Государственные крестьяне обязанные в счет уплаты государственных налогов

Опубликовано: 06.05.2024

Госуда́рственные (казённые) крестья́не — особое сословие в Российской империи периода XVIII‒XIX веков; в отличие от помещичьих крестьян, считались лично свободными, хотя (до отмены крепостного права 19 февраля 1861 года — по стилю юлианской календарной системы в России, или 3 марта 1861 года — по современному григорианскому календарю) были прикреплёнными к земле. Оформлены указами Петра I из остатков незакрепощённого земледельческого населения:

  • черносошных крестьян;
  • сибирских пашенных крестьян;
  • однодворцев (служилых людей на чернозёмном пограничье с Дикой степью), 24 ноября 1866 года был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», в соответствии с которым сословие было упразднено;
  • нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Государственные (казённые) крестьяне жили на государственных землях и платили в казну подати. По данным 1-й ревизии 1719 года, в европейской России и Сибири их насчитывалось 1,049 миллион душ мужского пола (19 % всего земледельческого населения страны), по 10-й ревизии 1858 года — 9,345 миллионов (45,2 % земледельческого населения). По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели». Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами: они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля, на которой работали такие крестьяне, считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования — на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли. С 1801 года государственные крестьяне могли покупать и владеть на правах частной собственности «ненаселёнными» землями (то есть без крепостных крестьян). Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом в размере 8 десятин на душу в малоземельных губерниях и 15 десятин — в многоземельных. Фактические наделы были значительно меньше: к концу 1830-х годов — до 5 десятин в 30 губерниях и 1‒3 десятин в 13 губерниях; в начале 1840-х годов 325 тыс. душ не имели надела.

Основная масса государственных крестьян вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и Царства Польского казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину; сибирские пашенные крестьяне сначала обрабатывали казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк (позже денежный). В 1-й половине XIX века оброк колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере увеличения повинностей удельных и помещичьих крестьян денежная рента государственных крестьян становилась относительно меньше, чем повинности других категорий крестьян. Государственные крестьяне были также обязаны вносить деньги на земские нужды; они платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и др.). За исправное несение повинностей государственные крестьяне отвечали круговой порукой.

В 1837‒1841 годах была проведена реформа: учреждено Министерство государственных имуществ и его местные органы, на которые было возложено «попечительство» над госкрестьянами через посредство сельской общины. Ликвидированы барщинные повинности госкрестьян в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращена сдача госимений в аренду, душевой оброк заменён более равномерным земельно-промысловым сбором. Государственные крестьяне получили самоуправление и возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне остались прикреплены к земле. Радикальное реформирование государственной деревни стало возможным только после отмены крепостного права. Несмотря на постепенность преобразований, они наталкивались на сопротивление, поскольку помещики опасались, что чрезмерное освобождение государственных крестьян даст опасный пример владельческим крестьянам.

24 ноября 1866 года принят закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», по которому за сельскими обществами сохранялись земли, находившиеся в их пользовании на правах «владения» (прямого пользования). Выкуп наделов в собственность был регламентирован законом от 12 июня 1886 года. При осуществлении этих реформ наделы государственных крестьян сократились на 10 % в центральных губерниях, на 44 % — в северных. Выкупные платежи возросли по сравнению с оброчной податью на 45 %. Платежи были рассчитаны на 49½ лет и в некоторых случаях должны были вноситься до 1931 года, но были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года.

В современной отечественной историографии, в последние годы активно занимающейся проблемами НЭПа, обращено внимание на тот факт, что в первые годы проведения новой экономической политики власть «не имела готовой крестьянской программы, ориентированной на длительную перспективу и учитывающей развитие крестьянских хозяйств». Даже глава правительства А.И.Рыков признавался в отсутствии у власти точного представления о настроениях и стремлениях крестьянства [1].

Идеологические классовые стереотипы, присущие большевистской партии, заставляли её руководителей всех уровней рассматривать тогдашнее российское крестьянство исключительно через призму деления на «кулаков, середняков и бедняков», где главным критерием для отнесения к той или иной категории являлось имущественное положение. Такая точка зрения оставалась доминирующей, несмотря на дискуссии, имевшие место в партийной печати в середине 1920-х гг. [2].

Подобные представления, однако, серьёзно искажали реальную картину ситуации, складывавшейся в деревне, что влекло за собой управленческие решения, которые не столько стабилизировали, сколько, наоборот, обостряли социальные отношения в деревне и, в конечном итоге, сказывались и на чисто экономической стороне жизни нэповской деревни. В результате нэповская политика по отношению к крестьянству привела к кризису доверия к власти, что стало одной из важнейших причин перехода большевиков в конце 1920-х гг. к насильственному уничтожению частного хозяйства в деревне и насаждению колхозной системы.

Некоторые аспекты такого развития социальных процессов в период НЭПа, свидетельствующие об отсутствии действенной системы обратной связи между властью и значительной частью крестьянства, можно обнаружить и на южноуральском материале.

Стремление власти опереться в деревне на бедняцко-батрацкие слои выражалось в проведении по отношению к ним ярко выраженной патерналистской политики, предполагавшей, в частности, предоставление им значительных льгот, особенно в области налогообложения. Так, например, в 1925-1926 хозяйственном году в стране от сельхозналога было освобождено 5,5 млн. бедняцких хозяйств (23,5% всех крестьянских хозяйств), в 1926-1927 г. – свыше 7 млн. (27,6%). В октябре 1927 г. в связи с 10-летней годовщиной Октябрьской революции Манифест ЦИК и СНК освободил от уплаты сельхозналога 35% всех крестьянских хозяйств, отнесённых к разряду бедняцких и маломощных середняцких [3]. Аналогичные меры осуществлялись и на Южном Урале. В документах местных органов управления постоянно подчёркивался непрерывный рост бедняцких хозяйств, освобождаемых от сельскохозяйственного налога и/или получающих иные существенные льготы.

На практике постоянное увеличение числа хозяйств, освобождаемых от налога по причине их маломощности, на фоне общего подъёма сельского хозяйства означало, что значительная часть деревенской бедноты и не стремилась улучшить своего положения, вполне довольствуясь теми льготами, которые предоставляло ей государство. Как признавалось, например, в обзорном докладе Челябинского окружкома за 1927 г., «никакого пробуждения хозяйственной самодеятельности у бедноты нет». В отчёте по итогам проведения в 1926 г. кампании по созданию групп бедноты, представленном в Оренбургский губком партии, отмечалось, что со стороны бедноты постоянно задавался один и тот же вопрос: «А что нам за это дадите?» [4]. Протоколы бедняцких собраний в разных сёлах Оренбургской губернии были полны жалоб бедняков на то, что государство слишком мало помогает им [5].

Эти и другие факты, содержащиеся в архивных документах, могут служить подтверждением точки зрения, уже высказанной в современной историографии: государственная политика в отношении бедноты содействовала «укреплению иждивенческих настроений среди беднейшей части крестьянства», плодила «значительный слой паразитических по своей сути крестьянских хозяйств» [6].

Судя по приведённым документам, информация о реальных настроениях бедноты у власти была, но это никак не влияло на принимаемые решения: по всей видимости, именно «идеологические очки», через которые большевики смотрели на крестьянство, так искажали обратную связь, что приводили к управленческим решениям, явно противоречащим целям дальнейшего развития сельского хозяйства.

Но особенно явственно тот же порок функционирования властной вертикали большевистской диктатуры обнаружился в ходе хлебозаготовительного кризиса 1927-1928 г. Сигналы о неудовлетворённости крестьянства проводимой налоговой политикой, не дающей возможности полноценно развивать хозяйство, постоянно поступали наверх. Подобной информацией располагала и местная власть.

Можно ограничиться только одним, но вполне типичным примером. В июне 1927 г. на крестьянском собрании в селе Чебаркуль Миасского района Челябинского округа крестьянин Балашов заявил: «Государству выгодно, когда крестьяне и казаки повышают своё хозяйство, а налоги не дают … Ленин говорил, что налог должен уменьшиться, быть лёгким, а этого нет … Я не против Советской власти, если она мне не мешает заниматься хозяйством. А чем богаче крестьянство – богаче государство». Показательно, что в конце этого материала информатор ОГПУ с тревогой констатировал: «Балашова поддерживают не только зажиточные, но даже батраки» [7].

Тем не менее, кризис хлебозаготовок, отражавший недовольство большей части крестьянства налоговой и другими аспектами государственной политики в деревне, застал власть врасплох и побудил пустить в ход чрезвычайные, силовые методы разрешения кризиса, сразу заставившие крестьян вспомнить не столь давние времена «военного коммунизма».

Во втором письме, адресованным политруку бывшей части, содержались ещё более откровенные признания: «…товарищ политический руководитель, извините меня, что хочу я Вам прописать про наше крестьянское положение. Я Вам опишу все правильно. Когда я приехал домой и начал кой чего рассказывать про налоги, куда они идут и про страховку, для чего она нужна, то крестьяне меня дураком без малова сочли… едва ли кто хлеб ест досыта, нет хлеба. А налог больше прошлогоднего довелось чуть ли не каждому продавать за налог остальной скот … а хлеба ни у кого нет … Крестьяне чуть волнения не подымают … за что мы воевали и завоевали сов. власть, за то у нас все отбирают, а бедняк и вовсе голодает … Тов. политический руководитель, никак мы не поймем, что это твориться, что говорить буржуазия наверное засела не иначе. А если не она, то сов. власть не должна этого допускать, сейчас подходит весна, ни у кого семян нету …Прошу дать ответ, на это не обижайтесь, это все правильно» [8].

В крестьянской среде крепло ощущение того, что власть решила покончить с НЭПом. Один из главных выводов, который делало в этой ситуации крестьянство – это сворачивание собственного хозяйства, вплоть до его распродажи и пропивания денег. Информационные сводки ОГПУ 1928 г. полны откровенных высказываний на этот счёт крестьян, не только зажиточных, но и многих середняков: «Мы раньше жили под царской палкой, а теперь под советской метлой, нас налогами задушили, в силу чего придётся сокращать своё хозяйство»; «правительство решило доконать вконец крестьянство своими налогами и займами, давайте лучше ликвидируем хозяйство, а купим облигации и будем на них сидеть, лучше не работать, не пахать, не мучиться, тогда посмотрим, что получится из нашего государства»; «одно спасение – меньше сеять и скот распродать, что тогда правительство будет делать?»; «лучше пропить своё добро, а то всё равно власть заберёт налогом и оставит нищим» [9].

Однако, из всей этой информации, рисовавшими в совокупности критическую картину кризиса всего сельскохозяйственного производства, руководство страны делало совсем иные выводы, нацеливавшие на резкое ускорение массовой насильственной коллективизации.

Таким образом, опыт НЭПа является в этом отношении ещё одним важным аргументом в пользу принятия и осуществления только тех управленческих решений государства, которые основаны на достоверной и правильно оцененной информации, на неискажённой «идеологической призмой» обратной связи.

Список литературы

1.Россия нэповская. М.,2002. С.208.

2. См. подробнее: Солопов А. Кого считали кулаком в 1924-1925 годах? // Трудные вопросы истории. М.,1991. С.83-100; Хазиев Р.А. Система налогообложения в 1917-1921 годах: от революционных столиц до уральской провинции // Отечественная история. 2005. № 3. С. 95-109. 3.История советского крестьянства. В 5 т. М.,1986. Т.1. С.357.

4. Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф. 4094. Оп.1. Д.1439. Л.8.

5. Там же. Ф.7. Оп.7. Д.438. Л.2,13об.,15 и др.

6. Россия нэповская. С.106-107.

7. Объединенный государственный архив Челябинской области ( ОГАЧО). Ф.П-317. Оп.1. Д.514. Л.31об.,35.

8. ЦДНИОО. Ф.1254. Оп.2. Д.114.Л.14.

9. Государственный архив общественно-политической документации Курганской области (ГАОПДКО). Ф.7. Оп.1. Д.1023. Л.249; Д.1026. Л.192,178,155.

6. Крестьянский вопрос в политике правительства

Крестьянский вопрос был одним из наиболее важных в политике правительства в первой половине XIX в. С одной стороны, само крестьянство напоминало о необходимости его решения возраставшим количеством бунтов. С другой - сохранение крепостнических отношений сдерживало развитие буржуазных отношений в России.

Намерение Александра I обнародовать осенью 1801 г., в день коронации "Жалованную грамоту российскому народу" было отложено, а решение крестьянского вопроса свелось к ряду частных мер, направленных главным образом на то, чтобы учесть интересы дворян и повысить производительность хозяйства.

Не решился на радикальное решение крестьянского вопроса и Николай I. Для обсуждения крестьянского вопроса им было создано в общей сложности девять секретных комитетов, но конкретные результаты их деятельности оказались весьма скромными: разрабатывались различные проекты и предположения, издавались отдельные указы, не затрагивавшие основ крепостнической системы. Всего в первой половине XIX в. было издано более ста различных указов, касавшихся положения крестьян, но они, как правило, носили паллиативный характер и находили ограниченное применение.

В данном разделе сборника помещены тексты ряда правительственных указов, подтверждающие попытки правительства приступить к реформированию жизни крестьян, а также данные статистики, характеризующие степень их результативности.

При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

Российское законодательство о положении крестьян

Ниже приводится своеобразная летопись основных законодательных актов, принятых правительством в 1801 - 1848 гг. и направленных на изменение положения российских крестьян. Они показывают, что правительства Александра I и Николая I проводили противоречивый курс в отношении крестьянского вопроса: наряду с продворянскими мерами они принимали указы, направленные на ослабление крепостного права и ограничение произвола помещиков.

(См.: Памятники истории крестьян XIV≈XIX вв. Издание Н. Н. Клочкова. М., 1910. С. 163 - 235; Полное собрание законов Российской империи. Т. ХХХV, с. 583, 653; Т. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года / сост. П. П. Епифанов и О. П. Епифанова. М., 1987. С. 309 - 317, 360 - 361; Хрестоматия по истории СССР. Т. 2 / Сост. С. С. Дмитриев и М. В. Нечкина. М., 1949. С. 417 - 421, 494 - 510, 611 - 613, 633 - 636, 640 - 643; Сборник документов по истории СССР. Первая половина Х1Х века. М., 19 7 4. С. 57 - 82.)

1801 г., 28 мая - О непринимании для припечатанья в ведомостях объявлений о продаже людей без земли.

1801 г., 12 декабря - Указ о предоставлении купечеству, мещанству и казенным поселянам приобретать покупкою земли.

1802 г., 23 января - О правилах водворения поселенцев в полуденном краю Сибири.

1803 г., 20 февраля - Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных.

1803 г., 4 октября - О неотдавании крепостных людей, за казенные и частные с помещиков их взыскания, в работу.

1804, 20 февраля - Положение о лифляндских крестьянах 75 .

1804, 18 октября - О дозволении получившем из купцов осьми классные чины, покупать деревни и владеть оными на условиях, заключаемых с поселенными в оных крестьянами.

1804 г., 14 декабря - О запрещении помещикам отпускать по завещаниям родовых крестьян в вольные хлебопашцы.

1806 г., 3 августа - Указ о цене "ревизской души".

1807 г., 15 января - О распространении права зачета преступников в рекруты как на поселян казенного ведомства, так и на мещан.

1807 г., 31 января - О возвращении помещикам крестьян, наказанных, если окажутся в солдаты и в погонщики негодными.

1807 г., мая - О переселении из скуднейших землями селений крестьян в другие селения на излишние сверх 8 десятин пропорции земли.

1807 г., 14 декабря - О поступании при увольнении крестьян целыми селениями на волю не иначе, как на основании изданного о свободных хлебопашцах положения.

1808 г. - О запрещении продавать крестьян на ярмарках с угрозой освобождения проданных и наказания купивших.

1809 г., 10 марта - О поступании с крепостными людьми, представляемыми помещиками их для исправления худого поведения, на основании узаконений, состоявшихся после указа 1765.

1809 г., 20 июля - О пресечении бродяжничества (сыске беглых крестьян).

1810 г., 16 ноября - О разрешении допускать к торгам для содержания почтовых станций крестьян, как казенных, так и помещичьих, за которых должны ручаться помещики.

1810 г., 8 декабря - Указ о "торгующих крестьянах".

1812 г., 11 февраля - О преобразовании Комиссии погашения долгов. Положение о сборе с торгующих крестьян.

1812 Г., 22 мая - Об отсрочке торгующим крестьянам следующих с них податей по Манифесту 11 февраля.

1812 г., 11 июня - О продолжении срока на прием объявлений и выдачу свидетельств торгующим крестьянам в губерниях.

1812 г., 17 июня - Об определении переселяющимся в Новороссийский край казенным крестьянам и казакам льготы, с дачею им пособия; о возобновлении силы указа 1781 Июля 6, о платежах оставшимся на прежних жительствах крестьянам за переселенцев подати, и об остановлении переселения в прочие губернии.

1812 г., 20 июня - О допущении крестьян и ямщиков к торгам на содержание почтовых станций.

1812 г., 31 июня - О принимании мещан и казенного ведомства крестьян за дурное поведение в рекруты, и о ссылке, в случае негодности их к службе, на поселение, с зачетом за рекрут тех из них, кои будут иметь от роду 17 до 35 лет, а рост 2 аршина и 4 вершка.

1812 г., 30 сентября - Об отправлении к сосланным в Сибирь на поселение крестьянам жен их и детей по их желанию и дозволению обществ.

1812 г., 29 декабря - О дополнительных правилах для дозволения крестьянам производить разными товарами торговлю с получением на сие право свидетельства и с платежом определенных пошлин.

1814 г., 11 июня - О несовершении крепостных актов на покупку личными Дворянами крестьян и дворовых людей.

1815 г., 21 сентября - О законах, коими должно руководствоваться при решении дел о людях, отыскивающих свободу из помещичьего владения.

1816 г., 23 мая - Положение об эстляндских крестьянах. Учреждение для эстляндских крестьян.

1816 г., 23 октября - О запрещении совершать купчия на людей без земли по верющим письмам.

1818 г., 4 января - О средствах к охранению от упадка доходов с свидетельств, выдаваемых крестьянам, торговыми промыслами занимающимся.

1818 г., 30 сентября - О строжайшем наблюдении Губернским Начальствам о неупотреблении крестьян к господским работам в воскресные и праздничные дни.

1818 г., 28 декабря - О распространении права учреждать фабрики и заводы на всех казенных, удельных и помещичьих крестьян и "свободных хлебопашцев".

1819 г., 26 марта - Положение о лифляндских крестьянах.

1821 г., 30 ноября - О невозвращении помещичьих людей в крепостное владение, получивших свободу по отпускным ли от помещиков, или по распоряжению правительства.

1822 г., 3 марта - Об отсылке крепостных людей за дурные поступки в Сибирь на поселение.

1822 г., 29 сентября - Об остановлении публикации в Сенатских Объявлениях о продаже людей без земли.

1823 г., 27 июня - Об отсылке крестьян, представляемых помещиками для ссылки в Сибирь на поселение за дурные поступки.

1824 г., 29 февраля - О принятии представляемых помещиками крепостных людей к отсылке в Сибирь без ограничения лет.

1825 г., 16 июня - О запрещении помещикам отдавать принадлежащих им людей в заводские работы и заключать условия от собственного своего лица.

1826 г., 26 апреля - О помещичьих крестьянах, ссылаемых в Сибирь за бродяжничество.

1826 г., 12 мая - О возникшем в губерниях неповиновении крестьян

1827 г., 15 февраля - О распространении силы указа 20 ноября 1814 года на всех помещичьих крестьян, у коих за залогом, или продажею помещиками их земли, будет оставаться оной для прокормления себя менее 4 1 /2 десятин на душу.

1827 г., 14 июля - О воспрещении помещикам отдавать по условиям людей своих в горные заводские работы.

1827 г., 19 августа - О допущении в Университетах и других высших учебных Заведениях к слушанию лекций одних людей свободных состояний, а помещичьих людей к обучению только в приходских и уездных Училищах и в заведениях особенного рода, для усовершенствования промышленности учрежденных; и о распространении надзора Министерства Народного Просвещения на все без изъятия Училища, кроме Военных и Духовных.

1827 г., 30 августа - О помещичьих людях, ссылаемых по воле их помещиков, в Сибирь на поселение.

1827 г., 7 сентября - О запрещении помещикам отдавать в рекруты людей, отыскивающих свободу от владения их.

1827 г., 5 октября - О наказании помещиков, выдавших чужих беглых девок за своих крепостных людей

1827 г., 16 ноября - О наказании за предержательство военных дезертиров и беглых крепостных людей

1827 г., 31 декабря - О поселениях Вологодской губернии, именуемых половниками.

1828 г., 22 июня - О распределении людей, представляемых помещиками за дурное поведение, в распоряжение Правительства для удаления, и о возвращении по желанию помещиков в их владения.

1828 г., 25 октября - О распространении указа 6 февраля 1758 года на все без изъятия случаи по открытию владения крестьянами таких лиц, кои не имеют по законам на то права.

1829 г., 13 января - О безочередной отдаче в рекруты удельных крестьян дурного поведения.

1829 г., 27 августа - Об освобождении крестьян удельного ведомства от сбора денег на содержание комиссии народного продовольствия.

1831 г., 18 февраля - О ссылке в Сибирь на поселение по воле помещиков опороченных судом крестьян, имеющих от роду более 50 лет.

1831 г., 8 апреля - Об улучшении положения поселян Вологодской губернии, именуемых половниками.

1831 г., 29 апреля - О землях, какие могут однодворцы продавать или передавать в частные владения.

1832 г., 25 июня - О обязанностях Малороссийских казаков относительно военной службы и прочих повинностей.

1833 г., 2 мая - О запрещении принимать крепостных людей без земли в обеспечение и удовлетворение частных долгов, и отчуждать их по купчим и дарственным записям отдельно от семейства их.

1836 г. - Уставы Благочиния. Свод Устава о предупреждении и пресечении преступлений.

1837 г., 9 мая - О точном и повсеместном наблюдении правил о приеме в учебные заведения людей различных состояний.

1837 г., 15 мая - О разрешении владельцам переселять своих крестьян и дворовых людей в другие места с уплатой состоящих на сих крестьянах недоимок.

1838 г., 30 апреля - Проект учреждения о Управлении Государственными имуществами в губерниях.

1838 г., 7 июня - О разделе земли, при увольнении крестьян в свободные хлебопашцы.

1840 г., 12 июня - О запрещении помещикам отдавать евреям на откуп доходы с крестьян, долженствующие поступать в пользу помещиков.

1841 г., 2 января - О запрещении продавать крепостных людей отдельно от семейств.

1841 г., 8 марта - О воспрещении дворянам, по выходе в замужество за недворян, приобретать крепостных людей с землею и без земли.

1842 г., 2 апреля - О предоставлении помещикам заключать с крестьянами договоры на отдачу им участков земли в пользование за условные повинности, с принятием крестьянами заключившими договор, названия обязанных крестьян.

1842 г., 4 ноября - О изменении узаконения, касательно удовлетворения за обиды крепостных людей.

1843 г., 12 июня - О дозволении помещикам увольнять своих дворовых людей без земли за условную повинность или оброк, платимый разом, или несколько лет, или по смерть помещика.

1844 г., 12 июня - О представлении помещикам отпускать дворовых людей на волю без земли, по обоюдным договорам в платеже последними за себя установленных сумм.

1844 г., 8 ноября - О праве помещиков отпускать дворовых людей на волю по договору.

1845 г., 5 января - О разрешении помещикам отдавать в рекруты людей, отыскивающих свободу от владения их.

1845 г., 15 августа - Высочайше утвержденное Уложение о Наказаниях Уголовных и Исправительных 76 .

1846 г., 24 июня - О порядке переселения в Сибирь крепостных людей, имеющих более 50 лет от роду.

1847 г., 8 ноября - О предоставлении крестьянам имений, продающихся с публичных торгов за долги, права выкупать себя с землею.

1847 г., 8 декабря - О удалении из помещичьих имений несовершеннолетних крепостных людей порочного поведения.

1848 г., 3 марта - О представлении крестьянам помещичьим и крепостным людям покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество 77 .

Вопрос о крепостном праве в "Негласном комитете"

На заседании Негласного комитета 18 ноября 1801 г. обсуждался вопрос о выкупе государством дворовых людей и о частичных мерах по ограничению полного произвола крепостников. Ниже даны рассуждения члена комитета графа П.А. Строганова (1774-1817) по этому предмету в переводе (записки гр. Строганова о заседаниях Негласного комитета написаны на французском языке).

(См.: Хрестоматия по истории СССР. Т. 2 / Сост. С. С. Дмитриев и М. В. Нечкина. М., 1949. С. 418-419.)

. Что может быть причиною опасного волнения? Или партии, или недовольные лица. Какие у нас к тому элементы? Народ и дворянство. Что такое это дворянство, каков состав его, каков его дух? Дворянство у нас составилось из множества людей, сделавшихся дворянами только службою, не получивших никакого воспитания, которых все мысли направлены к тому, чтобы не постигать ничего выше власти императора; ни право, ни закон, ничто не может породить в них идеи о самомалейшем сопротивлении. Это - сословие самое невежественное, самое ничтожное и в отношении к своему духу - наиболее тупое; вот приблизительная картина большей части нашего сельского дворянства. Те же, которые получили несколько тщательное воспитание, немногочисленны и по большей части проникнуты духом нисколько не склонным противодействовать каким бы то ни было мерам правительства. Дворяне, усвоившие настоящее понятие о справедливости, будут сочувствовать предложенной мере; прочие же, хотя в большинстве не подумают ни о чем, а только поболтают. Большая часть дворянства, состоящего на службе, к несчастью, ищет в исполнении распоряжений правительства свои личные выгоды, и очень часто служит, плутуя, но не сопротивляясь. И так - одна часть нашего дворянства живет по деревням, пребывая в грубейшем невежестве, а другая - на службе - проникнута духом вовсе неопасным. Значительных собственников нечего бояться. Что же остается после того, и где же элементы опасного неудовольствия?

И так, картина, представляемая нашим дворянством, показывает, что оно не может быть опасно. Обратимся к исследованию другой стороны.

Эта другая сторона - девять миллионов людей, размещенных в разных частях империи. По необходимости, они следуют различным обычаям и, сообразно их местопребыванию, проникнуты различным духом. А потому нельзя сказать, чтобы преобладающий дух этих людей был везде один и тот же; тем не менее они везде одинаково чувствуют тяжесть своего рабства; везде мысль о неимении собственности подавляет их способности и производит то, что промышленная деятельность этих девяти миллионов людей, для народного благоденствия ничтожна. Единственное различие между ними то. Что в одних местах они более вялы, более тупы, менее чувствуют нужду развить свою промышленность, а в других - деятельность их духа не позволяет им оставаться неподвижными, но им приходится на каждом шагу встречать препятствия; их способности не получают полного развития, остаются подавленными. Но дают им чувствовать вполне тягость бремени, их гнетущего. Все они обладают здравым смыслом, поражающим тех. Которые видели их вблизи. С самого детства они преисполняются ненавистью к помещикам, своим притеснителям. Народ всегда предан правительству; он верит, что император постоянно готов защищать его, и если является какая-либо стеснительная мера, то ее приписывают не государю. А его министрам, которые, по словам народа, употребляют во зло доверие императора, потому что они из дворян и тянут в пользу своих личных выгод. Если бы кто вздумал сделать малейшее покушение против прав верховной власти, они первые станут в защиту ее, считая ее опорою против своих естественных врагов. Во все времена у нас принимали участие в волнениях крестьяне, дворянство же никогда.

Указ о праве купцов, мещан и казенных крестьян покупать земли

Именной указ Александра I "О предоставлении купечеству, мещанству и казенным поселянам приобретать покупкою земли" был опубликован 12 декабря 1801 г. Этот указ давал право купцам, мещанам, духовенству и государственным крестьянам покупать в собственность земли и другую недвижимость. Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворянства на земельную собственность (ПСЗ. Т. XXVI. N 20 075).

(См.: Хрестоматия по истории СССР. Т. 2 / Сост. С. С. Дмитриев и М. В. Нечкина. М., 1949. С. 417.)

Желая дать новое поощрение земледелию и промышленности народной соразмерно способам, какие Россия по пространству и положению своему имеет, признали мы нужным право приобретения всяких под разными именами известных земель без крестьян и владения всем тем, что на поверхности и в недрах их находится распространить на всех российских подданных кроме тех, кои причислены к помещичьим владениям. - И вследствие того предоставляем не только купечеству, мещанству и всем городским правом пользующимся, но и казенным поселянам, к какому бы ведомству они ни принадлежали, равномерно и отпущенным на волю от помещиков приобретать покупкою земли от всех тех, кои имеют по законам право на продажу, и утверждать таковые приобретения за собою совершением купчих каждому от своего имени в учрежденных на то местах законным порядком, собственность их ненарушимо ограждающим. Правительствующий Сенат, сходственно сему, не оставит учинить надлежащие распоряжения.

Количество земли, приобретенное государственными крестьянами в собственность с 1801 по 1858 гг.

Приводимые ниже данные позволяют судить о результативности указа от 12 декабря 1801 г. о праве купцов, мещан и казенных крестьян покупать землю. Здесь приводятся сведения о численности государственных крестьян, приобретших земли в собственность с 1801 по 1858 гг. на основании данного указа, и о размере принадлежащей им земли по 33 российским губерниям на 1858 г. В целом к моменту отмены крепостного права лицами других сословий было приобретено менее 3 % дворянской земли.

(См.: В. Вешняков. Крестьяне-собственники в России. СПб., 1858. С. 10-11.)

  • Государственные крестьяне в России — что это за класс в России
  • Какие группы вошли в их состав при Петре Первом
  • Отличие государственных крестьян от крепостных
  • Положение государственных крестьян в XVIII-XIX веке
  • Реформы в отношении государственных крестьян в XIX веке

Государственные крестьяне в России — что это за класс в России

Государственные крестьяне — особенное российское сословие, составлявшее в XVIII-XIX веках до 50% численности населения России, занимавшегося земледелием. Их отличие от помещичьего крестьянства состояло в том, что они считались лично свободными, но прикрепленными к земле.

24 ноября 1866 г. утвердили закон «О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях». Согласно этому нормативному акту, хозяйственный быт этой категории населения предполагал расширение их прав «по владению и использованию предоставленными им в надел от государства землями». Правда, термин «владение» обозначал только право пользования земельным участком.

За землю крестьяне обязаны были ежегодно уплачивать государственную оброчную подать. Министр государственного имущества для разных местностей мог устанавливать этот сбор в размере не выше 15% от оценочной стоимости земли. Также у крестьян была обязанность уплачивать налог за пользование лесом, если в состав их участка входили лесной массив. Через три года, при условии, что все налоги уплачены, наделы можно было продавать.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Но проблема выкупа в полную собственность земли как сельскими обществами, так и владельцами состояла в том, что необходимо было внести единовременный взнос в уездное казначейство в сумме, проценты с которого равнялись бы сумме равной капитализированной оброчной подати. Это были огромные деньги даже для зажиточной части населения.

Кратко права государственных крестьян можно представить следующим образом:

  • они имели право выступать в суде;
  • заключать сделки;
  • имели частную собственность;
  • вели торговлю как оптом, так и в розницу;
  • открывали фабрики и заводы.

Их обязанности включали:

  • оплату подушной подати;
  • взносы на земские нужды;
  • натуральные повинности.

За несение повинностей крестьяне отвечали круговой порукой.

Какие группы вошли в их состав при Петре Первом

История формирования этого сословия началась с указов Петра I. Государственные крестьяне образовались из остатков не закрепощенных земледельцев:

  • черносошных крестьян — тяглых людей, т. е. несущих повинности не в пользу помещиков, а государства. Жили на окраинах империи с суровым климатом. Занимались охотой, рыболовством, собирательством, торговлей;
  • сибирских пашенных крестьян — обрабатывавших казенные земли в Сибири;
  • однодворцев, которые происходили из служилых людей. Были, как правило, детьми бояр. Несмотря на то, что числились дворянами, были не нужны государству. Петр I стремился избавиться от этого сословия. Но однодворцы были упразднены только в 1866 году;
  • служилых татар — сформировались из татарской знати, перешедшей из Золотой Орды на службу России. Имели некоторые привилегии в торгово-ремесленных занятиях;
  • нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Отличие государственных крестьян от крепостных

Историки полагают, что шведские крестьяне стали примером для определения юридических прав государственных крестьян. Во-первых, они обладали личной свободой. В отличие от крепостных, им разрешалось участвовать в судебных процессах. Во-вторых, казенные могли заключать сделки и владеть собственностью.

Этому сословию давали определение, как «свободному сельскому обывателю», который мог организовывать как розничную, так и оптовую торговлю, а также открывать фабрики или заводы. У крепостных работяг такого права не было, так как их личная свобода принадлежала помещику. Государственный крестьянин — временный пользователь государственной земли.

Положение государственных крестьян в XVIII-XIX веке

В 1719 году на европейской части России и Сибири их было около 1,049 миллиона, т. е. 19% от всех земледельцев. В 1858 году уже — 9,3 миллиона человек (45,2% земледельческого населения). Сословие вносило в казну денежный оброк. В Прибалтике и на территории Польши казенные имения сдавали в аренду частникам, и госкрестьяне отбывали барщину.

Сибирским пашенным работникам следовало обрабатывать государственные участки и вносить продуктовый оброк. Казенные крестьяне платили подушную подать и отбывали дорожную, подводную, постойную и т. п. повинности.

Реформы в отношении государственных крестьян в XIX веке

В начале XIX века наблюдалось увеличение обеднения этого сословия. Часто происходят бунты против действия властей. Например, «Холерные» в 1834 году и «Картофельные» в 1840 году. В тридцатых годах XIX века правительство приступило к созданию реформы управления государственной деревней.

Ее основателем стал убеждённый противник крепостного права П.Д. Киселев. В ходе реформы ликвидируются барщинные повинности в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, больше не сдаются казенные имения в аренду. Подушевой оброк заменили земельно-промысловым сбором.

Министр госимущества полагал, что свободу нужно предоставлять постепенно, «чтобы рабство уничтожилось само собой без государственных потрясений».

Госкрестьяне получили самоуправление и право решать вопросы в границах сельской общины. Но закрепленность к земле осталось. Радикальной реформации деревня подверглась лишь после отмены крепостного права.

Киселев собирался регламентировать участки и повинности помещичьих крестьян, и в определенной мере подчинить их Министерству государственных имуществ, но это встретило активное сопротивление помещиков и не было осуществлено.

С принятием закона «О поземельном устройстве госкрестьян» 24 ноября 1866 года, за сельскими обществами сохраняются участки, находившиеся в их пользовании на правах «владения». Выкупать в собственность наделы стало возможным с 12 июня 1866 года.

Эти реформы однако привели к тому, что владения госкрестьян уменьшились на 10% в центральных губерниях, на 44% — в северных. Выкупные платежи на 45 % стали больше оборочной подати. Революция 1905 года повлияла на то, что во время столыпинских реформ эти платежи были отменены с 1 января 1907 года.

Изменения лучше начать самостоятельно, постепенно, осторожно. Нужно начать хоть с чего-нибудь, поскольку в противном случае, мы дождемся когда изменения пойдут от самого народа.

Николай 1

Указ об обязанных крестьянах 1842 года стал продолжением Указа о вольных хлебопашцах, подписанного в 1803 году. Само название «Обязанные крестьяне» показывает, что Указ ставил крестьян в острую зависимость от помещиков. Заключалось это в том, что если после 1803 года имел право освободить крестьянина за откуп, но обязательно с землей, то после 1842 года помещик мог освободить крестьянина, но без земли.

Предпосылки принятия Указа

Период правления Николая 1 характеризуется социальной нестабильностью. Причем на уровне земельного вопроса эта нестабильность была запредельно высокой. Достаточно сказать, что при Николае было 10 секретных комитетов только по аграрному вопросу. Эти комитеты издали 550 указов и распоряжений различной степени важности только по земельным вопросам. Государство пыталось найти золотую середину, поскольку находилось под давлением с двух сторон:

Крестьяне и помещики в России 19 века

  1. Крестьяне. В отчетах 3-го отделения императору подчеркивалось, что «крестьянский вопрос - пороховая бочка под самодержавием».Это не было преувеличением. Несмотря на отмену крепостного права в 1861 году реально крестьянский вопрос решен не был, что привело к 1917 году. Что касается «Обязательных крестьян», то Николай 1 фактически отменил достижения Александра 1, разрешив крестьянам выкупать свободу, но без земли. Естественно, без земли крестьянин не выживет.
  2. Помещики. В 1803 году помещики получили право отпускать крестьян с землей за выкуп. Помещики были не против «продавать свободу» в некоторых случаях, но были категорически против лишаться земли.

В результате и крестьяне и помещики были недовольны сложившимся положением. При этом начиная с 1837 года Киселев проводил реформирование деревень, где жили государственные крестьяне. Крепостную проблему никто не решал.

Суть указа

В 1842 году был издан Указ об обязанных крестьянах. Его основные положения были следующими:

  • Помещик имел право предоставить крестьянину свободу за «выкуп».
  • Крестьяне при этом не не получали землю
  • Крестьянин обязывался нести повинности за пользование землей помещика.

Главное - помещики сохранили землю. Крестьянам свобода без земли была не нужна, поэтому за годы действия указа им воспользовались чуть более 27 тысяч человек (по переписи 1850 года крепостных в России было более 10 млн человек). Это цифры за 16 лет. Получается, ежегодно свободу получали всего 1,68 тыс крепостных во всей Российской Империи. Это подчеркивает главную мысль последних лет царствования Николая 1: крепостное право это зло, но его отмена найдет сопротивление в лице тех, кому крепостное право нужно. Поэтому были поддержаны помещики.

Причина того, почему крестьяне не спешили пользоваться правом на выкуп свободы, кроется в самой системе Указа, по которой у крестьян не было ни реальной свободы (они продолжали оставаться зависимыми от помещика и земли, которую тот им выделяет) ни земли.

Последствия указа

Указ 1842 года подчеркнул, что Россия пока не готова к отмене крепостного права. Либеральные начинания Александра 1 были отменены. Хотя при этом важно отметить, что и «Вольные хлебопашцы» был не самым эффективным указом, поскольку помещики получили право продавать свободу крепостным. Но никто их к этому не обязывал. Единственное отличие указа Николая 1 об обязанных крестьянах в том, что помещикам разрешили отпускать крестьян, но право помещиков на землю сомнению не подлежало.

В дальнейшем Указ был дополнен положениями, позволяющими крестьянам получить не только независимость, но и землю:

Читайте также: