Государственные финансы и налоги конспект

Опубликовано: 21.09.2024

Цель занятия: изучение экономической сущности и порядка разработки и использования государственного бюджета РФ, а также его структуры доходов и расходов.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.

Функции бюджета

Рис. 1.14. Функции бюджета

Виды бюджетов в Российской Федерации

Рис. 1.13. Виды бюджетов в Российской Федерации

Бюджет утверждается законодательным органом власти - парламентом.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, которые поступают в распоряжение органов власти.

Они представляют собой часть централизованных ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.

Классификация доходов бюджетов РФ - это группировка бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, основывающейся на законодательстве и определяющая источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Структура классификации доходов бюджетов

налог на прибыль;

налоги на товары и услуги; лицензионные и регистрационные сборы; налоги на совокупный доход; налог на имущество;

платежи за пользование природными ресурсами; единый сельскохозяйственный налог;

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины и сборы Неналоговые доходы:

доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций;

прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешенных видов деятельности организаций; доходы от использования лесного фонда; доходы от продажи земли и нематериальных активов;

поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

административные платежи и сборы;

штрафные санкции, возмещение ущерба;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

прочие неналоговые доходы

безвозмездные перечисления от нерезидентов;

безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней

безвозмездные перечисления от государственных внебюджетных фондов;

безвозмездные перечисления от государственных организаций;

безвозмездные перечисления от наднациональных организаций;

средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;

прочие безвозмездные перечисления

Доходы целевых бюджетных фондов:

Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности:

доходы от собственности по предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности; рыночные продажи товаров и услуг;

безвозмездные поступления от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности

Расходы бюджета представляют собой затраты, выражающие экономические отношения, возникающие в процессе использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Функциональная классификация расходов Российской Федерации - это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативноправовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Структура функциональной классификации расходов бюджетов

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации (разделы первого уровня)

Государственное управление и местное самоуправление

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

Промышленность, энергетика и строительство

Сельское хозяйство и рыболовство

Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

Транспорт, связь и информатика

Развитие рыночной инфраструктуры

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных

Культура, искусство и кинематография

Средства массовой информации

Здравоохранение и физическая культура

Обслуживание государственного и муниципального долга

Пополнение государственных запасов и резервов

Финансовая помощь бюджетам других уровней

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

Мобилизационная подготовка экономики

Исследование и использование космического пространства

Целевые бюджетные фонды

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации - это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной сис-

темы по их экономическому содержанию, которая состоит из 5 уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов.

Структура экономической классификации расходов бюджетов

Закупки товаров и оплата услуг Субсидии, субвенции и текущие трансферты

Оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

Капитальные вложения в основные фонды Создание государственных запасов и резервов Приобретение земли, нематериальных активов и других активов Капитальные трансферты

Предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения

Эти затраты связаны с выполнением государством своих функций.

В настоящее время бюджетная система РФ включает три звена:

^ бюджет национально-государственных и административно

Налоговые доходы бюджетов

Рис. 1.16. Состав налоговых доходов бюджетов в РФ

налог на добавленную стоимость;

единый социальный налог;

налог на прибыль организации;

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

налог на доходы физических лиц;

налог на имущество организации;

налог на игорный бизнес;

Какой бюджет называется государственным?

Какие уровни бюджета вы знаете? Чем отличаются друг от друга? Что общего они имеют?

Дайте понятия «доходы» и «расходы» бюджета.

За счет каких источников формируются доходы бюджета?

Расскажите о структуре расходов бюджета?

В чем суть НДС, налога на имущество предприятий и организаций и налога на доходы физических лиц?

Разделы: Экономика

Классы: 10 , 11

Класс: 10

Цель: уяснение учащимися принципов и методов налогообложения, а также знакомство с видами налогов.

Задачи: определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей; учащиеся должны: знать/понимать основные виды налогов, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Раздаточный материал:

  • Схема кругооборота товаров, денег и услуг в смешанной экономике (приложение 1)
  • Упражнения и задачи (приложение 2)
  • Гипер-текст "Виды налогов" (приложение 3)
  • Уровни налоговой системы РФ (приложение 4)
  • Итоговый тест (приложение 5)

Вывод: любой налог имеет три характеристики: прямой или косвенный; федеральный, региональный или местный; пропорциональный , прогрессивный или регрессивный.

Литература:

  1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд. - 4-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 256с.: ил.
  2. Азимов Л.Б. Преподавание курса "Введение в экономику". Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2002. - 234с.: ил.
  3. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. - 4-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 352с.: ил.
  4. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн.1. Пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 447с.: ил.
  5. Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: Пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. учрежд. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 184с.

Приложения

Приложение 1


Приложение 2

Упражнение №1.Что общего в предлагаемом списке экономических событий? Определите группы (признак) и их состав.

  1. образование монополий
  2. отрицательные побочные эффекты
  3. отсутствие выпуска общественных благ
  4. определение правил ведения экономической деятельности и контроль за их соблюдением
  5. неравенство в распределении доходов и богатства
  6. здравоохранение
  7. теракты
  8. инфляция
  9. сложности в финансировании науки
  10. бесплатное основное образование
  11. безработица
  12. циклическое развитие экономики: спады, подъемы
  13. природоохранная деятельность
  14. трансферты
  15. антимонопольное законодательство
  16. гражданская оборона
  17. стабилизация экономического развития
  18. неограниченное влияние собственников факторов производства

Ответы

Недостатки рыночной экономики Функции государства
1,2,3,5,7,8,9,11,12,18 4,6,10,13,14,15,16,17

Упражнение №2.Каждому экономическому понятию соотнесите определение.

  1. Налогообложение
  2. прямые налоги
  3. налог на прибыль
  4. косвенные налоги
  5. налог на добавленную стоимость
  6. акциз
  7. пошлина
  8. ставка налога

А) Плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного вида услуг.

Б) Налоговые платежи, которые не вносятся гражданином в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству

В) Налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара

Г) Определяемый законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти

Д) Сборы в пользу государства, взимаемые с каждого гражданина или хозяйственной организации

Е) Подоходный налог с предприятий

Ж) Процент дохода, который взимается в виде налога

З) Один из видов косвенных налогов, взимаемый практически со всех товаров и услуг путем установления надбавки к цене или тарифу

Ответы

1 2 3 4 5 6 7 8
г д е б з в а ж

Задачи

№1. Какую сумму НДС перечислит коммерсант в налоговую инспекцию, если: ставка налога составляет 20%; цена, по которой он приобрел товар 150 руб., цена, по которой он реализует товар 200 руб.; количество проданного товара - 1200 шт.

Ответ: 12 000 руб.

№2. В стране действует схема подоходного налогообложения:

Доход,
тыс.руб. в год
До 10 От 10 до 30 От 30 до 50 Более 50
Налог, % 10 20 30 40

Какую сумму налога должен заплатить гражданин, если его годовой доход составляет 50 тыс.руб?

Ответ: 11 тыс.руб.

№3. В стране действует схема подоходного налогообложения:

Доход,
тыс.руб. в год
До 10 От 10 до 30 Более 30
Налог, % 10 20 30

Какую сумму налога должен заплатить гражданин, если его годовой доход составляет 45 тыс.руб?

Ответ: 9,5 тыс.руб.

№4. Уборщица (доход 5 тыс.руб.) и служащий банка (доход 30 тыс.руб) страстные любители собак и каждый месяц покупают для своих питомцев по 10 банок корма "Чаппи" ценой 20 руб. за банку. Предположим, что в розничной цене "Чаппи" 10% составляет акциз. Какой акциз за год платит каждый любитель собак (доля от своего дохода в %)?

Ответ: по 240 руб., для уборщицы это 4,8%, для банковского служащего - 0,8%.

Приложение 3


Приложение 4


Приложение 5

Тест. Система налогообложения

1. Схема налогообложения, при которой ставка налога составляет 20% для дохода меньше 20 млн.руб., и 10% для дохода больше 20млн.руб., является примером:

а) прогрессивного налогообложения

б) регрессивного налогообложения

в) пропорционального налогообложения

г) недостаточно информации

2. Какие из указанных налогов уменьшают неравенство в благосостоянии?

а) подоходный налог

б) налог на имущество

в) налог на наследство

г) все вышеперечисленные

3. Прогрессивное налогообложение:

а) увеличивает заинтересованность в труде

б) снижает заинтересованность в труде наименее трудолюбивых граждан

в) снижает заинтересованность в труде наиболее трудолюбивых граждан

г) на заинтересованность в труде не влияет

4. На рисунке показана зависимость ставки налога от облагаемого дохода. Какой системе налогообложения (СН) соответствует данный рисунок?

а) прогрессивной СН

б) пропорциональной СН

в) регрессивной СН

г) недостаточно информации

5. Подоходный налог является:

в) прямым только в случае прогрессивной СН

г) для отнесения к прямым или косвенным нуждается в дополнительных сведениях

6. В структуре налоговой системы России можно выделить:

а) четыре уровня

г) только один уровень

7. Налоги необходимы:

а) для борьбы с монополизацией рынков

б) для обеспечения социальных трансфертов

в) для обеспечения страны общественными благами

г) все вышеперечисленное

8. Налог на землю является:

в) прямым только в случае, если он взимается как с предприятий, так и с граждан;

г) для отнесения к прямым или косвенным нуждается в дополнительных сведениях

9. В России НДС относится:

а) к федеральным налогам

б) к региональным налогам

в) к местным налогам

г) как к федеральным налогам, так и к местным

10. Целевой налог - это налог:

в) целиком взимаемый за определённый вид деятельности

г) привязанный к конкурентному направлению государственных расходов

Материалы подходят для использования при подготовке к ЕГЭ по обществознанию

ВложениеРазмер
konspekty_po_ekonomike._gosudzharstvennyy_byudzhet_i_nalogi.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Государственные финансы: налоги, бюджет, государственный долг»

Государственный бюджет – это сводный план сбора доходов и использования полученных средств (рассматриваются статьи доходов и расходов).

Уровни бюджета РФ (стр.274)

1.Федеральный бюджет – принимается Гос. Думой

2. Бюджет субъекта федерации – принимается представительным органом (Дума Белг. области)

3. Местный бюджет – представительный орган города, поселка и т.д.

Дефицит государственного бюджета – превышение расходов над доходами ( профицит - Д˃Р)

Основные методы выхода из ситуации государственного дефицита:

  1. Сокращение бюджетных расходов
  2. Выпуск (эмиссия) новых денег
  3. Изыскание источников дополнительных доходов – повышение налогов
  4. Формирование государственного долга:

а) внутренний – перед гражданами, банками, фирмами, купившими государственные ценные бумаги

б) внешний – перед иностранными правительствами, международными банками и финансовыми организациями

Основной источник пополнения бюджета – налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

  1. Фискальная – формирование денежных доходов государства
  2. Распределительная – перераспределение доходов государства на важнейшие гос. нужды (социальное развитие, с/х, образование и т.д.)
  3. Регулирующая – помощь в создании условий для развития определенных отраслей экономики (с помощью налоговых льгот)

Уровни налогообложения (структура налоговой системы России):

1.Федеральные налоги (НДС, таможенная пошлина, подоходный налог)

2.Налоги субъекта федерации (налог на имущество предприятий, за пользование природными ресурсами)

3.Местные налоги (налог на имущество граждан, земельный налог, сбор за регистрацию предпринимателей).

Кривая Лаффера – показывает зависимость налоговых поступлений от величины ставки налога(%)





1 .По субъектам налогообложения: (а) юридические лица; (б) физические лица.

2 .По способу взимания:

(а) прямые – взимаются непосредственно с дохода или имущества (подоходный налог, налог на землю..)

(б) косвенные – включаются в цену и тарифы на товары и услуги (акциз на алкоголь, табак и др).

3. По характеру налоговых ставок:

(а) пропорциональная налоговая система – налог с единой процентной ставкой налога независимо от дохода (подоходный налог – 13%);

(б) прогрессивная налоговая система – налог с процентной ставкой, увеличивающейся с увеличением доходов;

(в) регрессивная налоговая система – налог с процентной ставкой, уменьшающейся с увеличением дохода (НДС – налог на добавленную стоимость).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Налоги и бюджет

Презентация по теме "Налоги и бюджет" для уроков обществознания, экономики. Содержит дедактивный материал: можно испоьзовать и в электронном и бумажном варианте.


Государство и экономика. Государственный бюджет.

Доходы и расходы бюджета, экономика потребления, пути преодоления дефицита бюджета.

Для иллюстрации теоретического материала на уроках эконмики.


Конспект урока Тема: «Государственный бюджет»

Для учащихся 3 класса.


Конспект урока Тема: «Семейный бюджет»

Для учащихся 3 класса.


конспект урока 8 класс "Бюджет семьи"

Цели урока: ознакомить с понятием семейный бюджет, развивать практическое мышление, воспитывать чувство финансовой ответственности.


Конспект ОД по экономике "Бюджет семьи"

Конспект ОД, подготовительная к школе группа.

Это экономические отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, оборону и управление.

Структура государственных финансов

Это экономические отношения по поводу формирования той части фонда денежных средств, которая связана с выполнением государством его функций. В результате создаются два вида фондов денежных ресурсов:

1. Централизованные ресурсы государства. Формируются за счет:

а) налоговых поступлений,

б) платежей населения,

в) доходов от внешнеэкономической деятельности,

г) ресурсных платежей,

д) различных целевых сборов.

2. Децентрализованные финансовые ресурсы, остающиеся в распоряжении государственных предприятий. Образуются за счет доходов и накоплений самих предприятий (см. тему финансовые ресурсы предприятия).

Виды источников государственных доходов

1. Внутренние — НД и Н Богатство, создаваемые внутри страны.

2. Внешние — НД и НБ другой страны, если они заимствованы в виде государственных займов или репарационных платежей.

Методы мобилизации государственных доходов

2. Государственные займы.

Классификация государственных доходов

1. По методам аккумуляции:

1) добровольный (покупка облигаций, лотереи, благотворительность),

2) обязательные (налоги, сборы, штрафы, пошлины).

2. По юридическим формам:

3. По социально-экономическому признаку:

1) от личных доходов граждан,

2) от совместных и иностранных предприятий,

3) от предприятий и организаций негосударственной формы собственности,

4) от государственного хозяйства и использования имущества и угодий государства.

4. По территориальному признаку:

2) субъектов федерации,

5. По порядку образования и использования:

Это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Они обеспечивают потребности государственной сферы деятельности и связаны с функциями государства:

а) через систему органов управления,

б) через предприятия и организации, принадлежащие государству.

Классификация расходов

1. По уровням государственной власти и управления:

2) субъектов федерации,

2. По целевому назначению:

3) связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов.

3. По общественному назначению:

1) экономические расходы,

2) на социальные цели,

3) на управление,

5) на внешнеэкономические расходы.

4. По характеру потребления:

5. По экономическим результатам:

6. По участию в общественном производстве:

1) финансирование в производственной сфере,

2) финансирование в непроизводственной сфере.

1) прямые расходы государства (осуществляются через систему бюджетных и внебюджетных фондов в целях расширения производства, образования социальных фондов общественного потребления, удовлетворения других потребностей государства),

2) расходы государственных предприятий и организаций на затраты:

а) связанные с текущей деятельностью предприятий,

б) обусловленные социальными вопросами трудовых коллективов и отдельных работников.

Формы финансирования государственных расходов

2. Бюджетное финансирование.

3. Кредитное обеспечение.

Принципы использования системы государственных расходов

1. Целевое направление средств.

2. Безвозвратность расходования ресурсов.

4. Соблюдение режима экономии.

5. Контроль за использованием государственных ресурсов.

Сущность государственного бюджета

У государства складываются разнообразные финансовые отношения с предприятиями и населением, которые называются бюджетными отношениями. Они являются частью финансовых отношений и имеют следующие особенности:

1) возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство;

2) имеют объективный характер;

3) связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей;

4) характеризуются большим многообразием, т. к. охватывают все уровни хозяйствования и направления распределительного процесса.

Бюджетные отношения осуществляются в бюджетном фонде страны. Не смотря от уровня формирования бюджет можно рассмотреть с трех сторон:

1. Бюджет, как экономическая категория — система денежных отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетов разных уровней.

2. Бюджет в материальном смысле — централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующего уровня государственной власти и государства в целом.

3. Бюджет как правовая категория — основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утвержденного соответствующими органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.

Сущность государственного бюджета реализуется через его функции:

1. Распределительная (благодаря ей осуществляется концентрация денежных ресурсов в руках государства и их использования с целью удовлетворения общегосударственных потребностей).




2. Контрольная (позволяет узнать: на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, соответствует ли объем централизуемых ресурсов объему потребностей, как фактически складываются объемы распределения средств, эффективно ли используются бюджетные средства).

3. Функция государственного регулирования и стимулирования экономики.

4. Функция финансового обеспечения социальной политики.

Эти функции реализуются с помощью бюджетного механизма.

Доходы государственного бюджета

Это экономические отношения, связанные с формированием той части денежных средств, которые остаются в распоряжении государства и его предприятий в целях выполнения ими общегосударственных функций.

Формы проявления отношений: различные виды платежей.

Материально-вещественное воплощение: денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Классификация доходов

1. По социально-экономическому признаку:

1) доходы от предприятий,

2) доходы и поступления,

3) ресурсные платежи,

4) прочие доходы.

2. По порядку и условиям зачисления:

3. По юридическим формам (по методам изъятия и источникам):

2) неналоговые (доходы от эксплуатации государственной собственности…),

3) поступления по штрафам и санкциям,

4) поступления от реализации облигаций, займов и других ценных бумаг,

5) административные сборы и платежи,

6) отчисления в социальные и другие фонды.

4. в зависимости от права собственности:

1) собственные доходы:

а) закрепленные в установленном порядке за бюджетом каждого уровня,

б) отчисления по регулярным доходам,

в) безвозмездные перечисления,

г) часть неналоговых доходов,

д) дополнительные источники, устанавливаемые органами власти, субъектов федерации и местными органами,

2) заемные средства:

а) %-е или без %-е ссуды, получаемые органами исполнительной власти из других бюджетов,

б) выпуск государственных или местных займов,

в) получение кредитов в банке.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №10 «Государственный бюджет»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие государственного бюджета.
  • Сальдо бюджета. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет.
  • Консолидированный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации.
  • Доходы и расходы государственного бюджета.
  • Источники финансирования дефицита бюджета. Государственный долг.

Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства. Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей. В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.


Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений. Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е. внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.


Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:

1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

1000 – 900 = 100 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

100 – 300 = –200 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

Вторая задача решается аналогично:

1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

1200 – 900 = 300 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

300 – 300 = 0 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Ответ: на рисунке 3.


Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.


Рисунок 4 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • актуализировать понятие «налоги» (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства), акцентируя внимание на том, что налог – это прежде всего принудительный платеж;
  • ответить на вопрос о том, кто осуществляет взносы на социальное страхование. Получив ответ на этот вопрос, станет очевидно, что граждане, осуществляя отчисления на социальное страхование, вносят в определённой степени принудительные платежи;
  • сформулировать определение понятия «приватизация» (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки), обратив внимание, что приватизация может предполагать продажу, следовательно, и доход;
  • прибыль от государственных предприятий – это, безусловно, не налог, но доход.

Ответ: на рисунке 5.


Рисунок 5 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 140–142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 112–120.

Читайте также: