов. Покупательная способность доходов населения по хлебу к щам также уменьшилась, правда ненамного (-3,7%).

С чаепитиями в I кв. 2019 г. дело обстоит следующим образом: чай и сливочное масло стали немного доступнее г/г, а вот белый хлеб и булки и особенно сахар, наоборот, относительно дороже.

На динамику покупательной способности населения в 2019 г. повлияли, среди других причин, невысокие по сравнению с 2018 г. темпы роста доходов населения (и прежде всего, заработных плат), ускорение инфляции, связанной в том числе с ростом НДС и акцизов на бензин, некоторые специфичные для отдельных продуктов факторы (например, разделение молочных и молокосодержащих продуктов и т. п.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

1. Предположим, обменный курс определяется как количество иностранной валюты, приходящееся на единицу национальной валюты. Более высокий обменный курс
• ведет к сокращению чистого экспорта

2. В бюджет государства поступает доход от факторов производства, когда оно:
• является собственником хотя бы одного фактора производства

3. Прогрессивный налог — это:
• налог, средняя ставка которого возрастает по мере увеличения доходов налогоплательщика

4. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет
• будет усиливать колебания в рамках экономического цикла

5. Аргументы в защиту плавающих обменных курсов сводятся к следующему
• позволяют использовать кредитно-денежную политику не только как средством поддержания обменных курсов

6. В феврале 2001 года размер внешнего долга России оценивался в пределах ____________________ млрд. долларов США.
• 150-160

7. "Полная занятость" — это:
• уровень безработицы, равный сумме уровней фрикционной и структурной безработицы при нулевом уровне циклической безработицы

8. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда
• сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений

9. Разница между стоимостью экспорта и импорта называется:
• сальдо торгового баланса

10. Государственные расходы увеличивают реальный национальный доход только в том случае, если они
• не вытесняют равновеликого объема реальных частных инвестиций

11. Когда международная ценность национальной валюты растет, тогда
• наблюдается тенденция к сокращению чистого экспорта

12. Наиболее важным показателем оценки государственного долга считается показатель
• по отношению суммы долга к ВВП

13. Госбюджет, сбалансированный на циклической основе, явился бы следствием:
• роста государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада

14. Если человек болен и не может работать, то он
• не учитывается в составе рабочей силы

15. Общий дефицит госбюджета делят на структурный и циклический для того, чтобы .
• выявить влияние фискальной политики на сбалансированность бюджета

16. Проблемы, связанные с растущим государственным долгом, имеют меньшее значение для экономики страны по сравнению с проблемами сокращения объема производства и роста безработицы. Это утверждение отражает точку зрения сторонников .
• функциональных финансов

17. Возвращение на родину лиц, находящихся в другой стране — это:
• репатриация

18. Располагаемый доход — это:
• личный доход минус индивидуальные налоги и неналоговые платежи

19. Из перечисленного, функции налогов заключаются в:
• перераспределение доходов
• увеличение средств, которыми распоряжается государство
• увеличение средств, направляемых на финансирование государственных расходов

20. Рубль будет стоить дороже, если .
• покупательная способность рубля увеличится

21. Основной тенденцией политики доходов и заработной платы в экономически развитых странах является:
• постепенное увеличение нормы заработной платы и повышение равномерности распределения доходов

22. Перечень облагаемых пошлинами товаров и ставок таможенных пошлин — это:
• таможенный тариф

23. Государственный бюджет — это:
• финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы

24. Относительные расходы по обслуживанию государственного долга измеряются:
• отношением суммы процентных выплат по долгу к объему ВНП

25. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить путем сопоставления номинальной заработной платы с динамикой одного из следующих показателей
• уровня цен на товары и услуги

26. Когда члены парламента голосуют против дополнительных налогов, необходимых для увеличение ассигнований на нужды образования, общество отказывается от:
• улучшения системы бесплатного образования при использовании дополнительных ассигнований

27. Активный бюджетный дефицит — это дефицит, вызванный .
• увеличением государственных расходов при снижении налогов

28. Введение импортных пошлин окажется эффективным и приведет к росту чистого экспорта
• при системе фиксированных обменных курсов

29. Для стран с административно-командной системой характерен уровень децильного коэффициента социального неравенства
• 5,0

30. Основной механизм социальной защиты работников в условиях рыночной экономики — это:
• социальное страхование

31. Тарифными считаются такие ограничения импорта, как:
• введение ввозных пошлин

32. Выпуск государственных облигаций
• уменьшает инфляцию

33. Погашение дефицита платежного баланса может быть проведено за счет
• иностранных займов и ввоза капитала

34. Какие налоги могут быть перенесены на конечного потребителя?
• налог на добавленную стоимость

35. Из перечисленного, значительный бюджетный дефицит позволяет:
• увеличить ставку процента, уменьшать объем чистого экспорта, повышать международную ценность национальной валюты

36. Рост государственных расходов имеет наибольший инфляционный потенциал, когда он финансируется за счет
• продажи облигаций Центральному Банку

37. Увеличение золотого содержания национальной валюты — это:
• ревальвация

38. Эгалитарный принцип социальной справедливости подразумевает, что .
• все члены общества получают равные блага

39. Деятельность бирж труда характеризуют направления (из перечисленных):
• выплата пособий по безработице
• профессиональная ориентация работников
• регистрация безработных
• регистрация вакантных мест
• трудоустройство ищущих работу

40. Уровень безработицы определяется:
• соотношением числа безработных к численному рабочей силы

41. Повышение платы за землю исключает такие последствия, как:
• уменьшение прибыли предприятий сельского хозяйства

42. Индексация доходов
• используется для поддержания уровня жизни лиц с фиксированными доходами

43. Непосредственно влияет на перераспределение доходов
• подоходный налог

44. Система государственной индексации доходов в промышленно развитых странах затрагивает:
• государственных служащих

45. Если номинальный доход повысился на 8%, а уровень цен вырос на 10%, то реальный доход
• снизился на 2%

46. Миграция капитала — это:
• перемещение капитала в ссудной и предпринимательской форме между странами

47. Негативный подоходный налог — это налог .
• выплачиваемый государством семьям, когда их доходы падают ниже определенного уровня

48. Объемы потенциального и фактического производства равны
• если уровень безработицы равен естественному

49. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных
• циклической формой безработицы

50. В связи с увеличением импортной пошлины на кофе, скорее всего:
• предложение кофе уменьшится

51. В систему контроля за распределением доходов включается:
• обязательное декларирование всех доходов всеми юридическими и физическими лицами

52. Прямая зависимость существует между
• увеличением государственных расходов и объемом денежной массы

53. К косвенному регулированию валютного курса относится:
• денежная эмиссия

54. Система обязательного социального страхования охватывает всех, кроме
• детей

55. Перераспределение доходов осуществляется:
• посредством регулирующей функции государства

56. Все, что перечислено ниже, может выступать в роли автоматического стабилизатора экономики, за исключением
• дискреционных изменений в налогообложении

57. В коротком периоде при повышении уровня цен занятость возрастет, если .
• рост номинальной зарплаты отстает от роста уровня цен

58. При осуществлении фискальной политики изменение уровня цен:
• уменьшает действенность осуществляемых мероприятий

59. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой — это:
• перераспределение доходов через систему налогов и социальных выплат с целью сглаживания социальных различий

60. Разрешение на экспорт и импорт определенного товара в течение определенного срока, опубликованное в печати — это:
• открытая генеральная лицензия

61. Сторонники протекционизма утверждают, что повышение пошлин, квот и других торговых барьеров необходимо для:
• защиты национальных отраслей от иностранной конкуренции

62. К трансфертным платежам относятся расходы государства на:
• пенсионные и социальные выплаты

63. При прочих равных условиях крупный бюджетный дефицит в период полной занятости приводит к:
• росту реальной процентной ставки

64. Кривая Лаффера отражает связь между
• налоговыми ставками и налоговыми поступлениями

65. При покрытии бюджетного дефицита исключается использование:
• коммерческого кредита

66. Равная сумма налога для каждого налогоплательщика
• не может быть установлена из-за различий в уровне доходов и социальных условий

67. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменной размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру .
• антициклически

68. Эффект вытеснения предполагает, что .
• рост государственных расходов приводит к уменьшению частных инвестиций

69. Массовый экспорт товаров по ценам ниже среднемировых, связанный с сохранением падения покупательной способности денег от понижения их валютного курса — это валютный .
• демпинг

70. Уровень бедности определяется на основе
• прожиточного минимума

71. Правительство в текущем году увеличило расходы на образование населения за счет сокращения затрат на содержание государственного аппарат. Вследствие этого
• возрос перманентный доход страны

72. Увеличение ставки налога на прибыль
• уменьшает совокупный инвестиционный спрос

73. Фрикционная безработица является желательной для общества, так как она
• позволяет эффективнее использовать способности индивида

74. Распределение доходов осуществляется:
• в соответствии с долей участия факторов производства

75. Выкуп государственного долга — это:
• сокращение размера государственного долга путем выплаты денег владельцам государственных ценных бумаг с наступившим сроком погашения

76. Политика доходов в административно-командной экономике основывается на:
• нормативном распределении

77. Добровольно уволившийся работник во время поиска новой работы подвержен ____________________ форме безработицы.
• фрикционной

78. Индекс потребительских цен может быть использован для того, чтобы оценить:
• различия в рыночной стоимости "товарной корзины" двух разных временных периодов

79. Государственных долг — это:
• общая накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета

80. Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям
• комбинированной политики

81. В случае заметного снижения курса доллара США по отношению к ЕВРО в США:
• экспорт возрастает, а импорт снизится

82. Наиболее рациональным решением проблемы дефицитного бюджета является:
• сокращение расходов бюджета

83. Одна из проблем государственного долга заключается в том, что .
• часть национального продукта уходит за пределы страны

84. Ограничение импорта в стране национального производства
• приведет к сохранению неэффективных отраслей производства

85. Бюджет с превышением доходов над расходами называется:
• профицитным

86. Личный доход — это:
• доход, полученный домохозяйствами в течение данного года, включая сумму, которую составляют их налоги

87. Эффект вытеснения, связанный с государственным долгом, возникшим в результате роста государственных расходов
• приводит к увеличению ставки процента

88. Место государственных закупок товаров и услуг в национальном производстве
• государственные расходы, включая расходы местных органов власти, на конечную продукцию предприятий и земельные ресурсы

89. Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том, что только пошлина
• приносит доходы в госбюджет

90. Для стран с переходной экономикой характерен уровень децильного коэффициента социального неравенства
• 15,0

91. Неравенство доходов — это:
• неравномерное распределение национального дохода между населением страны

92. Коэффициент Джини вырос в России с 0,22 в 1991 г. до 0,35 в 1995 г. Это означает, что .
• дифференциация доходов усилилась

93. Кривая Лоренца показывает:
• степень неравномерности персонального распределения доходов

94. Объекты коммунальной собственности финансируются за счет
• местных финансов

95. Платежами, рассматриваемыми как государственная благотворительность, являются:
• пособия на детей

96. Чистый экспорт — это:
• отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП

97. Увеличение потребления дешевых продуктов питания, скорее всего, свидетельствует о:
• снижении уровня жизни

98. Менее всего пострадают от непредвиденной инфляции те
• кто стал должником, когда цены были ниже

99. Мультипликатор внешней торговли — термин, обозначающий, что .
• экспорт оказывает множительное воздействие на совокупный спрос

100. Минимальный размер заработной платы устанавливается:
• государственным законом

Самостоятельная работа «Фирма в экономике»

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух , относятся к понятию «производитель».

1) эмиссия; 2) прибыль; 3) издержки; 4) девальвация; 5) конкуренция; 6) инвестиции.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры , под которыми они указаны:

1) Факторы производства, которые человек использует для создания различных благ, в каждый момент времени ограничены.

2) Земля и труд как факторы производства препятствуют увеличению объёма экономических благ.

3)Каждый фактор производства способен принести его владельцу доход.

4) Отличительной особенностью предпринимательства как фактора производства является принятие инициативы соединения факторов производства в единый процесс.

5) Основанием для получения факторного дохода является стремление к максимальному производственному результату.

3. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ

А) закупка полуфабрикатов 1) постоянные 2) переменные

Б) представительские расходы

В) затраты на транспортировку

Г) расходы на топливо

Д) затраты на переподготовку кадров

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

4. Найдите в приведенном ниже списке косвенные налоги. Запишите цифры , под которыми они указаны.

налог на прибыль

налог на добавленную стоимость

налог на наследство

5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано.

1) налог на собственность; 2) прямой налог; 3) подоходный налог; 4) налог на землю; 5) налог на наследство.

6. Гражданин А. является владельцем дачи. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что еще, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам? Выберите нужные позиции из приведенного ниже списка и запишите цифры в порядке возрастания , под которыми они указаны.

1) налог на наследство

2) акцизный налог

3) личный подоходный налог

4) таможенная пошлина

5) налог на прибыль

6) налог на добавленную стоимость

7. Два автопроизводителя объединились для создания нового суперкара. Что из перечисленного ниже относится к основному капиталу этого производственного объединения? Выберите верные положения и запишите цифры в порядке возрастания , под которыми они указаны.

6) финансовые вложения

8 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Протекционизм — экономическая политика (А), направленная на защиту отечественных (Б) от конкуренции со стороны иностранных (В). Таможенная (Г) представляет собой (Д), взимаемый государственными органами с провозимых через границу товаров. Экспортная пошлина устанавливается для того, чтобы предотвратить избыточный экспорт продукта, нужного для внутреннего (Е) в стране».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Ограниченность ресурсов порождает несколько важнейших последствий. Прежде всего, люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в __________(А). Они договорились о том, что отдельный человек или группа людей могут владеть, пользоваться, распоряжаться ресурсами.

Закрепление ресурсов за гражданами и организациями позволяет владельцам предоставлять эти ресурсы тем, кто в них нуждается, за __________(Б). Следовательно, владение ресурсами становится источником доходов. Если владелец обладает только способностью к __________(В) и продает именно её, т.е. идёт работать по найму, то получает за это зарплату. Владелец земельного участка или другого природного ресурса, использующий его для хозяйственных целей сам или предоставляющий эту возможность другим, получает доход, называемый __________(Г). Владелец физического __________(Д) (зданий, сооружений, оборудования), использующий его для обеспечения деятельности своей фирмы, получает доход в форме части __________(Е) этой фирмы».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Задания части 2

11. Назовите два вида затрат фирмы в краткосрочном периоде и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

12. Раскройте на трёх конкретных примерах социальную функцию налогов.

Самостоятельная работа «Фирма в экономике»

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух , относятся к понятию «налоговая политика».

1) кодекс, 2) ставка, 3) рынок, 4) платежи, 5) инфляция, 6) льготы, 7) объекты.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. Выберите верные суждения о налогах и налогообложении и запишите цифры , под которыми они указаны.

При пропорциональной системе налогообложения его ставки увеличиваются при возрастании объекта налога.

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства в порядке и на условиях, определённых законодательством.

Через налоги государством осуществляется воздействие на общественные отношения.

Фискальная функция налогов проявляется в формировании и мобилизации финансовых ресурсов государства.

При высокой ставке подоходного налога резко повышается деловая активность фирм и населения.

3. Установите соответствие между конкретными примерами налогов и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ ВИДЫ НАЛОГОВ

налог на недвижимость 1) прямые налоги 2) косвенные налоги

Б) подоходный налог

Г) налог на прибыль

Д) налог с продаж

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

4. Государство Д. для увеличения покупательной способности населения и инвестиций снизило ставку налога. Какие характеристики присущи любому налогу? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) обязательность уплаты

3) пропорциональность доходу

4) возвратный характер

5) законодательное установление

6) приблизительность размера для налогоплательщика

5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) таможенная пошлина; 2) налоги; 3) акцизы; 4) прогрессивная шкала; 5) декларация.

6. Фирма Y оказывает услуги по наружной и внутренней уборке помещений. Найдите в приведённом ниже списке примеры постоянных издержек фирмы Y и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) издержки на приобретение моющих средств

2) арендная плата за офис фирмы

3) издержки на выплату окладов работникам административного аппарата

4) издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту

5) издержки на выплату сдельной заработной платы рабочих

6) оплата электроэнергии

7. Два автопроизводителя объединились для создания нового суперкара. Что из перечисленного ниже относится к основному капиталу этого производственного объединения? Выберите верные положения и запишите цифры в порядке возрастания , под которыми они указаны.

6) финансовые вложения

8 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Протекционизм — экономическая политика (А), направленная на защиту отечественных (Б) от конкуренции со стороны иностранных (В). Таможенная (Г) представляет собой (Д), взимаемый государственными органами с провозимых через границу товаров. Экспортная пошлина устанавливается для того, чтобы предотвратить избыточный экспорт продукта, нужного для внутреннего (Е) в стране».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Основная проблема для экономики — это согласование безграничных и постоянно растущих потребностей людей с ограниченными ___________ (А) для их удовлетворения.

Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво. Это ___________ (Б) того, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества. Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные потребности, производя товары и услуги, т. е. экономические блага. При этом количество и качество этих благ непрерывно растет и меняется под влиянием технического ___________ (В), расширения кругозора людей, моды, рекламы и т. д. Таким образом, потребности все время растут. А для того, чтобы их удовлетворить, нужны ___________ (Г). Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ, называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для производства благ. Сначала считалось, что главный ресурс, главный фактор — это ___________ (Д), что только сельское хозяйство может произвести необходимые блага. Позднее, в качестве непременного фактора признали ___________ (Е) в любой сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве. С именем К. Маркса связано признание ___________ (Ж) как важнейшего фактора экономического развития.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Задания части 2

11. Назовите вид доходов с каждого из факторов производства: труд, земля, капитал. Приведите примеры.

12. Раскройте на трёх конкретных примерах стимулирующую функцию налогов.

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная фискальная политикасознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T. В период подъема создается бюджетный излишек.

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

где kg = 1/1-MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов, подобно G, обладает мультипликативным эффектом

ВНП = - kt T,

где kt = MPC/MPS – мультипликатор налогов.

kg > kt, так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Недискреционная фискальная политикапредполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения:
– сочетание прямых и косвенных налогов;
– универсальность налогообложения;
– равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;
– однократность налогообложения;
– использование системы налоговых льгот;
– стремление к стабильности условий налогообложения;
– запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 31.1) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис. 31.1. Кривая Лаффера

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Читайте также: